Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Сороки (жаворонки). история праздника и рецепты. Праздник сороки (40 святых) - приметы, гадания, народные обычаи Весенний праздник птиц

Сороки (жаворонки). история праздника и рецепты. Праздник сороки (40 святых) - приметы, гадания, народные обычаи Весенний праздник птиц

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал,
так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова,
так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Кучу весенних улыбок, бескрайних просторов здоровья Вам, и пусть в сердце каждого из Вас живет маленькая птичка весны, маленький бог, который будет держать Вас в весеннем настроении весь год! С праздником Жаворонка Вас, дорогие наши!

История праздника Жаворонки

Почему же именно 22 марта считается “птичьим днем”? Когда-то христианские праздники с трудом вытесняли в сознании народа языческие, а потому часто были вынуждены хронологически “подстраиваться” под них, в надежде со временем полностью вытеснить и заменить. Православная Церковь 22 марта (9 марта по старому, Юлианскому календарю) празднует день Сорока мучеников Севастийских. Это “Сороки” народного календаря. В 313 году (кто уж теперь знает точно, какого дня?) римляне пытались добиться отречения от веры у сорока воинов-христиан. Но, как их ни истязали, никто не отрекся. Сорок погибших христиан превратились, согласно народной вере, в жаворонков (которые действительно прилетают в наши края в это время...). Теперь в этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших родственников. ...Когда-то на “Сороки” сельская детвора спозаранку выбегала во двор и старалась перебросить через кровлю сорок щепочек. А хозяйки пекли особые постные булочки - “жаворонков”, с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям, и те с шумом и гамом мчались “закликать” весну. “Жаворонков” насаживали на длинные шесты и взбирались на пригорки, а там что есть силы выкрикивали короткие “песенки-кричалки” - чтобы привлечь гонцов Весны.

Рецепты

Рецепт плюшек Жаворонков

мука пшеничная 1 кг
дрожжи 30 г
масло сливочное 130 г
сахар 0,5 стакана
молоко или вода 1 стакан
яйцо 1 шт.
изюм 1\3 стакана
соль

Из указанных ингредиентов (кроме изюма) замесите дрожжевое тесто, поставьте его в теплое место для брожения. В процессе брожения сделайте 2-3 обминки.
Из готового теста сформуйте жгут и нарежьте кусочками примерно по 50г. Из них сформуйте жгутики, завяжите их узлом и придайте изделиям форму птичек. Воткните изюминки-глаза.
Изделия слегка приплюсните, на одном из концов узла сделайте ножом надрезы - пёрышки. Уложите "жаворонков" на противень, смазанный маслом, дайте расстояться в тёплом месте.
Смажьте "жаворонков" яйцом и выпекайте при 230С до готовности.

Рецепт Жаворонков №2

300 мл воды,
500 г муки,
2 ст.ложки сахара,
1 ст.ложка мёда,
4 ст.ложки растительного масла,
20г.дрожжей,
1/4 чайн.ложки соли,
изюм

В теплой воде разводим дрожжи, сахар, соль, мёд. Высыпаем муку, замешиваем тесто, добавив растительное масло. Накрываем миску салфеткой и ставим в теплое место. Даём тесту дважды подняться (каждый раз обминаем до следующего поднятия). Затем делим его на небольшие части, раскатываем их в колбаски примерно по 15 см длиной. Завязываем колбаску в узелок, с одной стороны делаем клювик, с другой - разрезами хвостик. Вставляем глазки-половинки изюма. Смазать яйцом (но те, кто поститься, этот этап пропускают), посыпаем сахаром, даём подняться и выпекаем минут 20 при 180-200 градусах.
Приятного аппетита!!! :))

Рецепт Жаворонков №3

Ингредиенты:
500г муки,
1 пакетик сухих дрожжей,
300 мл воды,
щипотка соли,
8-10 ст. ложек сахара,
1/4 стакана крепкого сладкого чёрного чая,
изюм

Приготовление:
Дрожжи размешать с 5 ст. ложками сахара, добавить всю тёплую воду, взбить, добавить 3 ст. ложки муки, взбить и поставить в выключенную, но прогретую до 40-50* духовку на полчаса.
Оставшуюся муку просеять, всыпать в чашку, сделать посередине углубление, постепенно добавлять закваску. Вымешать. Присыпать сверху мукой, чтобы тесто не подсохло. Поставить в такую же духовку или другое тёплое непродуваемое место на 2 часа.Обмять 1 раз. Не допускать сквозняков.

