Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Цветы разных времен года. Символика цветов. Каждому месяцу свой бутон. Сочетания материалов по принципу времен года

Цветы разных времен года. Символика цветов. Каждому месяцу свой бутон. Сочетания материалов по принципу времен года

Создавая свой стиль, мы часто действуем интуитивно, доверяя ощущениям «идет – не идет». Действовать же «наверняка» – прерогатива стилистов. Ведь они в своей работе используют ключевые учения мировой fashion-индустрии. Теория времен года или Сезонная теория – одна из них. Познав ее аспекты, вы больше никогда не совершите «глупость», изменив цвет волос на «старящий» вас черный или надев на свидание «вульгарный» персиковый комбинезон. Только идеальные сочетания цветов и оттенков. Немного «науки» и вы будете совершенны!

Сезонная теория – это уникальная цветовая палитра, которая подходит определенной группе людей. Основана она на том, что все люди, исходя из цвета волос, оттенка кожи и радужки глаз делятся на цветотипы, соответствующие временам года.


Смена сезонов в природе осуществляется с переходом оттенков от холодных к теплым и в обратном направлении. Так, теплые тона соответствуют осени и весне, а холодные – зиме и лету.

В зависимости от того, к какому цветотипу относится модница, можно подобрать ей те колеры, которые будут ее украшать. При умелом использовании цветовой теории можно визуально скорректировать морщинки и дефекты кожи, выгодно подчеркнуть сияние глаз и соблазнительность губ.

Обзор цветотипов мы начнем с типажа весна.

Цветотип весна

Представьте себе раннее весеннее утро. Теплые лучи солнца ласкают на деревьях нежно-зеленые листья, а на лужайках и полях умыты кристально чистой росой поросли первых растений. Перед нами широкое великолепие первоцветов. Окружающие краски чистые, светлые, нежные. Именно они лучше всего подходят девушкам весеннего цветотипа. Но как выглядит сама модница-весна?

Светлая полупрозрачная кожа розового или персикового оттенка, пшеничные, пепельные или белокурые локоны, голубой либо зеленый цвет глаз – это девушка-весна. Ее брови и ресницы часто идентичны цвету волос или темнее его на один-два тона. Но в каждом правиле есть свои исключения.

Можно встретить девушку-весну и немного в другом обличье. Светло-карие глаза и рыжие с теплым отливом волосы – также могут указывать на весну. Правда, при одном условии, если цвет глаз и волос имеют теплый оттенок и не контрастируют с тоном кожи, мягко дополняя его.

Среди знаменитостей «весен» немало. Это – Диана принцесса Уэльская, Камерон Диас, Николь Кидман, Гвинет Пэлтроу, Бритни Спирс и Анна Курникова. В создании своего стиля вы можете брать у них вдохновение, а можете научиться выигрышно подавать собственную внешность самостоятельно.

Цветовая палитра для весеннего цветотипа

Представительницы весеннего цветотипа особенно привлекательно будут выглядеть в предметах гардероба нежных, естественных и натуральных оттенков. Эксперименты возможны, но только не в пользу кричащих красок, глубоких контрастов. Идеальная цветовая гамма – зеленый, желтый, оранжевый, голубой и красный цвет с теплыми нотами. Визуально теплый нюанс можно представить как колер, через который проглядывает лучистое весеннее солнце.

Кратко о главном:

С оранжевой и желтой цветовой палитры вас украсят цвет карамели, желто-зеленый, насыщенный персиковый, желто-оранжевый, абрикосовый, коралловый или желто-розовый.

Красная цветовая гамма будет к лицу во всех греющих оттенках розового. Отлично будут смотреться и светлые оттенки коричневого. Ослепительный белый лучше исключить из своей палитры, предпочитая смешанные тона – цвет яичной скорлупы, слоновой кости или кремово-белый.

Из синей цветовой гаммы можно выбрать сиреневый, васильковый, голубой, аквамарин, лазурный и светло-синий. А вот темную цветовую гамму лучше оставить для представительниц другого цветотипа или, по крайней мере, не использовать ее в предметах гардероба, приближенных к лицу – кофточках, свитерах, туниках, блузах.

Имидж цветотипа весна


Образ модницы-весны строится на трех китах – гармония, естественность и нежность. Энергию весеннего цветотипа можно визуализировать при помощи формы, линий и цвета. Создавая модные образы, старайтесь по максимуму включать в них следующие аспекты:

Простые модели нарядов без вычурных деталей
- прямые линии и треугольная форма
- три и больше цветов в одном аутфите
- женское и мужское начало одновременно







Обратите внимание на монохромную одежду, пусть она будут представлены в следующих фактурах – лен, хлопок, бархат, замша и трикотаж. Если душа требует принт, сделайте ставку на ненавязчивые узоры – венецианское стекло, крапинку, мелкий цветочек или лаконичную геометрию. Можно попробовать «морской» узор – чередование белых и черных линий. А вот о вычурном принте внушительного размера лучше забыть.







Украшения и аксессуары

Все цвета и оттенки своей палитры модница-весна может смело использовать и в аксессуарах. В выборе украшений руководствуйтесь правилом – золото более предпочтительно, чем серебро. Хороша также бижутерия с теплыми нотами.

Драгоценные и полудрагоценные камни с мягким солнечным отливом: желтый топаз, теплые кораллы, солнечный янтарь и небесно-голубая синева. Все украшения должны быть аккуратными, изящными, даже ажурными. Массивности следует избегать.

Базовые цвета для сумочек, обуви и перчаток – бежевый, светло- и золотисто-коричневый. Черная обувь нежелательна, но допустима.

Что касается цвета оправы очков идеальное решение – золотисто-желтый металл, а вот темных оттенков лучше избегать.

Прическа и макияж для девушек весеннего цветотипа

Девушка весеннего цветотипа производит впечатление достаточно романтичной, даже несколько хрупкой натуры. Поэтому агрессивные прически с радикальным начесом, как и короткие стрижки спортивного плана, не лучший для нее выбор. Гораздо органичнее будут смотреться мягкие локоны, прямые распущенные волосы, небольшие завитки.

Если вы хотите изменить естественный цвет волос, следует выбирать краски из теплой палитры – золотистые тона с рыжинкой. Возможно осветление отдельных прядей.


На моднице-весне великолепно будут смотреться тени коричневых и зеленых оттенков, голубые и бирюзовые тона, палитра нежности зеленых красок.

В дневном макияже больше используйте пастель – кремовый, золотистый или беж, а в вечернем выходе – практикуйте более насыщенные цвета – лимонный, сиреневый, фиолетовый.

Делая акцент на губы, используйте помады теплых розовых оттенков. Свежесть лицу придадут также коралловые, золотистые и медово-коричневые тона. Чем более темного цвета у вас волосы, тем насыщеннее цвет губной помады вы можете себе позволить.

