Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Ребенок истерит по мелочам. Истерики у ребенка (2 года). Детские истерики: что делать? Универсальные способы погашения истерики

Ребенок истерит по мелочам. Истерики у ребенка (2 года). Детские истерики: что делать? Универсальные способы погашения истерики

Причины, по котором "капризка" посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить - что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те - не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: "Что за мать?! У ребенка истерика!" (Ну конечно, а то я без нее не заметила...) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: "Понарожают, а воспитывать не умеют!".

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка - ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием "с глаз долой - из сердца вон" очень эффективен для предупреждения истерики-требования "Хочу то, чего нельзя". Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.


Детские истерики и переключение внимания

Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

Сколько лет дочери?

Два с половиной.

Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна - не будет и слезных требований.

Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием "Переключение внимания" . Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если "М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя".

"Переключение внимания" особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас "антикризисных игрушек", к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач "хочу этот совок, а он не отдает" практически неизбежен. Но стоило сказать "Смотрите, что у меня есть!" и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, - "Условное соглашение". Формула такая: "Да, конечно, только потом" или "Да, но..."

"Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст" Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем "Нет, он первый взял". Когда ребенок слышит "нет", у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит "да", есть шанс договориться.

"Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть".

"Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?"

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

"Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него".

"Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра".

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием "Перетаскивание". Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо "Оставь кубики, пошли есть суп" можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием "Предупреждение".

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность - это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: "Если сейчас не придете - кормить не буду!".

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: "Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?". С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием "Альтернативный вопрос". Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют "выбор без выбора".

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: "Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?". Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. "Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?" - ключевое слово здесь "соберешь".

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: "Я не хочу сегодня гулять!", "Я не буду ничего собирать!". Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: "Я так решила, мы сейчас выходим на улицу". Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: "Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога", "Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две".

Прием "Подмена понятий". Классический пример из известного кинофильма: "Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!".

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит "Нет!" и "Не буду!", отстаивая свое право на собственное мнение. Через "нет" он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. ("Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама".)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить "нет", даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать "нет".

Представьте детский сад и целую группу "неток"-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их "нет"...

Нет! Я не буду надевать ботинки!

Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и - оп! - запрыгивает на ножку!

Нет, я не буду кушать!

Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят... Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку... Можно назвать обед рыбалкой - подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман - это когда взрослый говорит: "Съешь суп, я тебе конфетку дам", а потом: "Ой, а конфетки нет, убежала".

Нет! Я не буду спать!

Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет... Но он "не спал" в садике. Он так "ждал маму".

Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

Нет! Я не буду раздеваться!

Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

Нет! Я не пойду гулять!

Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть - глаз открыть не может. На мольбы: "Давай еще пять минуточек полежим" - ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

Давай играть в медведей. Я - мама-медведь, а ты мой медвежонок. Это наша берлога. У нас зимняя спячка.

Получилось, кстати, даже не пять минут, а существенно дольше. Затрудняюсь сказать, сколько времени прошло, прежде чем я услышала тихое: "Мама, мне что-то уже надоело в медведей играть", но глаза открылись без всякого усилия.

Прием тоже работает недолго. Но не стоит расстраиваться, если ребенок этот прием перерос. Это значит, он уже достаточно большой, чтобы встретиться с реальностью, в которой родители могут без всяких заигрываний потребовать от ребенка что-то сделать.

Обсуждение

Честно признаюсь дочке 2 года, обнаглевшая истерика учащенно начала воспаляться до атомных состояний, пришлось воспользоваться самым древним методом на планете, которым пользуются многие существа: крепко резиновым тапочком по заднице, на следующий день и последующие как шёлковая. Главное не давать слабинку. Потрясающий эффект за один раз. Наверное проблема носит индивидуальный характер для каждой семьи. У нас дедушка воспитывал взглядом, то есть на стене был «воспитательный» кнут, и когда ребёнок капризничал он переводил взгляд на кнут а потом на ребёнка, если ребёнок уже испробовал его на вкус, то он уже знал что визуального замечания достаточно, дедушка никогда ни кричал и не ругался. Все дети слушались его взгляда. Поэтому всех внуков к нему на корректировку поведения отправляли, а их больше 2 десятков было. Бабушка -мать героиня, а дедушка отец героин:). Во первых нужно минимизировать взаимодействие с гаджетами, это влияет на его психику, даже маме меньше дружить со смартфонами и планшетами, кроме рабочего порядка. Во вторых папа должен принимать активное участия во всем от подгузников до кормления, от прогулок до отправления на снотворный отдых. Ребёнка нужно воспитывать с момента зачатия:)), поэтому исключаем истерику когда он хочет спать, или перевозбуждён, всегда можно сбросить его капризы, перевернуть вверх ногами, или посадить на шею, или сделать ку ку на прятки, массу возможностей на фантазию. Старайтесь чтобы ребёнок тоже имел какие то увлечения в адрес помощи родителям скажем полечил маму или папу, помог перетаскать постиранное бельё или собирать игрушки. Ребёнка нужно разыгрывать, как это делают с музыкальным инструментом, а потом приигрывать и тренировать. Он этим занимается расширяя свои возможности и навыки. Именно от нашего опыта он будет впитывать основы поведения и мышления. На ютубе есть полезные развивающие каналы: ладушки оладушки, baby einstein, мультики тини лав и мультики советского происхождения (правда для меня это выборочно) остальное вредный шлак, по крайней мере я лучшего не нашёл. Удачи и терпения (мудрости) вам в воспитании детей! Именно мы создаём будущее не только страны но и человечества в целом!

