Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Зачем ходить в детский сад, нужен ли он вашему ребенку и как отказаться от посещения? Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Надо ли отдавать ребенка в детский сад

Зачем ходить в детский сад, нужен ли он вашему ребенку и как отказаться от посещения? Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Надо ли отдавать ребенка в детский сад

Споры о том, , по своей актуальности стоят на втором месте после дискуссий на тему прививок. Большинство по старинке убеждено, что посещение детского учреждения способствует социализации малыша, развитию у него навыков взаимодействия между людьми. Другие категорично утверждают, что детсад — это тюрьма для ребёнка.

Социализация ребёнка — что это?

Массовое возникновение детских садов началось в советский период нашей истории, когда нужно было высвободить женщин для работы на стройках коммунизма. Пребывание детей с малого возраста в организованных группах отлично вписывалось в идею воспитания «нового» человека в духе коллективизма.
Детская «социализация» в понимании современных психологов и педагогов — это воспитание приспособления к жизни в обществе, к общению с другими: членами семьи, ровесниками, коллегами по работе. Социально уверенный человек «слышит» партнера по взаимодействию, умеет договариваться, говорить «нет», высказывать личное мнение, идти на уступки, и при этом оставаться индивидуальностью, самим собой.

Что говорят современные ученые

Доктор наук, канадский психолог Г. Ньюфельд в книге «Не упускайте своих детей» утверждает, что способность налаживать взаимоотношения (адекватные для своего возраста) у ребенка формируется к 6-тилетнему возрасту. Он предупреждает общество, что слишком раннее помещение детей на долгие часы в группы себе подобных мешает развитию индивидуальности, приводит к воспитанию не личностей, а «винтиков» единого коллективного механизма.

Российский психолог Л. Петрановская также задаётся вопросом, стоит ли отдавать ребёнка в детский сад , если с успехом научить общению со сверстниками можно и вне его стен. Детский сад, по её мнению, — это лишь удобная услуга для родителей, не имеющая «педагогического смысла».

Генетическая программа, заложенная в психику человека природой и отработанная веками, предусматривает вероятность выживания беззащитного детёныша в немногочисленном окружении узнаваемых СВОИХ — родителей и родичей разного возраста.

Оставление малыша в незнакомом месте среди чужих взрослых и толпы детей — это сильнейший стресс, который может оставить на всю жизнь травматический след. У маленького ребенка отсутствует понятие времени , он не понимает утешений, что мама потом обязательно придет и заберет его. Он не успокаивается, он просто устает от собственного плача (по сути — крика о помощи). Беспомощный человечек испытывает панический страх, ведь в понимании крохи мама оставила, бросила его. Страдает базовая потребность — потребность в безопасности. Рушится доверие к матери, а заодно и ко всему миру, пугающему своей неизвестностью. Ситуация страха потерять мать (тем более повторяющаяся) может лечь в основу неврозов, депрессии, безынициативности и зависимостей, которые проявляются в более старшем возрасте и взрослой жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что некоторые младшие школьники и даже подростки продолжают испытывать сильную тревогу при длительной разлуке с объектом привязанности.

Социализация, новые друзья, невозможность проводить с ребёнком достаточно времени дома, нормированный режим дня и дисциплина, профессиональная помощь в развитии — вот основные аргументы, которыми обычно руководствуются родители, отдавая детей в муниципальный детский садик. Заранее оговоримся, что про частные сады, работающие по системам Монтессори, Никитиных, билингвального обучения и т.д., в этой статье мы говорить не будем. Речь пойдёт исключительно о государственных отечественных детских дошкольных учреждениях. Рассмотрим каждый из аргументов отдельно, чтобы понять, так ли они хороши.

Важность первого опыта

Действительно, в дошкольном возрасте ребёнку необходимо заложить нормы поведения в обществе, морали, общения. Спорить с этим странно и бессмысленно. Но вовсе не обязательно отдавать ребёнка в садик для этого. Родители вполне могут объяснить малышу в возрасте полутора-двух-трёх лет, что такое хорошо и что такое плохо. А для знакомства и общения с другими детками отлично подойдут детские площадки, игровые комнаты, детские клубы.

В столь раннем возрасте мама ребёнку нужна больше, чем все дети мира, вместе взятые. Вместе с тем, психика маленького человека ещё очень неустойчива и слишком подвержена деформации. Поэтому даже малейший неверный шаг может иметь непоправимые последствия.

