Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Как привить любовь к учению психология. Позитивная атмосфера и личный пример. Как привить ребёнку любовь к учёбе? Ребенку в школе должно быть интересно

Как привить любовь к учению психология. Позитивная атмосфера и личный пример. Как привить ребёнку любовь к учёбе? Ребенку в школе должно быть интересно

Воспитать любовь к учёбе у малыша – не проблема. Маленькие дети полны учебного энтузиазма, они с великой силой тянутся к знаниям – только успевай это интерес поощрять и приумножать. Совсем другое дело – школьный возраст. Если до поступления в первый класс ребёнок не научится извлекать из обучения положительные моменты (как полезности, так и удовольствие), с каждым годом проблема мотивации и успеваемости может становиться всё острее.

Привить школьнику любовь к учёбе намного сложнее, тем не менее, существуют очень даже эффективные способы решения и такой непростой задачи. Один из них – японская методика скоростного устного счёта Соробан.

Откуда растут ноги всех проблем с учёбой?

Заинтересованность ребёнка в обучении стопроцентно скажется на его успеваемости. Отсутствие желания учиться приводит к печальным последствиям. Ребёнок отлынивает от занятий, не выполняет домашние задания. Родители прибегают к радикальным мерам: требуют, наказывают, критикуют, чем вызывают очередную волну сопротивления. Когда нет заинтересованности, нет и результатов. Некоторые дети, например, учатся через силу, потому что надо. Они, едва ли, достигнут больших успехов в жизни, поскольку именно любознательность является движущей силой развития.

Причины отсутствия мотивации могут быть разные. Зная их, родители могут избежать трудностей в будущем обучении. Любовь к учёбе сводят на нет такие факторы:

  • смещённые приоритеты (для ребёнка оценки имеют большее значение, чем знания);
  • отсутствие учебных навыков;
  • недостаточное развитие мыслительных способностей;
  • неуверенность (ребёнок отступает от занятия при малейших трудностях);
  • отсутствие навыков самоорганизации;
  • отрицательные ассоциации со школой, трудности с построением взаимоотношений с одноклассниками, учителем.

Причём больше всего влияют на формирование негативной мотивации те люди, которые должны стимулировать и поощрять к успешному обучению – родители и педагоги. Поэтому если вдруг в детском поведении вы заметили признаки лени в отношении школьных уроков, присмотритесь внимательнее – вероятно вы упустили какую-то важную деталь в дошкольном развитии ребёнка, что помешало вам воспитать любовь к учёбе.

Как привить ребёнку любовь к учёбе?

Мотивация – одна из основных задач Школы устного счёта Сробан. Но любовь к учёбе закладывается задолго до того, как малыш подрастёт, и вы сможете записаться на развивающие курсы для детей. Лучшее, что могут сделать родители – с раннего возраста культивировать у них интерес к познавательному процессу. Малыши не просто хотят, они нуждаются в новых знаниях. Так уж устроен детский мозг. Он растёт, развивается и требует соответствующих условий: новых знаний, которые нужно обрабатывать и запоминать, новых задач, которые необходимо анализировать и находить для них правильное решение.

Заинтересовать ребёнка в учёбе можно, если:

  • удовлетворять детскую любознательность, давать развёрнутые вопросы на все ответы маленького исследователя, знакомить его с окружающим миром в повседневной жизни;
  • наблюдать за малышом, обращать внимание на то, чем он активно интересуется и поощрять новые увлечения (покупать краски, если ему понравилось рисовать, записать кроху в спортивную секцию, если ему нравится спорт);
  • замечать каждый маленький шаг ребёнка на пути развития;
  • быть примером, то есть активно интересоваться разными вещами, учиться вместе с ребёнком, демонстрировать, сколько радости и пользы могут принести обучающие занятия;
  • сделать так, чтобы уроки, обучение ассоциировались у ребёнка только с приятными эмоциями, как в центре устного счёта Соробан.

На этапе подготовки к школе пора подключить уроки в центре ментальной арифметики. При этом и своё отношение к учебному процессу нужно контролировать. Например, чего категорически нельзя делать:

  • ругать за низкие оценки;
  • прибегать к угрозам, наказаниям, шантажу;
  • устанавливать тотальный контроль;
  • сравнивать способности своего ребёнка с талантами других детей.

Чтобы привить школьнику любовь к учёбе, нужно быть рядом, интересоваться его делами и проблемами, позаботится о том, чтобы перед глазами были люди, достойные стать примером. Большое влияние оказывает окружение, в том числе и сверстники. Если малыш общается с любознательными детьми, он тоже будет тянуться к знаниям.

