Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата. Логопедические упражнения. Игры для язычка (тренировка артикуляционного аппарата)

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата. Логопедические упражнения. Игры для язычка (тренировка артикуляционного аппарата)

Артикуляционные игры

Статические артикуляционные игры

Игра «Язычок на скамеечке»

Цель игры: развить артикуляцию ребенка,

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и положить на нижнюю губу. Можно сделать это так: «Высуни язычок, пусть он погуляет, посидит на скамеечке». Важно следить, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок подержит язык в таком положении в течение 10-15 с.

Игра «Язычок-чашка»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.

Игра «Язычок потягивается»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык далеко вперед, сделать его узким и тонким. «Язычок долго спал, пусть он потянется, высуни его вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Пусть малыш подержит язык в таком положении в течение 10 с.

Игра «Мостик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.

Игра «Подуй через трубочку»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык, загнув боковые края вверх и через получившуюся трубочку подуть. Действия можно сопровождать словами: «Давай изобразим ветер, только дуть будем не просто, а по особенному, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать). Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические артикуляционные игры

Игра «Часы»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.

Игра «Вверх и вниз»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.

Игра «Как вкусно»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10-15 раз.

Игра «Прятки»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование. Специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и высунуть вперед язык, а потом высовывать его и убирать: «А ты знаешь, что язычок любит играть в прятки? (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

Игра «Валик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка упереть кончик языка в нижние передние зубы, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Малыш должен «выкатывать» язык вперед и убирать вглубь рта. В отличие от предыдущего упражнения язык в форме валика перемещается вперед - назад. Повторить 10-15 раз.

Игра «Язычок-кисточка»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и кончиком языка провести от верхних резцов до мягкого нёба, потом от правых коренных зубов к левым: «А ты знаешь, что язычком можно работать, как кисточкой (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Выполнять в течение 10-15 с.

Игра «Как едет лошадка»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка цокать языком медленно и сильно. Действия можно сопровождать словами: «А ты помнишь, как едет лошадка? Цок-цок. Давай повторим вместе». Выполнить 10-15 раз.

Игра «Как растет гриб»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дотронуться языком до нёба и подержать его в таком положении 5-10 с. Действия можно сопровождать словами: «Знаешь, как растут грибы? Нет? Дотронься кончиком языка до нёба, вот так, а теперь аккуратно опускай подбородок». Выполнять нужно пружинящими движениями, опуская при этом подбородок вниз.

Игра «Сдуй снежинку»

Цель игры: развить артикуляцию, научить ребенка направлять воздушную струю посередине языка.

Оборудование: кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку высунуть язык вперед и приподнять таким образом, как если бы он хотел достать до носа. На нос ребенку нужно аккуратно положить кусочек ваты. Действия можно сопровождать словами: «Давай поиграем. Представь, что тебе на нос упала снежинка, сдуй ее (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Взрослый должен следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы.

Игра «Изобрази индюка»

Цель игры: развить артикуляцию

Оборудование: специального оборудования не требуется

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку приоткрыть рот и переднем краем языка провести по верхней губе вперед и назад, не отрывая язык от губы. Теперь можно попросить малыша: «Знаешь как болбочет индюк? Бл-бл-бл, попробуй так же»

Игра «Хомячок»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, не открывая рта, упереть язык с силой сначала в левую щеку, потом в правую, а потом приподнять и опустить его вверх и вниз, изображая хомячка, одновременно упираясь в щеку.

Игры на развитие артикуляционного аппарата и речи. Выполнила: Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «64» г. Перми Соснина Татьяна Павловна


  • - это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней челюсти и особенно языка.

  • формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука.

  • Ребенку предлагается бросить кубик, и выполнить артикуляционное упражнение.




  • Ребенку предлагается собрать картинку, и выполнить артикуляционное упражнение.

Игра «Гол»

  • Сделайте на столе арку (ворота) .

Положите перед ребенком ватные шарики, предложите «задуть» их в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.


  • Попросите ребенка побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!». Игра способствует развитию воздушной струи.

  • Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т.п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.

Игры для развития артикуляции

Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком.

Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, которые вызывают эффект, сходный с массажным, то есть способствуют активизации кровообращения в области губ и языка. Заниматься нужно с 2 лет, сидя перед зеркалом, чтобы малыш видел свое лицо и лицо взрослого и мог сравнивать те движения, которые ему показывают, и собственные.

Пассивную гимнастику, как правило, рекомендуют маленьким детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за снижения подвижности губ и языка. Движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя 3–4 раза, желательно 2–3 раза в день.

Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Статические упражнения подразумевают удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 3-10 секунд (двухлетнему малышу достаточно 3–5 секунд). Динамические упражнения требуют многократного повторения одного и того же движения. Благодаря им у малыша будет формироваться умение быстро переключаться с одного артикуляционного положения на другое.

Помните: ребенок может отказаться выполнить упражнение не потому, что не хочет, а потому, что не может. Так будьте же терпеливы!

Массаж лица и губ

Направление движений – от середины лба к ушным раковинам.

