Открытое занятие в ДОУ - это специально подготовленная форма организации образовательного процесса, на которой педагог демонстрирует коллегам и родителям воспитанников своё профессиональное мастерство и успехи своих подопечных. В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим.
Точная формулировка цели - то, с чего нужно начать подготовку открытого урока. Цель открытого занятия - ожидаемый результат, который заранее определяется воспитателем.
При постановке задач используется принцип «здесь и теперь». Он обозначает, что все участники концентрируют внимание на процессах, которые происходят с ними в конкретном месте и в конкретное время, для достижения наилучшего результата.
Для детей открытое занятие ничем не отличается от обычного, за исключением присутствия посторонних наблюдателей
Первый шаг - формулировка методической цели. Она способна отразить основную методику проведения открытого занятия. Этот шаг позволит:
Примеры методических целей:
В зависимости от методической цели воспитатель подбирает необходимый учебный материал, который поможет в её достижении.
Второй шаг - определение триединой цели урока. Её компоненты:
Триединая цель направлена на формирование у детей знаний и практического опыта. Воспитатель должен конкретизировать её под тему и предметную направленность урока.
Первый уровень формулирования целей и задач - общий. Примерно он выглядит следующим образом:
Второй уровень - непосредственно теоретический. Возможные формулировки для него:
Наконец, третий уровень - практический. Он основан на формировании фундаментальных навыков. Пример:
X, Y, Z - условные обозначения возможных тем, материала, навыков, умений и т. д.
Формулирование целей и задач открытого занятия - первый шаг на пути подготовки мероприятия
Во время открытого занятия обязательно используются методические приёмы. Их задача - актуализировать изучаемый или закрепляемый материал, вызвать интерес у детей к образовательному процессу, сделать его более увлекательным. К основным методическим приёмам относятся:
Умело орудуя всеми этими приёмами, педагог сможет сделать урок не только максимально полезным, но и интересным.
Открытые занятия могут проводиться в рамках различных предметных областей (развитие речи, математика, окружающий мир, хореография и т. д.), а могут сочетать и несколько направленностей в интегрированной форме мероприятия.
Такая предметная область открытых занятий, как развитие речи, является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ
Открытое занятие может быть направлено на:
Деятельность воспитанников может быть:
Согласно Федеральным государственным требованиям, выделяют следующие виды деятельности детей в процессе открытого занятия:
В дошкольном возрасте ребёнок стремится получить знания об окружающем мире и самом себе именно в процессе игры
В муниципальных ДОУ в группах может быть от 15 до 25 детей. У каждого ребёнка свои особенности, личностные качества, задатки, скорость обучения и т. д. Многие воспитатели и родители задаются вопросом: можно ли индивидуализировать виды деятельности в течение открытого урока? Точного ответа на этот вопрос нет. Педагог вправе самостоятельно определять ход занятия. Среди методических приёмов есть учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, но зачастую воспитатель даёт одинаковые задания средней сложности, с которыми могут справиться все дети в группе.
К открытым занятиям в детском саду предъявляются следующие требования:
Практически каждый воспитатель знает, что подготовка открытого занятия - трудоёмкий и довольно продолжительный процесс. Лучше разделить его на несколько последовательных шагов:
Важно заранее подготовить все необходимые материалы для занятия
Важно: после подготовки и проведения открытого занятия обязательно следует его анализ. Воспитатель определяет результаты работы собственной и детей, определяет перспективы на дальнейшие подобные занятия, рефлексирует.
Даже воспитатели с многолетним опытом работы допускают досадные ошибки при подготовке и проведении подобных занятий. К самым распространённым недочётам относятся следующие:
Задания на занятии должны быть разнообразными по видам деятельности дошкольников
Чтобы избежать этих ошибок, необходимо опираться не только на теорию (дидактические материалы, пособия и т. д.), но и на практику предыдущих лет, т. е. опыт других воспитателей.
