Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 5»
Волоколамского муниципального района
Московской области
у детей старшего дошкольного возраста
«У реки»
Подготовила:
учитель-логопед: Калашникова Л.В.
Проект по развитию связной речи
у детей старшего дошкольного возраста «У реки».
Проект познавательно - практический, краткосрочный.
I . Пояснительная записка
1.1.Актуальность темы
В дошкольном возрасте закладываются основы для формирования четкой, красивой, грамматически правильной речи, что является важным условием умственного и речевого развития ребенка . Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед.
Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.
Хорошая, чистая, грамотная речь - показатель уровня развития дошкольника. Речь является средством регуляции высших психических функций. Регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода к школьному обучению.
Развитие монологической речи - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В системе логопедических занятий обучение детей с ОНР лексически насыщенной, четкой и грамматически правильно оформленной связной речи является наиболее актуальной. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, его смысловые звенья, но и использовать накопленный в процессе обучения в логопедической группе словарный запас, подбирать адекватные смысловые замены, уметь грамматически и синтаксически правильно строить предложение, а также пользоваться разнообразными средствами выразительности: интонацией, логическим (фразовым) ударением, иметь хорошую дикцию.
1.2 . Цель проекта:
Развивать связную речь детей с ОНР;
1.3. Задачи:
Образовательные:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.
Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.
Закрепление представлений о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;
Расширение знаний о цветах, деревьях в летний период;
Уточнение, активизация и расширение словаря по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;
Совершенствование грамматического строя речи (употребление и образование существительных и прилагательных в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласование местоимений и числительных с существительными, подбор слов-антонимов)
Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;
Упражнять в составлении и распространении предложений по картине;
Упражнять в составлении предложений по опорным словам;
Учить распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;
Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине;
Учить обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
Развивающие:
Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
Стимуляция мыслительной и речевой активности детей;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие дыхательной функции;
Воспитательные:
Воспитывать бережное, заботливое отношение и любовь к живой природе;
Стимулировать положительные эмоции детей;
1.4. Ожидаемые результаты:
Сформированность навыка самостоятельного составления рассказа по сюжетной картине.
II . Условия реализации проекта.
2.1. Срок реализации – три недели (июнь).
2.2. Возраст детей – старшая логопедическая группа
2.3. В результате реализации проекта ребёнок должен:
Улучшить навыки речевого общения и речевой коммуникации у детей старшей группы, навыки построения связных монологических высказываний ;
- иметь представления о насекомых, цветах и деревьях в летний период;
Обогатить свой активный и пассивный словарь по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;
Уметь практически употреблять в речи существительные и прилагательные в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласовывать местоимения и числительные с существительными, подбирать слова-антонимы;
Уметь подбирать слова-действия и слова-признаки к предметам;
Расширить и активизировать свой предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;
Уметь составлять и распространять предложения по сюжетной картине;
Уметь составлять и распространять предложения по опорным словам;
Уметь распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;
Уметь составлять связный рассказ по сюжетной картине;
Уметь обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
Использовать пальчиковую, дыхательную гимнастику и упражнения для развития мелкой и общей моторики в повседневной жизни, в игровых ситуациях;
III. План реализации проекта
п/п
Мероприятие
Ответственный
Сроки
Подготовительный этап
Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей с ОНР
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
май 2016г.
Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
май 2016 г.
Составление примерного перспективного планирования работы с детьми.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
май 2014 г.
Укрепление материально-технической базы:
Приобретение пособий, методической литературы;
Изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
в ходе реализации проекта
Деятельностный этап
1.
Непосредственно образовательная деятельность (предварительная работа)
теме «Насекомые»
Лексико-грамматическое занятие по
теме «Лето»
Лексико-грамматическое занятие по
теме «Цветы»
Итоговое занятие по развитию связной речи «У реки» (составление рассказа по сюжетной картине)
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
май
май
май
июнь
2.
Индивидуальная работа
Рассматривание иллюстраций по темам «Насекомые», «Лето», «Цветы», предметных картинок на тему «В походе»
Закрепление обобщающих понятий.
Рассматривание насекомых на улице, называние их частей тела.
Рассматривание летних цветов, деревьев, называние их частей
Графические задания: обведи по контуру, заштрихуй цветок, дорисуй, чего не хватает.
Д/игры «Один и много», «Посчитай», «Жадина»,… итд
Д/игры «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кого много на лугу?», «Что возьмем с собой в поход к реке?»… итд
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
Предварительная работа в мае, закрепление в ходе проекта
июнь
июнь
июнь
июнь
июнь
июнь
3.
Индивидуально-подгрупповая работа
Упражнения на координацию речи с движением: «Гусеница», «Угадайте, где мы были», «Мотылек», «Пчела», подвижные игры «Речка», «На лужайке»
Пальчиковая гимнастика: «Цветочек», «Паучок», «Пчела»
Д ыхательные упражнения: «Подуй на бабочку, на пчелу, на стрекозу», упражнения на развитие продолжительности речевого выдоха.
Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»
Д/игры «Подбери признак», «Подбери действие» и другие
Составление предложений по опорным картинкам, по опорным словам, по картине,
Распространение предложений однородными членами, другими членами предложений
Отгадывание загадок
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
июнь
июнь
июнь
июнь
июнь
июнь
июнь
июнь
Заключительный этап
1.
Работа с родителями
Мини-консультация для родителей
«Развиваем связную речь»
Презентация по теме проекта «У реки»
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
учитель-логопед
Калашникова Л.В.
июнь
июнь
IV . Методическое обеспечение
Литература
количество
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М.: Айрис-пресс, 2008
Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР»
Спб.: «Детство-Пресс», 2007
Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для логопедов и родителей». СПБ,: Детство-Пресс, 2002
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики грамматического строя у детей с ОНР» --Спб, 2001г..
Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (сборник упражнений) –М,: Гном и Д, 2001
Бунеева Р.Н., Бунеев Е.В. «По дороге к азбуке» --М,:Баласс, 2002
Интернет-ресурсы
V . Дидактическое обеспечение.
ПособиеКоличество
Демонстрационный материал:
Насекомые;
Цветы;
Деревья;
Серия сюжетных картин по теме «Лето»;
Сюжетная картина «У реки»
Художественная литература для чтения и рассматривания иллюстраций.
- Загадки о насекомых, цветах, лете.
Н. Заболоцкий «На реке»
Песенка «Улитка» молд., обработка Токмаковой И.
Русская народная песенка «Вот пришло и лето красное»
Песенка «Божья коровка…»
Руская народная песенка «По дубочку постучишь…»
Рассказы Бианки В.
В Катаев «Цветик-семицветик»
Дидактические игры
Д/И «Жадина»
Д/И «Один и много»
Д/И «Посчитай»
Д/И «Кого много (на лугу)»?
Д/И «Подбери признак»
Д/И «Где находится предмет?»
2 набора
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
2 набора
один плакат
Раздаточный материал
По теме «Насекомые»
По теме «Цветы»
По теме «Деревья»
Раздаточный материал по играм «Кого много?», «Посчитай?»
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
Аудио и видеозаписи для показа и прослушивания:
Презентация «Насекомые»
Презентация «Цветы»
Видеоматериал «Лето»
Картотеки:
пальчиковая гимнастика
координация речи с движением
дыхательная гимнастика
Тип проекта : обучающий, творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.
Продолжительность проекта: пол года.
Цель проекта: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования составления описательных рассказов.
Задачи проекта:
Проанализировать научную литературу;
Формирование грамматического строя речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие связной речи.
Результаты апроекта:
1. Создание картотеки игр для развития словаря детей.
2. Консультация для родителей «Речевые игры дома».
3. Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».
4. Создание «Чудо-дерева» совместно с родителями.
5. Создание альбома «Красивые слова».
Актуальность проекта:
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.
Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.
Монологическая речь-это организованный и развернутый вид речи, который более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).
Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский,С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев,Л. В.,В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский,Е. И., О. И. Соловьева др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.
Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:
Рассказывание по картине;
Пересказ литературных произведений;
Составление описательных рассказов об игрушках;
Составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание);
Составление рассказов из личного опыта;
Рассказывание по серии сюжетных картин;
Составление рассказов по мнемотаблицам, картинно-графическому плану.
Исследования последних лет (О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность монологической речи.
Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Предполагаемый результат : При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут сопровождать свою деятельность речью.
Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые.
Этапы реализации:
I.Этап проектирования :
Выдвижение гипотезы;
Определение цели и задач проекта;
Цель данного этапа: повышение компетентности по теме:”Развитие связной монологической речи средствами описательного рассказа у детей среднего дошкольного возраста”.
Систематизация материала (конспекты, памятки, рекомендации).
Создание предметно-развивающей среды.
II.Творчески-продуктивный этап (практический).
Цель данного этапа: поиск эффективных форм работы с детьми.
Отбор материала;
Анализ методов и приемов (открытые занятия, дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации и т. д.);
Планирование, распределение материала;
Работа с родителями (консультации).
Выступление на педсовете с докладом «Современные формы и методы по развитию речи в детском саду»
2.1Овладение связной монологической речью зависит от многих условий:
Речевая среда;
Социальное окружение;
Семейное благополучие;
Индивидуальные особенности личности;
Познавательная активность ребенка и т. п.
Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов,специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:
1. Называние предмета (что это? кто это? как называется). 2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? Какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем?).
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
Сюжетные (образные):куклы,машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
Наборы, составленные воспитателем или детьми- мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка, заяц и собака и т. д.
Составление загадок.
Учить детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.
Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.
Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами. Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю реже т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).Среди словесных методов выделяют в основном те, которые связаны с художественным словом. Хотя на некоторых занятиях используют метод рассказа воспитателя и метод беседы.
Каждый метод представляет совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии я широко применяю разнообразные приемы развития речи:
Речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаю такими приемами как пояснение и указание;
Повторение (практикую повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение);
Объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов);
Словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов);
Вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие).
2.2. Планирование работы с детьми.
Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:
Воспитывающий характер обучения.
Любое занятие по развитию речи основано на триединстве: воспитание, развитие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.
Доступность материала.
Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.
Системность обучения.
Сентябрь: Рассматривание игрушек . Формировать умение рассматривать игрушки, учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки. Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.
Октябрь: Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в сказку». Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.
Задачи
1.Образовательные:
учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.
2.Развивающие:
развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, память.
3.Воспитательные:
воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к книгам.
Ноябрь : Работа с «Чудо-деревом». Выполнение различных заданий по формированию связной монологической речи, составление и разгадывание загадок, разучивание потешек, прибауток.
Работа с дидактическими играми:
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки, фасоль) применяются в таких играх, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из листьев?», «Кто скорее сделает узор из фасоли?»и др.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры разнообразны по видам:
предметные картинки, парные картинки, лото, домино.
В ходе таких игр развивается память
Декабрь Составление рассказов, используя мнемотаблицы, картинно-графические планы и др. современные формы и методы по формированию связной речи.
Формирование умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, свойства, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание, речь.
Январь. Открытое занятие по развитию речи. «В мире профессий».
Цели:
1) закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т.д.), об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы; разучить стихотворение «Мой мишка» с помощью мнемотаблицы.
2) Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку с символом.
3) Воспитывать интерес к различным профессиям.
Предварительная работа :
Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,
Игра «Кому что нужно»,
Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,
Работа с мнемотаблицами
Рассматривание схемы «Профессии», с/р игры «Шоферы», «Магазин». Продолжать учить детей выстраивать свое высказывание по определенному плану. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
2.3. Взаимодействие с семьей по вопросам речевого развития детей.
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка - еще одно необходимое условие.
Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
Пальчиковые игры и упражнения;
Игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;
Дидактические игры на развитие связного высказывания.
Проводились консультации по развитию речевого дыхания и мелкой моторики рук.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендую родителям включать игровые дыхательные упражнения: ”Попади в ворота”,”Снежинки”,”Листопад”,” Чей листок улетит дальше?”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаю родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы, короткие считалки.
III. Заключительный этап.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Результативность работы.
Обследование связной речи проводилось по методике,разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО и соотносящейся с выполнением программы по развитию речи.
Выявление умения описывать предмет (игрушку, составлять описание проводилось по следующим критериям:
1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку;
2)рассказывает по вопросам педагога;
3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1)Ребенок описывает мяч;
2)перечисляет признаки;
3)называет отдельные слова.
3. Опиши собаку, какая она, или придумай про неё рассказ.
1)Ребенок составляет описание (рассказ);
2)перечисляет качества и действия;
3)называет 2-слова.
Оценка ответов производилась следующим образом. За каждое соответствие ответов под № 1,ребенок получает три балла; если ответы соответствуют № 2,то ребенок получает два балла; если ответы подходят под № 3-один балл. Таким образом, были выявлены уровни речевого развития:
9 и более баллов - высокий уровень;
6-8 баллов - средний уровень;
3-5 баллов - уровень ниже среднего;
менее 3 баллов - низкий уровень.
В обследовании принимала участие группа детей в количестве 32 человек.
Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:
С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);
Со средним уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);
Уровнем ниже среднего обладают 21 детей, что соответствует 66%;
Низкий уровень у 11 детей, составляющих 34%.
По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению описательной речи детей посредством занятий, дидактических игр.
Анализируя полученные данные, было выявлено следующее:
С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено;
Со средним уровнем выявлено 4 детей, что соответствует 12%;
Уровнем ниже среднего обладают 20 детей, составляющих 63%;
Низкий уровень у 8 детей, т. е. 25%.
Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования следует вывод: дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, т. е. ,называют признаки, перечисляют качества и действия, рассказывают по вопросам педагога, высказывают свое отношение к описываемому предмету. Хотя часть детей называют лишь отдельные слова, не связывая их в предложение, с трудом выделяют признаки и качества, односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить, что 25% детей находятся на низком уровне речевого развития.
Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) г. Москва, 2017
Актуальность проекта:
Во все времена для образования развитие речевых способностей детей всегда имело значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он будет нуждаться в помощи специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности. Рассказы носят творческий, оригинальный характер.
Проблема: Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка! Рассказы детей не должны являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок не должен терять интерес к рассказу своих сверстников.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Участники: Дети старшего возраста (5-7 лет) , воспитатель, учитель-логопед, родители.
