Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит? Почему мой ребенок не справляется с контрольными работами? Почему мой ребенок такой

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит? Почему мой ребенок не справляется с контрольными работами? Почему мой ребенок такой

Прошло время, когда хотелось влиться в общий ряд и страшно было выделиться хоть чем-то. Каждый из нас теперь гордится своей уникальностью и неповторимостью, подчеркивает особенности своих детей и не подчиняется стандартам. Только иногда эта стройная система координат дает сбой, и вы смущенно отворачиваете глаза от чужого ребенка со странным выражением лица или неловкой, вымученной походкой, так не похожего на других. А мама этого ребенка опускает голову и быстро-быстро тянет его за руку мимо вас, потому что боится услышать тихо произнесенное слово "инвалид". Дети, о которых мы расскажем вам сегодня, не такие, как все. Они просто другие, и ничего больше. Точно так же, как и все дети без исключения, они лишь нуждаются в любви и внимании взрослых, в том, чтобы общество - то есть мы с вами - принимало их такими, какие они есть. Остальное - всего лишь условности, которые не стоят ровным счетом ничего.

За последние пять лет детей-инвалидов в нашей стране стало в полтора раза больше. От 70-90% детей с тяжелыми врожденными заболеваниями отказываются еще в роддоме. 75% детей-инвалидов в России в возрасте от 7 до 17 лет не получают образования.

"Я каждый день радуюсь за дочь!"

Семья Матвеевых: мама Александра, папа Игорь и их дети - Юра (9), Маша (6), Ваня (3) и Катя (4) .

Александра: "Когда Машеньке шел первый год, окружающие стали говорить: с девочкой что-то не так. Но мне казалось, что этого не может быть, что они ошибаются (да и анализы не показали наследственных нарушений). Потом и я поняла: Маша совершенно не реагирует на обращения к ней, не смотрит в глаза, словом, вся погружена в себя. Когда ей был год и 10 месяцев, мы прошли обследование в больнице и впервые, я услышала диагноз "органическое поражение центральной нервной системы". Позже стало понятно, что у Маши аутизм. Мы начали бороться - сначала массажи, уколы, походы по врачам. Папа первое время считал, что нужно искать дорогие лекарства, знаменитых врачей - решать проблему с помощью денег. Врачи говорили, что можно добиться изменений к лучшему, и я в это верила. Как оказалось, не зря. Затем мы пришли заниматься в Центр лечебной педагогики, где для таких детей существуют специальные программы реабилитации. Я увидела совершенно другое отношение к аутистам, да и к другим детям с психическими проблемами. Ведь все наши мамы сталкиваются иногда с жестокостью, брезгливостью. А в Центре наших детей любят и принимают такими, какие они есть. А мы, родители, можем встречаться, помогать друг другу и своим детям. Недавно родители организовали школу для своих детей. Занимаясь три раза в неделю, Маша начала меняться на глазах. С каждым месяцем все больше и больше слушала обращенные к ней слова, стала выполнять то, о чем ее просят. Сейчас потихоньку готовится к обычной школе (я очень надеюсь, что рано или поздно она сможет в ней учиться).

Через три года после Маши появился маленький Ванечка. Конечно, я побаивалась, ведь дочке я отдаю много внимания. Но мне так хотелось иметь еще одного, что я отставила все сомнения. Кстати, он у нас самый умный и развитый мальчик!

Кроме того, мы взяли в семью Катю. Она - дочка наших дальних родственников, у которых нет жилья, работы. Однажды мы случайно узнали, что их 14-летний сын ушел в бега, а двухлетняя дочка оказалась в детском доме. Мои родители разыскали детей. Катя была совсем маленькая, слабенькая и худенькая. Сначала мы просто навещали ее, потом взяли на лето. А потом поняли, что уже не можем расстаться. Мои родители оформили опекунство, и так у меня появилась компания - Катя, Маша и Ваня. Для Маши это стало настоящим подарком, ведь Катя и Ваня почти ровесники, они все время играли и показывали пример взаимоотношений. Маша начала подражать им, а значит - учиться контактировать с другими людьми - и взрослыми, и детьми.

В 5 лет она стала говорить (а ведь это большая проблема для аутистов, многие так и не разговаривают), научилась рисовать. Сейчас все идет к лучшему. Когда мы гуляем, Машенька с интересом разглядывает все, что ее окружает. Она потихоньку выбирается из раковины, в которой была раньше. Психологи говорят, что аутизм постепенно уходит. А я каждый день радуюсь тому, что Маша окружена заботой, что она живет в большой семье, где ее любят!"