Занятия по развитию речи направлены на изучение родного языка, совершенствование умения рассказывать о своих эмоциях, чувствах, об окружающем мире в вербальной (словесной) форме. В первой младшей группе дети только знакомятся художественной литературой, учатся выражать свои мысли в кратких предложениях, во второй младшей группе целью занятий по развитию речи является систематизация и закрепление знаний. В первой и второй младших группах могут использоваться следующие темы открытых занятий:
В средней группе актуальны следующие темы, поскольку они направлены на расширение словарного запаса и кругозора, развитие коммуникативных качеств, изучение новых литературных произведений:
Старшим дошкольникам на занятии можно давать задания для выполнения в рабочих тетрадях
В старшей и подготовительной группах дети уже учатся самостоятельно читать по слогам, говорить довольно длинными сложными предложениями, чётко и ясно выражать свою мысль. Для воспитанников 5–7 лет подойдут такие темы, как:
Любое занятие в детском саду включает физкультминутки или подвижные игры
Воспитанники старшей и подготовительной групп учатся решать простые алгебраические и геометрические задачи, совершенствуют навыки устного счёта одно- и двузначных цифр. В этом возрасте проводятся открытые занятия по темам:
Занятия по окружающему миру являются важнейшей частью образовательного процесса. Дети познают повседневные предметы и явления, получают информацию о среде, в которой они живут, и учатся применять её на практике. Для младших дошкольников знакомство с действительностью только начинается, поэтому будут актуальны следующие темы:
От настроя педагога и эмоционального состояния детей зависит успех открытого занятия
В средней группе интерес детей познавать окружающий мир в процессе игры довольно высок. Для дошкольников 4–5 лет подойдут такие темы, как:
В старшей и подготовительной группах часто используются темы:
Открытый урок - заранее подготовленное занятие. Воспитатель поминутно расписывает план проведения мероприятия, оформляет специальную документацию.
Начало занятия занимает не более 5 минут, что составляет меньшую его часть. Но именно от экспозиции открытого урока зависит его дальнейший ход, вовлечённость детей в процесс. К основным приёмам, которые можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия, относятся:
Ведущая деятельность дошкольников - игровая, дети стремятся получать знания и умения именно в процессе игры.
Временной план занятия, согласно требованиям ФГОС, состоит из 3 частей:
Возраст ребёнка | Длительность занятий | Тип занятий | Максимальное количество занятий в день |
От 1,5 до 2 лет | 8–10 минут | Игровые занятия по подгруппам или индивидуальные | 2 |
От 2 до 3 лет | 10–15 минут | 2 | |
От 3 до 5 лет | 15–20 минут | Групповые занятия с различными видами деятельности | 2 |
От 5 до 7 лет | 25–35 минут | Групповые занятия с различными видами деятельности | 3 |
Приведём полезные примеры конспектов открытых занятий, на которые педагог может ориентироваться в качестве образцов при подготовке мероприятия:
Открытое занятие всегда волнительно как для педагога, так и для воспитанников
В протоколе обсуждения открытого занятия в ДОУ обязательно указывается следующая информация:
Показаны публикации 1-10
из 267
.
Все разделы
| Открытые занятия. Конспекты
«Профессии». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы Непосредственно образовательная деятельность с детьми второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром тема : "Профессии". Цель : продолжать формировать представления у детей о профессиях : Воспитатель, доктор, водитель, продавец, парикмахер, повар, пожарный. Задачи :...
В бассейне нашего детского сада прошло необычное и веселое занятие во второй младшей группе.Все дети очень любят воду и купаться,а еще обожают ходить в цирк.Совместив все это мы решили устроить развлечение не только детям,но и их родителям,тем самым показать чему научились...
Публикация «Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы...» Ход занятия. Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие наши гости. Сегодня мы с вами посетим самые красивые места нашего города, может быть, вы уже были с родителями в этих местах и что-то них знаете. Ребята, скажите, как называется город, в котором мы с вами живём? (Москва....
Цель: создание условий, для закрепления знаний детей о безопасном поведении в различных ситуациях и умении их применять в практике. Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие»,...
Открытое занятие по звуковой культуре речи "Ёжик" (вторая младшая группа) Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно-исследовательская. Цель: формирование у детей звуковой культуры речи. Задачи: - упражнять детей отчетливо произносить звуки "ф" и "ф,", а...
Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в чудесную страну» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств доброты и отзывчивости, взаимопомощи и сопереживания; Воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь; Развивать потребность культурно и вежливо...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Горбатова Анна Игоревна Гатчина 2019г. Образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие;...
Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Автор: педагог-психолог Сорокоумова И.Ю. Цель: развитие эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста. Задачи: - создать доброжелательную и комфортную атмосферу, позитивное...
Открытое итоговое занятие по курсу « Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии « Блоки Дьенеша» . Пояснительная записка: Учебно-методическое пособие блоки Дьенеша представляет собой набор из 48 предметов. Каждая деталь конструктора обладает...
В январе 2019 года в нашем детском саду во второй младшей группе прошло открытое занятие по изобразительной деятельности (Аппликации) «Цветы для пчелки Майи». Мною была поставлена цель: Прививать детям чувство товарищества, приходить на помощь в трудную минуту; воспитывать...
Этот раздел содержит конспекты, целью которых является знакомство родителей и коллег с формой проведения занятий в ДОУ. Это привычная практика для многих детских садиков, в которых родители принимают активное участие в воспитании и развитии детей. Именно такие мероприятия дают возможность мама и папам намного ближе познакомиться с методами и принципами обучения их малышей.
Занятия можно проводить по любому направлению. Главным условием, как обычно, является заинтересованность детей, а предложенные в разделе готовые конспекты помогут воспитателям составить свой индивидуальный план-конспект. В разделе есть тематические занятия, посвященные праздникам, таким как: Пасха, 8 марта, День урожая. Есть интересные мероприятие для деток, изучающих английский язык. Малыши не только закрепят полученные знания, но и весело проведут время с увлекательным дидактическим материалом, а родители с удовольствием понаблюдают за развитием своих малышей. Кроме того, очень интересными будут для работников детских дошкольных учреждений конспекты открытых занятий по развитию речи, математике, лепке, рисованию... Ведь всем этим направлениям уделяется довольно много внимания, и родителям, наверняка, будет интересно посмотреть на своих заинтересованных и играющих малышей.
Фетисова Наталья Анатольевна
Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.
ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Занятие - это:
Основная форма организации познавательной активности ребенка;
Динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
Элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
Единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
Следует выделить основные признаки занятия :
Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
Группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;
Занятие проводится в заранее определенные часы дня;
В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);
Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).
Уровни проведения занятия:
1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.
2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.
3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.
4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):
Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;
Умение прогнозировать свою деятельность;
Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;
Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);
Логика мышления;
Гибкость мысли;
Скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;
Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);
Поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).
Традиционные занятия и их классификациям
Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.
Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с методами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности.
Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:
Информационные;
Практикумы;
Итоговые;
Познавательные рассказы;
Экскурсии;
- по музыкальной деятельности:
Доминантные;
Тематические;
- в программе «Из детства - в отрочество»:
Аналитические;
Творческие;
Теоретические и т. д.
Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.
Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида деятельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.
Нетрадиционные занятия и параметры их оценки
Виды нетрадиционных занятий.
Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
Занятия-путешествия.
Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
Занятия-фантазии.
Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).
Требования к занятию
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Методы повышения познавательной активности
(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)
Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
Сравнение.
Метод моделирования и конструирования.
Метод вопросов.
Метод повторения.
Решение логических задач.
Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)
Игровые и воображаемые ситуации.
Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
Игры-драматизации.
Сюрпризные моменты.
Элементы творчества и новизны.
Юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)
Эмоциональная насыщенность окружения.
Мотивирование детской деятельности.
Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
Игровые приемы.
Юмор и шутка.
Экспериментирование.
Проблемные ситуации и задачи.
Неясные знания (догадки).
Предположения (гипотезы).
Комплексные и интегрированные занятия.
«Словарь иностранных слов»:
комплекс -
интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
«Словарь русского языка» СМ. Ожегова:
комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;
интеграция - объединение в целое каких-либо частей.
