Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Старинные свадебные обряды и традиции. Свадебные обряды древней руси, которых уже нет Русские народные свадебные обряды

Старинные свадебные обряды и традиции. Свадебные обряды древней руси, которых уже нет Русские народные свадебные обряды

В древности на Руси свадьбы праздновали широко и весело, гостей было много, а обычаи выполнялись всеми участниками торжества так аккуратно и четко, что свадебная церемония длилась несколько дней.

Наши предки не ломали голову, где найти хорошего тамаду и какие конкурсы придумать - у них был целый арсенал примет и ритуалов, которые ни в коем случае нельзя было игнорировать.

На счастье будущим супругам дарили кур, сыпали рис на порог и клали амбарный замок под коврик.

Некоторые из этих обычаев дошли и до наших дней, а некоторые так и хочется возродить.

1. Дарить молодоженам птиц

Обычай дарить пару гусей в свадебных ленточках пришел на Русь от литовцев. В давние времена этих гусей потом жарили, и молодые съедали их в первый день. Во избежание недоумения со стороны гостей можно заменить живых гусей на жаренных, или же испечь свадебный торт в виде пары гусей.

2. Дружки вместо тамады

Дружки - это очень важные люди на свадьбе. Нынешние свидетели им, безусловно, уступают. Дружек должно быть двое, они обязаны помогать молодым готовиться к бракосочетанию, держать венцы на венчании, веселить гостей. Друзья зачастую хорошая замена тамаде. Дружки выбираются из числа неженатых друзей жениха, но для современной свадьбы это не так важно, женат дружка или нет, и чей он приятель - жениха или невесты. Наверняка, у вас найдется пара знакомых весельчаков, которые подошли бы на роль дружек.

3. Осыпать новобрачных хмелем и монетами

По выходе из церкви (кто не венчается, из ЗАГСа) молодых на счастье осыпали семенами хмеля и льна. На княжеских свадьбах кидали горсти монет. Монеты, пожалуй, лучший из вариантов осыпания «счастьем», потому что это обычай русский, в отличие от кидания риса, пришедшего к нам из Индии, да и к тому же рис застревает за шиворотом и в складках одежды, что не очень удобно.

4. Пить пиво при выкупе невесты

Дружка с женихом приезжает за невестой, чтобы ее выкупать. Вообще обычай пить пиво относится к сватовству, а не к самой свадьбе, но поскольку в наше время сватовства как такового нет, то можно делать это в день бракосочетания.
Подружки невесты и дружка с ее стороны загадывают загадки, жених за каждый правильный ответ приближается на шаг к порогу невестиного дома, при каждом неправильном - выпивает глоток пива. Пиво все-таки не водка, поэтому даже если плохо соображающий от волнения и счастья жених ответит на все вопросы неверно, то вряд ли сильно захмелеет.

5. Невеста умывает жениха, а жених дарит ей хлеб

После выкупа невеста в знак готовности служить мужу и быть ему преданной умывает из кувшина свекра, затем свекровь и самого жениха. А жених дарит своей суженной хлеб в знак того, что он сможет прокормить семью. От хлеба откусывают сама невеста, затем теща и тесть.

6. Сватовство

Сватовство — ритуал, когда сваты жениха выясняли, какова из себя невеста и сколько за ней приданого. По сути, это было предварительное соглашение о свадьбе. Нередко сваты не только ездили выяснять подробности о невесте и договариваться о свадьбе, но сами и подыскивали нужную кандидатуру для жениха. По традиции сваты не говорили напрямую о цели визита, а использовали аллегории. Родители невесты делали вид, что не понимают, о чём речь и не сразу соглашались выдавать дочь замуж.

7. Смотрины

Спустя некоторое время после сватовства родители невесты ехали на смотрины жениха. Осматривали не только жениха, но и дом, и хозяйство, чтобы знать, где и в каких условиях будет жить их дочь. После осмотра следовало богатое застолье, за которым назначался день смотрин невесты.

Смотрины невесты организовывались, чтобы узнать, красивая ли она, выяснить, что умеет делать по хозяйству, сколько приданого имеет. Если всё устраивало, будущий свёкор целовал девушку в обе щеки, а жених выпивал до дна стакан медового напитка, поднесенного матерью невесты.

8. Рукобитие

Этот обряд практически не дошёл до наших дней. Заключался он в том, что родители молодых обговаривали финансовые дела предстоящего брака, выясняли, кто оплатит свадьбу, решали, где будут жить молодожены. Все переговоры заканчивались рукобитием (ударяли по рукам) и обменом подарками.

После этого ритуала жених, наконец, встречался с невестой при людях, чтобы обменяться с ней кольцами. Происходило обручение.

