1) Пользуясь текстом параграфа, заполни схему.
2) Напиши, какие межличностные отношения установились у тебя:
А) с учителями - деловые
Б) со сверстниками - приятельские
В) с родителями - личные
3) Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
4) В Интернете многие заводят виртуальных друзей. Как ты думаешь, можно ли таких друзей считать настоящими? Свой ответ обоснуй.
Да, друзей из интернета можно считать настоящими, если они могут помочь в трудную минуту не только словом, но и делом - приехать, возможно что - то сделать, поговорить по телефону с вами. К тому же друзья по переписке, вернее сама идея такой дружбы появилась очень давно в мире, а не с приходом интернета.
5) Прочитай стихотворение Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Вспомни о самом приятном комплименте, который ты когда - либо получал. Напиши о нем.
Самый потрясающий комплимент я получал за хорошие манеры и деловой костюм на торжестве. Мне его сделали мамины друзья. Это было очень здорово.
а) Напиши, какой комплимент ты хотел бы сделать близкому человеку.
Я бы хотел сказать своей маме, что она самый замечательный человек в моей жизни, и я очень благодарен, за то время, что она проводит со мной.
6) Вспомни и напиши три пословицы о дружбе, которые нравятся.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друга не деньги не купишь.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
7) Прочитай текст песни Михаила Танича «Когда мои друзья со мной» и выполни задания.
Как ты думаешь, в чем ценность дружбы?
Главная ценность дружбы в поддержке, которые могут оказать тебе друзья, часто речь идет не о материальной, а о душевной поддержке, моральной.
а) Напиши небольшой рассказ о своем друге, подруге.
С моим другом мы познакомились еще в начальной школе - у нас были одинаковые портфели, и поэтому мы сразу заметили другу друга и подружились.
Он очень хороший и добрый - всегда помогает мне, когда я его прошу, а часто бывает так, что я еще не успел попросить о чем - то, а он уже спешит на помощь.
Мы много времени проводим вместе после школы - гуляем, играем в игры, просто дурачимся и общаемся. Он играет в футбол довольно профессионально, поэтому наша команда часто выигрывает. Мне нравится в нем прямота и открытость, желание помогать другим, а так же благородство и честность.
8) Проведи сравнительный характер межличностных отношений. Заполни сравнительную таблицу.
Время чтения 8 минут
Межличностные отношения это: ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия с людьми. Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Общение является главной составляющей человеческой жизнедеятельности. И от качества межличностных связей напрямую зависит и уровень жизни человека, и его психоэмоциональное душевное состояние. Ведь невозможно жить в гармонии, если в доме постоянно происходят ссоры с близкими людьми, в отношениях с друзьями возникает недопонимание, а на работе царит неблагоприятная атмосфера в коллективе. Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.
Самые важные встречи устраивают души, еще прежде, чем встретятся телесные оболочки.
Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться. Встречи ждут нас - но как часто мы сами уклоняемся от них! И когда мы приходим в отчаяние, поняв, что нам нечего терять, или наоборот - чересчур радуемся жизни, проявляется неизведанное и наша галактика меняет орбиту. © Пауло Коэльо
Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.
А какие же вообще существуют виды межличностных отношений? Как добиться гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми? И какие существуют методы по развитию качества общения? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.
Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.
Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания. © В. В. Налимов
Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.
Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.
Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой. © Франсуаза Саган
Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:
Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.
Отношения без ответственности и ее осознания, это всего лишь увлечение, или еще хуже – привычка. Ответственность не может показать, совместимы вы или нет, но она может показать значимость ваших отношений, ну а дальше уже решать вам. © Натаниэль О’Фаррелл
Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:
Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.
Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.
Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.
Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.
Все в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог». © Екатерина Макарова
Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:
Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.
Единтсвенное время в жизни человека, когда он объективно зависим и когда его можно считать заложником – это его детство и зависимость от родителей. Длится это сравнительно недолго. В остальных случаях пребывания в отношениях есть выбор взрослого человека. © Михаил Лабковский
Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.
Тема урока:
« Межличностные отношения» (6 класс)
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
сформировать самостоятельное представление об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений
Задачи урока:
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте те, кто сегодня грустит.
Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями.
Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.
Я надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно?
Ответим на этот вопрос в конце урока
2. Проверка домашнего задания.
Каждый ученик читает по одной -две пословицы и объясняет ее значение.
3.Разминка - задание каждому ученику.
Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, ярко выраженные положительные качества. Каждый, по очереди, назовет положительную черту своего характера из предложенного списка.
активность, аккуратность
бдительный, бережливый, бескорыстный.
вежливый, великодушный, веселый.
гениальный, гордый, гостеприимный.