27.01.2019 17:15:45, Добрый Папа

Когда ребенок бьется в истерике, естественное стремление мамы - успокоить расстроенного малыша. Но чем больше она старается, тем чаще и интенсивнее эти истерики происходят. Какие чувства и эмоции это вызывает у мамы?

    Я плохая мама (ругаем себя за негативные эмоции по отношению к ребенку).

    Я не справляюсь (сомнение в собственных силах, неверие в себя как родителя).

    Хочется оставить его и уйти (ответственность невыносима, хочется уйти от решения проблемы и вообще залезть к кому-нибудь на ручки).

    Хочется наказать, "чтобы наконец-то понял, как надо себя вести".

Это естественные реакции, но ни одна из них не принесет желаемого результата. Чтобы научиться успешно останавливать детские истерики, нужно понимать механизм их возникновения. И дальше мы рассмотрим, какие бывают истерики и что с ними делать.

Что такое истерика и почему она возникает?

Истерика - говоря, языком научным, это перевозбуждение, которое приводит к потере самообладания. Из-за этого ребенок реагирует “неадекватно”, не слышит вас, не воспринимает помощь, и с ним сложно договориться.

Например, вы гуляете с ребенком на площадке, пришло время возвращаться домой, и ребенок зашелся в истерике. Уровень раздражительности и недовольства ребенка значительно превышает реальность проблемы, и мы видим гиперэмоциональное выражение недовольства: малыш падает на пол, кричит, не слышит аргументов и доводов родителей. В такие моменты ребенок не может успокоиться сам, или успокаивается медленнее обычного. Вы не узнаете своего малыша: он с рождения был спокойным и покладистым, а в год его как подменили. И чем старше ребенок становится, тем чаще впадает в истерики! Что же с ним произошло? Где вы ошиблись?

В резком изменении детского поведения нет вашей вины, это просто очередной этап развития . До 9 месяцев ребенок практически ангел - он смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда плохо. Но примерно в год-полтора дети становятся более упрямыми, они топают ножками, возмущаются, если им что-то не нравится, добиваются своего и намного лучше помнят свои желания, чем раньше. Иногда дело доходит до настоящих истерик.

Вуаля, и спокойная жизнь мамы заканчивается. Но не стоит паниковать! Истерики - это нормальный этап развития . Ребенок начинает осознавать свои желания и пытается их реализовать, а когда мама не позволяет получить то, что хочется - малыш учится отстаивать свое желание с помощью крика, слез и упрямства, а когда расстраивается, выражает это порой довольно агрессивно.

Если родители не очень хорошо понимают своего ребенка, они могут закрепить и даже усугубить истерики, способствуя тому, что они становятся все более частыми, сложными и длительными. В я часто работаю именно с такими случаями. Многие приходят не лечить, а предупредить проблему, и это правильно. Но все же часто бывают случаи, когда ребенок систематически падает на пол, кричит и даже дерется в ответ на любой отказ, чуть что - моментально устраивает истерику, не воспринимает слово "надо", а стремится делать то, что хочет... Шаг за шагом мы восстанавливаем родительский авторитет из пепла, чтобы вернуться к здоровым отношениям, когда ребенок готов сотрудничать с родителями. Очень важно научиться правильно реагировать на истерики, тогда истерики планомерно сойдут на нет к 5-6 годам, когда ребенок освоит навыки самоконтроля, терпения и силы воли.

Следует помнить: в возрасте от года до пяти истерики неизбежны , потому что ребенок не умеет совладать со своими желаниями и не знает как их удовлетворить. Остается только кричать, и ждать, что мама с папой решат ситуацию.

Виды истерик

Что происходит с мамой, когда у ребенка истерика? Чаще всего она ищет виноватых: либо “я плохая мать”, либо “с ребенком что-то не так”. Однако, как вы уже знаете, истерики неизбежны в детском возрасте. Не стоить винить себя, но разобраться, как реагировать на поведение ребенка - необходимо!

Итак, истерики бывают двух видов: зависящие и независящие от воспитания.

В первую очередь рассмотрим причины истерик, которые не зависят от вашего воспитания:


А теперь давайте рассмотрим истерики, которые зависят от воспитания.

Решающую роль в здесь играет поведение родителя. Иногда поведение родителя провоцирует сам запуск истерики, но чаще естественные детские истерики подкрепляются и разрастаются в силу неподходящей реакции мамы или папы. Вот как это происходит:

    Нехватка твердости. Речь идет об отсутствии разумных ограничений: когда мама настолько боится нанести ребенку психологическую травму, что дает ему полную свободу выбора. Ребенок может делать что хочет и как хочет, а мама всячески ему потакает. Вместо ограничений и рамок она просит больше так не делать, объясняет, почему это плохо, или пытается договориться, “купить” хорошее поведение еще большими бонусами. У ребенка слишком много свободы и совершенно нет рамок и правил, в результате - нет родительского авторитета, и, как следствие, ребенок неуправляем, эгоистичен и требователен сверх меры.

    Нехватка чуткости. Это завышенные ожидания родителей и их негативные проекции на ребенка. К примеру, ребенок научился одеваться сам, и мама ждет, что он теперь всегда будет это делать. Мама не дает ребенку послаблений, а если малыш устал, приболел, или просто хочет внимания и просит маму помочь ему одеться - мама скорее накричит и заставит его самого одеваться, чем попытается понять ребенка. Так же плохо влияет на ребенка и отсутствие близости с родителями: когда в семье нет теплых доверительных отношений, семья не проводит время вместе, у детей и родителей нет совместных ритуалов. Ребенок не чувствует себя в безопасности: мама всегда им недовольна.