О сверхзначимости первого детского опыта рассказывает гипнотерапевт Владимир Дернов: «Изначально каждый ребёнок принимает себя, других людей и мир вокруг. Однако по мере взросления дети учатся на своём опыте, а также копируя эмоции и отношения окружающих.

Мы так устроены, что самый первый опыт записывается в подсознании как единственно верный. Первый опыт выступлений, первый опыт знакомства, первый опыт проявления себя, а также внутренние ощущения того, какой я. Это затрагивает буквально все сферы взрослой жизни.

Очень важно, чтобы ребёнок в любых ситуациях чувствовал, что он в порядке, а его желания имеют право на существование. К примеру, на детском утреннике ребёнок хочет выступать в костюме снежинки, но воспитатель решает, что он будет в костюме медведя. На первый взгляд это может показаться забавным, но ребёнка эта простая ситуация учит определённым вещам: “Твоё мнение ничего не значит. Держи его при себе. За тебя решат, как тебе надо”.

В моей работе каждый второй случай корнями уходит именно в ситуации, связанные с детским садом. Ниже — лишь несколько наиболее выразительных примеров. Заикание появилось после того, как накричала воспитательница. Сложности в ведении переговоров и отстаивании своей точки зрения — после конфликта со старшими детьми в первый день в саду. Панические атаки в общественных местах — после того, как воспитатель придумала наказание с участием других детей. Страх сексуальной близости — после наказания за общение “мальчик-девочка”. Страхи общения, знакомств и выступлений — после всеобщего обсуждения и демонстрации конфуза в тихий час.

Конечно, это — одни из самых ярких проблем. Наряду с ними есть и другие, когда дети испытывают напряжение и дискомфорт, которые чувствовать не обязаны. Эту связь с детством бывает невозможно предположить, потому что любое из таких проявлений иногда может сказаться после стресса уже во взрослой жизни. Но практика показывает, что работа с ситуацией во взрослом состоянии только облегчает симптом, а поиск и трансформация первого события на порядок эффективнее. Кому-то покажется, что такое отношение к садам — это неестественная защита детей от внешнего мира, и ребёнку всё равно придётся столкнуться с определенным негативом в жизни. Придётся, но когда он будет к этому готов гораздо больше и последствия будут не такими ужасающими».

Психологический климат в коллективе

Подростковый психолог Егор Борисов приводит пример из собственной практики:

«В любом коллективе существует процентное соотношение “предпочитаемых” и “изгоев”. Регулирование данной социограммы является тонким психологическим приемом. Отсутствие контроля психологического климата в коллективе со стороны воспитателя и педагогов-психологов приводит к СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), что сказывается на уровне послушания детей. Как воспитатели реагируют на непослушных детей в саду? Чаще всего — кричат. В этот момент ребёнок формирует формат взаимодействия с миром: “Если хочешь, чтобы сделали так, как ты сказал, нужно кричать”.

С наказаниями ещё страшнее. На улице солнечная погода, двор детского сада заполнен детьми, но один ребёнок не вышел гулять. Он вообще не видит света и неистово бьётся в истерике в запертом туалете с выключенным светом, а у двери стоит воспитатель и караулит нарушителя. Диагноз, с которым ко мне привели участника этого инцидента в 10-летнем возрасте — невроз навязчивых состояний. Месяцы терапии и регулярные проверки у детского психолога улучшили ситуацию. Но согласитесь, лучше с подобным вообще не сталкиваться».

Таким примеров — множество. Безусловно, это не означает, что конкретно с вашим ребёнком произойдёт в детском саду нечто подобное. Но, зная, что такие ситуации — не редкость, лучше, как говорится, “перебдеть”, чем “недобдеть”.

Режим дня и график

Теперь — о нормированном режиме дня и дисциплине. Мир живёт по графику 5/2. Раннее пробуждение и поздний отход ко сну — неотъемлемые атрибуты жизни практически любого человека. Жизнь в таком ритме является стрессом даже для взрослых. Что говорить о дошкольниках?

Кроме того, постоянное общение со случайно подобранными детьми в группе детского сада могут выдержать только ярко выраженные экстраверты. А как же быть интровертам, энергия которых расходуется в процессе общения, и не восстанавливается, потому что побыть одному — значит стать изгоем?