Жидкую подводку и тушь черного цвета в макияже лучше исключить, чтобы образ не получился «кукольным». В качестве альтернативы применяйте голубой или коричневый карандаш, идентичного цвета тушь для ресниц.

Продолжение следует

Будьте неотразимыми!

Фото: bestdress.com.ua, like.lb.ua, yakooobina.com, myhomespa.livejournal.com, womanway.com.ua, prostayaidea.ru.

Мир природы состоит из красок, звуков и запахов, окружающих нас. Среди них ярко выделяются семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Год состоит из четырех времен года, где в каждом больше всего встречается один или несколько основных цветов.

Итак, изучаем цвета радуги вместе с ребенком, а заодно узнаем как выглядят времена года в характерных им ярких красках природы. Нам пригодятся картинки, альбом для рисования и цветные карандаши. Давайте попробуем соединить цвета и времена года вместе и посмотреть, какой цвет, какому времени года будет больше подходить.

Презентация в картинках: цвета для детей по временам года

Весна

(Весна - белые, красные, жёлтые и фиолетовые цвета)

Это время года красного цвета, потому что весной все цветет и ещё недавно темный лес преображается в ярких красках цветения. Весной распускается много цветов, но ярче всего среди них выделяются тюльпаны белого, красного, жёлтого и фиолетовых цветов.

(Весна - жёлтое солнце)

Весной много солнца. Жёлтое солнце, жёлтые лучики и жёлтые одуванчики, которые появляются к концу мая. Поэтому еще один цвет весны - это жёлтый. Иногда бывает, что солнце прячется за серую тучку и поливает дождь, но он быстро проходит, проясняется голубое небо и вновь выглядывает яркое жёлтое солнышко.

Лето

(Лето - зеленая трава)

Самое зеленое время года, когда вокруг полно зелени, запахов и звуков растительного мира природы. Поэтому летом больше всего зеленого цвета: зеленая трава, зеленые листья на деревьях и веселые зеленые кузнечики на зеленых лужайках.

(Лето - фиолетовые ирисы)

Летом цветет еще больше растений и цветов, среди которых можно увидеть необычные цветы - ирисы. Они удивительного фиолетового цвета.

(Лето - голубое небо и белые облака)

А ещё летом небо голубого цвета и проплывают белые пушистые облака самых разных необычных форм. Иногда, облака становятся серыми тучками, и из них льется дождик, но чаще всего летом хорошая и теплая погода.

Осень

(Осень - жёлтые, оранжевые и красные листья)

Наступает самое разноцветное время года осень. Теплые летние деньки уступают прохладным осенним дням, начинает желтеть и сохнуть трава. На деревьях желтеют листья, а на веточках рябины появляются красные ягоды. Золотятся березы, желтеет дуб, опадает клён и весь лес устелен оранжевым ковром из желтых, красных и других оттенков листьев.

(Осень - красная рябина)

Вот и у осени основные цвета - жёлтый, красный и оранжевый, потому что жёлтые - листья, красная - рябина, оранжевое - солнце в теплые деньки бабьего лета. А совсем скоро к концу осени деревья совсем потеряют листья, пойдут затяжные дожди и небо, и лес погрузятся в оттенки серого цвета.

Зима

(Зима - синие морозные узоры)

Самое холодное и волшебное время года - зима. Холодное, потому что постоянно дуют северные ветра и часто трещит мороз. Волшебное, потому что все больше и больше выпадает пушистый снег и все вокруг становится белого цвета с волшебными синими узорами, которые разрисовал мороз на окне.

(Зима - много-много белого снега)

Зимой очень много снега. Он ярко белого цвета, им можно играть в снежки, построить белую крепость или слепить снеговика. А ещё зимой часто бывают морозные дни. В такие дни, особенно в январе, небо чистое, а воздух настолько прозрачный, что небо морозного синего цвета. Поэтому самые зимние цвета - это белый и синий, цвет снега и цвет мороза.

А теперь… задание!

Задание на цвета для детей - раскрась радугу!

(Нажмите на картинку-раскраску для увеличения изображения)


Давайте возьмем раскраску и разноцветные карандаши...


Теперь раскрасим радугу во все цвета, которые вы встречали в разных временах года, а также листочки, деревья и небо на картинке... и у нас получится...


И у нас по-лу-чи-тся… разноцветная РАДУГА!!!

Часто человек предпочитает в одежде господствующие цвета сезона, независимо от текущей моды. Возможно, он подсознательно стремится гармонично вписаться в пейзаж при помощи сочетающихся с ним цветов.

Хотя человеку, в отличие от большинства животных, нет никакой нужды маскироваться под окружающую среду в целях безопасности. В случае с человеком здесь ключевое слово не «безопасность», а «гармония». Все мы подсознательно стремимся к гармонии, даже те, кто часто разрушает ее, нечаянно или намеренно, демонстрируя свои деструктивные наклонности и тягу ко всему безобразному. И что остается делать, тому, у кого совсем не получается обрести гармонию в своей душе и в своей жизни? Только бунтовать против нее и делать вид, что она ему не нужна.

Обретению гармонии может помочь такая мелочь, как использование в одежде счастливых цветов сезонов и месяцев года. Для людей, рожденных в эти месяцы, данные цвета являются счастливыми в любое время года.

Счастливые цвета января
Январю соответствует в основном темные оттенки цветов, а также сочетание черного и белого. В гармонии с месяцем серый и серебристый, голубой, синий, фиолетовый, бирюзовый и зеленый цвет оттенка хвои. Подходит для января и желтый цвет, но неяркий. Из ярких цветов допустим красный и пурпурный, но скорее в качестве дополнения, чем основного цвета.

Счастливые цвета февраля
С февралем гармонируют все холодные цвета, как темные, так и светлые. Белый, бирюзовый, синий, фиолетовый и зеленый бледных и темных оттенков, пурпурный и сиреневый, голубой и серо-голубой, серо-зеленый, серебристый и серовато-лиловый. И все неопределенные тона, переходы одних оттенков в другие.

Счастливые цвета марта
В первый месяц весны основном приносят удачу различные оттенки синего и фиолетового. Лиловый, сиреневый, лавандовый, аметистовый, индиго, голубой. Вполне подходят для марта розовый, малиновый, красно-фиолетовый. Хорошо сочетается с этим месяцем белый цвет и все блестящие, переливающиеся материалы.

Счастливые цвета апреля
С апрелем гармонируют все жизнерадостные оттенки, напоминающие о безоблачном весеннем небе и первых весенних цветах. Это яркий синий и голубой, оранжевый и розовый, розовато-лиловый, сиреневый, сочетание красного с белым или лимонным, желтый цвет веселых оттенков и чисто белый.