Когда мама слишком мягкая и все позволяет - ребенок теряется в своих желаниях и становится неуправляемым. Маленькие дети все чаще становятся тиранами, и это целая проблема. Но если мама слишком строгая и авторитарная, она может подавить ребенка, что в будущем может обернуться проблемами с самооценкой. Поэтому так важно соблюдать баланс, чтобы было достаточно как тепла, так и твердости. Ребенку важна уверенность: как бы он не истерил, рядом всегда будет уверенный и надежный взрослый, который не только поможет справиться с его переживаниями, утешит и поддержит в трудный момент, но и не поддастся на провокации, не будет менять свои решения под влиянием первого крика.

Основная задача мамы - восстановить баланс между чуткостью и твердостью. Именно поэтому разделен на две части: две недели мы работаем над развитием твердости, и две недели - над развитием чуткости. Но независимо от того, насколько вы чуткая или строгая мама, истерики все равно будут.

Секрет в том, чтобы правильно на них реагировать: вы можете либо дать ребенку опыт проживания истерики, либо научить его получать желаемое с помощью истерики. В первом случае вы продвигаете ребенка в сторону самостоятельности и зрелости, а во втором - провоцируете манипуляции и инфантильное поведение.

Что делать маме, чтобы справиться с истериками и сберечь нервы?

Часто единственное желание мамы - чтобы истерящий ребенок быстро успокоился, перестал плакать и словами сказал, чего он хочет. То есть неосознанно мы ждем, чтобы ребенок понял, что с ним происходит, перевел это в слова и обратился за помощью. Но, к сожалению, это невозможно. Согласитесь, не каждый взрослый может осознать и озвучить свои желания, а чего уж ждать от трехлетки? Поэтому мамам важно понимать, что справиться с истерикой - не значит быстро заставить ребенка замолчать.

Первая задача при истериках - научиться различать их причины. Для этого в “Послушном ребенке” мы отдельно тренируем этот навык у мам.

Если истерики не зависят от вашего воспитания,. значит, причина в образе жизни или самочувствии ребенка. В зависимости от причины вы можете: наладить режим, проверить здоровье, заниматься профилактой.

Если истерики зависят от ваших реакций, то необходимо сбалансировать ваше воспитание таким образом, чтобы они не учащались и не превращались в норму. На курсе я даю простой алгоритм, как помочь ребенку справиться с истерикой. Итак, что делать, если ребенок истерит?

Алгоритм:

      Определите причину истерики - что расстроило или рассердило ребенка.

      Проговорите эмоции и помогите ребенку осознать, что с ним происходит “Ты расстроен потому что…”, “Я тебя понимаю, это действительно неприятно, когда...”

      Установите рамки и определите дальнейшие действия: “Я понимаю, что ты недоволен, но будет вот так…” или “Тебе очень горько сейчас, и сейчас мы поступим следующим образом...”

      Помогите справиться с причиной расстройства, или помогите пережить эмоцию от невозможности получить желаемое.

Например: “Сынок, ты расстроен, что я не купила тебе киндер. Я понимаю, как это неприятно - когда невозможно получить то, чего очень хочется. Но ты знаешь правило: киндер мы едим один раз в неделю. И ты его ел вчера. Поэтому сегодня я не куплю киндер. Давай купим булочку и пойдем с тобой на озеро кормить уток. Пойдем?”

Конечно, очень часто этого мало. Ребенок не слышит ваши слова, с ним невозможно договориться, он перекрикивает вас. В таком случае, ваша задача - помочь ему успокоиться. Иногда для этого нужен телесный контакт, который позволяет буквально “собрать” ребенка. Иногда поможет переключение.

Есть несколько способов переключить ребенка:


Однако не всегда дети нуждаются в помощи, чтобы успокоиться. Часто они могут сделать это самостоятельно. Достаточно нам переключить свое внимание на что-то другое, выйти на кухню или сделать звонок, как ребенок, осознав, что общение закончилось, находит, на что переключиться самостоятельно. Конечно, чаще всего это касается тех ситуаций, когда ребенок физиологически в порядке. Он не переутомлен, не голоден, не болен.

А если вы решили пройти комплексное обучение, как противостоять истерикам и достичь отношений, в которых ребенок с удовольствием сотрудничает с вами, жду вас на Скоро старт!

Если вам интересна информация на тему работы с детскими истериками - скорей переходите на наш ютуб-канал и смотрите видео про ошибку родителей, которая может увеличить истерику ребенка в 10 раз!

Краткое содержание: Детские истерики. Что делать если ребенок устраивает истерики. Капризный ребенок, советы родителям.

Дети в возрасте от полутора до четырех лет часто закатывают настоящие истерики. Они швыряют вещи, бросаются на пол, визжат, размахивают руками и ногами, а иногда даже задыхаются. Подобные приступы протекают с различной длительностью и интенсивностью. Одни малыши моментально выходят из себя, но потом не менее быстро успокаиваются. Другие способны часами давать такие "концерты", и порой кажется, что привести их в чувство просто невозможно.