Наедине с собой

Аутизм - заболевание, при котором человек замыкается в себе и становится не способным на контакт с внешним миром. Аутисты не воспринимают происходящее вокруг события. Они не чувствуют людей, не понимают, что движет ими, относятся к окружающим как к предметам. Аутисты не понимают причинно-следственных связей, поэтому их поведение определяют "ритуалы", а выход за привычные жесткие рамки становится трагедией. Аутисты терпеть не могу беспорядка. Так, собрать сложный пазл для аутиста не проблема, но если в нем не хватает одной детальки, реакция не предсказуема.

Тесты, с помощью которых невропатологи обычно определяют, насколько правильно развивается ребенок, чаще всего не выявляют у аутистов особых отклонений. Диагноз ставится только на основании наблюдения за поведением. Поэтому аутизм диагностируют, как правило, между тремя и четырьмя годами, когда странности аутичных детей становятся очевидными. Некоторые симптомы схожи с проявлениями умственной отсталости, нарушений речи, врожденной глухоты и некоторых других заболеваний. Поэтому еще месяцы уходят на уточнение диагноза. Аутизм не развивается у детей после 5 лет, и, если отклонения появляются в более старшем возрасте, диагноз будет другим. О маленьких детях, которым впоследствии ставят диагноз "аутизм", родители говорят: "Он не такой, как все" - нелюдимый, неласковый, неразговорчивый, предпочитает играть в одиночестве. С первых месяцев жизни аутичный ребенок избегает всех видов взаимодействия с другими людьми и даже с собственной мамой. Такой ребенок не просится на руки, не прижимается к ней. Аутисты избегают прямого взгляда, они никогда не смотрят в глаза.

Такие разные

Дети-аутисты очень разные: чрезмерно возбудимые и заторможенные, импульсивные, порой агрессивные и очень спокойные, отстающие в развитии и чрезвычайно одаренные. Особенно много аутистов среди математиков, физиков и программистов. Именно поэтому аутистов в последнее время стали привлекать в компьютерные фирмы. У Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала - аутисты.

Тревожные сигналы

Специалисты утверждают: чем раньше будет диагностирован аутизм, тем больше у ребенка шансов справиться с отклонениями и наладить нормальные отношения с окружающим миром. И здесь очень многое зависит от пристального внимания родителей. К примеру, в 8-10 месяцев ребенок должен откликаться на свое имя. Отсутствие такой реакции - самый ранний признак аутизма. Аутичные дети лучше слышат звуки окружающей среды - шум дождя, шелест листвы, завывания ветра, - чем человеческий голос. Причина в том, что у здоровых людей звук человеческого голоса активирует определенную зону мозга, которая дает организму сигнал: "Слушай! Это важно". У аутистов эта часть мозга на голос не реагирует. В 10 месяцев ребенок должен смотреть туда, куда ему указывают, а потом взгляд его должен вернуться к тому, кто указывает. Дети с аутизмом не обращают внимания на то, что им показывают. В один год ребенок должен показывать, чего он хочет, и следить за вашей реакцией. В 14-18 месяцев здоровые дети обозначают не только свои потребности, но и показывают на заинтересовавший их предмет, ждут от вас соучастия. В полтора года ребенок уже должен говорить несколько слов и жестами помогать себе выражать желания. В 2 года здоровый ребенок играет в ролевые игры и объясняется простыми фразами. Он должен фантазировать, находя для предметов подходящие роли. Например, кубик может стать телефонной трубкой, листики - деньгами, игрушечная посуда - служить для приготовления "обеда". Если вы замечаете, что реакции вашего ребенка сильно отстают от нормы, надо бить тревогу.

Откуда приходит помощь

Дети-инвалиды, а именно так у нас чаще всего называют тех, кого во всем мире именуют детьми с особыми потребностями, попадают в узкий мирок замкнутой системы учреждений: специализированный детсад. Интернат или спецшкола - жизнь в четырех стенах или, в лучшем случае, цех для инвалидов. Система финансируется государством, и ребенок получает бесплатное лечение и обучение. Однако при таком раскладе дети оказываются оторванными от остального мира. Поэтому стали распространяться методики, главная цель которых - интеграция детей с особыми потребностями в общество. В Москве появилась муниципальная программа по созданию бесплатных интегративных детских садов (в них объединяются особые и обычные дети). Большинство негосударственных центров помощи детям-инвалидам выросли из родительских или научных объединений. Занятия в них платные, но для семей с небольшим достатком существуют программы скидок. Альтернативные методики (лечение с помощью животных или арттерапия) требуют немалых затрат (одно лечебное занятие с дельфином обходится примерно в 500 руб.). Если родители не в состоянии оплатить эти расходы, они пока вынуждены самостоятельно искать спонсоров среди российских и зарубежных бизнесменов и меценатов.