9. Яства со смыслом

На свадьбу готовился каравай, чтобы молодые отведали его в знак единения. Также по традиции в подарок жениху с невестой преподносили жареную курицу. Это служило символом того, что теперь новобрачные всю еду будут делить на двоих.

10. Посвящение невесты в замужнюю женщину

Сваха снимала с невесты девичий венок, закручивала волосы и надевала уже женский головной убор - кику, поверх которой набрасывалось покрывало. Отдавая дочь жениху, отец слегка ударял её плёткой, чтобы мужа слушалась, затем передавал плеть мужу.

11. Вытие

Это ритуальный плачь, происходящий у невесты в доме. Нужен этот обряд для того, чтобы показать, что девушке хорошо жилось в доме родителей, но после свадьбы ей придется уйти из отчего дома. Вытие - это слезное прощание невесты родителями, друзьями и волей.

12. Девичник

Является и старинным и современным свадебным обрядом. Однако раньше девичник отмечался чуть иначе, чем сейчас. К девушке приходили подруги с целью помочь сшить жениху и его близким родственникам подарки, а заодно девушки пели свадебные песни. Иногда туда же могли придти и жених с его друзьями и вместе они начинали пить чай и устраивать различные молодежные игры. При этом невеста проводила все свое время перед свадьбой в вытье и слезах, так как прощалась со своей девичьей жизнью. Еще один важный момент, который обязательно совершали в старину - это омовение невесты в бане за день до свадьбы.

13. Выкуп невесты женихом в день свадьбы

Перед выкупом молодая невеста прощалась с родительским домом, с родителями и с подругами. Подружки невесты не хотели отдавать свою подругу просто так и требовали с жениха выкуп. Непосредственно в сам день свадьбы обязательно и жених, и невеста одевались во все новое. Кстати, интересно отметить, что раньше делали не просто выкуп, а иногда даже устраивали символические бои между родными невесты и родными жениха. После некоторых символических сопротивлений родные невесты сдавались и отдавали ее в руки жениху.

14. Венчание

Сейчас этот обряд не считается обязательным, но те молодые, которые уверены в том, что они будут друг с другом вечно, и готовые связать себя друг с другом перед Богом, совершают этот свадебный обряд по всем правилами церкви.

15. Звать гордых

Раньше на свадебный пир в первый день родители невесты не приходили, а за ними отправляли ряженых гостей, который должны были пригласить в веселой форме родителей невесты на пир. Обряд этот назвался «звать гордых».

Существует еще много различных свадебных традиций: и старинных и современных, каждая пара выбирает то, что ей больше нравится и что молодые и их родители считают более правильным, интересным и важным.

Оригинал записи и комментарии на

О древнейших свадебных обрядах мы имеем только отдельные упоминания в летописях, но, пройдя через столетия к XIX веку, они включали в себя и новые элементы, подсказанные самой жизнью: песни, причитания, приговоры, отличающиеся удивительной поэтичностью и музыкальностью.

Хотя в различных областях обряд приобретал свои особенности (репертуар песен: количество дней, связанных со свадебной игрой), но канва, конструкция свадебного обряда была единой и включала в себя 9-11 эпизодов. Делалось все, чтобы новая семья жила счастливо и благополучно. Отсюда - множество действий - оберегов. Сельская свадьба далеко не всегда была радостным закреплением отношений двух влюбленных. Для деревенских жителей брак - это дело хозяйственное. Как со стороны жениха, так и со стороны невесты взвешивались все "за" и "против". Как правило, решающее слово было за родителями, а зачастую достаточно было воли отца. Плачущей дочери говорили: "Не реви! Стерпится - слюбится!"

Когда родители решали женить сына ("у нас созрело, соспело", - говорили бойкие сваты, стучась в дом родителей невесты), прежде всего, определяли род (с кем хорошо было бы породнится) и, разумеется, достаток. Затем решали: кто пойдет сватать. Мог идти отец, брат, ближайшие друзья отца, сваха. В свое время это была очень выгодная, говоря сегодняшним языком, "престижная специальность". При этом она требовала определенных личных данных: знания людей, бойкости, остроумия, находчивости, знания обрядов.

Договорившись о цене за услугу, отец жениха отправляет сваху: "Иди, Федора, к Петру Артемьевичу. У него дочка на выданье, говорят, хорошая работница".

Обычно сватья, свахи ходили вечером, когда смеркнется, чтобы не стыдно было идти обратно в случае отказа.

Родители невесты вначале как бы не реагируют на ее приход. Через некоторое время происходит подобный диалог:

"А, Федора, это ты? Чего пришла-то?

  • - Да вот, мимо шла, да зашла...
  • - Ну, входи в избу"

Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: "Я к вам, к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?" Или: "Я пришла не лапти плесть, а родню завесть". А бывает и просто: " У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе?" .