доверчивость, деловой, добрый.
естественность, ершистый.
жизнерадостный
заботливый, задорный, застенчивый
инициативность, исполнительный, изобретательный, искренний
кокетливый, красноречивый, критичная.
ласковый, легкий, любознательный.
мечтательный мудрый милосердный
надежность, напористый настойчивый находчивый
организованность, оптимизм, ответственность, отзывчивость
позитивный правдивый приветливый
радушный решительный ранимый
способность к сопереживанию, самокритичность самостоятельность
терпимость
уверенный упорный
фанатичный, фантастичый
Хозяйственный храбрый
Яркий
Экономичный
Юмор
Время истекло. А теперь мы проверим: что сказал каждый из вас. Пожалуйста, кто готов сейчас повторить то, что сказали одноклассники. (Участники повторяют несколько высказываний). Вы молодцы!
Важно не только говорить, но и слышать, что говорят другие.
Давайте нарисуем словесный портрет друга. Каким должен быть настоящий друг?
Вывод: Работа в группах. Озвучиваются ответы учащихся.
Вы молодцы! У вас получился прекрасный портрет друга
Но для того чтобы строить взаимоотношения, или достичь взаимопонимания нужно знать определенные правила.
Я предлагаю вам просмотреть несколько сюжетов (картинок) и ответить на вопросы:
Чем заняты люди в этих сюжетах?
Что их объединяет?
Какие отношения между людьми показаны в сюжете?
4. Формулируем тему урока.
Итак, как вы думаете какая сегодня тема урока?
Тема нашего урока «Межличностные отношения»
5. Формулируем цель урока.
Что же сегодня мы должны с вами узнать?
О чем мы будем говорить?
Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.
6. Изучение нового материала.
Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?
А поможет это нам сделать эпиграф нашего урока
Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. (А. Ривароль )
О чем говорится в эпиграфе?
Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.
Межличностные отношения, личностные отношения – особенная связь человека с окружающим миром.
Посмотрите на тему урока?
Назовите несколько ассоциаций со словом «отношение» или составьте несколько предложений с этим словом.
У меня хорошие отношения с родителями.
Мне нравятся мои отношения с одноклассниками.
По данным последней переписи населения, я имею отношение к учащимся основной школы.
На уроке математики я находил отношение шести к двум.
Отношения между нашими странами в последние годы значительно улучшились.
Учитель:
Все высказывания относятся к определенной связи, либо
между –
человеком и группой
либо между двумя людьми
либо величинами
а то и между странами
НО…
Межличностные отношения – (основная тема урока) особенная связь человека с окружающими (деловые, личные, приятельские, товарищеские, семейные и др.)
Носят обоюдный характер, то есть взаимный ) .
Составьте слова которые начинаются с взаимо
Например, взаимовыручка.
Попробуйте продолжить…(взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие и т.д.)
Все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.
Что должны испытывать люди друг к другу, чтобы все эти слова были к ним применимы? Можно привести и другие примеры: машинист и его помощник (пример взаимодействия); новый ученик в классе (пример взаимовосприятия); дирижер и пианист (пример взаимопонимания)
А что это такое? Это дела, поступки или чувства.
А что самое главное?
Итак, что же является основой межличностных отношений?
Вывод: Чувства – основа межличностных отношений
Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.
А какие эмоции может испытывать человек?
Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, скука, уважение, нежность, благодарность, любовь.
Я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Посовещайтесь в группе и пусть кто – то один из вас даст, ответ на следующий вопрос.
Задание по группам:
1.Группа. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.
2. Группа. Назовите чувства, которые людей разъединяют.
3.Проанализируйте отношения главных героев известных героев мультфильмов, фильмов, литературных героев.
Очень хорошо молодцы. А теперь давайте подведем итог всему выше сказанному, посмотрите на схему
Чувства |
|
Объединяют | Разъединяют |
Положительные | Отрицательные |
Вызывают | Вызывают |
Симпатию, внутреннее расположение, привлекательность | Неприязнь, антипатию, отторжение |
Какой мы сделаем вывод? Что мы с вами узнали?
Вывод: Понять другого человека – важное условие межличностных отношений.
Межличностные отношения бывают разными.
Виды межличностных отношений
Учитель: вопросы к классу.
Сейчас мы с вами должны научиться определять виды межличностных отношений.
Попробуем это сделать вместе.
(см. презентацию)
Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах
. (знакомство)
Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…? Приятели.
(приятельство)
В классе вы все…? Товарищи.
(товарищество)
А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений…Догадались?
(дружба)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями.
Какие вам известны литературные герои или герои мультфильмов кого можно назвать друзьями?
