Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Старый и новый стиль в исторических датах. Иные Церковные и Православные праздники в мае

Старый и новый стиль в исторических датах. Иные Церковные и Православные праздники в мае

23 апреля 2018 года - Понедельник, 113 день 2018 года по григорианскому календарю. 23 апреля соответствует 10 апреля юлианского календаря (по старому стилю).

Праздники 23 апреля 2018 года в России

  • Праздников 23 апреля 2018 года в России - нет.

Праздники 23 апреля 2018 года на Украине

  • Всеукраинский день психолога. 23 апреля отмечается Всеукраинский день психолога. И тот факт, что этот праздник отсутствует в официальном перечне профессиональных праздников, не мешает украинским психологам в этот день принимать поздравления и благодарности за их труд. На Украине в более чем сотне вузов можно получить высшее образование по специальности «Психология и педагогика». Украинских психологов объединяют такие профессиональные организации, как Ассоциация психологов Украины, Ассоциация политических психологов Украины и др.

Всемирные и международные праздники 23 апреля 2018 года

  • Всемирный день книги и авторского права. Дата 23 апреля - символическая для мировой литературы - стала поводом для учреждения Всемирного дня книги и авторского права (World Book and Copyright Day). В этот день в 1616 году ушли из жизни М.Сервантес, У.Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, Хальдоур Лакснесс, Дж.Пла и Мануэль Мехиа Вальехо. Вполне естественно, что проходившая в 1995 году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать в этот день дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества. Тогда и был учрежден Всемирный день книги и авторского права и Премия ЮНЕСКО за пропаганду идеалов терпимости в детской и юношеской литературе.
  • Д ень испанского языка. День испанского языка (исп. Día de la lengua española), отмечаемый 23 апреля, попал в календарь международных дат по инициативе департамента Организации Объединенных Наций по связям с общественностью. В 2010 году это подразделение выступило с предложением учредить праздники для каждого из шести официальных языков ООН. С тех пор День испанского языка отмечается ежегодно 23 апреля, дата которого посвящена смерти великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616). И сегодня испанское влияние заметно во многих странах. На испанском языке, по разным оценкам, говорит от 450 до 500 миллионов человек - жители самой Испании, США, Мексики, стран Латинской и Южной Америки, некоторых государств Африки.
  • День английского языка. В Организации Объединенных Наций каждому официальному языку соответствует свой специальный памятный день. К примеру, День английского языка отмечается 23 апреля, в день рождения Уильяма Шекспира. Дни официальных языков ООН были учреждены ЮНЕСКО в 2010 с целью поощрения многоязычия и культурного разнообразия, а также повышения осведомленности и уважения к истории, культуре и достижениям каждого языка (английского, арабского, испанского, китайского, русского и французского). В качестве даты дня английского языка был выбран день рождения Уильяма Шекспира, выдающегося английского поэта и драматурга, чьи работы значительно повлияли на развитие литературного английского языка.

Православные праздники 23 апреля 2018 года

  • 23 апреля 2018 года в православной церкви: Седмица 3-я по Пасхе; поста нет.

Установлены следующие памятные даты:

  • День памяти мучеников Тере́нтия, По́мпия (Пу́блия), Африка́на, Макси́ма, Зино́на, Алекса́ндра, Фео́дора и иных 33-х;
  • День памяти мучеников Иа́кова, пресвитера, Азада́на и Авди́кия, диаконов, Персидских;
  • День памяти священномучеников Григо́рия Пятого (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского;
  • День памяти священномучеников Флего́нта Понгильского, пресвитера;
  • День памяти мученика Дими́трия Вдовина;

Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по ? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову .

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по . Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился , введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

юлианская дата

григорианская дата

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

1582, 15.X – 1700, 28.II

10 дней

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

1700, 1.III – 1800, 28.II

11 дней

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

1800, 1.III – 1900, 28.II

12 дней

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

1900, 1.III – 2100, 28.II

13 дней

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Примеры

Русский флотоводец скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября . Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября .

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря - так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.) .

* Мучеников Феодора Пергийского и матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (ок. 138-161). * Священномученика Ианнуария епископа и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305).
Мучеников Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, Патриарха Константинопольского (434). Преподобных Александра Синайского; Иакова Стромынского (XIV). Праведного Алексия Бортсурманского (1848). Святого Николая (Писаревского) пресвитера, исповедника (1933).

Священномученик Ианнуарий

Священномученик Ианнуарий жил в конце III в.; был епископом в Италии. Когда в его время открыто было гонение на христиан, то его представили на суд к правителю Тимофею. Тимофей велел бросить Ианнуария в раскаленную печь, но огонь не коснулся ни святителя, ни даже его одежд. Это приписали волшебству Ианнуария, и его начали жестоко бить. Клирики Фавст (Фест) и Дисидерий, видя терзания епископа, заплакали. Их взяли под стражу. Тимофей отправился в Путеолы, куда взяты были, по его приказанию, и святые мученики. Здесь их ввергли в темницу, где уже находились Прокул (Прокл), Сессий, Евтихий и Акутион. Все мученики были осуждены на съедение зверям, но звери не коснулись их. Тимофей же, вместо того, чтобы уверовать во Христа, стал придумывать, какой бы казни подвергнуть мучеников, за что и был поражен слепотой. Тогда незлобивый святитель исцелил мучителя, и около 5000 человек уверовали во Христа. Но Тимофей остался неверующим и при чудесном своем исцелении и приказал умертвить мечом всех мучеников. Мощи св. Ианнуария покоятся в Неаполе. Там же хранится и кровь его, собранная в два сосуда. Неаполитанцы особенно чтут св. Ианнуария и обращаются к нему в разных бедствиях.

