Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Консультации по проблемам семейного воспитания. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка

Консультации по проблемам семейного воспитания. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка

Психологическое консультирование родителей применяется до­статочно часто для решения насущных проблем, возникающих в огромном количестве ситуаций, связанных с процессом воспитания и развития ребенка. Консультирование родителей является обяза­тельным условием при работе с детскими сложностями и нарушени­ями поведения. Без консультирования родителей эффективность взаимодействия с ребенком снижается из-за того, что окружающая ребенка действительность не изменяется, провоцируя неадекватные формы реагирования.

Специфика консультирования родителей будет заключаться в том, что родители чаще всего не готовы к собственным изменениям поведения и взаимоотношений. Многие из них вообще не рассма­тривают семейные сложности и свое поведение как факторы, влия­ющие на возникновение нарушенных реакций ребенка. Все это определяет специфику организации психологического консультиро­вания родителей.

Чаще всего началом консультирования родителей является факт привода ребенка на консультацию (В. Оклепдер, 1997). По правилам организации психологического консультирования детей, первый контакт осуществляется с родителями, желательно без ребенка (если это не консультирование семьи). Такое положение определено зада­чами организации доверительного отношения между ребенком и консультантом впоследствии. Сбор родительских жалоб в присут­ствии ребенка может осложнить создание доверительного контакта. На первой встрече с родителями ребенка у консультанта возникает ряд специфических и неспецифических задач. К последним отно­сятся: выстраивание контакта и рапорта с родителями; сбор инфор­мации о проблеме; определение проблемы с точки зрения родите­лей. Кроме того, важно собрать всю информацию о специфике про­явления проблемы, отношениях в семье, закономерностях возраст­ной динамики проблематики.

Определив специфику проблемы и наметив основные направле­ния ее решения, необходимо мотивировать родителей к изменению определенных аспектов семейной ситуации. Достаточно часто пер­воначальная реакция родителей бывает негативной (например, «Мыпривели его к Вам не для того, чтобы Вы начали устанавливать дру­гие правила в семье, а для того, чтобы Вы сделали что-либо с его по­ведением...»). В наши задачи входит объяснение закономерностей детской реакции на те или иные семейные процессы и особенности воспитательных воздействий.

Иногда для изменения ситуации нарушенного детского поведе­ния бывает достаточно изменений поведения самих родителей. В этом случае в консультировании ребенка необходимости не возни­кает.



В рамках первой консультации необходимо разработать страте­гии важных изменений для семьи, исходя из понимания родителя­ми и консультантом причин нарушений в поведении ребенка. Ни в коем случае нельзя обвинять родителей в некомпетентности или не­правильном воспитании, так как это может привести к нарушению рапорта. Консультант должен выразить позитивное отношение и ува­жение к родителям, одобрить их действия, конфронтировав опреде­ленные аспекты взаимоотношений, приведшие к конфликтам.

1. Что привело родителей на консультацию?

2. Что явилось причиной прихода именно сейчас?

3. Делали ли что-либо с этой проблемой ранее (проблема может иметь длительную историю с множественными попытками реше­ния)?

4. В чем (поведение, реакции, отношения) данная проблема про­является?

5. Усиливается ли проявление проблемы при определенных усло­виях (например, дети могут драться только тогда, когда мама дома)?

6. Все ли члены семьи считают это проблемой?

7. Чего бы хотели родители (в плане целевого изменения)?

8. Как они увидят изменения в ребенке?

9. Каковы ваши (родителей) отношения с ребенком?

10. Чего вы хотели (для чего?), рожая ребенка (иногда неадекват­ные родительские ожидания могут стать причиной для возникнове­ния сложностей. Например, мама хотела при помощи ребенка удер­жать мужа, но брак распался.)?

11. Какова специфика распределения вопросов власти в семье?

12. Какова специфика распределения контроля и самоконтроля? Сбор данной информации может существенно помочь в опреде­лении проблемных зон семьи.

На последующих встречах консультант должен, исходя из роди­тельской заявки, оказать помощь в решении проблемы. Как наибо­лее часто возникающие, выделяют следующие проблемы: наруше­ние взаимоотношений родителей и ребенка; детское непослушание;нарушение взаимоотношения в детской подсистеме; отсутствие ин­формации о закономерностях прохождения возраста; беспокоящие детские проявления (повышенная агрессия, жадность, сексуализация); нежелание посещать детские дошкольные или школьные учреждения; частые болезни ребенка; школьная неуспеваемость и т.д.



