Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Увеличение пенсионного возраста в. Предыдущие изменения возраста выхода на пенсию

Увеличение пенсионного возраста в. Предыдущие изменения возраста выхода на пенсию

Повышение пенсионного возраста в России с 2019 года принадлежит к числу наиболее острых и болезненных вопросов, стоящих перед российскими властями. Сложности, вызванные нехваткой денег для выплат и поддержания доходов российских пенсионеров на приемлемом уровне обусловлены множеством причин, где важнейшей выступает демографическая ситуация. Провал в поколениях, унаследованный российским обществом еще со времен второй мировой войны, проявится со всей остротой к 2030-2040 гг., когда на одного работающего будет приходиться 2-3 пенсионера. Эти обстоятельства ставят российское руководство перед необходимостью проведения реформ содержание которых стоит рассмотреть в деталях.

Пенсионная реформа 2019-2020: что изменится?

Летом 2017 г. к рассмотрению парламентариями Правительством РФ был представлен проект закона №489161-7, содержащий собой целую серию поправок к современному пенсионному законодательству. Основное содержание реформы сводится к увеличению возраста, когда россияне получат право уходить на официальную пенсию. Планы реформаторов представлены в приложении к законопроекту. В целом, изменение предполагает поэтапный рост официально утвержденного пенсионного возраста лиц мужского пола — на 5 лет к 2028 г.; женского — на 8 к 2034. Повысить минимальный возраст, необходимый работающим россиянам, чтобы начать получать выплаты, — планируется постепенно. С 65 лет выходить на пенсию будут мужчины, родившиеся в 1966 г. и позже.

Схема и график повышения возраста по годам


Графики поэтапного повышения пенсионного возраста до 2027 года

За и против: аргументы сторон

Среди аргументов, которые приводятся сторонниками реформирования пенсионной системы, существенное место занимает изменение средней продолжительности жизни россиян. Согласно данным государственных статистических служб, за последние 2 десятилетия наметилась устойчивая тенденция прироста длительности жизни. С конца 90-х этот показатель увеличился почти на 10 лет для мужчин и более, чем на 5 лет для женщин. Естественно, что потребности системы соцобеспечения существенно возрастают, а следом возрастает совокупный уровень расходов государственных и частных фондов, решающих задачу финансирования пенсий россиян.

Сторонники пенсионной реформы справедливо отмечают, что в текущих обстоятельствах на осуществление выплат пенсионерам денег будет не хватать и пенсионная система перестанет выполнять свои обязательства. Существует два сценария развития событий, где один предполагает вынужденное снижение выплат до размеров ниже прожиточного минимума, а второй предполагает сохранение высоких показателей размера выплат, но заканчивается полным исчерпанием всех фондов и последующей невозможностью платить вообще что-либо. При проведении реформ, их сторонники предполагают ежегодное повышение пенсионных выплат, начиная уже со следующего года.

Следуя аргументам сторонников реформирования законодательства, перемены в сроках выхода на пенсию для россиян позволит увеличить общие и средние размеры выплат. Запланированная индексация предполагает рост величины средней пенсии на тысячу рублей ежегодно с 2019 и до 2024 гг. Если на момент начала проведения реформ, средний размер выплат, полученных пенсионером на руки составлял около 14 тысяч рублей ежемесячно, то к 2024 г. эта сумма достигает 20 тысяч рублей в месяц. Кроме того, изменения позволят сохранить текущие параметры дефицита фондов, исключая всевозможные эксцессы в будущем. Здесь стоит сказать, что к реформе существует также множество претензий.

Кто выступает против проекта закона?

Последние новости с обнародованием законопроекта вызвали широкий общественный резонанс, а в ряде городов Российской Федерации, протесты вылились в организованные митинги и манифестации. Противниками реформирования пенсионного законодательства выступали оппозиционные парламентские партии и лидеры так называемой внесистемной оппозиции. Среди их аргументов, присутствующих среди возражений к проведению реформы, основным оказывается повышение пенсионного возраста до среднестатической продолжительности жизни. Согласно положениям реформы, пенсионный возраст мужчин к 2024 г. достигнет 65 лет, тогда как в среднем РФ в 2018 году мужчины жили лишь на пару месяцев дольше.

Здесь стоит отметить, что при наметившейся за последние годы тенденцию прироста среднестатистической продолжительности жизни, ее не следует считать устойчивой и неизменной. Провалы в положительной динамике и спады в продолжительности жизни уже встречались в начале 90-х и в ряде регионов наблюдаются к данному моменту. Проект реформы не имеет окончательной привязки к показателям прироста продолжительности жизни, а потому вполне реальной может оказаться ситуация, где пенсионный возраст превышает время жизни россиян. Конечно, данный аргумент не стоит полагать единственным из возражений, озвучиваемых противниками проведения реформы.

Нехватка денег для осуществления выплат пенсионерам может компенсироваться различными путями и в том числе снижением объемов хищений средств из государственных бюджетов, а также сокращением уровня нецелевого их расходования. Согласно данным счетной палаты, за прошлый год величина таких расходов приблизилась к 2 триллионам рублей, тогда как еще 3-4 года она едва ли превышала 600 миллиардов. Такие масштабы не только поражают своим размером, но и сопоставимы с общими потребностями пенсионных фондов и с легкостью могли бы перекрыть все недостачи в текущих или будущих расходах ПФР. Помимо этого, претензии высказываются и к целевым расходам действующей власти.

