Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Учить или мучить: когда и как начинать развивать ребенка

«Наши первые в жизни «развивашки», – фотографию с такой подписью моя приятельница Юля выложила в соцсеть. На снимке ее девятимесячная Светочка и еще шесть карапузиков в возрасте до года. А вокруг кубики с буквами, коврики с цифрами и прочие «образовательные» игрушки. Умилительно до чертиков. А некоторым еще и удивительно.

Зачем? - искренне недоумевает в разговоре со мной наша общая знакомая. Она придерживается правила: выучиться ребенок успеет всегда. И принципиально против раннего развития. Мол, слишком рано нагружать малыша знаниями ни к чему. Может, она и права?

Наш эксперт, семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Нет ничего такого в том, чтобы предложить маленькому ребенку познакомиться с буквами, цифрами. Ему в этом возрасте все равно, что воспринимать. Для него это просто образы. И образ, скажем, машинки и образ буквы – одинаков. Но есть разница: знакомить в форме игры, внимательно отслеживая его интересы и потребности, или же требовать: «Вот буква «А», это буква «А»! Почему ты не запомнил букву «А»?» Первое – полезно, второе – вредно. Современные системы раннего развития основаны именно на игровых принципах. При этом, разумеется, все должно быть равномерным: перекосов в сторону изучения тех же букв в ущерб физическому развитию быть не должно.

День пятилетней Маши расписан по часам. Два раза в неделю бассейн, два раза пение и танцы. В субботу гимнастика. В воскресенье мама планирует водить дочку на «еще какой-то спорт, может. джиу-джитсу», а в следующем году к этому прибавятся курсы по подготовке к школе. Маше нравятся все ее занятия, честно. Может, потому, что к другому ритму жизни она и не привыкла. Между занятиями еще успевает сходить с родителями в театр, в кино, съездить в гости. Правда, со здоровьем бывают проблемы – иногда организм девочки выдает совершенно немотивированную температуру. Тогда ребенок наконец-то отправляется просто отдыхать…

Это чисто российская тенденция: принято, что ребенка надо развивать. Если ребенок всему этому рад, на здоровье! Но если видно, что малыш не справляется, если это занятие или занятия в принципе по какой-то причине вызывают у него отторжение, не надо на него давить. Остановитесь, подумайте: зачем вы хотите, чтобы ребенок в столь юном возрасте посещал кружок, секцию. Занять время? Или это родительские амбиции – ты с детства должен уметь все? Начинайте разделять свои и его желания. Попробуйте посмотреть на мир его глазами, может быть. его взгляд кардинально отличается от вашего.

Больше воздуха! Как помочь ребенку найти свое призвание

  • Подробнее

Не пойду я с ним больше никуда, – жалуется мама двухлетнего Аркаши. - Все дети сидят, что-то там рисуют, лепить пытаются. А он по потолку ходит. Пыталась силой усадить, бесполезно. А педагог вообще внимания не обращает, говорит: «Не хочет – пусть не сидит, это нормально». За что только деньги плачу?

До трех лет требовать от ребенка ничего не нельзя. Так же, как и заставлять его высиживать на месте все занятие. Все занимаются, а ваш ребенок бегает по комнате? Пусть! Мозг должен переключаться. Вам жалко денег, потраченных за занятие? А что вам важнее – деньги или спокойствие ребенка?

Наш эксперт подчеркивает: до трех лет ребенка не надо учить в школьном понимании этого слова. Его надо просто любить. В этом возрасте ему не важно, умеет он рисовать или нет. Ему важно быть с мамой, быть любимым. И знать, что все знания – часть волшебного открытия, которое он совершает вместе с мамой. Поэтому нельзя пропускать детские работы через жесткую критику. Она и для взрослого-то обидна, что уж говорить о карапузе, для которого критика – как крушение мира. «Ой, да что это за елку ты нарисовал, кто ж так рисует», – скажите такое трехлетнему малышу, и он, скорее всего, больше никогда не возьмется за краски.

В 4−5 лет уже можно постепенно знакомить ребенка с форматом обучения, приучать к сидению на месте, высиживанию занятия. Но опять-таки все в форме игры. У дошкольников – от пяти до семи лет – память сформирована, понимание тоже. Здесь уже можно говорить об усидчивости, но все равно с поправкой на то, что это маленький ребенок. А вот если он не в состоянии высидеть урок в школе – это говорит о том, что что-то в развитии ребенка все-таки упущено. Но с этим уже должны разбираться специалисты: психологи и неврологи.

Личный опыт

Уверена, многое из того, что дают на развивающих занятиях, мамы, если у них есть время, могут дать и дома. Моему сыну 5 лет, и буквы он выучил раньше, чем научился говорить. Не шучу и не утрирую – заговорил он поздно, в 2 года 3 месяца. А ровно в два уже правильно тыкал пальчиком в ту или иную букву.