Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Субкультура как фактор социализации. Понятие субкультуры и её виды Цель и задачи работы

Субкультура как фактор социализации. Понятие субкультуры и её виды Цель и задачи работы

И ВОСПИТАНИЯ

Изучение молодежных субкультур довольно проблематично без уяснения лежащего в его основании термина «культура», под которым обычно понимают присущую конкретному обществу систему ценностей, представлений о жизни и поведении. Традиционно культура в качестве социального феномена исследуется различными науками, каждая из которых пытается обобщить и сформулировать свой подход к ее осмыслению. В настоящее время только определений этого понятия насчитывается больше трехсот.

В рамках социологического подхода культура рассматривается как компонент общественной среды и ее организующее начало, образ жизни народа и сложная система общественных норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования. Другими словами, для социологов культура - это общественный уклад, которому подчиняются как отдельные члены общества, так и целые социальные группы.

Если для отдельного индивида понятие «культура» - это в первую очередь музыка, кино, живопись, литература, то для социолога - это способы проведения досуга, церемонии и обряды, манеры и стиль поведения членов конкретного общества. Когда социологи говорят о культуре, то чаще всего они имеют в виду ее элементы, которые формируют целостную картину общества, на фоне которой проходит жизнь людей.

Как отмечается в современных социологических ис-следованиях, для нынешних поколений молодежи типи-чен прагматичный подход к культуре, которая в их сознании ассоциируется в первую очередь с особым стилем мышления и проявляется как способ регулирования отношений между людьми. Понимание культуры как знания и деятельности у современной молодежи отходит на второй план, а сама культура рассматривается как характеристика не волне приспособленного к жизни человека. Таким образом, концепт «культурный человек» для современной российской молодежи - облик человека, знающего приличия, тактичного и воспитанного, умеющего себя вести и обладающего высоким уровнем нравственности, но неуспешного в жизни, непредприимчивого, не умеющего зарабатывать деньги.

Ускоряющееся развитие техники, урбанизация и разделение труда, социальное неравенство и криминализация общества во многом предопределяют наступление технологической стадии культуры, при которой на передний план выходит ее продуктивная функция. Достижение успеха в профессиональной или личной сфере сегодня напрямую связывается с обладанием тем или иным техническим устройством, принятым в качестве образца. Набирают обороты процессы, когда общество создает культуру посредством принятия новых форм деятельности, общения, сознания, за которыми закрепляются функции образцов. Последние в итоге определяют наш быт, досуг, правила участия в трудовых коллективах, способ общения или тип социальных отношений.

Для большинства индустриальных стран мира сегодня характерно культурное многообразие, или мультикультура, что в свою очередь приводит нас к возникновению обществ со сложносоставной культурой, носители которой могут отличаться не только этническим происхождением или языковой средой, но и отождествлять себя с целым спектром направлений человеческой жизнедеятельности, для описания и обозначения которой социологи используют термин «субкультура». Данный термин не следует отождествлять с другими близкими по звучанию понятиями, которые сосуществуют параллельно, иногда пересекаются, но никогда не сливаются в единое целое. Речь идет о таких понятиях, как «культура для молодых» и «контркультура».

Первая создается для молодежи индустрией развле-чений и является массовой, навязываемой обществом и апеллирующая к простейшим биологическим реакциям и потребностям молодого человека. Отличительное свойство второй - наличие значимого врага и деструктивная деятельность до полной победы над ним.

Широкое распространение термин «субкультура» получил в 60-70-х гг. прошлого века в связи с исследованиями молодежных беспорядков в университетах США и Франции, однако сам термин появился в научной литературе значительно раньше - в начале века.

Прообразом современных субкультур в сегодняшнем их понимании считают «Блумсберийский кружок» (Bloomsbury group) - группу выпускников Университета в Кембридже (Великобритания), объединенную дружескими и творческими отношениями. В группу входили интеллектуалы, писатели и художники, среди которых отдельно можно выделить английскую писательницу В. Вулф. Члены группы отстаивали принципы художественного поиска, независимости в жизни и искусстве и тем самым противостояли викторианскому ханжеству той культурно-исторической эпохи.

