Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Правовой статус женщин древнего рима. Положение женщин в древнем риме

Правовой статус женщин древнего рима. Положение женщин в древнем риме

На рассвете Римской империи положение женщины в обществе было плачевным. Она представляла собой имущество, которым владел муж, а в раннем возрасте - отец. Молодых девушек выдавали замуж, закрепляя тем самым сделку между двумя влиятельными семьями.

Прелюбодеяние женщины расценивалось как посягательство на имущества мужчины и жестоко наказывалось, но в отношении мужчин все было иначе. В знак крепкой дружбы или гостеприимства, мужчина мог предоставить для ночной утехи свою жену, и это считалось нормальным. Женщина не могла противиться воли мужчины, т.к. к ней относились как к вещи.

Также одним из обычаев Древнего Рима была евгеника. Многие ученые считают, что именно оттуда этот обычай переняли некоторые народы мира. Обычно к ней прибегали менее статусные семьи, которые жаждали на генетическом уровне улучшить свое потомство. Для этих целей обычно использовались мужчины выше по рангу, положению в обществе.

Муж отправлял свою жену в дом статного мужчины, и она находилась там до тех пор, пока не забеременеет. Но после рождения отцом ребенка считался глава семейства, а не биологический отец.

Также мужчины отдавали своих жен во временное пользование иногда за вознаграждение, иногда в знак дружбы, или же для оплаты какой-либо услуги или товара.

С появлением кровной семьи и смены полигамии на моногамию, общественный статус женщин повысился. Через некоторое время положение женщины в Риме стало лучше, и развивалось в положительном русле.

К примеру, в этот период греческая женщина также была ограничена в отношении выбора спутника жизни и создании семьи, но римская барышня уже имела право выбирать себе мужа, при этом, в семье она считалась матерью, хозяйкой дома. Мужчины в семье обязаны были ее уважать и ценить.

Такая резкая смена обычаев и привычек немного шокирует, но все это произошло благодаря матриархату, который предшествовал этим коренным изменениям.

При этом то, что даже для некоторых сегодняшних народов является невозможным, во времена Рима уже существовало. Речь идет об образовании женщин. Девочки получали начальное образование наравне с мальчиками, при этом им никто не запрещал в дальнейшем учиться.

Помимо этого, женщин никто не запирал в доме, они также ходили в театры, цирки и на всевозможные представления, а также вечеринки, если их так можно назвать.

Римские женщины организовывали свои клубы, иногда они были исключительно для замужних, а некоторые принимали всех, вне зависимости от статуса девушки.

В этих клубах не преподавали уроки кройки и шитья, там женщины иногда решали даже государственные вопросы. К примеру, в 396 году до н.э. Рим воевал с Вейи, и на одном из таких собраний женщины решили сдать все свои золотые украшения в государственную казну.

Также в римском обществе женщины-матроны (т.е. замужние, к ним также относили овдовевших и разведённых) были разделены на несколько рангов.

Первый ранг был самый высокий, в него входили все родственники императора женского пола. Эти женщины могли позволить себе все, но, конечно, не нарушая внешние нормы приличия.

Они могли устраивать приемы или забыть о них на некоторое время. Но в случае, если эта дама решила все-таки провести вечеринку, никто из приглашенных не имел права отказаться. Они должны были следить за модой и всегда соответствовать ей. Никто не имел права обойти их приглашением на какое-либо крупное мероприятие, это считалось верхом бестактности.

Ко второму рангу относились женщины, которые составляли основной актив общества. Они были обязаны регулярно устраивать приемы. К ним относились высокопоставленные дамы, умные или влиятельные. Они должны были обязательно следовать моде и принимать активное участие в общественной жизни. Но при этом они не имели права высказывать свое мнение на людях, думать они конечно могли, но высказываться, и тем самым будоражить общественность, запрещалось.