Расходы на олимпиаду, проведение футбольных состязаний, организация масштабного строительства мостов и стадионов также требует существенных средств, которые, однако, не проходят как нецелевые. Возможность перенаправления этих денег на покрытие выплат ПФР бесспорно существует, но спорным здесь является само решение отвязки пенсионных выплат от текущих заработных плат и их размера. Расходы на подобные проекты, как правило, оплачиваются средствами, полученными от реализации ископаемого топлива, а это рыночные величины, которые существенно меняются год от года. Любое падение цен на нефть в подобной ситуации может острому дефициту фондов и сделает выплату пенсий невозможной.

Одним из путей решения проблемы дефицита средств для выплат могло бы стать существенное повышения уровня оплаты труда. Текущий уровень зарплат в России заметно уступает европейским и по целому ряду отраслей уже стал ниже, чем в Китае. Не секрет, что именно с зарплаты происходит отчисление средств в частные и государственные фонды, а потому вполне естественно, что рост зарплаты приведет и к росту отчислений, однако эти даже меры не рассматриваются. Помимо данных фактор не лишним будет и упомянуть существование льготных категорий работающих россиян.

Льготы и льготные категории

При всех текущих и будущих проблемах финансирования пенсионных фондов, в России существует масса льготных категорий работающих, среди которых предостаточно не только 50-летних пенсионеров, но и людей, вышедших на пенсию задолго до своего пятидесятилетия. Речь здесь идет преимущественно о госслужащих, включая:

  1. Чиновников.
  2. Сотрудников МВД и ФСИН.
  3. Работников Крайнего Севера.
  4. Для учителей и медиков.

Стоит рассмотреть каждую из вышеупомянутых льготных категорий рабочих и служащих отдельно, с полной детализаций всех изменений, которые их коснутся.

Изменения в порядке начисления пенсии для госслужащих

Чиновники стали первыми среди россиян, кого затронуло действие реформы. Именно с госслужащих, еще с 1 января 2017 г., началось увеличение размера минимально необходимого стажа трудовой деятельности. Изменения рассчитанные на ближайшее десятилетие, завершатся ростом возраста выхода на пенсию для мужчин, состоящих на госслужбе, до 65 лет и для женщин — до 63 лет. Вместе с тем, будет расти и минимальный срок трудового стажа, требуемого чиновникам для выхода на пенсию. Так, если в 2017 году стать пенсионером мог чиновник, отработавший 16 лет, то в 2019 г. потребуется отработать уже 17 лет, в 2023 — 19, а к 2025 году минимальный трудовой стаж госслужащих составит 20 лет. Вместе с тем, размеры пенсии для чиновников варьируются в диапазоне от 45-80% заработной платы и зависят от их стажа.

Чем обернутся перемены для сотрудников МВД и ФСИН?

Работники правоохранительных органов обладают рядом льгот, связанных пенсионным обеспечением. К настоящему моменту эти льготы позволяют выходить на государственную пенсию “по выслуге”, достигнув 46 лет. Получить минимальную пенсию сотруднику министерства внутренних дел можно, отработав 12.5 лет в системе и обладая 25 годами совокупного стажа трудовой деятельности. Собственно же пенсионное обеспечение, назначаемое по выслуге лет, к настоящему моменту требует от служащего проработать в органах правопорядке 20 лет. Положения реформы предусматривают поэтапное увеличение этого срока до 25 лет. Существует также и проект закона, допускающий увеличение выслуги до 30 лет, но его на данный момент не рассматривают.

Изменения для работников Крайнего Севера

Текущее законодательство предполагает наличие существенных льгот для рабочих и служащих, ведущих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера. Реформирование пенсионного законодательства затрагивает и эти категории трудящихся. Повышение пенсионного возраста для работников Крайнего Севера затронет как мужчин, так и женщин. Завершающий этап реформы для лиц мужского пола приходится на 2028 г., когда их официальный пенсионный возраст достигнет 60 лет. Для женщин окончание реформ завершится лишь к 2034 г. с истовым параметром в 58 лет. Стоит отметить, что при всех текущих изменения, за данной категорией пенсионеров сохраняются существенные льготы по сравнению с другими категориями работающих россиян.

Что изменится для врачей и учителей?

К настоящему моменту для россиян, работающих в сфере образования и здравоохранения действует система льгот, позволяющих отправится на пенсию после 25 лет, отработанных врачом или учителем. Положения, вносимые с поправками к действующему пенсионному законодательству предполагают, что по окончанию реформы для работников данных категорий будет требоваться отработать минимум 30 лет по своей специальности. Повышение продолжительности специального трудового стажа будет проводиться поэтапно до 2026 года для мужчин и 2034 года для женщин. Это изменение не стоит полагать единственным из пунктов предложенной Правительством реформы. Также увеличится и срок, который отделяет дату получения специального трудового стажа от дня выхода на пенсию. Этот срок уже в 2019 году составит 1 год, а к моменту завершения реформы будет достигать 8 лет для всех работников, независимо от пола.

Достаточно остро в стране стоит вопрос пенсий. При небольшой размере средней выплаты Пенсионный фонд имеет огромный дефицит и не может покрыть необходимые расходы для того, чтобы обеспечить население заслуженными деньгами на старость.