Первые субкультурные объединения молодежи были связаны с музыкой: свингом в Америке в начале 20-х гг. прошлого века, джазом в послевоенный период в Европе, музыкой «Битлз» в 60-70-е гг. XX в. - практически повсеместно. Примерно в то же самое время в СССР появляется первая субкультура «стиляг».

Так что же такое субкультура? В самом общем виде это неформальное объединение людей на почве общих интересов. Сразу отметим, что под данное определение может попасть любая локально-специфическая группа, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, со сложившейся внутри самой группы системой ценностей, установок и моделями поведения.

Поскольку понятие субкультуры применимо к любой части населения, которая отличается от основной массы по принципу этнической, тендерной, сексуальной, профессиональной и собственно культурной принадлежности, мы можем говорить о том, что в каждом конкретном обществе существует большое многообразие субкультур, однако наиболее устойчивую форму и частое применение в различного рода исследованиях приобрело словосочетание «молодежная субкультура», зачастую рассматриваемое как девиантное или отождествляемое с лицами, характеризующимися отклоняющимся поведением. Данный факт объясняется тем, что достаточно продолжительное время понятие молодежной субкультуры концептуализировалось в рамках социологии девиантного поведения для обозначения культуры наркоманов и преступников. Намного позднее в объектив исследователей, рассматривающих эту проблему, попали выходцы из рабочих кварталов, подростки и молодежь из неблагополучных семей.

Впервые термин молодежная «субкультура» использовал К. Мангейм в своей работе «Диагноз нашего времени» (1943), в которой в самом общем виде были представлены характерные черты и принципы типологизации молодежных субкультур. Именно в молодежной среде, по мнению социолога, происходит формирование «духа общности», новых моральных императивов и эстетических норм, которые со временем становятся всеобщим достоянием.

Среди других ученых, рассматривающих проблему молодежных субкультур и указывающих на реальность ее существования, можно назвать Т. Парсонса. Американский социолог рассматривал молодежную субкультуру как специфическую часть системы социализации личности. По его мнению, наличие молодежной субкультуры позволяет создавать элементы эмоциональной устойчивости во взаимоотношениях молодых людей и со взрослыми, и ровесниками, а также дополнять приобретенные знания в системе образования полученными навыками внутри конкретной молодежной субкультуры.

С точки зрения отечественных социологов молодежная субкультура, рассматриваемая ими как специфический социокультурный феномен, является продуктом XX в. и прежде не существовала, поскольку о молодежи в дореволюционной России как о массовой социально-демографической группе можно было говорить с известной долей условности. Возникновение молодежных субкультур российскими исследователями трактуется как результат деятельности молодежных сообществ и осознание ими собственных интересов, которые далеко не всегда совпадают с интересами других социальных групп.

Сегодняшние представления о молодежных субкультурах в значительной степени эволюционировали с момента их возникновения, и в настоящее время они далеко не всегда рассматриваются исследователями в качестве противопоставляющих себя другим формам господствующей в обществе культуры. Например, А. И. Кравченко, говоря о субкультуре, отмечает ее как включающую в себя ценности доминирующей культуры и добавляющую к ним новые ценности, характерные только для нее. В конфликте с господствующими ценностями, по мнению этого социолога, находится контркультура, которая и противостоит доминирующей культуре общества.

Как отмечают многие авторы, работающие над дан-ной проблемой (А. В. Мудрик, А. И. Шендрик), широкое использование понятия «молодежная субкультура» представителями как западной, так и отечественной науки, появление ряда теорий, в рамках которых данный социальный феномен получил свое описание, привело к тому, что на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в российской научной литературе нет единой точки зрения по вопросу сущности молодежных субкультур и причин их возникновения; более того, отсутствует общепринятое определение рассматриваемого термина.