К третьему уровню относили замужних женщин или матрон, как их называли. В отличие от первого и второго уровня, они были намного свободнее в своих желаниях. Они могли принять приглашение на прием или же отказаться. Они могли или устраивать приемы, или нет, а также приглашать кого душе угодно.

К четвертому рангу относили матрон, которые упали в глазах общества. Или не таких активных, или же чем-то прогневавших авторитетных дам.

Был и пятый ранг в римском обществе - в него входили все незамужние девушки, иностранки и представительницы плебса.

Не под один ранг не подпадают жрицы – версталки, они занимают свою особую нишу в обществе, но при этом полностью освобождены от бремени светской жизни, моды и правил. Они руководствуются обычаями и традициями. Подвластны они только Великому Пантифику и Богам.

Из этого экскурса в историю можно сделать вывод, что женщины в Древнем Риме имели обширные свободы и права. Некоторые мужчины того времени даже говорили, что они управляют всеми мужами, а ими их жены. Женщины негласно были такой же политической силой, как и их мужья.

Выражение « За каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина» - характеризует положение женщин в римском обществе.


Ирина Шведова

Закон очень строгим для женщин. Сами римляне были такого мнения… «Наши предки, — говорит Тит Ливий, — запретили женщине заниматься частным делом без поддержки мужа. Они хотели, чтобы она всегда была под главенством своего отца, или брата, или своего мужа». Когда она не занята вместе с рабами меливом пашни или приготовленим еды, она должна вместе с рабами прясть и ткать погрубелыми и потрескавшимися руками етруйскую шерсть, заботиться о хозяйстве, кормить детей, она не может сама выйти на улицу, только в обществе своего мужа, или служанок; не может сама распоряжаться своим имуществом, она по закону является дочерью своего отца, который, как отец, может налагать на нее любое наказание. Положение ее, как видим, не очень отличается от положения рабыни. Вместе с тем мы замечаем, как действительность далека от теории. В самом начале истории Рима оказывается, как велика была разница между положением одной и второй.

Эта женщина, которая замкнута в доме и является первой из служанок, пользуется у себя дома всеобщим уважением, даже со стороны главы семьи. Она сидит рядом с ним за столом, а не прислуживает ему, день рождения празднуется и она получает подарки: на улице прохожие уступают ей дорогу, запрещено прикоснуться к ней, даже когда ее привлекают к суду. Мужчина часто поручает ей вести разные дела и советуется с ней в делах, касающихся их обоих.

Потому и женщина играет важную роль в римской истории. «На всякой странице», говорит М. Гюде, «упоминается о ней». Напрасно закон исключает ее от участия в общественных делах. Непрестанное ее вмешательство явное или скрытое имеет решительное влияние на государственные дела. Кажется, что римляне облюбовали себе в своих летописях и легендах связывать имя какой-нибудь героини с каждым славным историческим событием. Если верить традиционной истории, то Рим обязан своим величием не менее добродетели своих женщин, чем мудрости законодателей и храбрости войска. Супружеская преданность и дочерняя любовь, соединившие сабинян и латинян, образовали римский народ. Дважды порабощенный тарквиниями и децемвирами Рим обязан своему освобождению добродетели Лукреции и невинности Виргинии. Мольбы жены и матери помогли упросить Кориолана (выдающегося древнеримского генерала) спасти республику. Наущения амбициозной жены вдохновили Лицинию славные аграрные законы, которые довершили триумф римской демократии, последних героев римской республики, обоих братьев Гракхов воспитала и руководила своими советами славная мать Корнелия.

Хотя все эти рассказы может и полулегендарные, это неважно, в них мы видим проявление народного чувства, непоколебимое свидетельство уважения и почета, которое римляне в старину чувствовали к своим женам и матерям.

