Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Семейные конфликты причины способы разрешения. Причины и способы разрешения семейных конфликтов. Три самых неудачных тактики поведения при семейном конфликте

Семейные конфликты причины способы разрешения. Причины и способы разрешения семейных конфликтов. Три самых неудачных тактики поведения при семейном конфликте

И это не удивительно, ведь именно в семье происходят наиболее тесные контакты между людьми. И при этом каждый из членов семьи хочет жить, сообразуясь со своими идеями и взглядами, и не всегда получается соотнести их с привычками и убеждениями других членов семьи. На этой почве и происходят семейные конфликты. Время от времени по разные стороны от «баррикады» оказываются супруги, родители и дети или люди среднего и старшего поколения.

Конфликт может произойти не только тогда, когда члены семьи обладают разными взглядами и убеждениями. Иногда конфронтация возникает, когда люди не могут понять друг друга и из-за этого приходят к неправильному выводу. Это порождает претензии и обиды, и не всегда проблему получается урегулировать мирным путем. А что еще может вызвать напряженную ситуацию, приводящую к ссоре?

Общие причины семейных конфликтов

Лев Толстой мудро заметил, что «… каждая несчастная семья несчастна по-своему». Примеры этому могла бы привести каждая из нас. Это что касается несчастья. С конфликтами то же самое – причины их в разных семьях могут быть совершенно разными. Даже само прохождение брака через разные этапы своего существования может создавать конфликтные ситуации. Какие типы этапов развития семьи можно назвать кризисными?

  • Период «притирки», когда молодожены учатся жить, как супружеская пара;
  • Рождение первого ребенка и освоение роли мамы и папы;
  • Рождение последующих детей;
  • Когда ребенок идет в школу;
  • Дети вступают в подростковый возраст;
  • Взросление детей и уход из родительского дома;
  • Кризис среднего возраста супругов;
  • Выход супругов на пенсию

Каждый из этих этапов может создавать различные стрессовые ситуации, которые, в свою очередь, способны послужить потенциальной причиной, вызывающей семейный конфликт.

Изменения в семейном положении и в делах семьи тоже могут способствовать возникновению напряжения. Это может быть:

  • Развод или разъезд супругов;
  • Переезд на новое место жительства;
  • Командировки на дальние расстояния и на долгое время;
  • Необходимость работать в другом государстве;
  • Изменение в финансовом положении семьи

Так и получается, что семейные конфликты и их причины могут быть совершенно разными. Отношение друг к другу, ценности и потребности каждого из члена семьи со временем могут измениться, и они могут почувствовать свою несовместимость с остальными.

Типы конфронтаций внутри семьи

Психологи выделяют различные виды семейных конфликтов:

  • Собственно конфликты. Даже в счастливой и здоровой, нормально функционирующей семье время от времени случаются ссоры. Противостояния могут быть вызваны несоответствием взглядов и целей у разных членов семьи. Конфликты могут быть решены, и тогда они не угрожает стабильности семейных уз. Противоречия в семье могут возникать на всех уровнях, то есть ссориться между собой могут братья и сестры, супруги, а также родители и дети.
  • Напряженность. Психологи напряженностью называют давние, неурегулированные конфликты. Они могут быть очевидными и открытыми, но могут быть и просто временно подавленными. В любом случае они накапливаются и вызывают негативные эмоции, приводя к постоянной раздражительности, агрессивности и неприязни, что в итоге вызывает потерю контакта между членами семьи.
  • Кризис. О нем можно говорить тогда, когда конфликт и напряженность дошли до такой стадии, в которой все действовавшие до сих пор модели переговоров начинают терпеть фиаско, и, следовательно, реальные потребности отдельных лиц или целой группы домочадцев хронически остаются неудовлетворенными. Кризисы часто приводят к дезорганизации семьи, то есть определенные обязательства супругов друг перед другом или же обязанности родителей по отношению к детям перестают выполняться должным образом. А дезорганизация семьи, в свою очередь, часто заканчивается ее распадом.

Это основные типы конфликтов. А что же может их вызвать? Какие шероховатости в отношениях между близкими людьми могут привести к катастрофе?