Большинство определений молодежной субкультуры как особой формы организации молодежи с относительно автономным существованием внутри нее акцентируют внимание на общности идеологии, ментальности, символики и атрибутики во внешнем виде, норм и моделей поведения.

Необходимо отметить, что молодежную субкультуру можно рассматривать как один из вариантов культурной дифференциации современного общества, и ее включение как части объективно обусловленной социальной реальности порождает целый ряд попыток типологизации данного явления.

Каждый вариант обозначения предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символах, атрибутах, идеологии, социальной активности или направленности деятельности. Известны типологизации молодежных субкультур, в соответствии с которыми представители одних молодежных миров практически не пересекаются с другими. Однако очевидным представляется их сосуществование в рамках единой культуры общества. Например, субкультура рэперов сосуществует с субкультурой любителей граффити, субкультурная общность панков пересекается с субкультурой скейтеров.

Более того, А. В. Мудрик отмечает нейтральность термина «субкультура», который, по его мнению, может отражать различные реалии социальной жизни, а значит молодежные субкультуры могут быть как просоциальны-ми, так и асоциальными, антисоциальными и даже контркультурными. Однако основное внимание исследователей сосредоточено на асоциальных и антисоциальных субкультурах и очень мало работ посвящено просоциальным субкультурам.

В качестве примера А. В. Мудрик приводит названия более или менее автономных молодежных субкультур, которые стали объектами наблюдения студентов Московского государственного педагогического университета (МГПУ) в 2006-2010 гг. Под руководством А. В. Мудрика и М. В. Никитского изучались просоциальные субкультуры молодых евангельских христиан-баптистов, студенческого общежития, любителей японской культуры, любителей водного туризма и др.; «балансирующие» на грани про- и асоциальности: субкультуры любителей стритбола и трейсеры; из числа асоциальных: субкультуры толкиенистов, ролевиков, играющих в онлайн-игры, флешмоберов; антисоциальные: футбольные фанаты и со-блазнители-пикаперы. Кроме того, изучались субкультуры работников малых предприятий и нескольких крупных предприятий.

Таким образом, большинство субкультур могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров (по А. В. Мудрику):

■ по степени локализации: транснациональные (от хиппи до эмо), локализованные в одной стране или группе стран, региональные, поселенческие, групповые (в организациях и неформальных группах);

■ по практическим основаниям: профессиональные, социально статусные (например, деление на «синие» и «белые» воротнички или «новых» и «старых» русских), имеющие в своей основе хобби, фанатство, религиозную принадлежность или некую идеологию;

■ по направленности: просоциальные, асоциальные, антисоциальные и контркультурные;

■ по степени открытости для вхождения: массовые открытые, автономные, профессиональные, закрытые экстремистские и криминальные и др.;

■ по мере оформленности: имеющие все признаки субкультуры, почти все или только два-три признака.

Таким образом, по отношению к главенствующей культуре все остальные культурные общности можно считать субкультурами со своим ограниченным кругом последователей, ценностями и представлениями, оформленными в виде правил или поддерживаемых в виде неоформленных письменно легенд, историй и пр. Можно сказать, что субкультуры возникают как реакции на социальные и культурные потребности общества и могут отличаться как позитивным настроем по отношению к последним, так и негативными и делинквентными реакциями на существующую в обществе культуру. Маркирование субкультур по принадлежности к молодежной среде является лишь одним из множества способов обозначения разнородности субкультурных общностей в рамках социума. Другой отличительной особенностью субкультурной молодежи является ее дистанцированность от большинства в силу разных причин: возраста, отсутствия у нее экономической и социальной самостоятельности, наличия особого типа мировоззрения или постоянного поиска себя и своего места в обществе.

