Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Детское пособие с 1 ноября. Выплаты при рождении первого ребенка, обновленная программа маткапитала, помощь с ипотекой — большие перемены коснутся миллионов россиян. Если нарушен больничный режим

Детское пособие с 1 ноября. Выплаты при рождении первого ребенка, обновленная программа маткапитала, помощь с ипотекой — большие перемены коснутся миллионов россиян. Если нарушен больничный режим

1745

В 2017 году окончательно закреплена практика повышения детских пособий и иных социальных выплат ежегодно с 1 февраля исходя из показателей фактической инфляции за предыдущий год. Это стало возможным благодаря работе Правительства по снижению темпов роста потребительских цен, из-за высоких показателей которых годом ранее возникла необходимость впервые приостанавливать действующий порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, сложившийся в течение предыдущего десятилетия.

ВНИМАНИЕ - НОВОСТИ И ИЗМЕНЕНИЯ!

Обо всех основных изменениях в порядке выплат, видах и размерах детских пособий в России в 2018 году читайте в новом материале на нашем сайте:
→ Детские пособия в 2018 году ←

В то же время пока это никак не распространяется на размер материнского капитала в 2017 году . Его сумма сохранится на действующем уровне 453026 рублей не только еще на один год, но и будет сохранена еще как минимум до 1 января 2020 года согласно новому правительственному закону о заморозке маткапитала от 19.12.2016 № 444-ФЗ , принятому вместе с законом о федеральном бюджете на ближайшие три года от 19.12.2016 № 415-ФЗ .

Индексация пособий в 2017 году (таблица)

Второй год подряд размер детских пособий, предусмотренных федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ, пересматривается с целью повышения суммы выплат не с 1 января нового года, как это было впервые установлено в 2008 году, а с 1 февраля 2017 года на величину фактической инфляции, которая согласно официальным данным Росстата составила всего 5.4% (рекордно низкий показатель за всю современную российскую историю).

Внимание

В сравнении с 2015 годом прошлым годом рост цен сократился более чем в 2 раза - тогда годовая инфляция по данным Росстата составила 12.9%, что впервые в новейшей истории сделало невозможным полностью проиндексировать не только пособия и материнский капитал, но и страховые и социальные пенсии. К слову, пенсии в 2017 году Правительство тоже обещает проиндексировать полностью на 5.4%.

Также согласно закону от 19.12.2016 № 460-ФЗ с 1 июля 2017 года будет проиндексирован минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - с текущих 7500 руб. до 7800 руб. (индексация на 4%). На соответствующую сумму в середине года будет проиндексирован минимальный размер декретных пособий.

В соответствии с этими исходными данными можно рассчитать следующую таблицу повышения пособия на детей в 2017 году .

Таблица - Размер детских пособий в 2017 году

Вид выплаты Размер пособия, руб.
с 1 января 2017 года с 1 февраля 2017 года
(декретные)
- в общем случае 100% среднего заработка за два предыдущих года (теперь в расчет принимаются 2015 и 2016 гг.)
- максимум
  • 265 827,63 - в общем случае за 140 дней больничного;
  • 296 207,93 - при осложненных родах (156 дней декрета);
  • 368 361,15 - при многоплодной беременности (194 дня)
- минимум (по МРОТ) 34520,55 *
Примечание: * - при выходе в декрет после 1 июля 2017 года в связи с повышением МРОТ минимальный размер декретного пособия за обычные 140 дней больничного составит 35901,37 руб.
- в фиксированном размере безработным (в расчете на месяц декретного больничного) 581,73 613,14
Единовременные пособия
Пособие женщинам, вставшим на учет по беременности на ранних сроках (до 12 недель) 581,73 613,14
Пособие беременной жене военнослужащего по призыву 24565,89 25892,45
15512,65 16350,33
Пособия на ребенка, переданного в семью на воспитание 15512,65 или 118 529,25 * 16350,33 или 124 929,83 *
Примечание: * - пособие выплачивается в повышенном размере при усыновлении ребенка с инвалидностью, дитя в возрасте от 7 лет или нескольких детей, если они являются братьями / сестрами
Материнский (семейный) капитал 453026 (снова не повышается)
Ежемесячные пособия
40% от среднего месячного заработка , рассчитанного за 2 полных предыдущих года (2015 и 2016 гг.), или в минимальном размере:
  • 2908,62 - на первого ребенка;
  • 5817,24 - на второго и последующих
  • 3065,69 - на первого;
  • 6131,37 - на второго и каждого следующего
Пособие на ребенка военнослужащего по призыву 10528,24 11096,76
Пособие по потере кормильца на ребенка военнослужащего 2117,50 2231,85
Ежемесячная выплата на ребенка в чернобыльской зоне
  • 3000 - от рождения до достижения 1.5 лет;
  • 6000 - на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет
Выплата на третьего ребенка до 3 лет и последующих Ежемесячно в размере установленного субъектом РФ прожиточного минимума на ребенка
Ежемесячное / ежеквартальное пособие на ребенка до 16 лет (до 18 лет) Устанавливается во всех регионах страны согласно ст. 16 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, однако размер выплат, сроки и периодичность их индексации устанавливаются региональными властями самостоятельно
Примечание На все указанные выше суммы пособий, за исключением материнского капитала, применяются повышающие районные коэффициенты , если они не были учтены ранее при определении размера выплат из фактически выплаченной заработной платы.