«Даже самый хороший садик считаю необходимостью только в крайнем случае, если родители вынуждены работать и некому помочь с ребёнком. Потому что даже для самых коммуникабельных детей это как ходить на работу — большое моральное напряжение, ответственность, необходимость вставать по будильнику. Кроме того, практически все дети, которые ходят в садик, начинают много болеть и проводят 2 дня в саду и потом 2 недели дома с температурой. Также в раннем возрасте дети, как обезьянки, повторяют всё, что услышат и увидят. Очевидно, что не все начинают говорить одинаково хорошо. Поэтому такое окружение также может влиять на задержки в речи. Конечно, рано или поздно любой здоровый ребёнок начнёт говорить. Но обидно, когда кто-то в 1,5 года отчётливо произносит слова, а кто-то начинает разборчиво говорить лишь к 4-м годам», — считает музыкант и мама 4-летнего Ярослава Вероника Попова.

Профессионализм воспитателей

Отдавая ребёнка в детский сад, родители рассчитывают, что малыш получит профессиональную помощь, что положительно скажется на его развитии. По факту же всё происходит совсем наоборот. Группы в муниципальных детских садах слишком большие и могут достигать до 30 человек. При этом на такую огромную группу приходится только один воспитатель. Каким бы замечательным профессионалом он ни был, он физически не сможет уследить за всеми детьми. Уже не говоря о том, чтобы уделить каждому внимание и заниматься детским развитием.

К тому же, согласно опросу телеканала ОТР, средняя зарплата воспитателя детского сада по России — 26 500 руб. Минимальная — 4 350 руб. Нетрудно догадаться, что профессиональные кадры с хорошим профильным образованием за такие деньги в государственное учреждение работать не пойдут.

«Попасть к действительно талантливому и увлеченному воспитателю не так-то просто. В то же время, никто лучше родителей не знает ребенка, его склонности и интересы. Эти знания позволяют построить процесс домашнего воспитания с учетом индивидуальных особенностей малыша и сосредоточиться на развитии именно тех умений и навыков, которые кажутся родителям необходимыми.

Так, родители могут сделать акцент на физическом или творческом развитии, заметив у ребенка склонность к тем или иным видам деятельности. Поэтому, возможно, лучший подход — это домашнее воспитание ребенка до 4-5 лет с последующим переходом в детский сад.

Впрочем, подходящий возраст для посещения детского сада наступает тогда, когда малыш психологически к этому готов, что определяется темпераментом, стилем воспитания и другими факторами», — считает психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб Увлеченных Мам» Марина Суздалева.

О глобальных задачах

Несмотря на все вышеперечисленные аргументы, по данным РАНХиГС 64,6 % детей посещают детские сады в России и только 35,4% воспитываются либо дома, либо в частных садах. В большинстве случаев это связано с тем, что многие мамы вынуждены отдавать ребёнка в садик, чтобы выйти на работу. Вместе с тем, как отмечает детский психолог Светлана Бояринова , в возрасте 3-6 лет перед ребенком стоят глобальные задачи развития:

  • развитие собственного, отдельного от других «Я»;
  • развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя, справляться с неудачами, критикой;
  • развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения;
  • развитие способности делиться с другими по доброй воле;
  • развитие умения конструктивно справляться с фрустрацией (разочарование, глубокая неудовлетворенность) и агрессивными тенденциями;
  • понимание своих чувств и чувств других людей;
  • умение следовать устным указаниям;
  • разумная независимость в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, еда);
  • формирование реалистичных понятий о физическом и социальном мире;
  • умение идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.

«Только осознанные, любящие родители могут помочь ребенку “решить” эти задачи, либо образованный, любящий детей воспитатель в малочисленной группе детского сада. Иначе мы получим еще одного инфантильного, травмированного взрослого», — комментирует Светлана.

Конечно, мамам нелегко находиться с маленьким ребенком 24/7. Нам всем хочется немного времени для себя, профессиональной реализации, яркой и интересной жизни. Но ответственность за дальнейшее развитие ребёнка лежит на матерях. И, учитывая вышесказанное, она слишком высока, чтобы без крайне веской причины отдавать малыша в детский сад.

Я ходила в детсад с трех лет и отчетливо помню, как окружающие меня дружно жалели, в один голос заявляя, что это слишком рано и зачем мучить ребенка. Впрочем, даже не с трех, а с пяти лет дошкольные учреждения тогда посещали немногие. В нашем классе таких бедолаг были единицы. Все остальные сидели до школы дома с бабушками.