После определения проблем необходимо организовать предостав­ление необходимой информации, позволяющей реорганизовать се­мейные отношения с целью снижения симптоматического поведе­ния. На этой стадии, которую называют стадией принятия решения, необходимо, чтобы родители понимали собственную ответствен­ность за принятые решения и умели следовать им. Для более четко­го представления специфики консультационного взаимодействия родителей с консультантом рекомендуется следующий алгоритм.

1. Первичный контакт с родителями, направленный на сбор ин­формации о проблеме. В случае если возникает такая необходимость, информация может собираться через педагогов, взаимодействуя так­же со смежными специалистами (невролог, логопед, дефектолог и т.д.).

2. Беседа с родителями для выяснения специфических особенно­стей прохождения ребенком предыдущих этапов развития (беремен­ность, роды, младенчество, раннее детство и т.д.).

3. По необходимости проводится дополнительный сбор данных о здоровье ребенка (невролог, дефектолог, психиатр, педагог и т.д.).

4. Выстраивание контакта с ребенком в рамках игрового взаимо­действия.

5. Экспериментально-психологическое и диагностическое иссле­дование ребенка.

6. Постановка психологического диагноза.

7. Разработка плана и выделение методов решения, возникающей проблемы.

8. Мероприятия по разрешению возникающей проблематики, ко­торые могут проводиться как специалистом психологом, так и сами­ми родителями.

9. Контроль за изменением ситуации.

Среди основных направлений консультирования родителей по проблемам их детей выделяют следующие:

Консультирование родителей без привлечения ребенка. Чаще все­го такой тип консультирования необходим при нарушении пове­дения ребенка в результате наличия нарушенной структуры или системы семьи;

Консультирование совместно с ребенком;

Консультирование ребенка с необходимой первой и заключитель­ной консультацией с родителями;

Консультирование родителей по поводу организации ими коррекционного воздействия на своих детей;

родительские группы различного типа: информационные, группы родительской поддержки, терапевтическая родительская группа.

Консультирование родителей без привлечения ребенка. Данный тип консультативного взаимодействия считаете! эффективным при не­скольких возникающих сложностях.

1. В случае низкой компетентности родителей. В задачи психоло­га при такой проблеме входит организация информирования роди­телей о специфике прохождения различных стадий возрастного раз­вития ребенка, их проявлений, выделяющихся возрастных задачах и методах эффективного воздействия.

2. В случае, если нарушение имеют системный характер. Чаще всего это нарушения связаны с нарушенной иерархией, отсутствием четких семейных норм и правил поведения, непоследовательности родительских требований. Приведем пример: достаточно часто дет­ское непослушание, например нежелание идти спать, может быть связанно с родительской непоследовательностью - один день мама разрешает не ложиться вовремя, а в другой - требует выполнения правила. Еще один важный нарушающий фактор - это не выполне­ние обещаний по организации последствий неадекватного поведе­ния ребенка. Так, например, мама может обещать наказание за опре­деленный тип поведения, однако не наказывает или что еще хуже, наказав, тут же жалеет ребенка. В данном случае при нормализации родительского поведения поведение ребенка само собой исправля­ется.

3. Ситуация когда наличие сложностей у ребенка «выгодно» се­мье, так как оправдывает определенное поведение кого-то из членов семьи или является удерживающим семью от разрушения. Так, на­пример, чрезвычайно плохое поведение ребенка, приводящее к его исключению из детского учреждения, может служить оправданием для мамы, что она не устраивается на работу или не добивается сво­ей цели (не до того...).