Счастливые цвета мая
Маю соответствуют чистые нежные оттенки всех цветов радуги. Это цвет молодых листьев и свежей травы, чистого весеннего неба и первых грозовых туч. Все оттенки, которые можно увидеть в майском саду. Это желто-зеленый, фисташковый, салатовый и лимонный цвета. А также белый, голубой, синий, оранжевый, светло-красный, сиреневый, светло-розовый и желтый всех оттенков.

Счастливые цвета июня
Июнь – время многоцветья, цветущих лугов и клумб, порхающих над ними пестрых бабочек. Месяцу соответствуют светлые оттенки цветов. Голубой, светло-желтый, оранжевый, красный, красновато-коричневый, сиреневый, розовый, зеленый, фиолетовый. Удачу приносят переливающиеся разными цветами материалы и сочетания цветов радуги со светло-серым, перламутровым, серебристым и белым.

Счастливые цвета июля
В июле счастливыми считаются насыщенные оттенки разных цветов и их сочетание с черным и белым, серебристым и золотистым. Особенно благоприятными в этом месяце являются зеленый и алый, оранжевый, пурпурный, вишневый, желтый и каштановый и все оттенки летних цветов и ягод.

Счастливые цвета августа
Самый жаркий месяц требует насыщенных теплых цветов, допускается их сочетание с черным и белым. Особенно благоприятны вишневый, темно-зеленый, горчичный, золотисто-желтый, рыжий, желто-коричневый и оранжевый цвета.

Счастливые цвета сентября
В сентябре порадуют спокойные, приглушенные оттенки разных цветов и их сочетания с белым, черным или серым. Бежевый, бурый, бордовый, рыжевато-коричневый, золотистый, желтый. Светлый и темный оттенок зеленого и синего, голубой, сине-зеленый и лавандовый.

Счастливые цвета октября
В октябре благоприятны темные, насыщенные и светлые, пастельные оттенки цветов, а также их сочетание с темно-серым или глубоким черным цветом. Благоприятен зелёный всех спокойных оттенков, коричневый светлый и темный, розово-красный, оранжево-красный, темно-красный, сине-фиолетовый, пурпурный. Синий и темно-голубой, бежевый и желтый.

Счастливые цвета ноября
Несмотря на то, что в ноябрь довольно мрачный месяц и природа не радует нас красками, в этом месяце благоприятны яркие, насыщенные, глубокие цвета, в основном теплых оттенков. Это алый, малиновый, золотой, желтый, красно-коричневый. А также пурпурный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый насыщенных оттенков, оливковый и цвет морской волны.

Счастливые цвета декабря
В предновогодний месяц благоприятно сочетание темных приглушенных, скромных цветов с яркими и радостными. Приветствуется сочетание черного и белого, а также дополнение этой пары чем-нибудь ярким или блестящим. Удачу принесет красный, вишневый, пурпурный, бирюзовый, зеленый, лиловый, синий и желтый цвет.

Научить рисовать карандашом можно любого человека, но не каждый станет гениальным художником. Для этого, кроме учения, нужен и дар свыше - талант. Научить разбираться в цветах, красках можно каждого, но не каждый станет колористом. Сегодня автор данной книги раскрывает вам секреты колористики, завтра вы узнаете что-то новое о цвете из других книг, журналов, лекций. Но самый лучший учитель-колорист - это сама Природа. Да-да, именно она изо дня в день учит нас, как нужно гармонично комбинировать цвета. Многие художники внимательно вглядывались в природные цветовые комбинации: как сочетаются цвета у растений и животных, как влияет цвет неба на предметы, какова разница между цветом восходящего солнца и закатного, как изменяется природа в зависимости от времён года...

Американские колористы К. Джексон и Г. Ваттерман, обобщив исследовательский опыт старых мастеров-художников (особенно педагога-колориста И. Иттена) и современных специалистов по цвету, подарили миру цветовую теорию «Времена года». Согласно этой теории цветовые гармонии предлагается создавать, опираясь на «опыт» природы, а именно - природное созвучие красок по временам года.

Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трёх основных цветов - красный, жёлтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов - спектре. Именно преобладающий цвет и задаёт всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему подтон.

Какие лее цвета, оттенки характеризуют каждое время года?

Весна. Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда всё кругом цветёт. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, жёлтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-жёлтый первоцвет и одуванчики; зелёно-жёлтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях, - всё это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, лёгкие, светящиеся краски.



Основной доминирующий цвет - жёлтый, что и придаёт весенним краскам солнечную жизнерадостность.

Лето. Вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушённые, пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, жёлтых цветов и фруктов? Всё имеет голубоватый холодный подтон. благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр.

Поэтому можно сказать, что основной цвет, характеризующий лето - голубой.

Осень. Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки... Краски осени - тёплые, насыщенные, землистые, тяжёлые.

Доминирующий цвет - красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми всё в природе быстрее созревает.

Зима. Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большей части территории Земли. Плюс ещё чёрные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба... Зимние краски - холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые.

Основной цвет - холодный синий . Итак, во всех четырёх временах года присутствуют все цвета, но, изображая то или иное время года, опытные художники, внимательные ученики Природы, берут один и тот же цвет, но только разного оттенка, подтона. Например, красный цвет для весны - маково-красный, жёлто-красный; для лета - малиновый, бордо; для осени - томатный, кирпичный; для зимы - ярко-красный, пурпурный.

Как видим, краски весны и осени - тёплые, а лета и зимы - холодные. Не по температуре этих сезонов, а по цветовым характеристикам. Поэтому на практике можно примешать к осенним краскам какой-либо «родственный» им весенний оттенок. Но если скомбинировать осень с зимой, возникает напряжение, которое вызовет дисгармонию, как фальшивый звук в гармоничной мелодии.

Эта цветовая теория «Времена года» - природное созвучие красок - вполне уместна для создания цветовых гармоний не только в изобразительном искусстве, но и в дизайне одежды, макияже, архитектуре (экстерьере и интерьере). В последующих главах мы рассмотрим её практическое применение в этих областях. У нее, конечно же, нет притязаний считаться научной, однако она базируется на эмпирических данных, то есть на полученных опытным путём знаниях о гармоничных сочетаниях цветов в природе и о природе психофизиологического воздействия этих сочетаний на человека.

Может быть, когда-нибудь учёные «поверят алгеброй гармонию», то есть, найдут более убедительные научно-доказательные способы образования цветовых гармоний. Но на сегодня эта теория - наиболее легко воспринимаемая, широко и хорошо применяемая на практике и просто - очень «эстетично-симпатичная» теория.

