Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Какие проблемы решает детский психолог. Детские проблемы: взгляд нейропсихолога. Направления работы детского психолога

Какие проблемы решает детский психолог. Детские проблемы: взгляд нейропсихолога. Направления работы детского психолога

Если вы заметили какие-то непонятные или неприятные вам изменения в поведении и/или настроении ребёнка, с которыми вы не можете справиться внутри семьи и причин которых вы не понимаете.

Например, резко ухудшилась успеваемость в школе; появились «странные» капризы, плохой сон, «вредные привычки», деструктивное поведение (причём даже то, которого вы не наблюдаете, но об этом вам говорят посторонние, например, учитель или воспитатель); ребёнок резко теряет или набирает вес, и это не связано с медицинскими проблемами; ребёнок стал раздражительным, гневливым, или, наоборот - слишком конформным, со всеми соглашается, идёт на поводу у авторитетов, и вас это беспокоит. Все это поводы проконсультироваться с детским психологом.

На консультацию к детскому психологу можно прийти с абсолютно любым вопросом, касающемся ребенка, и его профессиональная задача - понять вашу беспокойство и предложить адекватную помощь. Это может быть консультация только для родителя, помогающая понять, что происходит с ребёнком и как это можно скорректировать самостоятельно; либо занятия для ребёнка, если ситуация длится долго и силами семьи справится не получается.

Сколько ребенку нужно заниматься для достижения результатов?

Это зависит от запроса, то есть от того, с каким симптомом обратились родители. Обычно для достижения первых видимых результатов может пройти 2-4 месяца, а для закрепления достигнутого - 4-6 месяцев еженедельных занятий с психологом.

Важно понимать, что у самого ребенка, естественно, нет мотива для работы с психологом, он есть у родителей. И сам «симптом» ребенка не всегда напрямую беспокоит. Ребенку нужно больше времени для того, чтобы возник альянс, «привыкание» к психологу, чтобы ребенок начал доверять психологу и каким-то образом доносить то, что его его беспокоит. Дети школьного возраста делают это, играя и разговаривая, объясняя свою игру или свои рисунки, поделки; маленькие дети, как правило, на занятиях только играют и рисуют, или занимаются построением песочных композиций.

Что происходит на занятиях с детским психологом?

Как правило, первые 2-3 занятия направлены на установления контакта с ребенком и носят ознакомительно-диагностический характер. Психолог первый предлагает ребенку поиграть, порисовать, сочинить сказку, рассмотреть картинки и пр., и наблюдает за поведением и реакциями, чтобы составить представление о возможных причинах нарушений адаптации и появления симптома.

Через несколько встреч, когда ребенок привыкает к занятиям, кабинету, режиму, этого уже не требуется. Наоборот, на этом этапе важнее дать ребенку возможность к спонтанной активности и тем самым позволить проявиться тому состоянию, которое беспокоит. Ребенок играет в то, что его тревожит, он это рисует или строит в песочнице. Задача психолога - понимать и принимать это, проговаривать ребенку его чувства и потребности в этот момент, и таким образом помогать ребенку самостоятельно осмысливать происходящее.

Коррекция поведения и исчезновение симптома происходят именно благодаря связыванию собственного поведения с эмоциями и потребностями через речь. Сначала через речь того, кто рядом (психолога), а потом через свою собственную речь. Буквально, ребенок, который раньше внезапно бросался с кулаками на обидчика, становится способен сказать: «Не хочу играть с тобой, отойди от меня!», и это уже совершенно другое поведение. Появляется контроль над импульсом, и агрессивности становится значительно меньше, или совсем исчезает.

Сколько встреч нужно, чтобы проблема решилась?

Честно - от 2 месяцев еженедельных встреч до нескольких (2-3) лет, если ситуация очень серьезная.

Как я могу оценить эффективность работы детского психолога?

У ребенка - уменьшение симптоматического поведения и улучшение социальной адаптации. Родителям становится легче взаимодействовать с ребенком, появляется уверенность в своих силах и в своей родительской компетентности.

Кто из окружения ребенка может обратиться к детскому психологу?

Любой или оба родителя, при условии, что они проживают совместно с ребёнком, либо кто-то из опекунов, который постоянно проживает и заботится о ребёнке. Обратиться с запросом по поводу ребёнка может любой из совершеннолетних членов семьи, и обсудить свои связанные с этим вопросы, но договор о работе с ребёнком обсуждается ТОЛЬКО с его родителями или опекунами.