Консультирование совместно с ребенком. Данный тип консульти­рования свойственен семейному подходу, однако может применять­ся для обучения родителей методам коммуницирования со своими детьми. Это связанно с тем, что некоторые родители (те, кто воспи­тывался в детском доме, или не имел в детстве партнеров для игр) не умеют выстраивать с ребенком адекватные межличностные взаимо­действия. Часть из них вообще не умеет играть или находить довери­тельные способы организации контакта. (На вопрос играете ли вы с ребенком, родители часто отвечают «конечно, мы общаемся, мы уро­ки делаем и на секции я его вожу».) Такие родители предпочитают указывать, направлять и наказывать, что приводит к протестному по­ведению ребенка. Совместное консультирование позволяет консуль­танту обучить родителей необходимым навыкам, выстроить в рам­ках консультативного взаимодействия отношения ребенка и родителей через специфические формы взаимодействия и ритуалы. Напри­мер, один из таких ритуалов -это вечерние «хвастовство», когда вся семья собирается перед ужином и каждый рассказывает, что замеча­тельного у него было за день, а все остальные члены семьи слушают, одобряют, но не критикуют.

Консультирование ребенка с необходимой первой и заключительной консультаций с родителями. В этом случае на первой консультации родителям даются рекомендации по изменениям внутрисемейной ситуации, а основной фокус внимания находиться на ребенке. Спе­цифика организации первой родительской консультации уже доста­точно описана нами выше. В любом случае, в нее входят: определе­ние проблемы, сбор и анализ информации, выявление причин нару­шений, выявление представления об идеальном результате, выявле­ние специфических особенностей развития ребенка и разработка ре­комендаций для реорганизации детско-родительских отношений. Заключительная консультация должна быть посвящена подведению итогов и разработке рекомендаций по дальнейшим действиям роди­телей для поддержания динамики изменений.

Консультирование родителей по поводу организации ими коррекционного воздействия на своих детей. Данный вариант консультирова­ния позволяет оказывать коррекционное воздействие на поведение ребенка через его родителей. Консультирование родителей начина­ется с объяснения специфики возникающей поведенческой пробле­мы ребенка и принципов организации коррекционного общения. Обычно коррекционное общение осуществляется следующим обра­зом: родитель, после тщательного выявления всех закономерностей возникающих проблем, покупает специфический коррекционный набор, состоящий не менее чем из 10 предметов. В набор должны входить: недифференцированные предметы (бумага, рисуночные средства, глина или пластилин, конструктор); дифференцированные средства, в зависимости от пола и интересов ребенка. Для мальчи­ков: пистолеты, набор солдатиков, машины, супергерои и т.д. Для девочек: куклы, различного рода украшения, мягкие игрушки и т.д. Важным является то, что ребенок не может играть этими игрушка­ми вне коррекционного взаимодействия. Один час в неделю выде­ляется на взаимодействие родителя и ребенка в рамках коррекции. При этом время коррекционной игры изначально закреплено и не меняется. Ребенок должен знать, когда наступит этот час, и ждать его. Час коррекции проводится следующим образом: родитель пол­ностью подчиняется всем игровым требованиям ребенка и делает то, что тот его просит. Это означает, что родитель в течение часа принад­лежит только ребенку: играет вместе с ребенком в те игры, которые предлагает ребенок, не вмешиваясь в процесс до тех пор, пока ему не дадут роль, но и не отстраняется, если его в игру временно не при­глашают. Необходимо, чтобы в этот час никто и ничто не отвлекалородителя от взаимодействия с ребенком. При этом родитель отчиты­вается о своих достижениях и изменениях детского поведения на еженедельной встрече с психологом или родительской группе для анализа происходящих изменений и коррекции поведения.

Другой вариант подобного вмешательства связан со структуриро­ванием правил взаимодействия в семье. В этой ситуации родитель после анализа специфики нарушений получает инструкцию по реа­лизации семейных правил поведения (например, специфику реаги­рования на детские драки, уравнение ответственности, наказания и т.д.). В этом варианте родитель также еженедельно отчитывается в успехах по реструктурированию семейных условий и изменениях в поведении детей.

Родительские группы различного типа: информационные, группы родительской поддержки, терапевтическая родительская группа. Специфика родительских групп заключается в унификации пробле­матики, оказании поддержки и возникновению надежды на измене­ние ситуации. Групповая работа с родителями направлена на форми­рование родительской компетентности и изменение отношения к возникающим сложностям. В рамках групповой формы работы, пси­холог или более опытный родитель организует специфическое тема­тическое обсуждение по различным вопросам. Часто используются группы родительской самоподдержки, особенно популярные в кри­зисе подросткового возраста, при девиантном и делинквентном по­ведении подростков. Посещение таких открытых групп вселяет в ро­дителей надежду о возможности изменений и позволяет использо­вать опыт других родителей в коррекции поведения своих детей.