Существует комплекс причин, которые вызвали такую проблему. Сложная экономическая ситуация в стране только увеличивает важность этого вопроса. Поэтому сейчас часто поднимается вопрос пересмотра возраста выхода на пенсию для населения.

Разговоры о такой мере порождают слухи и закономерную тревогу среди простых людей, поэтому стоит разобраться в вопросе. Представляем вашему вниманию последние по этой теме.

Зачем нужно повышать пенсионный возраст

Сейчас возраст для выхода на пенсию в России составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. К слову, этот критерий не пересматривался уже более 80 лет. Приняты были такие параметры ещё в 1932 году. Однако, с того момента прошло много времени и очень многие вещи изменились.

Пенсионный фонд является дефицитным, и ежегодные потери денег составляют сотни миллиардов рублей. Это говорит о том, что налогов, которые платят граждане, недостаточно для обеспечения пенсий всем нуждающимся.

Из-за этого требуется дополнительное финансирование из государственной казны, которые на фоне проблем с экономикой очень болезненны для бюджета государства.

По словам экспертов, дефицит будет сокращаться с годами и уже в 2019 году ожидается его понижение на 20%. Однако, этого недостаточно. Повышение пенсионного возраста поможет быстро нивелировать дефицит и обеспечить дополнительные вливания в казну России.

Повышение продолжительности жизни

Повышение продолжительности жизни – это очень положительная характеристика, но конкретно Пенсионному фонду она создаёт проблемы.

Дело в том, что на момент принятия действующих значений возраста выхода на пенсию, показатели средней продолжительности жизни были куда меньше. В результате, в стране был большой процент трудоспособных граждан, которые платили налоги в Пенсионный фонд и дефицита не образовывалось.

Сейчас же ситуация кардинально изменилась. Около четверти всех российских граждан получают пенсии. Из общей суммы населения стоит вычесть безработных и детей и тогда получается такая картина, когда выплаченных налогов недостаточно для обеспечения пенсионных выплат.

Кроме того, стоит учесть и то, что многие россияне не трудоустраиваются официально или скрывают уровень дохода, в результате чего платят меньшие взносы в Пенсионный фонд.

При этом, эксперты прогнозируют постоянный рост продолжительности жизни россиян. Уже сейчас она составляет больше, чем 72 года. Через 5-6 лет она может достичь значения в 76 лет.

При такой динамике и при сохранении текущего возраста выхода на пенсию, к 2030 году получать пенсию будет треть всего населения России. И это будет очень большим ударом по экономике.

Мнение властей относительно повышения пенсионного возраста

В правительстве идут споры по поводу того, нужно ли повышать пенсионный возраст или нет. В Центре стратегических разработок уверены, что это необходимый шаг. Только так, по мнению лидера этой инстанции, можно не допустить падения экономики страны и создать ей условия для постоянного роста.

Как заявляют чиновники, результаты такой будут видны практически сразу и обеспечат отличную поддержку для государственного бюджета.

При этом приверженцы этого мнения считают, что пенсионный возраст должен быть поднят до 63 лет. Без этого стабильного экономического роста не добиться, считают они.

Действующее правительство категорически не согласно с данной инициативой. В Министерстве труда заявили, что экономика растёт и без того.

По мнению представителей этой организации, дефицит Пенсионного фонда в 2019 году уменьшится не на 20% по сравнению с 2017, как прогнозируют эксперты, а на 50%. Такие показатели в целом достижимы, но лишь при условии того, что Россию не потрясут новые проблемы. Во многом всё зависит от цены на нефть.

Среди высшего руководства страны вопрос повышения пенсионного возраста пока не поднимается. Как считают эксперты, связано это с грядущими выборами – подобные дискуссии могут привести к стремительному падению рейтингов.

Однако, после проведения выборов при условии того, что действующие руководители останутся при власти, а тенденции к стремительному уменьшения дефицита ПФР не будет, вполне возможен пересмотр пенсионного возраста.

В самом Пенсионном фонде заявляют, что распоряжений о пересмотре возраста выхода на пенсию не поступало.

Таким образом, на текущий момент в 2019 году не планируется корректировка этого параметра. Как заявили в ПФР, с дефицитом средств они будут бороться другим способом – сокращениями. Так, на 2017 год в планах было сократить штат на 10%.

Модели повышения пенсионного возраста

Нужно отметить, что инициаторы подобных корректировок понимают, насколько болезненно может воспринять население факт повышения пенсионного возраста. Поэтому правительство предложено несколько вариантов для того, чтобы смягчить такую корректировку.

Возраст предлагается изменить до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Возраст выхода на пенсию будет изменятся не сразу:

  • Правительство может повышать показатель на полгода каждые 12 месяцев, чтобы обеспечить наиболее плавный переход.
  • Второй вариант – повышать возраст на год каждые 12 месяцев. Тогда экономические преимущества будут более ощутимыми.

Министерство экономики и развития предлагает вариант повышения до 63 лет для мужчин и женщин одновременно – практика, которая используется в нескольких странах.

Также обсуждается вариант с постепенным переходом к возрасту 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Переход при такой стратегии наиболее плавный. Для мужчин каждый год возраст будет повышаться на 3 месяца, для женщин – на полгода.

Так или иначе, сейчас правительство официально не заявило о подобных намерениях. Воплотится ли это в жизнь – вопрос, ответ на который зависит от состояния российской экономики. Остаётся надеяться, что её равномерный рост поможет наиболее долго сохранять старые параметры выхода на пенсию.