"Жизнь нашей семьи изменилась к лучшему"

Семья Феклисовых: мама Оксана, папа Игорь, дочь Евгения (21), сын Владимир (18), сын Алексей (7) и сын Федя (3) .

Оксана: "Федя родился, когда мне было 39 лет. К тому времени у нас уже было трое детей, и мы осознанно решились на четвертого. О синдроме Дауна мы узнали, когда Федя уже появился на свет. Первое время мы переживали депрессию, задавая вопрос: "За что?" Правда, никаких сомнений в том, чтобы оставить ребенка, у нас не было, хотя в роддоме предлагали отдать его в детский дом. Реакция детей на то, что у малыша синдром Дауна, была разной. Старшая дочь узнала первой. Сначала плакала, а потом сказала: "Мы все равно будем его любить". И с того времени Женя - моя помощница, защитница Фединых интересов. Она считает, что в окружающих людях живут "советские стереотипы", которые мешают относиться к нему спокойно. Я вижу, что самая негативная реакция на Федю идет не от мам и пап, а от бабушек - людей преклонных лет. Я их где-то понимаю. Мне стыдно признаваться, но раньше я испытывала брезгливость по отношению к таким детям. Кстати, нашим родным бабушкам мы рассказали о Федином диагнозе только через два года после того, как он родился.

Конечно, первое время мы пребывали в очень подавленном состоянии. Мы жили там, где выросли старшие дети, где нас все знали, и мы чувствовали сложное отношение к Феде и к себе. Мы решили переехать в другой район Москвы. На новом месте нас будто "отпустило", появились новые силы. Мы не скрываем того, что у Феди синдром Дауна, и большинство окружающих реагируют на это нормально. Мало того, Федя придал нашей семье мощный толчок для развития. После погружения в собственное горе у нас наступил некий прорыв. Мы с мужем оба по образованию переводчики. Я долго не работала, но сейчас получаю второе высшее образование - психолого-педагогическое. Нам невероятно повезло, что мы оказались в Центре "Даунсайд Ап", где Федя может заниматься, а я - общаться с другими родителями. Я мечтаю, чтобы в будущем Федя смог учиться, нашел простую работу и был счастлив. И все время думаю о словах, сказанных одной женщиной в храме: "Как же вам повезло иметь такого ребенка!" Я верю, что только помогая слабым, человек может обрести себя по-настоящему".

Из жизни ангелов

Каждый год один из 600-800 детей рождается с . Эта цифра практически одинакова во всех странах. Она не зависит от уровня и образа жизни, экологии, социального статуса, привычек и здоровья родителей, а также от того, как проходит беременность. Единственное, что удалось обнаружить ученым, - тот факт, что у женщин старше 35 лет такие дети рождаются в несколько раз чаще. Джон Лэнгдон Даун впервые описал синдром и дал ему свое имя в 1866 году, но только в 1959-м было выявлено его хромосомное происхождение.

Главные отличия

На Западе будущим мамам старше 35 лет советуют делать плода (инвазивное исследование). В России многие родители не знают, что у ребенка синдром Дауна вплоть до появления малыша на свет.

Мифы и легенды

Вокруг синдрома Дауна существует множество предрассудков, не имеющих ничего общего с действительностью.