Со временем ситуация менялась. И бабушки уже не торопились на пенсию, и детских садов становилось все больше, однако до недавнего времени воспринималась как вынужденная мера. Что называется, не от хорошей жизни. Если мама имела возможность не работать, вопрос о саде даже не поднимался. Само собой разумелось, что до школы она будет заниматься детьми сама? Ни родные, ни знакомые просто не поняли бы ее, если бы она, не ходя на службу, «запихнула» ребенка в сад. Теперь и в этом плане произошли заметные подвижки. Все чаще на моем профессиональном горизонте появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже «для души», а муж вполне в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню. Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. И ладно бы он там наслаждался общением и коллективными играми! Так нет же! Малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад - совершенно непосильная психологическая нагрузка.

Но когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на непробиваемую стену. Впервые я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырех с половиной лет. Степа жался к маме, прятал лицо в ее колени, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.

Он всегда так себя ведет? - спросила я.

С чужими - да. Когда освоится, будет, конечно, пораскованней, но вообще-то он у нас зажатый. Ходить никуда не любит, даже на прогулку не вытащишь. Детей боится до дрожи в коленках. Взрослых меньше, да тоже побаивается.

Я была абсолютно уверена, что уж этого-то ребенка родителям и в голову не пришло определить в детский садик. Но ошиблась! В сад Степа пошел с трех лет. Полгода, правда, беспрестанно болел, когда выходил «в свет», то целыми днями сидел на стуле, не реагируя на призывы поиграть с детьми. Теперь на стуле уже не сидит, но детей по-прежнему дичится.

Они для него слишком шумные, кричат, дерутся, а он этого не понимает, - сказала мама. - Но хотя бы истерик, как прежде, не закатывает при расставании - и то хорошо. Привели Степу с жалобами на утомляемость, рассеянное внимание, плаксивость, капризы и ночное недержание мочи (энурез). Причем в два с половиной года, до садика, никакого энуреза у ребенка не наблюдалось. С ним тогда вообще не было проблем: тихий, спокойный, покладистый: мальчик. Чужих опасался, но совсем не так, как сейчас. Он даже с детьми пробовал играть, теперь же и слышать ни о ком не желает.

Картина очень напоминала психотравму, нанесенную ребенку ранним отрывом от семьи. О чем, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста. Но мама с папой не хотели видеть очевидного.

Забрать из сада?! - ужаснулась мама. - Но… Где же ему тогда учиться общению? Нет, что вы! Об этом не может быть и речи! Дома он у нас совсем одичает.

Хотя именно в садике, а не дома Степа растерял даже те небольшие навыки общения, которые ему удалось приобрести до трех лет.

А подготовка к школе? - подхватил папа. - Нет, мы не в состоянии научить ребенка всему тому, чему сейчас учат в детском саду.

Хотя внимание у Степы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось еще два с половиной года - для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат детсадовские воспитательницы? Почему людям с высшим образованием (техническим и гуманитарным) не под силу освоить эту премудрость? И как еще недавно бабушки безо всякого высшего образования вполне успешно учили своих внучат-дошкольников читать и считать? А некоторые учат и до сих пор…

На эти и другие вопросы ответа у родителей не нашлось, но было понятно, что они даже не собираются их искать. Главный вопрос был решен давно, окончательно и бесповоротно. Степа в сад ходить будет при любых обстоятельствах, потому что БЕЗ САДА ПРОСТО НЕЛЬЗЯ.

Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой. На уровне сознания возразить было нечего. Но подсознание нашептывало Степиным родителям прямо противоположное, и его шепот оказывался сильнее. Почему?

«Безмамные мамы»

Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей.

Оказалось, что «безмамные мамы» (так ученые прозвали обезьян, выросших на людском попечении) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним родственных чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги). По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это, пожалуй, первое поколение, которое массово посещало детские сады.

Мы же «ходили в сад - и ничего, выросли!»- рассуждают они, позабыв, как частенько бывает, о своих детских огорчениях и обидах.

И им трудно себе представить, как можно обойтись без садика, потому что коллективное воспитание для них - импринтинг. А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись и, как серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами.

Главное — домашний мир и покой

А между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего - психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.

Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, - писал известнейший русский педагог К. Д. Ушинский, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее».

Ушинский предупреждал что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно». «Для ребенка, - продолжал он, - необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».