Истерики могут возникать по разным причинам. Очень часто это происходит тогда, когда кто-то отказывается выполнить желание ребенка или заставляет малыша делать что-то, что ему не нравится. Нередко причиной срыва оказывается также усталость, нервное перевозбуждение или чувство голода. Но некоторые дети устраивают истерики просто из подражания сверстникам или для того, чтобы заставить взрослых поступить так, как удобно им. Временами и сами родители своими противоречивыми требованиями невольно провоцируют неадекватное поведение у малышей. Как правило, истерики чаще наблюдаются у энергичных, самостоятельных, настойчивых детей, чем у тех, кто по природе тих, мягок и покладист.

Непродолжительные капризы приносят детям больше пользы, чем вреда. Они позволяют малышам избавиться от нервного напряжения, снять стресс, дать выход отрицательным эмоциям. Но слишком сильные и длительные приступы необходимо контролировать, а еще лучше вовсе их избегать (к сожалению, это не всегда удается).

Частые истерики негативно влияют на формирующийся характер ребенка - он становится излишне агрессивным, эгоистичным, нетерпимым к людям. Кроме того, они делают невыносимой жизнь родителей. Все это говорит о том, что с приступами раздражения у ребенка нужно бороться.

Научиться предугадывать моменты, когда у малыша может начаться приступ гнева, не так уж и трудно. Дело в том, что, как уже говорилось, чаще всего дети закатывают истерики, когда испытывают чувство усталости, голода, эмоционального перенапряжения. Поэтому очень важно по возможности избегать подобных ситуаций. Например, если вы знаете, что ваш ребенок часто устраивает истерики в общественных местах, не берите малыша с собой в магазин, когда он устал или проголодался. Если, отправившись с ребенком в гости, вы заметили, что он начал нервничать, постарайтесь уйти пораньше.

Если приступ раздражения уже начался, имеет смысл вмешаться как можно раньше, в противном случае он перерастет в настоящую истерику, остановить которую будет уже намного труднее. В таких случаях бывают эффективными всевозможные отвлепающие маневры. Предложите ребенку сходить на прогулку, дайте ему какую-нибудь игрушку. Лучше всего, если это будет барабан, бубен или любой другой ударный инструмент, который позволит малышу дать выход отрицательным эмоциям без вреда для себя и окружающих. Хороший способ избавиться от негативных переживаний - рисование.

Наблюдения психологов показывают, что маленькие дети намного активнее реагируют на положительные просьбы, чем на отрицательные . Поэтому большое значение имеет правильный выбор формулировки. Если вы потребуете от ребенка, чтобы он перестал кричать, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.

Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение своим переживаниям. Если малыш осознает, что именно он испытывает в данный момент (гнев, ярость, раздражение, разочарование и т. д.), вам будет гораздо легче его успокоить. Выразите чувства ребенка словами, например: "Наверное, тебе очень хотелось мороженого, и теперь ты злишься, потому что не получил его". После этого объясните ему, что выражать свои эмоции в открытой форме не всегда допустимо: "Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице". И обязательно предупредите малыша о последствиях, которыми чревато его плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. И не забудьте подтвердить свои слова на практике. Если уж вы предупредили ребенка о возможном наказании, при необходимости вам придется его осуществить. В противном случае малыш усвоит, что все ваши угрозы не более чем пустой звук.

Пример. Собираясь за покупками, Тамара Васильевна взяла с собой четырехлетнего внука. У кассы в супермаркете выстроилась длинная очередь, и уже через две минуты Ване надоело без дела стоять на одном месте. Когда мальчик понял, что бабушка не собирается уходить, он решил, что пора перейти от бесполезных уговоров к более эффективным действиям.

Первым делом Ваня поднял оглушительный рев, а когда Тамара Васильевна, краснея от стыда, схватила его за руку и попросила успокоиться, начал вырываться и топать ногами. Большинство посетителей супермаркета сочли своим долгом немедленно вмешаться и заставить женщину прекратить "издеваться над ребенком". Тамара Васильевна не была сторонницей жестких методов воспитания, но на этот раз ей не оставалось ничего другого, как пригрозить внуку: "Если ты сейчас же не замолчишь, я тебя отшлепаю". Перспектива быть отшлепанным в общественном месте явно не прельщала маленького Ваню, но он справедливо рассудил, что бабушка добрая, а потому не станет его наказывать. Видя, что ее угроза не подействовала, Тамара Васильевна встала перед выбором: выполнить обещание или пойти на поводу у ребенка и покинуть магазин, так ничего и не купив.

Женщина предпочла второй вариант, поскольку не хотела выглядеть еще более жестокой и беспощадной в глазах окружающих. Добившись желаемого, Ваня сразу успокоился, но по дороге домой нашел новый повод для истерики. Мальчик увидел в витрине магазина новенький трехколесный велосипед и решил, что непременно должен получить его. Естественно, Тамара Васильевна отказала внуку в этой просьбе. Ваня тут же нашел выход: нужно прибегнуть к испытанному способу - слезам и истерике. Мальчику было нечего терять, ведь он уже убедился, что добрая бабушка его не накажет.

Эффективный способ остановить истерику - пятиминутный тайм-аут. Усадите ребенка на стул, стоящий около стены, и позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения малыша не оказалось ничего интересного. И обязательно удалите все опасные предметы. Не разговаривайте с ребенком и постарайтесь не обращать внимания на его крики. Как показывает богатый опыт родителей и воспитателей, успешно практиковавших данный метод, примерно через пять минут дети успокаиваются. После того как это произойдет, объясните малышу, что он вел себя очень некрасиво и впредь так поступать не стоит. Но при этом позаботьтесь о том, чтобы ваше требование было логичным, разумным и обоснованным. Предложите ребенку тот вариант поведения, который кажется вам более правильным.