Рассмотрим специфику консультирования родителей детей раз­ных возрастов.

Детей раннего дошкольного возраста.

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы исследования семейного консультирования в ДОУ, как способа повышения педагогической культуры родителей детей раннего дошкольного возраста………………..

      Особенности взаимодействия детского сада и семьи……………….

      Характеристика форм повышения педагогической культуры родителей……………………………………………………………….

    Особенности семейного консультирования родителей детей раннего дошкольного возраста…………………………………………….

Выводы по 1 главе……………………………………………………………

Глава 2. Особенности организации семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста........…………………………………………………

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….

Заключение

Литература

Приложения

Введение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с., с. 28].

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем [Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».]

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. [Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.] Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Необходимо стремиться к тому, чтоб родители были не зрителями и наблюдателями, а активными участники в жизни своего ребёнка.

Поэтому так важно в настоящее время повышать педагогическую культуру родителей, поддерживать и выстраивать эффективные, доброжелательные и этичные взаимоотношения между детским садом и семьями.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать условия развития взаимодействия детского сада и родителей посредством семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей.

Объект исследования: организация взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия организации семейного консультирования для родителей детей раннего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: семейное консультирование в ДОУ как форма повышения педагогической культуры родителей детей раннего дошкольного возраста будет эффективно при условии целенаправленной системной работы педагога с родителями, создания комфортной психологической атмосферы для родителей и детей в дошкольном образовательном учреждении, учета индивидуальных особенностей и проблем каждой семьи;

Задачи исследования:

1) изучение и анализ теоретической и специальной литературы о исследуемой проблеме;

2) выявление сущности понятия «семейное консультирование»;

3) изучение форм семейного консультирования родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Этапы исследования:

    Теоретический анализ педагогической, психологической, научно методической литературы.

    Проведение констатирующего эксперимента.

    Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей посредством семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста.

    Описание и оформление результатов исследования.

Исследование проводилось на базе ГБДОУ №… -ского района Санкт-Петербурга.

Консультация для родителей ДОУ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Дорогие родители!
Детский сад предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас- это будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их. Мы- детский сад, педагоги- тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы ваше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания.
1. Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что "все должно быть для него". За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом- пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. избегайте крайностей любви к ребенку.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье- это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка- это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слово- вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
4. Развитие ребенка- это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он сможет и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать все то, умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
5.Основа поведения ребенка- это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требования родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит. когда даже ошибки обсуждаются без брани и истерики.
Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль- это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания им помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы.
10. Семья- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастья!

Наталья Добрынина
Консультация для родителей «Основы семейного воспитания»

Основы семейного воспитания .

Когда и с чего начинается воспитание ребенка в семье ? Что и как влияет на его характер и поведение? Как правило, подобные вопросы, пока ребенок маленький, большинство родителей не волнует . Да и чего над ними задумываться, если и так немало самых разных житейских забот и проблем. Но проходит некоторое время, эти вопросы ставятся на повестку дня жизнью и прежде всего возникающими ненормальностями в поведении и характере ребенка. И обычно тогда, когда время в какой-то мере упущено, родители начинают проявлять определенное беспокойство и искать ответы на такие, теперь уже волнующие их вопросы. Важно сделать для себя такие выводы : воспитание ребенка следует начинать с первых дней его жизни. Правильно и точно выполняемый режим дня ребенка – основа его воспитания и формирования в младенческом возрасте. Ошибки родителей в воспитании рано или поздно дают о себе знать разнообразными последствиями, иногда даже трудноисправимыми. Разумеется, никто не застрахован от промахов, но если ошибка обнаружилась, родители должны быстро , и по возможности безболезненно ее исправить.

