Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Чаша из яшмы в эрмитаже. Малахитовая ваза. Проект эллипсовидной чаши

Чаша из яшмы в эрмитаже. Малахитовая ваза. Проект эллипсовидной чаши

Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа

Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире .

История создания

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы . От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Вскоре после этого управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников .

К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих в течение 8 дней камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань . На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832-1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.

19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул . Из Барнаула обоз двинулся на Урал , на Уткинскую пристань реки Чусовая , где чашу подетально загрузили на плоты и отправили водным путём - по Чусовой, далее - по Каме , далее - по Волге бурлаками, и затем по Мариинской водной системе в Неву .

Символика

Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края . Она изображена на гербе и флаге региона, а также на

Известный петербургский писатель XIX века Михаил Пыляев в своей книге «Драгоценные камни» писал, что в «Императорском Эрмитаже находится много ваз, чаш, столов и тому подобных вещей, сделанных на Петергофской гранильной фабрике из демидовского малахита, который кроме употребления в России идет в громадном количестве за границу, особенно во Францию и Англию, где из него приготовляют различные украшения».

Писатель не совсем прав: изделия из малахита изготавливали в огромном количестве именно в России, так как в начале XVIII века на Южном Урале были найдены крупнейшие запасы этого минерала, разработка которых продолжалась вплоть до XX века. А вот уже готовые изделия — декоративные гигантские вазы, чаши, как купели, столики, светильники, ларцы, канделябры, чернильные приборы, в том числе украшения для женщин из малахита и других поделочных камней — партиями уходили за границу. Зеленого камня было так много, что им отделали даже колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Зеленый цвет малахиту придает наличие в нем карбоната меди. Горные рабочие хорошо знали, что если находишь малахит, значит, поблизости имеются запасы медных руд.

В 1723 году в Пермской губернии при содействии царского правительства заработал Гумешевский рудник. Там добывались куски до 1500 кг весом. Свою зеленую каменную продукцию стал выпускать другой рудник — Медноруднянский, расположенный недалеко от Нижнего Тагила, где была отрыта уникальная глыба в 25 т. Именно ее части пошли на облицовку малахитового зала Зимнего дворца. В конце XVIII века заработал на полную мощность и Колывановский рудник на Алтае. Но первая гранильная фабрика по обработке минералов появилась в 1721 году на берегу Финского залива, в Петергофе. Она была создана по указу императора Петра I. Ее мастера работали в основном на привозном сырье. Это продолжалось до открытия богатых залежей малахита на Южном Урале.

Три гранильные фабрики — Петергофская, Екатеринбургская и Колывановская — по заказу царствующих лиц, кабинета министров выпускали разного рода изящные поделки, которые предназначались для залов Зимнего дворца, подарков зарубежным монархам и приезжавшим важным сановникам.

Эта работа еще больше активизировалась, когда в 1764 году в Санкт- Петербурге по указу императрицы Екатерины II был создан Императорский музей — Новый Эрмитаж.

Работу мастера-камнерезы вели в так называемой технике «русской мозаики», когда основу изделия составлял другой минерал, более простой, или даже металл. И он покрывался нарезанными тонкими пластинами из малахита толщиной от 3 до 5 мм. При этом рисунок в пластинках подбирался таким образом, чтобы создавалось впечатление монолитности всего изделия. Особенно эффектно малахит выглядел с орнаментальными дополнениями в виде золоченой бронзы — статуэток, гербов, подставок, ручек.

Особой гордостью уральских мастеров-камнерезов является ансамбль, состоящий из двух больших ваз так называемой формы «Медичи» и четырех столешниц, выполненных из малахита. Чертежи были подготовлены архитектором И. И. Гальбергом в Санкт-Петербурге. Сначала их утвердили в кабинете министров, затем отослали в Екатеринбург, где и изготавливался этот заказ для Эрмитажа.

Работа над изделием началась в 1839 году. И продолжалась почти два года. В сентябре 1841 года вазы были закончены.

Везли их в столицу с большими предосторожностями: малахит — материал хрупкий. Высота большой вазы была 182 см, диаметр 146 см.

В это же время стали изготавливать вазы меньшего размера. Их высота достигала примерно полу — метра. Ими украшали кабинеты царствующих лиц и богатых сановников.