После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после этого просили подвинуться к столу и начинался конкретный разговор о деле. При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты время сговора (просватанье), где окончательно все и решается.

В это время невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на зажженную у икон лампаду. Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.

До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой. Рукобитье - это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия) пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва, затем все снова садятся за стол и начинают "пропивать" невесту. С этой минуты девушка считается "сговоренкой".

Тут-то все и начинается. "Сговоренка" закрывает лицо руками, падает на стол и, плача, начинает причитать: "Вот приехал сват, просватался..." Долго причитает "сговоренка", пока не приходят родители и сообщают все подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.

С этого дня для девушки кончается "вольная жизнь". Она уже не могла выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать в посиделках. И одежда на ней совсем другая: "сговоренка" должна ходить в темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам "сговоренка" должна была "зори плакать", причитать. Днем в дом невесты приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних полотенец требовалось несколько десятков .

Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он назывался "Дом смотреть". Родители невесты вместе с родствениками приходили в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни, и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном.

Был такой случай: спросили у старушки, как ее замуж выдали. Она ответила: "Вот так, выдали меня за семь хомутов". - "Как это?" - "Да жених посватался из дальней деревни. Сваха очень хвалила. Поехал отец с матерью "дом смотреть", видит в конюшне семь хомутов висят. "Ну, - думает, - богато живут". Спрашивает: "А где кони-то?" - "Да мальчишка повел в поле, притомились на работе". А когда замуж вышла, смотрю - одна лошадь всего. Хомуты-то у соседей занял напоказ. Вот так!" .

Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного...

Свадебные обряды на Руси отображали вступление жениха и невесты в новую жизнь. Они были подобны возведению старинных князей в достоинство их власти, а потому жених именовался князем, а невеста - княгиней. Отсюда и свадебные чины: старший - тысяцкий (распорядитель всей свадьбы), большой и меньший бояре, дружка, подружье и дворецкие; все гости, поезжане (к ним относится и крестный, он же посаженый отец жениха, он же распорядитель поезда, который меняет кольца четы, платит за свадьбу и привозит домой молодых); сидячие бояре и боярыни, свадебные дети .

Сватов обычно величали купцами и боярами из далеких заморских стран (просто по имени обращаться было не принято). «Сустреть» сватов нужно было должным образом. Если у порога встречали, о свадьбе и речи быть не могло. А вот за столом да за угощением все вопросы и решались.

Чем ближе было свадебное торжество, тем более насыщенным был день невесты. Баня со своими ритуалами и обрядами сменялась прощанием с родственниками, а затем и девичником - расставанием с подругами и девичьей волей.

Кульминационный момент наступал в день свадьбы. В доме невесты совершались обряды: «Бужение невесты», «Сон невесты» по снам разгадывалась жизнь в замужестве), «Одевание невесты» и «Расплетание косы». Утро свадебного дня было наполнено хлопотами по сбору свадебного поезда, которыми руководил дружка. Дружкой выбирали человека, хорошо знающего свои обязанности. На его плечи ложились и «Выкуп невесты» и «Откуп места для князя» и ведение свадебного обряда.

Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех, свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем осыпали хмелем или зернами, смешанными с деньгами. После зажигались брачные свечи. В церковь отвозилась посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Позднее, существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собой первенство пред другим. .

Торжественность обряда венчания зависела от материального благосостояния вступающих в брак. По богатству венчающихся определялся состав священнослужителей, состав хора, количество свечей и т.д. После венчания молодые садились в одну повозку (в церковь они ехали порознь в разных повозках) и в сопровождении свадебного поезда отправлялись в дом жениха.

Родители жениха приветствовали новобрачных хлебом и солью, осыпали их хмелем, овсом, рожью. Свадебный пир длился, как правило, 3-4 дня.

Какая бы ни была свадьба, богатая или бедная, главный ее «участник» - большой круглый каравай. Круглая форма неслучайна: она - подобие Солнца. В старинной легенде каравай предстает символом языческого бога - Солнца. Который сходит на землю, чтобы «взять под свою ласку красну девицу и добра молодца», вступающих в эту долгую, трудную и прекрасную жизнь. Каравай олицетворяет собой зажиточную, богатую жизнь. Считается, что тот из молодых, кто откусит самый большой кусок, и будет хозяином в доме.

Потом новобрачные садились за стол, все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать (по обычаю), выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни.

Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья.

Когда гостям подавали третью перемену - лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту курицу и обвертывал скатертью.

При этом он обращался к отцу и матери и говорил: « Благословите вести молодых опочивать!» Те отвечали: «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, в мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник. После этого новобрачные, осыпаемые хмелем и зерном входили в сенник, а гости продолжали пировать.

