Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » В поведении не. Никакой внутренней мотивации в поведении человека не существует. Зависимость от оценки окружающих

В поведении не. Никакой внутренней мотивации в поведении человека не существует. Зависимость от оценки окружающих

Никакой принципиальной разницы между внутренней и внешней мотивацией в поведении индивидуума нет и быть не может.

Принято считать, что человек в своих поступках руководствуется двумя видами побуждения: внутренними, когда совершает героический поступок по зову сердца, и внешними, когда тот же поступок совершается по принуждению со стороны вышестоящего начальства или, допустим, в обмен на какое-то вознаграждение.

Профессор Райсс полагает,что это разделение, по меньшей мере, некорректно, пишет PhysOrg . Дело в том, утверждает профессор Райсс, что феномена внутренней мотивации просто не существует. То есть нет никаких доказательств его существования, что, в принципе, то же самое. Несмотря на то, что спор о наличии или отсутствии внутренней мотивации выглядит чисто академическим, профессор Райсс убежден в том, что проблема, которой он озадачился, имеет вполне практическое значение, поскольку сторонники внутренней мотивации часто сознательно вводят людей в заблуждение.

Так, авторы большинства современных книг на тему «как стать [заполнить самостоятельно ] за три недели» пытаются внушить своим читателям, что достижение успеха в [заполнить самостоятельно ] возможно лишь при условии, что соискатель будет работать не за страх (как вариант: денежное вознаграждение, благосклонность любимой женщины или общественное поощрение), а за совесть. Точнее — за удовольствие. А нежелание следовать этому правилу будто бы приведет соискателя лишь к разочарованию.

Но это еще полбеды. Такой же точки зрения придерживаются некоторые работодатели и даже руководители целых государств, искренне убежденные, что ярко раскрашенный лист мелованной бумаги с надписью «Почетная грамота» и плохо снятая фотография жертвы бихевиоризма на корпоративной доске почета ценятся работниками гораздо выше, нежели куда более скромные листы бумаги, отпечатанные местным казначейством.

Опровергая эту точку зрения, Райсс создал и проверил опытным путем собственную теорию мотивации, в основе которой лежат 16 базовых желаний. Желания эти управляют всеми мыслимыми душевными движениями человека, включая жажду власти и независимости, любопытство и поиск общественного признания. То есть оппоненты профессора Райсса, утверждает профессор Райсс, могут сколько угодно критиковать его теорию, но мотивы их поступков все равно будут приводиться в движение одним из шестнадцати, а вовсе не двух факторов Райсса.

У разных людей разная мотивация, к тому же зависящая от обстоятельств, — считает Райсс, — и глупо утверждать, как это делают сторонники внутренней мотивации, будто бы одни виды мотивации лучше других.

В своей статье, опубликованной в журнале Behavior Analyst, Райсс указывает, в частности, на тот факт, что психологи, поддерживающие идею внутренней мотивации, пока даже не выработали точного определения этого термина, меняя его в произвольной форме в зависимости от текущих обстоятельств.

Например, принято утверждать, что включение механизма внутренней мотивации можно уловить по свойственному ему чувству удовольствия. Однако удовольствие разные люди могут понимать по-разному, считает Райсс. Так, дети учатся ездить на велосипеде потому, что им это нравится. Студенты грызут гранит науки, чтобы сдать сессию на пять баллов и получить повышенную стипендию.

В то же время, множество детей учатся ездить на велосипеде, чтобы произвести впечатление на белокурую девочку с васильковыми глазами из соседнего подъезда; множество студентов сдают сессию на пять баллов, чтобы доказать свое превосходство над однокурсниками и даже некоторыми преподавателями.

Еще одно определение внутренней мотивации предполагает совершение действия ради самого действия. В противоположность ей, внешняя мотивация — это совершение поступка в надежде получить что-то взамен. То есть дети, опять же, играют в бейсбол ради удовольствия, профессиональный игрок — ради денег и титулов. Однако это разделение, по мнению Райсса, тоже выглядит не вполне убедительным: ребенок с удовольствием играет в бейсбол, чтобы размяться, а профессиональный бейсболист, заключая очередной контракт, поступает так в соответствии со своим родительским инстинктом, заставляющим его гробить собственное здоровье, чтобы оплатить учебу своих отпрысков в престижном университете.