Тесто нарезать на 40 жгутиков и каждый завязать в узелок. Вытянуть пальцами клювик, надрезать ножом хвостики, из изюма сделать глазки,смазать сладким чаем.
Выпекать при 200* примерно 15 мин.
АНГЕЛА ЗА ТРАПЕЗОЙ!

22 марта 2018 года Сороки (Сорок сороков): что это за праздник и как его нужно отмечать, обычаи, обряды и традиции, приметы и поверья этого дня. Ежегодно 22 марта отмечается народный праздник Сороки или Сорок сороков. Также этот праздник в народе называют Днем жаворонка. Именно этой птице и посвящен данный день народного календаря.

А потому по традиции в этот праздник принято обращаться с молитвами к сорока Севастийским мученикам с просьбами о том, чтобы родные и близкие люди благополучно завершили свою военную службу.

22 марта 2018 года Сороки (Сорок сороков) – это праздник, посвященный второй встрече весны. Считается, что этому дню из теплых стран после зимовки прилетают сорок видов перелетных птиц, в том числе жаворонки, сообщает портал C-ib. В честь этой птички хозяйки пекут особые булочки, которые так и называются «жаворонки». Их готовят в виде птиц из ржаной или овсяной муки, добавляют изюм, покрывают медом. Этой выпечкой женщины угощают детей. Дети же в свою очередь, получив такой подарок, поют специальные обрядовые песни, в которых просят жаворонка поторопить тепло.

Народный праздник Сороки 22 марта 2018 года может многое рассказать о предстоящей погоде и урожае. Поэтому наши предки в этот день внимательно наблюдали за погодой и природными явлениями.

Если 22 марта с утра будет морозно, то в народе говорят, что начались Сороки, то есть впереди предстоят такие сорок морозных дней. А чтобы заморозки не побили посевы, нужно в этот день испечь сорок колобков из ржаной или овсяной муки. Каждый день, начиная с праздника Сороки, следует по одному такому колобку выносить на улицу. Считается, что такой обряд поможет сохранить посевы.

22 марта: приметы и поверья

  1. Если на Сорок святых оттепель, то будет хороший урожай проса.
  2. Если на Сороки тепло, то следующие сорок дней (до Зосима пчельника – 30 апреля) будут теплыми, а если холодно – холодными.
  3. Солнце в кругах – к отличному урожаю.
  4. Синица на Сороки запела – тепло ворожит.
  5. Человек, насчитавший в этот день сорок пичуг, будет здоров и счастлив.
  6. Теплый ветер – к ненастному лету.
  7. Ласточки прилетели – к урожайному году.
  8. Сны с 21 на 22 марта не исполнятся. Сновидения, увиденные днем 22 марта, сбудутся только через 5 лет, но будут уже не нужны.

Видео: 22 марта – День жаворонка, сороки и сорока святых

Рецепт обрядового печенья «Жаворонки»

Для приготовления понадобится:

  • 0,5 л молока;
  • 200 г сливочного масла;
  • 1 кг муки;
  • 50 г дрожжей;
  • 2 ст.л. сахара;
  • 0,5 ч.л. соли.

В дрожжи добавить по чайной ложке теплой воды и сахара. Молоко подогреть до 30°, муку просеять. 0,5 кг муки засыпать в миску, добавить подогретое молоко, замесить тесто, добавить дрожжи и сахар. Тесто посыпать мукой, накрыть чистой салфеткой и убрать в тёплое место.

Когда поднимется тесто, добавить оставшуюся муку, масло, соль и вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Если тесто не отстает от рук и расползается, нужно добавить больше муки. Когда подготовите тесто, посыпьте его мукой, накройте салфеткой и поставьте в теплое место, чтобы оно поднялось. Поднявшееся тесто обожмите рукой и дайте подойти ещё раз.

