Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Мстиславский мужской монастырь. Пустынки. Свято-Успенский мужской монастырь. В синодальный период

Мстиславский мужской монастырь. Пустынки. Свято-Успенский мужской монастырь. В синодальный период

Подробности Категория: Идеи для путешествий

Дни стоят короткие. Поэтому, чтобы успеть больше, сначала съездим в Пустынки, где находится знаменитый монастырь. Потом, чтобы два раза не вставать, по дороге заглянем на конеферму. Там разводят русских упряжных лошадей, похожих на Бурушку из мультика про трех богатырей.

Пустынский Успенский монастырь

Легенда гласит, что князь Лугвен (герой, между прочим, Грюнвальдской битвы) однажды ослеп. И было ему всего-то 30 лет. Ничего не помогало, пока однажды бедняге не приснился сон, что надо найти некоторую «пустынь», а в ней – источник. Этой водой надо омывать глаза, и тогда все пройдет.

Легче князю Лугвену от этих знаний не стало – где искать «пустынь», было непонятно. Но однажды к нему пришел старец и рассказал, что, мол, пустынь эта – в непроходимых лесах под Мстиславлем. Там есть монашеский скит и источник. История умалчивает, как удалось Лугвену добраться до скита, но он это сделал. Умылся водой из источника – и тут же прозрел. Причем, первое, что он увидел, была икона Матери Божьей в ветвях деревьев.

В благодарность князь бут же основал Пустынский монастырь . Шел 1380 год.

Монастырь в Пустынках. Колокольня

Пустынки не всегда были православными. В 1621 году монастырь перешел базилианам. И они построили на его территории храм. Вот он, этот храм сейчас. Сейчас – Успенский собор.

Успенский собор в Пустынках

Успенский собор в Пустынках

Успенский собор в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

Успенский собор в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

В XIX веке Пустынский монастырь снова стал православным и оставался действующим вплоть до 1918 года. Большевики с монахами особенно церемониться не стали – выгнали. Последнего монаха закрыли в часовне и подожгли…

Успенский монастырь в Пустынках до 1918 года

Потом в монастыре разместился детский приют. Здесь жило около 300 воспитанников. Однажды башню-колокольню хотели взорвать. Но передумали. Побоялись, что рухнет на здания. Так и стояла колокольня все эти годы, гордо возвышалась, как флаг на корабле, который потерпел крушение, но почему-то не затонул.

С падением СССР монастырь снова отдали православной церкви, и здесь появились монахи. Вот тогда-то и произошло чудо, о котором в свое время много говорили (да и сейчас говорят) – на стене в Братском корпусе проступил образ Иисуса Христа. Проводились исследования, выяснилось, что изображение – это не фреска. Объяснить его феномен с научной точки зрения пока не удалось.

Нерукотворная икона на стене в Пустынском монастыре

Сейчас образ на стене накрыт стеклом. В той же комнате (в Братском корпусе) есть еще немало старинных икон. Это пожертвования многочисленных паломников, которые стекаются в Пустынки.

Икона, подаренная Пустынскому монастырю паломниками

Вообще же Пустынском монастыре можно увидеть три храма: Успенский собор (бывший базилианский), церковь Покрова Богородицы (сейчас реставрируется) и самый маленький – храм Рождества Богородицы (это тот, из-под которого бьет чудодейственный источник). Монахи, кстати, очень не любят, когда воду из него продают – набирать в бутылки можно. Но только бесплатно.

Церковь Покрова Богородицы в Пустынках

Храм Рождества Богородицы в Пустынском монастыре

Храм Рождества Богородицы в Пустынском монастыре. Фото: Виктор Ведень

Башня-колокольня сейчас отреставрирована и действует. Имеется большой колокол – весом в полторы тонны и пять маленьких (привезли из Магнитогорска).

Башня-колокольня в Пустынском монастыре. Процесс реставрации

Башня-колокольня в Пустынском монастыре. Фото: Виктор Ведень

Еще одна легенда Пустынского монастыря – якобы под землей есть библиотека и подземный ход, который ведет в Мстиславль.

Успенский монастырь в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

Легенда легендой, а вот подземные ходы действительно были найдены. Правда, не такие уж и длинные – они соединяют между собой здания монастыря и выводят за пределы обители (на случай неожиданного нападения). Правда, к сожалению, в 1918 году это не спасло монахов…

Русские упряжные лошади

Деревня Лютня находится неподалеку от Пустынок (и от Мтиславля). Это к вопросу о развлечениях. Здесь на конеферме «Вихра» разводят чистопородных русских упряжных лошадей (или русских тяжеловозов, или нежно – тяжиков).