Вся проблема состоит в том, что дети далеко не всегда безропотно соглашаются "отбывать наказание", особенно если в этот момент они находятся в состоянии эмоционального кризиса. Поэтому приготовьтесь к тому, что вам придется выдержать ожесточенную борьбу.

Если ребенок не захочет сидеть на стуле, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, малыш с большей вероятностью справится с истерикой. Возможно, потребуется провести эту процедуру несколько раз, но чаще всего данный метод действует безотказно. Дело в том, что дети закатывают истерики, как правило, для кого-то, и при отсутствии аудитории необходимость в крике отпадает сама собой.

Еще один способ успокоить вопящего ребенка - присоединиться к нему. Начните "плакать" вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного "хорового пения" основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.

Иногда бывает полезно заставить ребенка проявить фантазию. Предложите малышу представить себе что-нибудь прохладное или то, что ассоциируется у него со спокойствием и хладнокровием (например, какое-нибудь животное). Способности к образному мышлению развиты у детей сильнее, чем у взрослых, и не сомневайтесь, что малыш, почти не задумываясь, выдаст вам целый ряд образов. Ассоциации подчас оказываются совершенно неожиданными и непредсказуемыми. Так, один мальчик воссоздал образ медузы - вечно спокойной, невозмутимой и холодной. Переключаясь на процесс творческого мышления, ребенок на время отвлекается от причины, вызвавшей истерику, и вскоре забывает о ней.

Иногда истерики сопровождаются неожиданными проявлениями, которые сильно пугают родителей и заставляют их серьезно беспокоиться за здоровье малыша. Некоторые дети во время истерического припадка начинают задыхаться. Они краснеют или, наоборот, бледнеют, а иногда даже теряют сознание. В такой ситуации очень трудно сохранять спокойствие. И все же не нужно впадать в панику, а тем более пытаться привести ребенка в чувство, хлопая его по щекам и обливая водой. Малыш придет в себя и без вашей помощи. Когда это произойдет, постарайтесь сделать вид, что ничего не случилось. Однако в том случае, если истерические припадки часто сопровождаются обмороками, рекомендуется показать ребенка врачу.

Многие малыши имеют скверную привычку биться головой о стену или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение чаще всего является чистой воды притворством и провокацией, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, поэтому не стоит опасаться, что такими действиями малыш причинит себе вред. Лучший способ отучить ребенка от этой привычки - игнорировать его выходки.

Пример. Гуляя с папой в сквере, трехлетняя Ксюша стала свидетельницей очень интересной сцены. Мальчик ее возраста долго пытался заставить маму что-то для него сделать, а потом вдруг упал и начал ударяться головой об асфальт. Вокруг мгновенно собралась толпа людей, все начали суетиться вокруг ребенка, поднимать его, отряхивать, успокаивать. Папа поспешил увести Ксюшу с места происшествия, но малышка уже успела сделать свои выводы из увиденного.

Как только они пришли домой, девочка решила испытать новый метод в действии, тем более что удобный случай представился сразу. Наступило время тихого часа, и родители стали укладывать Ксюшу спать, чему она, естественно, сопротивлялась. Когда девочка неожиданно упала на пол, ее мама пришла в ужас и побежала вызывать "скорую помощь", но муж, быстро сообразив, в чем дело, вовремя ее остановил. Не обращая внимания на Ксюшину истерику, папа просто спокойно сказал ей: "Если тебе так нравится валяться и биться головой о пол, хотя бы постели что-нибудь. Полы не очень чистые, и ты испачкаешь свое красивое розовое платье". Ксюша была аккуратной девочкой, поэтому она последовала совету отца. Пока малышка искала газету, стелила ее на пол и укладывалась, истерика закончилась сама собой.

Нередко детские истерики вызывают ответную реакцию у взрослых. Вместо того чтобы помочь ребенку справиться с приступом раздражения, родители сами теряют контроль над собой. В таких ситуациях очень важно сохранять спокойствие, в противном случае вы подадите малышу дурной пример для подражания. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, а тем более прибегать к угрозам. Вместо этого вы можете открыто признаться малышу в своих чувствах. Объясните ему, что вы рассержены и вам нужно время для того, чтобы успокоиться и прийти в себя. Если вы все же не сможете сдержать свою ярость, обязательно попросите прощения. Ваше извинение непременно подействует, и ребенок не затаит на вас обиды. Проявления уважения и любви всегда помогают справиться с негативными эмоциями. Однако не стоит впадать в другую крайность - заигрывать с ребенком и тем более поддаваться на его уловки. Это тоже не приведет ни к чему хорошему.

После того как истерика закончится, дайте ребенку почувствовать, насколько сильно вас огорчило его поведение. Пусть малыш осознает, что и ваше терпение имеет границы. И в то же время он должен понять, как вы обрадованы тем, что в конце концов он все же совладал со своими эмоциями.

Другие публикации по теме данной статьи:

По достижении ребенком возраста 3 лет, многие родители сталкиваются с проблемой, о которой не знали раньше – частые . Незнание и непонимание причин истерического поведения детей, а также тупик, как вести себя в такие моменты и прекратить пугающее поведение малыша – становится причиной паники многих мам и пап. Советы психолога помогут разобраться, в чем причина такого поведения у детей 3 лет, как бороться с истериками и предотвратить их в дальнейшем.

В воспитании такого ребенка родителям нужно запастись терпением, постоянно хвалить его, обнимать и ласкать, общаться на равных, выслушивать и привлекать к выполнению домашних обязанностей.