В общем, говорит профессор Райсс, доказательства существования некой особой внутренней мотивации все еще строятся либо на утверждениях, не выдерживающих проверки средствами формальной логики, либо на «слишком большом количестве переменных, контролировать которые невозможно».

Остается дождаться ответной реплики из лагеря приверженцев поруганной идеи, чтобы выяснить, нет ли каких-либо логических огрехов в умопостроениях профессора Стивена Райсса.

Поведение Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Поведение

Присущее живым существам с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам , так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы ). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма , в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин ) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. противопоставил П. сознанию , полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы . В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. ) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм , ценностных ориентаций , ролевых предписаний (см. ). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Поведение

Присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1 ) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;

2 ) отдельные движения и жесты;

3 ) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

4 ) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОВЕДЕНИЕ

(англ. behavior , behaviour ) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга , но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности .

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки , в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Поведение

   ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается.) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем - той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го"остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поведение

Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "поведение" в других словарях:

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин.в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова

    поведение - См … Словарь синонимов

    Поведение - Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля

Откуда берётся своенравие в поведении маленького ребёнка? Многие считают своенравие в поведении проявлением наследственным, генетическим. Дедушка-прадедушка был такой: авторитетный, сильный по темпераменту, с непростым характером. Родители думают, ребёнок в него. Раз так, надо смириться. Не совсем так, однако.

В США в серии исследований 2010 года выясняли:

  1. как работает ДНК,
  2. насколько наследственный материал, имеющийся в ДНК, может быть активен или пассивен.

Итог. Много в нас разного. Но как заложенная в ДНК информация проявится, зависит от среды. Так что, по мнению ряда психологов, вполне реально изменить ситуацию со своенравием, и иметь ласкового, заботливого ребёнка, следующего за вами. Надо только понять, что в среде привело к активации черт своенравия, и это всё убрать.

Другая точка зрения – это не генетика, а воспитание. Своенравие в поведении воспитывается под влиянием среды, наших взаимодействий с малышом.

Причины появления своенравия в характере

Психолог, кандидат наук Е. Сорокина, занимающаяся проблемой своенравия в поведении, видит следующие причины.

Причина своенравия 1: потеря ребенком чувства безопасности

Ребёнок – существо уязвимое, с рождения зависит от взаимоотношений со взрослыми. Природа заложила в развитие человеческого детёныша продолжительное детство потому, что человек созревает очень долго по сравнению с другими существами. Нервная система ребёнка долго формируется под влиянием обучения. Чтобы эффективно обучаться, нужно довериться. Доверие формируется, когда у ребёнка существует чувство безопасности.

Что нужно для чувства безопасности?

Здоровые границы . Для формирования чувства безопасности очень важно, чтобы были здоровые границы. Современные родители частенько исповедуют принципы свободного воспитания. Идея прекрасная, но часто мы забываем, что правила и границы ребёнку обязательно нужны. Свободное воспитание маленьких детей – это как езда на перекрёстке, где нет знаков, светофора. Какое чувство безопасности может быть? Здоровые границы создают для малыша такую структуру, где он может безопасно ориентироваться.

Спокойная атмосфера. Иногда мы раздражаемся, срываемся. Бывает со всеми, но надо помнить: ребёнок в такой ситуации теряется.

  1. С одной стороны ситуация угрожающая, и ребёнок в силу своей привязанности должен бежать к родителю за защитой и безопасностью.
  2. Но ведь пугает сам родитель, и у малыша активизируется другой инстинкт – отстраниться.

Два противоположных импульса на уровне нервной системы столкнулись. Произошла сшибка двух инстинктов. Ребёнок не понимает, что делать, особенно, если это маленький ребёнок. Он попадает в состояние ступора, из которого кроме как сопротивляться выхода не видит. Взрослый получил короткое замыкание – истерику и самое упрямое упрямство, как результат своей раздражительности.

Причина своенравия 2: затянувшаяся симбиотическая связь

Симбиоз матери и ребёнка – способность матери на интуитивном уровне понимать потребности малыша и практически мгновенно на них реагировать.