Конеферма "Вихра"

Это я к тому, что в хозяйстве «Вихра» можно не просто гладить лошадок, но и ездить на них. Цены приятно удивят – в 4 раза дешевле, чем в Минске.

Пустынский монастырь имеет очень долгую и сложную историю, впрочем как и многие другие монастыри Беларуси. История монастыря началась в далеком 1380 году и тесно связана с . Князь Семен, сын Альгерда, исцелился водами этого источника и повелел построить вокруг него монастырь. Тем более что около источника он нашёл икону.

Для этой иконы он построил деревянную церковь, в которой она и хранилась вплоть до 1917 года, пока в монастырь не пришли большевики. Неизвестно, уничтожили они икону или просто продали. Но икона не найдена и по сей день.

Однако вернемся к истории монастыря. Князь Семен не просто построил часовню, он разнес славу об этом чудесном месте по всем русским землям. Потому вскоре в Пустынки пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Сначала они жили в землянках, но потом понемногу начали обустраивать монастырь.

Пустынский Свято-Успенский монастырь всегда находился на границе с Московским княжеством (даже сегодня до границы с Россией всего двести метров!), однако очень долго войны обходили его стороной. Первым, кто напал на монастырь, был Иван Грозный. После этого монастырь десять лет пустовал, пока Стефан Баторий не отдал монастырь полоцкому епископу . Но очередная война вновь опустошила монастырь и он пустовал вплоть до 17 века.

В 17 веке в Пустынский монастырь пришли монахи-униаты . Православные не слишком были этому рады, но отвоевать монастырь не могли. Именно униаты построили Успенский собор, руины которого сохранились до наших дней. Причем храм был построен так, что в толстых стенах были проходы, через которые можно было ходить по всему храму. Кроме этого, униаты основали при монастыре школу.

Величественная звонница, встречающая гостей монастыря, было построена уже православными монахами – во второй половине 19 века . В советское время звонницу собирались взорвать. Но близость (в здании бывшей монастырской школы в советское время располагалась школа) школы не позволила это сделать. Во второй половине 19 века была построена и церковь Рождества Богородицы, расположенная у самого целебного источника. Православные монахи построили также и Покровскую церковь. В этой церкви располагались кельи, в которых жили монахи.

Пустынский монастырь просуществовал до 1918 года. С приходом советской власти монастырь закрыли, а в его зданиях устроили детский дом. Даже в годы Второй Мировой войны фашисты обходили бывший монастырь стороной. Детский дом просуществовал на территории монастыря до 1970 года. Затем детей перевели в другое место, а сюда пригнали тракторы, которые стали растаскивать стены монастыря.

И только в 2003 году в Пустынский монастырь вновь вернулись монахи. В первую ночь они легли спать в одной из комнат здания бывшей школы, так как оно лучше всего сохранилось. И в ту ночь произошло чудо. На утро, когда монахи проснулись, они увидели на стене образ Иисуса Христа. С каждым днём изображение становится более четким. А специалисты, проверявшие этот рисунок, установили, что он нерукотворный .

Монахи посчитали это божьим благословением и стали восстанавливать монастырь. Сегодня полностью восстановлено здание школы и церковь Рождества Богородицы . В процессе реконструкции находится Успенский собор.

Пустынский монастырь – место с кристально чистой аурой. Именно в таких местах начинаешь думать о вечном и осознаешь скоротечность человеческой жизни. Поэтому паломники из всех уголков Беларуси неизменно приходят к этому монастырю, чтобы испить целебной воды из источника, поклониться нерукотворному образу Христа да пройтись по ещё пока невосстановленной части монастырского комплекса.

Дата обновления: 27 ноября 2012

От деревни Пустынки на сегодняшний день не осталось ни одного дома. Это место так и зовется, потому что издревле тут больше селились не простые люди, а монахи. Они тут уединялись и молились Богу. Рассказывают, что сюда пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Тут они выкопали печоры в земле и жили там.

В 1308 году тут появился монастырь . Дело в том, что в то время князем был внук Гедемина, сын Альгерда, Семен . Он заболел и ослеп. Однажды ночью ему приснился старец, который сказал, что надо идти в Пустынки и там найти криницу. Помыть глаза водой из этой криницы и зрение вернется.

Когда князь проснулся, то он пошел по дороге в Пустынки. По дороге к нему подошел человек и довел его до нужного места. Подвел к кринице и омыл ему глаза. Зрение вернулось и князь увидел старца, который быстро ищез. На месте старца осталось дерево, а на нем висел образ Матери Божей. Князь приказал построить на этом месте монастырь. Так и появилась Пустынская Свято-Успенская обитель.