Поиск «неисправностей» в отношениях внутри семьи

Семейные конфликты и их причины всегда тесно связаны между собой. Мы готовы привести хоть и не полный, но подробный перечень тех недостатков во внутрисемейных связях, которые могут существенно повлиять как на качество взаимоотношений, так и на дальнейшее психологическое благополучие семьи. Вот некоторые примеры:

  • Невозможность выразить свои чувства. В семьях с нездоровым психологическим климатом ее члены, как правило, скрывают свои чувства и отвергают их проявления другими людьми. Делают они это главным образом для того, чтобы избежать душевной боли и психологических травм.
  • Отсутствие связи. В неблагополучных семьях очень редко происходит открытое общение между родственниками. Если возникают семейные конфликты, члены семьи начинают избегать друг друга, эмоционально отдаляясь и замыкаясь в себе.
  • Проявления гнева. Если возникают какие-то проблемы, нездоровая семья пытается скрыть их, вместо того чтобы встретить лицом к лицу и постараться их решить. В такой семье часто ведутся споры о том, кто несет ответственность за возникновение той или иной проблемы, и такие споры чаще всего приводят к вспышкам гнева и даже к применению силы. Такие отношения вызывают полный хаос и заставляет участников конфликта становиться глухими к чужим чувствам. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов на такой стадии отношений становятся весьма затруднительными.
  • Нечеткие границы «личной территории». В неблагополучных семьях отношения носят нестабильный, хаотический характер. Некоторые члены семьи подавляют остальных, не уважая их индивидуальность. Такое нарушение личностных границ может привести не только к конфликту, но и к действиям, которые можно подвести под определение «семейное насилие».
  • Манипулирование. Манипуляторы выражают свой гнев и разочарование единственно доступным им методом: они пытаются давить на других, чтобы вызвать у них чувство вины и стыда. Таким образом они пытаются добиться, чтобы другие делали то, чего хотят сами манипуляторы.
  • Негативное отношение к жизни и друг к другу. В некоторых семьях каждый относится к остальным с некоторым подозрением и недоверием. Они не знают, что такое оптимизм, и у них, как правило, совершенно отсутствует чувство юмора. Родственники имеют очень мало общих интересов и редко находят общую тему для разговора.
  • Закоснелые отношения. Бывает и так, что члены семьи понимают, что что-то идет не так, но у них не хватает мужества, чтобы попробовать что-то изменить и начать действовать как-то по-новому. Это создает большие трудности в отношениях, домочадцы не могут почувствовать себя свободно, чтобы развиваться, как личности. Они предпочитают жить прошлым, потому что в настоящем не могут справиться с негативными изменениями.
  • Социальная изоляция. В большинстве своем члены психологически нездоровой семьи одиноки. Они изолированы друг от друга, и все их отношения развиваются (если они еще не потеряли способность развивать межличностные отношения) вне семьи. Чаще всего от такой изоляции страдают дети, растущие в условиях семьи с нездоровыми отношениями. Иногда для них становится характерным антисоциальное поведение, что в итоге приводит к еще большей личностной изоляции – в такой ситуации не остается даже друзей.
  • Стресс и психосоматические заболевания. Невысказанные эмоции могут отрицательно сказаться на здоровье и стать причиной психосоматических заболеваний. Такой человек постепенно теряет энергию и уже больше не может заботиться о семье, как раньше. Как правило, он даже сам не осознает, что нездоров; не удивительно, что этого не понимают и его близкие. Они воспринимают его апатию как безразличие к проблемам семьи, и это служит толчком к возникновению конфликтов. А ведь настоящее определение этим конфликтам – простое недоразумение!

Если вы найдете в своих отношениях хотя бы один из названных признаков назревающего неблагополучия, то в панику бросаться не надо; но сделать серьезные выводы и постараться исправить отношения очень даже стоит! Предупреждение и разрешение семейных конфликтов во многом зависят от вашего желания найти общий язык с близкими.

Хотя, справедливости ради надо сказать, что одного желания все же недостаточно. Надо еще знать, как именно можно уладить конфликт и наладить здоровые отношения. Вот об этом мы сейчас и поговорим, учитывая разные типы конфликтов.

Как могут складываться отношения

Как мы уже говорили, семейные конфликты между поколениями возможны тогда, когда существует непонимание между разными возрастными группами и/или отсутствие уважения, как правило, у младших по отношению к старшим. Молодому поколению бывает трудно понять, что старшие тоже были такими молодыми, что они внесли свой вклад в общество и что, хоть они и стали менее активны в силу своего возраста, они по-прежнему умны и обладают богатым опытом, который может быть полезен другим.

Старшему поколению, возможно, трудно мириться с поведением некоторых молодых людей. Они видят, что молодежь сейчас имеет больше возможностей, чем имели они в свое время, и что у младшего поколения нет тех трудностей, которые когда-то переносили они. Пожилые люди не могут понять, что молодые люди сегодня сталкиваются с различными проблемами, связанными с особенностями современного общества, и не могут признать, что проблемы эти по-своему тоже очень непросты.