Вид движения – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – от бровей к волосистой части головы.

Виды движений

Направление движений – от носа к вискам (по щекам).

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – от середины верхней губы к ушным раковинам (по щекам).

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – от середины верхней губы, вокруг рта, на подбородок.

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – от крыльев носа к углам губ (носогубные складки).

Вид движения – поглаживание.

Направление движений – от середины подбородка до ушных раковин.

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – по верхней губе от уголков рта к середине губы.

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – по нижней губе от уголков рта к середине губы.

Виды движений – поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

автора Ольга Новиковская

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

Из книги Игры с аутичным ребенком автора Елена Янушко

автора Елена Янушко

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Из книги Мой малыш родится счастливым автора Анастасия Такки

Юлия Беляева
Игры для развития мышц речевого аппарата дошкольников

Игры для развития мышц речевого аппарата

Человек правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности . Работа по развитию мышц речевого аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 5-7 упражнений за раз. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким» , подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху» ).

Примеры игр

для развития мышц речевого аппарата :

1. «Улыбочка-трубочка» - улыбнуться (зубы не видны, вытянуть губы трубочкой. Чередовать 7-10 раз.

2.«Заборчик-окошечко» - улыбнуться, чтобы зубки были видны, вытянуть округленные губки вперед (как будто говорим О-о-о) Чередовать 7-10 раз.

3. «Хомячок» - надуть щечки, затем втянуть. Чередовать 7-10 раз.

4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» . Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте пол счет от одного до пяти – десяти.

8. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет) .

8. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

9. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) .

10.«Жвачка» На счет «раз» - губы вытягиваются вперед. На счет «два» - растягиваются в улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

11.«Недовольная лошадка» Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья : тпр-р-р-у. На каждый счет – выдох с вибрацией.

12. «Уточка» - Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. «Поцелуй» - щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

14. «Фокус» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Аппарата и речи

Снежинка на ладони

Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т. п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.

Водяные пузыри

Вам потребуются: соломинка для коктейля, емкость с водой. Научите ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предлагайте менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксируйте внимание малыша на том, какие пузыри получаются при этом. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, знакомит со свойствами вещества.

Гол!

Сделайте на столе арку (ворота) из кубиков или конструктора. Положите перед
малышом ватный шарик или перышко, предложите «задуть» его в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Шелест ветра

В межкомнатном проеме повесьте бумажные полоски. Попросите малыша побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!».

От топота копыт...

Научите ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Попросите показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), взрослый конь (отчетливо и медленно). Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Мотоцикл или КамАЗ

Предложите ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем, легкового автомобиля, грузовика. Обращая внимание на то, как меняется громкость, тембр, интонации голоса. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Зарядка для языка

Расскажите малышу сказку, повторяйте вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок. Как назывался его дом? Правильно, рот. Как и в любом, доме, там был потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее небо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие, отгадай, что это за двери Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался и так несколько раз. Осмелев, он выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделав губы трубочкой, втягивайте в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки. Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (проведите языком по внешней и внутренней стороне зубов)». Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Экскурсия по дому

Покажите малышу куклу. Расскажите, что кукле Любе надоело жить
в своем кукольном домике, она хочет отправиться в путешествие
по всей квартире. Предложите ребенку показать Любе все, что
есть у вас дома, назвать каждую вещь и рассказать, для чего
она нужна. Кукла Люба, естественно, окажется любопытной
девочкой и будет задавать массу вопросов. Игру можно
растянуть на несколько дней.

Рядом, перед, около

Вам потребуются: несколько игрушек.
Предложите малышу проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе
удобное место. Вокруг ребенка разместите игрушки. Поехали.
«Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет
остановка? Посмотри, кто это спрашивает?». Вместе с крохой
придумывайте названия остановкам или вспоминайте знакомые ему.
«Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот
автобус? А кто сидит рядом с тобой?» и т. д.

предметов в пространстве, развитию речи, воображения.

Размещаем гостей

У куклы День Рождения. Она пригласила гостей, приготовила
угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить
приглашенных за праздничным столом. Рассуждайте вместе с
ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет
обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь
дружат, помнишь сказку «Заюшкина избушка», где петух спас
зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем,
они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы -
курицы, а курица - рядом с петухом. С одной стороны от петуха
будет заяц, а с другой - курица и т. п.». Еще раз повторите
порядок размещения. По приходе гостей, поручите малышу
рассадить их правильно.
Игра способствует развитию представлений о местоположении
предметов в пространстве, речи, внимания.

Кукла спит

Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка. Уложите куклу
спать. Пусть ваш малыш покачает ее на руках, споет
колыбельную, уложит в кроватку и накроет одеялом. Объясните
ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом,
чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой,
задавайте ему вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все
это делается шепотом). Не затягивайте игру, малышу может
быстро надоесть такой вид общения. Объявите, что кукле пора
вставать. «Теперь мы можем разговаривать громко!».
Игра способствует развитию речи, слуха.

Что любит наша кукла?

Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка. «Давай спросим у
нашей куклы, что она любит делать». «Кукла, что ты любишь
делать?». Голосом куклы расскажите короткими предложениями о
ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю
кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать
ваш ребенок. Помогайте ему такими же простыми предложениями
рассказать о своих занятиях. В дальнейшем просите малыша
рассказывать о том, что любит делать мама, папа, бабушка и
т. д.
Игра способствует развитию речи, воображения.

Закончи слово

Попросите малыша закончить слово, которое вы ему назовете.
Например: доро-(га), мага-(зин), коло-(бок) и т. д. Если
ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет,
который вы называете. Взяв в руки куклу, говорите: «Кук-(ла)»,
кубик - «Ку-(бик) и т. п.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Повтори за мной
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась,
сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д. После
многократного повторения делайте паузу перед последним словом,
даже когда читаете новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает... (книжки).

Яблоко или тарелка?

Задавайте малышу вопросы, предупредив его, что вы можете
ошибаться.
Яблоко и груша - это овощи?
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья? Усложняйте задания,
называя предметы из разных тематических групп:
Помидор и апельсин - это овощи?
Ложка и дерево - это посуда? И т. д.

У меня зазвонил телефон

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». Роль телефона
могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от
конструктора и т. п. По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребенком от своего лица, задавая ему простые
вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою
любимую игрушку? Во что ты играешь?» и т. д. Меняйтесь ролями:
вы - ребенок, кроха - папа или мама. Разговаривайте от имени
игрушек, животных. Стройте диалог таким образом, чтобы ответ
ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывайте
различные предметы, вещи, продукты и т. д.
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного
запаса.

Что мы видим во дворе?

Посмотрите вместе с ребенком в окно. Поиграйте в игру «Кто
больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из
вашего окна. Детально описывайте все увиденное. Например: «Я
вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето.
Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.».
Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему
наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он высокий или низкий?
У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева? И
т. д.». Игра способствует развитию наблюдательности,
внимания, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вспомните вместе с малышом, где вы были вчера, что делали,
кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на
деталях. «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета
было у Саши ведерко? А совочек?». Игра способствует развитию
памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного
запаса. Что мы будем делать завтра?
Предложите малышу придумать какое-нибудь важное дело на
завтрашний день: посчитать скамейки в парке, пойти в гости,
придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня
поинтересоваться: помнит ли кроха о том, что вы хотели
сделать сегодня. Старайтесь при - адумывать такие дела,
исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или
заранее обговаривайте обстоятельства, которые могут нарушить
ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет
дождя».
Игра развивает навыки планирования, память, речь ребенка.

Кто кем был

Вам потребуются: картинки с изображениями взрослых животных и
их детенышей. Знает ли ваш малыш, что названия детенышей
часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотрите
картинки, задавая крохе вопросы о том, кто на них изображен.
Прочтите стихотворение А. Шибаева:
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая... (собака).
Жеребёнок - с каждым днём
Подрастал и стал... (конём).
Бык, могучий великан ,
В детстве был... (телёнком).
Толстый увалень баран -
толстеньким... (ягнёнком).
Этот важный кот пушок -
Маленьким... (котёнком).
А отважный петушок -
Кро-о-хотным... (цыплёнком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки -
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра способствует развитию речи.

Кто там?

Предложите ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйдите за
дверь, постучите: «Тук-тук-тук», - «Кто там?». Изобразите
какое-нибудь животное. Например:
«Это я, корова. Му-у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова.
Откуда, ты, корова, идешь?». Меняйтесь ролями с ребенком,
поочередно представляйте различных зверей, людей, сказочных
персонажей. Пытайтесь вести диалог с простыми вопросами и
ответами.
Игра способствует развитию воображения, речевых навыков.
Еж - отец, ежиха - мать
Изображайте различных животных, при этом напевайте или
приговаривайте:
Если папа - серый слон,
мамочка - слониха!
А ребёнок, а ребёнок -
Маленький слонёнок!
Если папа - ёж колючий,
Мамочка - ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребёнок -
Быстроногий жеребёнок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пелёнок:
Сын коровы и быка -
Маленький телёнок.
Игра способствует развитию речи, знакомит с основами
формообразования имен существительных.

Ежик шел

Придумывайте вместе с малышом коротенькие веселые стихи,
которые расширят его познания, например:
Ёжик шёл по лесу, шёл
И один грибок нашёл.
Сел, съел
И дальше пошёл.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на
огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать
малыш. В стишок можно вставлять имя крохи - детям это очень
нравится:
Миша шёл, шёл, шёл,
Телевизор нашёл.
Сел, посмотрел
И дальше пошёл.
Настя шла, шла, шла,
Гребешок нашла.
Причесала волосы
И дальше пошла и т. д.
Игра способствует развитию речи, знакомит с функциональным
назначением предметов.

Все такое разное!

Задавайте малышу вопросы, побуждая его отвечать:
Подушка мягкая, а стол... (твердый);
Снег белый, а земля... (черная);
Слон большой, а мышка... (маленькая) и т. д.
Игра способствует развитию речи, внимания.