По обычаю жена должна разуть мужа в знак будущей покорности. Этот обычай упомянул ученый Н.И. Костомаров в своих исторических работах, когда описывал жизнь новгородского Князя Владимира, сына Святослава, киевского князя: «…Будучи еще в детском возрасте, Владимир был призван новгородцами на княжение и уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрынею, братом его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги. По смерти Святослава между детьми его началась междоусобица. Киевский князь Ярополк убил брата своего древлянского князя Олега. Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь Рогволода, князя полоцкого, Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: «Не хочу разуть сына раба, попрекнув его низостью происхождения по матери, и собралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслде за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка…» .

В одном из сапог лежала монета, считалось, что если жена снимала первым тот сапог, где лежала монета, то ее, ожидала счастливая жизнь в замужестве. При этом муж ее слегка стегал ее плеткой, в знак своей власти.

По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если через дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье и все гости отправлялись кормить новобрачных той самой курицей, которую дружка им приносил в сенник. Затем подавали им и другие блюда .

На другой день новобрачных вели в отдельные мыльни. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства, с не снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом.

По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди них сваха несла горшочек или два с кашей, поставленные на одном блюде. Этой кашей сваха кормила и мужа и жену. После кормления жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты.

Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских Княжим.

Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями, все ели, пили в изобилии и веселились.

Заключительный обряд старорусской свадьбы - "хлибины" (хлебины или яишня, или отводины). В разных местах обряд назывался по-разному. Проходил он в доме тещи. Заключался он в следующем: зять сыпал в ложку деньги и подавал теще: Золоту казну примите, а ложечку назад отошлите Яишенку покушать.

Теща благодарила и подавала ему яишню.

Все собравшиеся в доме гости, и родственники с интересом наблюдали за тем, как молодой муж начинал, есть яичницу. Накроют ее (яичницу) платком и подносят молодому. Он выкупит ее, платок снимет и начинает есть. А все смотрят: из середины возьмет - худая невеста, нечестна, а с краю почнет - девушка. А потом платок молодой остается. Теща потом закроет яичницу платком и унесет, а после обеда всем приносит, чтобы все видели. Кроме того, как уже говорилось раньше, яичница, включенная в обряд, становилась блюдом не только просто ритуальным, но и магическим. Так заканчивался обряд, длившийся несколько недель .

На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, также скотом и лошадьми.

По окончании пиров дары отсылались на рынок и оценивались, потом жених должен был отдаривать подарками равного достоинства.

В эти послесвадебные дни пиршеств невеста почти не говорила, кроме обыкновенных форменных речей, потому что малословность и пристойная молчаливость в то время считались достоинством женщины.

Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнению народа, не имел уже той святости, как первый, а если из венчавшихся оба были вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковный обряд третьего брака, состоял в одном молитвословии без венчания и не одобрялся церковью.

Свадьбы, которые играли несколько веков назад, значительно отличаются от сегодняшнего бракосочетания. Многие традиции прошлого сохранились, но приняли иные формы, видоизменились, потеряв первоначальный смысл. Старинные свадебные обряды на Руси ( , смотрины, благословение и др.) были неотъемлемой частью женитьбы, без них торжество не могло состояться. Описания таинств и традиций, представленные ниже, помогут вам понять, как проходила старинная русская свадьба.

Таинство свадебного обряда на Руси

Переход девушки из одной семьи в другую – основа свадебных обрядов прошлого. Считалось, что она умирала в отцовском доме, а после свадьбы возрождалась в семье мужа. На венчании девушку прятали под плотными тканями, платками, за которыми не было видно ее лица и тела. На нее нельзя было смотреть, потому что по поверьям она была «мертва». К алтарю невесту вели, держа под руки, но после венчания она самостоятельно покидала церковь, «родившись заново».

Многие свадебные обряды на древней Руси имели магическую подоплеку. До того, как священник навсегда соединял души влюбленных, будущие муж с женой считались уязвимыми для злых сил. Проводилось множество ритуалов, чтобы помочь молодым избежать сглаза, порчи: например, подметание дороги перед новобрачными. Обряд исключал возможность того, что супругам под ноги подбросят что-то, привлекающее злых духов к новой семье. Переходить им дорогу также считалось плохой приметой.

Свадьбу в древние времена праздновали несколько дней. Первый день был полон событий: невесту готовили к скорому приезду суженого, перевозили приданое, потом будущие супруги получали благословение, отправлялись к свадебному застолью. Масштабный свадебный пир происходил на следующий день, после обряда церковного венчания. Во время свадьбы жениху нужно было соблюдать молчание, поэтому ответственность за свершение свадебных ритуалов лежала на дружке (родственнике или друге жениха).