Меня что-то беспокоит в поведении ребенка. Могу ли я придти к детскому психологу один?

Да, конечно. Обычно на первую встречу и приходят один (или оба) родителя без ребёнка. Это необходимо для выяснения запроса и сбора информации. Если ребенок-подросток, лучше прийти сразу с ним, т. к. подростки уже способны понимать и осмысливать происходящие, в отличие от младших детей, и могут самостоятельно обсудить свою ситуацию и мотивы. И это полезно для развития их ощущения самостоятельности и управления своей жизнью.

Как часто родителям придется общаться с детским психологом?

Психологическая работа с ребенком неразрывно связана с работой с родителями. Как правило, родительские встречи проходят 1-2 раза в месяц (необходимый минимум), а также в том случае, если у родителя появляются вопросы по состоянию ребенка или процессу терапии. На этих встречах обсуждаются и могут быть переформулированы родительские запросы, прогнозы работы, тревоги и опасения по поводу ребенка, а также вырабатываются стратегии поведения родителей с ребенком в семье. Родительские встречи помогают взрослым более полно «видеть» своего ребенка и корректировать собственные ожидания относительно него.

Говорят, психологические проблемы детей, это на самом деле проблемы их родителей. Так ли это? нужно ли будет мне самому идти к психологу?

Действительно, иногда (но не всегда!) симптомы ребенка (агрессивность, протестное поведение, упрямство, тревожность, различные страхи, фобии, боязливость, мнительность) могут возникать и усиливаться из-за сложной семейной ситуации или неверных воспитательных стратегий родителей.

Ребенок находится в семье, рядом с окружающими его взрослыми, в едином пространстве и в одном эмоциональном поле. Мы так устроены, что заражаемся теми эмоциями, и теми тревогами, среди которых находимся.

Этот изначально адаптивный психический механизм, необходимый для того, чтобы быстрее и легче было управлять своим поведением в человеческой группе и элементарно выживать(убегать всем племенем, если чувствуем страх и панику среди сородичей; драться, если кто-то бросается на нас в ярости и т. д.), начинает работать «вхолостую» в ситуации, если нам физически ничего не угрожает, а эмоции сигнализируют об обратном (страшно, злюсь, нервничаю). Именно так происходит в эмоциональном мире ребенка, который живет среди встревоженных, испуганных или раздраженных взрослых, не в силах понять, что и почему происходит. Тогда эти сильные, но непонятные, неосознаваемые чувства, находят для себя «лазейку» - симптом. «Очень страшно, но никто ничего не объясняет, не успокаивает. Начинаю грызть ногти или ломать игрушки - чуть легче, отвлекаюсь, сбрасываю внутреннее напряжение в какую-никакую, но активность. Ужасно злюсь, что мама отобрала мой собственный планшет, и я ничего не могу с этим сделать, но могу украсть планшет у кого-нибудь в школе, и спрятать его подальше».

Нужно ли обязательно вести ребенка к детскому психологу, если в в семье или окружении ребенка происходят потенциально травмирующие вещи (смерть близких, развод родителей и т. д.)?

В случае, если вы видите, что ребенок не может справиться с сильными переживаниями, а вы не уверены в том, что сможете оказать ему адекватную поддержку. Мой ответ - лучше несколько встреч с психологом, чем месяцы и годы непроработанной утраты. Так случается, если от ребенка долго скрывали смерть близкого, или посчитали его настолько маленьким, что он «ничего и не поймет»; или не нашлось подходящих слов поддержки и успокоения; или про ребенка из-за собственной утраты (человека или семьи) просто на время «забыли».

В этой статье я расскажу о наиболее часто встречающихся детских психологических проблемах , причинах их появления и способах их решить .

Я отвечу на вопросы:

  • Почему в основном вас кормят только мифами и предлагают решения, которые не работают?
  • Почему психологические проблемы у детей сложно решить?
  • К чему могут привести ошибки воспитания?
  • Что сделать, чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым?

Это должен знать любой родитель или человек, планирующий им стать, если осознает, что дети - это наше будущее.

Почему детские психологические проблемы сложно решить

Знакома ли вам ситуация из этого анекдота?

У одного фермера начали умирать куры. Он пришел в консалтинговую компанию, которая занималась вопросами птицеводства, чтобы они решили его проблему.