Понятие гармонии включает в себя и дисгармонию как свою антитезу. В цветовой гармонии реализуется заложенная в людях потребность красоты. Поэтому красивые гармоничные цветосочетания вызывают у нас уравновешенное спокойное чувство.

Иначе говоря, гармонии выполняют не только декоративную функцию, но и эмоционально-содержательную. Чтобы подчеркнуть суть некоторых картин, художники применяют не только красивые сочетания цветов, приятные для глаза, но и дисгармоничные, вызывающие иногда печаль или оказывающее гнетущее впечатление. Эти дисгармоничные сочетания цветов, будучи обязательно в гармонической связи с содержанием художественного произведения, становятся художественно выразительными.

Познав закономерности сочетания цветов, нельзя сказать, что уже полностью разгаданы тайны цветовых гармоний. Мир цвета очень сложен и богат. Отбор цветов для гармоничного сочетания, как уже говорилось, зависит от конкретного случая их применения. Здесь не может быть неукоснительных правил, общих решений, но возможен общий подход. И знание принципов этого подхода очень важно для творческих людей, так как в нём лежит ключ к пониманию цветовой композиции в целом. Ключ к пониманию Красоты в окружающей нас природе и созданию её собственными руками в нашей предметно-пространственной среде обитания, то есть в нашей жизни.

Цвет и форма

Цвет всегда воспринимается в определённых очертаниях, то есть имеет определённую форму. И качество цвета или цветосочетания будет зависеть от этой формы.

Формы могут быть плоскостными (квадрат, круг, треугольник), объёмными (куб, шар, пирамида) и объёмно-пространственными. Цвет может активно влиять на восприятие формы, выражать её основные свойства: геометрический вид, величину, положение в пространстве. Но может и наоборот - иллюзорно, целенаправленно видоизменять восприятие формы. Связь цвета и формы рассматривалась такими известными колористами, как В. Кандинский, И. Иттен, М. Матюшин, А. Ефимов, Н. Степанов. Они выявили взаимосвязь между указанными композиционными средствами. Рассмотрим эти закономерности взаимодействия цвета и других свойств формы.

Подчеркивание геометрического вида. В.Кандинский писал: «Некоторые краски подслуживают в своём воздействии некоторым формам и другими притупляются. Во всяком случае, острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, жёлтые в треугольнике), склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своём воздействии круглыми формами (например, синее в круге)».

И. Иттен представлял ассоциативные связи между шестью плоскостными формами и соответствующими им цветами так:

Квадрату соответствует красный цвет, подчёркивающий материальную тяжесть этой формы;

Для острых углов треугольника характерен боевой излучающий себя во все стороны жёлтый цвет;

Кругу, как символу вечного движения, соответствует синий цвет.

Таким образом представляли взаимосвязь цвета и формы в Баухаузе (первой международной Школе дизайна, Германия), где Иттен и Кандинский преподавали юным дизайнерам. Несмотря на известную субъективность этих представлений, их вполне можно использовать в практической работе.

Равномерное распределение цвета, однородность окраски подчёркивают единство и цельность плоскости. Так, для прямоугольной плоскости, которая лишена пластической разработки, характерно монохромное (одноцветное) решение. Также и для шара - монохромное решение будет подчёркивать непрерывность его поверхности. Ломаная же плоскость даёт возможность для введения двух и более цветов. Многогранный параллелепипед можно решать по числу граней.

Подчеркивание величины. Оптико-физическими свойствами цвета объясняется, что его изменение ведёт к зрительному изменению и величины формы. Так, тёмные и холодные цвета уменьшают величину формы, а светлые и тёплые цвета - увеличивают. Также увеличивают форму снижение интенсивности цвета и усложнение цветовой композиции.

Монохромная окраска или крупный масштаб цветовых пятен оптически уменьшают величину формы, а многоцветность, наоборот, - зрительно увеличивает.

Положение в пространстве. Существует зависимость между положением формы в пространстве и активностью её цветового решения. Если одну и ту же форму расположить на различных расстояниях от наблюдателя, то при увеличении дистанции наблюдения, активность цветов понижается, цвета приобретают холодный оттенок. При уменьшении дистанции активность цветов будет возрастать, а цвета приобретать тёплый оттенок.

Композиционные приёмы цветового решения формы.

Все приёмы цветового решения формы можно разделить на две группы, которые соответствуют двум основным формообразующим принципам полихромии (многоцветия) объёмно-пространственной формы: принцип аналогии (единства цвета и формы) и принцип противопоставления (самостоятельности цвета).

Первый принцип подчёркивает основные свойства формы, а второй, наоборот, - иллюзорно, целенаправленно видоизменяет восприятие формы.

Иллюзорное (оптическое) видоизменение формы цветом приводит к ощущению принципиально новой формы. Рассмотрим композиционные приёмы цветового решения плоскостной формы.

Как видно из примеров, цвет активно взаимодействует с другими средствами композиции: ритмом, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, динамикой и статикой и др.

Цвет и материал

Большое влияние на восприятие цветных поверхностей формы оказывает материал этих форм: их фактура и структура. Структура определяется характером анатомического строения материала. Фактура - величиной и характером неровностей его поверхностей. В зависимости от создаваемого художественного образа выбирают необходимый материал-цветоноситель. В живописи, например, материалом-цветоносителем являются основа (бумага, картон, холст) и краски. Масло и пастель, акварель и гуашь имеют свои фактуры, и художники стараются придерживаться специфических правил работы с каждым материалом. Более подробно взаимосвязь цвета и красок, цвета и живописных различных техник, будет рассматриваться в главе IV, посвященной изобразительному искусству. В отличие от живописи, в архитектуре и дизайне цветоносителем может выступать не только окрашенная красками форма, но и естественный цвет природных материалов. Необходимо отметить, что одни и те же сочетания цветов могут быть удачными в композициях из природных материалов и неудачными при окраске. Так, например, очень благородно выглядит сочетание зелёного малахита с позолоченным металлом в шкатулке. И яичница с луком на сковороде - чрезвычайно аппетитное зрелище. Но на бумаге это же сочетание ярко-жёлтого и ярко-зелёного будет негармоничным, не очень-то приятным для глаза.

Цветовые тона природных материалов гармоничны, богаты по оттенкам, красивы по рисунку строения, многообразны по фактуре и структуре. Теплота древесины, причудливый рисунок мрамора, мерцание смальты, шелковистость тканей, плотность и блеск металла, сверкающая белизна стекла - всё это неисчерпаемые источники цветовых ощущений, которые прекрасно используются в дизайне и архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре. Фактура природных материалов выявляет их природный цвет и влияет на его восприятие. Но и степень фактурности зависит от цвета. Так, например, тёплые, мало- и средне насыщенные, поверхностные, выступающие цвета активно выявляют фактуру. А вот цвета холодные, насыщенные, отступающие, наоборот, маскируют природную фактуру материалов. Грубые фактуры повышают цветовую насыщенность поверхности, но понижают светлоту, тонкие - наоборот. Кроме того, грубые фактуры при солнечном освещении способны менять цветотональные отношения.