Идеал женщины и жены, его выработал себе римлянин в старые времена, такой: мы с одной стороны видим пренебрежение к женщине, будто к старшей служанки, командированной на кухню, а с другой стороны высокое уважение к подруге, на которой лежит домашнее хозяйство, к матери его детей, это откровенно проявляется в надгробных надписях республиканской эпохи. Чаще всего вспоминают такую: «Прохожий, я хочу тебе сказать всего несколько слов. Задержись и читай. Видишь здесь могилу достаточно красивой женщины. Родственники назвали ее Клавдией. Она любила своего мужа душой, имела двух сыновей, одного оставляет на земле, второго сама похоронила. Язык ее был приятен, ход почтенен, берегла дом, пряла шерсть. Я сказал. Продолжай свой путь».

На другом читаем: «Здесь покоится Аммона, жена Марка, очень хорошая и очень красивая, неутомимая прялка, набожная, целомудренная, сберегательная, невинная, берегла дом». Такое восхваление вошло в обычай и его употребляли на надгробных надписях даже и в эпоху империи, и в далеких провинциях, которые еще не были романизированы. Разумеется, не все то, что было написано, соответствовало действительности, потому что редко встречались мужчины, как Ульпий Цердо, который на могиле своей жены написал: «… К Клавдии. В день ее смерти я составил благодарность богам и людям». Наконец у римлян сложилась поговорка «De mortuis aut nihil aut bene» — «или ничего не вспоминать об умерших, или только хорошо».

Таким образом, римлянка вынуждена было жить в суровых условиях и материальных заботах, с другой же стороны ее окружали уважение и почет, зато выработался у римлянок заранее особый характер: серьезность, в основе которой была решимость. Она не знала нежности, ласки, мягкости, посему не встречаем у римлянок мечтательности и сентиментальности, которые так свойственны особенно женщинам славянского происхождения. Римлянка, прежде всего, старалась твердо бороться с жизненными трудностями. И это наблюдаем не только у женщин, но и у молодых девушек.

Но было бы ошибкой думать, что тип римской матроны со временем не претерпел модификации. Под конец республики медленно наступали различные изменения в условиях, в которых находились женщины. Изменились обычаи, законы, верования. Мы видели, что в старину через самое замужество женщины подвергались ничем неограниченной власти мужчин. Впоследствии отмечено, что из этого возникают большие злоупотребления. Чтобы это исправить, придумано соответствующие комбинации. Выдавая молодую девушку замуж, принимают меры, которые бы воспрепятствовали мужчине своевольно распоряжаться приданым жены. Одновременно вводят юридические формы, благодаря которым женщина становится почти полной обладательницей своего имущества.

С облегчением условий брака распространяется обычай разводится. В первые пять веков истории Рима случаи разводов были очень редкими; начиная с шестого века разводы бывают все чаще и что очень важно без серьезных причин, просто из-за желания изменений, большей роскоши, чтобы добыть большего влияния и поддержки. Женитьба становится недолговременной связью, которую завязывают и развязывают по прихоти и выгоде. «… Какая женщина, — пишет Сенека, — стесняется теперь будучи разведенной, когда уважаемые и славного рода матроны считают свои годы не по наименованию консулов, а наименованию своих мужей? Они разводятся, чтобы жениться, и женятся, чтобы развестись». Честолюбцы считали ряд последовательных бракосочетаний необходимыми мерами в своей политической карьере.

Так Сулла принудил Эмилию, дочь Скавра к замужеству, развелся с Глабрионой, чтобы жениться на Помпее, а Кальпурний Пизон расстался с вдовой Цинны, он хотел тоже разлучить Цезаря с дочерью Цинны, но Цезарь не согласился на это. Помпей, имея дело в суде, которое боялся проиграть, обручился с дочерью Антистия, председателя суда, но выиграв дело, он тут же покинул невесту и женился на Эмилии, а потом женился последовательно, как того требовали политические обстоятельства, с Муцией, дочерью Сцеволы, с Юлией, дочерью Цезаря, и под конец с Корнелией, вдовой Лициния Красса. Вообще он был пять раз женат, Цезарь и Антоний четыре раза, а Сулла, как Помпей пять раз. Во времена империи сатирики вспоминают женщин, которые восемь, а то даже и десять раз вступали в брак.