Видео-новость

Пенсионный возраст в России - давняя и обильная тема для разговоров, пересудов и споров. Одни выступают категорически против его увеличения в 2019 году, другие же считают вполне возможным и даже нужным изменить время выхода на заслуженный отдых. Вопрос действительно важный и касающийся каждого. Для того чтобы разобраться в ситуации, надо рассмотреть её непредвзято, постараться выяснить причины и мотивы, движущие как правительством, так и населением страны.

Большинству из нас стоит подготовиться к тому, что ожидание пенсии затянется

Разговоры о повышении пенсионного возраста велись давно. С середины 2000-начала 2010 гг. эта тема стала одной из центральных в списке насущных вопросов, требующих активного участия и разрешения.

Идея была настолько же привлекательной для руководства страны, насколько непопулярной у обывателя. Принять окончательное решение никак не удавалось - мешали то экономические, то политические причины. И вот, 14 июня 2018 года председатель Правительства России Д. А. Медведев развеял последние сомнения, объявив о принятии решения об увеличении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин - до 63 .

Учитывая, что нынешний порог составляет 60 лет для мужчин и 55 - для женщин, изменение достаточно серьёзное, хотя и будет произведено не скачкообразно, а постепенно. Окончательное принятие закона запланировано на осень, а до того времени будут производиться уточнения, консультации и дополнения к проекту.

Предыдущие изменения возраста выхода на пенсию

Нынешний порог возраста, необходимого для выхода на пенсию, был принят в СССР в 1932 году. Тогда же были определены льготные условия для досрочного выхода на пенсию, которые уточнялись и дополнялись всё время существования СССР и после. Эти уточнения касались процедурной стороны дела и не меняли никаких существенных показателей.

Таким образом, прошлого повышения в России попросту не было, имело место уменьшение. Этот факт является одним из основных аргументов противников реформы, утверждающих, что она уничтожает важнейшие завоевания России в социальной сфере и отбрасывает страну в далёкое прошлое.

Что говорит правительство: причины повышения пенсионного возраста

Аргументация правительства и сторонников реформ достаточно разнообразна:

  1. На период установления пока ещё действующего порога продолжительность жизни была очень низкой (около 40 лет), сейчас же она увеличилась почти вдвое.
  2. Большинство развитых стран, включая США, Канаду и Японию, уже давно приняли возраст выхода на пенсию 65/60 лет, в некоторых государствах ведутся разговоры об увеличении порога до 70 лет.
  3. В России создалось сложное положение со средним возрастом населения - оно стареет, становится некому пополнять Пенсионный фонд. Соотношение работающего населения и пенсионеров изменяется в пользу последних, что усложняет финансирование ПФ.
  4. Состояние ПФ России таково, что без принятия срочных, хоть и непопулярных решений, возможен коллапс всей пенсионной системы страны.
  5. Увеличение возраста выхода на пенсию позволит повысить размеры выплат для нынешних и будущих пенсионеров.

Одним из дополнительных аргументов правительства в пользу принятия закона является увеличение средней продолжительности жизни россиян, создавшее ситуацию, когда люди в возрасте 55–65 лет ещё вполне способны трудиться и зарабатывать себе на жизнь самостоятельно .

После выхода на пенсию многие люди стараются сохранить рабочее место - это ещё один аргумент правительства в пользу изменений

Эта точка зрения выглядит не вполне обоснованной, поскольку она мало соотносится с реалиями и вызывает больше вопросов, чем положительных откликов. Так, ситуация с рынком труда, особенно в провинции и на периферии, не способствует уверенному трудоустройству возрастных соискателей.

Поэтапная схема изменений с 2019 года

Реформу планируется проводить постепенно, предусмотрен достаточно длительный переходный период, в течение которого каждый год возраст выхода на пенсию будет увеличиваться:

Хотя изменения будут постепенными, они всё же окажут значительное влияние на пенсионеров

Запланированные изменения займут достаточно длительный период, что вызывает определённые сомнения в эффективности принятых мер . Если действия настолько растянуты во времени, то и результаты будут достигнуты только в отдалённом будущем, тогда как сложности наблюдаются прямо сейчас. Этот аргумент активно используется противниками реформ, утверждающими, что предложенные изменения ничем не помогут, а лишь обострят ситуацию в стране.

Нюансы для отдельных категорий граждан

Изменения, предложенные правительством, относятся к основной массе пенсионеров. Льготников, по утверждениям авторов проекта, эти реформы не коснутся, хотя такое утверждение выглядит весьма сомнительным. Именно эти категории пенсионеров создают наибольшую нагрузку на Пенсионный фонд, поэтому выводить их из группы максимальной затратности надо в первую очередь.

Тем не менее, пока что вопрос остаётся открытым, так как имеется слишком много причин социального и политического характера, не позволяющих производить активные и решительные действия в этой сфере. Во всяком случае изменения не запланированы для инвалидов, женщин с 5 и более детьми, «чернобыльцев», работников вредных производств и т.п.

Для госслужащих

С января 2017 года вступил в силу подписанный президентом России закон о повышении срока выхода на пенсию для госслужащих. Мужчины будут отправляться на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины - в 63 года, то есть именно так, как это планируется сделать для всех категорий работников. Переход на новые возрастные рамки также будет поэтапным - в этом году, например, возрастной ценз составил 61/56 лет.