Однако цветовые тона, получаемые с помощью красящих составов, также имеют свои преимущества. Они предполагают огромнейшее количество оттенков и способов их разнообразия. Помимо этого, они удобны и экономичны.

Цвет и функция

Цветовая композиция и художественный образ. Композиция цветовых пятен, построенная с учётом закономерностей цветовых гармоний, будет ограничена в эстетической значимости и эмоциональной содержательности, если она не будет служить раскрытию образного содержания. Абстрактная картина или орнамент привлекают своей декоративностью. Сочетание цветов в иконе или реалистической живописи, их символическое и ассоциативное воздействие - намного богаче. В интерьере же на восприятие цветовой гармонии будут влиять также форма и фактура предметов, освещение, пространство и т. д.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание на наиболее важных для понимания образного содержания в композиции местах (в живописной картине), участвовать в организации пространства (в интерьере), определять последовательность восприятия. В отличие от цветовой гармонии цветовая композиция - это организация цвета соответственно смыслу образного содержания.

Так, например, если рассмотреть различные решения цветовой композиции на рис. 29, то, с точки зрения качества цветовой гармонии, они похожи. Но первая цветовая композиция использует формообразующие свойства цвета, узнаваемость предметов, последовательность восприятия - и, в конечном итоге, обладает более образно-содержательной ценностью.

Создание художественного образа картины, объёмного предмета или пространства интерьера - это главный фундаментальный принцип композиции, вызывающий заранее рассчитанную эмоциональную реакцию. Если художник в живописной картине изобразит трагический момент из жизни определённого человека, используя при этом яркие радостные краски, то зритель не поверит в трагедию, так как ассоциативно-эмоциональное воздействие цветов этой картины не будет соответствовать содержанию. Цвет стен школьных классов не стоит делать холодным и мрачным, иначе ученики младших классов поверят рассказам «бывалых» старшеклассников, что хождение в школу - это настоящая трагедия.

Колористический художественный образ формируется вследствие отбора необходимых в каждом конкретном случае собственных выразительных средств: цветового тона, светлоты, насыщенности, а также гаммы вызываемых ими чувств и ассоциаций - возбуждения или успокоения, тяжести или лёгкости, тепла или холода и т.д.

Психофизиологические особенности воздействия цветовых сочетаний. Степень психофизиологического воздействия сочетаний цветов зависит от степени активности или пассивности каждого из них, от соотношения цветов по всем их характеристикам и от многих других факторов. Соотношение цветов - основной фактор, определяющий характер и воздействие композиции. Оно подчинено закономерностям цветосочетаний, среди которых одним из основных является цветовой контраст . Как отмечалось в главе I, в цветоведении и искусстве слово «контраст» употребляется для обозначения разных понятий. Контрасты «цветоведческие» - это физиологические законы работы человеческого глаза. Контраст же, применяемый, например, в живописи как противопоставление цветов в картине - есть основной приём художественной выразительности. Именно он создают основу для выразительной цветовой гармонии.

В искусстве применяют множество видов цветовых контрастов:

· по цветовому тону (цвет и его дополнительный или последовательно - контрастный);

По светлоте (светлый - тёмный);

По насыщенности (насыщенный - малонасыщенный);

По фактурности (матовый - блестящий);

По ассоциациям:

а) пространственный (отступающий - выступающий);

б) температурный (холодный - тёплый);

в) весовой (лёгкий - тяжёлый);

г) по психофизиологическому воздействию (активный - пассивный, угнетающий - успокаивающий)

и многие другие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрасты по другим характеристикам. Контрасты полярных цветов вызывают ощущение большой энергии, чёткости и определённости. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. Но, взятые в равных количествах, они нейтрализуют друг друга (как бы спорят друг с другом). Поэтому, как описывалось в разделе «Типы цветовых гармоний», необходимо менять их насыщенность и светлоту. Сочетания двух неполярных цветов имеют также свои психофизиологические особенности воздействия. Возбуждающее действие тёплых сочетаний значительнее, чем холодных. Тёплый рядом с холодным кажется ещё теплее. При таких сочетаниях желательно также придерживаться принципов построения цветовых гармоний, рассмотренных ранее (главный принцип – один цвет должен доминировать).

Важно также воздействие цвета в сочетании, зависящее от его местоположения (сверху, снизу, ближе, дальше).

Например, светлые цвета кажутся лёгкими, как бы парящими, а тёмные - как бы покоятся на основании. Поэтому если в композиции светлые цвета расположены наверху, а тёмные - внизу, то такое решение вызывает ощущение уравновешенности, прочности, стабильности. Для ощущения уравновешенности композиции можно также для более светлого цвета отвести большую поверхность, то есть увеличить его площадь.

Цветовые рекомендации имеют сейчас высокую конъюнктуру, высоко ценятся, и это справедливо. Ведь цвета играют большую роль - и не только при подборе одежды или косметики, соответствующей вашему типу. Наряду с эстетическим воздействием можно использовать и влияние красок на психику, что особенно актуально при обустройстве в собственных Четырех стенах. Краски могут сделать помещение уютно-теплым, а могут придать ему холодновато-деловой вид, они могут стимулировать или успокаивать. Но все это лишь в том случае, если в основе обустройства жилья лежит определенная цветовая концепция. Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию - или переорганизацию - квартиры. Кстати, такая предварительная проработка поможет вам избежать ошибки при покупке мебели и аксессуаров и избавит от напрасных трат и лишних разочарований. Кроме того, заниматься красками, их сочетаниями и действием очень увлекательно, а разрабатывать планы помещений может доставить удовольствие всей семье. Сейчас как никогда велик выбор мебели, тканей, ковров и обоев. И трудно как никогда при такой полноте предложения сделать правильный выбор.

Эдда Кюффнер

Умелому обращению с красками и формами можно научиться, и лучший учитель - природа. Изо дня в день она совершенно бесплатно показывает нам, как нужно гармонично комбинировать цвета - во всех мыслимых оттенках и в любое время года. Поскольку человек с незапамятных времен живет посреди этой гармонии, она радует его больше, чем любые другие цветовые эффекты. Это почти всегда происходит неосознанно. Но если вы хотите научиться правильному обращению с красками, надо сознательно и пристально вглядеться в цветовые комбинации времен года.