Симбиотическая фаза взаимодействия матери и ребёнка в норме длится до 5 месяцев. Дальше до 3 лет идёт поэтапный, фаза за фазой, выход из симбиоза. Постепенно ребёнок наращивает автономию, и к 3 годам процесс автономии должен завершиться.

Что происходит, если ребёнок не стал автономной личностью ?

  1. У малыша проявляется задержка в младенческой иллюзии всемогущества .

Явление, имеющее прямое отношение к своенравию в поведении. В младенчестве мама чувствует ребёнка через симбиоз, очень точно и быстро реагирует. Это замечательно в определенный период развития, потому что закладывает базовое доверие к миру, ощущение благополучия.

Но далее ребёнок растет, желаний становится все больше. И уже не все желания проистекают из его потребностей. Пример своенравия: хочу луну с неба, хочу 148 мультфильм. Ещё круче: хочу покататься на соседской собаке. К ней, правда, никто не подходит – боятся. Но я хочу сейчас на ней кататься, и точка.

Постепенно идет нарастание интеллектуального развития, понимание: вообще-то я маленький, а мир большой. «Я не всё могу» – это первая точка к выходу из иллюзии всемогущества. Но мама не вышла из симбиоза, не видит, что малыш подрос, продолжает относиться к нему, как к младенцу, тормозя его личностное развитие.

Со временем ребёнок замечает: ой, а ведь у меня есть такая умелая, могущественная часть, такая классная третья рука, как моя мама. Она почти всё может за меня сделать. Остается только научиться правильно ею управлять, чтобы желаемое получить.

Собственно говоря, отсюда и растут «корни» манипуляции. Что начинает делать ребёнок? Начинает прикладывать максимум своих сил к наращиванию управления мамой.

Начинается: мама, иди сюда, делай так, как я сказал. А дальше формирующееся своенравие побуждает:

  1. наращивай громкость, когда не мгновенно отреагировали,
  2. наращивай «вычисление» ситуаций, когда у мамы маленький ресурс, ей тяжело отказать, ей проще согласиться на твои требования.

Самое главное, что ребёнок со своенравием начинает не туда тратить природный запас энергии, необходимый ему на развитие. Вместо развития он учится манипулировать и управлять.

В принципе отказ от всемогущества – процесс достаточно болезненный, конфликтный. Но он необходим, чтобы инициировать самостоятельную мотивацию к обучению, к исследованию, к развитию. Без нормальной мотивации не будет нормальной возможности учиться.

Только когда малыш, преодолевая своенравие, начинает осознавать свое несовершенство, ему хочется совершенствовать знания, умения и навыки. Вот в этом направлении начинает двигаться.

Маме надо приобрести умение малышу отказывать . Отказывать безумно-безумно сложно, больно, страшно, жалко. Но это шанс не воспитать своенравие в характере ребёнка.

  1. Ребёнок не воспринимает мать как опору

Чтобы двигаться, учиться, справляться, в том числе, с разочарованием, ребёнку нужна опора. Пока мать находится в симбиозе, она на 100% заражается эмоциональным состоянием ребёнка.

Реагируя на бесконечные «хочухи» и «расстройства» своенравного манипулятора по поводу того, что луна не хочет двигаться в нужном ему направлении, она очень сильно перегружается и тоже теряет опору. Как она будет обеспечивать опору малышу? Мама в симбиозе – это питательная среда для воспитания своенравия.

  1. Отсутствие сформированных отношений Я и Ты мешает ребенку

Симбиоз выдвигает еще одну коварную проблему. Симбиоз – это Мы. И пока у мамы младенец, он на ручках – это нормально.

Но как только ребёнок учится ходить (а значит играть, конструировать...), он нуждается дальше в «водительстве», в том, чтобы следовать за мамой и учиться: что хорошо, что плохо; где можно, где нельзя; как можно, как нельзя. Для этого «Мы» должны разделиться на эмоционально независимые личности: «Я» и «Ты». Тогда «Я» становится способным к обучению.

Эта позиция формируется, только когда происходит выход из симбиоза. Постепенно, чтобы выйти естественным путем. Потому что бывает такая родительская ошибка, видя зависимость ребёнка, они говорят: ну всё, с завтрашнего дня ты будешь самостоятельный. Невозможно закончить симбиоз таким образом. Волевым решением он не решается.