В большинстве случаев детские пособия будут выплачиваться в повышенном размере только при условии получения на них права в связи с рождением или усыновлением ребенка, начиная с 1 февраля 2017 года .

Исключение При получении ежемесячных выплат в установленном минимальном или фиксированном размере (пособие до 1.5 лет , по уходу за ребенком военнослужащего или по потере кормильца) сумма пособия, подлежащая выплате, будет проиндексирована всем получателям, начиная с февраля-месяца.

Декретный отпуск и расчет декретных выплат

В 2017 году расчет декретных пособий будет определяться следующими изменениями:

  1. Средний заработок для расчета пособий по социальному страхованию (по беременности и родам , по уходу за ребенком) будет рассчитываться исходя из фактически начисленной женщине заработной платы за два полных предыдущих года - 2015 и 2016 гг. В связи с этим вместе с учитываемой зарплатой изменяется:
    • предельная база для начисления страховых взносов (соответственно 670 тыс. руб. за 2015 и 718 тыс. руб. за 2016 год ), определяющая максимальный размер пособий по социальному страхованию в 2017 году;
    • принимаемая для исчисления среднего дневного заработка длительность расчетного периода (731 день без учета периодов-исключений вместо традиционных 730 дней, поскольку теперь в расчетах участвует високосный 2016 год).
  2. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) , используемый в расчетах для определения минимума декретных пособий в случае, если страховой стаж на момент выхода женщины в декрет не превышает 6 месяцев, будет составлять:
    • 7500 руб. - в течение первого полугодия;
    • 7800 руб. - с 1 июля 2017 года.
  3. Повышенные с 1 февраля 2017 года минимальные и фиксированные размеры детских пособий (см. таблицу выше), в частности:
    • минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет (3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 руб. - на второго и последующих), используемые для назначения выплаты или работающим при низкой официальной заработной плате;
    • фиксированный размер пособия по беременности и родам для женщин, признанных в официальном порядке безработными не позднее, чем через года после увольнения по причине ликвидации организации (613,14 руб. в расчете на один месяц больничного с 1 февраля).

Внимание

Ниже приводится основная информация, касающаяся изменений порядка расчета детских пособий по социальному страхованию (при рождении ребенка и в связи с материнством).

Выплаты при рождении ребенка в 2017 году

Работающим женщинам, подлежащим обязательному соц. страхованию, по месту работы или через ФСС при рождении ребенка в 2017 году будут выплачиваться следующие единовременные пособия:

  1. Пособие по беременности и родам (декретное) - оформляется на сроке беременности в 30 недель (28 недель при рождении двойни или тройни), рассчитывается исходя из официальной зарплаты за предыдущие 2 года с учетом продолжительности выданного в женской консультации и по месту родов больничного листа :
    • 140 дней (обычные роды) - в размере от 34 520,55 (35 901,37 - с 1 июля 2017 года) до 265 827,63 руб.;
    • 156 дней (осложненные роды) - в сумме 38 465,75 (40 004,38 руб. во втором полугодии) до 296 207,93 руб.;
    • 194 дня (при рождении двух детей и более) - от 47 835,62 (49 749,04 после 1 июля) до 368 361,15 руб.
  2. Дополнительная выплата декретному пособию - выплачивается разово одновременно с пособием по беременности и родам в символическом размере 581,73 руб. (613,14 руб. с 1 февраля 2017 года) при предъявлении вместе с заявлением о назначении выплаты справку из женской консультации о постановке на ранних сроках беременности на медицинский учет (до 12 акушерских недель).
  3. Единовременное пособие при рождении ребенка - выплачивается одному из работающих родителей (как маме, так и отцу) по месту работы или через ФСС в течение 6 месяцев после родов в размере 15 512,65 руб. (16 350,33 руб. после 1 февраля).