ВЕСНА начинается настоящим цветовым праздником. Деревья зацветают сиятельным цветом, свежая зелень и розово-коричневые почки украшают леса, луга и сады. Красные тюльпаны, лиловая сирень и яично-желтый первоцвет задают тон всей картине.

Дрожащее знойное марево и слепящий свет как бы набрасывают дымчатую вуаль поверх взрывного великолепия красок ЛЕТА. Несколько выцветшими на солнце кажутся коричневые, бежевые и желтые тона земли. Нежная желтоватая зелень листвы переходит в глубокий насыщенный зеленый цвет. Вода светится ясными и свежими красками: бирюзовым, темно-синим, зеленым цветом морской волны.

Краски ОСЕНИ землистые, насыщенные и теплые. Листву окрашивает вся палитра, цвета урожая и спелых плодов полны интенсивного свечения.

ЗИМА укутывает природу в сверкающую белизну. Многоцветие жизни стихает. Несмотря на зелень хвои, лучистую синеву зимнего неба и пылкость закатов, в сценарии преобладает контраст черного и белого.

Все краски одного сезона всегда сочетаются

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. Но все равно типичные краски одного сезона всегда подходят друг другу. Потому что в каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной это желтый, летом голубой, осенью красный и зимой снова голубой. Каждый из этих основных цветов задает тон всей картине. Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето - холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст вам практическую помощь, если вы хотите научиться ориентироваться в цветах четырех времен года. Как эти цвета выглядят, покажут вам цветные палитры ниже. Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии. Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

Настроение какого времени года вам ближе всего?

Весна с ее радостными яркими цветами? Лето с его пляжно-водными красками? Уютный цветовой сценарий осени или холодная строгость зимы? Если вы не можете решить сразу, то подумайте, каков был бы ваш выбор, если бы вам пришлось обставлять и обустраивать квартиру заново от нуля. Может быть, вам поможет таблица ниже. Она расписывает, какое время года характерно для определенного психического типа. Но все же лучше всего спонтанное, интуитивное решение. Оно чаще всего однозначно показывает, какое время года было бы идеально для вашего жилья. Доверьтесь своей интуиции.

ЦВЕТА ВРЕМЕН ГОДА

Весна

Белая шерсть

Сернисто-желтый

Кремово-желтый

Абрикосовый

Розовый лосось

Маково-красный

Аметистово-фиолетовый

Красновато-фиолетовый

Водянисто-голубой

Васильково-голубой

Королевский синий

Липово-зеленый

Майская зелень

Мшисто-зеленый

Нуга-коричневый

Терракотово-коричневый

Орехово-коричневый

Кремово-бежевый

Желто-бежевый

Бежево-серый

Гранитно-серый

Основной тон: желтый . Общие признаки: теплые, легкие, приветливые, оживленные

Лето

Молочно-белый

Хризантемно-желтый

Ванильно-желтый

Старая роза Флоксовый

Рубиново-красный

Сиреневый

Фиалково-синий

Светло-голубой

Дымчато-голубой

Ночная синева

Мятно-зеленый

Лесная зелень

Смарагдово-зеленый

Кофе с молоком

Розовое дерево

Шоколадный

Кремнисто-бежевый

Беж-старая роза

Серебристо-серый

Дымчато-серый

Основной тон: голубой . Общие признаки: холодные, сдержанные, матовые, нежные,

неброские

Осень

Небеленый холст

Кукурузно-желтый

Яичный желток

Персиковый

Оранжево-красный

Томатно-красный

Ежевично-фиолетовый

Сливово-фиолетовый

Голубино-голубой

Фиолетово-синий

Оливково-зеленый

Хвойно-зеленый

Красно-коричневый

Ржаво-коричневый

Кофейно-коричневый

Золотисто-бежевый

Верблюжий

Кремнисто-серый

Мшисто-серый

Основной тон: красный . Общие признаки: теплые, светящиеся, землистые, неяркие

Зима

Белоснежный

Солнечно-желтый

Ванильно-желтый

Едко-розоватый

Едко-розовый

Ярко-красный

Сине-фиолетовый

Лавандовый

Льдисто-голубой

Лазурно-голубой

Морская синева

Лагунно-зеленый

Бирюзово-зеленый

Хвойно-зеленый

Дымчато-коричневый

Темно-коричневый

Песочно-бежевый

Серо-бежевый

Голубовато-серый

Антрацитовый

Основной тон: синий . Общие признаки: холодные, до ледяных, ясные, лучистые

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

Сопоставьте цветовые палитры показанные выше и вы увидите: краски, свойственные отдельным временам года создают разное настроение. Стоит только решиться на какое-то одно время года и выбор цвета уже не составит большого труда. Значит, главное - остановиться на каком-то одном времени года (или на двух, между которыми вы колеблетесь).

Какое время года вам милее всего?

Еще раз продумайте, какой основной цвет вам приятнее: Весной это ЖЕЛТЫЙ. Он самый светоносный из трех основных цветов, он излучает радость и оптимизм. Это действие распространяется на все оттенки, происходящие от него. Весенние нюансы, задающие настроение при обустройстве жилья, - желто-зеленый, желто-красный и светло-коричневый. Важно помнить. Если вам нужно скомбинировать эти цвета с тонами, лишенными всякой желтизны - как, например, голубой или, - то это должен быть легкий васильковый, водянисто-голубой, аметистово-фиолетовый или серо-фиолетовый-цвета из весенней палитры. Комбинируя весенние краски с такими натуральными материалами, как дерево, камень, металл, нужно следить за тем, чтобы у этих материалов был желтоватый подтон. Играют роль также и форма мебели и структура ее поверхности: хорошо, чтобы стиль ее носил легкий, веселый характер, родственный основному цвету. Это значит, что поверхности должны быть мало структурированы, лучше всего гладкие, мягкие и шелковистые. Летом согласно теории времен года господствует в качестве основного цвета ГОЛУБОЙ. Это он придает всем тонам лета холодный голубоватый подтон. Типична для лета дымчатая вуаль, придающая многим краскам сдержанную элегантность. Летние нюансы, определяющие характерное цветовое настроение при обустройстве квартиры, - линялый голубой, старая роза, бутылочная зелень, светящийся серебристо-серый, нежный сиреневый и в качестве контрапункта едко-розовый флоксов, роз и гортензий или красный малины и вишни. Приветливый лучистый желтый превращается в летней палитре в прохладный ванильно-желтый. Металлы и природные материалы должны быть при этом скорее серебристыми и голубоватыми, довершая в комнате цвета тканей, обоев и ковров. Мебель по форме и по структуре поверхностей должна быть сдержанно-элегантной. Осенью определяющий цвет - КРАСНЫЙ. Ковры, обои и ткани в осенних тонах - насыщенные и выразительные. Такие цвета, как яично-желтый, каштановый, медный и сливово-фиолетовый с их сильным световым излучением расставляют теплые акценты. При обустройстве квартиры в осенних тонах важно: в уютную мягкую цветовую картину не должны вмешиваться никакие яркие или слишком легкие тона. Дерево, камень и металл очень хорошо вписываются в осень, поскольку их природные красновато-золотистые тона автоматически связаны с этим временем года. Мебель может быть при этом барочно-пышной и уютной. Поверхности должны быть структурированы или иметь "природный" вид. Холодный СИНИЙ - основной цвет зимы. Хотя тон задают чисто-белый и густой черный, но все же прохладный цветной мазок ощутим повсюду - в ледяных тонах светлых красок-таких, как светящийся красный, синий, едко-розовый и желтый, - типичных для зимы. Теплые "уютные" краски из осенней палитры кажутся рядом с зимними цветами неуместными и тяжелыми. Весенние же цвета, напротив, не всегда оказываются при этом ошибочными. Сияющий голубой, лучистый желтый и оживленный красный - тона, которые одинаково подходят и для весенней, и для зимней картины. Что касается обстановки квартиры, то для зимнего стиля весьма проблематично все вычурно-витиеватое, матовое или легкомысленное. Дерево плохо вписывается в цветовую картину зимы. Ясные, стилизованные формы, лаковые поверхности, синтетические материалы, серебристый металл и поблескивающий холодом камень - вот идеальное довершение картины. Все цвета разрешены, если нюанс выбран правильно Для полной определенности еще раз скажем: тот факт, что вы предпочитаете какое-то одно время года с его основным цветом, вовсе не значит, что другой цвет для вас табу. Пусть вы выбрали для себя, например, весну, но ваш любимый цвет красный - что ж, применяйте его сколько душе угодно, лишь бы нюанс был выбран правильно: из весенней палитры.