Потом сделайте печенье в форме жаворонков:

  1. Из теста скатайте небольшой жгут, свяжите его узлом, а концы вытяните.
  2. Из одного конца вылепите голову, вытянув клюв, вместо глаз вставьте две изюминки или ягодки.
  3. Другой конец примните и надрежьте ножом, сделав подобие хвоста.

В былые времена в одно печенье, под крыло жаворонка, прятали монетку. По поверью, кому она попадется, тот будет весь год счастлив.

По обычаю, головки «жаворонков» отдавали скотине, а туловище съедали дети.

Праздник «Сороки» — 9 марта (или 22) марта — весеннее равноденствие. Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине:

Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!

Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.

На Сороки ждали прилета 40 птичьих стай, и для их встречи женщины пекли из теста фигурки жаворонков – «сорак жаваранкаў». Мальчики рано утром босые выбегали во двор и пробовали перекинуть через крышу 40 щепок - верили, что будет успешным поиск птичьих гнезд летом.

Вечером парни и девушки собирались на танцы, угощались пивом, сваренным специально для этого дня. Девушки исполняли магические обряды, которые должны были содействовать быстрейшему наступлению теплых весенних дней.

Уже в христианской традиции праздник стал Днем сорока мучеников Севастийских (9 марта) на языке народа же название Сороки, а иногда Кулики. В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те не путящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на Сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет».

Сороки с полным основанием можно назвать детским праздником: еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков» (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают их детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу — закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц всех вместе на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают что есть мочи кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». В некоторых местах (например, в Орловской губернии) эта детская песня заменяется другой: «Уж вы, кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошадиной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!.. »

Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песней бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам. А дома каждый мальчик отдает голову жаворонка матери со словами: ‘»На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Так протекает этот прекрасный детский праздник в Орловской губернии. В Пензенской же жаворонки пекутся и для взрослых, которые по этим птичкам гадают. Прежде чем посадить жаворонков в печь, закладывают в каждого какую-нибудь вещицу: кольцо, щепку, копейку. Каждая из этих вещей имеет символическое значение: кольцо, например, обозначает свадьбу, щенка _ гроб, копейка — деньги и т.д. Но в других губерниях взрослые предоставляют жаворонков в исключительное распоряжение детей, сами же занимаются более гаданиями о будущем урожае, стараясь по погоде, какая была на Сороки, определить погоду весны и лета. Если, например, на Сороки было морозное утро — то, значит, жди весной сорок утренников.

Сороки (праздник)

народно-христианский

Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в

Сорок мучеников (церк.)

Значение:

встреча Весны

Установлен:

обрядность имеет древние дохристианские корни

Отмечается:

восточными и южными славянами

Празднование:

«закликают» Весну

Традиции:

пекут «жаворонков», выбирается семейный засевальщик

Связан с:

весенним равноденствием

Сороки, Жаворонки - день народного календаря у славян, приуроченный к дню памяти Сорока Севастийских мучеников в Русской православной церкви - 9 марта (22 марта). Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).

Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику.

Другие названия праздника

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Сорок мучеников; белор. Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў , серб. Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан ; болг. Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца .

Ещё один распространённый тип названия праздника - «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб.Младенци ) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев.

Обряды праздника

Перед Албазинской иконой Божией Матери молятся о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что Он дарует нам, при беременности, во время родов.

Название «Сороки» произошло от 40 севастийских мучеников, память которых совершается православными церквями в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают кулики и жаворонки и приносят с собой весну. «9 марта - "кулик". В этот день "путящий" жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставили лепёшки и делали из них «куликов», подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.). В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. В Гомельской области первых птиц так и называли «выреями».

В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые - 1 марта, третьи - 25 марта по ст. ст.).

По народным поверьям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекли «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускались дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Кроме жаворонков из пресного теста пеклись большие блины и хорошо подсушивались; их звали «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями - веснянками.

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печёную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков («орехов») - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Переяславщине в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней - «чтобы мороз любисток не побил».