- Начните кормить их только овсом, - сказали ему, взяв при этом приличный гонорар.

Через неделю вернулся фермер в компанию и сказал:

- Кормил их всю неделю так, как вы сказали, а они продолжают дохнуть!

- Тогда давайте им пить только чуть подсоленную воду, - был ему ответ.

И снова ушел фермер выполнять их совет, лишившись очередной суммы денег.

И снова пришел через неделю:

- Я выполнил все ваши советы, но теперь все мои куры сдохли!

- Как жалко, - ответили ему профессиональные консультанты. - У нас еще так много советов для вас осталось!..

Если вы придете к детскому психологу со своей проблемой и спросите, что делать, то обязательно получите совет. Он скажет вам, что дети в этом возрасте могут себя так вести и происходит это по такой-то причине. И что поступать надо так-то.

Вы сделаете то, что сказал психолог. И что же произойдет? В большинстве случаев ничего. Лишь возрастет непонимание с вашим ребенком.

И снова придете вы к психологу, и он объяснит, почему так произошло и даст новый совет, и это будет происходить снова и снова.

Почему так происходит?

Почему так сложно решить, казалось бы, обычные проблемы?

Почему психологов все больше и больше, и вместе с тем все больше и больше проблем с детьми?

Виновато главное заблуждение:

Главное заблуждение:

Все дети - одинаковые!

Да! Профессиональные психологи чаще всего «стригут» всех детей под одну гребенку. Потому что так их научили. На самом же деле

Дети - разные!

Дети психически устроены по-разному. Так же, как и взрослые. И также каждый конкретный психолог устроен психически определенным образом. А устройство это совпадает с устройством вашего ребенка только в редких случаях.

Когда психолог дает совет, думая, что все устроены так, как он (а от этого очень сложно избавиться), этот совет либо бесполезен, либо вреден.

Часто психологами являются люди, которым не хватало любви и внимания. И также часто они советуют родителям больше любить своего ребенка для решения той или иной проблемы. Не зная страшную тайну: чрезмерной, неадекватной заботой и любовью можно испортить ребенка так же, как и полным их отсутствием .

Почитайте рекомендации большинства психологов в интернете - большинство проблем сводится у них к недостатку внимания. Потому что самим психологам этого внимания не хватало или и продолжает не хватать. И это только один из примеров.

Также часто психологи предлагают спокойно, доверительно поговорить со своим ребенком, чтобы он сказал родителям причины своих проблем. Тем самым предполагается, что ребенок знает причины, а психолог - нет! И в этом еще одно заблуждение:

Зачастую ребенок не понимает причин, по которым он совершает то или иное действие

Например, спросите у ребенка, зачем он обшарил карманы своих одноклассников и украл из них деньги. В лучшем случае он ответит правду: «Не знаю... Вдруг захотелось и все...». А в большинстве случаев начнет врать, для того, чтобы вы его не наказали.

Понимать причины психологических проблем у своих детей должны взрослые, в первую очередь родители. Они в ответе за ребенка .

Родители, идя к профессиональному психологу с психологической проблемой своего ребенка, полагают, что если психолог получил высшее образование, он также хорошо разбирается в душе человека, как человек, закончивший медицинский институт, разбирается в медицине. И вот здесь и кроется опасность . Закончивший институт психолог не понимает в психике практически ничего, в отличие от понимающего в механике физика.

Хотите проверить ? Найдите нескольких психологов и задайте им, например, следующие вопросы:

  • Почему самоубийцы лишают себя жизни?
  • Почему дети начинают употреблять наркотики?
  • Откуда берутся депрессии и как от них избавиться?
  • Почему люди меняют сексуальную ориентацию?
  • Почему совершаются те или иные преступления?

Можете задать и любые другие, интересующие вас вопросы.

Что же вы услышите в ответ?

Во-первых , от разных психологов вы услышите разные ответы. Это не кажется странным? Что бы вы подумали, если бы физики дали разные ответы на школьную задачу на расчет времени падения груза с высоты?

Во-вторых , вам могут сказать, что на эту тему есть разные теории. И каждая из теорий предлагает свой способ решения. Что опять-таки означает, что ответа нет.

Когда главный психиатр страны говорит, что не знает, откуда берется педофилия, это означает, что он не владеет полным и точным знанием о психике человека. Не говоря уже о том, что не владеют таким знанием и другие психологи, получившие только лишь классическое образование.