Но есть примеры конфликтов поколений, которые происходят на другой почве. Некоторых может раздражать необходимость заботиться о больном престарелом родственнике. Они могут очень сильно любить этого человека, но ведь приходится постоянно идти на какие-то жертвы в своей жизни, чтобы осуществить эту заботу. Кроме того, сам старший родственник может чувствовать себя виноватым и станет считать себя обузой для своей семьи. Это может привести к депрессии и послужить дополнительным источником осложнения в отношениях.

Старение зачастую несет с собой дискриминацию или предубеждение против людей определенного возраста, и это служит основной причиной конфликтов между поколениями.

Молодые бабушки и дедушки

А вот вам еще пример: у молодых еще родителей дети взрослеют, создают свои семьи, рождаются внуки. Рождение первых внуков обычно застает многих людей среднего возраста врасплох. Они еще не готовы к новой роли, потому что живут своей, полноценной и активной жизнью, и еще полны амбиций. А дочки или сыновья, создав семьи и родив ребенка, вдруг понимают, что совсем не вовремя оказались скованы по рукам и ногам. Им еще надо учиться, необходимо работать, да и молодость берет свое – хочется продолжать общаться с друзьями, сходить в кино, сбегать на танцы, съездить на экскурсию…

И начинаются конфликты. Молодые не понимают, что вся ответственность за воспитание ребенка лежит только на них, им тяжело оказаться запертыми в четырех стенах. Не понимают они и того, что дедушки и бабушки тоже полны энергии, у них есть какие-то свои планы, да и работают в этом возрасте еще практически все «предки».

Другой пример – полная противоположность первому. Бабушка тянется к внукам, но невестка не дает ей с ними возиться. Все советы свекрови отвергаются, потому что невестка с ними не согласна. И это касается не только детей. Привычки и правила в разных семьях могут отличаться даже в мелочах, не говоря уже о более важных вопросах. А ведь конфликты часто начинаются с мелочей… Вот еще пример: свекровь всегда к завтраку подавала своему сыну булочку, намазанную маслом. А молодая невестка, скорее всего, ратует за здоровое питание, и поэтому перевела мужа на йогурты. Свекровь будет переживать, что сын остается голодным, а невестка будет нервничать, что свекровь портит ее супругу здоровье. Недовольство будет накапливаться, и однажды оно перерастет в конфликт.

Как решить эти проблемы?

Сосуществование поколений не имеет какие-то фиксированные правила, но решение проблемы найти все же можно.

Самое главное, на чем основано предупреждение и разрешение семейных конфликтов между людьми разного возраста – это умение и желание выяснять различные точки зрения, переживание ситуации с учетом интересов обеих сторон.

Как мы можем лучше понять друг друга, если мы такие разные? Как мы можем других сделать более чувствительными по отношению к ситуации? И как можно помочь людям расширить свои представления о молодости и о старости?

Все зависит от конкретной ситуации и от конкретной семьи. Вот основные «инструменты», с помощью которых можно исправить сложную ситуацию:

  • Идентификация проблемы;
  • Разъяснение причины занимаемой позиции и проявление эмпатии (сопереживания);
  • Принятие мер к устранению конфликта;
  • Изменение отношения к подобной ситуации: понимание позиции противоборствующей стороны устраняет возможные конфликты в будущем. Понимание – лучшая профилактика конфликтов.

Дети и конфликт

Приведенные примеры, конечно, не исчерпывают все возможные варианты конфликтов между поколениями. Подрастающие дети тоже часто становятся источником конфликтов. Один только переходной возраст – даже во вполне благополучных семьях – сколько проблем с собой несет! Правда, профилактика конфликтов родителей с подростками нами сейчас рассматриваться не будет, это отдельная тема. Но вот не сказать о том, что любая ссора родителей имеет сильное неблагоприятное воздействие на ребенка, мы не можем.

Даже если ребенок совсем маленький и еще ничего не понимает из того, что говорят взрослые, он начинает плакать практически сразу после того, как родители начнут ссориться.

Дети воспринимают повышенные тона родительского разговора, как угрозу своему благополучию.

Те ребятишки, которые постарше, тоже очень болезненно воспринимают конфликты родителей. А если виновниками конфликта становятся сами дети? Если они провинились, и ругать и наказывать приходится уже их самих?

