Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Как воспитать трудолюбие у ребенка. Как не вырастить ребенка-лентяя - психология эффективной жизни - онлайн-журнал Воспитание трудолюбие у детей в домашних условиях

Как воспитать трудолюбие у ребенка. Как не вырастить ребенка-лентяя - психология эффективной жизни - онлайн-журнал Воспитание трудолюбие у детей в домашних условиях

Многие родители задаются вопросом, нужны ли детям домашние обязанности, и если нужны, то зачем? Давайте размышлять вместе.

Знаменитый педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое». Так и растили поколения наших бабушек и мам – в труде, который являлся органичной частью их некомфортной по нынешним меркам жизни. Сами мы росли и воспитывались по-разному, и хотя у каждого был свой круг домашних обязанностей, трудовым воспитанием собственных детей мы не очень-то занимаемся – перевешивают другие приоритеты.

Сегодня многие дети настолько перегружены всевозможными кружками, школами, уроками и тренировками, что поручать им еще и домашние дела просто рука не поднимается. С другой стороны, всего 100 лет назад десятилетняя девочка умела топить печь, прясть, стирать и полоскать белье на речке, готовить еду для всей семьи и многое другое, что современному ребенку даже не снилось. В каждой семье, конечно, свои устои и правила, но выполнение минимальных домашних обязанностей может принести ребенку и семье в целом немалую пользу.

Помощь по дому – участие в жизни семьи

Невозможно представить себе счастливую и гармоничную семью, в которой бы не знали, что такое взаимопомощь. Трудно представить себе и любовь без желания помочь любимому человеку, поддержать его, разделить с ним его тяготы, пусть и чисто бытовые. Все мы очень ценим заботу о себе, проявляем ее по отношению к близким и дорогим нам людям и надеемся, что, глядя на нас, дети научатся заботиться о других. К сожалению, этого не всегда бывает достаточно.

  • Если ребенок не имеет домашних обязанностей, он чувствует себя освобожденным от ответственности за то, что происходит в доме, а это вырабатывает в нем потребительскую психологию.
  • Если при этом родители настоятельно подчеркивают, что главная обязанность ребенка – учеба, он может усвоить формулу: личные достижения важнее участия в общесемейных делах.
  • Без освоения элементарных трудовых навыков (а ведь даже чистить картошку нужно учиться) ребенок свыкается со своей несостоятельностью в качестве помощника, и, в конце концов, такое положение начинает его устраивать.
  • Без привычки к домашнему труду (который вполне может казаться бессмысленным, скучным, противным) ребенок не приобретает опыта так называемого трудового усилия – важной составляющей трудолюбия.
  • Ребенку, не имеющему регулярного опыта преодоления собственной усталости, лени, неприязни к тем или иным видам деятельности, будет нелегко научиться по-настоящему заботиться о близких, а это непременно негативно скажется на его взрослой жизни.

Как делегировать детям домашние обязанности?

Многие родители и рады бы наделить детей посильными домашними обязанностями, но, чувствуя с их стороны сопротивление, не знают, как быть. Обычно так происходят в семьях, где дети уже ходят в школу. Дошкольники, как правило, помогают с удовольствием, так как охотно подражают старшим и почти в каждом занятии находят элемент игры. Поэтому и с их природной отзывчивостью важно обходиться бережно, чтобы «не вспугнуть» это замечательное качество.

Чтобы воспитать в ребенке трудолюбие, необходимо:

1. Положительно реагировать на его первые попытки помочь, которые обычно проявляются в возрасте двух-трех лет – давать возможность их реализовать и подкреплять результаты похвалой.

2. Как можно больше дел выполнять вместе. Делать это непринужденно, с удовольствием, поддерживая диалог, помогать ребенку находить к обычной домашней работе креативные подходы.

3. Расширять круг дел, которые можно поручить ребенку, постепенно и, конечно, с учетом его возраста и индивидуальных особенностей.

4. Следить за своими словами. Если ребенок регулярно слышит фразы вроде «как же мне надоело готовить», «терпеть не могу мыть сковородки» или «я вам не домработница», он тоже начинает испытывать неприязнь к домашнему труду.