Отдельно следует сказать о влиянии молодежных субкультур на социализацию в подростковом и юношеском возрастах. В частности, А. В. Мудрик отмечает, что «субкультура влияет на социализацию человека постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него». Другими словами, чем чаще ценности и нормы отдельного молодого человека совпадают с ценностями и нормами значимой для него субкультурной группы, тем эффективнее последняя влияет на процесс социализации. Данный процесс протекает стихийно, что позволяет рассматривать его в качестве специального или специфического механизма социализации. Данный факт не умаляет значения стихийной социализации, и в зависимости от характера конкретной субкультуры, ее влияния на своих членов, других факторов она может иметь более или менее обширный вектор воздействия: от позитивных изменений в структуре социализируемой личности до формирования саморазрушительных компонентов, криминализации норм, ценностей и установок молодого человека.

Молодежную культуру можно считать как способом обособления юноши или девушки по отношению к обществу, так и параллельно способом приспособления к нему. Иначе говоря, молодежная культура «становится одной из ступеней автономизации, что и определяет ее влияние на самосознание человека, его самоуважение и само-восприятие».

Рассмотрим ряд общих признаков для молодежных субкультур, которые способствуют протеканию процессов стихийной социализации в среде молодежи:

■ следование моде как желание внешне выделиться, отделиться от мира взрослых, показать свою принадлежность к обществу сверстников;

■ использование жаргона (сленга) и сниженной лексики выступает как пропуск, своеобразный пароль в субкультуру;

■ музыка позволяет пережить, выразить и оформить свои эмоции, в какой-то мере компенсирует словарную недостаточность используемого жаргона;

■ элементы фольклора и эстетические пристрастия (условное название) выступают своеобразным барьером молодежных субкультур, защитой собственной идентичности от обезличивания;

■ поведение и образ участника молодежной субкультуры (манеры, походка, жесты, позы) формируются под действием вышеперечисленных признаков и служат общей характеристикой субкультурной общности для обывателя.

Подводя итог, необходимо отметить, что влияние молодежной субкультуры на стихийную социализацию ее участников определяется той степенью свободы, которая данная субкультура предоставляет, и степенью зрелости самой личности. Тогда содержанием стихийной социализации становятся различные стратегии поведения, логика мышления и стиль жизни, из которых и складывается внешний и внутренний образ молодого человека - члена субкультурной общности.

Еще одним важным аспектом, на который следовало бы обратить внимание, - это роль, которую играют молодежные субкультуры в процессе воспитания, степень их влияния на протекание данного процесса.

А. В. Мудрик подчеркивает, в частности, что на семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья. Каким образом проявляется это влияние? С одной стороны, признаки субкультуры, носителями которой являются отдельные члены семьи, могут вполне осознанно культивироваться в процессе семейного воспитания в большей или меньшей степени. С другой стороны, мы можем говорить о возникающих конфликтах внутри семейного сообщества по поводу несовпадения ценностей и норм, привнесенных с помощью признаков субкультуры. Примерно схожим образом роль молодежных субкультур проявляется в процессе социального воспитания, когда речь идет о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В этом случае мы говорим о субкультурах, которые соотносятся с пространством той или иной воспитательной организации.

В контексте организации работы с молодежью повышенный интерес для педагога, социального работника или специалиста по работе с молодежью представляют знания о молодежных субкультурах. Причем речь идет о вполне конкретных субкультурных общностях, участниками которых могут выступать обучаемые подростки и студенты или подопечные из групп риска.

Полезность подобного знания огромна с точки зрения не только общего представления о массовых и автономных молодежных субкультурах, но и для адекватного дифференцирования их на просоциальные, асоциальные или антисоциальные, а значит, неконфликтного построения отношений с воспитанниками, являющимися носителями признаков тех или иных молодежных субкультур, или, наоборот, предотвращения конфликтных ситуаций на почве разнообразия существующих молодежных субкультур. Подобное знание в первую очередь формирует у педагога или социального работника терпимое отношение к субкультурным проявлениям, если последние не име-ют антисоциального характера, способны облегчить реализацию педагогом подходов по социальному воспитанию через активизацию позитивных проявлений, существующих внутри каждой молодежной субкультуры, способствует появлению в стенах воспитательной организации новых субкультурных проявлений, выражающихся в поведении, времяпрепровождении, пристрастиях молодежи.