Такие примеры «благородных» римских патрициев легко нашли последователей и среди более простых плебеев. Аристократия научила честолюбивых демократов, которые хотели с ними сравниться, что браки можно так же легко развязать как и связать, почему и в нижних верстах римского общества весьма распространяются разводы.

Продолжение читайте в следующих статьях.

Многие знают о Римской империи достаточно много — и о ее правителях, и о законах, и о войнах, и об интригах. Но куда меньше информации о римских женщинах.

Ведь на женщине во все времена держалась не только семья, но и устои общества. И не исключение.

7. Римские императрицы — отравительницы и интриганки?

Императриц Рима изображают в литературе и кино, как отравительниц и нимфоманок, которые не останавливались ни перед чем на своем пути. Утверждали, что жена Августа Ливия убила его после 52 лет брака, смазав ядом зеленый инжир, который император любил срывать с деревьев вокруг их дома. Агриппина, как говорят, также отравила своего пожилого мужа Клавдия, добавив смертельный токсин в его обед из грибов. Предшественница Агриппины Мессалина — третья жена Клавдия — запомнилась в первую очередь тем, что планомерно убивала своих врагов, а также имела репутацию ненасытной в постели.

Не исключено, что все эти истории были домыслами, которые распускали люди, которые беспокоились из-за близости женщин к власти.

В Древнем Риме официальная власть всегда принадлежала мужчинам. Это отодвинуло на второй план невероятные истории женщин из ближайшего окружения тех мужчин – жен, матерей, сестер и любовниц. Близость к императору наделяла их огромной властью.

На протяжении первого столетия имперской истории эти женщины были аристократками из величайших родов Рима. Среди них хитроумная , кровожадная и распутная .

Однако, позже новые сильные личности стали появляться за пределами столицы на периферии римского мира в далеких уголках империи. Эти выдающиеся женщины окажут непосредственное влияние на ход истории во время трансформации великой империи.

Среди них была вольноотпущенница, императрица с Востока, обожаемая во всех уголках римского мира, чей сын умер у нее на руках, безжалостные сестры, готовые убить друг друга, чтобы возвести на трон своих детей, женщина, ставшая знаменосцем религиозной революции, изменившей ход мировой истории. Они прибыли в Рим издалека и буквально перевернули его с ног на голову.

Антония Ценис

К концу следующего года после нескольких императоров, не задержавшихся на престоле надолго, к власти пришел . Наконец, во главе погрязшей в хаосе империи стал здравомыслящий и практичный человек, надежный правитель нового типа .

На этом отличия от предшественников не заканчивались: компаньонкой императора стала вольноотпущенница , рабыня, когда-то принадлежавшая Антонии.

Эту бывшую рабыню, будущую спутницу Веспасиана, звали Антония Ценис . Историк называл ее неординарной женщиной . По его словам, Ценис была незаменимым секретарем Антонии и пользовалась большим доверием. Особенно в те опасные годы, когда Римом правил император , печально известный параноидальными наклонностями и репрессиями.

Антония доверяла Ценис, обладавшей потрясающей памятью, секретные послания . Верность служанки была вознаграждена: до или после смерти Антонии в 37 году н.э. Ценис получает свободу .

В римском мире из рабства можно было вырваться . Для немногочисленные удачливых людей, заслуживших уважение, доверие, расположение или любовь могущественных хозяев, свобода и положение в обществе были вполне реальны.

История Ценис как нельзя лучше показывает, что в подвижном римском обществе судьба раба могла кардинальным образом измениться.

О жизни Ценис в период между смертью Антонии и восхождением Веспасиана на престол ничего неизвестно, за исключением того, что в это время она становится его любовницей .

Их отношения прерываются, когда Веспасиан вступает в брак с женщиной своего круга. Однако, его жена умирает до его прихода к власти.


История иудейской царицы Береники отчетливо показывает отношение римлян к таким вопросам, как национальная принадлежность и религия. Она также демонстрирует, насколько ограниченной была власть императора .