  1. Ребенок с этим диагнозом - умственно отсталый. Такие дети способны многому научиться. Им нужно больше времени, чтобы освоить какую-то деятельность, но они ответственны и педантичны, и это помогает в обучении. У многих детей феноменальная память. В газете "Сделай шаг", выпускаемой "Даунсайд Ап", рассказана история Коли Долуханяна, который пишет стихи, помнит тысячи песен, сотни телефонов и дат, разгадывает кроссворды.
  2. Ребенок не в состоянии ухаживать за собой. Дети умеют выполнять домашнюю работу, ходить в магазин, ориентироваться в транспорте, обращаться за помощью к окружающим. Мало того, некоторые могут помогать другим. В "Даунсайд Ап" есть сотрудница, у которой синдром Дауна, она сегодня сама работает с детьми, и вполне плодотворно.
  3. Проявлять свои чувства к ребенку с синдромом Дауна бессмысленно, потому что он не сможет их оценить. На самом деле дети эти удивительные - эмоциональные, открытые, ласковые. Им обязательно надо проявлять свои чувства, поэтому они часто радуются незнакомым людям, могут обнять того, кто понравился.
  4. Когда ребенок вырастет, он не сможет работать. Это, скорее, вопрос общественного отношения к людям с синдромом Дауна, а не их возможностей. Конечно, с такими детьми надо много заниматься речью, ведь строение челюсти мешает им произносить часть звуков. Невозможно предсказать, какого уровня сможет достичь такой ребенок. Вряд ли он сможет выполнять сложные профессиональные задачи, вести напряженные переговоры. Но люди эти вполне могут трудиться в сфере обслуживания, набирать тексты на компьютере, делать ручную кропотливую работу. Кроме того, многие люди с синдромом Дауна обладают творческими способностями. Особое видение мира и эмоциональность позволяют им быть художниками, скульпторами, музыкантами, актерами.
  5. Нет смысла вкладывать силы в занятия с малышом, потому что он проживет немного. Еще недавно люди с синдромом Дауна жили не больше 20-25 лет. Но причиной ранней смерти был не сам синдром, а сопутствующие заболевания. Сейчас на Западе средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна - 60 лет.
  6. С таким ребенком вы окажетесь в изоляции. Многие взрослые считают, что ребенок - "дауненок" представляет собой опасность для других. Это неправда. Дети с синдромом Дауна способны показать пример дружбы и искренней любви. Никакой агрессии (в том числе сексуальной) от таких детей не исходит. Что же касается общества, то в Москве работают два интегративных детских сада и ряд коррекционных детских садов, куда ходят и дети с синдромом Дауна, и совершенно обычные. А специалисты центра "Даунсайд Ап" могут посетить родителей уже в роддоме.

"Иногда люди даже не подозревают, что говорят с неслышащим ребенком"

Семья Шалабиных: мама Елена, папа Михаил, сын Владик (8) и дочка Аня (4) .

Елена: "Моего сына любят все! Я очень хотела ребенка, мечтала о нем. Когда узнала о своей беременности, то была счастлива невероятно. Представляла, как буду учить своего малыша иностранным языкам, (я преподаватель). Владик появился на свет на месяц раньше срока. Роды были сложные, мне кололи много лекарств, и мальчик родился весь зажатый, с крепко прижатыми к телу ручками. Медсестра поставила Владику капельницу в вену на голове, но, видимо, сделала это неправильно - все лекарство ушло под кожу, образовался огромный отек. День был выходной, и никто не обращал на моего сына никакого внимания. Мне ни в чем не признавались, только через несколько дней Владика увезли в детскую больницу безо всяких объяснений. Уже там врачам пришлось лечить отек сильными лекарствами, в том числе антибиотиками и мочегонными. Только потом я поняла, что они и были причиной глухоты (эти препараты так и называют - ототоксичные). Владик развивался совершенно нормально, вовремя встал, сел, пошел. Правда, были странные моменты: например, он не говорил, только повторял звук сирены игрушечной машинки. Однажды мы гуляли на улице, рядом упала бутылка, а он даже не повернулся на звук. Когда мы пошли в детский сад, там впервые меня спросили: "Что у ребенка со слухом?" С того момента начались мои походы по врачам, где выяснилось, что левое ушко у него совсем не слышит, а на правом осталось 30% слуха. Мне советовали отдать Владика в интернат, но я решила, что должна помочь ему сама. Мы ездили на занятия к сурдологам в любую погоду. Однажды психолог сказала, что у Владика очень высокий интеллект, надо только "вытащить" его на поверхность. Эти слова вдохнули в меня силы. А потом я узнала про Центр Эмилии Ивановны Леонгард и, обзвонив всех знакомых, нашла телефоны. Так мы стали учиться слышать и разговаривать. Дома - по учебникам и книгам, в Центре - с педагогами. Подобрали слуховой аппарат, и Владик, потрясенный открывшимся ему миром звуков, стал болтать буквально без остановок. Потом мы начали заниматься музыкой, и он стал играть лучше многих слышащих детей. Потом я забеременела второй раз. Под Новый год появилась наша Анечка - красавица. Когда она выходит во двор, то очень гордо говорит: "А у меня есть большой брат!" Владик - такой чудесный и очаровательный мальчик, что все остальное не так уж важно.