Первые изменения коснулись чиновников

Таким образом, для государственных служащих реформа уже давно началась и идёт полным ходом, ничего нового для них не произошло. Существует одна важная особенность: если человек увольняется с места государственной службы, он имеет право получать пенсию по обычной схеме с 60 лет. Но при устройстве на работу на госслужбу при уже назначенной пенсии её выплата не прекращается.

Для МВД и полиции

Для сотрудников МВД и полиции предусматривается увеличение выслуги на 5 лет. Эта мера вполне обоснована, поскольку число пенсионеров в последнее время возросло, количество работающих сотрудников тоже увеличилось, что означает значительные пенсионные расходы в будущем. Если не ограничить количество пенсионеров, то нагрузка на ПФ окажется чрезмерной и неподъёмной.

Выслуга лет у сотрудников МВД увеличится с 20 до 25 лет - даже тем, кто планировал уйти на пенсию в 2019 году, придётся оставаться в должности ещё 5 лет

Мало того, составлен законопроект об увеличении выслуги до 30 лет к 2025 году. Следует учитывать, однако, что и тот, и другой проекты пока остаются на бумаге и официально не утверждены. Существуют вполне обоснованные аргументы против ввода в действие этих норм. Специалисты предостерегают власти от подобных действий, предупреждая о вспышке безработицы и, как следствие, оттоке части сотрудников в криминальные системы.

Тем не менее, никаких сведений об отказе властей от запланированных действий на сегодняшний день не поступало, планы остаются актуальными и ждут окончательного утверждения.

Для учителей

Учителям, имеющим к 2019 году 25 лет педагогического стажа, придётся отработать ещё год для получения права выхода на пенсию. В 2020 году стаж вырастет ещё на год - и так, пока размер стажа не увеличится на 8 лет. Мера серьёзная и чувствительная.

Кроме педагогов, под действие реформы попадают театральные деятели и врачи. Почему выбран именно такой вариант - сказать сложно, поскольку конкретики пока никакой нет, а делать выводы на основании проекта ещё не утверждённого закона слишком безответственно.

Для северян

На сегодня порог выхода на пенсию у северян составляет 55/50 лет (М/Ж). Запланированные изменения поднимают возраст на 5 лет для мужчин и на 8 для женщин (60/58). Таким образом, реформа коснется и северян.

Возможные негативные последствия

Негативных последствий может быть немало. Одним из них станет увеличение числа возрастных соискателей работы, которым устроиться намного сложнее. Несмотря на их опыт и знания, зрелые люди неохотно принимаются более молодыми менеджерами, поскольку такие руководители психологически чувствуют себя некомфортно, управляя более опытными специалистами.

Поиски работы на периферии усложнятся многократно, а ведь там и сейчас ситуация плачевна. Помимо сложностей с трудоустройством, возникают вопросы другого плана - средняя продолжительность жизни в России, по мнению большинства обозревателей, сильно завышена. Возникает мнение, что правительство преследует не совсем корректные цели и стремится к уменьшению числа пенсионеров путём их уничтожения, что даёт серьёзные рычаги воздействия в руки оппозиции.

О том, что пенсионный возраст в России будут повышать, многие говорили уже давно. В том числе предупреждали об этом на нашем портале и мы. Активные разговоры на эту тему начали ходить еще два-три года назад, хотя президент и члены правительства предпочитали на эту тему разговоры не вести вообще.

Перед властью стояла главная задача - продлить свое существование на президентских выборах 2018 года. После того, как глава государства вступил на свой очередной срок как минимум на еще шесть следующих лет, так называемая пенсионная реформа стала сравнительно безопасной для властных элит, и ее начали проводить, не теряя времени. Пенсионный возраст в России с 2019 года - все последние новости о реформе пенсионной системы, как будет происходить повышение возраста выхода на пенсию в стране в ближайшие годы.

Центр стратегических разработок настаивает на необходимости повышения пенсионного возраста для всех категорий граждан РФ, ссылаясь на опыт ряда европейских стран, лидером среди которых является Великобритания, где мужчины выходят на заслуженный отдых аж в 68 лет.

Великобритания

Норвегия

Германия

Швейцария

На данный момент самый низкий пенсионный возраст (мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет) действует только в России, Украине, Беларуси и Узбекистане.

Глава совета Алексей Кудрин считает, что данная мера – основное условие для устойчивого роста отечественной экономики. Конечно, обещанный положительный эффект от корректировки будет ощутим не сразу. Для получения ожидаемого результата может потребоваться 10-15 лет.

Плавное повышение предельного возраста позволит накопить значительный финансовый ресурс, необходимый для ускорения экономического роста. При этом реформа будет осуществляться поэтапно и не коснется граждан, которые уже успели выйти на пенсию.

Учитывая актуальность данной реформы, правительство должно запустить поэтапный переход на новый предельный возраст уже с 2019 года, отмечает Кудрин. Инновация очевидно не получит поддержки у населения, поэтому чиновники не торопятся принимать окончательное решение до выборов. Некоторые политики даже выступают против повышения пенсионного возраста в России в 2019 году, ведь это очевидно не решит всех проблем действующей модели социального обеспечения.

