Ирина Давыдова
Время на чтение: 9 минут
А А
Профессии, известной сегодня как «гид-экскурсовод», до конца шестидесятых, можно сказать, практически не было. Обычно за эту работу брались добровольцы — причем, чаще всего, абсолютно бесплатно. Заботы по проведению экскурсий возлагались на сотрудников музеев и ВУЗов. Что касается штатных экскурсоводов — их были единицы.
Развитие экскурсионного направления в туризме в СССР стартовало лишь после 1969-го года. И сегодня данная профессия считается модной, прибыльной и престижной.
Так все-таки гид или экскурсовод? Как правильно? И есть ли разница?
Разница однозначно есть.
Первый, помимо прямых обязанностей, сопровождает гостей в турах, а также в походах или даже круизах, обеспечивает их безопасность и решает их бытовые проблемы. А второй только лишь водит экскурсии (как правило, одни и те же) по конкретному маршруту или же выбранному туристами (программой) объекту, рассказывая гостям об истории объекта или местности.
Чаще всего, местом работы экскурсовода становится туристическая компания (а также музеи и проч.). Но, при достижении определенного уровня опыта и мастерства, нередко экскурсоводы уходят «в свободное плавание», предпочитая работать на себя.
Среди обязанностей экскурсовода можно отметить следующие:
Наиболее данная профессия подойдет молодым, выносливым и привлекательным юношам и девушкам с высоким уровнем интеллекта и идеальным знанием английского языка, с лидерскими качествами, собранным и ответственным, чрезвычайно энергичным и активным по жизни, влюбленным в край, где они водят экскурсии.
Конечно, можно попытаться стать гидом-экскурсоводом самостоятельно при обычном среднем образовании, окончив какие-нибудь курсы — или просто прослушав несколько лекций в местном музее. Но это возможно лишь в небольших городках или селах, где поток туристов низкий, и над качеством работы экскурсовода никто особо не задумывается.
Если же вы настроены на данную профессию серьезно, и собираетесь на ней хорошо и стабильно зарабатывать, то к делу следует подойти со всей ответственностью.
Только лишь Петербург за 2016-й год посетило более 7 млн гостей. Поэтому вопрос о востребованности профессии в крупных городах даже не стоит: гиды-экскурсоводы нужны везде, где есть туристы.
Средний заработок будет зависеть от региона и места работы. Средняя зарплата по стране – около 35000 р. В Москве и Петербурге в сезон можно заработать до 80000 р и больше.
Что касается уровня зарплаты, наиболее высокой на сегодняшний день она остается в Москве, после которой идет Кемеровская область, потом республика Татарстан и Петербург.
Стоит отметить, что при работе на турфирму зарплата экскурсовода составляет, в среднем, около 2000 рублей в день в сезон, плюс чаевые. При работе на себя такой сотрудник, естественно, получает всю прибыль себе.
Безусловно, да — как и в любой профессии.
И высшей точкой карьеры является не просто работа на себя, а открытие собственного экскурсионного бюро или иного бизнеса в данной сфере рынка.
Путь к успеху для будущего гида-экскурсовода выглядит следующим образом:
Аккредитацией называют специальное разрешение государственного образца, которое дает право на проведение экскурсий для иностранных гостей.
Данные разрешения введены для повышения качества обслуживания прибывающих к нам туристов.
Получить лицензию можно только после обучения, и какое место для этого выбрать — каждый будущий гид решает сам.
Аккредитации для работы в Москве и Петербурге (например) – различные, и единой аттестации гидов в стране нет.
Например, в СПб такую аккредитацию вы сможете получить в городском туристско-информационном бюро, а в столице – в Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов.
Найти работу при наличии аккредитации несложно, если у вас есть собственные интересные маршруты. Достаточно приехать лично или отправить туда, куда вам хотелось бы устроиться.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!
– Гоша, расскажи, чем ты занимаешься?