Школа ментальной арифметики Соробан

Как привить любовь к школе знают учителя (тренеры) быстрого устного счёта в школе Соробан. Они успешно мотивируют на учёбу и дошколят и школьников начальных классов.

Каждая мама без исключения сталкивается с проблемой, которая заключается в нежелании ее ребенка учиться. Мамы начинают жаловаться и говорить, что только у нее мог родиться ребенок, которому и дела нет до знаний. На самом же деле, такое мнение в корне ошибочно: нежелание учиться возникает ровным счетом у каждого ребенка только у каждого в свое время.

Почему же так происходит, нам ответили специалисты в области детской и возрастной психологии: ребенку тяжело свыкнутся с мыслью, что он ученик, что надо учиться, а также, что на нем лежит ответственность за получение знаний. Ведь учеба – это своего рода работа, а беззаботному ребенку очень не просто настроить себя на рабочий лад. Вот и случаются у детей нервные потрясения, только выражаются они в форме протеста и отказа учиться.

Наиболее остро эта проблема стоит у детей, которые были не подготовлены к школе не только в умственном, но и в психологическом плане. Такие дети наиболее остро воспринимают смену обстановки и полное изменение ритма жизни. И даже, если в начальные классы ребенок проходил с удовольствием и без проблем, нежелание учиться появится у него в старших классах, что еще больше обострит ситуацию.

Как известно, проблему легче предупредить, чем потом тратить время, силы и нервы на ее решение. Это же касается и обучения вашего чада, даже, если ваш ребенок еще не взбунтовался против учебы, он обязательно это сделает – уж такова психологическая природа детей. Так что начинать готовиться к этой проблеме можно начинать уже сегодня.

Первый способ привить ребенку любовь к учебе

Первое, что вам необходимо сделать – это перевести обучение в ранг привычки, так как привычка во многом формирует характер и интересы человека. Рисовать, писать первые буквы, учить цвета, формы и фигуры должно войти в привычку и восприниматься как такое же нужное дело, как покушать и посмотреть мультики.

Буквально с детского сада у ребенка должно войти в привычку хотя бы полчаса посвящать учебе. Для него занятия должны быть обязательным и ненавязчивым времяпровождением, а не тяжелым и отчасти непонятным трудом, который не доставляет никакого удовольствия. Если у малыша занятия войдут в привычку, ему будет намного легче адаптироваться в школе, и он не будет отрицать учебу, так как уже давно к ней приучен.

Второй способ

Еще один способ, про который не должна забывать мама – это игра.

С помощью игры вы сможете привить ребенку любовь к учебе раз и навсегда.

Играя, дети не замечают, как учатся, и время бежит очень быстро, следовательно, они не успевают устать от чтения или письма. В игре малыши узнают много нового и интересного, и это не является для них чем – то тяжелым и нудным. К тому же производство детских развивающих игрушек не стоит на месте, и сегодня можно купить и говорящую азбуку, и детский компьютер, и все, что может помочь привить ребенку любовь к учебе.

Главное – нельзя заставлять ребенка учиться. Принуждая ребенка учиться, вы полностью отобьете у него желание что-либо изучать.

Наоборот, ваша задача стимулировать в нем желание учиться самому. Он должен сам захотеть взять листок бумаги и ручку и написать слово «мама», а не делать это «из-под палки».

Третий способ

Мотивируйте учебу вашего ребенка, и он сразу же поймет, что за хорошее обучение и отличные оценки он может достичь гораздо больше, чем, если будет отказываться делать домашнее задание.

Например, получил отличную оценку – пошел в театр, цирк, или погулял долго на улице. Сделал домашнее задание вовремя – получил за это новую игрушку. Конечно, вы будете переживать, что ваш ребенок будет учиться только из-за каких-то подарков и игрушек, однако, не стоит волноваться по этому поводу: хорошо учиться войдет у него в привычку. А вы, в свою очередь, когда дела пойдут лучше, и ребенок не будет отрицать обучение, должны воспринимать его старания и прилежное поведение как должное, мотивируя это тем, что каждый хороший ребенок обязан хорошо учиться, чтобы стать известным футболистом, например, или ученым, или президентом.

Плюс ко всему, если вы хотите, чтобы ваше сокровище действительно полюбило учебу, не забывайте везде и всегда его хвалить. Похвала – это отличная стимуляция обучения. Малыш будет видеть, что он все делает правильно, и то, что он делает, доставляет огромное удовольствие его родителям.

