Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Проект в детском саду. Музыкальный фольклор в воспитании дошкольника. "фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"методические рекомендации по организации фольклорного кружка в детском саду Проект музыкальных з

Проект в детском саду. Музыкальный фольклор в воспитании дошкольника. "фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"методические рекомендации по организации фольклорного кружка в детском саду Проект музыкальных з

Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

В то время, когда этот пласт устного народного творчества активно формировался, наши предки придерживались языческого вероисповедания и вели земледельческий образ жизни. Эти две особенности порождали своеобразное отношение к жизни и чуткий взгляд на природу, в рамках которых и формировалась культура.

Жанры этого вида творчества

Для начала нужно определиться, из чего состоит детский музыкальный фольклор. В первую очередь, колыбельные : их пели с самых первых часов жизни малыша. Далее – пестушки , они становились актуальны, когда ребёнок уже начинал реагировать на речь взрослого и делал первые попытки ответного общения. Наиболее знаменитые: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Три колодца».

Позже детям начинали петь небольшие песенки с забавным содержанием – так называемые потешки . Близки к ним по смыслу и напевные небылицы , в которых всё переворачивалось с ног на голову, это очень веселило подрастающего малыша. Для чего наши предки придумывали всё это? Какие цели преследовали, создавая русский детский музыкальный фольклор? Сейчас и попробуем в этом разобраться.

Сакральный смысл устного народного творчества для детей

Славяне, создававшие этот пласт народной культуры, были людьми языческого мировоззрения. Для них всё в природе имело душу и делилось на плохое и хорошее. Хорошие духи помогали, создавали уют и счастье в доме, способствовали приросту домашнего хозяйства. Плохие духи, напротив, пакостили и старались свести все усилия к нулю. Их нужно было в первую очередь задабривать, во вторую – обманывать.

Ребёнок, только что пришедший в мир, считался существом пограничным: да, он здесь, рядом с матерью и отцом, но в любой момент может уйти обратно. Вокруг него постоянно витали злые духи, желающие утащить малыша в своё царство. Первым делом было защитить ребёнка, закрепить в нашем мире. Колыбельные в этом плане служили для охраны сна, они являлись своего рода заговорами от зла, от всего плохого, что покушалось на новорожденного. Пестушки, сложенные специальным образом и основанные на отличном знании таких точек тела, которые настраивают весь организм на здоровый лад, служили для укоренения ребёнка в этом мире.

Небылицы и разного рода прибаутки, построенные на несуразицах, должны были обманывать нечистую силу, ставить ее в тупик. Вот почему в таких произведениях всё наперекосяк, не так, как на самом деле. Одним словом, весь детский музыкальный фольклор был направлен на то, чтобы оставить ребёнка здесь, не позволить злым духам завладеть им.

Воспитательное и эстетическое значение народной культуры для детей

Естественно, все жанры устного народного творчества для подрастающего поколения имели еще и воспитательный смысл, а также не лишены были эстетизма. В первую очередь, они имеют очень чёткий, напевный ритм, что позволяет ребёнка, а также настраивает его на гармоничные отношения с внешним миром. Кроме того, детский музыкальный фольклор имеет и развлекательное значение: он в весёлой и забавной форме систематизирует знания маленького человека о внешнем мире, об отношениях людей и его собственном месте в нём.

Таким образом, этот огромный пласт русского народного творчества имел не только сакральное, но и прагматическое значение и был направлен исключительно на ребёнка. Наши предки смотрели на мир несколько иначе, чем современные люди и создавали свою неповторимую культуру, которой нет ни у какого другого народа.

МДОУ «Детский сад №10 «Родничок» города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области ».

ПРОЕКТ

ТЕМА: «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:

музыкальный руководитель

2011 год

Актуальность проекта.

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка . Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобретательной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности ; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Каждый народ имеет национальную культуру. В которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду. Гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.


Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Сегодня в дошкольной педагогике делают шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги – практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Однако на практике педагогам приходится преодолевать определенные трудности, в основном организационного характера. До сих пор не существует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, хотя попытки создать такие программы предпринимались и были опубликованы в журналах «Дошкольное воспитание» , «Живая старина», в методических разработках лаборатории дошкольного воспитания «МИПКРО».