Тихий мир

Малыш улыбается, услышав мамин голос. Поворачивается на звук включенного радио. Вздрагивает при шуме. Все это нормальные реакции ребенка первых лет жизни. Но некоторые дети ведут себя по-другому. Они такие же веселые и сообразительные малыши, и многие родители далеко не сразу обнаруживают, что ребенок не слышит всех звуков. Часто диагноз "глухота" или "тугоухость" ставят только в два-три года, когда выясняется, что ребенок не начал говорить.

Такие разные причины

Глухота и тугоухость могут быть врожденными или приобретенными. В последние несколько лет благодаря бурному развитию молекулярной генетики появилась надежда, что вскоре можно будет узнавать о генетических нарушениях на 7-8-й неделях беременности. Причинами отклонений могут быть инфекционные заболевания (самым опасным для слуха считается краснуха), которые перенесла будущая мама, тяжелый , лечение некоторыми видами антибиотиков. Приобретенная глухота появляется после болезней и травм. Самые активные "поставщики" - воспаление среднего уха, грипп, травмы уха и головного мозга. Опасными для слуха называют антибиотики из группы аминогликозидов (стрептомицин, неомицин, гентамицин и др.) Иногда удар по голове или попадание в ушко ребенка какого-нибудь предмета могут привести к снижению слуха.

Различные виды терапии для детей-инвалидов

Иппотерапия

Там, где бессильны человек и лекарства, на помощь приходят животные. Иппотерапию - лечение лошадьми - сегодня рекомендуют при детском церебральном параличе, травмах головы, вегетососудистой дистонии, полиомиелите, эпилепсии, умственной отсталости, аутизме и даже алкоголизме и наркозависимости. Температура тела лошади на полтора градуса выше температуры тела человека. От спины лошади идет тепло, которое разогревает всадника и улучшает кровоснабжение ног. Это особенно полезно тем, кому трудно ходить. При верховой езде у человека работают практически все группы мышц, ведь нужно удерживать равновесие. Ритмичность верховой езды нормализует работу мозга.

Канистерапия

Канистерапия - научное название явления, которое известно давным-давно: собака может стать не только другом, но и врачом. Однако лишь недавно в нашей стране появились реабилитационные программы для детей с нарушениями в развитии, где главными действующими лицами стали собаки. Например, в подмосковном кинологическом центре "Ордынцы" успешно применяется программа по лечению малышей с . Дети ухаживают за собаками (расчесывание шерсти улучшает мелкую моторику), дрессируют их (учатся четко произносить слова), а главное - двигаются. Есть случаи, когда ребенок вставал с инвалидного кресла, превозмогая боль, чтобы гулять с любимой собакой. Обладающие безошибочным чутьем, собаки улавливают малейшие изменения в настроении, отвечают на них быстро и эмоционально, что дает ребенку чувство собственной ценности. Даже глубоко погруженный в себя малыш не может не реагировать на бурную радость собаки при встрече или тоску при расставании. Рядом с собакой он начинает чувствовать себя, с одной стороны, защищенным, а с другой - ответственным за близкое существо.

Арттерапия

Человек, способный из обыденности создавать музыку, картину, стихи, не такой, как все. А творчество, в свою очередь, помогает находить в себе нечто, скрытое до поры до времени. Арттерапия - одно из наиболее популярных сегодня направлений психотерапии, в том числе в области реабилитации детей. С помощью рисования дети, не умеющие наладить контакт с внешним миром, могут выражать свои эмоции, улучшают координацию рук (а это гармонизирует работу мозга), развивают наблюдательность и фантазию. Занятия музыкой помогают снять физическое и эмоциональное напряжение. Играя на музыкальных инструментах, ребенок учится управлять своим телом. По методикам, связанным с арттерапией, работают психологи-дефектологи Центра лечебной педагогики и "Даунсайд Ап".