(Кай и Герда, Буратино и Пьеро, Пушкин и Пущин, дядя Федор и кот Матроскин,..)
Скажите, а вот вы в классе кем являетесь друг другу: друзьями, товарищами, приятелями?
Для того, чтобы строить взаимоотношения или достичь взаимопонимания нужно знать определенные правила.
УЧИМСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ
Как строить взаимодействия, чтобы достичь взаимопонимания, полезно
помнить правила:
А ещё одно правило, которое известно с глубокой древности, мне хотелось бы все таки озвучить
«Золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе .
Осуществление обратной связи и самоконтроля .
Давайте с вами подведем итоги нашей работы, что вы узнали о
Давайте подведем итоги нашей работы, что вы узнали о межличностных отношениях?
В ходе урока мы пришили к выводам.
Что из того что вы узнали на уроке запомнили сразу, а что нет?
Что вызвало трудности в работе на уроке?
Понравился ли вам урок, принес ли он вам новые, знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, составить синквейн. Вы знаете что такое синквейн?
Синквейн - пятистрочная стихотворная форма возникшая в США под влиянием японской поэзии. В качестве примера я хотела бы составить синквейн о вас, о том, какое впечатление вы на меня произвели.
Шестиклассники!
Дружные, сплоченные
Учатся трудиться, отдыхать
С уважением относятся друг к другу
Дружный коллектив
Попробуйте теперь вы дома составить синквейн по темам дружба, любовь, общение.
Вы большие молодцы, спасибо за работу на уроке, за активность, оригинальность в ответах. Урок окончен!
Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящён теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.
Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.
Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем - 150 контактов.
Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы :
Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.
Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчинённым.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Неформальные отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.
Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать чёткие разграничения.
К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.
Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.
Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.
Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.
Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник - подчинённый).
Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.
Существуют такие виды межличностных отношений :
Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.
На искажение чувств могут повлиять такие факторы :
Межличностные отношения - это взаимодействие между людьми, которое основывается на установленных моральных принципах, жизненных устоях личности. Существует несколько типов взаимосвязей: формальные и неформальные, личные и деловые, паритетные или субординационные, практичные и эмоциональные. Все они тесно переплетаются друг с другом и выстраиваются в такой последовательности: знакомство - приятельство - товарищество - дружба - любовь.
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 432.
Задание 1. Пользуясь текстом параграфа, заполни схему.
Задание 2. Напиши, какие межличностные отношения установились у тебя:
А) с учителями - деловые
Б) со сверстниками - приятельские
В) с родителями - личные
Задание 3. Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Задание 4. В Интернете многие заводят виртуальных друзей. Как ты думаешь, можно ли таких друзей считать настоящими? Свой ответ обоснуй.
Да, друзей из интернета можно считать настоящими, если они могут помочь в трудную минуту не только словом, но и делом - приехать, возможно что - то сделать, поговорить по телефону с вами. К тому же друзья по переписке, вернее сама идея такой дружбы появилась очень давно в мире, а не с приходом интернета.
Задание 5. Прочитай стихотворение Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Вспомни о самом приятном комплименте, который ты когда - либо получал. Напиши о нем.
Самый потрясающий комплимент я получал за хорошие манеры и деловой костюм на торжестве. Мне его сделали мамины друзья. Это было очень здорово.
Напиши, какой комплимент ты хотел бы сделать близкому человеку.
Я бы хотел сказать своей маме, что она самый замечательный человек в моей жизни, и я очень благодарен, за то время, что она проводит со мной.
Задание 6. Вспомни и напиши три пословицы о дружбе, которые нравятся.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друга не деньги не купишь.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Задание 7. Прочитай текст песни Михаила Танича «Когда мои друзья со мной» и выполни задания.
Как ты думаешь, в чем ценность дружбы?
Ответ :
Главная ценность дружбы в поддержке, которые могут оказать тебе друзья, часто речь идет не о материальной, а о душевной поддержке, моральной.
Напиши небольшой рассказ о своем друге, подруге.
Ответ :
С моим другом мы познакомились еще в начальной школе - у нас были одинаковые портфели, и поэтому мы сразу заметили другу друга и подружились.
Он очень хороший и добрый - всегда помогает мне, когда я его прошу, а часто бывает так, что я еще не успел попросить о чем - то, а он уже спешит на помощь.
Мы много времени проводим вместе после школы - гуляем, играем в игры, просто дурачимся и общаемся. Он играет в футбол довольно профессионально, поэтому наша команда часто выигрывает. Мне нравится в нем прямота и открытость, желание помогать другим, а так же благородство и честность.
Задание 8. Проведи сравнительный характер межличностных отношений. Заполни сравнительную таблицу.
Ответ :
Официальные и личные отношения