Большинство этих программ заслуживают пристального внимания, так как являются результатом практического опыта работы с детьми, но раскрывают в основном этнографическую сторону фольклорного материала (ознакомление с традициями и обычаями, народными песнями и играми). Раздел обучения детей народному танцу недостаточно разработан или отсутствует совсем. Народный танец как один из видов музыкального искусства, требует более внимательного изучения в плане возможностей его влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений детей.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду.

Тип проекта: творческо – исследовательский, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Время реализации проекта: сентябрь – май


Цель проекта: заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

Ø Развивать интерес детей к народному быту;

Ø Познакомить детей с историей русских праздников, традиций и обычаях;

Ø Формировать у детей потребность получать новые знания о русском фольклоре;

Ø Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности .

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный (сентябрь октябрь) сбор информации .

2-й этап : организационный (декабрь - февраль) – разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.

3-й этап: формирующий (март - май) – проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

Формы реализации проекта.

Ø Тематические занятия по ознакомлению с окружающими ;

Ø Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями ;

Ø Экскурсия в краеведческий музей ;

Ø Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов ;

Ø Обучение игре на русско народных инструментах .

Направление проекта.

Выполнение проекта.

Разучивание русских народных Русские народные танцы, песен, попевок, хороводов. игры.

Самостоятельная

музыкальная

деятельность детей :

Игры, хороводы, потешки

Музыкальный фольклор :

https://pandia.ru/text/78/628/images/image040.png" alt="Блок-схема:" width="242" height="107 src=">


Организация

музыкально – фольклорной

деятельности :

https://pandia.ru/text/78/628/images/image047.png" alt="Блок-схема: перфолента: создание этномузыкальной звуковой среды " width="278" height="135">

Планирование работы по ознакомлению детей с русской культурой.

Цель:

- Закрепить собирательный образ народных праздников, названия, обрядовые действия;

- Дать детям представления о народной культуре;

- Познакомить их с периодами жизни русского народа.

Программное содержание:

Познакомить детей с русскими обрядами, песнями, играми, плясками и атрибутами. Способствовать возрождению традиций.

Репертуар

Сентябрь

«У калинушки»,

«Ай, да берёзка»

«Русский танец»

Заучивание потешек.

«Ульи и пчёлы»

Разучивание хороводов. Учить текст, мелодию с движениями.

Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.

Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями».

Песня «Как на тоненький ледок»

Частушки о валенках.

Танец «Валенки»

«Сударушка»

Инсценировать игровую песню.

Петь частушки, подыгрывать на музыкальных инструментах.

Учить детей передавать движения, ритмический рисунок мелодий.

Отработать шаг, характерный для народного танца.

Русская народная песня «как зима с весною повстречалась»

Игра «Горелки»

Русская народная песня «Как за нашим, за двором»

Частушки.

Хоровод: «Ой бежит ручьём вода»

Свободная русская народная пляска.

Учить детей петь, передавая характер народной песни.

Развивать ловкость, быстроту.

Петь песню напевно, в умеренном темпе.

Учить детей чисто интонировать скачки мелодии.

Петь умеренно громко, выполнять динамические оттенки. Выучить движения к хороводу.

Развивать творческие способности детей.


Презентация проекта:

Совместные развлечения для детей и родителей:

1) «При солнышке тепло, при матушке – добро» - фольклорный праздник

2) «Праздник русского валенка» - развлечение

3) Фольклорный праздник для детей подготовительной группы:

«Весенняя капель в Берендеевом царстве».

Результат промежуточного обследования.

Результаты диагностики показали, что на первоначальном этапе работы большинство детей умеют петь выразительно, естественным голосом, чисто интонируя с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно).

Диагностика, проводимая в конце года показала хорошие результаты. Дети стали петь чище, выразительнее. Умеют дать оценку качества своего пения, а не только пению других детей.

https://pandia.ru/text/78/628/images/image057.png" width="461" height="278 src=">

Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими, как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. В начале года не все дети имели представления о некоторых инструментах. В процессе работы они не только познакомились с ними, овладели правилами игры на них, но и самостоятельно, с помощью родителей, мастерили и приобретали их сами. Появились навыки концертного выступления. Дети, которые стеснялись и не охотно соглашались играть на инструментах, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования. Об этом свидетельствуют результаты диагностики .

https://pandia.ru/text/78/628/images/image059.png" width="396" height="237 id=">

Результаты диагностики показали, что большинство детей на первоначальном этапе работы самостоятельно и осознанно выполняют задания по всем видам музыкальной деятельности, достаточно хорошо поют, выразительно и ритмично двигаются, владеют навыками ансамблевого музицирования.