Но детки со своенравием в поведении не прошли этот этап разделения. Они даже физически не могут следовать за мамой, убегают, их надо всё время ловить.

Обучение – это психологическое следование за взрослым. Ребёнку со своенравием в характере надо научиться следующему:

  1. не бороться с правилами, а воспринимать их;
  2. воспринимать ту социальную культуру, в которой он живёт, для того, чтобы адаптироваться и быть успешными в этом мире,
  3. потому что без адаптации успеха никакого не будет.

Причина своенравия 3: эмоциональная перегрузка родителей чувством вины, тревоги, страха

Часто в мамской роли эти чувства нам мешают: что-то делаю не так, делаю недостаточно, что обо мне подумают, мой ребёнок ведёт себя не так. Страх, что с ребёнком может что-то случится: я не догляжу, откажу, а он с расстройства там…что-нибудь с ним произойдет. И так до космической бесконечности.

Раздражение – частый спутник нервной перегрузки родителей. Особенно, если ребёнок с сильным типом нервной системы. У него своенравие в характере проявляется о-хо-хо!

Откуда берется эмоциональная перегрузка?


Внимание! Это старая версия статьи. Более новая с разбором, что делать в каждом конкретном случае странности – .

Странное поведение встречается довольно часто. Но гораздо “страньше” другое. “Странный человек”, – иной раз подумаем мы, проходя мимо и едва замечая нечто особенное, из ряда вон выходящее. А другой раз странное поведение мужчины или девушки напрягает. Как быть со странностями других людей? Что с ними делать, как обходиться с чужими, мягко говоря, “особенностями”?

“Дорогие мама и папа! Пишет вам дядя Федор из Шао-Линя. Я познал тайны безоценочных суждений, поэтому дела у меня никак “. (с) анекдот

Увы, вся наша жизнь наполнена оценками и весьма оценочными суждениями. Мы не только вынуждены примериваться к другим и их ожиданиям. Мы не только восклицаем раньше, чем проверим – все ли в порядке? Жив? Цел? Орел? Очень часто и других мы меряем по себе.

“А о чем бы я думал, если б хмурился вот так?”

“Что это он делает? Наверное, вот это!”

Автоматически, бессознательно все то, что не вписывается в наши концепции, попадает в разряд странностей. И точно так же, как мы “объясняем” странное поведение кошки, собаки – то есть существ бессловесных, каждый из нас “объясняет” для себя любые странности в окружающих. Этот механизм прекрасно защищает от нападения злоумышленника, от маньяка или просто нежелательного общения. То есть, стремление выявлять и пытаться объяснять странное поведение мужчины, женщины, незнакомца или коллеги – это нормально и естественно.

Другое дело, что к сожалению, в разряд “странностей” (а значит, и ярлыков “держаться подальше”) попадают порой и откровенно безобидные вещи.

Один из гештальттерапевтов описывал такой случай: шла групповая работа. Вся группа напряженно следила за мужчиной, который попадал в разряд “странных”: он совал палец в нос, а затем окунал палец в стакан с водой. Со стороны выглядело (и большинство группы затем призналось в схожем видении), будто он, мягко говоря, купает своих козявок или топит их в стакане.

Когда наконец “странного мужчину” спросили о странностях в его поведении, выяснилось следующее. Стояла жара, и он таким образом избавлялся от дискомфортного ощущения сухости в носу. И думать не думал, как это выглядит со стороны.

Группа с облегчением рассмеялась.

Часть первая. Странное поведение людей становится причиной дискомфорта

Странное поведение собаки или других крупных животных нуждается в объяснении. Если оно объяснено правильно – человек способен избежать многих проблем. Его не укусит бешеное животное, он, например, не станет кормить с рук разъяренное животное. И это нормально.

Пока странности в поведении не объяснены, их причины не выяснены – странности порождают дискомфорт у окружающих. Мало ли чего ожидать!

Часть вторая. Странности в поведении: что с ними делать?

По сути, многие и не пытаются выяснять, что стоит за странностями в поведении. Вопрос “как быть” и “что делать” часто решается в одностороннем порядке – разорвать отношения! Убежать! Например, странное поведение девушки можно объяснить для себя тем, что она – б…, или что она – меркантильная, или – “не от мира сего”. Сам объяснил – сам ушел – сам молодец!