Сильный

Процессы возбуждения и торможения в мозге у таких детей уравновешены. Ребенок с сильным типом нервной системы практически всегда бодр и весел, легко общается с окружающими, а для появления истерического поведения ему нужен весомый повод.

Конфликтные ситуации с родителями и сверстниками у таких деток возникают крайне редко, они хорошо спят и кушают, охотно занимаются в различных кружках, но часто меняют увлечения, поскольку разобравшись в чем-то, они тут же теряют интерес к старому хобби. Отрицательные моменты в характере таких детей – это непостоянство, частое нарушений своих обещаний, трудности в соблюдении распорядка дня.

Неуравновешенный

Процессы возбуждения нервной системы такого ребенка в мозге преобладают над процессами торможения, поэтому он вспыльчивый, легковозбудимый и эмоционально неустойчивый. Ребенка могут ввести в состояние возбуждения новая игрушка или яркое событие. Поэтому такие детки плохо и некрепко спят, часто просыпаются и плачут по ночам.

В кругу сверстников неуравновешенный ребенок пытается захватить лидерство, быть в центре внимания и событий. Такие малыши не умеют доводить начатое до конца. Занимаясь каким-либо делом, они не выносят даже малейшей критики, могут вспылить, бросить все и уйти, при этом разозлившись и проявляя агрессию. Родителям таких детей можно посоветовать быть более гибкими и терпеливыми, учить малыша доводить все дела до конца, быть сдержанным и обязательным.

Медлительный

Такой тип нервной системы характеризуется замедленным возбуждением и преобладанием процесса торможения. Дети с медлительным типом нервной системы с рождения хорошо кушают и спят, они спокойны, могут долгое время находиться в одиночестве и не страдать от этого, самостоятельно находя себе развлечения.

Родители таких детей часто удивляются их сдержанности, рассудительности и предсказуемости. Ребенок медлителен, доводит любое начатое дело до завершения и не любит резкой смены обстановки. Он сдержан в эмоциях, поэтому родителям часто тяжело понять его настроение. Совет – побуждать чадо к активным действиям, развивающим двигательную и речевую активность.

Дети со слабым и неуравновешенным типами нервной системы наиболее склонны к истерикам в возрасте 3 лет. Чтобы исключить патологии и врожденные заболевания нервной системы, родителям рекомендуется показать малыша детскому неврологу.

Причины

Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется потребностей и желаний, которые не всегда поддерживают родители. Именно в 3-летнем возрасте ребенок начинает бурно проявлять эмоции и отвечать на запреты истериками.

Нужно знать об основных факторах, вызывающих бурный, истерический протест у детей:

Даже если родители установят истинную причину частых истерик у своего ребенка в возрасте 3 лет, они должны понимать, что эмоциональная сфера малыша недостаточно развита для того, чтобы вовремя остановиться и подавить бурю волнений. Ребенок не может контролировать свои эмоции, он не капризничает нарочно, но любое недопонимание или провоцирующий фактор способен вызвать капризы, перерастающие в истерические припадки.

Основное отличие истерики от капризов у ребенка в том, что капризничать малыш начинает осознанно. С помощью капризов маленький манипулятор пытается добиться своего, он может топать ногами, кричать и бросаться предметами, но контролирует себя, продолжая манипуляции до того момента, как получит желаемое или его накажут.

Истерика происходит у ребенка непроизвольно, эмоции вызывают целую бурю негодования, в состоянии припадка ребенок бьется головой о стены и пол, кричит, рыдает, многие дети склонны к появлению судорожного синдрома во время истерики. Свое название «истерический мост» такие судороги приобрели из-за позы ребенка – во время истерики он выгибается дугой.

Стадии истерик

Детские истерические припадки характеризуются следующей стадийностью:

  1. Крики. Это начальная стадия истерики, ребенок перестает слышать кого-либо, он громко кричит, пугая родителей, при этом никаких требований не выдвигает.
  2. Двигательное возбуждение. Проявляется паданием на пол, битьем головой о предметы, вырыванием волос и т.д. Малыш не чувствует болезненных ощущений в момент этой стадии истерики.
  3. Рыдания – ребенок плачет громко, навзрыд и без остановки долгое время. Весь его вид выражает обиду и недовольство. Поскольку ребенку тяжело справиться с эмоциями, после стадии рыданий, он будет долго всхлипывать, а эмоциональное состояние можно охарактеризовать как опустошенность. После истерики малыш может уснуть в дневное время, ночной сон будет неглубоким и прерывистым.

Бороться с истерикой можно на начальной стадии – стадии криков. Если же ребенок перешагнул 2 или 3 стадию – разговоры и попытки успокоить обычно не приносят результатов.

Как прекратить приступ

Многих неопытных родителей, впервые столкнувшихся с подобной ситуацией, интересует, как быстрее прекратить истерику у ребенка в возрасте 3 лет. Знаменитый педиатр Комаровский утверждает, что тактика поведения в период припадка должна быть следующей:

Не стоит шлепать по попе, кричать на ребенка и отчитывать его за плохое поведение во время истерики. Он все равно ничего не поймет, это только усилит взрыв эмоций. Тактика разговоров сработает только после окончания припадка. Если ребенок истерит в период поступления в детский сад, и никак не желает расставаться с матерью – не нужно долго держать его на руках и прощаться, рекомендуется оставить ребенка с воспитателем и быстрее уйти. Так время детской истерики сократится.