За время работы над проектом заметно улучшились результаты всех детей. Используя различные русские народные распевки, упражнения, дети научились народной манере пения. Заметно улучшилась интонация. С помощью хороводов, русских народных танцевальных движений дети стали более пластично двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений.


Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. Появились навыки концертного выступления.

Диагностика проводимая на конец проекта, показала хорошие результаты.

Дети в совершенстве владеют русскими народными инструментами, которые использовались в работе. Получают эстетическое удовольствие от музицирования.

Выразительно и ритмично двигаются в соответствии с различным характером музыки. Чисто, напевно поют. Умеют дать оценку качеству своего пения, а не только пению других детей.

Способны различать характер музыки и эмоционально на нее отвлекаться. Дети получают удовольствие от пения русских народных песен, хороводов,

музыкальных игр, танцев, что способствует развитию музыкальных способностей во всех видах деятельности.

Используемая литература.

1. «Народные праздники в детском саду».

Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет.

., . Москва 2008год.

2. «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1.

. Волгоград 2005год.

3. «А мы просто сеяли» выпуск 4.

Русские народные игры – хороводы для детей.

М. Медведева. Москва 1982 год.

4. «Праздники для детей и взрослых»

. Москва 2001год.

5. «Русские народные подвижные игры»

Пособие для воспитателей детского сада.

. Москва 1986год.

6. «Ай, ду-ду!...» Русские народные песенки.

. Москва 1991год.

7. «Два веселых гуся» сборник потешек для детей.

П. Шейна., М. Булатова. Москва 1992год.

8. «А у наших у ворот развеселый хоровод»

Народные праздники, игры и развлечения.

. Ярославль 2001год.

9. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».

. Москва 2007год.

10. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

. Москва 1990год.

11. Журналы «Музыкальный руководитель»;

«Музыкальная палитра».

DIV_ADBLOCK294">

4. Другое.

II. Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?

1. Поет детские песни с удовольствием.

2. Предпочитает копировать песни взрослых.

3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.

4. Поет только со взрослыми.

5. Другое.

III. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

1. Посещаю с ним концерты.

2. Беседую с ним о музыке.

3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.

4. Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу.

5. Другое.

IV. Каков интерес вашего ребенка к музыке?

1. Интереса не проявляет.

2. Постоянно говорит о том, что делали на музыкальном занятии.

3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.

4. Другое.

V. Как ребенок реагирует на музыку?

1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.

2. Внимательно слушает музыку.

3. Пытается движением воспроизвести характер музыки.

4. Равнодушен к музыке.

5. Другое.

VI. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

1. Не занимаюсь этим.

2. Есть музыкальный инструмент.

3. Есть фонотека с детским репертуаром.

4. Другое.

Музыкально – дидактические игры.

Ø « Музыкальный домик »

Цель: Развивать у детей умение различать тембр различных русских народных музыкальных инструментов.

Ø « Кого встретил колобок »

Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), использую звучание русских народных инструментов.

Ø « Петушок, курочка и цыпленок »

Цель: Упражнять детей в различных трёх ритмических рисунков. Знать русские народные песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Ø « Повтори, как я »

Цель: Развивать у детей интерес к русским народным танцам, уметь выполнять соответствующие движения.

Ø « Учимся танцевать »

Цель: развивать у детей чувство ритма. Знакомить их с русским народным сувениром – матрешкой.

Ø « Подбери картинку »

Цель: развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности, используя народный фольклор.

https://pandia.ru/text/78/628/images/image062.png" alt="Описание: C:\Users\User\Desktop\мама\imagesCAMEUP3H.jpg" width="178" height="191">

Консультация для родителей .

Своеобразной кульминацией музыкальных занятий в детском саду всегда является проведение праздничного утренника. Во время выступления дети имеют возможность продемонстрировать все то, чему они успели научиться, закрепить свои успехи в разных видах художественно – музыкальной деятельности, увидеть результаты собственного труда.

Мамы и папы должны ответственно подойти к тому, что их дочкам и сыновьям вскоре предстоит выступать на празднике, где надо будет петь песни. То есть на голоса детей, их голосовые связки и дыхательные органы будет возложена достаточно серьезная нагрузка.