Вам скажут, что психология - это не точная наука и не может быть конкретного ответа. Нет! Просто они его не знают . И вместе с этим, психические процессы протекают в соответствии с точнейшими законами. И те психологи, которые знают о них, в состоянии решить большинство психологических проблем у детей.

Как распознать такого психолога, я расскажу далее . А пока давайте посмотрим, к чему может привести бездействие при возникновении детских психологических проблем.

К каким последствиям может привести бездействие

В детстве развивается и наше тело, и наша психика. В детстве создается основа того,

Насколько мы будем способны быть счастливыми во взрослой жизни

Что же произойдет, если вовремя не решать психологические проблемы у ребенка?

Как минимум, ребенок проживет не настолько счастливую жизнь, как мог бы.

Как максимум - всю свою жизнь будет в той или иной степени делать несчастным не только себя, но и других людей, делая окружающий мир только хуже.

Вот крайние случаи того, кто вырастает из неправильно воспитанных детей:

  • Воры и клептоманы
  • Проститутки
  • Убийцы, в том числе серийные
  • Шизофреники
  • Аутисты
  • Тираны и садисты в своих семьях
  • Аферисты
  • Трансвеститы и транссексуалы

Продолжать можно долго.

Вам скажут, что эти отклонения генетически заложены? Или что такими становятся только в ужасных семьях? Или что если родитель желает добра ребенку, то ребенок никогда не вырастет никем из описанных людей?

Те, кто скажет так, просто не знают, как из маленьких детей при неправильном их воспитании вырастают такие взрослые...

Как решать психологические проблемы у детей?

Как заранее заметить психологические проблемы ребенка? Как решить их правильно?

Виды проблем, их причины и способы решения я опишу ниже. А сейчас хочу уделить внимание одному важному моменту. Прежде, чем эти способы применить, необходимо узнать о двух путях.

Первый - это обратиться к психологу, который разделяет психическое устройство людей на 8 мер. Системно-векторный психолог способен увидеть, как устроен ваш ребенок и как следует поступить, чтобы решить ту или иную психологическую проблему. Такой психолог легко ответит вам на любой вопрос, в том числе и из тех, что я озвучил выше.

Этот способ удобен тем, что достаточно описать ситуацию психологу, ответить на все его вопросы по этой ситуации и в результате получить точную работающую инструкцию. Выполнив ее, проблема будет решена.

Но у данного пути есть свои недостатки:

  • При возникновении новых психологических проблем у ребенка вам придется снова обращаться к психологу.
  • Не ощущая сути проблемы, вы не сможете более творчески применить инструкцию, если возникнет такая необходимость.
  • Инструкция может оказаться не столь эффективной при изменении ситуации по сравнению с той, что вы описали психологу.

Второй путь - это самому стать таким психологом. Тем более что это не настолько сложно, как может показаться на первый взгляд.

Вы сможете понять своего ребенка, увидеть причины его действий, ход его мыслей, то, какие проблемы стоят в его жизни и помочь ему решить их наилучшим для него способом.

Что для этого нужно? Изучить системно-векторную психологию Юрия Бурлана. Это займет у вас менее двух месяцев обучения через Интернет. А для того, чтобы вы решили, нужно вам это или нет, вы можете посетить три открытых занятия. Сделать это можно, перейдя по этой ссылке .

А теперь, как и обещал, опишу виды психологических проблем детей.

Виды детских психологических проблем

Для объяснения причин психологических проблем у детей я буду использовать терминологию системно-векторной психологии.

Ложь

Причины лжи зависят от того, каким является ребенок.

У ребенка с оральным вектором ложь является следствием того, что его не слушают, не дают ему говорить. Придумывая небылицы, он тем самым находит такие темы, которые вызовут ваш интерес. Не хотите слушать правду - будете слушать неправду; все просто...

Хотите, чтобы ваш оральный ребенок не врал - слушайте его, задавайте вопросы и направляйте его разговор в нужное русло. Необходимость врать отпадет.

Ребенок с кожным вектором врет ради своей выгоды. Когда хочет избежать наказания или получить поощрение. Дайте ему понять, что выгоднее говорить правду - и он начнет это делать.

Воровство

Ребенок с кожным вектором начинает воровать в том случае, когда его бьют. Таким образом он снимает стресс. Чем больше бить такого ребенка, тем больше он будет воровать. Родители же часто за воровство наказывают битьем - вот и получается замкнутый круг.