А на самом деле, как и во всех примитивных ситуациях, выбор здесь один из трех – напасть, убежать или притвориться мертвым.

Напасть ” – значит, легализовать ту природную силу, которая вынудила нас обратить внимание на странность. Это – источник энергии. И его можно использовать для контакта с человеком. Мол, что это с тобой, друг сердешный? Может, помощь нужна?
“Нападением” можно считать и просьбу как-то по-другому решать свои проблемы. Например, подтягивать колготки не в офисе, а выйти для этого в туалет. Не разговаривать на рабочем месте, а выйти в коридор.

Правда, результат “нападения” – так себе. Может, выйдет, может, нет.

И если в результате “не вышел”, “не изменился” кто-то почувствует себя ущемленным – не факт, что в следующий раз тоже будет “нападение”.

Убежать ” – значит, отказаться от части своих привилегий, своих ресурсов, жизненного пространства ради того чтобы посторонний со своей странностью не мешал. Логично “убегать” от дурно пахнущего бомжа в общественном транспорте. Но, пожалуй, нелогично “убегать”, если странное поведение ребенка мешает спать или работать. Или странное поведение мужа продолжается не первый день. Молчит, пыхтит, ничего не говорит. “Убегать” в какой-то момент становится менее выгодной стратегией.

Притвориться мертвым ” – пожалуй, самое худшее, что можно сделать. Это признание, что другой с его странностями в поведении – сильнее, страшнее, опаснее. Это значит, отказаться уже не от жизненного пространства, а от части себя. Несмотря на моральные запреты, странное поведение встречается и у родителей, и у начальников, и в силовых органах. В этом случае, чтобы спасти заработок, деловую репутацию, жизнь, приходится “прикинуться шлангом”. “А нам все равно!”

Надолго сил организма – душевных и физических – на такую ситуацию не хватает. И даже если очень хочется продолжать отношения, получать от них необходимое, живительное тепло, если парень или девушка – единственный “свет в окошке” в этой жизни, странное поведение парня или девушки выдерживать долгое время без ущерба для себя не получится.

Часть третья. Как странность в поведении вплетается в вашу жизнь

Если вам от кого-то что-то позарез нужно – тепло, принятие, одобрение, поддержка – и вы строго-настрого убеждены, что пока есть только этот источник сил, вы будете терпеть любые странности в поведении данного субъекта. Строго говоря, так мы все делали в детстве. Что бы ни вытворяли папа или мама, насколько бы несправедливы они ни бывали – а куда денешься! Физически и морально дети зависят от своих родителей. Даже если те пьют, бьют или “всего лишь” обесценивают достижения деток.

Но как только вы переступили порог совершеннолетия – только вам решать, впускать ли странности в поведении других людей в свою жизнь. Открывать ли назойливой соседке, или вызывать ли участкового к шумным алкашам во дворе. Только вам решать, как именно, каким образом вы будете решать каждую ситуацию “со странностями”.

И поверьте: как только вы позволите себе:

а) не всегда соответствовать ожиданиям других,

б) адекватно решать каждую ситуацию, где странности и особенности других влезают в вашу жизнь,

вы станете намного спокойнее и терпимее к странностям других людей. Фактически, они перестанут быть таковыми, и станут просто частью фона.

  • Пока вы “заводитесь” – вас будут “заводить”.
  • Пока реагируете – странности будут встречать вас везде. То на работе, то дома, то в дороге, то в магазине.

И наоборот: как только вы разрешите себе отстаивать свои границы – “этих странных людей” вокруг станет на порядок меньше.

Восхождение к индивидуальности Орлов Юрий Михайлович

Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении

В одной из своих лекций по психологии межличностного взаимодействия я сформулировал тезис, указанный в заголовке этого параграфа. Один из слушателей возразил мне: "Я не могу понять того, что потребности могут удовлетворяться не вещественно, а в поведении других. Если моя дочь хочет дорогие джинсы, то эта ее потребность весьма вещественна".