В связи с этим, недели за две до утренника юным артистам следует поберечь свой голосовой аппарат: многократные повторы одного и того же текста, песни, вокальных упражнений и т. д. являются дополнительным напряжением для голосовых связок. Чтобы установить определенный «щадящий график», надо как можно реже покупать своим малышам мороженое. Любителям мороженого следует сократить потребление своего обожаемого лакомства – оно вредно влияет на горло. А перед ответственными репетициями, прогонами и непосредственными показами самих праздников руководитель вообще обязан сообщить детям и их родителям список запрещенных для поедания продуктов.

Нельзя!

Ø Громко кричать .

Ø Петь на улице в сырую и холодную погоду.

Ø Долго петь.

Перед выступлением не есть запрещенные продукты:

Ø Мороженое

Ø Шоколад и шоколадные конфеты

Ø Лимон

Ø Подсолнечные семечки

Ø Любые холодные продукты

Удачно проведенный праздник можно завершить чаепитием. Где дети смогут вдоволь полакомиться и шоколадом, и даже мороженым (в допустимых нормах!). Этот момент уже выступит как дополнительный фактор закрепления успеха от проведенного успешно мероприятия.

».

Консультация для родителей.

Выполнила:

музыкальный руководитель

2011 год

МДОУ «Детский сад №10 «Родничок» города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области ».

Приложения.

Выполнила:

музыкальный руководитель

Детский фольклор для дошкольников

Методическая разработка: Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Микляева Резеда Сиреневна, музыкальный руководитель
Место работы: СОШ №1231, дошкольное отделение ул. Погодинская д.20/3 стр.1
Цели музыкального воспитания: сформировать у малышей двигательную и познавательную активность через знакомство с элементами музыкального фольклора.
Задачи:
- установление добрых взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми
- воспитание художественного вкуса
- развитие творческих способностей детей
- развитие координации движений
- воспитание у детей интереса и любви к народному творчеству
Данная работа будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования, воспитателям.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, заставить полюбить себя, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)

1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
ребёнок гладит ладонь взрослого.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д)


1. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

2.Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

3. Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

4. Потягушки-порастушки:
В рученьки хватушки,
В ноженьки ходушки, в роток - говорок,
А в головку разумок!

5. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

6. В наших ножках ходунки,
В наших ручках хватунки.
В маленькой головке разумок.
В славном ротике говорок.

Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.


1.- Мы проснулись, мы проснулись. Дети поднимают руки вверх, потягиваются.
- Сладко, сладко потянулись.
- Маме с папой улыбнулись.

2. Потягушечки – потягушечки, Дети стоят врассыпную,
От носочков до макушечки. Поднимают руки вверх, потягиваются.
Мы тянемся – потянемся Прыгают на месте
Маленькими не останемся
Мы уже растем, растем. Хлопают в ладоши
Утром песенки поем.

Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.


1.Смотрит солнышко в окошко, Дети хлопают в ладоши
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

2.Вместе с солнышком встаю, Поднимают руки вверх
Вместе с птицами пою.
С добрым утром! Опускают руки, хлопают в ладоши
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

3.Солнышко, солнышко, Дети прыгают на месте или хлопают в ладоши
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

4.Солнышко, солнышко, Хлопают в ладоши
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

5.Дождик, дождик, посильней - Прыгают на месте
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки Выполняют пружинку
На нашем лужочке.

6.Дождик, дождик, Стучат пальчиком по ладошке
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять - Выставляют поочередно ножки
Мы промочим ножки.

7. Ты, мороз, мороз, мороз, Грозят пальчиком
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, Топают на месте
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём, Поднимают руки вверх
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки - Опускают руки
Самокаточки.


В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики»), перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

1.Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)

2.Что за ножки? Что за ножки? Похлопывают по коленочкам
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки Выполняют «топотушки»
Будут бегать по дорожке.


3. Еду-еду к бабе, к деду Идут «топотушкой»
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке Притопывают одной ножкой
На одной ножке,
В старом лапоточке Притопывают другой ножкой
По рытвинам, по кочкам
Всё прямо и прямо, Идут «топотушкой»
А потом... в яму!
Бух! Приседают

4.Поехали, поехали Идут «топотушкой» в одну сторону
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали Идут «топотушкой» в обратную сторону
С грибами, с орехами.
В ямку бух! Приседают

5.Пошёл котик по дорожке, Постукивают каблучком правой ножкой
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок, Постукивают каблучком левой ножкой
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку, «Пружинка»
Купил котик булочку.
Самому ли есть «Фонарики»
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу, «Пружинка»
Да и Машеньке снесу.