Наверно каждый родитель знает, как иногда тяжело убедить ребенка сделать домашнее задание, дочитать книгу или сделать то, к чему у ребенка нет ни малейшего интереса. Часто это происходит потому, что учёба превращается в рутину и обязанность, которые дети терпеть не могут. Или они просто не понимают для чего нужно учиться. Однако существует множество способов, чтобы пробудить у детей интерес к учёбе.

Обратите внимание, что, говоря про интерес к «учёбе», я не имею в виду только учёбу в школе и институте, я говорю про жажду знаний, которую человек пронесет через всю свою жизнь.

1. Не ожидайте от детей слишком многого

Помните, все дети разные, даже внутри одной семьи, у всех свои таланты, сильные и слабые стороны.

2. Не сравнивайте своих детей с другими

Что чувствуете вы, когда вас с кем-то сравнивают? Хочется послать всех далеко, правда?! Сравнивая ребенка с кем-то другим, вы не добьетесь ничего, кроме демотивации, чувства отторжения учёбы и бессилия.

3. Покажите, что учиться круто, на своем примере

Делитесь интересными фактами, о которых узнаете сами. Рассказывайте про свои хобби, увлечения, прочтенные книги, интересные фильмы, и про то, что вы находите в них интересным, и не важно это спорт, наука, искусство или приготовление пищи. Сами читайте книги, чтобы показать пример детям.

Согласно исследованиям, слова передают только 7% информации, 38% передает тон голоса и 55% язык вашего тела (жесты, положение тела, головы и пр.). Поэтому меньше говорите о важности учёбы, больше показывайте на своем примере.

4. Читайте книги вместе. Зачитывайте интересные моменты из ваших книг

📌 Смотрите список некоторых прочитанных мною книг .

5. Используйте технологии

Компьютеры и гаджеты, как и любой другой инструмент, можно использовать во зло или на добро! Можно «отделаться» от ребенка, позволяя ему часто играть в игры и смотреть мультфильмы, а можно использовать компьютеры и гаджеты, чтобы научить ребенка петь, рисовать, создавать, проектировать, программировать, фантазировать, запоминать, изучать, читать и т.д.

Например, в YouTube вы сможете найти видео «Как делать» практически на любую тему или хобби.

6. Окружите детей книгами

Исследование Гарвардского Университета показали, что постоянный и легкий доступ к книгам, значительно увеличивает мотивацию детей к знаниям и чтению.

7. Не настаивайте на каком-то определенном месте для учебы

8. Поощряйте креативность

Пусть ребенок рисует, поет, снимает фильмы, записывает аудио, мастерит, лепит, путешествует, танцует, готовит еду, собирает пазлы и делает все, что ему интересно. Делать что-то самому – один из лучших способов получать знания и прививать к ним любовь. Вы никогда не знаете, к чему приведёт то или иное хобби.

Из личного. В 8 или 9 классе я мощно увлёкся программированием. Это хобби полностью поглотило меня, и вскоре, еще учась в школе, я начал продавать свои программы (склад, бухгалтерия, отдел кадров и пр.). Далее, это хобби кормило меня в течение всего студенчества. Своему продвижению по работе, я также, во многом обязан навыкам, которые получил от этого хобби. И сейчас, спустя 20 с лишним лет, эти навыки здорово пригождаются мне на онлайн проекте MoneyPapa!)))) Вот тебе и детское увлечение!

9. Выбросите телевизор или не включайте его более 15-30 мин в день

Пишу об этом не в первый раз. Не поленитесь, почитайте исследования, телевизор, скажу очень мягко, не «делает» из нас (и наших детей) умных людей. Даже образовательные передачи по эффективности уступают большей части развивающих занятий, игр и книг. К тому же, телевизор пожирает бесценное время. Через много лет Ваши дети скажут вам большое спасибо за это!

10. Используйте увлечения детей

Например, если ребенку интересна история древнегреческих мифов, сводите его на соответствующую выставку, купите книги по теме, накачайте в интернете фильмов по теме и посмотрите их вместе.

Исследование Чикагского Университета, проведенное среди успешных спортсменов и артистов, выявило одну общую деталь воспитания – родители этих успешных людей, с самого детства помогали детям выявить их таланты, а дальше, старались, как могли поддерживать и поощрять эти таланты в своих детях.

11. Найдите правильные объяснения

Детям легче что-то делать, когда они понимают зачем! (Взрослым кстати тоже!))). Если ребенок говорит «Для чего я должен учить эту фигню, которая мне не пригодится никогда в жизни?!» можете сказать что-то вроде «Потому что, изучение этого предмета практикует навыки, которые тебе помогут на протяжении всей жизни: умение заканчивать нелюбимую и рутинную работу максимально быстро и эффективно; настойчивость в преодолении трудностей; способность находить, соединять и запоминать информацию; способность выполнять не только любимую работу, но и необходимую; способность фокусироваться в течение длительного времени и т.д.»