5. Мотивировать ребенка к домашней работе тем, что его помощь действительно необходима и действенна. Подчеркивать его сопричастность к общему семейному делу.

6. Не давать ребенку задач, смысл которых труднообъясним. Не увлекаться поручениями вроде мытья посуды руками при наличии посудомоечной машины.

7. Не ругать его за неудачи, обязательно хвалить за старания и поощрять творческий подход к делу. Не злоупотреблять поучениями и нотациями, не смотреть ребенку под руку и ни при каких обстоятельствах не произносить ужасных фраз про кривые руки и т.п. Не использовать домашние дела в качестве наказаний.

8. Не делать за ребенка того, что он может сделать сам.

3 4 012 0

Большинство родителей, которые лично занимаются воспитанием своего чада, с неистовой жаждой норовят узнать, как же привить ему трудолюбие. И в этом они бесконечно правы. Ребенок, который беспрекословно выполняет даже самые элементарные поручения родителей, становится не только их потехой. Вырастая, трудолюбивые сыновья и дочери имеют правильные приоритеты в жизни, умеют надеяться на себя и собственные силы, а также самостоятельно решать проблемы и преодолевать жизненные преграды.

Возможно, ребенок, приучен к труду, не сделает жизнь мамы и папы более простой, но он сумеет занять себя. При наличии полезного, а главное – любимого занятия, у детей будет меньше времени на сомнительные компании и соответственный досуг.

Именно поэтому столь важно начинать приучение чада к труду в самом юном возрасте. Чтобы ребенок выполнял поручения без лени, родители зачастую обращаются за советом к родственникам или друзьям, у которых также есть дети. Проблема в том, что чаще всего советы близких оказываются бездейственными, и, потратив много сил и здоровья, молодые мамы и папы не видят желаемого результата.

Чтобы помочь в правильном воспитании детей, а именно – в приучении их к трудолюбию, мы создали нашу статью. Надеемся, что, благодаря ценнейшим советам психологов, вам удастся развить у своего ребенка любовь к труду и сохранить ее на всю жизнь.

Когда начинать

Как показывает многолетняя практика, люди, которые начинали работать с детства, становились куда более обеспеченными и даже богатыми, нежели те, кто медлил с трудоустройством и заработками.

Поэтому, не спеша, без чрезмерного навязывания, следует объяснить ребенку, откуда берутся деньги. Проведите спокойный диалог, поведав своему чаду о том, какими методами можно зарабатывать деньги, как их можно тратить, какие преимущества имеет процесс заработка.

Важно, чтобы ребенок умел не только работать и тратить полученные деньги, но и сохранять и приумножать их.

Расскажите чаду о сбережениях. Отказав себе в нескольких прогулках в парке на аттракционах, можно насобирать на велосипед.

При этом не давите на детей с работой. Объясните, что нужно заниматься тем, что нравится. Только тогда у них сформируется правильное представление о труде, без отвращения и лени.

Станьте примером

Покажите пример на себе. Если ребенок будет не только слышать, но и видеть, как их мама и папа работают, интерес к труду и заработкам у него начнет формироваться автоматически.

Другое дело, если родитель навязывает работу, а сам глубокого интереса к труду не пытает.

Ребенок должен видеть и понимать: папа пошел на работу, выполнил план, получил бонус и купил, к примеру, кроссовки.

Одним словом, создайте в доме атмосферу трудолюбия, тогда и ваше чадо будет развиваться в правильном направлении.

Помогите чаду определиться с занятием

Конечно же, сегодня много людей даже во взрослой жизни не могут найти свое предназначение. Однако, если вы грамотно подтолкнете ребенка к определенному занятию, то окажете бесценную помощь в выборе жизненного пути.

  1. Присмотритесь к своему чаду. Возможно, оно имеет какие-то таланты.
  2. Спросите о его/ее предпочтениях, хобби.
  3. Если интересы ребенка могут принести ему пользу, а в дальнейшей жизни – доход, помогите ему развиться в этом направлении.