Чтобы избежать порчи, обычай предписывал молодым спать в новом месте – для первой брачной ночи им готовили сенник, убранством которому служили иконы, стрелы по четырем углам с куницами на них, постель из двадцати одного снопа. Во время свадебного застолья новобрачные пили и ели мало, а последнее блюдо им приносили к постели. Поутру при помощи стрелы поднимали одеяло, проверяя, невинной ли была невеста, выходя замуж.

Сватовство и подготовка к свадьбе

Перед свадьбой существовало несколько старинных обрядов. Первым было сватовство, когда родственники и друзья жениха приходили к родителям невесты, нахваливали его, рассказывали о достоинствах. Чтобы встреча прошла удачно, сваты и свахи ехали окольными путями, запутывая следы – это была защита от темных сил. Первый раз родителям невесты следовало отказать сватам, не смотря на предварительную договоренность между семьями о женитьбе.

После данного сватам положительного ответа проводился другой важный обряд – смотрины. Он представлял собой осмотр одежды избранника, посуды, общего состояния домашнего хозяйства. В былые времена смотрины могли изменить решение родителей выдать дочь замуж – человек, который недостаточно богат, чтобы ее обеспечить, получал отказ.

Если смотрины прошли хорошо, а родственники девушки остались довольны материальным положением будущего супруга, назначался день, когда семья официально объявит о своем решении – тогда уже ничего не могло помешать свадьбе, кроме непредвиденных форс-мажорных обстоятельств. На Руси об обручении было принято говорить во время застолья в присутствии множества гостей.

Накануне самого торжества девушке с подружками необходимо было посетить баню. Там они мылись, пели песни, разговаривали. После бани продолжался девичник, на котором проводились обряды защиты от темных сил – подружки описывали жизнь невесты с мужем мрачной, несчастливой. Раньше считалось, что это отпугнет нечистых духов. Девушки проводили ночные гадания при свечах, водили хороводы, исполняли ритуальные обряды укрепления связи с будущим мужем.

Расплетание косы суженой подружками и плетение вместо нее двух косичек – важный свадебный обряд в перечне привычных на Руси, который проводился накануне церемонии. Он символизировал прощание невесты с девичеством, становление ее как женщины, готовность зачать ребенка.

Жених тоже посещал баню перед свадебным торжеством, однако один. В отличие от суженой, которой предстояло провести целый вечер, общаясь с подругами, гадая и танцуя, он должен был соблюдать молчание.

Старинная церемония благословения

Православный обряд родительского благословения, проводившийся в древности, считался одним из самых важных свадебных мероприятий. Пары расставались, если получали отказ в ритуале благословения. Проводился он так: будущие супруги перед венчанием приезжали ко двору родительского дома невесты, где мать с отцом встречали их хлебом-солью и крестили иконами, обернутыми рушником. Подробнее об обряде смотрите на фото ниже.

Молодым следовало воздержаться от питья и еды за свадебным столом. Они принимали подарки и поздравления, а во время подачи последнего блюда (обычно это было жаркое) уходили в сенник, где проводили первую брачную ночь. Гостям было дозволено несколько раз за ночь разбудить молодоженов, чтобы снова вызвать их к столу.

Утром, когда большинство захмелевших гостей покидало пир, накрывался «сладкий стол». После него молодожены шли мыться, а простынь или рубашка невесты нередко демонстрировалась односельчанам, доказывая девичью невинность.

Третий день свадьбы был для супруги тяжелым – ей необходимо было показать свои способности как хозяйки: растопить печь, приготовить обед, помыть полы, а гости разными способами пытались помешать ей.

Крестьянская свадьба обычно длилась три дня. Суженых называли «князь» и «княгиня», потому что таинство свадебного обряда в этом ракурсе на Руси было похоже на возведение князей в достоинство власти.

Традиционные свадебные песни

Без традиционных свадебных песен не проводилось ни одно торжество. Они сопровождали предсвадебные обряды и несколько праздничных дней. Посмотрите видео, на которых исполняются традиционные свадебные песни Руси:

  • Русская народная свадебная песня:

  • «Вьюн над водой»:

Многие обряды и обычаи свадьбы потеряли первоначальный смысл, а отношение современных людей к старинным обрядам изменилось – нередко свадьбы ограничиваются росписью в ЗАГСе. Но некоторые пары продолжают соблюдать древние традиции торжества, отдавая дань богатому прошлому нашей страны.

Публикации раздела Традиции

Необычные свадебные традиции

В ыходить замуж или жениться осенью считалось на Руси хорошей приметой. Самой удачной была свадьба, сыгранная за несколько дней до или сразу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Считается, что в это время новоявленную молодую семью берет под свою защиту Богородица, покровительница замужних женщин и матерей, и именно эти супружеские союзы самые крепкие. В тему и народные пословицы: «Пришел Покров-батюшка - девку в венец убрал», «Весело Покров провести - хорошего жениха (невесту) найти» .