Время года и тип

Определение личного цветового типа тоже опирается на теорию времен года. Подбирая одежду или косметику, исходят из того, что природа комбинирует цвет волос, кожи и глаз человека также из трех основных красок: желтого, красного и синего. В зависимости от генетического склада человека образуются четыре основных типа, которые удивительным образом соответствуют цветовому настроению природы в разные времена года.

Весенний тип с его золотисто-медовым оттенком кожи и волос четко согласуется с основанными на желтом веселыми тонами этого времени года.

Летний тип с несколько голубоватым подтоном кожи и пепельно-светлыми волосами гармонирует с голубоватыми, благородными красками лета.

Осенний тип, часто веснушчатый и рыжеволосый, своей выразительной пигментацией напоминает о красноватых оттенках осенней листвы и урожая.

Зимний тип со светлой кожей, темными волосами и лучистыми светлыми или черными глазами являет в своем облике такой же контраст, какой мы находим в зимнем состоянии природы.

Однако цвета, наилучшим образом гармонирующие с вашей внешностью, совсем не обязательно должны преобладать в оформлении вашего жилища. Заметьте: ваш психический тип и цветовой тип могут существенно отличаться друг от друга!

КАКИЕ ЦВЕТА ПОДХОДЯТ К КАКОМУ ПСИХИЧЕСКОМУ ТИПУ?

Меланхолик:

Это рассудительный человек, ценит упорядоченные отношения, скрытен. Склонен к бездействию. Цвет, родственный ему по сути, - голубой. Действует успокаивающе, сдержанно, пассивно, прохладно. Дает меланхолику гармонию, удовлетворенность, расслабление. Время года, родственное ему по сути, - лето. Компенсирующие цвета: дополнительные нюансы - из красной, оранжевой или желтой области спектра. Они придают меланхоликам импульс к действию, активизируют их.

Флегматик:

Любит покой и устойчивость. Обладает уравновешенным стабильным темпераментом. Интроверт и часто пассивен. Цвет, родственный ему по сути, - зеленый. Действует успокаивающе, стабилизирующе, придает равновесие, а) В желтоватых нюансах: приветливый, веселящий, б) В голубоватых нюансах: прохладный, способствует сосредоточенности, дистанцирует от внешнего. Время года, родственное ему по сути, - при варианте а) - осень, при варианте б) - лето. Компенсирующие цвета: теплый, активный и оживляющий красный и желтовато-красные тона.

Сангвиник:

Это веселый и открытый человек. Способен испытывать одновременно небесный восторг и смертную печаль. Настроен все же оптимистически. Цвет, родственный ему по сути, - желтый. Действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело, легко, приветливо, оптимистично. Время года, родственное ему по сути,- весна. Компенсирующие цвета: дополнительный фиолетовый дает равновесие. Также неяркие, темные тона могут несколько приглушать фонтанирующий темперамент сангвиника.

Холерик:

Экстровертный, общительный, часто очень темпераментный. Отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных его формах. Цвет, родственный ему по сути, - красный. Действует динамично, активно, темпераментно, броско. Время года, родственное ему по сути,- зима. Компенсирующие цвета: голубовато-красный приглушает слишком общительный темперамент, в то же время не доводя холерика до пассивности. Уравновешивающе действует дополнительный зеленый.

СМЕШИВАНИЕ КРАСОК

Ниже показано, в каких соотношениях нужно подмешивать краски к белому, чтобы получить типичные нюансы белого, желтого, красного, голубого, зеленого и коричневого.

Чисто-белый, лимонно-желтый, рубиново-красный, голубой, умбра, коричневый, черный



Белый

1. Белый с добавлением желтого или умбры дает цвет яичной скорлупы.

2. Белый и немного черного дают молочно-белый.

3.Из белого, желтого и красного получается холщовый.

4. Чистый незамутненный снежно-белый.

Желтый

1. Желтый и немного белого дают рапсово-желтый.

2. Желтый и много белого дают ванильно-желтый.

3. Из желтого, коричневого и белого получается кукурузно желтый.

4. Чистый лимонно-желтый.

Красный

1. Красный и немного желтого и белил дают маково-красный.

2. Из красного белого и черного получается малиновый.

3. Красный, желтый и черный дают томатно-красный.

4.Чистый, голубоватый рубиново-красный.

Голубой

1. Голубой с белым и красным дают васильково-синий.

2. Голубой, белый немного черного дают небесную синь.

3. Из голубого с черным получаете -петроль.

4. Чистый, ледяной голубой.

Зеленый

1. Желтый и немного голубого дают майскую зелень.

2. Голубой с желтым и белым дают смарагдово-зеленый.

3. Голубой, желтый и умбра дают оливковый тон.

4. Голубой и немного желтого дают голубовато-зеленый.

Коричневый

1. Желтый, красный, коричневый становятся желто-коричневым.

2. Красный, голубой, белый и черный дают шоколадно-коричневый.