Конечно, жизнь есть жизнь, конфликт может возникнуть в любой момент, и оградить наших детей от негативного влияния стресса не всегда получается. И тут на первое место выходит уже профилактика нервных заболеваний у детей. Каким образом, спросите вы? Надо научиться грамотно ссориться. И детей ругать надо тоже грамотно.

Это означает, что родители не должны прибегать к унижению и насмешкам, ни в коем случае не должны использовать ненормативную лексику или допускать физическое насилие, даже если это только пощечина или подзатыльник. Еще это означает, что во время конфликта следует использовать рациональные аргументы. Родителям никогда нельзя забывать, что дети каждую минуту учатся у них поведению и общению с другими людьми, поэтому даже в минуту самой большой злости не стоит подавать им дурной пример.

Кроме того, после ссоры со своим отпрыском необходимо найти возможность для примирения с ним, и вы обязательно должны выразить свою любовь к ребенку. Ваше чадо должно почувствовать, что уже все хорошо, кризис миновал, и он по-прежнему дорог вам.

Урегулирование семейных конфликтов

Профилактика, предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от вашего отношения к ним. Прежде всего, научитесь правильно действовать во время ссоры:

  • Определите проблему. Четко и спокойно обсудите ее с домочадцами, обращая внимание на свой тон и слова, которые вы выбираете, чтобы выразить свои чувства;
  • Обсудите выявленную проблему;
  • Если дискуссия накаляется и начинает перерастать в ссору, сделайте перерыв, чтобы все могли остыть и вернуться к спокойному обсуждению;
  • Придумайте решение проблемы и коллективно согласуйте его;
  • Примените ваше решение на практике. Вы должны действовать в соответствии с решением, для того чтобы конфликт был действительно исчерпан.

Сегодня семья почему-то не в приоритете. Бизнес, успех и деньги для многих стали целью номер один. Но мы должны уделять внимание самому главному в нашей жизни – нашим родным и близким. Все остальное может подождать. Только тогда семейный конфликт станет очень редким «гостем» в вашем доме.

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 20»

КГКУ Детский дом 20

Информационная встреча

«Семейные конфликты и пути их решений»

Социальный педагог

Куницкая В.В.

2017 год

Содержание

1. Введение.

2. Тренинг «Разрешение и профилактика конфликтов в семье».

3. Приложения.


Введение.

Одной из серьезнейших проблем, вставших в настоящее время перед российским обществом и западной цивилизацией, является кризис семьи как базового социального института. Прогрессирующее ухудшение состоянии семьи обусловлено рядом реформ и негативных реалий пореформенной России: массового алкоголизма, наркомании, роста агрессивности и жестокости, низкого уровня жизни, нерешенности жилищного вопроса, ухудшения экологической обстановки и связанного с ним ослабления здоровья населения, в том числе рождающихся детей, и т.д. Большое значение имеют и неблагоприятные демографические тенденции, которые сами порождаются и подпитываются тяжелым состоянием семьи. Отдельную проблему составляет рост насилия в семье, достигший в современной России беспрецедентного уровня, во многом из-за отсутствия законодательного обеспечения соблюдения прав личности внутри семьи.

В силу всей совокупности перечисленных причин понятие «неблагополучная семья» обрело в современной России острую актуальность: семейное неблагополучие из печального частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. И согласно социологическим исследованиям, конфликт –это хроническое состояние такой семьи.

Конфликт - обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.




Тренинг « Разрешение и профилактика конфликтов в семье».

«Находясь в единстве с самим собой,

невозможно даже помыслить

о конфликте».

Экхарт Толле

Цель тренинга : предупреждение и профилактика семейных конфликтов в семье. Задачи:

1) формирование семейных ценностей и уважительного отношения к членам семьи;

2) способствовать сплочению семьи;

3) помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку;

4) убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

Планируемые результаты:

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание- это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь, здоровый), образ мыслей, поступков родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности).

Оборудование: рисунки по теме, слайдовая презентация, социальные ролики, притча «Путник Вечности», мотки с нитками, две чаши, раздаточный материал.

Участники : родители и их дети.

Ход тренинга:

1.Знакомство с помощью метафорических карт.

Каждый участник берет понравившуюся ему карту и по шаблону презентует:

Меня зовут….

Я выбрал эту карту потому что..

Другие меня считают…

Я на самом деле…

Обсуждение «Мои ожидания от встречи».