Перестаньте наказывать ребенка физически. Для кожных детей существуют свои способы наказания, которые не нанесут ему травму и не приведут к другим, более серьезным психологическим проблемам.

Проблемы с питанием

Ребенок мало ест? Тогда запомните раз и навсегда: самые большие психологические травмы, которые можно нанести ребенку - это травмы от насильственного кормления.

Во-первых, исходя их векторального набора ребенка, у него есть определенные предпочтения к пище. И кормить его следует той едой, которая ему подходит (естественно, я не говорю о том, что если ребенок хочет есть только конфеты, его нужно кормить конфетами).

Во-вторых, ребенок сам должен испытать голод и захотеть есть. Исключением является ребенок с обонятельным вектором, которого все же необходимо слегка подталкивать к питанию.

Гиперактивность детей

Гиперактивными можно назвать как уретральных детей, так и некоторых кожных. В зависимости от этого необходимо предпринимать разные действия. Кожного ребенка следует приучать к дисциплине. Уретрального - никогда; его следует направлять особым образом, не таким как всех остальных детей.

Помните, что гиперактивность - это не болезнь! Назначение лекарств с большой вероятностью приведет к изменению психического химизма головного мозга ребенка, в результате чего он уже лишиться возможность быть счастливым.

Садизм

Садизм может проявляться только у анальных детей. Причина кроется в несоответствующем такому ребенку воспитании. Его дергают, не дают завершить дела, не благодарят и не хвалят за достижения.

Начните воспитывать его так, как нужно воспитывать анального ребенка и проблема исчезнет.

Страхи

Если ваш ребенок боится темноты и одиночества, то у вас ребенок со зрительным вектором. Он рождается с внутренним страхом, который при правильном воспитании легко сменить на сострадание и любовь.

Неконтактность, стремление к одиночеству

Эта психологическая проблема у детей чаще всего связана с тем, что у ребенка присутствует звуковой вектор. И вдобавок к этому ребенка дома дергают, не дают побыть в тишине, сосредоточится.

Если такого ребенка продолжать постоянно дергать («душить» вниманием, каждые пятнадцать минут звать кушать, громко разговаривать или ругаться при нем, включать музыку), то он будет все больше и больше замыкаться в себе, в плоть до потери способности к обучению, аутизма, шизофрении, моральной дегенерации, депрессий и постоянных суицидных мыслей.

Если он действительно звуковик - воспитывайте его соответствующим образом и в результате вырастите из него будущего гения.

Ухудшение зрения

Существует огромное заблуждение, что зрение у детей ухудшается от просмотра телевизора, чрезмерного чтения книг при слабом освещении и так далее. Все эти причины влияют на зрение несущественно.

В подавляющем большинстве случаев причина ухудшения (а иногда и полной потери) зрения у ребенка со зрительным вектором является разрыв эмоциональной связи. Это может быть оставленный в трамвае любимый плюшевый мишка, или умерший хомячок, или уход из семьи одного из родителей, или несчастная любовь... Все эти (а также многие другие) случаи разрыва эмоциональной связи приводят к разной степени ухудшения зрения либо сразу после того, как ситуация произошла, либо в период пубертата.

Не допускайте обрыва эмоциональной связи - и зрение у вашего ребенка останется хорошим, сколько бы он не читал книг.

Другие психологические проблемы у детей

Другие детские психологические проблемы, такие как:

  • Побеги из дома
  • Склонность к ипохондрии
  • Трудности в обучении
  • Непослушание
  • Нарушения сна
  • Различные виды заиканий
  • И любые другие

Также имеют точные причины, зависящие от векторального набора конкретного ребенка. Распознать этот набор, найти причины и решить их поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Помните, что не все ошибки воспитания становятся видимыми психологическими проблемами. Некоторые не дадут о себе знать до тех пор, пока ребенок не вырастит. И тогда уже мало что можно будет исправить... Помогите вашим детям уже сейчас - обратитесь к системно-векторному психологу или пройдите тренинг.

Когда нужен детский психолог? Идея обращения к специалисту часто возникает в период возрастных кризисов (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). В развитии ребенка происходит резкий скачок, серьезные перемены. Мама и папа не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

Но возможна и другая ситуация, при которой воспитатель действительно видит те стороны жизни вашего малыша, не заметные вам. Объективный взгляд специалиста по детской психике в этом случае не будет лишним.