Тогда еще не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно. Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе. Пару лет назад мне довелось услышать на одной конференции выступление нашего крупнейшего врача-педиатра, академика В. А. Таболина. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле - эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю. Суть его заключалась в том, чтобы изъять детей из семьи и передать их на воспитание государству. Ведь семья, по мнению идеологов построения нового общества, должна была вскорости отмереть. Но практика показала, что никто ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже. Например, в подростковом возрасте. Вот очень характерный рассказ:

«До школы Маша была ко мне очень привязана. Даже чересчур. Сейчас у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как она просила: «Мамочка, давай я сегодня не пойду в садик. Давай немножко побудем дома, я не буду тебе мешать». Но мне тогда было не до нее. Нет, я, конечно, очень любила дочку, старалась красиво ее одевать, покупала игрушки и сладости. Но работа увлекала меня гораздо больше. Да и в личной жизни были разные переживания. Теперь Маше шестнадцать. Мы живем с ней в одной комнате, но между нами как будто невидимая перегородка. И дело уже не во мне. Я хочу наладить с ней контакт, но она меня в свой мир не пускает. Она привыкла обходиться без меня, и, хотя я чувствую, что дочь одинока и страдает из-за этого, мы не можем восстановить утраченную связь. Наверное, потому что эта связь была утеряна так рано, еще не успев как следует сформироваться».

А как же общение с детьми?

Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе. Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в 5-6 у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые.Дружба малышей нестойка, ситуативна. Сегодня один друг на детской площадке, завтра - другой. Часто даже именем «друга» не удосуживаются поинтересоваться и «Как зовут мальчика, который сегодня приходил к нам в гости?» - неоднократно спрашивала я своего старшего сына (которому, между прочим, было тогда не пять, а семь или восемь лет!).

Не помню… Друг, - пожимал плечами Филипп.

И назавтра приводил домой другого мальчика, а предыдущего даже не вспоминал.

Потребность в настоящей дружбе появляется ближе к подростковому возрасту, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже не обязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него пока в семейном кругу самые главные отношения и самое главное общение.

Но сейчас нередко получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.

А в школе как будет?

Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? - Судите сами. Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе - всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь дети в группе человек 20-25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень туго. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию. Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей полно в каждом городе.

Кому сад не противопоказан?

Конечно, дети бывают разные. Некоторым сад даже необходим. Активным, инициативным ребятам к 5-6-ти годам часто становится дома скучно. Особенно если это единственный сын или дочь, а в квартире, кроме родителей, проживают еще и бабушка с дедушкой. Ребенку хочется большей самостоятельности, старые рамки становятся для него тесны, а родные не спешат их расширить. Да и как реализовать в таких условиях потребность ребенка в лидерстве? Кем он будет верховодить? Один мой маленький знакомый, психологически вполне дозревший до детского коллектива, но томившийся дома, потому что мама боялась отдать его в садик, тиранил ее и деда, как самый натуральный восточный деспот. А заодно еще и «гонял» попугая (так мама метко охарактеризовала его метод дрессировки, поскольку когда Саша не знал, чем заняться, он тыкал в птаху карандашом, заставляя ее метаться по его приказанию из одного угла клетки в другой.) Такое «лидерство», естественно, не радовало ни маму, ни дедушку, ни попугая, ни самого Сашу. Когда мальчика отдали в детский сад, его поведение нормализовалось.

Принят по собственному желанию

Но самым главным критерием при решении вопроса, устраивать ли ребенка в детский сад, на мой взгляд, должно быть его желание. (При условии, конечно, что обстоятельства позволяют сделать этот выбор.) Все-таки это еще не «работа», как часто внушают ребенку взрослые. Он еще успеет в своей жизни потянуть лямку, пусть хоть немного насладится детством.

А дети, которые ходят в садик с удовольствием, тоже встречаются. Хотя и не так часто, как хочется верить родителям.

Детсадовский опыт моего старшего сына был крайне неудачным. Хронический отит, полученный в результате постоянных простуд, чуть не кончился глухотой. Поэтому дочку я определять в сад не собиралась. Но в три года она буквально вынудила меня пойти в РОНО за направлением, потому что каждый день ныла и просилась «к детишкам».

Но меня в садике не будет! - стращала я Кристину.

Ничего! - бодро отвечала она.

Тебе придется спать днем, - грозно предупреждала я. Она и на это была согласна, хотя про дневной сон дома забыла уже в два года.