– Я – экскурсовод по Москве и по Кавказу. Вожу частные экскурсии. Работаю не в экскурсионных бюро, а сам на себя. Меня находят через Интернет, соцсети, сарафанное радио. Обычно работаю с небольшими группами людей: с семьями и индивидуальными клиентами.
– Как ты стал экскурсоводом?
– После школы я устроился на лето в экскурсионное бюро продавать билеты, но директор турфирмы сначала предложила мне покататься по экскурсиям, посмотреть на все изнутри, а потом сказала: «Может, сам хочешь попробовать?».
Я попробовал и работаю в этой сфере уже почти 13 лет. Я из Кисловодска, сначала водил экскурсии по Кавказу, а семь лет назад переехал в Москву, изучил город и теперь работаю здесь. В Москве я окончил школу экскурсоводов. Ведь образования такого нет, его в вузах не дают. Нужно оканчивать курсы.
Формально на территории Москвы и Московской области экскурсии может проводить только тот, у кого есть аккредитация. И вот эту аккредитацию, лицензию, ты и должен получить на курсах.
Обучение длится примерно полгода, там рассказывают о методике проведения и составления экскурсий, об азах, с чего нужно начинать. А в качестве выпускного экзамена ты сдаешь обзорную экскурсию по Москве. Но вообще, если честно, чтобы водить экскурсии, нужно просто хорошо знать город и его историю.
Сейчас я сам выбираю, какие экскурсии мне интересно водить, а какие – не очень. Но поначалу брался за все подряд. И новичкам советую тоже не отказываться ни от какой работы. Это опыт и деньги. Насчет денег, кстати: начинающие экскурсоводы зарабатывают маловато. Но над этим нужно работать.
Я с каждым годом зарабатываю все больше, и, наверное, я самый дорогой экскурсовод в Москве. При этом мои экскурсии востребованы. Людям ведь важно качество экскурсий, а цена уже вторична. А по-настоящему качественных услуг на этом рынке пока маловато.
– Минусы – нестабильный уровень дохода. Особенно зимние месяцы, как правило, самые тяжелые в этом плане. На январские праздники работы больше, чем когда бы то ни было, но они довольно короткие, а зима в Москве длинная и холодная: многие не хотят гулять пешком. Но в целом у меня число заказов с каждым годом растет.
Другой минус, наверное, в том, что нужно постоянно развиваться, читать, изучать новые маршруты. На дворе XXI век, надо быть в тренде: я лично снимаю видео о Москве, у меня свой канал на YouTube. И нужно постоянно увеличивать количество проводимых маршрутов. Но в этом же и плюсы. Мне интересно читать, смотреть обучающие фильмы, слушать радиопередачи.
Нравится придумывать новые маршруты, авторские. Например, у меня есть экскурсии по современной архитектуре Москвы. Они не очень востребованы, ими мало кто интересуется, и обычно я сам предлагаю их туристам: мне интересно их водить, а значит, туристам будет интересно их слушать.
Еще большой плюс – гибкий график. Я сам планирую свое время. Но чтобы быть хорошим экскурсоводом, желательно не работать параллельно на другой работе. Совмещать сложно. В общем, чтобы добиться результатов, нужно целиком себя посвятить этой профессии, как и в любой сфере.
– Расскажите, чем вы занимаетесь?
– Екатерина: Мы с Таней работаем бортовыми гидами, ведем экскурсии на датском языке на маршруте Санкт-Петербург – Москва.
Татьяна: В наши обязанности входят все технические детали круиза: связь с водителями автобусов в городах, билеты, рестораны. Раздаем карты, следим за группой. Но у нас также есть и творческая функция: общаемся с туристами, рассказываем истории из личной жизни, делимся своими взглядами на жизнь.
Екатерина Кокарева
Екатерина: Каждая группа туристов от нашей датской фирмы приезжает в Россию с турлидером. Этот человек, как правило, либо профессор-славист, либо журналист, хорошо знающий нашу страну, культуру и историю.