1. Роль сверстников в социальном формировании личности.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции:
- приобщение к культуре и нормам данного общества;
- научение полоролевому поведению;
- научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, регио-нальной, социальной принадлежности членов группы;
- помощь членам группы в достижении автономии от общества;
- создание условий для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.
2.Официальные объединения.
К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие детские и подростковые организации (скауты).
Школьный класс. В классе существует двойственная структура коллектива – формальная, созданная под влиянием взрослых и неформальная, складывающаяся в процессе свободного общения детей. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению, по официальному статусу учеников, по успеваемости, по принадлежности к активу и на основе неофициальных ценностей, принятых в ученической среде.
Подростковые клубы. Главное для детей в клубах – добровольность, общение друг с другом и интересными людьми – энтузиастами(руководителями) и теплая атмосфера, которой им не хватает в школе.
Детские организации. В России стали распространяться скаутские организации (скаут - разведчик). Скаутинг – система воспитания молодежи, разработанная в конце 19 века полковником английской армии Р.Баден-Пауэллом. Это самое распространенное молодежное движение в мире. Цель скаутинга – всестороннее развитие личности (физическое и духовное) Скауты учатся выживать в самых сложных условиях.
Самой массовой детской организацией В России на сегодняшний день является Федеральная детская организация «Юная Россия» - в ее программах участвуют более 5 млн. детей.
Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»(ДИМСИ).
Неформальные группы– это официально не зарегистрированные группы людей, которые возникли по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Неформальная группа чаще всего объединяется на основе близости возраста и территориальной общности. Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей и существующее на протяжении нескольких десятилетий. Именно через неформальное объединения реализует себя молодежная субкультура.
Субкультура - sub –«под» -совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) Субкультура бывает: просоциальной, когда ее нормы не противоречат общепринятым нормам и правилам; Эти объединения решают социальный проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, решение экологических проблем); асоциальной - ее нормы и ценности дополняют и трансформируют официальную культуру. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. В основном выполняют рекреационные функции)хиппи,панки, мажоры, хайлафисты, рокеры) и антисоциальной – когда нормы противопоставлены обществу, иногда носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других (Банды – чаще всего по территориальному принципу.
Специфические черты российской субкультуры:
1. преимущественно развлекательно-рекреативная направленность;
2. «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интере-сов – культ американского образа жизни;
3. слабая индивидуализированность и избирательность культуры - неприятие других ценностей и стереотипов;
4. внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры, заметно влияние только телевидения);
5. отсутствие этнокультурной самоидентификации(народная культура большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм);
6. межгенерационное отчуждение: от разрушения внутрисемейных контактов до отчуждения поколений;
Общие признаки НМО:
1. стиль одежды и оформление внешности(прически, макияж, татуи-ровка). Очень скрупулезно. Важность деталям. Равная значимость для обоих полов. Цели – выделиться среди взрослых и обрести единство со своей компанией, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, утвердить свою похожесть.
2. увлечение музыкой. Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников тяж рока – преобладают 14 – 17 летние юноши – школьники, учащиеся ПТУ и рабочая молодежь. Джаз – авторская песня – увлечения более образованной части молодежи.
3. жаргон = своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Лексический состав жаргона быстро обновляется. Позволяет почувствовать принадлежность к группе, это как своеобразный пароль.
4. Фольклор – комплекс словесных, музыкальных и игровых видов творчества. Словесный вид – предания из истории сообщества, о легендарных деяниях, анекдоты, считалки, дразнилки, страшилки. Муз фольклор – песни, выражающие мировосприятие и отношение к окружающему, пропагандирующий ценности своей группы. Игры – подвижные детские игры, карточные и др. Передаются из поколения в поколения. Изобразительный вид фольклора - граффити – средство утверждения групповой принадлежности, а также возможность выступить против разрешенных социальными нормами надписей.