Как планируют повышать пенсионный возраст с 2019 года в России

Проект повышения пенсионного возраста начиная уже с 2019 года правительство представило 14 июня. Предварительно схема выглядит так:

  • для мужчин пенсионный возраст повысят на пять лет - до 65 лет,
  • для женщин повышение составит восемь лет, они будут уходить на пенсию в 63 года,
  • пенсионный возраст будут повышать плавно, в среднем на полгода каждый календарный год. поэтому для мужчин реформа завершится в 2028 году, для женщин - в 2034 году,
  • льготные категории, такие как врачи или учителя, формально смогут выходить на пенсию по достижении той же выслуги лет, что и сегодня, но саму пенсию им будут платить только через восемь лет после этого.

По той схеме, которое предложило правительство, в ближайшие годы по нечетным годам новых пенсионеров по старости в России не будет вообще.

Так, в 2018 году выйдут на пенсию по старым правилам последние счастливчики - мужчины 1958 и женщины 1963 годов рождения. Те, кто младше их на год, пошли бы на пенсию в 2019 году, но не пойдут. Они выйдут на нее лишь в 2020 году. Точно так же не будет новых пенсионеров в 2021, 2023 и т.д. по нечетным годам, пока реформа не будет реализована окончательно.

В поисках баланса бюджета

В 2017 году дефицит бюджета ПФР превысит отметку 220 млрд руб. Несмотря на ожидаемое улучшение динамики дефицита фонда в ближайшей перспективе (196 млрд в 2018 году и 163 млрд в 2019 году), эксперты подчеркивают структурные проблемы отечественной модели социального обеспечения, для решения которых потребуется пересмотреть базовые параметры начисления пенсий.

Согласно прогнозам Минздрава, средняя продолжительность жизни на 2018 год в РФ превышает 72 год, а до 2025 года данный показатель может достичь 76 лет. Если власти продолжат откладывать необходимую реформу, то уже к 2030 году доля пенсионеров достигнет 32% от всего населения (по состоянию на 2017 год доля данной категории населения составляет 25%). В результате пенсионная модель столкнется с новыми вызовами, что неминуемо отразится на бюджетных показателях.

Если же реформа таки состоится, то к 2020 году экономия составит около 638 миллиардов рублей.

При этом представители Минтруда выступают категорически против корректировки пенсионной модели, аргументируя свою позицию тем, что:

  • в последние годы отмечено улучшение показателей российской экономики;
  • дефицит бюджета ПФР в следующем году удастся снизить до 105 млрд руб.;
  • далеко не все люди после 60 лет могут в полном объеме выполнять свои трудовые обязанности, а это значит, что многим придется искать менее оплачиваемую и менее престижную работу.

Глава Минфина Антон Силуанов подчеркивает, что в федеральном бюджете не предусмотрено повышение пенсионного возраста с 2019 года. Ранее ведомство предлагало несколько вариантов реформирования данной сферы.

Как будет повышаться пенсионный возраст с 2019 года?

Проектом закона устанавливается поэтапное изменение периода трудоспособности - ежегодное увеличение с шагом в 1 год . Это значит, что уже начиная с 2019 года для мужчин и женщин будет увеличиваться значение пенсионного возраста, пока оно не достигнет предлагаемых новым законом величин - 63 и 65 лет .

График предлагаемых Правительством поэтапных изменений приводится в таблице ниже:

Год Пенсионный возраст в России с 2019 года для мужчин / женщин
Увеличение относительно старого закона Возраст выхода на пенсию
2019 +1 / +1 61 / 56
2020 +2 / +2 62 / 57
2021 +3 / +3 63 / 58
2022 +4 / +4 64 / 59
2023 +5 / +5 65 / 60
2024 +5 / +6 65 / 61
2025 +5 / +7 65 / 62
2026 и последующие годы +5 / +8 65 / 63

Таким образом, в течение предстоящих 5 лет у мужчин и 8 лет у женщин будет так называемый «переходный период», при котором период трудоспособности будет постепенно увеличиваться с шагом «по 1 году в год», а начиная с 2023 и 2026 годов для них окончательно установятся предусмотренные законопроектом значения - 63 и 65 лет.

Таблица повышения пенсионного возраста в России по годам рождения

Так или иначе, предлагаемые Правительством изменения будут касаться всех женщин, начиная с 1964 года рождения , и мужчин 1959 года и моложе , так как до 1 января 2019 года они еще не успеют выйти на пенсию по старым, действующим сейчас нормативам - в 55 и 60 лет.
Женщины, родившиеся в период с 1964 по 1970 года , и мужчины 1959-1962 годов рождения попадут под действие переходных положений, предусмотренных новым законом. Это означает, что для них будет установлено промежуточное значение возраста , а не окончательное (63 и 65 лет).
Таблица выхода на пенсию с 2019 года по годам рождения для мужчин и женщин в течение переходного периода представлена ниже:

Мужчины / женщины В каком году выйдут на пенсию
Год рождения Пенсионный возраст
1959 / 1964 61 / 56 2020
1960 / 1965 62 / 57 2022
1961 / 1966 63 / 58 2024
1962 / 1967 64 / 59 2026
1963 / 1968 65 / 60 2028
1964 / 1969 65 / 61 2030
1965 / 1970 65 / 62 2032
1966 / 1971 и далее 65 / 63 2034 и далее ежегодно

Таким образом, для всех мужчин после 1963 года рождения и женщин моложе 1971 года граница периода трудоспособности будет установлена в окончательном его значении - они будут выходить на пенсию в 65 и 63 года , промежуточные положения для них уже действовать не будут.