Человек - существо социальное С самого начала его потребности даже в пище, общении, комфорте, безопасности и другие удовлетворяются через другого человека, вначале через мать, близких, а потом через совокупную активность всего общества. С формированием личности возникают социальные потребности, а биологические приобретают социальный характер. И самое удивительное в том, что многие потребности чаще всего удовлетворяются в символическом поведении, в поведении других людей, невещественно. А вещные условия удовлетворения остаются лишь условием, средством, а не самим удовлетворением. В данном случае джинсы выступают в качестве опосредующего вещественного элемента удовлетворения, так как они порождают определенные отношения и поведение других людей, ориентированное на обладателя этих джинсов. Если бы другие не реагировали на обладателя джинсов благоприятным образом, то джинсы не приобрели бы той способности удовлетворять потребность во внимании со стороны других, интересующихся прежде всего не человеком, а тем, что на нем надето. Таким образом, джинсы могут удовлетворить потребность быть членом группы обладателей аналогичной одежды и прочие потребности, которые удовлетворяются в поведении других. Моя потребность во внимании удовлетворяется в действиях внимания другого, потребность в нежности - в действиях нежности (скажем, она погладила меня по голове и сказала: "Милый"). Символические действия (вас, например, внесли в список самых талантливых или остроумных работников вашего отдела), выполняемые другими, удовлетворяют вашу потребность в самоуважении, а может быть, в признании или престиже. Потребность в любви удовлетворяется в любовных действиях любимого человека, потребность в помощи - в действиях помогающего человека. Можно удлинить этот список примеров. Но лучше обобщить сказанное, сформулировав утверждение: "Социальные потребности человека удовлетворяются в межличностном взаимодействии, в общении людей". И в зависимости от техники общения мы можем судить о том, какая потребность удовлетворяется. Поэтому говорить о потребности в общении как таковой трудно, так как это слишком обобщенное понятие, под которым может скрываться любая из перечисленных выше потребностей, - ведь все они удовлетворяются в общении.

Сказанное позволяет нам иначе взглянуть на свое окружение и на общение.

Вопрос "Какие мои потребности удовлетворяются в общении с такими-то людьми?" может дать мне необыкновенно важные сведения о самом себе. Я могу и задаться вопросом "Почему я нуждаюсь в общении с этими людьми?", ответ на который поможет уяснить ту технику удовлетворения и те потребности, которые я удовлетворяю в общении. Тогда мне станут понятными и причины, порождающие мои конфликты в отношениях с этими людьми. Более того, мне удастся ответить и на вопрос о том, какого рода удовлетворение они получают от общения со мной. Мой опыт психологического консультанта говорит о том, что такой анализ позволяет во многом улучшить психическое состояние.

Представьте себе девушку, думающую, что она влюблена в человека, за которого собирается выходить замуж. На самом же деле ее любовная установка и стремление заключить брак являются лишь завуалированной формой бегства из родительской семьи, где ей трудно живется, а своего избранника она не любит. Под видом любви здесь проявляют себя страх одиночества и потребность в защите от, допустим, мелочного и унизительного контроля родителей за ее поведением.

"Мне кажется, что ваш тезис о том, что наши потребности удовлетворяются в общении или в межличностном взаимодействии людей, слишком узок. Ведь есть потребности, которые удовлетворяются вне общения, например потребность в дыхании, в отдыхе, в повышении статуса. Ведь когда я окончу институт, то я получу диплом, и он, сам по себе просто открывая новые возможности в моей жизни, даст мне глубокое удовлетворение, в том числе и в повышении социального статуса". Такое возражение мне однажды пришлось слышать от студента на своей лекции по самовоспитанию.

Чтобы ответить на него, нужно глубже поразмыслить над понятием "межличностное взаимодействие". Ведь оно может быть непосредственным (например, в общении с другом) и опосредованным (через письма или литературу). В данный момент, когда вы читаете эти строки, вы общаетесь с автором, хотя и косвенно. Думаю, что, прочитав эту книгу, вы поймете меня больше, чем те, которые находятся со мной в непосредственном общении, но не интересуются моими идеями по самовоспитанию, например мой племянник.

Следовательно, и в опосредованном взаимодействии могут удовлетворяться наши потребности. Межличностное взаимодействие осуществляется и в символической форме.