Делъфинотерапия

Впервые использовать дельфинов для лечения стал американский ученый Дэвид Натансон в 1978 году во Флориде. С тех пор эти умные животные помогли сотням тысяч человек, но никто так толком и не понял, как это происходит. Появился даже Международный институт дельфинотерапии, исследующий это явление. Дельфинам всегда приписывали чудесные свойства: кто-то считает, что они обладают экстрасенсорными воздействием, другие - что дельфины касаются именно тех точек на теле, которые отвечают за больные органы. И почти все ученые сходятся во мнении, что пребывание рядом с дельфинами - это всегда выброс адреналина и гормонов удовольствия, которые повышают иммунитет. А морская вода создает для этого идеальный фон. Дельфины помогают детям с аутизмом (у 97% наступает улучшение) и с синдромом Дауна. Загадочно, но дельфины как будто знают о том, что тревожит ребенка. Уже после 15 минут совместного купания зажатые дети эмоционально раскрепощаются, агрессивные успокаиваются, замкнутые начинают общаться... Психологи считают, что дельфины знают некие особые "кнопки", помогающие раскрыться внутренним резервам ребенка.

Наталия

13.03.2008 18:42:11, Эмилия Деткина

Судовольствием пообщалась бы с единомышленниками. Я занимаюсб канистерапией уже несколько лет. педагог в системе дополнительного образования (общий педстаж 25 лет), эколог, кинолог, владелец питомника собак, руководительшколы юных хендлеров. Создала учебнуб программу "Канистерапевт и реабилитация детей с проблемами в развитии", сейчас веду занятия в коррекционной школе в Казани, опубликовала тематическую статью в журналах "Шнауцер сегодня" и "Ласка".

В последнее время все чаще встречаются родители, которые обеспокоены задержкой развития речи у своих детей. Однако не все задумываются о том, как чрезвычайно важно правильно общаться со своим ребенком. Как ценен для малыша каждый жест, каждый взгляд, каждое слово мамы и папы.

Нередко случается, когда глядя на соседского мальчика мама вздыхает: «Тот говорит без умолку, а мой молчит…».

И вот возникает вопрос: «А вы с ним разговариваете?»...

До сих пор многие считают, что не зачем говорить с ребенком, пока он ничего не понимает. А между тем, совершенно не достаточно оснований так думать. Если ребенок и не знает точного смысла обращенных к нему слов, он воспринимает их общий смысл благодаря интонации, мимике, тону голоса. Даже когда малыш не осознает всего, с ним, тем не менее, нужно говорить – как раз для того, чтобы он постепенно обучился понимать речь.

Способность воспринимать язык для людей является врожденной способностью. У ребенка не возникнут проблем с освоением речи, если с раннего детства он будет слышать обращенные к нему слова – соответствующие ситуации, наполненные смыслом, разнообразные по интонации. Если ребенок с раннего возраста не будет участвовать в процессе вербальной коммуникации, его врожденные способности к речи не получат должного развития.

Говорить с ребенком необходимо обо всем, что окружает его, что может видеть и делать он сам. Причем важно говорить правильным, однако, не научным языком. Следует рассказывать и объяснять все, что вы делаете вместе. Все, что только можно вы проговариваете, называя все действия и для чего нужны те, или иные предметы. Очень помогают сказки и песенки. Важно не просто читать сказку, как некий текст, необходимо вкладывать в сказку эмоции, ведь маленький ребенок ищет объект для подражания и родители - самые главные образцы.

Разговаривая с ребенком, вы побуждаете его тоже говорить с вами. Любое ваше слово - это новый кирпичик в его голове, это расширение его словарного запаса.

Говорить с ребенком необходимо и в его основной деятельности - в игре. Только играя можно побудить ребенка к диалогу с вами и запомнить много новых слов. Как попросить, как правильно дать и выучить признаки предметов.

Играйте с ребенком, но не молча. Запомните, важна не просто речь, обращенная в пространство, а та речевая среда, которую вы можете создать.

Интересно ещё и то, что ребенок впоследствии начнет говорить вашими словами, поэтому не забывайте о том, что и как говорите вы сами.

Не менее важный процесс в развитии речи ребенка, это фонематический слух. От того, насколько сформирован данный навык, зависит то, как правильно ваш ребенок будет произносить звуки в речи. Все это формируется не сразу, но важно привлекать внимание ребенка к тому, что он слышит. Начните с неречевых звуков (звуки воды, машин, дождя, голоса животных и прочее). Все это способствует развитию нужного нам фонематического слуха. Затем, обращайте внимание на те слова (особенно длинные), которые ребенок произносит с ошибками.

Итак, подведем итоги.