Веспасиан поручает Титу возглавить военную кампанию, направленную на подавление восстания в .

Власть оказалась в руках правителей иного типа. Они принадлежали к римской культуре, но появились на свет вдали от столицы империи. Настала эра провинциалов , и женщины шли в авангарде.

Через 60 лет после Адриана в конце II века н.э. произошел еще одни прорыв: появление новой императрицы завершило эпоху великих аристократических родов , на протяжении сотен лет правивших Римом.

Однако, настоящим новатором стала его жена Юлия. Ее авторитет и роль в государстве отличает эту женщину от всех ее предшественниц.

Юлия Домна не оставалась на политической периферии, подобно Ценис. В отличие от Береники ей не пришлось испытать всеобщее неодобрение. Домна заслужила расположение людей по всей империи, даже в , более чем в тысяче километров от Рима.

С 208 года Йорк становится военной базой Септимия Севера, пытающегося укрепить северные границы империи. С той же проблемой столкнулся его предшественник Адриан, почти 90 лет назад возведший .

Путь Юлии к власти был долгим и трудным. Ее история начинается в сирийском городе Эмесе , сейчас известном как . Ее отец обладал и богатством, и высоким положением, будучи жрецом бога Солнца . Ее семья привезет в Рим ее культ , как и множество других инноваций.

Впервые Домна и ее будущий муж встречаются в Сирии в 180 году. В это время Септимий Север был римским военачальником. Ему уже за 30, а Юлии – лет 6-7.

Когда через 7 лет умирает первая жена Севера, он начинает искать новую невесту. По легенде, возможно, выдуманной писателями, желавшими поддержать авторитет императора, он изучал гороскопы претенденток . Звезды прочили Юлии брак с императором. Правда это или нет – неизвестно, но в 187 году Домна в возрасте 13-14 лет едет в Галлию, чтобы стать женой 42-летнего Севера .

К 192 году Домна, уже родившая 2-х сыновей, вместе с мужем находилась на северной границе империи. Когда до них дошли вести об убийстве императора рванулся к власти . Он двинулся к Риму вместе со своей армией.

Через 5 лет и после многочисленных битв на двух континентах он, наконец, утвердился в роли единоличного правителя Рима . Добившись власти с помощью меча, теперь Север искал способы оправдать и закрепить законность своего правления. Чтобы избежать очередной вспышки гражданской войны, требовалась крепкая династия. В битве за умы и сердца римлян ключевую роль играла жена императора .

Новый режим целенаправленно обращается к славному римскому прошлому. В центре этой своеобразной пиар-кампании находится .

Можно ли назвать Домну этаким символом традиционных ценностей, к которым обратилась новая династия? Вероятно, да. Она стала играть роль матроны , стабильного и крепкого центра императорской семьи. Она поддерживает мужа, покровительствует наукам, ведет себя как респектабельная римлянка. Высшее общество того времени было довольно странным: люди, приехавшие со всех уголков империи, делают вид, что это не так. По легенде, сестра Севера не могла связать двух слов на латыни или говорила с таким ужасным акцентом, что во время правления ее брата ей не разрешалось приезжать в Рим.

Домну представляли как образец для подражания, идеальную мать . Все-таки она родила двоих сыновей, наследников императора. Казалось, вероятность очередной гражданской войны крайне мала.

Монеты прославляли императрицу и ее сыновей и , называя их Фелицитас Секули – радость эпохи .

С одной стороны Юлия Домна выступает в совершенно новой роли, но с другой в контексте правления Севера она становится символом древних традиций . Муж использует ее в этой роли. Она стала частью так называемого обращения к истокам . Он узурпировал власть, ворвался в Рим после разрушительной гражданской войны и теперь возвращается к старым добрым традициям. Его семья, где есть мать, отец и два наследника, обещают стабильность. Домна становится символом традиционных ценностей . Возможно, для того, чтобы скрыть чужеродность новой династии .