Есть еще ряд ситуаций, когда полезно проконсультироваться с психологом или посетить курс занятий:

Период адаптации к детскому саду и к школе. Это всегда время повышенной нагрузки на психику ребенка, последствия которой не всегда видны. Важно объективно оценивать психологическое состояние ребенка и своевременно помогать ему преодолевать возникающие трудности.

Семейные проблемы (развод родителей , затяжные семейные конфликты и т.д.). Даже если кажется, что конфликты никак не отражаются на ребенке, имеет смысл обратиться к психологу для диагностики эмоционального состояния малыша. В ряде случаев может потребоваться цикл занятий со специалистом, чтобы помочь ребенку принять перемены в семье.

Оценка готовности к школьному обучению (6-7 лет). От уровня подготовки во многом зависит будущая успеваемость первоклассника . Психолог поможет оценить этот уровень и даст рекомендации по выбору наиболее оптимальной учебной программы для подготовки, исходя из особенностей ребенка.

Резкие перемены в поведении ребенка (особенно появление ярких признаков агрессивности, депрессии , страхов и тревоги), не имеющие под собой очевидных причин. За такими переменами может стоять психологическая травма, о которой ребенок не может впрямую рассказать родителям. Распознать ее поможет специальная психологическая диагностика.

Работа детского психолога может включать в себя:

Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру . На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.

Развивающие занятия

С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление - в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов.

Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка - все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

Семейное консультирование

Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.

Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.

Поговорим о том, как работает детский психолог, как правильно выбрать специалиста для своего отпрыска. Какие вопросы задавать и как подготовиться к первой сессии. Каждый ребёнок уникален. Наблюдать за тем, как он растёт и развивается, учится ходить, говорить, устанавливает социальные контакты — занятие по истине увлекательное. Процесс обучения и созревания сложный и захватывающий одновременно.

Развитие человеческого разума в детстве и подростковом возрасте имеет свои особенности. Исследования и применение теории на практике в этой сфере и являются полем деятельности профессионала. Иногда дети, как и взрослые, могут нуждаться в терапии. Развитие навыков решения проблем, управления стрессом и негативными эмоциями — это далеко не полный перечень того, чему может научить психотерапевт. Помощь из-за трудностей в школе, страха перед серьёзным событием (например, экзаменом), издевательствами или давлением со стороны сверстников. Квалифицированная поддержка в преодолении стрессовой ситуации или травмирующего опыта (болезнь, смерть близкого, развод родителей и т.д.). Борьба с психологическим или психическим расстройством. Причины обращения к специалисту могут быть разными.

Стресс, проблемы в школе или с друзьями, серьёзные жизненные перемены? Вы обеспокоены его характером или поведением? Он беспокойный или раздражительный? Стоит ли идти к профессионалу? Для многих мам и пап обращение к консультанту перспектива довольно пугающая. И напрасно, своевременная помощь это в первую очередь проявление отцовской заботы, которая поможет снизить дискомфорт, улучшить отношения и стабилизирует эмоциональное состояние.

Как найти хорошего детского психолога и какие вопросы задавать?

Чтобы помочь вам с поиском, вот несколько вопросов, которые нужно задать специалисту.

  • Как вы обычно работаете с подобными проблемами?

Важно сосредоточиться на том, чтобы помочь маленьким клиентам стать экспертами в области преодоления своих сложностей и научить их стратегиям борьбы с ними. Например, обучение лучше общаться, думать о ситуациях с другой точки зрения, обращаться к другим в естественном выражении, а не просто управлять разочарованием и укреплять уверенность в том, что они могут справляться с ситуациями, вызывающими беспокойство…

  • Как участвуют родители в терапии?

Психолог — профессионал в психологии в целом, а вы, в частности, знаете вс` о вашем ребёнке и своей семье. Залог успешной работы — объединить эти знания и разработать пути для того, чтобы помочь конкретному малышу в данный момент. Чем младше клиент, тем активнее должны быть вовлечены мать и отец в терапевтический процесс. Для очень маленьких детишек, их папа с мамой — самые главные психотерапевты, именно они проводят с ним больше всего времени, именно вы будете помогать ему в реализации любых стратегий. Но даже со взрослыми детьми и подростками вклад семьи очень важен. Иногда на сессиях присутствуют все члены.