Классифиация НМО:
1. Группы агрессивной самодеятельности – например, спортивные фанаты – эмоциональная разрядка в процессе боления и послематчевых шествиях. Спортивные мероприятия – лишь повод к совместным действиям.
Экстремистские неонацистские группы. Группы имеют тайную систему посвя-щения, внешнюю атрибутику. (левые – «ремонтники», «люберы», «чистиль-щики» «Законники», «Комиссары», объединяются для борьбы с западной идеологией или неправильными действиями в собственном государстве
2. Группы эпатажной самодеятельности. Панки – одежда, манера поведения, словарный запас, Открыто пропагандируют секс, наркотики, токсические вещества. Мажоры – носят вещи какой-либо западной страны, проповедуется активный, деловой, сильный человек. Рокеры – страсть к мотогонкам. Поперы – причисляют себя к элите общества, подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности, активно бойкотируют любую общественную деятельность.
3. Группы культурной самодеятельности.Рокеры (битломаны, ньювейвщики, хардрокеры, металлисты, брейкеры) Хиппи.
4. Группы экономической самодеятельности. Деятельность таких групп напра-лена на создание материальных благ для себя, своей группы или других групп. Группы кооперативно-предпринимательской деятельности.
5. Группы социальной самодеятельности – их деятельность направлена на решение конкретных социальных проблем. Экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей). Экокультурные группы (защита культурной среды). Этнокультурные группы (возрождение культурно-исторического наследия. Могут быть и экстремистски настроенные – «Память»). Группы интернационалистов. Группы взаимной поддержки. Группы «Милосердие» - добровольная помощь людям, в ней нуждающихся.
6. Группы политической самодеятельности. Стремление изменить политическую ситуацию в стране. Движение политического самообразования. Правозащитное движение.
7. Нетрадиционные религиозные группы. Общество всеобщего сознания Кришны. Группы дзен-буддистов, сатанистов.
8. Криминогенные группировки. Кто попадает в такие группы? Члены могут быть типологизированы следующим образом:
1. аутсайдер – человек, попавший в социальный тупик, не нашедший признания в формальной социальной группе, не имеющий возможности для самореализации.
2. маргинал (лат – человек, находящийся на краю) Это личность, оказавшаяся за рамками характерных для этого общества норм и традиций.
3. конформист – человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, быстро и без усилий усваивающий групповые ценности и нормы.
4. приспособленец – в отличие от конформиста принимает групповые нормы и ценности лишь внешне, имитируя глубокую привязанность к групповым целям для того, чтобы добиться признания и повышения своего статуса.
5. фанат – человек, увлеченный групповыми целями, преданный ценностям и символам группы, соблюдающий нормы группы и отрицающий все, что идет вразрез с групповыми ценностями.
6. борец – человек, для которого больше значит процесс борьбы за идею, чем сама идея.
7. вождь – человек, видящий свое признание, чтобы руководить людьми и нередко имеющий организаторские способности.
8. попутчик – человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации.
9. имитатор – человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, они составляют для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей.
10. скучающий – человек, мотивом вступления в организацию для него была возможность более содержательно организовывать свой досуги найти среду для общения.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях, в определенных формах. Для отражения конкретных форм существования культуры в социологии используется понятие субкультура. Существует множество определений этого понятия:

  • - субкультура - это набор убеждений, норм, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или социальную группу;
  • - субкультура - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение;
  • - субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры;
  • - субкультура с точки зрения культурологии -- это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультуры появляются там, где:

  • - ткань общественных отношений и, в первую очередь, производственные отношения не накрывают какую-то часть общества, не вовлекают его в себя, либо же вовлекают явно насильственными способами, чем вызывает ещё большее отторжение;
  • - существуют серьёзные противоречия между общественной моралью, отношениями и стремлениями людей. Это верно только в том случае, если представители социальной группы, вступившей в противоречие с обществом, слабы и не способны его изменить.