Но в конце XIX-начале XX века широкий спрос на изделия уральских камнерезов стал па дать. Это объяснялось не только экономическими и политическими проблемами, но прежде всего истощением запасов малахита.

Большая Колыванская ваза (часто называемая в популярных источниках «царицей ваз») - произведение камнерезного искусства созданное на , экспонирующееся в .

Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.

Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».

История создания

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Вскоре после этого управляющий Колыванской шлифовальной фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.

К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832-1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.

19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа - 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы - венок из дубовых листьев.

Огромную каменную чашу, установленную на специальном усиленном фундаменте, можно увидеть в одном из залов Нового Эрмитажа. Это царица ваз или Большая колыванская ваза, выполненная из ревневской яшмы. Данный шедевр также называют Колыванской чашей или царской чашей, что сути дела не меняет. Она считается самой большой чашей в мире, изготовленной из яшмы.

А обязано появление гигантской каменной чаши императору Российской империи Николаю I. Он серьёзно и со знанием дела занимался обустройством дворцового комплекса, расположенного на берегу Невы. При прежних российских правителях посмотреть на уникальные сокровища, собранные в Зимнем дворце, могли только его обитатели и их гости. А вот Николай I решил сделать Эрмитаж доступным для всех людей.

В результате этого появилось здание Нового Эрмитажа, строительство которого закончилось в 1851 году. Это здание стало первым публичным художественным музеем в Российской империи. Не последнее место в нём заняли предметы, изготовленные русскими мастерами-камнерезами.

В то время в империи камнерезных центров насчитывалось три. Это Петергофская шлифовальная фабрика (мельница), созданная ещё при Петре I. Екатеринбургская шлифовальная фабрика, строительство которой датируется 1740 годом. И Колыванская шлифовальная фабрика, организованная на Алтае. Царица ваз была изготовлена именно на последней.

Сделали её из ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова. В самом широком месте ваза или чаша составляет в диаметре 5,04 метра. Её высота вместе с пьедесталом достигает 2,57 метра, а вес равен 19 с половиной тонн. У Большой колыванской вазы есть одна особенность: форма у неё овальная. Однако в то время чаши делали, как правило, круглыми или квадратными.

Связано это было со свойствами яшмы. Она твёрдая, но в то же время хрупкая. Сделал что-то не так, и камень сразу дал трещину – весь труд насмарку. С учётом этого, круглые и квадратные формы изготавливать было гораздо легче и безопаснее, чем овальную, так как та требовала ювелирного ручного труда. Но мастеров трудности не испугали, и уникальную огромную вазу они изготовили. А вот в наше время невозможно найти специалистов, способных такую красоту сотворить.

Гора Ревнюха на Алтае

Ту яшму, из которой сделали вазу, взяли на горе Ревнюхе. Назвали гору так из-за зарослей ревеня, обильно растущего на склонах. Но не одним ревенем прославилась гора. В её недрах обнаружили крупные залежи зелено-волнистой яшмы. А вот в других местах такая красивая яшма не встречалась.

На одном из склонов соорудили каменоломню и начали разрабатывать месторождение. Из яшмы стали делать чаши, вазы и отправлять их в Санкт-Петербург. В самой каменоломне куски породы обтёсывали до нужных размеров, а тонкую обработку проводили на Колыванской шлифовальной фабрике. От каменоломни она находилась на расстоянии нескольких десятков километров.

Вся эта работа была тяжёлая. Вначале находили кусок камня нужных размеров, затем вручную спускали к подножию горы, а уж после этого тащили каменную глыбу, которая могла весить несколько сотен кг и даже тонн, на фабрику. Перемещали такую громадину по земле, подкладывая стволы деревьев.

Описание транспортировки и обработки одной такой глыбы сделал начальник Колывано-Воскресенских заводов Пётр Кузьмич Фролов. Это описание было опубликовано в «Сибирском вестнике» в XIX веке. Фролов писал, что большой кусок породы весом 11,5 тонн был найден в 1815 году. Но на фабрику его доставили лишь летом следующего года.