Букет цветов, который вы получили в день рождения, имеет совсем другое значение, чем тот же букет, который появился ни с того ни с сего с запиской от неизвестного, который намекает, что он вас любит. Ни одна девушка не может остаться равнодушной к такому символическому проявлению чувств. Символы, с помощью которых мы выражаем свое отношение к другим, одновременно являются и актами, восприятие которых ведет к определенному удовлетворению у того, на кого они обращены.

Итак, другой человек, с которым мы вступили в общение, приобретает для нас особое значение. Это уже не просто мужчина (женщина, юноша, девушка), занимающий ту или иную должность или исполняющий какую-либо социальную или семейную роль, но и источник удовлетворения или неудовлетворения наших фундаментальных потребностей и переживаний. Способность каждого из нас понимать смысл этих отношений и того, какие потребности при этом удовлетворяются или не удовлетворяются, имеет большое значение не только для самопознания, но и для эффективности нашего общения с ними и деятельности. Из этого факта особого значения для нас другого человека мы в дальнейшем должны извлечь не только познавательные выводы, но конкретные решения и приемы, способствующие нашему саморазвитию.

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Наука о поведении Во втором десятилетии XX века, менее чем через 40 лет после того, как Вильгельм Вундт формально основал психологию, наука пережила момент коренного пересмотра своих основ. Психологи больше не превозносили возможности интроспекции, сомневались в

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Соотношение парадигм управления в поведении Как виды желательного поведения, так и способы вызывания положительного переживания отработаны культурой, традициями. Подкрепление может быть двойственным, содержащим как удовольствие избавления от наказания за недеяние,

Из книги Умение побеждать в споре автора Ефимова Светлана Александровна

Стороны спора, различия в поведении Все участники спора делятся на основных (прямых) и неосновных (косвенных)Основные участники спора – это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в «противоборстве». Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Проявление в теле и поведении энергий Внутренняя энергия вытеклаКогда от мужчины или от женщины требуется проявлять не свойственные их полу функции, аура повреждается и из внутренней ее части энергия вытекает наружу, образуя дополнительный внешний слой.Что дает

Из книги Быть или иметь? [Психология культуры потребления] автора Кассер Тим

Как проявляются потребности и как они удовлетворяются Потребности действительно обеспечивают нас базовой мотивацией поступать тем или иным образом, но они не указывают нам, как их удовлетворить. Форма проявления потребностей и уровень их удовлетворения зависят от

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Активация и перемены в поведении Бывали ли вы в студии на съемках телевизионного шоу? С присутствующими на записи работают задолго до того, как реально начинаются съемки. Толпа собирается в павильоне звукозаписи за час или больше. После того как все отмечаются

Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.

Взаимоотношения и перемены в поведении Окружение оказывает на ваше поведение огромное влияние. Когда вы приступаете к осуществлению рациональных перемен, необходимо найти способы использования всех ваших связей для помощи в развитии у вас новых моделей поведения.

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Перемены в поведении – это не соревнование Не стоит рассматривать процесс перемен в поведении как соревнование. Даже если вы находитесь в конкурентной среде, зачастую лучше сотрудничать со своими соседями, а не состязаться с ними. Например, в последние годы я веду

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Перемены в собственном поведении ради влияния на других Сочетание инструментов рациональных перемен способ но оказать мощное воздействие на поведение других людей.Чтобы понять, как работает этот процесс, следует поразмыслить о способах, которыми другие люди

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Мифы о межличностном поведении

Из книги автора

11. О твоем поведении в конфликтах Противоречия между людьми неизбежны; причины для них возникают довольно часто: индивидуальные поведенческие факторы перерастают в конфликты. Вся известная мне история развития мира не дает примеров реализации новых идей без

Из книги автора

"Ноу-хау" наук о поведении Давайте попытаемся получить некоторое представление о важности знаний в науках о поведении, затронув конкретные работы и их значение. Я попытался подобрать иллюстративный материал, который свидетельствовал бы о размахе проделанной работы.

Из книги автора

Из книги автора

День 9. Исследую, как удовлетворяются физиологические потребности 1. Утренние страницы.2. Прочитайте третью главу курса и письменно ответьте на вопросы:– Как я сплю?– Во сколько я засыпаю и просыпаюсь?– Какова длительность моего сна?– Высыпаюсь ли я?– Чувствую ли я