Для того чтобы темпы речевого развития ребенка раннего возраста соответствовали норме, важно соблюдать ряд правил:

  • Разговаривайте с малышом. Произносите правильно слова, не коверкая их, и не торопитесь.
  • Читайте доступные для понимания в данном возрасте стихотворения, сказки и рассказы эмоционально, четко проговаривайте слова, не спешите скорее закончить.
  • Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
  • Рассматривая картинки в книжках, в подробностях описывайте все объекты, которые на них изображены.
  • Смотрите мультики вместе. А затем расспросите малыша о том, что он увидел, объясните непонятные моменты.
  • Побуждайте ребенка к общению со своими сверстниками, а также со старшими детьми, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
  • Играйте с ребенком. Действия с игрушками сопровождайте характерными звуками и фразами, например, споем песенку кукле - «а-а-а», поезд едет «чух-чух, ту-ту» и т.д.
  • Создавайте «проблемные ситуации». Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом. Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
  • Исправляйте ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
  • Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук: играйте в "Ладушки" или "Театр теней". Это не только интересно, но и полезно.

Описанные приемы помогут не только более интересно и увлекательно проводить совместное время с ребенком, но и принесут ощутимую пользу в развитии речевых и интеллектуальных способностей малыша.

Любите своих детей, играйте, говорите с ними, и результаты не заставят вас ждать!

«Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, - жалуется мать 14-летней Екатерины. - Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках». Ей вторит мать 11-летнего Егора: «Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит. Если я его упрекаю, он возражает: «Я же уроки делаю». Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит».

Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи.

«Представьте, что мотивация - не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности. Например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый», - предлагает Алан Каздин, доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не остаются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

В чем именно проблема?

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

1. Свободное время

Обладать свободным временем - это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время.

Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании.

Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками - делать все, чего хочется в этот момент.

2. Домашние дела

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым.

В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

3. Признаки депрессии

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе.

Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного») или безнадежность в отношении будущего («это все закончится так же плохо, как и всегда»), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

4. Рассеянность

Также возможно, что ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной становится отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде.

У ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей дети воспринимают серьезнее

У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз - «синдром дефицита внимания», но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

5. Стресс

Отсутствие мотивации может также стать реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни дети воспринимают гораздо серьезнее.

Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

6. Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Что можно сделать?

Даже если бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все попытки разжечь интерес хоть к чему-то.

Конечно, если ребенок проводит большое количество времени с товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.

Р ечь – один из многочисленных навыков малышей, по которому принято судить о развитии ребёнка и его полноценном поэтапном созревании. Одни из них начинают разговаривать едва достигнув годовалого возраста, другим требуется несколько лет, чтобы освоить хотя бы минимальный набор фраз. Именно длительность доречевого периода вызывает у родителей наибольшее количество вопросов. О становлении речи у детей мы поговорили с логопедом высшей категории, врачом с многолетним стажем Яной Полей .

Правда ли, что, несмотря на развитие технологий в современном мире, практически каждый ребёнок в возрасте от двух до четырёх лет вынужден обращаться к специалисту с этой проблемой?

– Я бы сказала: благодаря технологиям. Речь – очень хрупкий инструмент. С одной стороны, наличие речи определяет развитие нашей цивилизации, с другой стороны, в биологическом смысле, она появилась у нашего вида совсем недавно. И при малейших неблагоприятных воздействиях она страдает. Это могут быть как лёгкие нарушения, так и тяжёлые – отсутствие речи, заикание. И у каждого из них разные причины. В группе риска те дети, чей организм подвергался вредоносному влиянию во внутриутробный период и в раннем возрасте, кто часто болеет, имеет хронические заболевания.

С другой стороны, благодаря развитию медицины, мы уже примерно сто лет умеем выхаживать недоношенных детей, исправлять последствия генетических изменений или тяжёлых болезней. Но это часто сопровождается нарушениями речи. А поскольку численность населения планеты растёт с каждым годом, то и в логопедической помощи стало нуждаться больше детей и взрослых. Раньше людей с проблемами в развитии речи просто оставляли без помощи, потому что ещё не знали, что с этим делать, и часто приписывали им интеллектуальные или психические проблемы.

С какого возраста ребёнок начинает понимать речь родителей?

– К году дети понимают интонации, отдельные слова, часто связанные с конкретным объектом. Постепенно объём пассивного словаря расширяется, увеличивается понимание. Первичное понимание речи можно наблюдать уже в 6-8 месяцев, например, мы называем игрушку, а ребёнок ищет её глазами. В два года дети уже способны понять простой рассказ с опорой на картинку. Чем больше мы разговариваем с детьми, тем больше они потом разговаривают с нами, и тем лучше и быстрее развивается их речь.