Князь построил часовню и в ней разместил икону. Часовня всегда была деревянной, только в 1863 году на ее месте построили новую каменную церковь. Там и поместили икону. Но когда сюда пришли большевики, то церковь они уничтожили, а икона куда-то исчезла. Ее не могу найти и до сегодняшнего дня. Церковь же на этом месте отстроили только в конце прошлого века.

В советское время тут был председатель, который в древней церкви сделал баню, а в купели со святой водой – бассейн. Монахи обновили и купель и церковь.

Пустынская обитель всегда была на земле князей Мстиславских. Они очень помогали монахам. В XV веке монастырь был уже очень богатый и имел много земель. Монастырь всегда стоял на границе с Московским княжеством, с котором постоянно воевали наши предки. Но монастырь всегда оставался целым.

А вот в 1563 году, когда на московском троне был Иван Грозный , московские войка напали на монастырь и много монахов убили. А те, кто остался в живых, покинули обитель. Только через 10 лет Стефан Боторий отдал монастырь под патронаж полоцкого Епископа. Но война снова разрушила монастырь и он стоял пусто до XVII века.

В самом начале XVII века в пустынский монастырь пришли монахи-униаты и начали отстраивать монастырь . Они вели споры с православными, которые нередко доходили до драк. Монастырь был деревянный все время, только униаты начали строить кирпичные строения.

Церковь была построена в 1808 году , построили ее в стиле борокоо. Церковь была главным храмом пустынского монастыря. До наших дней дошли только руины. Церковь построена очень интересно. Толстые стены, а в них – проходы. По этих стенах можно ходить по всему храму.

Униаты построили при монастыре школу, где учили детей. После них там было сельскохозяйственная школа, а в советсвое время – обычная школа. В одном из ее комнат на стене проступил лик Христа.

Рассказывают, что в 2003 году , когда сюда пришли монахи и стали возраждать монастырь, то они легли спать в этой комнате. А утром увидели на стене лик Христа . С каждым днем лик проступал все больше. Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ. Каждый день сюда приходят поломники, чтобы прикоснуться к святыне.

Звонница была построена тогда, когда монастырь был поностью православным, во второй половине XIX века. Звонницу видно издалека. В советское время это не нравилось власти. Сюда приехали, чтобы заложить взрывчатку и взорвать звонницу. Но посмотрели, что рядом школа, и решили этого не делать. Сейчас звонница находится на рестоврации.

На территории монастыря построили православную церковь в 1865 году . В ней были кельи, где жили монахи и молились Богу. Эту церковь также называют “теплой”. Раньше в церквях не было печек, а тут были голландские печи, потому что тут были кельи, где жили монахи. А дымоход от печей шел по стенам церкви. Поэтому стены нагревались и в церкви становилось тепло.

Пустынский монастырь существовал до 1918 года. Когда пришла советская власть, то он был закрыт и в нем открыли детский дом. Во время Великой Отечественной войны немцы никого тут не трогали. А в 1943 году прискакал немец и позвал всех жителей в лес. Жители ему доверились и пошли. В это время приехал отряд немцев и спалил деревню. Таким образом, один немец всю деревню спас от смерти.

Десткий дом был тут еще и после войны. Только в 1970 году, когда детей перевели, сюда пригнали тракторы, которые стали расстаскивать стены церкви.

Успенский монастырь - это удивительное место, проникнутое некой кристально чистой, как вода в кринице Лугвена, аурой. Если будете в этих краях - обязательно заедьте сюда, от Мстиславля на машине это не более 20 минут. Пройдите по липовой аллее, побродите под пустыми арками Успенского собора, подымитесь, если получится, наверх, осмотритесь вокруг. Лучшего места, чтобы задуматься о категориях, на которые в жизненной текучке обычно не хватает времени, пожалуй, не найти. Обязательно попробуйте воды из святой криницы. Над ней на остатках церковной стены чьей-то рукой прикреплена маленькая иконка Богоматери, а рядом, чтобы помнили, - жестяная табличка с очень кратким изложением истории монастыря, которая заканчивается глубокой и горькой фразой: «Людзi, час i прырода зрабiлi сваю справу - зараз тут руiны».

Маленький Вильнюс, белорусский Суздаль, датский Линнхольм-Хойе — как только не называют 880-летний Мстиславль. Небольшой райцентр практически на границе Могилевской и Смоленской областей впору превращать в музей под открытым небом.

TUT.BY нашел для вас 5 причин побывать в Мстиславле.