Причитания, запóины, оглядыны, вэчерынки, антифонное пение - привычные названия в свадебных торжествах глубокой старины. В разгар осени мы собрали самые колоритные, интересные и необычные свадебные обряды и украсили их зажигательными, трогательными песнями из новых объектов раздела «Традиции» и фотографиями их самобытных исполнительниц.

Жители себежских деревень сохранили память о старинной свадьбе, на которой обязательным было исполнение свадебных маршей ансамблем скрипки и цимбал. Многие тексты их свадебных песен обладают ритуально-магической направленностью. В Себежском районе была зафиксирована уникальная для русских песенных традиций архаическая форма исполнения свадебных песен «на два хора» (антифонное пение): группа поющих исполняет одну строфу песни - вторая группа повторяет ее в ответ.

Накануне свадьбы подруги водили невесту прощаться со всеми жителями деревни. Невеста прощалась с каждым, кланялась и просила прощения.

В церковь, к венцу, жених и невеста ехали отдельно (каждый из своего дома). Утром в день венчания невесте «чесали голову» (косу), затем она молилась Богу, просила благословения у родных, после ее заводили за стол.

Ритуал расчесывания волос невесте, как и многие другие этапы свадьбы, был направлен на благополучие, богатство, плодовитость будущей семьи. Об этом свидетельствует использование особых атрибутов: невесту сажали на хлебную «дежку» (емкость для замешивания теста), накрытую вывернутой шубой. Первым «чесать голову» к невесте подходил отец: он проводил гребнем по волосам крест-накрест, крестил невесту. Следующей - мать, потом - «боярки».

В среде русских старожилов утром первого свадебного дня девушки собирались в доме невесты. Они брали наряженный с вечера репей (куст) и с пением песен шли ко двору жениха. Есть свидетельства о том, что наряду с репьем девушки брали с собой наряженный банный веник. Куст доверялось нести самой близкой подруге невесты. По дороге к жениху пели песню «Как по саду было, садику», а подойдя к воротам жениха - «Ох, ты ветвь ли моя, веточка». Жених встречал девушек у ворот, забирал куст, приглашал девушек в дом и угощал их. После угощения жених передавал в подарок невесте мыло или духи.

Девушки возвращались в дом невесты, которая сидела в ожидании подруг, садились вокруг нее и пели песню «Отжилася и отнежилася свет и Марьюшка у батюшки». Невеста плакала.

Затем девушки топили баню и вели невесту мыться. По воспоминаниям жителей Кармаскалинского района, баню могли приготовить в чужом дворе, на другом конце улицы, чтобы как можно дольше вести невесту по деревне.

В свадебном ритуале Петрищево - предсвадебные встречи представителей двух родов (сваты, двора глядеть, перепоины), обряды прощания невесты с подругами (девичник) и ее обряжение, одаривание невесты и жениха своими родственниками на кашу, выкупы невесты и ее атрибутов, завязывание молодухой в доме жениха.

По приезде жениху не давали войти в дом невесты, не подпускали к столу и к самой невесте, требуя выкупа, а представители двух родов начинали «дражниться» - петь корилки: «Придуть, молодую ж надо выкупить, жениха ж к ей не пускають. Ну, жаних там и конфеты, и водки, даже и денег которыи дають бояркам етым, девкам. Ну, и песни. Кто кого перябрешить»; «Тыи ж сватьти, как собаки, лають. А мы ж тоже ня упустим, у нявести. Там усё ходить, уся тая хата ходанём. Это они так ругаются. Общем, каждый свайго хочить возвяличить. Тот харош, а мой лучши. Ну, вот и поють тады, кто што знаить».

В это же время крестные жениха и невесты мерились «баславеньем» - булками, заранее ими испеченными и принесенными на свадьбу: «Тады как сойдутся две - женихова хрёстная и яе хрёстная - и вот: «Чия булка лучши? Во мой, во моя хрестница во какая» - ну а тая своё» .

Украинские переселенцы в Воронежской области сопровождают свадебные обряды многочисленными песнями-припевками, комментирующими происходящие события. Сельчане сохранили самобытный язык, представляющий особую группу говоров юго-восточного украинского наречия. При этом они позиционируют себя как особую этническую группу (не считают себя ни украинцами, ни русскими), выделяются среди окружения одеждой, бытом и другими составляющими духовной и материальной культуры.

Когда близкие родственники жениха шли «свататьця», жених не присутствовал - вместо него брали шапку. При благополучном сватовстве невеста перевязывала сватов вышитыми полотенцами - рушниками. Тут же устраивалось общее богомолье, а после него - небольшое застолье.