«Советский энциклопедический словарь»:
комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;
интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Современное общество повышает требования к уровню профессионализма педагога. Это вызвано тем, что возрастает ценность качественного образования и развития личности. Каждый воспитатель, педагог, осознанно выбравший свою профессию, должен стремиться соответствовать новым запросам общества, повышать мастерство преподавания, осваивать современные технологии. Проведение открытых занятий, участие в обмене опытом и профессиональных конкурсах, аттестация на более высокую категорию - всё это пути саморазвития в стремлении стать хорошим воспитателем и педагогом.
Открытое занятие - это занятие, на котором присутствуют посторонние люди. Такие уроки проводятся с целью обмена опыта воспитателями детских учреждений образования и входят в систему работы методических объединений. Если мероприятие проводится в рамках одного образовательного учреждения, то посещают урок коллеги, администрация данного учреждения, могут быть представители родительского комитета. Если же открытое занятие проводится на районном уровне, то количество гостей может быть значительно больше.
На открытом занятии педагог демонстрирует своё мастерство и методы преподавания
С другой стороны, для детей, участвующих в открытом занятии, это урок, входящий в общее планирование работы группы. По времени проведения и объёму преподносимого материала это занятие не должно отличаться от обычного. Воспитанники старшей группы (5–6 лет) уже обладают достаточной самостоятельностью, у них сформировалась усидчивость, они умеют логически мыслить. Предпочтительной формой проведения занятия по-прежнему является игровая либо включение в его структуру игровых элементов. В игре дошкольникам легче получать знания и закреплять их на практике.
Открытое занятие характеризуется частой сменой видов деятельности детей. Различные виды упражнений, заданий, игры, загадки и физкультурные паузы должны перемежаться между собой.
Выбирая тему открытого мероприятия, педагог стремится максимально раскрыть новизну и особенности конкретной темы. Можно организовывать занятия с использованием инновационных методов и приёмов обучения (например, использование мультимедийной техники, применение логоритмики, проведение фитбол-гимнастики) или наполнить урок необычным содержанием (разработать занятие по здоровому образу жизни, нравственному воспитанию детей).
Открытое занятие с квадратом Воскобовича поможет ребятам развить логическое мышление
Направленность занятия | Примеры |
Музыкальное занятие |
|
Патриотическое воспитание |
|
Популяризация здорового образа жизни |
|
Развитие логики |
|
Занятия с применением ИКТ |
|
Бисероплетение |
|
Психологическое занятие |
|
Логоритмика |
|
Хореография |
|
Активная работа по физической культуре |
|
Фитбол-гимнастика |
|
Занятие по этикету |
|
Театрализованная деятельность | Протопопова Мария «Учимся быть артистами» . |
Если в группе имеются дети, требующие индивидуального подхода: часто пропускающие занятия по каким-либо причинам, медленно работающие, излишне застенчивые, педагогически запущенные, необходимо это учесть при подготовке к занятию. Для таких воспитанников педагог разрабатывает задания с учётом особенностей их психофизического развития, соответствующие теме урока. При этом часть заданий выполняется вместе со всей группой, чтобы ребёнок не чувствовал оторванности от коллектива.
При необходимости педагог помогает отдельным воспитанникам выполнить задание
Индивидуальные задания могут подразумевать и предварительное заучивание стихотворений конкретными воспитанниками, а затем выступление на открытом занятии.
Находясь в центре внимания незнакомых людей, старшие дошкольники, как и малыши, могут себя некомфортно чувствовать. При разработке занятия необходимо это учитывать, уделяя больше внимания стимулированию мотивации детей к выполнению заданий. Многое зависит от увлечённости темой самого педагога и умения создать на занятии рабочую атмосферу. Повышению мотивации воспитанников способствует формирование на уроке обстановки необычности, неожиданности, красочность оформления, использование сюжетно-ролевой игры, театрализация урока, пробуждение сопереживания детей героям сценария, создание ситуации соревнования как между командами, так и отдельными ребятами.
Для детей 5–6 лет важна оценка взрослым их действий, правильности выполненной работы. Это повышает самооценку ребёнка и повышает интерес к уроку. Есть несколько приёмов, которые применяются на практике:
Всегда важен вводный этап занятия. Необходимо спланировать и провести его так, чтобы завладеть вниманием детей. Приход в группу сказочного персонажа всегда интригует ребят. Обычно эту роль играет кукла или яркий плакат, а может и сам педагог перевоплотиться в героя волшебной истории.