Мученик Феодор

Мученик Феодор жил во II в. и служил воином в Пергии. Правитель за веру в Христа приказал положить его на большую раскаленную сковороду и поливать обнаженное тело его растопленной смолой, серой и воском. Но вдруг из земли, где находился огонь и сковорода, заструилась вода и загасила пламень. Видя такое чудо, жрец Диоскор исповедал веру во Христа и был тотчас же замучен. После того бросили Феодора в раскаленную печь, но и печь была охлаждена силой Божией. Затем св. Феодор был распят. Из дружины его были замучены воины Сократ и Дионисий и мать Дионисия Филиппин. Глава св. Феодора, доселе неповрежденная и благоухающая, находится в Иверской лавре на Афоне.

Мученики Исакий, Аполлос и Кодрат

Мученики Исакий, Аполлос и Кодрат служили при дворе императора Диоклетиана, в IV в. Они были свидетелями мучений св. великомученика Георгия и чудес при этом, а также мученической смерти царицы Александры, жены Диоклетиана (читайте 23 апреля), и уверовали во Христа, а императора обличили в нечестии и жестокости, за что и были усечены мечом.

Праздник ижоры , финнов-ингерманландцев ; славянский праздник.

Егорий Вешний («Летний», «Теплый», «Голодный») был установлен церковью еще в эпоху раннего христианства в память святого Георгия, которому, по преданию, в этот день отсекли голову. Георгий Победоносец всегда был особо почитаемым святым.Он изображается в виде воина на коне, поражающего копьем дракона.

Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не всегда совпадают по местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле (на так называемую Ярилину росу), который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье и кормили «бяшками » - особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасли скот до высыхания росы. В поле выносили стол, на него ставили икону и служили молебен. Этот день считался праздником пастухов, их кормили в поле мирской яичницей или одаривали крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым перед выгоном скотины хозяева гладили животных по хребту.

Пастух гудел в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода», после чего, взяв в руки решето, трижды обходил стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». После чего волшебный круг замыкался железным замком.

Георгий Победоносец считается покровителем домашнего скота, и к нему обращаются с просьбой защитить, уберечь овец, коров, лошадей. Наибольшей силой обладает молитва к нему именно на Егорьев день, во время выпаса скота на подножный корм. Кое-где Егорьев день включал и обряды, вызванные заботой о лошадях. Например, коней мыли, купали, кормили крестами, испеченными в Крещенье. Святой Георгий воспринимается не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей (Волчий Пастырь): «Всяк зверь у Егория под рукой».

С днем 6 мая связывался также прилет ласточек, начинали прислушиваться и к голосу кукушки: «Кукушка до Егория - к неурожаю и падежу скота. При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились».

С весеннего Юрья совершались сделки и наймы - по Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или Заговенья (27 ноября). В этот день также проводился важный обряд - Отмыкание Земли, или по-другому -З арод. В этот день Я рила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, после чего начинается бурный рост трав. На Ярилу запахивали пашню, говорили: «На Ярилу выезжает и ленивая соха».

С Егория открывался сезон хороводов и весенних свадеб. Мужчины и женщины катались по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

*** Великомученика Георгия Победоносца (303).
Мучеников Анатолия и Протолеона, Гликерия земледельца, Афанасия волхва, Валерия (303); царицы Александры (314); царицы Валерии (314); Георгия Птоломаидского (1752); Лазаря Болгарского (1802). Блаженного Георгия Шенкурского (XV). Священномученика Иоанна (Ансерова) пресвитера, Алма-Атинского (1940).

Великомученик Георгий Победоносец

Георгий родился во второй половине III века в Каппадокии в семье христиан. Устроившись на военную службу в римскую армию Георгий, выделявшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из офицеров высокого ранга и любимцем императора Диоклетиана. Но во время начавшихся гонений на христиан (303-305) видя их безропотные терзания руками палачей за имя Господа распятого, Георгий открыто исповедовал Творца жизни Христа, за что был лишен трибуналом военных званий, состоятельного имущества и права на жизнь. На нем испытали многие кровавые жестокие пытки. Георгий мужественно перенес все муки и не отрекся от Христа. После долгих уговоров бывших военных друзей хотя бы внешне признать божество императора, Георгий отошел к Христу через отсечение головы.
Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как сообщают некоторые литературные памятники, население той местности страдало он нападок какого-то чудовища, и когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Иные Церковные и Православные праздники в мае




Святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского. Благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом крещении Михаила, Крестителя Болгарии. Благоверных князей Российских, мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского и Харьковского чудотворца...