На древних улочках Мстиславля сохранились величественные вековые постройки. Однако немало богатств города скрыто под землей — их ищут археологи, соревнуясь в скорости с черными копателями: мстиславская земля буквально усыпана костями воинов, доспехами, останками предметов быта. То, что находят, отдают в музеи: местный, могилевский или минский.

Причина первая. Лик Христа, целебный источник и храм-развалины

О Свято-Успенском мужском монастыре не знает редкий белорус. Святое место пользуется популярностью и у россиян: мы еще не видели, чтобы на парковке перед территорией монастыря не было машин с триколором на номере. Верующие утверждают, что практически физически ощущают здесь благодать. Люди внушаемые заявляют, что чувствуют чье-то незримое присутствие.

Пустынский монастырь находится в 10 км от центра Мстиславля, но посетить его стоит. Он считается старейшей православной обителью Могилевской области и моложе Мстиславля всего на 2,5 века.

Основал его один из родоначальников князей мстиславских Лугвен или Лугвень, десятый сын великого князя литовского Ольгерда. По легенде, после тяжелой болезни князь начал терять зрение. Он практически ослеп, когда ему однажды приснился сон, в котором явился старец и сказал: «Иди в пустынь [монашеское поселение], умойся из источника и получишь исцеление».

Князь начал искать ту пустынь и пришел к кринице недалеко от Мстиславля. Лугвен умылся криничной водой и исцелился — зрение вернулось к нему. В ветвях липы, которая росла у источника, он якобы увидел образ богоматери. Принимая свое исцеление как ее милость, благодарный князь решил построить на месте чудотворной криницы монастырь.

В 1801—1808 годах построили каменный Успенский собор. В 1864 году прямо на источнике построили и освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Многоярусной шатровой колокольне высотой 58,67 м уже полтора века, как и Покровской церкви.

В дореволюционные годы здесь были православное братство, церковное крестьянское училище, библиотека из 656 книг, которые бесплатно раздавали и рассылали. После Октябрьской революции, в 1925 году, монахов из обители выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не разрушили ни одного здания, здесь не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Во многом благодаря этому монастырские постройки сохранились до наших дней.

В советское время монастырский комплекс серьезно пострадал. Из строений вынули окна, разобрали крыши, взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, ограду вокруг обители разворовали. На территории монастыря стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. К 2000 году территория монастыря заросла сорняками.

Работы по восстановлению монастыря начались в 2003 году. Во время ремонта одного из строений, где раньше была школа, на стене обнаружили лик, который, утверждают верующие, удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. Говорят, что раньше на этом месте висела школьная доска. С 2005 года в монастыре снова поселились монахи.

Причина вторая. Замковая гора

Пожалуй, одно из главных мест, где можно ощутить течение времени, — Замковая гора. Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними — высокий вал. За укреплениями на верхней площадке горы размещался детинец средневекового Мстиславля. С юга к нему примыкал так называемый Окольный город, также окруженный валами и рвом.

Вход в замок проходил через деревянный подъемный мост, переброшенный через ров. В центре крепости возвышалась восьмиугольная башня-донжон, построенная в конце XV — XVI веке. В замке находились князь и княжеская дружина. Вдоль тесным кругом стояли дома жителей, на южной стороне была построена деревянная церковь, в центре стоял княжеский дом.

Замковая гора и ее окрестности — Мекка археологов. Здесь при раскопках обнаружены остатки укреплений, хоромы с изразцовыми печками и др. Ниже детинца (замка) обнаружен посад Мстиславля с остатками деревянных построек, улицами, мощенными бревнами, многочисленными предметами быта XII—XIII вв.

Сейчас на горе находится раскоп, который удалось превратить в небольшой музей благодаря стараниям студентов МГУ им. А. Кулешова во главе с доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком . По словам Игоря Александровича, ради этого буквально руками перебрали 600 куб. м земли. В раскопе нашли каменные жернова XVIII века, именное пряслице XII века — имя девушки, оставившей на нем надпись, расшифровать пока не удалось. Найденные тут материалы, в том числе образцы древесины, из которой была сделана мостовая, дают основания говорить о том, что Мстиславль старше как минимум на 80 лет.

Большую часть года Замковая гора пуста. И лишь в ее заполняют сотни рыцарей в доспехах и зрителей.

К слову, рядом с горой открыли памятник тому самому Лугвену, родоначальнику князей Мстиславских, герою Грюнвальдской битвы.

Причина третья. Мстиславский «Париж» и архитектура XIX − XX веков

Недалеко от Центральной площади стоит прекрасно сохранившееся трехэтажное здание из красного кирпича. Ранее здесь размещались дворянское собрание и гостиница «Париж». Название осталось — его носит парикмахерская, которая находится на первом этаже. Сейчас здесь размещается учебный корпус Мстиславского строительного колледжа. К слову, в Мстиславле были еще гостиницы с названиями «Берлин» и «Орел», но они не сохранились.