Он ведет основную часть экскурсии, но часто обращается к ассистентам, то есть к нам, за дополнительной информацией, из первых уст. Поскольку мы живем в этой стране, наша точка зрения «изнутри» дает совершенно другой взгляд на вещи. Взгляд, который датчанам совершенно незнаком, ведь он просто не может просочиться сквозь тонны пропаганды, которая сейчас во всех СМИ.
Также бортовой гид отвечает за развлекательные мероприятия на корабле. И еще мы проводим уроки русского языка для своей группы. Это довольно забавно, здесь мы можем по полной проявить инициативу и фантазию. Обычно датчане ходят на уроки русского с большим энтузиазмом.
Еще, помимо работы в датской турфирме, мы с Таней проводим экскурсию под названием «Изнанка Петербурга», на которой показываем датским туристам настоящую коммунальную квартиру, рынок, рюмочную, метро.
Также в этом году я получила лицензию гида в музее Фаберже. Проходила у них обучение на русском, а потом сама переводила всю экскурсию на датский.
Таня Кунина
– Как вы стали экскурсоводами?
– Екатерина: Мы учились на 2-м курсе. К нашей заведующей кафедрой скандинавистики обратилась девушка из датской турфирмы с предложением летней работы для студентов с датским языком. Вакансией заинтересовались только Таня и я.
Собеседование наше прошло довольно быстро, нас попросили поговорить немного по-датски, чтобы удостовериться, что мы действительно владеем этим языком, потом вкратце объяснили обязанности, условия, и на этом, в общем-то, все. Это было зимой, а летом мы уже отправились в свой первый круиз.
В этом году я отработала свою четвертую навигацию, у меня было больше 10 круизов. По сути, это работа для студентов, и, думаю, в следующем году возьму всего один круиз. Это замечательная работа, но нужно двигаться дальше и уступать место будущему поколению. Сейчас я как раз занимаюсь обучением новых бортовых гидов с датским языком, каждый год набираем новых.
Татьяна: В июне 2014 года я вернулась с 5-месячной учебы в Дании, а в июле мы отправились в первый круиз. Он был, несомненно, самым сложным: о предварительном обучении речи и не шло, поэтому мы ориентировались по ситуации.
Тогда казалось, что работа очень тяжелая, но сейчас, когда появился опыт, уже гораздо легче.
– Какие есть плюсы и минусы в профессии экскурсовода?
– Екатерина: Мне нравится узнавать много нового обо всем вокруг, постоянно совершенствоваться и делиться знаниями с другими людьми. Немаловажно для меня и видеть результат своей работы воочию: я получаю фидбэк от туристов, и, как правило, он положительный.
Европейцам, не только датчанам, русские представляются дикими, неотесанными алкоголиками, молящимися на Путина. Поэтому мне особенно важно сделать все, что в моих силах, чтобы искоренить такие стереотипы о моей родине. Как же я радуюсь, когда после недели пребывания в России и наших бесед датчане искренне восклицают: «Кто же знал, что наши СМИ так все коверкают! У вас замечательная страна, прекрасные люди, вы такие же, как и мы!».
Татьяна: К плюсам я бы добавила практику датского языка и общение с иностранцами. Как заметила Катя, люди приезжают с немыслимыми стереотипами, и мы можем сформировать у иностранцев более-менее правдивую, а отчасти и позитивную картину происходящего в России.
Ну и еще мы бесплатно путешествуем, посещаем новые места. В этом году я впервые была в круизе из Москвы в Ростов-на-Дону, в течение которого мы посетили 8 новых для меня городов.
К минусам можно отнести оплату, она в большинстве случаев низкая. Очень много стресса. Иногда возникают «косяки» по собственной вине гида, а очень часто – абсолютно от него не зависящие. Но виноват всегда гид.
На мой взгляд, эта работа – для студентов, и по оплате, и по уровню развития. В какой-то момент развиваться перестаешь, используешь только базовые знания. Кроме того, как ни крути, в таком статусе гиды – обслуживающий персонал.