Истерики по ночам

Многие родители замечают, что кроха стал устраивать ночные истерики в возрасте з лет, которых не наблюдалось раньше. Малыш просыпается ночью, кричит, отказывается пить или идти на горшок, а зачастую мать даже не может понять, спит ребенок во время крика или находится в сознании.

Причин может быть несколько:

Чтобы наладить ночной сон и предотвратить истерики, нужно разобраться с причинами, провоцирующими их. Не лишним будет показать малыша детскому психологу.

Профилактика

Теперь осталось разобраться, как бороться с истериками у ребенка 3 лет, чтобы снизить их частоту и уровень эмоций во время приступов. Рекомендуется принять следующие меры:

Непосредственно после окончания истерического приступа нужно обнимать ребенка и стараться объяснять ему, что мама огорчена таким поведением (но не самим ребенком!). Малыш должен понимать, что родители хотят гордиться своим чадом, а таким некрасивым поведением гордиться невозможно. Немаловажно, чтобы ребенок понимал, что мама все равно его любит, несмотря на его плохое поведение и стремился свести капризы к минимуму.

Полностью предотвратить развитие истерик у малыша в возрасте 3 лет невозможно, этот этап эмоционального созревания должен пережить каждый ребенок. Но снизить частоту приступов можно, уделяя ему должное внимание, считаясь с его мнением и обучая его терпению и самоконтролю.

Многое зависит от поведения родителей – они должны быть внимательным к ребенку, и при малейших отклонениях от нормы (тяжелых приступах, прекращении дыхания во время истерики, судорожном синдроме), обратиться к детскому неврологу и психологу.

Воспитание ребенка – очень сложный процесс, требующий большого количества времени, физических и моральных усилий. Несмотря на все старания, в жизни каждого малыша наступают, так называемые, критические периоды, требующие повышенного внимания со стороны родителей. Именно в эти периоды чаще всего и появляются первые истерики у ребенка. Дети закатывают скандалы с плачем, криками, катанием по полу, размахиванием руками и ногами. Нередко такие эксцессы сопровождаются желанием заполучить новую игрушку или запретную вещь. И если причины истерики у детей старшего возраста зачастую понятны родителям, то такие эпизоды у грудничков выбивают почву из-под ног и заставляют расписаться в собственном бессилии.

На самом же деле, причины истерик, как и пути устранения такого поведения, практически всегда лежат на поверхности. Задача родителей – вникнуть в ситуацию и пытаться понять, что движет чадом.

Оглавление:

Причины истерики у ребенка

В исключительно редких случаях к истерике приводят внутренние сбои организма –расстройства нервной системы. Истерики у этих детей, к сожалению, являются проявлением тяжелых психических заболеваний, которые требуют профессионального лечения под присмотром психотерапевта или психиатра.

Во всех же остальных ситуациях истерика – своеобразный ответ психики ребенка на входящую в нее информацию . Чаще всего корни этой проблемы необходимо искать во взаимоотношениях между членами семьи, детьми и взрослыми во дворе, в детском садике или школе.

Существует перечень факторов, провоцирующих приступы:

  • постоянное недосыпание;
  • повышенная утомляемость;
  • недостаточное питание, приводящее к постоянному чувству голода;
  • перенесенное тяжелое соматическое заболевание;
  • врожденный неуравновешенный склад нервной системы;
  • ошибки воспитания в виде чрезмерной строгости, опеке или частых наказаний.

В основе истерики может лежать любой из перечисленных факторов, а в большинстве случаев – их совокупность.

Непосредственными причинами приступа довольно часто являются:

  • отрыв от интересного занятия;
  • желание получить новую игрушку или вещь, запрещенную родителями;
  • стремление привлечь внимание окружающих;
  • попытки выразить недовольство;
  • желание подражать кому-либо;
  • неудача при выполнении определенного занятия

Типы истерики у ребенка

Специалисты выделяют 2 типа истерики у ребенка, которые отличаются по механизму своего развития и провоцирующим факторам:

Подходы к устранению того или другого вида истерики должны отличаться, так как эти два расстройства имеют разную природу происхождения. Если верхний тип является следствием ошибок воспитания, то для устранения случаев истерик нужно устранить ошибки воспитания.

В то же самое время, при наличии нижнего типа истерики, лучше сразу же обратиться за помощью к специалисту, дабы не усугубить и так непростую ситуацию.

Что делать при истерике у ребенка?

Тактика родителей при истерике должна отличаться в зависимости от возраста ребенка, поскольку на разных этапах своего развития малыш испытывает разные потребности и желания. Но, вместе с этим, существуют определенные принципы, которые помогают успокоить ребенка при истерике, независимо от его возраста.

Принцип первый – оставайтесь спокойным

Ребенок может привлечь внимание родителей только своим поведением. Истерика – одна из таких попыток добиться своего. Если малыш почувствует, что родители реагируют на его выходки, то риск повторной истерики существенно повысится. Если вы стали свидетелем такого поведения – не теряйте самообладание. В некоторых случаях это может быть очень трудно, особенно когда истерика случается в людном месте или ребенок заходится в плаче до остановки дыхания. Но только безразличие является правильным путем в борьбе с детскими истериками.

Принцип второй – оставайтесь взрослым

Никогда не переходите на язык ребенка и не вступайте с ним в дискуссию. Единожды поддавшись на его уговоры, вы заметите, что в следующий раз он будет манипулировать вами с гораздо большей уверенностью в положительном для него результате. Если ребенок захотел новую игрушку, не пытайтесь отговаривать его или предлагать взамен что-то другое. Вы должны четко держаться своей линии, а при первых же проявлениях истерики указать, что игрушка не позволена в первую очередь из-за его плохого поведения.