С вопросами воспитания собственного ребенка родителям приходится сталкиваться ежечасно и ежеминутно. И среди них такой весьма важный и сложный : надо ли удовлетворять все желания ребенка и как их удовлетворять? От того, как он будет решен родителями в ходе воспитания , во многом будет зависеть и формирование будущих жизненных установок ребенка, его умений соотнести свои желания с желаниями и интересами окружающих людей. Нельзя согласиться с тем, что всякое желание или каприз должны быстро и безоговорочно исполняться. Подобные действия – не есть проявление любви и внимания к детям, как, к сожалению, думают некоторые родители . А, скорее, это – появление лени в вопросах воспитания : ведь легче дать ребенку то, что он просит, чем по-настоящему разобраться в его желаниях и разумно их направить. Но и частое применение запрета может привести к нежелательным последствиям : дети, к которым относились очень строго и бесконечно или очень часто сдерживали, ограничивали, вырастают обычно робкими, неинициативными и даже угрюмыми. Кроме этого, частое, особенно немотивированное применение запретов ведет к сравнительно быстрому их обесцениванию. В этих случаях дети или перестают реагировать на них должным образом, или со временем, став старше, пытаются очень изобретательно их обойти, становясь даже на путь обмана родителей . Вот почему родители должны стараться доступно и понятно объяснить ребенку, чем вызван запрет, по каким причинам нельзя удовлетворить его желание. Полезно рассказать о том, к каким нежелательным последствиям может привести исполнение того или иного неразумного желания, при этом, взывая к разнообразным чувствам ребенка : жалости, состраданию, стыду, неловкости, справедливости и т. п. И, наконец, малыши очень чутко реагируют на форму и тон обращения к себе. Обычно дети не любят прямолинейных указаний или приказаний, да еще сказанных в состоянии раздражения. Зато та же просьба, но высказанная в спокойной и добродушной форме, окажется куда более эффективной и действенной.

Для очень многих дошкольников управление собой, своими желаниями и поведением, как правило, начинается с подражания родителям . Родительские интонации , выражения, поступки почти всегда заимствуются и порой очень точно детьми воспроизводятся – об этом никогда не следует забывать.

Кроме этого, родители должны научиться понимать своего ребенка, суметь стать на его место, ведь взрослый уже был ребенком, а ребенок взрослым еще нет. Но понимать – не значит всегда уступать. Однако попытаться разобраться – всегда нужно.

Хочется отметить, что не на всех мелочах стоит фиксировать свое внимание, не на каждое незначительное отступление от норм поведения реагировать категорически отрицательно и тем более однообразно. Если вы видите, что произошел случайный срыв, что ребенок и сам обескуражен, надо быть предельно осторожным в выводах. Если же вы столкнулись, может быть, с незначительным, но действительно отрицательным поступком, который нельзя отнести к категории случайных, - реагировать нужно оперативно и незамедлительно. Очень важно вовремя и педагогически правильно пресечь дурной поступок, ибо многие серьезные нарушения начинаются с мелочей, на которые родители своевременно не реагировали. Любое воздействие, будь то разъяснение каких-то моральных норм или внушение по поводу неправильности действий ребенка, должны проходить без суетливости, в спокойном тоне, без раздражения. Родители ребенка-дошкольника обязаны отчетливо представлять, что дети воспитываются не только наставлениями, замечаниями и беседами (даже самыми умными и интересными, а через деятельность, организованную взрослыми. Когда ребенок делает что-то с родителями , он приобщается к их интересам и усваивает их опыт, их отношения к вещам и явлениям.

Но и поощрять тоже надо уметь! Прежде всего следует подчеркнуть, что эта мера не всегда дает желаемый эффект. Более того, неправильное применение его может нанести серьезный вред воспитанию . В тех случаях, когда ребенок получает поощрения незаслуженно, без достаточных оснований , оно теряет свою воспитательную ценность . За что же следует поощрять детей? Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечный результат, но и затраченные им усилия, проявленные им трудолюбие и усидчивость. Также родители должны быть особенно внимательны к детям, которым сто-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в побуждении одобрением. Вообще при использовании такой формы воздействия следует внимательно подходить к индивидуальным особенностям того или иного ребенка.

Одним из очень существенных и важных факторов, влияющих на формирование ребенка, являются микроклимат семьи, сама семейная обстановка , мир и круг интересов родителей , уровень внутрисемейных отношений и отношение их к окружающему. В первые годы своей жизни ребенок смотрит на окружающий мир глазами родителей . Но не только наши разговоры, взгляды и оценки оказывают воздействие на детей. Еще в большей степени влияют на характер и поведения ребенка наши действия и поступки. Совершенно очевидно, что нравственное лицо ребенка – это в известной мере, фотография внутрисемейных отношений . И даже не фотография, а скорее, рентгеновский снимок, фиксирующий уровень этих отношений. Если они доброжелательны, если родители относятся друг к другу с любовью и уважением, у детей тоже будет формироваться доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям, ровное поведение и необходимая уравновешенность в действиях и поступках. Но если в семье процветают скандалы и ссоры, пьянки и другие аморальные проявления, дети вырастают с надломленной психикой, замкнутыми и подозрительными.