6.Ай, тата, тата, тата, Дети выполняют «топотушки» на месте
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки Хлопают в ладоши
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка!

7.Ах ты, радуга-дуга, Хлопают в ладоши
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка, Грозят пальчиком
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять, Прыгают на месте
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко, Хлопают в ладоши
Колоколнышко!

8. Ай, чки-чки-чки, Выполняют «каблучок» правой ножкой,
Мы купили башмачки! затем левой ножкой
Разок шагнешь, Шагают на месте
Другой шагнешь,
А потом, а потом
Плясать пойдешь!

9. По дорожке, на порожке Дети идут по кругу, держась за руки
Дружно топают две ножки.
Уходи с дороги кот,
Наша девочка идет!

Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как подскоки, приставной шаг.

1.Из-за леса,из-за гор Дети идут высоким шагом, «держат поводья»
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке
Жена на коровке
Детка на телятках
А внуки на козлятках.
Гоп-гоп, гоп – гоп Выполняют прямой галоп
Гоп-гоп, гоп-гоп
Тпрру… Останавливаются, «натягивают поводья»

2.Идёт петушок, Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром встаёт,
Красны песенки поёт!

3. - Куда бежите, ножки? Дети держатся за руки, идут по кругу
- По летней дорожке,
С бугра на бугор Останавливаются, приседают, далее идут приставными шагами
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

4. Скок, да поскок, Двигаются подскоками
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька - Выполняют «пружинку» с поворотами
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Песни детства

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: "Сорока-ворона, кашу варила..."; "Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки...". У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.

Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну.

Русская народная песня. Неизвестные страницы музыкальной истории

Антология

Языки: Русский

Издательство: Российский Институт Истории Искусств

Серия: Фольклор и фольклористика

ISBN 978-5-86-845-139-3; 2009 г.

Более десяти лет назад в серии "Фольклор и фольклористика" вышли в свет два сборника: "Русская народная песня: Неизвестные страницы музыкальной истории " (1995) и "Экспедиционные открытия последних лет" (1996). Оба направления, обозначенные в названиях, продолжают активно развиваться и до сих пор остаются актуальными в научно-фольклористической жизни. Поэтому сектор фольклора решил продолжить их в следующих тематических выпусках, сохранив те же названия.

Основная часть настоящего сборника посвящена принципиально новой области исследований, которая вполне определенно обозначилась в секторе за прошедшее десятилетие.

Источниковедчески - это рукописные песенники, нотные и безнотные, которые охватывают период от второй половины XVII до начала XIX столетия. Коллекции разного рода рукописей, в том числе и рукописные песенники, любовно собранные знаменитыми книжниками-коллекционерами конца XIX - начала XX в., находятся в крупнейших архивохранилищах страны.

Детский музыкальный фольклор

Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. С двенадцати-четырнадцати лет подростки допускались на посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил взрослой жизни.

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская "пение и вообще музыку" в школу, "по мере возможности и усмотрению начальства", уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана.

Все школьные уставы предлагали местному "начальству" позаботиться о преподавании музыки и других искусств "по мере возможности", когда есть к тому способности. Или, говоря подругому, "материальные возможности". К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились.

"Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое... в высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания...."

Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано музыкальное воспитание в других женских институтах.

В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело обстояло совсем иначе. "Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют...."

Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений "такого типа". Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия музыкой.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего меня вопроса в современности.

В реализации задач музыкальноэстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема, связанная с тем, что в нашем городе так мало "поющих" общеобразовательных школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок музыки - научить детей петь.

А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии петь трёхчетырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. На вопрос: "Почему так происходит?"довольно пространный ответ: "В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным голосовым аппаратом....."

Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры. Последнее наиболее актуально, так как самым главным является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям.

Молодые учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся. Скорее всего это связано с тем, что в педагогических учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между педагогической практикой студентов и обучением дирижированию.

Музыкальный фольклор

Народная м у з ы к а - музыкальный фольклор - вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое.

Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклорапесни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкаьлного фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народноцй музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).

Музыкальный фольклор существует в одноголосной (сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны-от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе - скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).