3. Желтый, красный, черный смешиваются в ржаво-коричневый.

4. Желтый, красный, голубой, черный дают черно-коричневый.

ДЛЯ КАЖДОГО ВРЕМЕНИ ГОДА СВОИ МАТЕРИАЛЫ

Правильный подбор цветов еще не гарантирует, что обстановка жилья будет выдержанной в стиле и гармоничной. Структура, рисунок и прожилки разнообразных материалов - от древесины мебели до ковровых покрытий, а также форма и выделка мебели и аксессуаров - все это очень важно.

Сочетания материалов по принципу времен года.

Весна.

Основной цвет времени - желтый, настроение в целом - от нежного до оживленного. Ткани: тонкий лен, репс, велюр и шелковые ткани, равно как и другие ткани с гладкой или тонкой поверхностью, легко драпирующиеся. Ковровые покрытия и другие настилы для пола: густой велюр с матовым отливом и тонкой структурой поверхности, изменяющий цвет под воздействием освещения, но не настолько, чтобы цветовое настроение становилось другим. Поверхность паркета, досок, поливиниловых покрытий, натурального камня и плиток тоже должна обладать тонкой структурой и быть если не матовой, то лишь со слабыми отблесками. Оформление стен: обои, обивка из ткани или покраска с гладкой, тонкой структурой и матовой поверхностью или с очень легким блеском. При многоцветном узоре следите за тем, чтобы все краски происходили из весенней палитры. Древесина: оптимальный весенний тон - желтоватый или с легким красноватым оттенком коричневого, какой бывает у хвойных пород, ясеня, лиственницы, кедра или вишневого дерева. Подходящий материал также - тонкое плетение из светлых прутьев. Металлы: латунь и другие сплавы с золотистым отливом теплых тонов. Если вам хочется применить серебристый металл, он должен быть серебристо-никелевого оттенка. Камень: мрамор и гранит теплых тонов. Лучше всего мелкозернистый и с тонкими прожилочками. Подходящие тона бывают у юрского мрамора, испанской терракоты, травертина или у зольнховерских плиток.

Лето.

Основной цвет лета - голубой, настроение - прохладно-элегантное, от сдержанного до свежего. Ткани: такие, как шелк, муар, сатин, велюр или очень тонкий лен. Гладкие ткани сдержанных летних оттенков подходят лучше всего. Ковровые покрытия и другие настилы для пола: здесь тоже следует придерживаться тонких, слабо структурированных фактур - таких, как шелковистый мягкий велюровый драп, блестящий велюр или грубый стоячий велюр. Паркет, доски, поливиниловые покрытия или камень лучше всего шелковисто-матовой полировки или с пленочным покрытием. Оформление стен: предпочтительнее всего тонко структурированные обои или ткани либо шелковисто-матовая лакированная покраска. Летний стиль хорошо подчеркивается мелким рисунком - в полоску, в клетку, в цветочек - или неярким бордюром. В случае крупного узора нужно придерживаться пастельных тонов из летней палитры. Древесина: светло-желтая, белая или с оливковым натуральным оттенком. Неподходящие цвета древесины можно привести в соответствие лаковым покрытием сероватых нюансов. Красновато-коричневые оттенки тикового дерева или травленый красноватый махагон тоже хорошо вписываются в летнее оформление. Металлы: все серебристое: хром, алюминий, серебряное легирование вплоть до чистого серебра, а также темная медь. Лучше всего металлы со сдержанным блеском поверхности. Камень: мрамор или гранит во всех холодных оттенках, лучше всего с тонкими прожилками или зернистый. Типичные летние тона ванильных и серых нюансов встречаются у юрского мрамора, травертина и ракушечного известняка.

Осень.

Основной тон - красный. Цветовой фон - энергичный, начиная от светящихся тонов листвы до насыщенных, теплых нюансов урожая и почвы. Ткани: все материалы грубой выделки, мягкой или имеющей барочно-пышную структуру. Таковы буклированные ткани, бязь, габардин, хлопок, твид или корд, а также пышная парча или бархат. Ковровые покрытия и прочие настилы для пола: мягкие многоцветные, а также двухцветные буклированные грубой структуры. Хорошо подходят для осеннего оформления циновки из натуральных материалов. Доски, паркет, камень и плитки должны иметь структуру поверхности, близкую к природной или матово-полированную. Оформление стен: рельефные обои или ткани, шероховатая штукатурка, рыхлая окраска или деревянная обшивка - вот идеальное обрамление для уютной осенней обстановки. Узоры тоже должны быть ярко выраженными и крупными. Блестящие поверхности могут подойти лишь для барочно-элегантной обстановки. Но, как правило, для уютной осени характерны матовые или шелковисто-матовые поверхности. Дерево: типичными осенними тонами обладают вишня, тис, палисандр, махагон красноватого травления, тик или натуральный дуб. Естественный вид при этом лучше, чем полированная поверхность. Наряду с древесиной применимо также и плетение темных натуральных тонов, особенно для стульев и кресел. Металлы: латунь, медь, бронза с матовым блеском или с рыхловатой поверхностью хорошо сочетаются с осенним стилем. Камень: наряду с мрамором и гранитом всех почвенно-теплых или красновато-коричневых нюансов хорошее применение находят розоватый травертин, порфир, красноватая итальянская терракота или керамические плитки подходящего цвета. Очень оживляют осеннее оформление природные жилочки и зернистость материала.

Зима.

Основной цвет - голубой (чисто белый или черный), создающий деловое холодное цветовое настроение. Ткани: выразительная сила зимних красок настолько однозначна и ясна, что применимы почти все материалы: от атласа, муара, шелка и сатина до льна, тика, корда или репса. Ковровые покрытия и другие настилы для пола: как и летом, однотонные, тонкоцветные велюр, велюровый драп или стоячий велюр. Блеск поверхности усиливает "зимний" эффект. Доски, паркет, поливинил или плитки могут быть и блестящими, и полированными. Оформление стен: выразительные структуры и крупный экспрессивный узор, грубая штукатурка или объемная техника покраски так же возможны, как и гладкие, лакированные поверхности. Древесина: дерево натурального вида мало подходит к зимней обстановке, применимы только очень темные красноватые или оливковые тона. Правильным решением будет дерево, покрытое бесцветным или серым лаком либо цветным лаком. Поверхности могут быть при этом и шелковисто-матовыми, и полированными. Металлы: с холодным блеском - такие, как серебро, хром и алюминий, подходят для зимнего оформления лучше всего. Камень: хороши холодные, сильные оттенки натурального камня - такого, как черный или снежно-белый мрамор, голубоватый или серебристо-серый гранит.

Подбор материалов в зимнем оформлении

Гизела Ватерман "Дизайн вашей квартиры"