Вступительное слово:

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони не далеко падает», «впитал с молоком матери». И здесь огромную роль играет семья . Наша встреча посвящена семейным конфликтам, как правильно себя вести в такой ситуации, какие пути решений существуют, как избежать конфликтов и т.д. Лучший способ разрешения конфликтной ситуации – ее недопущение.

Чтобы не допустить конфликтной ситуации важно, чтобы каждый член семьи чувствовал атмосферу в ней, тогда и супруги и дети вовремя заметят ухудшение обстановки и смогут каждый сам или сообща принять меры для устранения причин назревающего конфликта.

Сейчас, я вам предлагаю немного поиграть.

2.Ролевая игра "Сглаживание конфликтов".

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов из-за нерационального использования денежных средств; ссора супругов из-за низкой познавательной активности детей и их плохого поведения в школе и т.д.), а третий - играет миротворца, арбитра .

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

В заключении обсуждаем и делаем выводы.

3.Упражнение «Если бы..., я стал бы...».

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная семейная ситуация, а следующий участник, в силу своих возможностей, проявляет ту или иную реакцию.

Ведущий отмечает, что выходы из конфликтных ситуаций могут повторяться.

Обсуждение.

4. Тренинг «Границы семейных отношений».

Цель: отработать детско-родительские отношения.

Участникам дается три мотка ниток для определения своих территориальных границ. Куратор подходит и меняет форму границ на свой вкус. Участники высказывают недовольство.

Делается вывод как некомфортно ребенку, когда родители нарушают его границы.

5. Родителям к обсуждению предлагается ознакомиться с притчей « Путник Вечности».

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды: надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачен в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

(-А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плач новорожденного! – ответили люди.

Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребенка – свою надежду.


Беседа с родителями.

Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

Ведь именно ему жить в будущем.

Душа ребенка – это полная чаша (на столе стоит чаша).

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?).

У каждого из вас и у меня есть сердечки, поместите их в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.

Родители помещают сердечко в чашу

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, здоровыми, заботливыми…

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других-жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитать детей, не воспитывая себя!»

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнем его и бросим в «чашу пороков». Итак, мы избавились от своих пороков, и нам стало легче, и свободнее на душе.

6.Упражнение «Психологическая зарядка».

Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:

    Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

    Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.

    Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

    Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

    Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

    Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

    Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

    Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Обсуждение с родителями.

7. Рефлексия.

Давайте подведем итоги нашей встречи.

Сегодня мы с вами разговаривали на тему «Способы разрешения конфликтов в семье». Как вы считаете, бывают ли, не разрешаемые конфликты?

Что можно и нужно сделать для того, чтобы конфликты в семье не происходили, или если и происходили, то мы находили бы решение?

Обсуждение, ответы родителей.

В завершении звучит лирическая песня: «Берегите своих детей».

П

риложение №1.

ПЛАН

Проведения информационной встречи с кровными семьями сельских поселений

Время проведения: 13.00-14.30

Место проведения: КГКУ Детский Дом 20, с. Хурба, ул. Молодежная 2.

Холл

Сопровождение участников информационной встречи до места работы секции

по прибытию

педагог-психолог

Музыкальный зал,

художественная мастерская "Мастерица"

Секция кровных родителей

Открытие информационной встречи

13.00-13.05

руководитель службы

Музыкальный зал

Знакомство-тренинг с помощью метафорических карт.

Мои ожидания.

Раздача буклетов.

13.05 – 13.15

Просмотр социального видеоролика: «Перед ссорой»

13.15-13.25

социальный педагог службы по профилактике социального сиротства

Ролевая игра «Сглаживание Конфликтов»

13.25- 13.40

социальный педагог службы по профилактике социального сиротства;

Упражнение « Если бы…, я стал бы…»

13.40 – 13.50

педагог-психолог службы по профилактике социального сиротства

Тренинг«Границы семейных отношений»

13.50-14.00

педагог-психолог службы по профилактике социального сиротства

Упражнение «Психологическая зарядка»

14.00-14.05

педагог-психолог

службы по профилактике социального сиротства

Секция детей

Мастер класс «Весенние фантазии»

13.00-14.00

инструктор по труду КГКУ Детский Дом 20

Кабинет "Мастерица"

2 этаж

11 .

Подведение итогов информационной встречи с кровными семьями сельских поселений

"Село Хурба", "Поселок Молодежный".

14.05- 14.15

руководитель службы по профилактике социального сиротства

Чаепитие.