Феномен молодёжных субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, социологов. Каковы причины их появления?

Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп - процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности.

Выделяют следующие причины, которые побуждают войти молодежь в ту или иную субкультуру:

  • - потребность в друзьях;
  • - стремление познать необычное, в том числе современное западное искусство;
  • - неуспеваемость в обучение и отчуждение от коллектива;
  • - отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;
  • - потребность в эмоциональных впечатлениях;
  • - отсутствие индивидуального подхода в школе при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников;
  • - невнимание к молодым людям и конфликты в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;
  • - возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.

Таким образом, факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласия, расхождения во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремления к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как желание обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы. Громов А. В., Кузин О. С. «Неформалы. Кто есть кто?» -- М.,1990г.

Каждое сообщество создает свою субкультуру, которая не отрицает общечеловеческую культуру, но в то же время имеет свои специфические отличительные признаки, связанные с особенностями жизнедеятельности этих сообществ.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений, а некоторые наоборот, носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят в единую культуру общества как неотъемлемые элементы. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

К своеобразным особенностям молодежной субкультуры следует отнести прежде всего то, что создателями ее являются представители очень значительной части молодежи - учащиеся, студенты, не имеющие в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и будущей деятельностью как специалистов. Социальные характеристики различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным подструктурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Будучи частью общества, она включена во все многообразие его связей и отношений. Вместе с тем субкультуре присущи специфические общественные функции: воспроизводственная, инновационная и др.

Общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.

Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур

Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором - приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.

Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других

Разновидности субкультур

Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.

Субкультура рабочей молодежи - тэдди-бойз

Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки-дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.

Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.

Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса - моды

К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:

  1. Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
  2. Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
  3. Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
  4. Ученики художественных школ, студенты и так далее.

Субкультура - рокеры

Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.

Скинхэды или бритоголовые

Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.

Субкультура панки

В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.

Движение хиппи

Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность - ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:

  1. Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
  2. Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
  3. Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
  4. Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны - все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
  5. Совместное проживание - это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.

Стиляги

Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.

Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.

Социальные субкультуры

Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.

Субкультуры, популярные в современном обществе

Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.

За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.

Отличительные особенности современных молодежных направлений

Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:

  1. Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
  2. Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
  3. Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.

Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.

Деятельные виды субкультур - это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.

Что привлекает молодежь в субкультурах

Юношеские субкультуры на личностном уровне - это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.

Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:

  1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
  2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
  3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.

Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.

К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.

Источники появления субкультур в России

В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.

В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь - коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.

Стратегии в отношении молодежных видов деятельности

Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.

Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.

В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.

Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.

Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА, КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования, он окружён себе подобными. С самого начала своей жизни он включён в социальные взаимодействия. В процессе социального взаимодействия, человек приобретает определённый социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства человеком социального опыта.

Процесс социализации осуществляется в учебных заведениях, детских и молодёжных организациях, объединениях. Важнейшим институтом социализации детей, является семья. В отсутствие родителей, эта огромная ответственность падает на воспитателей, социальных педагогов, психологов социальных учреждений. От них зависит, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать свой потенциал.

Важнейшим фактором социализации детей является детская субкультура, так как это своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри группы и на уровне возрастных подгрупп.

В детской субкультуре, являющейся частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребёнка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познаёт мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры, удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребёнка, такие как потребность в изоляции от взрослых, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Детская субкультура – вариант широко распространённого в культуре процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении – это всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно – исторической ситуации развития.

Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребёнок обретает свою сущность, констатирует свой собственный мир.