Здание земской управы также прекрасно сохранилось, как и уездное училище, 20-метровая пожарная башня, здания мужской гимназии, казначейства.

Торговые ряды в Мстиславле являются памятником архитектуры и истории. Они были построены в начале XX века на месте древнего рынка, который существовал там со Средних веков и вплоть до XIX столетия.






Мстиславль всегда был торговым городом. Слава о его купеческих традициях расходилась далеко за пределы белорусских земель: купцы в Мстиславль съезжались со всех концов земли, и на рынке можно было найти почти все что угодно — ряды стояли в центре Мстиславля, справа от здания местного райисполкома и памятника Петру Мстиславцу.

В этих приземистых домиках в настоящее время располагаются современные магазины.

Причина четвертая. Костел кармелитов и иезуитский коллегиум

Костел кармелитов — наиболее ценный архитектурный памятник Мстиславля. Его начали строить в 1637 году. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов.

Интерьер костела украшен лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в. Правда, внутри храма уже лет 20 стоят леса, но кое-что рассмотреть можно и сквозь них.





Каменный иезуитский костел Св. Михаила Архангела — одна из доминант Мстиславля, памятник барокко. Ансамбль коллегиума внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Строительство иезуитского костела началось в 1730 году при поддержке короля Сигизмунда III. Работы шли медленно: только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел окончательно достроили.

После подавления шляхетского восстания 1830−1831 гг. здания бывшего монастыря передали православным, костел закрыли. В 1842 году иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.

В настоящий момент из ансамбля иезуитского коллегиума сохранились: костел Святого Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а также ограда и часовни. В коллегиуме есть своеобразный хостел, а на его территории в дни рыцарского фестиваля разбивают палаточный городок.

Причина пятая. Селфи с рыцарем и Петром Мстиславцем

В городе установлены два памятника Петру Мстиславцу — книгопечатнику, сподвижнику Ивана Федорова. Вместе с ним Мстиславец напечатал в Москве первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564 г.), а в 1565 году — два издания «Часовника».

Первый памятник Петру Мстиславцу стоит около иезуитского коллегиума. Второй — на Центральной площади напротив здания райисполкома: его установили 2 сентября 2001 года.

Около бистро «Старый город» — также в центре Мстиславля — стоят два рыцаря, на их щитах — герб Мстиславля. По словам местных, рыцарей сделали учащиеся колледжа.

Туристам

Несмотря на небольшие размеры города, в нем есть где

П о преданию основателем Пустынского монастыря является высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий.

П очти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле. Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл глаза водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.

И сцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния. Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».

П о одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году. После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 году переходит под управление королевской канцелярии. Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.

П осле того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь. В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители. Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви. В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.

П устынский Успенский монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью. Кирпич для строительства производился рядом с обителью – на монастырском кирпичном заводе. В 1868 году был заключен контракт на роспись сводов и стен в церквях Пустынского монастыря. Основные строительные работы по обновлению обители были закончены в 1870 году. В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

П осле Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Богоборцы неоднократно пытались разрушить церковные здания. Начали они с того, что сбросили крест с купола колокольни. В конце 20-х годов подрывная группа намеревалась взорвать колокольню. В Успенском храме монастыря некоторое время разрешалось служить. Однако перед Отечественной войной службы уже не проводились. Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им веревок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре.

О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям. Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть. 28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 года на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней. За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия. 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.

П режде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан и епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.

В есной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. Несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков. 27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия. Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, Епископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.

Б ратия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве. В дело возрождения обители огромный вклад внесли прихожане Свято-Михайловского храма г. Климовичи и Свято-Вознесенского храма г. Горки. Почти еженедельно, по субботам, а иногда и среди недели, не взирая на немалое расстояние, приезжают в Пустынки эти неутомимые трудолюбивые труженики. За годы возрождения монастыря они выполнили и выполняют много работ. Самый значительный на северо-востоке Беларуси монастырский комплекс Пустынок привлекает к себе многочисленных паломников и туристов. В мягко очерченном пейзаже белорусско-российского пограничья Свято-Успенская обитель являет собой символический мост между двумя братскими народами и странами.

В обители проживает 6 насельников (2017 г.). Настоятель – епископ Могилевский и Мстиславский Софроний

КОНТАКТЫ:

Беларусь, Могилёвская область,

Мстиславский р-н, д. Пустынки