На венчание жених с товарищами и невеста с дрýжками шли из своих домов. Из церкви расходились по домам, где устраивалось праздничное застолье для своей родни. Из дома жениха собирали свадебный поезд за невестой: украшали лошадей и подводы, перевязывали рушниками старосту и дружкóв. Жениху на картуз справа пришивали красную квитку (цветок). Количество человек, отправлявшихся за невестой, должно было быть непарным, пару жениху потом составляла невеста.

Символом свадьбы в селе Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты.

Свадебный обряд восточных районов Кировской области - развернутое многоэтапное действо, насыщенное обрядовыми песнями и причитаниями, жанрами словесного фольклора. Обрядовым пением отмечены все важные события свадьбы.

Особый интерес и ценность представляют свадебные хоровые причитания, исполнявшиеся девушками на девичнике или во время благословения невесты и сопровождавшиеся ее плачем.

Место распорядителя на свадьбе в восточных районах Кировской области занимал дрýжка. Он договаривался со свахой и подругами при выкупе невесты, следил за порядком обрядовых действий. Дружка «приговаривал всю свадьбу» - произносил тексты приговоров (наговóров), не садился за стол в течение всего гулянья, угощал гостей за праздничным столом.

Значимую роль в свадебном обряде играли свахи. Это родственницы со стороны невесты и жениха, которые осуществляли функцию коммуникации между двумя родами. Свахи менялись ритуальными предметами (хлебом, пивом) в ходе обряда, их «ругали» в специальных припевках, сваха жениха выплясывала невесту.

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов, проживающих в Республике Татарстан, продолжается около года и состоит из многих этапов. Ритуал включает в себя сватовство, сговор и собственно свадьбу, которая делится на две части.

Первая часть свадьбы включает в себя приезд свадебного поезда, обед в доме невесты, ее увоз в дом жениха и смену девичьего головного убора на свадебный, состоящий из ашъяна и платка сюлык. Эта часть обряда строго регламентирована по времени и может проходить только в период от Петрова дня до летнего праздника иконы Казанской Божией Матери (21 июля). Через один-шесть месяцев совершается обряд снятия платка, после которого молодушка возвращается жить к родителям.

Вторая, основная часть свадьбы связана с Масленицей, когда главный свадебный пир проходит сначала в доме невесты, а после ее увоза - у жениха.

В Свердловской области накануне обручения перед баней подруги едут к жениху без невесты. Две девушки наряжаются женихом и невестой. Подходя к дому, ряженая «невеста» с девушками причитают. Затем они передают жениху невестины подарки, в ответ он украшает два веника - один конфетами, лентами, второй - мылом и вручает девушкам. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем.

В день венца после утреннего пробуждения невеста совершает обряд «дарение дéвьей крáсоты». Под причитания она дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.

По окончании застолья, устраиваемого для девушек после раздачи красоты, проводится обряд «отказа невесте от хлеба-соли в родительском доме». Отец отодвигает от дочери стол (вариант: мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается групповыми причитаниями.

В ограде сходятся женихова и невестина свахи и встают на расстеленный перед крыльцом пóтник. В одних случаях они здороваются за руки, обмениваются рюмками с напитками, чокаются, выпивают и целуются, в других - каждая женщина, чокаясь, старается перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удается, тот и будет хозяином в доме.

В селе Кеба Архангельской области переход невесты в новую семью осознается как уход на тот свет, поэтому ритуал называют «свадьба - похороны». Его отличительной чертой является включение в него большого количества сольных и групповых причитаний.

На следующий день после сватовства устраивалось рукобитьё, на которое жених приходил со своей родней, а невеста приглашала своих близких родственников. Мать накрывала на стол. Невесту к гостям выводил из другого помещения ее крестный отец и ставил за стол под иконы. Всем гостям наливали по рюмке вина, затем девушки - подручницы или дрýжки - вели невесту под руки на середину избы. Самая близкая подруга с плачем подносила невесте зеркало, чтобы она в него посмотрелась.

Жених подавал родне невесты привезенное с собой вино, после чего его заставляли целовать невесту, которая отворачивалась и старалась закрыться платком. В это время крестные отцы били по рукам. Рядом с ними ставили стóрожа - «знающего» человека, который следил, чтобы никто не навел порчу на молодых. Говорили: если кисель на столе почернеет, значит, кто-то навел порчу. После того как ударили по рукам, начинали звучать плаксы - причитания невесты, которая заплакивала, то есть начинала плач, а девушки подхватывали его.