Можно начать занятие с интересной игры, что сразу привлечёт внимание всех воспитанников.
Такой плакат может выступить средством повышения мотивации дошкольников к занятию
Начать вводный этап занятия можно с демонстрации плаката. Хорошая идея - продемонстрировать ребятам наглядное пособие, состоящее из отдельных лепестков. Подобранные картинки должны быть яркими, понятными, запоминающимися, чтобы привлечь внимание детей. Конструкция пособия разрабатывается так, чтобы соответствовать структуре занятия. Подобный плакат станет опорой воспитателю во время проведения урока и поможет дошкольникам лучше усвоить новые знания.
Планирование открытого занятия начинается с выбора темы и постановки целей. Далее необходимо продумать логику организации занятия, взаимосвязь и последовательность отдельных частей урока, завершённость всех этапов и учёт времени, отведённых на их выполнение. Чётко продуманная структура урока, занимательный сюжет, отдельные составляющие урока пластично сменяются друг за другом - всё это гарантирует успех открытого занятия.
Продолжительность открытого занятия в старшей группе, как и обычного, составляет 25–30 минут, однако темп работы довольно высокий.
Автор | Капустянская Л. В., методист, г. Павловск. |
Выбор темы | Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учётом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приёмы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия. |
Формулирование методической цели | Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приёмов и форм организации. Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:
|
Изучение литературы | При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения методических семинаров, выставок и др. Всё это поможет сделать занятие интересным и познавательным. |
Материально-техническое оснащение | Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО, продумать последовательность их использования на занятии. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на цель занятия. |
В качестве помощи молодым воспитателям предлагаем список тем, подходящих для открытого мероприятия в старшей группе:
Какой бы ни была направленность занятия, в середине урока обязательно должна проводиться динамическая пауза или физкультминутка, которая по своему содержанию соответствует заявленной теме.
Название этапа | Длительность | Содержание | Примечание |
Организационный | 2 минуты | Приветствие, организация рабочего места группы. | |
Вводный | 3–5 минут | Объявление темы и цели занятия. Мотивация детей к участию в уроке. | |
Основной | 20 минут | Может включать теоретические и практические задания. Мотивация детей для каждого занятия. | Учитываются здоровьесберегающие методики: техника безопасности при проведении практической работы, смена деятельности, физкультминутка. |
Заключительный | 2–3 минуты | Подведение итогов, анализ результатов. Упражнение на релаксацию. |
Автор | Григорьева О. И., воспитатель МК ДОУ Д/с «Сказка», с. Карымск, Иркутская область. |
Название | «Пять ключей» |
Цель | Развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности. |
Задачи |
|
Демонстрационный материал |
|
Раздаточный материал |
|
Методические приёмы |
|
Организационный этап | Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям. В.: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости? (Да). Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). |
Вводный этап | В.: Но это ещё не все гости. Сейчас к нам придёт гость из знакомой вам сказки и зовут этого гостя - Доктор Айболит. Айболит рассказывает ребятам, что пираты отобрали у него волшебную воду. Чтобы найти её, детям нужно выполнить 5 заданий. Получив 5 ключей от рыбок, ребята откроют сундук с волшебной водой. <…> Игра «Части суток» («Закончи предложение»).
|
Основной этап | В.: Отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т. д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас вы сядете на стульчики, и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка. Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1. Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
Игра «Из чего сделаны предметы?». <…>
В.: Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
В.: Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5. |
Заключительный этап | Айболит: У вас 5 ключей. Сейчас вам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду. Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная). В.: По-моему, это обыкновенная вода. Айболит: А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания. Воспитатель и дети находят в ларце витамины. Воспитатель и дети: Спасибо. До свидания! |
По тому, как воспитатель выполняет свою работу, каких добивается результатов, определяется его профессиональный статус. Обучение, постоянное совершенствование на пути к высшему профессионализму для него - один из способов самореализации, источник внутреннего удовлетворения. Невозможно воспитывать и развивать детей, если педагог сам стоит на месте, ведь современный мир очень быстро меняется.
Поделитесь с друзьями!