Если вы боитесь взглядов окружающих или в своем приступе дите приносит дискомфорт окружающим, лучше отвести его в удаленное и безопасное место.

Если ребенок маленький и может невольно причинить себе вред, нужно остаться с ним, пока он полностью не успокоиться.!

Принцип третий – отложите разговор

Самое плохое решение при истерике у ребенка – начинать тут же обсуждать возникшую ситуацию. Лучше всего отложить разговор до тех пор, пока малыш или подросток полностью не успокоится и не сможет правильно воспринимать вашу информацию.

В процессе последующего разговора, прежде всего, уточните причину такого поведения. Аргументированно объясните, почему вы не смогли удовлетворить просьбу ребенка, и почему так нельзя поступать. Только не угрожайте малышу наказанием при повторении истерики. Как показываем практика, под риском наказания дети закатывают истерики намного чаще.

Принцип четвертый – избегайте причин

Если вам показалось, что вы выяснили причину такого поведения вашего малыша, вам не нужно сразу же проверять на практике, как он поведет себя при повторном ее появлении. Первое время лучше избегать подобных конфликтных ситуаций. Если ребенок забудет об этом эпизоде, то есть очень много шансов, что истерика больше не повторится.

Принцип пятый – избегайте перенапряжения

Нередко причиной истерики является вовсе не скверный характер малыша, а физическое или, особенно, моральное перенапряжение. Если ребенок устает от большого количества занятий, или его постоянно окружают семейный ссоры, причина истерики – не в ребенке.

Попытайтесь создать вокруг вашего малыша дружелюбную атмосферу, обеспечьте его рациональным питанием, полноценным сном, прогулками на воздухе . Следите за его успехами в школе и за тем, чтобы физические и умственные нагрузки соответствовали возрасту. Если успеваемость падает, возможно, не стоит кричать на малыша. Вполне вероятно, что он не успевает из-за того, что ему приходиться после школы посещать какие-то кружки или секции. Помните, что не все дети могут справляться с домашними заданиями одинаково успешно.

Что делать с истерикой у ребенка до года?

Приступы неконтролируемого поведения у ребенка, которому еще не исполнился даже один год, являются достаточно редким явлением. Они, как правило, не связаны с ошибками воспитания. Чаще всего такие эпизоды – проявление каких-либо психических или нервных расстройств у малыша. Лучше не пытаться самостоятельно бороться с истерикой у годовалого ребенка.

Обратите внимание

Главная задача родителей в этот период – своевременно проконсультироваться со специалистами, которые помогут выявить имеющиеся нарушения.

Истерика у ребенка 1-2 лет

В этом возрасте малыш уже начинает понимать запретное значение таких слов как «нет» или «нельзя». Нередко он воспринимает их своего рода раздражителями, отвечая на это приступами истерики. Чаще всего, это случается в людных местах, где истерика рассчитана, в первую очередь не на родителей, а на окружающих.

Помня об общих принципах борьбы с истерикой у ребенка, первое, что нужно сделать, обнять его и попытаться удержать в своих объятьях. Довольно часто подобный прием успешно проходит и ребенок успокаивается. Если же он, наоборот, пытается вырваться из объятий, не следует его удерживать, это может только усугубить ситуацию.

Если побег малыша не принесет ему вреда, отпустите его и попытайтесь переждать приступ . После этого в доступной для ребенка форме покажите ему свою любовь. Это могут быть объятия, поцелуи или что-либо другое, но только не разрешение того, чего он пытался добиться своей истерикой.

Истерика у ребенка 3 лет

Трехлетние дети во всем подражают взрослым и стремятся к самостоятельности. Запрет какого-то взрослого занятия зачастую и становится причиной приступов истерики. Малыш может начинать какую-либо затею, чтобы просто посмотреть на вашу реакцию. Ваше поведение в этой ситуации должно быть следующим:

  1. Нельзя однозначно запрещать малышу заниматься запланированным и заставлять его делать то, что по вашим меркам, является допустимым.
  2. Идеальным вариантом будет совместная игра, когда вы ребенку вместо истерики предложите вместе собрать конструктор или нарисовать картину. В этом случае крайне важно, что вы больше общались и своим примером показывали, как лучше себя вести.
  3. Психологи рекомендуют следить за своей речью, чтобы в разговоре с ребенком не появлялись указательные фразы. Малышу будет гораздо приятнее, если вы не укажите ему на то, что нужно одеваться на прогулку, а предложите вместе погулять во дворе или в парке.

Истерика у ребенка 4-6 лет

В этом возрасте дети не просто следят за тем, как взрослые себя ведут и что они делают. Они начинают соображать и нередко пользуются тем, что родители не могут прийти к единому мнению относительно их воспитания. В 4-6 лет малыш уже понимает – запрещенное что-то мамой, может быть разрешено папой или бабушкой. В этом возрасте очень важно, чтобы родители не соревновались между собой за любовь ребенка, а совместно выполняли миссию правильного его воспитания.

Истерики в таком возрасте уже бывают редко, поскольку с такими детьми уже можно поговорить, обсудить их проблемы и попытаться найти решение. Если ребенок не идет с вами на контакт, то лучше обратиться за помощью к профессиональному психологу и почитать литературу о воспитании детей. Помните: то, каким вырастит ваш малыш – зависит только от вас.

Чумаченко Ольга, врач, медицинский обозреватель