Для поддержания идеологии нового режима Домна становится последовательницей древних римских культов . Несмотря на то, что ее отец был жрецов восточного божества, при Домне был восстановлен культ . Культ богини – один из немногих римских институтов, где женщины обладали властью. Весталки поддерживали священный огонь, не позволяя ему гаснуть. Его угасание считалось дурным предзнаменованием для Рима.

Все эти меры помогли императрице расположить к себе общественность . Ее популярность все возрастала. Юлия получила невероятно высокий статус в римском обществе, однако круги власти – опасное место. Она нажила влиятельных врагов . К несчастью, один из них был близок к императору.

Римский источник говорит, что несмотря на внешнее благополучие и почести, включая титул Августы , личная жизнь императрицы была омрачена кознями властолюбивого друга и советника императора .

Историк Кассий Дион рассказывает, как Фульвий пытался устранить Домну : «Плавтиан обладал настолько сильной властью над императором, что зачастую обращался к Августе в неподобающей манере. Он всем сердцем ненавидел ее и всегда пытался очернить жену в глазах Севера . Плавтиан следил за императрицей и вынуждал благородных римлянок лжесвидетельствовать против нее, подвергая их пыткам».

Однако сломить Домну оказалось не так то просто, она была стойкой женщиной. После всего императрица погружается в интеллектуальные занятия. Избежав опасности, Домна начинает осваивать философию и риторику , издревле считавшиеся мужскими занятиями. Она также изучала с собравшимся вокруг нее кругом интеллектуалов другие предметы, например, геометрию .

Часть величайших умов Рима представлена в зале философов . Домна поддерживала дружеские отношения с некоторыми из величайших ученых мужей своего времени.

Круг ее интересов был поистине беспрецедентен. Кроме того, в получении знаний она пошла гораздо дальше, нежели другие. Вокруг императрицы собрался кружок интеллектуалов . Других подобных примеров среди женщин до нее не существует.

Единоличная власть позволит ему осуществить в стране религиозную революцию. В результате обратится в .

Ключевой фигурой в переходе от древних языческих традиций к окажется женщина, ставшая одной из самых почитаемых святых ранней церкви мать Константина .

О ранних годах Елены почти ничего не известно. Ее происхождение скрыто под покровом тайны. Однако, в более поздние годы ей суждено изменить ход истории .

Считается, что именно Елена убедила сына принять христианство . По легенде, она нашла тот самый .

Ее личность играло невероятно важную роль в поздней античности и средневековом христианском мире. Сохранилось множество истории о ней, пришедших из разных эпох и пересказываемых на разных языках. О настоящей Елене известно крайне мало, поэтому ее личность так удобна. Даже в свое время ее жизнь была окутана тайной .

Затем Елена становится святой, идеалом женщины, во многом списанной с Марии. О ней рассказывают самые разные истории. , епископ Милана, живший в IV веке, интересно пишет о ее происхождении. Он говорит, что она помогала отцу на конной станции. Как говорится, из грязи в князи.

Враждебно настроенные к ней историки, например, приверженцы язычества, считают, что она была женщиной крайне низкого происхождения, возможно, проституткой.

Предполагают, что будущая святая происходила родом из – современной . В юности эта таинственная женщина встречает молодого амбициозного военного. Его звали . Около 275 года у пары рождается сын. Его называют Константином .

Неизвестно, был ли отец Константина женат на Елене. Мы лишь знаем, что он оставил ее, желая сделать политическую карьеру в меняющемся римском мире.

Констанций пришел к власти благодаря кардинальным изменениям, которые империя претерпела с момента падения династии Северов и Юлии Домны.

В конце IIIвека Рим трансформировался. Империя разделилась на две части : Западную и Восточную. У каждой был основной правитель: Август и его помощник цезарь.

К 293 году Констанций становится цезарем в Западной части империи. Чтобы жениться на дочери Августа, он оставляет Елену.