Внимание

Неработающим женщинам через Соцзащиту из представленного выше списка на общих основаниях может быть выплачено только единовременное пособие при рождении ребенка 16 350,33 руб.

В некоторых случаях, если они состоят на учете в службе занятости населения (ЦЗН) в качестве безработных при получении из женской консультации декретного больничного в органах Соцзащиты может быть также выплачено:

  • пособие по беременности и родам в фиксированном размере 613,14 руб. в месяц (соответственно 2822,12 руб. за 140 дней больничного);
  • дополнительное разовое пособие при ранней постановке на учет .
Также через Созцащиту (как работающим, так и неработающим гражданам) могут предусматриваться дополнительные региональные выплаты при рождении ребенка. В большинстве случаев их выплата осуществляется на основании критериев нуждаемости (т.е. только малоимущим семьям , доход которых в расчете на одного человека составляет не более прожиточного минимума или кратных ему сумм - согласно требованиям региональных законов).

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

Поскольку длительность выплаты этого пособия превышает 1 год, проведение ежегодной индексации так или иначе может иметь отношение к каждой российской семье, воспитывающей ребенка до 1.5 лет. Однако перерасчет размера пособия после проведения будет полагаться только в том случае, если выплата была назначена в минимальном фиксированном размере, что имеет место в двух основных случаях:

  • при получении ежемесячного пособия до 1.5 лет неработающим родителем (матерью или отцом) (ОСЗН, УСЗН и т.п.);
  • при выплате пособия в форме социального страхования работающим по месту работу или в Фонде социального страхования (ФСС) при низкой заработной плате (не превышающей МРОТ при рождении первого ребенка и менее 15 тыс. рублей при уходе за вторым и последующими).

Внимание

Необходимо учитывать, что работающим гражданам ежемесячное пособие до 1.5 лет предоставляется только в том случае, если они оформляют по месту работы отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Однако по закону допускается в любое время прерывать отпуск до 3 лет, а также совмещать его с оплачиваемой работой на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Также ежегодному пересмотру (индексации) максимальный размер пособия:

  • для работающих граждан - исходя из ежегодно изменяющейся предельной базы для начисления страховых взносов;
  • для матерей и отцов:
    • проходящих военную или приравненную к ней службу и находящихся в отпуске по уходу за ребенком - в фиксированном размере исходя из лимитов денежного довольствия;
    • уволенных по причине ликвидации организации, находясь в отпуске по беременности и родам .

Соответствующие размеры пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2017 году приводятся в таблице ниже.

Условия выплаты Размер пособия в 2017 году, руб. в месяц
с 1 января с 1 февраля
Для работающих в общем случае - рассчитывается из зарплаты 40% среднемесячного заработка за два полных предыдущих расчетных года (в общем случае 2015 и 2016 гг.)
- минимум на первого ребенка 2 908,62 3 065,69
- минимум на второго и следующих 5 817,24 6 131,37
- максимум для военнослужащих и женщин, уволенных в декретном отпуске 11 634,50 12 262,76
- максимум для работающих (по страховой базе) 21 554,85 23 120,66

Фото pixabay.com

Размер материнского капитала в 2017 году

Сумма материнского капитала за второго ребенка в 2017 году не изменится - ее размер вновь составит 453026 рублей . В последний раз размер сертификата повышался с 1 января 2015 года (на 5.5% с прежних 429.4 до текущих 453 тыс. руб.), т.е. фактически семьи с детьми уже два года подряд имеют дело с так называемой заморозкой материнского капитала .