Просмотр видеоклипа: «Берегите своих детей»

14.15-14.30

Во время чаепития родителям предлагается пожелать своему ребенку самого лучшего в виде надписи на заготовленных сердцах и опустить в «Чашу добра» и избавиться от своих пороков, сделав соответствующую надпись на бумаге и поместить ее в «чашу избавления»

Фотографирование участников информационной встречи

В течение работы секций

системный администратор

Приложение № 2.

Регистрация участников информационной встречи

Знакомство-тренинг с помощью метафорических карт

Ролевая игра «Сглаживание семейных конфликтов»

Изготовление аппликации «Пасхальное яйцо»

Арт-терапия «Красивый рисунок»

1. Введение ……………………………………………………….....3

2. Основная часть…………………………………………………...4

2.1 Типичные семейные конфликты и пути их решения ………………4

3. Практическая часть……………………………………………………..9

4.Заключение………………………………………………………..10

5. Список литературы………………………………………………11

1.Введение

Семейные конфликты актуальная тема в современном обществе, к сожалению. Мне бы хотелось, как молодой семье разобраться, какие существуют конфликты, какие способы решения и как не допустить этих семейных конфликтов. Ведь семья это самое ценное, что есть в мире. Это взаимопонимание и взаимоуважение друг друга. И не хотелось бы чтоб все разрушилось от недопонимания.

2. Основная часть

2.1 Типичные семейные конфликты и пути их решения.

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение в которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений.

Семейные кон­фликты подразделяются на конфликты между: супругами, роди­телями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками. Основную роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения по­требностей супругов. Можно выделить причи­ны супружеских конфликтов: -психосексуальная несовместимость супругов; - неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», не­уважение чувства достоинства со стороны партнера;

- неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

- пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворе­нию своих

потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя);

- неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимо­понимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, вос­питания детей, в отношении к родителям и т.д.;

- различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских

отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств.

Второй кризисный период связан с появлением детей:

Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

У них становится меньше возможностей для свободной реализа­ции в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).

Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам

воспитания ребенка

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате

многократного повторения одних и тех же впечат­лений у супругов наступает насыщение друг другом.

Четвёртый период конфликтности отношений супругов на­ступает после 18-24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей.

Значительное влияние на возникновения супру­жеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость од­ного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нор­мального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

В современном обществе на семейные конфликты и само общество это и рост социального отчуждения; снижение моральных цен­ностей, в том числе традиционных норм сексуального поведе­ния; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются пол­ная экономическая самостоятельность женщины и синдром до­мохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, соци­альной сферы государства.

Раз­решения супружеских конфликтов зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Одно из условий завершения конфликта любящих супругов - не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и глав­ное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других - родителей, детей, друзей, соседей и

знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения

супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий:

а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуж­дении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви;

б) физический развод, приводящий к раздельному про­живанию;

в) юридический развод, требующий правового оформ­ления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, не­приязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем

мужчина, под­вержена нервно-психическим расстройствам. Негативные последствия развода для детей гораздо значи­тельнее по сравнению с

последствиями для супругов. Ребенок теряет одного любимого родителя, и во многих слу­чаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми.

Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество по­лучает неполную семью, увеличивается число подростков с от­клоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

Семье также могут возникать конфликты между родителями и детьми.

Одна из самых распро­страненных проблем в повседневной жизни.

И так почему же возникают конфликты между родителями и детьми?

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, фор­мировании семейного «Мы», способности членов семьи разре­шать противоречия.

Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений,

выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реак­циям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокой­ства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют сле­дующие черты

деструктивных типов воспитания:

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представля­ет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослуш­ными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся тре­бованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие воз­растные кризисы детей:

Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

Кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольно­му возрасту);

Кризис б-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

Кризис полового созревания (переход от младшего школь­ного к подростковому возрасту 12-14 лет);

Подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей ро­дителей,

способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ

мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным

привычкам (употребление ал­коголя и т.д.). Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

Оптимальный тип отношений родителей и детей;

Семейные конфликты и способы их разрешения

Любая внутрисемейная ситуация теоретически может стать конфликтной. Это зависит исключительно от поведения супругов во время конфликта.

Когда партнеры остро реагируют на любое противоречие и пытаются доказать свою правоту мы имеем дело с конфликтом. Однако если сложная ситуация обсуждается спокойно и доброжелательно, супруги стремятся к примирению, а не к тому, чтобы выяснить кто прав, а кто виноват, то серьезность конфликта существенно уменьшается.