Затем на целых 20 лет Елена исчезает из виду . Возможно, к тому времени, как Констанций ее бросил, она уже обратилась в христианство.

К 300-му году популярность христианства невероятно возросла . Историки считают, что в новую веру обратилось от 5 до 10% населения империи. Елена входила в это число.

Однако, неизвестно, были ли ее отношения с сыном близкими. Константин находился рядом с отцом.

В 305 году он был в военном лагере в Йорке, участвовал в кампании против на вечно неспокойной северной границе.

Через год внезапно умирает Констанций. Войска провозглашают Константина Августом , правителем Запада. Затем он постепенно избавляется от своих соперников и получает власть над Западной частью империи. Потом в 324 году становится правителем всего римского мира .

Во время его долгого восхождения к власти Константин все больше поддерживал христиан. Интересно то, что в эти годы Елена находилась рядом с сыном.

Зал Константина в украшен прекрасными фресками эпохи , изображающими обращение императора в новую веру. Видение креста перед битвой за власть над Западом в 312 году. Решительная победа в в Риме, здесь солдаты изображены с христианскими символами. Наконец, крещение Константина . За этими историческими событиями наблюдает его мать Елена.

Нам уже не узнать, как сильно Елена повлияла на столь важное решение императора и на распространение христианства в то время. Однако, известно, что сын глубоко чтил ее. Он присвоил ей титул Августы , поставив в один ряд с величайшими римлянками прошлого.


Благодаря высокому статусу Елены, христианство, которое она, а также многие другие матроны активно поддерживали, распространилось еще шире.

Какую роль сыграли женщины из высших слоев общества в продвижении христианства? Несомненно, ключевую. Значимость женских образов закрепилась в христианстве . Возьмем их изображения, истории о них — женщины не уступают мужчинам.

Возможно, Елена повлияла на решение, принятое Константином в 313 году, официально остановившее травлю христианства . Внезапно многолетние гонения на христиан и казни прекратились.

Одним из прямых последствий возросшего влияния христианства стало то, что женщины обрели большую независимость . Со времен Октавиана Августа нежелание выходить замуж каралось законом. Имущественные права женщин также ограничивались. При Константине все изменилось, потому что христианство приветствовало обет безбрачия. Теперь женщины могли отказываться от брака и владеть собственным имуществом.

Ярче всех приобретенную независимость продемонстрирует сама . В возрасте около 80 лет она отправляется в Иерусалим, основывая традицию христианских паломничеств .

Описывая путешествие Елены по восточным провинциям, историк восхваляет ее помощь голодным и обездоленным . Она также освобождает заключенных и рудокопов, изнуренных тяжким трудом.

Подобная добродетель не была присуща предшественницам Елены. Еще до своего приезда в Иерусалим она уже стала воплощением новой эпохи .

Паломничество Елены ляжет в основу легенды и сильнейшим образом повлияет на Иерусалим.

Куда стекаются христиане со всего мира. Внутри – храм Равноапостольной Елены . По легенде здесь было совершено невероятно открытие, после чего и заложили первую церковь.

Сначала Елена обнаружила титло креста, на котором был распят Христос. Затем откопали три креста. Перед Еленой встала задача найти истинную святыню . Она позвала женщину-калеку, которая прикоснулась к каждому по очереди. Дотронувшись до последнего креста, больная чудесным образом исцелилась.

Нам никогда не узнать, был ли найденный Еленой . Важно то, что в это верили ранние христиане.

Как сказал одни из героев знаменитых вестернов. Ее статуя находится на ратуше. Согласно древней местной легенде, она родилась в этом городе. Это связало британцев не только с императорскими династиями , но и с истоками христианства.

Елене не суждено было увидеть, как христианство станет официальной религией империи. В 330 году она ушла из жизни , сын находился с ней до последней минуты. Останки Елены захоронены в огромном саркофаге в Ватиканском музее .