Чем быстрее ребенок обретет полезное увлечение, тем счастливее будет он и вы рядышком.

Не забывайте о награде

Награда состоит не только со слов похвалы. Дайте ребенку задание, а за старания и качественное выполнение наградите небольшой сумой денег.

Важно, чтобы ребенок понимал, что полученные деньги он заработал. Напомните ему об этом, а затем скажите, что у него есть выбор: потратить их сейчас, отложить на более важную и ценную покупку или же приумножить.

Если вы не считаете себя экспертом в денежных делах, читайте книги, статьи, слушайте вебинары. На сегодня существует масса тренингов по обращению с деньгами и заработкам.

Соблюдайте регулярность

Чтобы ребенок воспитывал в себе дисциплину и желание работать, обеспечивайте ему ежедневные задания по дому. За старания вознаграждайте его похвалой и небольшими деньгами.

Избегайте появления ситуации, когда ребенок чувствует себя наемным работником.

Будьте для него другом, учителем, заботьтесь, чтобы он делал правильные выводы в процессе вашего воспитания.

При прививании любви к трудолюбию, не губите творческий потенциал ребенка. Ответственные родители всегда будут поддерживать свое чадо в выбранном им занятии.

Регулярные поручения с финансовым вознаграждением должны длится до тех пор, пока ваше чадо не станет проявлять самостоятельные поиски занятий и работы.

Если вы сделаете все грамотно, не сомневайтесь, во взрослой жизни ваш ребенок добьется всего, чего только пожелает.

Учите думать

Как говориться, чтобы заработать на хлеб – нужно работать, чтобы заработать на икру – нужно думать.

Не важно, какого возраста ваше чадо: учить его думать никогда не поздно. Ведь в школе не учат финансовой грамотности, умении мыслить экономически, откладывать, а также вкладывать деньги. Этим навыкам дитя должно учиться и в школьном возрасте, и после него.

Саморазвитие подразумевает чтение книг, общение с опытными людьми, которые на собственном примере могут показать все преимущества работы, а также умение применить полученные знания на практике.

похвалите

Если у вашего чада что-то не получается, покажите, как надо, и позвольте ему продолжить самостоятельно.

  1. Начинайте с раннего детства. Никто не говорит, что вы должны обременять малыша непосильной работой. Начните с мелких, простых дел. Это будет верным шагом в развитии трудолюбия у ребенка. Не стоит затягивать с вовлечением детей в домашние дела и хлопоты. Чем раньше вы начнете, тем проще будет ему привыкнуть к работе.
  2. Поощряйте . Не скупитесь на хорошие слова, комплименты и похвалу. Ребенку будет приятно это слышать. Кроме этого, позитивный настрой и ваше удовлетворение, которое он заметит, станет мощным стимулом пробовать новое и двигаться дальше.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Дети не любят помогать и трудиться, вполне распространённая проблема современных родителей. Вместе того чтоб помогать, ваше чадо играет на компьютере или же смотрит телевизор, да с этим очень часто сталкиваются многие родители. Основная проблема в том, что дети просто не приучены к малейшему труду, и по истечению времени они, конечно же, не будут проявлять инициативу.

Как приучить чадо к труду

С самого детства необходимо приучать своё чадо к труду, так как это заложит у него привычку помогать родителям. Если вы будете жалеть своего ребёнка, и всячески ограждать ребёнка от болезни, ни к чему хорошему это не приведёт. Через пару лет вы не сможете доверить ребёнку работу, так как он не сможет с ней справиться ибо вы всё время пытались освободить его от работы, в надежде что когда то в будущем он исправно будет помогать своим родителям и вырастит трудолюбивой личностью.

Но всё можно исправить, чаще просите ребёнка о помощи, за оказанную помощь старайтесь поощрять вашего ребёнка и в следующий раз он сам предложит свою помощь. Принимайте помощь ребёнка, а также доверяйте ему исполнение домашних дел. Ребёнок может сам убрать в своей комнате, а также вынести мусор и помыть посуду, ведь это вовсе не сложно и он справится с этим на сто процентов. Приучайте своего ребёнка к труду, это поможет ему с детства осознавать важность труда, а также отлично развивает у ребёнка самостоятельность.