Материалы: Методическая литература, подборка картин по возрасту, оформление картотеки «Дидактические игры по развитию речи» .
Основные направления работы с детьми:
Работа с родителями:
Методическое сопровождение:
Этапы реализации:
Планируемые результаты от реализации проекта:
Для воспитанников:
Для педагогов:
Продукты проекта:
ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ
И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»
Введение
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются
нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в
области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные
направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет
тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений
и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и
речи…» (Основные положения методики развития речи детей).
Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М.
Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному
языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные
речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря,
составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение
их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения
детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи
означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы
высказывать свои мысли.
Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества
дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена
развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные
методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А.
Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и
методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения).
Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М.
Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации
(«речевые жанры»).
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется
значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач
должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Результаты исследований данных учёных изменили подходы к
содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях.
Предпочтение отдаётся образовательной деятельности, объединяющей разные
виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное
творчество) и самостоятельной художественноречевой деятельности детей.
Изученные научные исследования в области речевого развития
дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его
эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования
предусматривают необходимость использования наиболее эффективных
путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа
единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного
возраста
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми,
тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о
своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями
задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за
помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также
владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры –
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их
центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к
завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь
и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей,
посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитикосинтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве
средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и
далёких предметов и явлений, интересуется причинноследственными
связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей;
обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном,
социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не
может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи
реализуется основная функция языка и речи коммуникативная. Общение с
окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной
речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития:
формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.
Поэтому развитие связной речи одна из главных задач, которую ставит
дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное
предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью
воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины,
описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родители мало
уделяют внимания на эту проблему.
Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и
потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками
педагогического процесса.
Задачи проекта:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе
дошкольного учреждения посредством использования разных форм
организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым
материалом.
3. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного
взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления
связной речи детей.
4. Организовать психологопедагогическое сопровождение ребёнка в
процессе реализации проекта, его продвижение и успешность
Принципы:
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и
психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с
опорой на следующие принципы:
1) научности (учёт современных достижений науки и практики);
2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений
проекта, творческого роста педагогов);
4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и
семьи.
Тип проекта: информационнопрактикоориентированный
Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста,
родители воспитанников.
Длительность: краткосрочный (15.1115.02)
Ожидаемый (предполагаемый) результат:
Использование активных форм работы по речевому развитию детей
способствовало активизации и обогащению словарного запаса,
совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной
и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их
контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной
инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают
трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого
развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу
внимательнее и доброжелательнее.
Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в
речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер
общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются
с педагогами и друг другом.
Практическая значимость:
Использование проектного метода обеспечивает стабильность,
устойчивость, целостность образовательного процесса.
Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение
адекватных форм, методов работы.
Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития
мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию
комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми.
Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на
учебный год, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками
образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их
родителями.
Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые
формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
Данный проект ориентирован на детей.
Этапы реализации проекта:
1. Организационноподготовительный (ноябрьдекабрь).
2. Основной (декабрьянварь).
3. Заключительный (январьфевраль).
Содержание и этапы реализации проекта
Организационноподготовительный этап
1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей».
Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч»,
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»,
«Дошкольник».
3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов
образовательной деятельности
4. Анкетирование родителей
5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие
дошкольников
Основной этап.
1. Пополнение развивающей предметнопространственной среды
дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом,
мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом
2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по
формированию связной речи дошкольников.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к
участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
5. Знакомство с основными способами перекодирования информации,
использование условно – графических моделей детьми в играх.
6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения
детей, формированию умений практического владения выразительной речью в
условиях детского сада и семьи.
7. Вовлечение родителей в совместную творческоречевую деятельность.
Реализация основного этапа
1. Работа с воспитанниками
Мероприятия
Время проведения
В течение проекта
Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
«Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя
мнемотехнику)
Игра – драматизация: «Ожившая сказка»
– Обучение приёму рассказывания сказки по таблице,
схеме;
– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);
– Использование приема изменения сюжета сказки: «Что
будет если…»
– Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»
– Сочинение сказок «Веселые сочинялки»
Речевые игры с движением
Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
–речевые тренинги с детьми;
– работа со схемами;
– динамические этюды;
– игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной
речи»
интерактивные игры
– составление писем: своему другу; на передачу;
письмо сверстникам в другой детский сад;
письма – загадки; письмо – приглашение.
Сочинение сказок на новый лад
Ритмопластика
Изготовление альбома «Мы любим сказки»
Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных
слов»
Игрыдраматизации по знакомым сказкам
Создание книжекмалышек
Акция «Подари книжку малышам»
ОД по обучению детей рассказыванию
беседа – диалог по теме недели
слушание аудиосказок
1. Взаимодействие с родителями