Картина Тарского - транспортировка камня для царицы ваз

Тащили глыбу волоком по земле в течение 8 дней 400 человек. Изготовили чашу по рисункам архитектора Кваренги. Она была тоже овальной формы, как и Большая колыванская ваза, и весила с ножкой 2 тонны 88 кг. Её наибольший диаметр составлял 3 метра, а высота около полутора метров. Изготовление чаши заняло 4 года. В 1820 году её повезли в столицу.

Фролов описал точный путь, по которому чашу доставили в Санкт-Петербург. Вначале почти месяц тянули на лошадях от Барнаула до Екатеринбурга. А это 1900 км. Затем 4 дня тащили до Уткинской пристани на реке Чусовой. Оттуда с середины апреля до середины августа сплавляли по системе рек: Чусовая, Кама, Волга, Обводной канал, Нева. Это был обычный маршрут доставки изделий из камня с Алтая в Санкт-Петербург.

Но вернёмся к царице ваз и проследим её судьбоносный путь с Алтая до здания Нового Эрмитажа в столице Российской империи. В 1819 году в Ревневской каменоломне обнаружили огромную 11-метровую глыбу. Во время обработки она дала трещину и уменьшилась в размерах до 5,6 метра.

Из этого куска породы в 1820 году и решили изготовить вазу для Нового Эрмитажа по рисункам архитектора Мельникова. Тот изобразил её полой внутри, с резьбой по исподу и изящной ножкой внизу. На изготовление макетов и детальных рисунков ушло несколько лет. Лишь в 1829 году начались работы. Руководил ими управляющий Михаил Лаулин.

Камень установили на подпорках в сарае и начали тесать вручную долотами. По прошествии 2-х лет получилась заготовка, которую переправили на Колыванскую шлифовальную фабрику. Там внутреннюю часть вазы сделали полой. После этого занялись наружной резьбой и изготовлением ножки. Закончили все работы в 1842 году.

Новый Эрмитаж - первый публичный художественный музей в Российской империи

В начале 1843 года Большую колыванскую вазу перевезли в Барнаул, а затем в Екатеринбург к Уткинской пристани. До пристани царицу ваз тянуло полторы сотни лошадей. По воде до Санкт-Петербурга сплавляли её вплоть до августа. На Фонтанке она пролежала на барже возле Аничкова моста долгое время, потом ещё дольше лежала на набережной. А причина заключалась в том, что во дворец царица ваз не могла попасть из-за своих габаритов. Поэтому её решили поместить в проезд здания Нового Эрмитажа, но под такую тяжесть пришлось делать усиленный фундамент. На его сооружение ушло 4 года.

Лишь в 1849 году Большая колыванская ваза наконец-то нашла себе постоянное и достойное пристанище. Устанавливали её на фундамент почти 800 рабочих. И в проезде царица ваз простояла несколько лет. Затем его закрыли стенами и превратили в одно из помещений Нового Эрмитажа. Вот с тех пор каменная чаша, изготовленная из ревневской яшмы, там и стоит, поражая людей своей красотой и поистине царским величием.

Большая Колыванская ваза (иногда называемая в популярных источниках "царицей ваз") из зелёно-волнистой яшмы - произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже.

Яшма - полудрагоценный поделочный камень. В древности из яшм делали печатки и амулеты. В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы.

Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.

Свое имя - "Царица ваз" чаша получила не просто так. Вот уже полтора столетия ее называют лучшим произведением алтайских мастеров, выдающимся достижением камнерезного искусства XIX века. Чаша сделана по рисунку архитектора А. И. Мельникова шлифовальщиками и отдельщиками Колыванской шлифовальной фабрики, или, как именовали ее в то время, "фабрики колоссальных вещей" - уникальной и тогда единственной не только в России, но и в Европе специализированной мастерской по обработке крупных яшмовых вещей.

В мире нет другой такой огромной чаши из столь твердого камня. Ни Древний Египет, ни античная Греция, ни императорский Рим не создали ничего подобного, хотя искусство камнеобработки насчитывает тысячи и тысячи лет.

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелено-волнистой яшмы.

От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок.

От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо?льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Вскоре после этого управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.

К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской "полотенца" чаши (верхней части). После чего в 1832-1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы.

К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.

19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа - 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы - венок из дубовых листьев.