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто - в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?».

В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговаривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года - «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детямвместо.

По представлениям жителей Карпато-Балканского региона, в этот день пробуждаются змеи и насекомые; у болгар сохранилось предание, что в этот день прилетают аисты, у македонцев - ласточки.

В Софийском округе Болгарии в день Сорока мучеников дети выходят за село с маленькими хлебцами и скатывают их с пригорка со словами: «Откатывайся, зима, прикатывайся, весна».

День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название "Сороки". В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц. Весеннее равноденствие, прежде всего, праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна. Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым.

Весенний праздник птиц

9(22) марта - Праздник "Сороки" - весеннее равноденствие. Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине:

Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!

Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.

Справа - эскиз птицы для праздника Сороки, с сайта www.insmolensk.ru/

«На Сороки день с ночью меряются».

«Зима кончается, весна начинается».

День весеннего равноденствия ежегодно повторяющаяся астрономическая и географическая дата, с которой связан ряд интересных природных явлений и процессов. Переход Солнца из южного полушария в северное знаменует не только новый астрономический год, но и приход весны. С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня - дня летнего солнцестояния. Этот день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. В этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». Весеннее равноденствие – точки пересечения плоскости экватора с плоскостью эклиптики.

Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения. В эти моменты относительно Земли энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром. Важно при этом, чтобы вода и сосуд были чистыми – поэтому накануне праздника рекомендован пост.

У христиан «галепы» (пирожки) ассоциировались с сорока мучениками и думами о Великом посте, который длится сорок дней.

На Сороки день с ночю меряются, зима кончается, весна начинается.

Сорок сороков птиц на сороки прилетают.

На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.

На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.

На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.

Не забывали на Сороки и про воду, а скорее про ее третье состояние - лёд. В этот день даже советовали детям лизать и сосать ледышки.

У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. «Бывают, - уверяют опятные старики-крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет» . Тому, кто его первый увидит и услышит его песню, дарили булку птицу от всей деревни.

На Сороки обычно пекли печение «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Или печенье раздавали детям со словами со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благославляя детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм.

С помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печенную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригорошни зерен во время начала посева.

Гадали на будущее замужество - группой пекли сорок пирожков, и каждая помечала каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым та первой и замуж пойдёт. Также можно было в один из пирожков положить копеечку, и, кто обнаружит в своём пирожке копеечку, будет целый год счастливым. Так говорили, в это верили.

С этого дня считали, что новый год полностью входит в свои права. В ночь на 22 марта матери не давали спать детям, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда «год ломается».

Приметы этого дня:

Если на Сороки был морозный день - говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов. Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта - начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля - начало мая).

Если на Сороки был морозный день - говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов.

Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта - начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля - начало мая).

С Сороками в народе связано очень много примет.

Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.

С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.

Число 40

40 (сорок) в славянской мифологии ассоциируется с число нечистой силы, врагов. Также является составным числом, состоящим из взаимодействия следующих чисел: 5 (поминание предков) х 8 (состав души) = 40; Число сорок связано в славянских сказках с численностью врага - войско сорока королей, сорока королевичей". Это дает возможность предположить определенное мистическое значение числа сорок как числа, определяющего конкретное количество вредоносных сил, используемых в славянской магии.

В России данная система сохранилась в виде сорока лихорадок. «Лихорадку делят на веснянку и подосенницу и считают ее 40 видов: гноевая (навозная), подтынница (прикинулась на спящего под тыном), веретенница (на пряху) и т.д.»

Можно предположить, что число сорок и название этого «прысвятка», могло прийти к нам из языческой традиции, где именно такое количество темных сил сковывают землю на протяжении всей зимы. В этот день с самого утра девушки должны были сломать сорок дощечек, разорвать сорок верёвочек, наверняка, символизирующих собой силы, которые заморозили матушку-землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что весна и тепло полностью его поддерживают.

Сохранились сказания, в которых рассматриваются отношения между верховным богом, в основном описываемым в виде старика, и сорока вредоносными силами разбойниками.