Психотерапия не должна быть таинственной, и вы имеете право знать, как происходит работа. С другой стороны, дети также нуждаются в конфиденциальности, чтобы доверять эксперту, поэтому то, что пациент сообщает на приёме, не разглашается. Если есть что-то важное, что вы должны знать, специалист должен поощрять вашего отпрыска открыться вам или попросить у него разрешение рассказать. О серьёзной угрозе безопасности пациента консультант обязательно должен сообщить вам.

  • Как мы начнём?

Есть смысл провести первую встречу без присутствия ребёнка. Это даст возможность специалисту задать необходимые вопросы, чтобы познакомиться с вашей семьёй, понять историю проблемы, узнать о сильных сторонах клиента. Легче получить всю эту информацию наедине. Во-вторых, эта сессия поможет понять? насколько вам подойдёт терапевт.

Исследования показывают, что одно из самых важных условий эффективности психотерапии — это то, насколько клиент чувствует себя связанным с психологом. Подумайте, похож ли консультант на кого-то, с кем представляете своего сына или дочь.

  • Я думаю, что мой ребёнок будет нервничать из-за встречи. Как поговорить с ним?

Волноваться и испытывать чувство беспокойства перед сессией вполне нормально для детей. Профессионал знает, как помочь чувствовать себя комфортно и понятно.

Если вашему чаду нравится школьный советник, скажите, что это подобный специалист. Маленьким объясните что: "Это прекрасный человек, который помогает детям чувствовать себя счастливее и лучше ладить с семьёй и друзьями. Там также есть много игрушек".

Со взрослыми детьми подумайте о том, чего хочет он или она, какую проблему решить? Какие области его или её жизни хотел бы улучшить? Проговаривание целей поможет быть более восприимчивым к терапии. (Однако эти цели не обязательно совпадают с вашими.)

Вы также можете сказать: "Просто попробуй несколько сеансов и посмотришь". Старшим и подросткам будет полезно услышать, что всё, что они говорят терапевту, является конфиденциальным и не будет передано никому другому, в том числе родителям или другим врачам, без их разрешения — исключение — мысли о самоубийстве или нанесения вреда другим.

  • Как скоро следует ожидать улучшения?

Это трудно предсказать, потому что люди меняются с разной скоростью. В целом, проблемы, которые являются более серьёзными, длятся в течение долгого времени или затрагивают многие области жизни, требуют больше времени для корректировки. Понадобится время, чтобы установить необходимый уровень доверия и безопасности.

Кривая результата не всегда идёт по-прямой. Возможно улучшение, а потом спад на какое-то время. Всё может начинаться медленно, а потом шагнуть далеко вперёд. В среднем терапия длится 10-12 недель. Иногда проблема решается быстрее.

  • Подготовка к первому визиту

Важно подготовить маленького клиента к сессии. Предоставить такую информацию до приёма, которая поможет установить тон, не дать малышу почувствовать себя изолированным или брошенным и обеспечить уверенность в том, что семья будет работать над проблемой вместе с ним.

Предоставление дополнительной поддержки

Пока ваш отпрыск справляется с эмоциональными трудностями, будьте рядом, чтобы выслушать, проявить заботу и предложить поддержку без суждения. Терпение очень важно, так как многие маленькие дети не могут вербализовать свои страхи и эмоции.

Выделите время, чтобы обсудить заботы вашего чада. Чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы, выключите телевизор и не отвечайте на телефонные звонки. Это позволит сыну или дочке узнать, что он или она является вашим первоочередным приоритетом.

  • Говорите открыто и часто.
  • Покажите любовь и привязанность.
  • Подайте пример, заботясь о своих физических и эмоциональных потребностях.
  • Заручитесь поддержкой ближайших родственников, друзей и учителей.
  • Улучшите общение дома, проводите семейные встречи, играйте, готовьте вместе.
  • Независимо от того, насколько это сложно, установите ограничения на ненадлежащее или проблемное поведение. Попросите терапевта о некоторых стратегиях поощрения сотрудничества.
  • Поддерживайте контакт с психологом.
  • Будьте открыты для всех типов отзывов от вашего ребёнка и от терапевта.
  • Уважайте отношения между вашим дитём и терапевтом. Если вы чувствуете угрозу от этого, обсудите это с консультантом (не смущайтесь).
  • Наслаждайтесь любимыми занятиями или хобби вместе.

Выявив сложности и обратившись за помощью на раннем этапе, вы можете помочь своему малышу и всей вашей семье — преодолеть трудные времена и вернуть счастье и благополучие.