Короче, я сдалась. Когда Кристина в первый раз не заплакала при расставании со мной, воспитательница решила, что это обычная история: ребенок еще не разобрался в ситуации. Но, когда и спустя неделю дочка спокойно отпускала меня, не обращая внимания на рев других трехлеток, мне было сказано, что ребенок у меня уникальный. А ведь на самом деле ничего уникального в Кристине не было. Просто она осуществила свою мечту. А если бы я навязывала ей сад насильно, и рев был бы, и болезни. А так она ни разу даже ОРЗ не болела!

Новое время — новые опасности

Но с другой стороны, сейчас я бы десять раз подумала, прежде чем отдавать дочку в садик. Ведь моя Кристинка была дошкольницей в середине 80-х, когда перестройка только начиналась, и максимум, что могли принести из сада дети, это какие-то бранные слова. Теперь же, увы, нравы настолько огрубели, что подобные инциденты считаются в порядке вещей. Дескать, как же иначе? Малыши всегда обучают друг друга всяким «глупостям»… Хотя это вовсе не факт! Раньше многие дети «просвещались» по части нецензурных ругательств гораздо позже. Я, например, пойдя в садик с трех лет, узнала их только по окончании третьего класса (то есть в десятилетнем возрасте!). Как сейчас помню, произошло это на даче, и большинству моих сверстников, которые при сем присутствовали, эти выражения тоже были в диковинку.

Да что там ругательства! Общаясь с родителями и педагогами, я теперь нередко сталкиваюсь с тем, что их не шокирует в поведении детсадовцев и многое другое, от чего раньше у взрослых волосы встали бы дыбом.

Дети еще и не то видят по телевизору, - повторяют они, находя какое-то странное утешение в этих, по сути, чудовищных словах. И приводят примеры нынешних детских игр и развлечений, которые не хочется цитировать - настолько они непристойны. Пожалуй, самое мягкое, это «постельные эпизоды» в традиционной детской игре «дочки-матери».

Особенную опасность представляет такая среда для демонстративных детей, которые, как губка, впитывают все дурное. Или для слабовольных ребятишек, легко попадающих под чужое влияние. Ну и, конечно, для малышей с некоторой задержкой развития и одновременно тягой к риску - их все время тянет на «подвиги», а «тормоза» слабые, происходящее осознается ими плохо. У таких детей дурное влияние среды может привести к раннему формированию криминального типа личности.

«Как мы защищаем семью от разрушительных веяний? - сказал, отвечая на вопросы журналистки, отец двенадцати детей, священник Александр Ильяшенко. - Мы никогда наших детей не отдавали в детсад. При этом, безусловно, что-то теряешь, но приобретаешь гораздо больше… В семье ребятишек нежного возраста можно уберечь от растленного духа мира сего, где уже с молоком матери впитывается та страшная атмосфера, в которой живет наш народ. Этих людей, конечно, нельзя осуждать - они просто не видят ничего другого, доброго. Но мы старались своих детей всячески уберечь от противоестественного влияния окружающей среды. У них есть хороший круг общения - среди их друзей верующие люди. Мы с ними едины, и для них так же дорого то, что и нам дорого, и неприемлемо то же, что и для нас неприемлемо» (Венцы царские, венцы крестные. Семья в современном мире. М., Даниловский благовестник. 2000).

Постепенно это начинает понимать все больше людей. С одной стороны, многие православные семьи предпочитают обходиться без детских садов. С другой стороны, потихоньку возникают православные детские садики. Кое-где прихожанки объединяются, создают домашние мини-группы и совместно занимаются воспитанием детей. А некоторые договариваются отдать ребятишек в обычный сад, но в одну группу, чтобы они образовали там свое ядро, которому уже будут не особенно страшны чуждые влияния.

Пару лет назад в наш психологический кукольный театр ходило несколько ребят из такого «государства в государстве», и на занятиях произошла характерная сцена. В перерыве я проводила с родителями беседу о вреде агрессивных мультфильмов и прочих «достижений» западной масс-культуры. Родители, невоцерковленных детей (составлявших половину группы) принялись наперебой жаловаться на то, что они не могут удержать детей от увлечения всякими «покемонами», поскольку дети подражают сверстникам и не желают ничего слушать. Ребятишкам было еще всего ничего, лет по шесть, а создавалось впечатление полной обреченности, замкнутого круга. Слушать это было невыносимо.

Тогда я обратилась с вопросом к православной половине:

Скажите, а у вас есть подобные проблемы? Ваши дети ведь тоже посещают садик.