Пути решения «возрастной» проблемы

Экономический блок рассматривал несколько вариантов решения «возрастной» проблемы. Первый сценарий предполагал увеличение параметра до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин. При этом в Минфине рассматривали два варианта корректировки:

  1. Ежегодно увеличивать показатель на 6 месяцев, что позволит сгладить негативные последствия для граждан.
  2. Ежегодно повышать норматив на 1 год, что и поняли в результате.

В Минэкономразвития предлагали другой сценарий - установить единый порог для выхода на пенсию – 63 года. Подобный вариант увеличения поддерживают эксперты ЦСР, а также представители МВФ.

Корректировка модели социального обеспечения станет основой для стабилизации бюджета ПФР, подчеркивает глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Однако положительный эффект для бюджета будет наблюдаться только в краткосрочной перспективе. В дальнейшем экономия бюджетных средств будет нивелирована за счет увеличения продолжительности жизни.

Запас прочности

Вопрос о повышении пенсионного возраста стал особенно актуальным после стремительного падения цен на нефть. Ранее власти использовали доходы от экспорта энергоресурсов для покрытия дефицита государственной казны. Однако обвал котировок до 40 долл./барр. и последующий экономический кризис продемонстрировали уязвимость действующей пенсионной модели.

Восстановление нефтяных котировок до 60-65 долл./барр. отразится на готовности чиновников запускать пенсионную реформу. Благоприятная динамика нефтяного рынка позволит властям отложить корректировку базовых параметров системы социального обеспечения еще на несколько лет, считают эксперты.

Помимо «возрастной» проблемы, действующая нормативная база препятствует реальному повышению доходов пенсионеров. Индексация выплат не позволяет улучшать материальное благосостояние пенсионеров. Чтобы запустить процесс устойчивого роста пенсий необходимо существенное повышение заработных плат. В противном случае у ПФР не будет ресурсов для увеличения пенсий.

Благоприятным периодом для запуска реформы является 2019 год, считают эксперты. Корректировка позволит сбалансировать бюджет ПФР в среднесрочной перспективе.

Видео о повышении предельного возраста в 2019 году:

Пенсионная реформа прошлых лет кардинально устарела. Меры по совершенствованию страхования разрабатывались в течение нескольких лет. Грядущие перемены стабилизируют обстановку в стране и увеличат длительность жизни населения.

Суть пенсионной реформы 2018:

  • повышение пенсионного возраста поэтапно для мужчин до 65 лет, для женщин до 63 лет;
  • новые требования для досрочного назначения пенсии;
  • формирование индивидуального пенсионного капитала;
  • аннулирование балльной системы;
  • новый расчет для .

Пенсионный возраст в России с 2019 года будет повышаться медленными темпами. К 2023 году мужчины уйдут на пенсию в 65 лет, для женщин цифра поднимется до 63 лет к 2026 году. Законопроект от 19 июля 2018 года закрепил данные коррективы.

Будущие изменения ожидают всех граждан, которым предстоит оформлять статус пенсионера, начиная со следующего года. Исключением станут льготные категории:

  • лица, осуществляющие рабочую деятельность на Крайнем Севере;
  • медицинским специалистам разного звена;
  • преподавателям;
  • работникам искусства.

В отношении данных граждан существуют другие правила при вычислении сроков, дающих право получать пособие. Новая пенсионная реформа не коснется лиц, которым уже начисляются пенсии, некоторым категориям многодетных матерей, работникам вредных и опасных производств, инвалидам 1 группы, участникам техногенных бедствий.

В связи с нововведениями традиционная прибавка к пенсии с 1 февраля отменяется. Правительством утверждено повышение на 1000 рублей следующим категориям:

  • лицам, находящимся на заслуженном отдыхе без продолжения рабочей деятельности;
  • пенсионерам по старости, инвалидам и лицам, оставшимся без кормильца.

Таблица повышения пенсионного возраста по новой пенсионной реформе

Повышение пенсионного возраста с 1 января 2019 года планируется проводить плавно, чтобы не травмировать резким увеличением на 5 лет для мужчин и 8 лет для женщин. Ежегодное повышение выхода на пенсию будет увеличиваться по одному году, что коснется мужчин с 1959 года, и женщин с 1964 года рождения.

Таблица расчета пенсии по новой реформе:

Год рождения Количество лет, которые добавятся к прежнему возрасту Год выхода на пенсию по устаревшему образцу Обновленный год пенсии
муж. жен. муж. жен.
1959 1964 1 1 2019 2020
1960 1965 2 2 2020 2022
1961 1966 3 3 2021 2024
1962 1967 4 4 2022 2026
1963 и последующие 1968 5 5 2023 2028
1969 6 2024 2030
1970 7 2025 2032
1971 и следующие 8 2026 2034

Премьер-министр Дмитрий Медведев поделился, что потребность пересчета возраста пенсионеров назрела давно. Новая способствует увеличению довольствий пенсионеров на большую сумму, чем индексации прошлых лет, и, «как горькое лекарство» будет стимулировать граждан жить дольше, активно развиваясь и строя карьеру.