Поэтому про индексацию сертификата семьям можно совсем забыть на ближайшие 3 года. Необходимость в заморозке размера маткапитала с 2017 до 2020 года Правительство связывает со следующими основными обстоятельствами:

  • в федеральном бюджете

Увеличение МРОТ до 7800 рублей с 1 июля 2017 года в отдельных ситуациях повлияет на расчет больничных, декретных и детских пособий. Но стоит отметить, что никакой индексации пособий с 1 июля 2017 года не произойдет, просто в связи с повышением МРОТ произошли изменения в расчете и минимальных значениях. Разберемся поподробнее.

Минимальные пособия с 1 июля 2017 года увеличились. Размер минимального заработка для расчета пособий за два расчетных года составит 187 200 руб. (7800 руб. * 24 мес.) или 256,44 руб. в день (187 200 руб. / 730 дн.). Это изменение повлияет на расчет больничных и декретных в двух случаях:

Если работник за расчетный период не имел заработка;

Если средний заработок, рассчитанный за указанный период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая.

Еще одно основание для выплаты минимального пособия - если сотрудник в период нетрудоспособности по собственному заболеванию, находящийся на больничном, нарушил режим, предписанный врачом.

Минимальное пособие по беременности и родам

Напомним, что декретный отпуск – это законодательно установленный оплачиваемый период длительностью 140, 156 или 194 дня, который полагается каждой женщине для рождения ребенка и восстановления своего здоровья.

До 1 июля 2017 года МРОТ был установлен в размере 7500 рублей, и если отпуск по беременности и родам начинался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,575342 р. (7500 руб. * 24 мес. / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета пособия, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам до 30 июня 2017 года будут такие:

34 520,55 р. (246,575342 р. * 140 дн.) – в общем случае;

47 835,62 р. (246,575342 р. * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

38 465,75 р. (246,575342 р. * 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года минимальный размер декретных выплат нужно рассчитывать из нового минимального среднедневного заработка 256,438356 рублей. Приведем новые значения минимальных пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года при разной продолжительности отпуска:

35 901,37 р. (256,438356 * 140 дн.) – в общем случае;

49 749,04 р. (256,438356 * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

40 004,38 р. (256,438356 * 156 дн.) – при осложненных родах.

Рассмотрим изменения на примерах.

Пример 1 .Курочкина О.Н. желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж – 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,438356 руб. (7800 р. * 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,438356 руб. (256,438356 р. * 100%). В итоге, сумма пособия Курочкиной О.Н. за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ в минимально допустимом размере, составит 35 901,37 р. (256,438356 р. * 140 дн.).

К началу отпуска по беременности стаж женщины может составлять меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, если это первое место работы. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами – в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.

Пример 2 .Иванова С.П. с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.

Определим средний дневной заработок исходя изМРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. * 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. * 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ.дн.);

июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ.дн.);

сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ.дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия изМРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие исходя изМРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

246,58 р. < 250 р.;

246,58 р. < 251,6129 р.;

246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного изМРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Ивановой С.П.за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. * 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Минимальное пособие по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. * 40%). Однако использовать новое значение следует, только если отпуск по уходу начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не меняется. Она остается в размере 6131 руб.до и после 1 июля.

Пример 3. Сотрудница летом идет в отпуск по уходу за первым ребенком. Расчетный период – 2015-2016 годы. За это время ей начислили 122 907,72 руб. Исключаемых периодов не было. Месячное пособие исходя из фактического заработка составит: 142 901,12 руб./ 731 дн. * 30,4 дн. * 40% = 2044,54 руб. Рассмотрим две ситуации. Первая – отпуск по уходу начинается до 1 июля. Посчитаем сумму месячного пособия исходя из прежнего МРОТ: 7500 руб.* 40% = 3000 руб. Ребенок у работницы первый. Значит, размер пособия не может быть меньше 3065,69 руб. Эта сумма и полагается работнице за полный месяц, поскольку она больше и 2044,54руб., и 3000 руб. Вторая ситуация – отпуск начинается 1 июля или позже. Размер пособия из нового МРОТ составит: 7800 руб.* 40% = 3120 руб. Это больше 3065,69 руб. Поэтому в данном случае начисляйте работнице 3120 руб. за месяц.

Если сотрудник заболел или работница ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, использовать новый МРОТ нужно только в том случае, если сумма размера пособия была ограничена МРОТ, то есть в ситуации, когда стаж меньше шести месяцев.