Три самых неудачных тактики поведения при семейном конфликте :


1. Позиция стороннего наблюдателя.

Пример конфликта в семье: жена обнаружила у мужа полное равнодушие к сломанному крану. Она молча ждет, когда же муж догадается взять в руки инструменты! Чаще всего ожидание затягивается и происходит взрыв.

2. Открытый конфликт.

Еще один неудачный способ разрешения конфликта: ссора с упреками, взаимными претензиями и обидами.

3. Упрямое молчание.

Этот способ заключается во взаимном упорном молчании, когда обе стороны обижены друг на друга, но на обсуждение проблемы никто не идет. В этом случае супругами овладевает чувство жалости к себе, беспокойство и обида.

Все вышеперечисленные модели поведения не способствуют разрешению проблем в отношениях. Для того чтобы семья стала для супругов надежным тылом, они должны получать друг от друга моральную и психологическую поддержку. Чтобы возникло взаимное доверие важно уметь выслушать, понять и пойти друг другу навстречу.

Хорошие способы разрешения конфликта:


1. Открытый и спокойный диалог.

Супруги должны стремиться идти навстречу друг другу. Важно обсудить текущую проблему конструктивно, без обвинений и упреков, с поиском оптимального решения для обоих.

2. Понимание партнера.

Супругам следует избегать негативных тактик, таких как игнорирование, эгоцентризм, принижение личности партнера, и использовать конструктивные: активное слушание партнера, понимание сказанного и недосказанного им. 3. Способность меняться.

Необходимо уметь делать шаги навстречу партнеру, менять свою позицию и взгляды по мере того, как брак предъявляет свои новые требования.

4.Подчеркивать значимость супруга.

Высказывание партнеру благодарности и того, что его ценят, уважают и восхищаются им, является одним из самых эффективных способов расположить супруга в свою сторону, быть услышанным и добиться взаимопонимания практически по любому вопросу.

Доверие партнера может разрушиться, из-за того, что его переживания не воспринимаются всерьез, рассматриваются как неважные, незначительные, нестоящие внимания. Если переживания партнера становятся предметом насмешек и шуток.

Когда нам кажется, что нас не понимают, мы чувствуем себя одинокими. Руки опускаются, и пропадает желание общаться и обсуждать что-то важное. Так супруги начинают отдаляться друг от друга и перестают быть одним целым.


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Супружеские конфликты: причины возникновения, способы решения, методы предотвращения.

Ученые изучили природу супружеских конфликтов и выявили наиболее часто встречаемые причины и источники их возникновения. К ним относят:

  • эгоизм;
  • сексуальную неудовлетворенность;
  • психологические напряжения из-за отсутствия внимания, заботы, ласки, подарков, понимания чувства юмора и т.д.;
  • пристрастность одного из супругов к вредным привычкам или зависимостям, которые существенно снижают качество полноценной жизни и приводят к неэффективной экономии бюджета;
  • разногласия по поводу материальных затрат или содержания;
  • неудовлетворенность в окружающей семейной обстановке (одежда, еда, построение быта и пр.);
  • супружеская неверность;
  • разные взгляды на отдых, рабочее время, хобби, потребности, интересы и жизнь в целом.

Существует и множество других факторов, которые нередко супруги указывают при разводе.

Психологи также выделяют некие переломные моменты. Именно в эти периоды зафиксировано наибольшее количество распадов семей. Речь идет о 6 периодах после момента заключения брака:

  1. 1,5 месяца (молодожены только-только начинают узнавать друг друга в браке).
  2. 8 месяцев (бытовая жизнь становится серьезной опасностью).
  3. 2,5 года (супруги становятся друг другу менее интересными, в том числе и в сексуальном плане).
  4. 4 года (спустя это время в семье, как правило, уже есть ребенок, и сейчас он отнимает слишком много времени, появляются разногласия при воспитании).
  5. 7 лет (ученые склоняются к той версии, что каждые семь лет многие процессы в организме человека обновляются, с чем, собственно, и связан переломный момент).
  6. 12 лет (на этот период в большинстве случаев приходится кризис среднего возраста).

Также стоит учитывать, что множество семей разводятся в первый год после рождения первенца.

Типология

Природа каждого конфликта различна, поэтому им часто присваиваются разные типологии.