Реликвии, привезенные в Рим, хранятся в базилике Святого Креста . Это часть наследия, оставленного невероятной женщиной, носившей титул Августа.

Неподалеку находятся объекты, хранящие память о других прославленных римлянках: дом, в котором жила – первая великая женщина империи; дворец, где плела интриги, чтобы возвести на трон , своего сына; изображение императрицы-сирийки, поклоняющейся древним богам Рима. Расстояние между ними невелико, но они объединяют целых четыре века истории, а также совершенно разные миры.

Все эти миры ярко свидетельствуют о влиянии тех неординарных женщин на Древний Рим . Их амбиции и надежды, страсти и страхи, триумфы и падения до сих пор волнуют, восхищают, а иногда даже шокируют нас.

Однако, важнее всего то, что эти истории позволяют нам заглянуть вглубь веков и увидеть, как под их влиянием менялся мир, времена и нравы.

Женщины прошли через долгую историю эмансипации. Но в древние времена у них была совсем другая жизнь: свои увлечения и привычки, права и ограничения, о которых обычно не рассказывают школьные учителя. Мы решили собрать самые интересные факты о древних женщинах, которых вы не найдет в учебниках истории.

У римских девочек была своя версия Барби

В Древнем Риме девочки выходили замуж примерно в 12 лет. Несмотря на то, что их детство было коротким, они все же играли в куклы. Одна из таких игрушек была обнаружена в конце XIX века. Эта деревянная кукла чем-то напоминает современную Барби. Также археологи нашли и небольшую коробку, в которой была одежда для куклы.

В Древнем Египте женщины имели равное право наследовать трон


Египет был более демократичным, чем другие государства в древности. Главное тому доказательство - право человека любого пола наследовать трон. Так что права древних египтян и египтянок были практически равны. Более того, родство в династии фараонов велось именно по материнской линии, так же, как и наследование земель и даже трона.

Женщины Древней Греции имели право на развод

В Древней Греции женщины имели такое же право на развод, как и мужчины. Расторжение брака могло происходить как по обоюдному согласию, так и по воле одной из сторон. При этом женщине возвращали все приданое. Конечно, если жена не была обвинена в неверности и прелюбодеянии. В противном случае ее могли выгнать из дома.

Женщины Древнего Рима получали образование

Большинство девочек в Древнем Риме получало начальное образование: основы письма и чтения, все это они проходили в школах. Однако некоторые семьи стремились дать своим дочерям хорошее образование и нанимали преподавателей, которые учили их греческому языку, грамматике, основам искусства. Это делало девушку интересной спутницей для мужчины и более влиятельной по жизни.

Римские девушки носили бикини


Древние римляне были очень прогрессивными. Так, их женщины носили… бикини! На Сицилии нашли мозаику IV века нашей эры, на которой изображены девушки в купальниках, очень похожих на современные. Согласитесь, выглядит модно!

Женщины Древнего Рима увлекались спортом

А вот еще одно невероятное свидетельство прошлого - римские женщины занимались спортом. В руках у представительниц прекрасного пола прототип современных гантелей. Так что у римлянок была богатая социальная жизнь.

Женщину в Древнем Китае мог бросить муж, если она слишком много разговаривает


А вот в Древнем Китае у женщины практически не было никаких прав, и она считалась почти имуществом мужа. Первый раз она видела своего жениха на свадьбе. Традиционно в Китае свадьбы проходили следующим образом: родители жениха сидели, а невеста, наряженная в красное платье, подносила им чай. Причин для развода было множество: неспособность родить сына, неверность, кража, какая-нибудь болезнь, ревность или даже слишком много разговоров.

В Древней Индии женщины могли сами выбирать себе мужа

Удивительно, но это именно так. Даже сегодня в Индии браки обычно организуют родители, а вот в древние времена индийские женщины были равны мужчинам: им разрешали вступать в брак тогда, когда они этого захотят, а также выбирать себе мужа. Кроме того, женщины были высоко образованы, им даже было разрешено изучать священные Веды.