Нет, - хором ответили эти мамы. - Мы, честно говоря, даже не подозревали, что этот вопрос может стоять так остро. У нас в саду, правда, тоже есть ребята, увлекающиеся «покемонами», но мы объяснили нашим детям, что это плохо. А поскольку им вполне достаточно общения между собой, они играют в свои игры и «покемонская зараза» к ним не пристает.

По материалам книги Т. Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным»

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: ). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.


В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель “садиковского” ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.


В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом – для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.


Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина – превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить – среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя – это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.



Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери – так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» – Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший – необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант – полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Помните – принимая решение, стоит или нет отдавать ребенка в детский сад, важно не только брать во внимание собственные желания и потребности. Хорошо бы еще задуматься о готовности самого ребенка, а также его личностных качествах, которые могут не вписываться в общую программу и возможности детского учреждения.

Педагогам подобный вопрос задают с завидной периодичностью. Мнения расходятся, и любая мама может найти информацию как о пользе посещения детского сада с раннего возраста, так и вреде отлучения от мамы раньше трехлетнего возраста. Кто же прав?

Факты «против»

Некоторые исследования в разных странах показывают, что до 3-х лет ребёнок очень сильно привязан к матери и не готов на разлуку. Это объясняет несколько факторов:

До трёх лет ребёнок привязан к маме психологически. Американские учёные проводили исследования, и выяснили, что действительно спокойно без мамы ребенок от 1,5 до 3-х лет может провести только совсем непродолжительное время

Физиологически, также, все дети развиты по-разному, и в возрасте 1,5 лет не все могут самостоятельно пользоваться ложкой, одеваться, ходить на горшок, уметь объяснять свои желания и потребности

Социальные навыки у ребёнка до 3-х лет не развиты. Многими мамами, наверняка, было замечено, что вплоть до школьного возраста малыш предпочитает общаться с взрослыми или детьми постарше, и не готов на тесное общение, и уж тем-более дружбу со сверстниками.

Факты «за»

Отрываясь от матери, ребёнок будет более самостоятельным, так как он вынужден приспосабливаться к новой среде, и, несомненно, будет обучаться новому быстрее, чем дома. Для примера можно рассмотреть ситуацию у мам в Израиле: отпуск по уходу за ребёнком там составляет всего 26 недель.

Кроме того, современные ясли используют модные методики обучения для детей раннего возраста, которые зачастую неизвестны родителям.

Мнение

Марина Петрова, юрист по семейному юридической фирмы АТКП, мама двоих детей:

"Я считаю логичным, устанавливать срок декретного отпуска не более чем нужно матери для грудного кормления. Обычно, это ограничивается одним годом. У меня лично был такой опыт: первого ребенка отдали, руководствуясь общим мнением, что надо не раньше 3 лет. Сад был просто замечательный, отличные воспитатели, и с прочими атрибутами, которым и положено быть у дорого сада. Ребенок рыдал каждый день, так как привык уже находится дома. Младшую дочь решили экспериментально отвести в год и шесть, в обычный сад рядом с домом. Ребенок сад обожает, и крайне редко готов согласиться на альтернативу в виде посещения любимой бабушки. А когда дома - постоянно рассматривает фотографию своей детсадовской группы. Вот такой опыт"

В реальности

Взвешивая все «за» и «против» не стоит забывать, что самой важной и существенной причиной, почему ребенка отдают в сад с 1,5 лет - невозможность мамы или папы сидеть с ребенком дома. Существует множество причин возникновения такой ситуации, но если выхода нет - стоит придерживаться некоторых правил:

1. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Сначала сходите вместе в гости, поиграйте в игрушки, познакомьтесь с преподавателем, свыкнитесь с обстановкой

2. Тщательно выбирайте детский сад. Выясните всё до мельчайших подробностей: где и как дети едят, играют, гуляют, отдыхают и т.п.

3. В ваше свободное время старайтесь побольше уделять времени ребёнку, не «скидывайте» малыша на мультфильмы - ничто не заменит ребенку общения с родителями.

В заключение

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад до 3-х лет - индивидуальный выбор каждого родителя. Психологи имеют противоположные мнения, мировая практика также неоднозначна, одно очевидно - если Вам нужно идти на работу и оставить ребёнка не с кем - он не сможет сидеть дома в одиночестве. Желаем Вам взвесить все «за» и «против» и принять правильное именно для Вашей семьи решение! От него зависит будущее психологическое благополучие и жизненная успешность Вашего ребенка!