Одним из наиболее раскрывающим сущность проблем такого рода считается такой вариант, где конфликты делятся на 3 основных вида:

  1. Актуальные . Они возникают по сиюминутному поводу, выражаются в ярких вспышках.
  2. Прогрессирующие . Они заметны в тех ситуациях, когда люди долго не могут приспособиться друг к другу ввиду разных причин. Поэтому растет нервное напряжение и недопонимание.
  3. Привычные . Эти конфликты связаны с теми противоречиями, которые давно устоялись между супругами, при этом ни один из них не хочет идти навстречу и решать проблему. Чаще такое поведение основывается на различиях в мировоззрении и воспитании. В большинстве случаев супруги не могут решить такие конфликты самостоятельно.

Все эти ссоры могут переходить в разные стадии и в той или иной степени сказываться на качестве семейной жизни. Различными могут быть и последствия каждой ссоры.

Способы разрешения супружеских конфликтов

Основные способы, которые помогут исчерпать конфликт:

  1. Переговоры . Такой вариант подходит для тех супружеских пар, которые готовы к диалогу. То есть они готовы как говорить, так и слушать. И не просто слушать, а слышать. Разница состоит не только в том, что один дает возможность высказаться другому, но и стремится принять к сведению и всесторонне проанализировать то, что было сказано «оппонентом».
  2. Отказ от желания победы . Часто конструктивного выхода не удается достичь только потому, что каждый из супругов хочет остаться правым. Именно его слово должно быть последним. И точка. Любящие друг друга люди, желая этого, могут часами ходить вокруг одного и того же, прибегая не только к повышенному тону, но и к оскорблениям, унижениям и физической силе. А выход достаточно прост – либо каждый остается при своем мнении, а уж время покажет, кто был прав, либо отдать победу, чтобы исчерпать конфликт.
  3. Распределение сфер доминирования . Этот способ достаточно резок, и не каждая семья готова к нему прибегнуть. Здесь четко обозначаются границы доминирования в семье. Чаще лицом, принимающим решения, считается муж. В таком случае все попытки разногласия сразу пресекаются доминирующим лицом, которое оставляет за собой всю ответственность за принятое решение.

Методы профилактики

Обсуждение приоритетов, планов, целей

Семья не должна строиться на одних только чувствах. Нужен и конструктивный подход. Множество конфликтов и психотравмирующих последствий удастся избежать при помощи разговора (или нескольких), где каждый из супругов (а лучше – пока еще не состоявшихся) рассказывает о том, как видит модель идеальной семьи:

  • кто будет главным;
  • кто решает вопросы одного характера, кто – другого;
  • что входит в обязанности мужа и жены;
  • как распределяются роли после рождения ребенка и т.д.

Необходимо обсуждать и намеченные цели, которых желает достичь каждый из них. Именно так, путем анализа и обсуждения, удается достичь предупреждения множества супружеских конфликтов.

Готовность к большой работе

Пары, которым удалось избежать развода, знают, что семейного счастья, единства и благополучия нельзя достичь, ничего не делая. Каждый из супругов должен быть готов к тому, что придется проделать немало работы.

В большей степени речь идет о моральной стороне. Нужно научиться многому и при этом не опустить руки при очередной сложности. Стоит быть готовым и к тому, что не всегда все будет получаться.

Самое главное – не нужно расслабляться и начинать думать, что лишь вторая половинка должна вас понимать, уступать, слышать, заботиться и т.д. Необходимо проводить именно совместную работу.

Умение общаться правильно

Очень многие проблемы в семье возникают именно из-за неумения супругов общаться друг с другом. Сначала все начинается с малого – возникают обиды, затем – больше: ответная реакция, появление отвращения, поиск лучшего общения где-то в другом месте.

Все это разрушает семью. Медленно и незаметно. А для того, чтобы в паре царили мир и спокойствие чаще всего нужно только научиться правильно разговаривать друг с другом.

Для этого необходимо:

  • избавиться от требований и заменить их просьбами;
  • начать говорить с супругом/супругой так, как вы хотели бы, чтобы общались с вами (стоит обратить внимание на слова и интонацию, способ подачи того или иного факта и т.д.);
  • научиться слушать и принимать чужое мнение (не нужно всегда думать, что прав лишь один – другая точка зрения всегда имеет место быть);
  • как можно чаще прибегать к ласке, нежности, юмору и доброму слову (кстати, все это в большинстве случаев способно быстро погасить разгорающийся конфликт) и т.д.

Чтобы избежать конфликтов в семье, нужно постоянно изучать друг друга, подстраиваться и учиться понимать. Каждый человек обладает своими особенностями, поэтому и подход к нему всегда нужен особенный, найти который можно всегда. Было бы желание.

Видео: Супружеские конфликты