Может ли отсутствие речи говорить о серьёзных заболеваниях?

– Здесь мы смотрим, как именно «отсутствует речь», поэтому и просим показывать детей логопедам и врачам в два, три года и в пять лет. Это самые важные возрастные моменты, когда видно всё хорошее и всё плохое в развитии ребёнка. Когда ко мне приводят малыша, у которого нет речи или она не соответствует возрастным нормам, то в первую очередь я направляю родителей на консультацию к отоларингологу, чтобы исключить снижение слуха, и к неврологу, чтобы разобраться в причинах отсутствия речи.

– В каком возрасте ребёнок должен начать говорить?

– Первые слова появляются около года, фразы – около полутора лет. А то, что обычно родители понимают под речью – фразы из трёх-четырёх слов – в норме появляются в 2-2,5 года. Обычно в три года дети очень прилично общаются, могут рассказать о себе, шутить, пересказывать увиденное или услышанное. Понятно, что бывают индивидуальные особенности развития, но обычный ребенок в 2-2,5 года уже говорит.

– Могут ли игры с современными гаджетами, различными электронными устройствами влиять на задержку речи или, наоборот, помогать её становлению?

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

– Позднее становление речи может повлиять на развитие других способностей ребёнка?

– Несомненно. У речи есть две основные функции – когнитивная и коммуникативная. То есть добыча информации и общение с социумом. Если человек не может получать новую информацию, не может общаться, то его жизнь весьма затруднена.

– Что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?

– В разном возрасте разное. С года до двух лет родителям стоит обратить внимание на то, как формируется пассивный и активный словарь. То, что понимает малыш, и то, что он использует. Если в два года у ребёнка совсем нет фразовой речи, мало слов, то надо бы навестить логопеда. Если малыш не реагирует на звуки, то стоит бежать к врачам сразу, до логопеда. В пять лет – если ребёнок говорит с многочисленными грамматическими ошибками, коверкает слоговую структуру слов, с трудом может пересказать фильм или рассказ. Если в целом речь сформирована нормально, но нарушено звукопроизношение, то с пяти лет лучше заняться этим вопросом и исправить нарушения до школы.

– Что нельзя делать при воспитании ребёнка, чтобы не навредить становлению его речи?

– Все «нельзя» вытекают из одного: первые три года речь ребёнка развивается в общении со своими близкими, которым он подражает. А ближе всего к малышу мама и папа - пусть он подражает правильной речи. Нельзя ограничивать ребёнка в игре и движении. Нельзя подвергать его стрессам, в том числе и занятиям, связанным с зубрёжкой, с неподвижным сидением в одной позе. Чтобы лучше развивалась речь, надо чтобы полноценно развивался мозг, мышление.

– Речь у мальчиков и девочек развивается одинаково?

– По-разному, но не так, как об этом сообщают народные мифы, например, что мальчики начинают говорить позднее девочек. Может быть, и позже, но не на год и не на три. Скорее, у мальчиков чаще встречаются речевые проблемы, а в развитии они отстают от девочек в среднем на пару недель.

Что делать, если ребёнок не говорит, а объясняется только жестами?

– Если мы знаем точно, что слух ребёнка сохранён, то мы должны понимать и произносить вслух то, что он хочет сказать. Например, малыш показывает на чашку: «Ты хочешь пить? Это твоя чашка. На, сок. Вот твой сок». Если что-то делаем с ребёнком, то обязательно всё называем. Даём игрушку: «На, мишку. Я тебе даю мишку». Моем руки: «Помоем руки, вот вода, вот мыло, давай намылим пальчики, ладошки». И обязательно посоветоваться с логопедом, как именно стимулировать возникновение речи. Маленьким детям естественно опираться на жесты и мимику. У них ещё нет слов, они неловкие в физическом плане, только-только учатся управлять своим телом. Жесты для них - понятный и доступный способ что-то высказать. Но мы обязательно должны сопровождать их словами, показывая пример речи.

– Существуют ли нормы развития речи по годам (месяцам), и для всех ли они подходят?

– Существуют и подходят всем. Поэтому и называются «нормы». Понятно, что всё усреднённое. Например, ребёнок в два года должен иметь словарный запас примерно 200-300 слов, но если ваш малыш оперирует сотней слов, то это не признак неразвитой речи. Да, есть нормы, на них можно ориентироваться, но у каждого ребёнка есть свои особенности развития.

Есть вопросы? Напишите в комментариях!

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!