Льготные категории граждан по выходу на пенсию по новой формуле

Возраст выхода на пенсию льготникам будет рассчитываться по обновленной системе:

  1. Для граждан, работающих в условиях Крайнего Севера, будет сохранен «северный стаж». Сдвиг срока выхода на пенсию будет проводиться в соответствии с новым законом, как и для всех россиян. Северяне мужского пола станут пенсионерами по достижению шестидесятилетнего возраста, а женщины в пятьдесят восемь лет.
  2. Лица, условия труда которых приравнены к опасным или вредным для жизни, никаких новшеств на себе не испытают. для них будет рассчитываться, как и раньше.
  3. Женщины, ставшие матерью пять и более раз, имеют право на оформления пособия в 55 лет . Дополнительным условием является добросовестное выполнение родительских обязанности на протяжении восьми и более лет. В отдельную категорию можно выделить многодетных женщин, родивших двоих детей и более, которые выработали на Севере специальный стаж. Данные категории не будут задействованы в новой реформе по повышению начального возраста пенсионеров.
  4. Обновленная реформа позволит каждому работающему гражданину воспользоваться привилегией досрочного прекращения трудовой деятельности. Для этого человеку нужно заработать большой трудовой стаж. Мужчины, проработавшие 45 лет , оформляются в 63 года, для женщин достаточно 40 лет труда, чтобы стать пенсионером в 61 год.

Принят ли закон повышения пенсионного возраста?

Основные предпосылки для принятия закона, увеличивающего возраст граждан, считающихся не способными трудиться:

  1. Устаревшие цифры средней продолжительности жизни, которые почти столетие назад составляли сорокалетний рубеж, диктовали определение возраста, с которого начинаются государственные выплаты. В настоящие годы эта цифра составляет 72 года , в связи, с чем принято решение пересмотреть рубеж нетрудоспособности.
  2. Новые правила позволят повысить пенсионные пособие на достойный уровень за счет снижения численности неработающих граждан по отношению к трудящемуся населению.
  3. Плавные этапы повышения должны поднять продолжительность жизни, стимулируя граждан вести активный образ жизни до глубокой старости.

Главная задача данной меры – обеспечить внедрение в жизнь указа Президента № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

  • повысить рождаемость и снизить порог смертности;
  • увеличить продолжительность жизни до 80 лет через 12 лет;
  • повысить благосостояние россиян;
  • сократить на 50% число бедных жителей;
  • ускорить технологический прогресс страны;
  • обеспечить жильем нуждающееся население;
  • быть в пятерке экономически развитых стран мира;
  • повысить профессиональный уровень в отраслях промышленности.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста с 1 января 2019 года

Пенсионная реформа в 2018 году не распространяется на следующие группы:

  • оформленных пенсионеров, которые уже получают государственные выплаты;
  • граждан, работающих в опасных или вредных условиях: поисковых, геологоразведочных экспедициях, лесозаготовочных организациях, в шахтах, горячих цехах;
  • управляющих общественным транспортом, постоянно курсирующим по городу;
  • летчиков гражданской авиации и инженеров, обеспечивающих техническую безопасность полетов;
  • инвалидов 1 группы ;
  • многодетных матерей с 5 и более несовершеннолетних иждивенцев, достигших восьмилетнего возраста;
  • жительниц Севера, родивших двоих и более детей;
  • родителей детей-инвалидов с детского возраста;
  • лиц, потерявших здоровье во время техногенных катастроф.

Повышение пенсии на 1000 рублей в месяц с 1 января 2019 года

Свободные средства, появившиеся от реформирования, позволят прибавить к пенсии ежемесячную надбавку на 7 % в 2019 году. Величина будет варьироваться в зависимости от размера получаемого пособия, объявленная сумма в 1000 рублей соответствует пенсии примерно в 14 500 рублей.

Доплата будет прибавляться к каждой выплате, что в среднем составит 12000 в год. Дотация будет начисляться неработающим пенсионерам. Для лиц, продолжающих получать зарплату, индексация законом не предусматривается. Все причитающиеся компенсации человек получит после увольнения с официального места работы.

Отменят ли государственные пенсии в 2019 году?

Свежие новости информируют, что отмена государственных пенсий может быть рассмотрена в будущем. Председатель Думы РФ В. Володин не исключает принятия решения не выплачивать государственные пенсионные пособия.

Такая мера связана с дефицитом бюджета. Для пенсионного обеспечения требуется немалое количество денежных средств, которых не хватает из-за несовершенства пенсионной системы. Все суммы берутся из бюджета страны, что влечет острую нехватку денежных ресурсов.

Индивидуальный пенсионный капитал с 2019 года

Со следующего года россиянам предложено принять участие в новой системе самостоятельного наполнения будущей пенсии. Индивидуальный пенсионный капитал вводится взамен страховой части пенсии, выплачиваемой работодателем. Все граждане автоматически станут участниками новой реформы со следующего года.

Работник вправе самостоятельно назначить сумму, которую он готов перечислять на личный пенсионный счет. При несогласии с положением, гражданин имеет право письменно отказаться от участия в нововведении. В последующем на каждые пять лет могут назначать «каникулы», освобождающие от выплат.

Преимущества системы добровольных накоплений:

  • участники новой программы смогут рассчитывать на налоговые льготы;
  • накопления являются собственностью гражданина, который может распоряжаться ими по своему усмотрению.

В рамках новой реформы планируется отмена балльной системы, которая вводилась в 2015 году. На смену предлагается ввести новую формулу, которая предположительно составит 40% от ежемесячной заработной платы бывшего работника.

В настоящее время ожидаются новые слушания по преобразованию пенсионной системы. К концу 2018 года будет известна окончательная версия нового проекта.