К сожалению, есть не мало семей , где детей «закармливают» любовью, окружают чрезмерным почитанием и восхищением. Ребенок постепенно становится «эпицентром» жизни семьи. Принимая эту безграничную любовь как должное и ощущая свою «сверхценность» вне зависимости от действительных качеств, дети становятся себялюбивыми и самовлюбленными эгоистами, весьма требовательными к окружающим, но совершенно нетребовательными к себе. При любых жизненных затруднениях они начинают хныкать, ища у родителей утешения и защиты . Именно так формируются беспомощные и порой беспринципные нытики.

Есть семьи, где потребность детей в любви остается без удовлетворения вообще. Родители холодны , отчуждены от ребенка, любят только себя. В результате у детей создается впечатление, что они лишние, ненужные, никчемные. Эти мучительные детские переживания накладывают отпечаток на будущий характер, а порой и на всю дальнейшую жизнь. Родительская любовь , как ничто другое, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства, уверенности в себе и самоуважения.

Хочется добавить, что одним из главных и очень важных принципов семейного воспитания является единство действий родителей . Иногда его называют единой линией в воспитании . Единая линия в воспитании – это , другими словами, одинаковая требовательность, единый фронт в подходе к детям. Успех во многом зависит от того, насколько она четко реализуется всеми членами семьи. Единая линия в воспитании должна проводиться родителями при организации всех сторон жизни и деятельности детей : и при предъявлении требований к их исполнительности, и при применении мер поощрения и наказания, и во всех других случаях. Отсутствие единой линии в воспитании детей довольно часто приводит их к непослушанию. Существенным аспектом этой же самой проблемы является соблюдение и осуществление единых требований семьей и детским садом (школой) . Очень важно, чтобы вся семейная атмосфера , повседневное влияние семьи были направлены в ту же цель, что и воспитание в детском саду (школе) . Единая направленность воспитания в семье и детском саду (школе, единство предъявляемых требований к ребенку будут способствовать более успешному решению задачи формирования гармонично развитой личности, достойных граждан нашей страны.

Сегодня на наших глазах происходят глубокие изменения в важнейшем институте воспитания – в семье . Занятость, а порой полная поглощенность избранным делом, оставляют родителям все меньше и меньше времени для повседневного, глубокого общения со своими растущими и незаметно взрослеющими детьми. Возникает сложная ситуация, когда быстро растущий ребенок оказывается один на один в мире сложнейших человеческих отношений, когда он остается один на один со многими жизненными проблемами, а родители заняты своими делами и заботами, часто не утруждают себя по-настоящему заглянуть во внутренний мир сына или дочери. А детство – цветущее весеннее утро человеческой жизни. Подобно тому как ясное весеннее утро несет в себе для каждого из нас заряд бодрости и хорошего настроения на весь день, так светлая пора детства навсегда оставляет в сердце человека неизгладимый след и обязательно сказывается на его человеческих качествах. Главное не упустить это время, которого потом уже не вернуть! В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущего человека, его личности и какой на этом фундаменте выстроится дом, зависит только от нас взрослых!

Литература :

1. Медведев Г. П., Надъярный Все начинается в семье…Из азбуки семейного воспитания . -Ростов, Кн. изд, 1979.-96с.

Ася Кузьмина
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Домашняя игротека»

Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания, материала для оформления наглядной информации для родителей в группе.

Цели консультирования:

Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном и эмоциональном общении со взрослым и сверстниками;

Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

Предложить варианты игр с разнохарактерными заданиями.

"Уважаемые родители! Если вам интересны ответы на такие вопросы как:

Игра полезна для ребенка или это - пустое времяпровождение?

Надо ли родителям играть со своими детьми?

Как игра может помочь в кризисных и конфликтных ситуациях?

То в этом буклете вы найдете ответы детского психолога на эти вопросы, а так же описание интересных игр, в которые с удовольствием поиграют ваши дети!