Это связано с тем, что их рассчитывают исходя из такого правила - размер месячного пособия не может превышать величины МРОТ. На какую дату нужно брать МРОТ для исчисления пособий, в Законе № 255 не говорится (ч. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ), поэтому пособие нужно пересчитать по месяцам, если в них действует разный МРОТ.

Пример 4 (больничный). Сотрудник болел с 28 июня по 4 июля 2017 года включительно (всего семь календарных дней). Расчетный период – 2015–2016 годы. Сотрудник трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. В течение 2015–2016 годов заработка у сотрудника не было. На момент заболевания его страховой стаж меньше шести месяцев. Значит, размер пособия не может превысить такую величину: 7500 руб./ 30 дн. * 3 дн. + 7800 руб. / 31 дн. * 4 дн. = 1756,45 руб., где 30 дн. и 31 дн. – число дней в июне и июле, а 3 дн. и 4 дн. – число дней болезни в этих месяцах. Теперь определим минимальный размер пособия. Для этого возьмем МРОТ на дату заболевания – 28 июня: 7500 руб.* 24 мес. / 730 дн. * 60% * 7 дн. = 1035,62 руб. Эта сумма меньше 1756,45 руб. Значит, работнику нужно начислить 1035,62 руб.

Пример 5 (декретный отпуск). Сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам с 5 июня по 22 октября 2017 года включительно. В компанию она устроилась в феврале 2016 года. Это первое место работы. Значит, на момент ухода в декрет ее стаж меньше шести месяцев. Работница трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. Перед декретом бухгалтер посчитал размер пособия так. Расчетный период – 2015–2016 годы. Заработка в это время у сотрудницы не было. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 246,58 руб. (7500 руб. * 24 мес. / 730 дн.). Но поскольку стаж меньше шести месяцев, размер пособия не может быть больше одного МРОТ за полный календарный месяц. При дневном заработке в 246,58 руб. размер пособия превысит МРОТ в тех месяцах, в которых 31 день (246,58 дн. * 31 дн. = 7643,98 руб.). То есть в июле и августе. Значит, за эти месяцы нужно выплатить 7500 руб. Кроме того, 31 день также и в октябре. Посчитаем пособие за этот месяц, а также за прочие месяцы, на которые приходится отпуск по беременности и родам:

246,58 дн. * 26 дн. = 6411,08 руб. (за июнь);

246,58 дн. * 30 дн. = 7397,40 руб. (за сентябрь);

7500 руб. / 31 дн. * 22 дн. = 5322,58 руб. (за октябрь).

В итоге размер пособия по беременности и родам составит:

6411,08 руб. + 7397,40 руб. + 7500 руб. * 2 + 5322,58 руб. = 34 131,06 руб. С 1 июля МРОТ вырос до 7800 руб., значит, размер пособия за период с 1 июля нужно пересчитать. Декретные за июль, август и октябрь теперь не превышает МРОТ. Сотруднице нужно доплатить вот такую сумму: (7643,98 руб. – 7500руб.) * 2 + 246,58 руб. * 22 дн. – 5322,58 руб. = 390,22 руб.

Ведущий специалист по аудиту

ГОРОДА МОСКВЫ

О ежемесячном пособии на ребенка


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 139, 20.11.2008, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 25.11.2008).
(Тверская, 13, N 12-13, 31.01.2012, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 6, 31.01.2012);
(Официальный сервер Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве;

2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка

1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 4. Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, его размер и сроки индексации

Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 5. Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка

Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка (утратила силу с 9 января 2017 года)

(Утратила силу с 9 января 2017 года - .

Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка

1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Часть утратила силу с 9 января 2017 года - Закон города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 ..

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве.

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (пункт дополнительно включен с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2).

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством.

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 18 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 ;

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) с регистрационного учета в городе Москве;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 . - См. предыдущую редакци ю)

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 ;

4) смерть ребенка.

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка

1. Получатели обязаны в месячный срок информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в трехмесячный срок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 10. Выплата ежемесячного пособия на ребенка

(Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц.

2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка

1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка).

2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки

Правительством Москвы могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 14. Заключительные положения

2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

3. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в размере и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

10:41 — REGNUM Президент России Владимир Путин заявил о новых мерах поддержки семьи и стимулирования рождаемости: с 1 января 2018 года в России появится новый вид социальных выплат — пособие для семей, в которых родился первый ребенок. В среднем оно составит 10,5 тыс. рублей.