Так, например - дразнилки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. , выполняющие воспитательную функцию, помогают себя отстаивать при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость

и самообладание;

Прибаутки, потешки для детей имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита и опасный внешний мир, который до поры до времени знать не надо, раскрывают секрет семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к миру в целом;

Детское собирательство даёт возможность ребёнку матереализовать своё тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я – есть», «я – могу», что помогает ребёнку переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личной автономии;

В.В. Абраменкова, рассматривая социоэволюционный смысл детской субкультуры для человечества, выделяет несколько её основных функций.

Во – первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребёнку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией социализирующая. Именно в детской среде иногда достаточно жёстко с помощью субкультурных средств – нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую личностную категорию половую принадлежность – ребёнок усваивает во многом благодаря другим детям.

Во – вторых, детская субкультура предоставляет ребёнку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

В третьих, пространство детской субкультуры создаёт ребёнку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т. е, выполняет психортерапевтическую функцию, а степень погруженности ребёнка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми, передавая из поколения в поколение ныне утраченные обычаи и обряды.

Детский правовой кодекс. Это правда вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, знаки собственности, отношения мены, право старшенства и опекунское право в разновозрастных группах, способы воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций;

Детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки и др.) Уникальный жанр детского фольклора, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре, необходимый атрибут игры – считалки, благодаря им корректируется поведение детей во время игры и устраняются конфликты, а также это четверостишия, развивающие память, воображение, артикуляционный аппарат. Этот жанр можно использовать ежедневно.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лапотишкам.

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком

Заинька, не беги –

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши в лесок

Иди к нам в хоровод

Веселить народ.

Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, перевёртыши, истории – небылицы и др.);

Детское собирательство и коллекционирование;

В основе детского коллекционирования лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. А в условиях социального учреждения – это ещё и свой индивидуальный мир ребёнка, к которому нужно относиться с уважением.

Способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности;

Детская мода, эстетические представления детей (составление букетов, веночков и т. п.)

Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребёнком содержания общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;

Особый пласт субкультуры детства – стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребёнка, например, «Что бы сказал этот старый шкаф, если бы умел говорить?» и детское философствование – размышление о природе, жизни, добре и зле и т. д. «со мной никто не играет, потому что я некрасивая, а дети все злые…» Воспитателю важно быть внимательным и не отмахнуться, в первом случае, и пофантазировать вместе с ребёнком, вступая в творческое сотрудничество и расширяя представления ребёнка о мире. Во втором случае просто необходима беседа по душам, чтобы помочь ребёнку понять, что конфликты со сверстниками кроются вовсе не в красоте и недобрых детях, просто нужно научиться договариваться с друзьями, увлекать их своими идеями, научить ребёнка разным формам разного взаимодействия с друзьями.

Детская картина мира, т. е, особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребёнка с миром.

В процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е активно осуществляется процесс социальной адаптации.

Вместе с тем, признание мира сверстников, взрослых, даёт возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Опыт педагогической деятельности показал, что в качестве основных задач приобщения детей к детской субкультуре можно выделить следующие:

Развитие у детей самостоятельности и ответственности, как основных ценностей системы взросления в процессе организации разностороннего разновозрастного общения в условиях социально реабилитационного центра;

Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

Формирование образа успешного уверенного в себе гражданина общества (как эмоциональное, презентация кружка и т. п.);

Выставки (выставка рисунков, работ участников кружка, личных коллекций и т. п.);

Праздничные события и игровые тематические проекты (организация выпуска поздравительных газет, праздничные мероприятия, изготовление открыток ко дням рождения и т. п.);

Таким образом, приобщение ребят к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации детей в группе в условиях социального учреждения, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию различных социальных ролей в обществе.

Список использованной литературы при подготовке статьи:

Абраменкова В,В, Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М., Воронеж, 2000

Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1991

Иванова Н. О. Особенности и значение детской субкультуры. Педагогика, 2005, №7

Мудрик А. В. Социальная педагогика, М, 1999.