Доверенная вами работа, развивает у ребёнка такие качества: выносливость, а также настойчивость, это поможет ему добиваться поставленных целей и доводить всё начатое до конца. С терпением и пониманием относитесь к своему чаду, распределите обязанности между всеми членами семьи, он должен чётко понимать, что у него есть свои обязанности, которые он беспрекословно должен исполнять. Если вы будете повышать голос на ребёнка, охота что-либо делать у него отпадёт, и он вряд ли захочет помочь вам и проявить инициативу.

Трудолюбивым детям намного легче в жизни, ведь они не боятся работы и могут справиться с любой работой и довести начатое до конца. Для того чтоб вырастить трудолюбивого ребёнка необходимо прививать у него любовь к труду с ранних лет. Если ваш ребёнок хочет помочь вам и у него что-то пошло не так, поддержите его, это лишь укрепит его желание помочь. Очень часто дети копируют поведение родителей, если они тяжело работают, то ему тоже захочется присоединиться к вам и станет активно помогать.

Как воспитать ребёнка трудолюбивым видео

Правильный пример от родителей

Если ребёнок видит, что родители не любят трудиться и всё свободное время проводят около телевизора, у него не будет никакого желания помогать и через несколько лет он будет вместе с родителями смотреть телевизор. Вы можете попросить ребёнка помочь, но если у него возникли проблемы, обязательно успокойте своего ребёнка и постарайтесь помочь ему. Сначала покажите ребёнку, что нужно сделать и четко объясните, что именно он должен сделать, если он просит помощи, помогите ему и скажите, что в следующий раз у него всё получится. 1 )

Дети - это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе и в будущей работе. Трудолюбивый малыш получит уважение и одобрение окружающих. Ребенку, умеющему выполнять простейшие домашние поручения во взрослой жизни будет легче справляться с разными трудностями. Малыш вырастает более самостоятельным, ответственным, учится ценить свой труд и труд других людей, становится отзывчивым, чутким, в нем воспитывается упорство и настойчивость. Конечно, в труде решаются и многие педагогические задачи: развиваются умственные способности, любознательность, тренируется мелкая и крупная моторика.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 - 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если стремление не поддержать, то оно может пропасть и тогда ребенок пассивно будет ждать, когда его оденут, умоют, покормят.

Если 2-3 летние малыши принимают уборку за игру, то 5-6 летние дети понимают, что интересного в уборке мало. Поэтому если родители с раннего детства не приучили ребенка к труду, то потом сделать это будет очень и очень сложно. Лучше объясните, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому надо выполнять всей семьей, также же, как жить и отдыхать.

Сначала приучите своего маленького ребенка убирать за собой игрушки. Предложите сделать это вместе. Чтобы было интереснее объясните ему, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Вообще идеальный вариант, выстроить весь процесс в форме игры. Показательность же имеет положительный результат. Так как дети любопытны, они все время пытаются повторить наши взрослые действия.

А вот уже трехлетние малыши стараются сделать все сами и им многое уже под силу. Например, заправить утром свою постель, одеться, помыть посуду или постирать свою одежду. Следует приучить малыша складывать аккуратно свои вещи на стул перед сном. Собираясь лепить, рисовать, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно для этого занятия. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями или совком на клумбе или грядке. Обязательно предложите свою помощь. Ребенку свойственно повторять все за взрослыми, поэтому видя, какие родители трудолюбивые он будет усваивать хороший пример. Нельзя от ребенка требовать того, чего сами не делаете.

5-6 летний ребенок уже может отличить труд от игры. Раскрывайте ему социальную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младших детей, для бабушек, дедушек. Ко дню рождения мамы или папы можно сделать несложный подарок самостоятельно. Не только девочки, но обязательно, и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для салата, нарезать их. Конечно же, надо объяснить, что перед этим надо помыть руки, надеть фартук.