Получат выплаты не все: на пособие смогут претендовать те семьи, в которых среднедушевой доход составляет менее полутора прожиточных минимумов трудоспособного населения (эта величина устанавливается для каждого региона местными властями). Данные будут учитываться за второй квартал предыдущего года.

По России в среднем прожиточный минимум трудоспособного населения за второй квартал 2017 года составил 11,163 тыс. руб., прожиточный минимум на ребенка, по которому определяется размер пособия, — 10,160 тыс. рублей. Например, в Москве семья может претендовать на пособие на первого ребенка, если общий доход семьи не превышает 84 339 руб. в месяц. Пособие, согласно региональному минимуму, составит 14 252 руб.

По словам президента РФ, на реализацию этой меры понадобится 144,5 млрд рублей за три года. Этой суммы хватит на то, чтобы ежемесячно выплачивать около 370 тыс. адресных пособий. Финансировать выплату будут из средств резервных фондов правительства и президента, уже заложенных в бюджете на 2018−2020 годы.

Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Он пояснил, что изменений в проект федерального бюджета на 2018−2020 годы в связи с необходимостью выполнения поручений президента в области демографии не потребуется. Резервный фонд президента в 2018 году составляет 10 млрд рублей, правительства — 52,6 млрд рублей. На «мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений президента РФ», в резерве есть еще 503 млрд руб. на три года.

Министр труда Максим Топилин заявил, что в ближайшее время будут рассмотрены и внесены соответствующие поручению президента РФ законопроекты. В целом, по мнению экспертов, эта мера должна стимулировать рождаемость. Однако, был высказан и ряд опасений.

Например, если говорить в целом о пособии, то оно, конечно, поможет семье, которая откладывала рождение первого ребенка из-за материальных причин, решиться на этот шаг. Но дети живут не до полутора лет, и нужно думать, а что семье делать дальше?

Что с ребенком через полтора года будет, ведь далее никаких серьезных выплат семье не предусмотрено, а есть на что-то надо. Речь идет о том, что матери нужно выходить на работу, но фактически это невозможно: ребенка не с кем оставить до трех лет. Если на выручку не придет бабушка, то вариантов нет — попасть в ясли невозможно. Их либо нет, либо они переполнены. Следовательно, в это «окно» до трех лет ребенка работает один отец, а мать остается без серьезной поддержки. Это если отец есть, а не бросает семью.

С другой стороны, ребенок попадает в некую инфраструктуру. И мест в детских садах как не хватало, так и не хватает. Эту проблему тоже пообещали решить, но обещают уже не первый год.

Есть еще один аспект: сформировавшаяся в стране ювенальная система, при которой малоимущая семья — а это в принципе любая семья, заявившая о необходимости получать помощь от государства, попадает под колпак соцзащиты. Заявив о своем социально опасном положении, легко можно быть заподозренным в неблагополучии — а тут и до изъятия ребенка один шаг.

И дело не только в том, что даже существующая для ребенка инфраструктура — образование, лечение, развитие, находится в плачевном состоянии. А в том, что ее усиленно переводят на частные рельсы и всевозможными способами «оптимизируют». В результате оптимизаций люди просто лишаются доступа к медицинской помощи, в том числе и для детей. Как 10 тыс. могут в селе помочь заболевшему ребенку, если до ближайшей больницы — 100 километров, а машина скорой помощи сломалась? Такси вызвать? А успеет ли оно довезти?

И главное. Опять получается, что правая рука не знает, что делает левая. Накануне глава Минфина Антон Силуанов заявил о необходимости изменить систему социальной поддержки населения РФ.

«Настало время переформатировать те уровни социальной поддержки, которые сегодня предоставляются за счет средств государства тем гражданам, которые больше нуждаются», — заявил министр в ходе форума в Москве.

Сейчас, по его словам, семь человек из десяти получают поддержку государства при том, что нуждающихся значительно меньше. И концентрировать ресурсы нужно именно среди нуждающихся, что, считает Силуанов, позволит создать условия для повышения спроса среди населения, что приведет к развитию экономики. Таким образом, Минфин предлагает сократить количество получателей социальной поддержки из бюджета, одновременно увеличив выплаты для тех, кто действительно нуждается в помощи.