Беседовала Ирина Дубовко.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Требования к рассказу экскурсовода: тематичность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, связь с показом, научность. Разработка путешествия по местам Кавказской войны. Проблемы исторической подготовки экскурсоводов.
курсовая работа , добавлен 17.11.2012
Понятие, цели и особенности познавательного туризма, как потребности духовного освоения и присвоения культуры мира через непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах. Подготовка экскурсоводов. Познавательный туризм в России.
реферат , добавлен 28.07.2015
Создание новой социокультурной услуги. Предоставление аудиогидов туристам на территории Ярославова дворища. Материальное обеспечение проекта. Создание новых экскурсий. Главные преимущества аудиогидов. Проблемы, связанные с отсутствием экскурсоводов.
контрольная работа , добавлен 20.10.2013
Общая характеристика деятельности турфирмы ООО "Интертур ХХI век". Основные направления ценовой и маркетинговой политики турфирмы. Виды скидок на предлагаемые услуги. Мероприятия по усовершенствованию деятельности. Расширение маркетинговой политики.
отчет по практике , добавлен 24.06.2009
Психологические типы клиентов турфирм. Характеристика клиентов турфирмы как потребителей туруслуг. Специфика деятельности турфирмы "Планета" с учетом психологии ее клиентов. Разработка мероприятий по совершенствованию работы турфирмы с клиентами.
дипломная работа , добавлен 23.11.2012
Организационная структура, должностные обязанности сотрудников и характеристика деятельности турфирмы при формировании туристского продукта, на примере ООО ТФ "Мир". Международный туризм в деятельности турфирм, его документальное оформление и организация.
отчет по практике , добавлен 09.12.2009
Ассортиментная политика в системе маркетинговой деятельности туристской фирмы. Турпродукт как элемент маркетинг-микс турфирмы. Формирование продуктовой стратегии. Направления совершенствования ассортиментной политики на примере "Туристический мир".
курсовая работа , добавлен 31.05.2013
Простому обывателю профессия экскурсовод кажется весьма привлекательной: постоянное общение с людьми, неизбежное интеллектуальное и культурное развитие, достойная оплата труда, возможность самореализации.
Однако нельзя закрывать глаза и на подводные камни: постоянная усталость, необходимость всегда быть в приподнятом настроении, работать в любых погодных условиях.
Как же понять, подходит Вам эта профессия или нет? Прежде всего, необходимо подойти самокритично к своим навыкам и личностным качествам. Ваш рассказ может заворожить окружающих? Друзья часами слушают истории, Вы сами получаете от этого колоссальное удовольствие? Хорошо ориентируетесь в истории и архитектуре, обладаете сильными коммуникативными навыками? Если на большинство вопросов Вы ответили утвердительно – тогда Вы обречены добиться успеха, работая экскурсоводом.
Раньше считалось, что гид – это своего рода рассказчик, который повествует туристам о достопримечательностях, их истории и других интересных событиях. Работа современного гида больше связана с международным туризмом. Зачастую специалист рассказывает путешественникам об особенностях культуры и быта региона или местности, куда они попали впервые.
Специфика работы экскурсовода гораздо уже. Он освещает тематические события, истории из жизни важных личностей, особенности памятников архитектуры. Профессию чаще всего осваивают представительницы прекрасной половины человечества. Ничего удивительного, скажете Вы, женщин хлебом не корми – дай поговорить. Однако здесь важна грамотная разборчивая речь, причем рассказывать необходимо часами. Работа проходит не только в прохладных помещениях музеев, но и на палящем солнце горных троп.
В профессии экскурсовод очень важна харизма и коммуникабельность. Специалисту необходимо в короткий срок установить контакт с группой людей разных возрастов и интересов. Не помешает хорошее чувство юмора, а так же умение безболезненно решать конфликтные ситуации.
Нужно понимать, что экскурсовод – это актер, сценарист и режиссер одновременно. Его импровизация должна захватить слушателя с головой, оставив у него лишь самые яркие впечатления. Достичь этого можно только в совершенствовании профессиональных навыков и поиске интересного материли для рассказа.