На седьмом году возможностей у ребенка становится больше. Он становится более ловким, выносливым. Движения его становятся более координированными и точными. Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какое-нибудь животное — не только дать корм, но и почистить клетку.
Следует научить его вдевать нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Нужно постараться постепенно научить его самостоятельно брать на себя выполнение какой-то части домашней работы. Например, забирать почту, поливать комнатные цветы, кормить рыбок. Ему может быть понятна и более отдаленная цель его труда, например, чтобы собрать урожай, надо с весны ухаживать за растениями. Именно с помощью такого труда устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Он осознает свои обязанности, учится сотрудничеству и взаимопомощи. Полезно приучать ребенка ухаживать за растениями и животными. Он не только узнает много нового из жизни флоры и фауны, но и учится милосердию.


Часто случается так, что ребенок с азартом берется за дело, но быстро его бросает. Когда он еще мал, ему сложно долгое время концентрироваться на каком-нибудь одном занятии. Дети не всегда в этом виноваты. Слабая мускулатура, несовершенство движений, незрелость нервной системы влекут к быстрому утомлению. Поэтому задания, которые вы предлагаете вашему ребенку, должны быть ему по силам. Если ребенок должен выполнить то, что у него точно не получится, то это может спровоцировать неуверенность в своих возможностях. Никогда не забывайте об этом.

Но и считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, следует следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца и, по возможности выполнено качественно. Не стоит хвалить ребенка, если домашнее поручение выполнено некачественно или небрежно. Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. Заклейте вместе с малышом порванные книги, приготовьте что-либо вместе, сделайте уборку в квартире. Увидев результат своего труда, у ребенка возникнет чувство гордости, формируется уверенность в себе и самоуважение.


Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, что мы сами сделаем за несколько минут. Поэтому они все начинают делать за ребенка сами: одевают его, убирают игрушки. Некоторые дела ребенку не доверяют потому, что боятся, что он испачкается, намокнет или уронит что-то, разобьет, испортит. А часто простое нежелание после помощи ребенка переделывать за него.

Другая распространенная ошибка родителей приучать к труду силой. Или повышать голос на ребенка, ругать его за «неловкость, неуклюжесть». Нужно, наоборот, постоянно хвалить и подбадривать ребенка, а в случае неудачи предложить свою помощь, объяснив, что когда ребенок подрастет у него и самого все получится. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, следует стимулировать инициативу, а не подавлять ее.


Иногда родители допускают еще одну ошибку, наоборот, без меры хвалят своё чадо за любую попытку помочь. Покупать ему подарочки или сладости за выполненные задания тоже не стоит. Так как в дальнейшем без выгоды он ничего не захочет делать в жизни.

С ребенком нужно заниматься беспрерывно, повторять одно и то же постоянно. Это потребует от взрослых немалого терпения, времени и сил. Привлекайте внимание ребенка к своим действиям, показывайте отдельные приемы, объясняйте, как правильно надеть носочки, колготки, куда положить платочек, куда повесить полотенчико. Но будьте уверены, что ваши труды не пройдут даром. Если вы научите ребенка трудиться, то можете быть спокойны за его будущее.

Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Валериевна.

Как развивать трудовые навыки у детей? Как привить любовь к труду у ребенка?

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и тех условий, в которых он находится.

Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам.

Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», — презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», — говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду.

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут: он хороший мальчик, —

так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду — те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них.

Конечно, самый выигрышный вариант все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности.

Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь в сущности домашний труд — это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное — показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду:

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое сначала не получается. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации.

К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.

На втором этапе постепенно переводить совместную тру-довую деятельность на личную деятельность ребенка. Воз-растает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Пору-чая ребенку тот или иной вид работы, необходимо прогова-ривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных дейст-вий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная, с преобладанием мужчин или женщин — все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой, дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.

И, конечно, огромную роль в приучении ребенка к домашнему труду играют последовательность и постоянство действий взрослого. Нельзя ни в коем случае воспитывать по настроению или вашему желанию. Все действия по отношению к ребенку должны быть логичны, объяснимы, а главное, ему понятны.