Игра для детей - не только «развлечение», сколько наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому и нам, взрослым, тоже следует относиться к детским играм с уважением.

Но стремясь ускорить «процесс превращения» ребенка во взрослого, многие родители не выносят, «когда ребенок теряет время на игру». Им кажется, что ребенок должен «развиваться», чтобы достичь цели, которая взрослому кажется достойной (например, читать, играть на инструменте или в шахматы). Так же можно добавить, что лучший друг для современного ребенка, начиная с дошкольного возраста, – это телевизор или компьютер.

Но дети любят, когда взрослые с удовольствием принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Психологи и педагоги знают, что детство имеет свой внутренний смысл и не является просто «подготовкой ко взрослости», а игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, совпадает она или нет с тем, что считается важным в мире взрослых.

Поэтому ни в коем случае не жалейте времени, которое можно потратить на общение и игру с ребенком! Вы получите немало важных впечатлений от такого общения. Ведь любое совместное времяпровождение сближает родителей и детей. Поэтому совместные с ребенком игры служат отличной профилактикой его возможной дезадаптации в обществе, различного рода конфликтов и поэтому являются прекрасным фундаментом и залогом ваших с ним доверительных отношений:

В процессе игры каждый из членов семьи узнает себя самого и познает другого. Полученные таким образом знания о ребенке или ребенком о родителях помогут каждому найти общий язык в кризисных и конфликтных ситуациях.

К тому же и самим родителям никогда не поздно окунуться в мир детских впечатлений. Вспомнить себя самого в том возрасте: что волновало и беспокоило, что радовало, чего хотелось. Эти воспоминания позволят не только создать массу интересных и увлекательных совместных игр, но и лучше понять своего ребенка.

Помните, что любой ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Игра никогда не бывает «бесполезна»! Чем больше минут ребенок проводит в обществе близких ему людей за игрой, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Но иногда у всех родителей возникают такие периоды, когда вдохновение и силы для игр с собственным ребенком не находятся. Обычно в такие периоды кажется, что фантазия иссякла, а все, что вы делали ранее, уже неинтересно ребенку. Поэтому предлагаем варианты игр, которые помогут вам … начать увлекательно играть с ребенком!

1. Детям нравятся разные сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Салон красоты», «Кафе» и т. п. Разыгрывая какой-либо сюжет, дети, по сути, осваивают социальные роли взрослых людей, моделируя их в игровой ситуации. В реальной жизни ребенок еще не может быть поваром, строителем, учителем, а в сюжетно-ролевой игре он может стать даже пилотом космического корабля!

Цель родителей – обогащать сюжеты игр. Например, если ребенок начал играть в «Салон красоты», сходите с ним в парикмахерскую, понаблюдайте за работой мастеров, подготовьте вместе с ребенком атрибуты для игры (баночки, расчески, заколки, фартук для «мастера», зеркало и пр.).

Помните, что жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает и внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают взрослым: манере общаться с окружающими, их поступкам. И все это они переносят в игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношений. Поэтому играя вместе с ребенком, следите, пожалуйста, за ровным, спокойным, доброжелательным тоном, культурой речи, вежливым поведением. Нередко взрослые недооценивают значение умения корректно повести себя в отношении к другим людям. Но с хорошо воспитанным, культурным, вежливым человеком всегда приятно общаться!

2. Словесные игры так же интересны детям и построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах. Играя, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. С помощью словесных игр у детей процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его «учат».

Например:

Игра «Слова» («Вкусные слова», «Вежливые слова», «Желтые слова», «Круглые слова»)

Родитель: Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

По очереди называйте слова (съедобные продукты, блюда) и «кладите» их на ладошку.

Последний участник игры, назвавший слово, выигрывает.

Можно точно так же поиграть в «сладкие», «желтые» (предметы желтого цвета), «круглые» (предметы круглой формы), «вежливые», «зимние» слова.

Игра «Придумывалки»

Родитель: Давай придумаем сказку (или увлекательную историю) про …старую кастрюлю (зеленое яблоко, ложку, зимние сапоги и т. д.)