Спрос на специалистов в сфере туризма неуклонно растет, однако вместе с ним растут и требования к соискателям. Стоит помнить о социальной значимости работы экскурсовода. Он открывает мир людям, прививает интерес к истории, искусству, окружающему миру.
Самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели курортных регионов.
Не пропустите:
Преимущества:
Недостатки:
Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:
Обучение длилось два месяца, мастер-классы и практические занятия проводили лучшие профессионалы столицы.
4 апреля в Доме Нащокина получили дипломы первые выпускники школы гида. Курсы окончили 28 человек. Занятия проходили в особняке Шехтеля на Большой Садовой, Доме Наркомфина, музее «Пресня», Доме Нащокина — словом, в важных объектах культурного наследия Москвы.
Учителями стали самые яркие гиды Москвы — Денис Ромодин, Павел Гнилорыбов Хельга Патаки, Айрат Багаутдинов. Они проводили мастер-классы и практические занятия. Каждый из них знакомил слушателей с определённой темой — краеведением, историей архитектуры и другими.
Лучшие специалисты города читали лекции по профильным предметам. Например, здесь преподавала заведующая кафедрой сценической речи ГИТИСа Вера Камышникова, о бизнес-аналитике рассказывал Семён Фомин из Фонда развития интернет-инициатив.
В рамках школы прошли также круглые столы с участием возможных работодателей — представителей историко-культурологического проекта «Москва, которой нет» и туроператоров, организующих экскурсии по России. Обучение длилось два месяца — февраль и март.
В конце курсов будущие экскурсоводы разработали собственные оригинальные маршруты по четырём направлениям. Например, для детей от восьми до 13 лет создали цикл интересных часовых экскурсий. Идея прогулок заключается в том, чтобы представить город в виде отражения звёздного неба. Авторы этого цикла уверены, что таким образом у детей будет формироваться абстрактное мышление, а также появится интерес к астрономии.
Первая прогулка — «Вокруг Суворовской площади». Перед началом экскурсии ребятам раздадут маршрутные листы. Каждый пройденный объект они будут отмечать точкой на своей карте — в результате получится рисунок известного созвездия. Дети увидят памятник Суворову, усадьбу Салтыковых, Театр Российской армии, «Уголок Дурова», гостиницу «Славянка», церковь Иоанна Воина, Екатерининский парк, реку Неглинную, планетарий.
Созданы интересные маршруты и по нетуристическим местам, среди которых банки Москвы. Предполагается, что во время этой прогулки слушателям расскажут о зданиях, в которых банки находились раньше или находятся сейчас. Есть также несколько маршрутов, связанных с инженерной Москвой. Один из них — по Парку Горького.
Учащимся школы пришлось не только разработать, но и провести собственную экскурсию. Причём в маршрут необходимо было включить как минимум один памятник архитектуры, а каждая прогулка должна была длиться не менее часа. Это задание стало своего рода выпускным экзаменом.
Те, кто хочет стать учеником школы гидов на следующем потоке, смогут записаться на курсы ближе к осени .
Занятия второй очереди планируют начать в сентябре этого года. Срок обучения останется таким же, а количество учеников увеличится — у каждого мастера может быть до 15 подопечных. Таким образом, максимально школа сможет принять 60 человек. Если слушатели проявят интерес, то увеличится и количество направлений.
Школу гида создал вместе со Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры . Она появилась на базе популярных столичных проектов «Выход в город» и «Москва глазами инженера».
«С 2011 года мы реализуем проект по обеспечению доступа граждан к объектам культурного наследия, цель которого — знакомство широкой публики со значимыми столичными постройками, архитектурными стилями и авторами этих шедевров. В результате за пять лет памятники истории и культуры посетили 328 тысяч человек, проведено 6655 мероприятий экскурсионного, культурно-просветительского и интерактивно-игрового форматов», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.