Скороговорка относится к фольклору, и является фразой, при произношении которой возникают определенные артикуляционные сложности. Скороговорки предназначены не только для развития речи детей, но и для совершенствования речи взрослых. Благодаря звукам, которые в этих простых стишках подобраны специальным образом, речь становится более четкой и красивой.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Скороговорки для детей играют важную роль в формировании красивого и четкого произношения определенных звуков. При произношении важна скорость - именно от скорости произношения зависит успех коррекции речи.
Скороговорки для детей выполняют следующие функции:
Скороговорки для детей можно поделить на сложные и простые скороговорки, на современные и старорусские, а также на произношение определенных звуков. Часто в скороговорках встречаются не знакомые слова, значение которых не всем детям будет понятно. Перед началом работы с ребенком необходимо объяснить будет значение каждого незнакомого слова.
В данной статье можно найти как скороговорки для детского сада, так и для домашних занятий. Детям 4, 5, 6, 7 лет будут интересны более сложные скороговорки, на проблемные звуки, а также скороговорка про китайцев (японцев) в оригинале.
Однако, 5 лет - предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р - это простые фразы из 1-2 предложений.
Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека - цап! |
На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора. |
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. |
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. |
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Грач с горяча осерчал на грача |
Проворонила ворона вороненка |
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До норы не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла. |
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке. |
Триста тридцать три корабля Лавировали, лавировали, Да и не вылавировали. |
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы |
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. |
Три сороки тараторки тараторили на горке. |
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала. |
У тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. |
Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка... (И так до тридцати трёх Егорок.) |
На дворе трава, На траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. |
Брат сестре твердит три дня. Скоро праздник у меня. Третий день рожденья. Будем есть варенье. |
Бородач боронил бороной борозду |
Разъярённый крокодил Раздражён и нелюдим. |
У репки да редьки корень крепкий |
Тридцать три трубача трубят тревогу |
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора. |
Выдра в тундре В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров! |
Бык тупогуб тупогубенький бычок, У быка была тупа губа. |
Киска у крыски украла ириску. |
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. |
В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира. |
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. |
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! |
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. |
Вот шипит большущий уж: -Очень душно. Мне бы в душ. Полежать под душем нужно, Чтобы не было так душно. |
Маша шила для мартышки Шубу, шапку и штанишки. |
Когда спешу, я ем лапшу. Доем лапшу и поспешу. Спешить спешу. Лапшить лапшу. Ну вот, опять всех насмешу. |
Шесть мышат в камыше шуршат. |
Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша. |
Щеглиха у щегла щеголихою была |
Ты нас Маша не ищи, Ищем мы щавель на щи. |
Крошка кошка на окошке кашу кушала по крошке. |
У нашего Гришеньки под окошком вишенки. |
У Маши на кармашке маки и ромашки. |
Шли сорок мышей, несли сорок грошей; Две мыши поплоше несли по два гроша. |
Едет Ваня в красной шапке на серебряной лошадке, Плёточкою машет, под ним лошадка пляшет. |
Наварила щука щей, угощала двух лещей. |
Мышонку шепчет мышь: Ты всё шуршишь - не спишь. Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише. |
По тропинке шла, белый гриб нашла. Походила по опушке, отыскала три волнушки. |
Волки рыщут пищу ищут |
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. |
Щипцы да клещи - вот наши вещи. |
Уронила белка шишку, шишка стукнули зайчишку. |
Слушали старушки кукушек на опушке. |
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали. |
Мышка, мышка, что не спишь? Что соломою шуршишь? |
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. |
У четырех черепашек четыре черепашонка. |
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки |
Чем чаще чищу, тем чашка чище |
Цыплята и курица пьют чай на улице |
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас |
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя |
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. |
Шильце, мыльце, кривое веретенце, шёлковое полотенце на полке за дверцей. |
Куцая лисица в платьице из ситца мучицу из пшеницы сеет через ситце. |
Две девицы брали водицу из криницы - поливать пшеницу. |
Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется. |
Чики-чок, чики-чок, трещит за печкою сверчок. |
Грач сгоряча осерчал на грача. |
Чики-чики-чикалочки. Едет гусь на палочке. Уточка - на дудочке, курочка на чурочке, зайчик на тачке, а мальчик на собачке. |
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота, отыщите там кота! |
Колокольчики, бубенчики, летели голубенчики. |
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. |
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. |
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. |
Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню в лоб, с санок все в сугроб. |
Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку! |
У Сени и Сани в сетях сом с усами. |
Семь суток старалась, семь суток спешила, себе сапоги сыромятные сшила. |
У киски в миске рис и сосиски |
Сидел воробей на сосне, заснул воробей и свалился во сне. |
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны. |
Сенокос, сенокос - луг остался без волос. |
На острую косу много покосу. Был бы покос, да настал мороз. |
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. |
Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит. В том саду живёт садовник, он за сливами следит. |
На скамейку мама села, справа Сева, Слава слева. |
Смотрит Света сквозь стекло, солнце светит - всем светло. |
Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат. |
Спит спокойно сытый сом, смотрит сладко сотый сон. |
Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть |
Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар. |
Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу. |
Три козы среди лозы схоронились от грозы. Вот и кончилась гроза. Козы здесь, а где лоза? |
От топота копыт пыль по полю летит. |
Баран буян залез в бурьян. |
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. |
У перепела и перепёлки пять перепелят. |
Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, даже белой не была |
Пилил Филипп полено из лип, Притупил пилу Филипп. |
Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры. |
Бобёр побрёл обратно в бор |
Белые бараны били в барабаны. |
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. |
Садила баба бобы, а уродились грибы. |
Бегал баран по крутым берегам, бодался, толкался, по травке валялся. |
Пыхтит, как пышка, наш пухлый Мишка. |
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. |
Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все. |
Лапти лыковые, Лыки липовые. |
Лилипуты пили пилюли и лопотали. |
Над лугом летели белые лебеди. |
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. |
Лень не ленится, к лентяю клеится. |
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. |
У ежа и ёлки иголки колки. |
Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку залеть было лень: искала булавку весь день. |
Маленький мальчик менял марки на мячик. |
Макар да кошка, комар да мошка. |
В тину невод закину, с тиной и выну. |
Далеко до калитки маленькой улитке. |
Лапти лыковые, лыки липовые. |
Елена пельмени любить-любила, да лень пельмени лепить ей было. Лепил Емеля пельмени умело, без лени Елена неделю их ела. |
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл. |
Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. |
Есть у Ляли кукла Лёля, Лёля сделана из льна - Ляле нравится она. |
Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились у них дети: Шах у Циби, Шах-Шарах у Циби-Дриби, Шах-Шарах-Шарони у Циби-Дриби-Дримпомпони.
А вот скороговорка про трех китайцев:
Жили-были три китайца - Як, Як-Ци-Драк, Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Ци-Драк на Цыпе-Дрипе,
Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
у Як-Ци-Драка с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
у Як-Ци-Драк-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.
В принципе, скороговорка про 3 китайцев мало чем отличается от японской.
Представляем Вам подборку русских скороговорок для детей и взрослых из народного фольклора, использующихся для отработки произношения различных звуков. Их ещё называют «Русские потешки». Лучшие скороговорки для развития речи и тренировки дикции.
Отработка звуков:
б, п, в, ф, г, к, д, т, х
1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.
13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. Стоит копна с подприкопёночком.
16. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
17. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
18. У елки иголки колки.
19. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
20. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
21. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
22. На меду медовик, а мне не до медовика.
23. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
24. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
25. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
26. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
29. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
30. Рододендроны из дендрария даны родителями.
31. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
32. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
33. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Отработка звуков:
р, л, м, н
34. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
35. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
36. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
37. Клара-краля кралась к ларю.
38. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
39. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
40. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
41. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
42. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
43. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
44. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
45. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
46. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
47. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
48. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
49. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
50. Дробью по перепелам да по тетеревам.
51. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
52. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
53. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
54. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
55. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
56. Король-орел.
57. Курьера курьер обгоняет в карьер.
58. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
59. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
60. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
61. Гонец с галер сгорел.
62. Талер тарелка стоит.
63. Идти на рать, так бердыш брать.
64. Интервьюер интервента интервьюировал.
65. Либретто Риголетто.
66. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
67. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
68. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
69. Во мраке раки шумят в драке.
70. На дороге с утра тарахтят трактора.
71. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
72. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
73. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
74. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
75. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
76. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
77. А мне не до недомогания.
Отработка звуков:
з, с, ж, ш, ч, щ, ц
78. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
79. У осы не усы, не усища, а усики.
80. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
81. Осип охрип, а Архип осип.
82. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
83. По семеро в сани уселися сами.
84. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
85. Свиристель свиристит свирелью.
86. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
87. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
88. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
89. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
90. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
91. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
92. Четверть четверика гороха без червоточинки.
93. Инцидент с интендантом.
94. Прецедент с претендентом.
95. Константин констатировал.
96. У ежа ежата, у ужа ужата.
97. Жутко жуку жить на суку.
98. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
99. Тщетно тщится щука ущемить леща.
100. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.
Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.
Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие логопедические упражнения, которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.
Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.
Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.
Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.
Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.
Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)
Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.
Скороговорки. Мультики для самых маленьких
Звук Л
Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.
Звук Г
В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».
Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.
Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.
Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.
Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.
Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :
Звук Ж
Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.
В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.
Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.
Звук Р
В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:
В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»
Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.
Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.
Чистоговорки для детей подряд
У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю почему:
Чёлка пчёлке ни к чему!
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
Снега лавина сползла с половины,
Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины
Лежит на пологой горе до поры.
Скворец скроил сороконожке
Из кожи красные сапожки.
Сошьёт скворец исправно в срок
Все сорок скроенных сапог.
Вчера в Шира была жара.
Не прибирает Домна дом, а у Домны дома все вверх дном.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
То ли Толя - кореш Коли,
То ли кореш Толи - Коля.
Коли Коля - кореш Толи,
То и Толя - кореш Коли.
На дорожках дрожки,
В дрожках кошки и блошки,
У кошек ложки,
У блошек сапожки.
Три грача чай пьют у врача.
Бегемотику - ботинки,
Ботики - бурундучку.
Граф Пото играл в лото,
Графиня Пото узнала про то,
Что граф Пото играл в лото,
Но граф Пото не знал про то,
Что графиня Пото знала про то,
Что граф Пото играет в лото.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга - бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дёготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, но и не до дёготниковой вдовы, и не до дёготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки - скок, Сеньку - в бок, Соньку - в лоб, все - в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки - аккурат в медовик, но ей не до медовика - Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа - ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, - о всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин - зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка - не пытка.
Скороговорка «Лигурия»
Ползал ежик через ершик,
Ежика ершик наколол.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
В конце концов среди концов найдём конец в конце концов. Нашли конец среди концов в конце концов.
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Магистра «Инстраграмма» со ста граммами мигом санитар настиг.
У крошки матрёшки пропали серёжки, серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
Баран барабанит в барабан.
Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.
Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.
Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.
Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.
Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.
Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.
Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.
Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.
Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.
Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.
Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.
Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.
Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.
Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.
Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:
Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.
Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.
В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:
Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Коля колья колет. Поля поле полет.
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
На горе Арарат растет крупный виноград.
На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.
Проворонила ворона воронёнка.
У мыши в норке сыра корка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:
Баран буян залез в бурьян.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
Купила бабуся бусы Марусе.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Оса боса и без пояса.
Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.
Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.
По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
Саша шапкой шишку сшиб.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.
Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.
Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.
Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.
Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.
Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.
Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:
А мне не до недомогания.
Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Клара-краля кралась к Ларе.
Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Осип охрип, а Архип осип.
По семеро в сани уселись сами.
Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
Либретто «Риголетто».
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.