Испокон веков свадьба для женщины была нечто большим, чем торжество и праздничная дата в календаре. Следовательно, и к выбору свадебного платья подходили с большим усердием, чем к любому другому наряду. Интересно будет узнать, что белый цвет не всегда ассоциировался со свадьбой. Раньше совсем другим цветам отдавали предпочтение невесты. Да и фасоны сильно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на невестах. Экскурсия в минувший мир свадебной моды обещает быть интересной, захватывающей и местами даже наполненной удивлением.

Основные модные тенденции

Богатое убранство невесты свидетельствовали про достаток ее семьи, поэтому для создания свадебного платья выбирались самые дорогие ткани. Часто это был шелк или тюль, сатин или вельвет. На ткани присутствовало богатое декорирование из золотых нитей и ценного натурального меха.

Нравы минувших времен были строгими и требовали от невесты выбора настолько закрытого платья, насколько это было возможным. Максимальная длина присутствовала не только на юбке, но и на рукавах также.

Распространенными цветами были природные, поскольку они создавались на основе только натуральных компонентов. Яркое свадебное платье алого, голубого или розового цвета можно было встретить только на очень состоятельной невесте.

Какими только драгоценностями не украшались дорогие свадебные наряды. В ход шел жемчуг, бриллианты, сапфиры и изумруды. Их количество иногда было настолько большим, что сложно было рассмотреть ткань самого платья.

Самым ярким доказательством этого факта служит свадьба графини Маргарет из Фландрии, платье которой было очень тяжелым из-за большого количества драгоценностей. Они исчислялись тысячами. В таком платье было невозможно ходить, поэтому в церковь ее заносили.

17 век

С приходом 17 столетия свадьбы начали носить скорее династическую роль. Но это ничуть не умерило пыл невест, которые всячески старались предстать перед гостями в самых красивых платьях.

Правда не всегда эти старания были по достоинству оцененными. Взять хотя бы свадьбу принцессы Катрины Браганской из Португалии и английского короля. Невеста не изменила модным течениям своей страны и выбрала розовое платье, которое предусматривало наличие внутреннего каркаса. Англичане не поняли такого решения, хотя спустя некоторое время полюбили подобные свадебные платья.

18 век

Этот период обозначился высокой популярностью натурального дорого меха в свадебных платьях. Такую отделку могли позволить себе только очень состоятельные барышни, которые выбирали мех из норки и соболя.

Невесты из не таких богатых семей довольствовались мехом лисы или зайца. Ну а совсем небогатые невесты могли позволить себе выбрать льняную ткань для пошива платья вместо обычного грубого материала, который использовался для создания повседневной одежды.

О статусе невесты можно было судить по длине рукавов и подола на ее платье. Обычным девушкам, чей достаток не был баснословным, свадебное платье в дальнейшем служило праздничной одеждой, которая одевалась на большие праздники.

В то время белый цвет еще не служил основным для свадебного наряда, хоть и считался непорочным.

Ввиду его непрактичности и маркости преимущественными были розовый и голубой. Кстати, именно голубой цвет был связан с непорочностью самой девы Марии. Этот обычай дошел и до современных невест из англоязычных стран, которые обязательно в свой наряд вносят элемент голубого цвета.

Розовый также часто присутствовал в свадебных нарядах. Взять хотя бы платье невесты Джозефа Нолекеса (британский скульптор), которое хоть и было создано из белой ткани, но розовые цветы обильно его украшали. Наряд дополняли очень высокие для того времени туфли (аж 8 см) с такой же розовой вышивкой. Несмотря на свою необычность и экстравагантность такой наряд приглянулся всем поклонникам свадебной моды, а модницы взяли его себе на вооружение.

Что касается красного цвета и всех его ярких оттенков, то в свадебной моде они появились нескоро, поскольку связывались с распутностью. В игноре находился и зеленый цвет, который приписывали лесным мифическим созданиям типа эльфов и фей.

Еще одним категоричным цветом был черный, который нес в себе траурный подтекст. Его старались не одевать даже гости, чтобы не накликать беду на молодых. Желтый цвет только начал появляться в мире свадебной моды, возрождаясь и расцветая с новой силой после того, как в 15 веке был объявлен языческим.

Самым бедным невестам ничего оставалось, как одевать платья серых или коричневых оттенков, которые были самыми практичными и немаркими. Прошло сто лет и серый цвет стал ассоциироваться с прислугой.

19 век

Начало 19 столетия принесло с собой моду на ленточки, которыми обильно украшались свадебные платья. Они были разноцветными и каждый гость старался оторвать себе одну ленточку в память о такой значимом событии.

Прошло немного времени и ленточки заменились цветами. Красивые букеты приносили с собой гости, чтобы поздравить молодых, и не менее красивые цветочные композиции невесты держали в руках. Цветами украшалось платье и волосы невесты.