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы (когда произошла история? что случилось? что было дальше? какие герои еще могут быть в этой истории). Не бойтесь фантазировать, почувствуйте себя ребенком, и тогда ваш рассказ будет забавным и увлекательным! Возможно оформить понравившуюся историю в виде «книги»: написать текст, а ребенок может нарисовать картинки.

3. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Так же эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность, приучаются считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

Например:

Игра «Воробьи и Вороны». Участникам объясняется два движения по команде, например, при слове «воробьи» надо поднять правую руку, а при слове «вороны» - развести руки в стороны. После этого водящий произносит одно из слов: «воробьи» или «вороны». Водящий хитрит для того, чтобы запутать игроков и произносит последний слог как можно неожиданнее.

Игра «горячо-холодно». Суть игры в том, что водящий должен найти предмет по подсказкам. Для того, чтобы сделать игру более азартной, можно ввести ограничение на время поиска.

Вначале предмет прячется так, чтобы водящий не видел (водящего просят выйти ненадолго из комнаты или отвернуться). Далее, водящий начинает ходить по комнате, а другие игроки дружно подсказывают ему, насколько он приблизился к предмету своих поисков, но делают это не напрямую, а с помощью иносказательных фраз:

Холодно! (Совсем замерз! Зима! Мороз-мороз) - означает, что поиск ведётся не в том направлении и водящий находится очень далеко от предмета;

Теплее! - направление верное и водящий движется в нужную сторону;

Горячее! - водящий приблизился к предмету;

Очень жарко! (Жара! Совсем пожар! Горишь) - предмет где-то совсем рядом, нужно только протянуть руку.

В эту игру можно играть и без слов, например, когда хлопают в ладоши, и чем ближе к предмету водящий, тем хлопки становятся чаще.

4. Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения) всегда создают атмосферу радости, сближают детей и взрослых. Они не только развивают доверительные, партнерские отношения, формируют навыки взаимодействия со взрослыми и детьми, но и снимают эмоциональное напряжение, создают хорошее настроение на весь день!

Например:

Игра «смешные рожицы». Для игры вам понадобится зеркало. Сядьте вместе с ребенком напротив зеркала и стройте ему самые различные рожицы, выражающие радость, неожиданность, грусть или удивление. Попросите малыша повторять за вами. Также можно попросить ребенка строить вам рожицы, которые заставят вас вместе посмеяться.

Не забудьте о «боях подушками» . Для игры вам понадобятся всего две мягкие, легкие подушки и вдохновение. В этой игре не существует никаких правил и ограничений – просто дурачьтесь с малышом.

Игра «кто я?». Возьмите листок бумаги и нарисуйте сверху голову (любую: человека, животного, птицы). Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно - только кончик шеи, и передайте рисунок ребенку. Ребенок. рисует верхнюю часть туловища, снова «прячет» рисунок и передают вам, чтобы дорисовать конечности. А теперь разверните весь рисунок и посмотрите, какое на них изображено существо.

Можно рисовать больше, чем в 3 этапа. Например: голову; плечи и верхнюю часть рук; нижнюю часть рук, талию и верхнюю часть ног; нижнюю часть ног и ступни. Так же в эту игру можно играть не только вдвоем, при условии, что у каждого игрока будет по листу бумаги, который будет передаваться по кругу.

Игра «Золушка». Количество участников этой игры не ограничено. Скорее, наоборот, чем больше игроков, тем веселее и лучше идет игра. Но все участники должны быть обуты. Вначале выбирается водящий. После этого все снимают по одному башмаку (туфле, кроссовку) и складывают их в общую кучу. Водящий отворачивается от кучи, а другой игрок (или все игроки по очереди) достают из кучи обувь и спрашивают водящего, кому ее отдать. Процесс этот обычно сопровождается всеобщим весельем и шутками. Но это - только начало. После этого розданная обувь надевается и все веселятся еще больше, глядя, как игроки, обутые в чужое (да еще и разное на обеих ногах), разыскивают свою обувь!

Таким образом, игра является важнейшим средством их воспитания и развития, а также осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку как личности. Игры родителей с ребенком могут быть по-настоящему увлекательными! Включайте фантазию, уберите отвлекающие предметы (гаждеты), обустройте комфортную зону в детской для совместных игр. Если у вас есть свои «секреты игрового воспитания», то пожалуйста, поделитесь ими с другими родителями и воспитателем!"