12. Играйте вместе в игры



Существует огромное количество , некоторые из них для интеллектуального развития, некоторые – для физического, а некоторые – успешно совмещают развитие мозга и движение.

Из личного. Примерно в 1990 г, за 3-4 года до окончания школы, родители купили мне , аналог известной . Купили, т.к. начали замечать во мне некоторые финансовые способности. Я влюбился в игру и начал выигрывать даже у взрослых))) Далее мне стало скучно, и я добавил в игру свои элементы – товары, акции, золото. В итоге, эта игра позволила мне точно понять, какой профессией я хочу заниматься по жизни.

13. Найдите ролевые модели и поддержку извне

Ролевые модели — это не всегда только родители. Например, если ребенок видит, что у вас два образования, но при этом вы живете в нищете, объяснения «у всех в семье есть образование и у тебя должно быть» работать не будут, т.к. ребенок не будет понимать для чего оно нужно! В таком случае важно выбрать окружение и примеры, которые будут вдохновлять вашего ребенка. Как пример, истории предпринимателей – они всегда очень вдохновляющие.

14. Не пытайтесь, чтобы ребенок всё делал идеально

Не стоит контролировать каждый шаг, каждый результат, стараясь всё сделать правильно. Не нужно говорить: «Ты сделал не правильно, давай я покажу, как исправить». Иногда, ребенку нужно дать самому сделать ошибку и найти способ исправить её.

15. Задавайте вопросы, пробуждающие интерес

«Куда улетают птицы каждый год и как находят дорогу обратно?», «Сколько лететь до Марса и сколько бы весил автомобиль на Луне» — подобные вопросы пробудят интерес к знаниям у ваших детей. Сейчас можно найти тысячи книг, фильмов, статей и приложений, откуда родители могут черпать подобные вопросы (и ответы).

16. Помогайте объяснять и находить ответы

Дети задают бесконечное количество вопросов. Если вы знаете ответ – всегда объясните его и подскажите, как получить ответ самому, где найти информацию, как решить задачу и т.д. Если ответа не знаете – это нормально, найдите его вместе – слава Богу, сделать это сейчас, имея интернет, очень просто.

17. Не поощряйте хорошие оценки деньгами

Множество исследований показывают, что денежная (или другая материальная) мотивация действует на маленький процент детей и действует очень короткое время. Что вы будете делать потом?

18. Фокусируйтесь на процессе, а не на результатах



Всем родителям хочется, чтобы ребенок успевал лучше других детей. Мерилом успеха являются оценки, тесты, экзамены, скорость и т.д. Но все дети разные, и не у всех все получается быстро, поэтому часто успех приходит гораздо позже. Поэтому важно не убить интерес ребенка к делу погоней за оценками в краткосрочной перспективе.

19. Помогайте развивать навыки, которые помогают учиться

Такие навыки, как быстрый счёт, развитие логики и решение математических задач, умение фокусироваться длительное время, быстрое чтение, умение находить информацию и соединять разные её части для решения сложных задач, дисциплина и режим – помогут вашим детям успевать лучше других не только в любимых предметах, но и во всех остальных, и далее по жизни.

20. Бейте большие задачи на маленькие

Согласитесь, фразы «Ты до сих пор не прочел эту книгу?!» и «Отлично, ты прочел 11 глав, осталось одна, последняя!» могут быть об одном и том же, но абсолютно по-разному оказывать влияние на ребенка.

21. Спрашивайте мнение у вашего ребенка по разным вопросам (события, отношения, ценности, факты, жизненные ситуации)

Не осуждайте его за его мнение. Дайте ребенку понять, что его мнение интересно и его уважают, даже если с ним не согласны.

Ну и последнее, не забывайте про свободное время

Детям нужно больше времени, чем взрослым на познания. Не перегружайте расписание вашего ребенка, иначе у него может не остаться времени на то, чтобы усваивать новые знания и навыки, и чтобы получать от этого хоть какое-то удовольствие.

======================

🔴 Видеоверсия подкаста

📢 Слушайте аудио версию —

======================

👍 Если Вам понравился данный подкаст, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте один или несколько следующих шагов: С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa .

Рассказывает психолог Людмила Петрановская:

Любознательность - это черта, которая присуща любому здоровому человеку просто с рождения, от природы. Особенно ярко она проявляется у детей в возрасте от 7 до 12 лет. В это время ребёнок не просто интересуется тем, что его окружает, но и активно проецирует всё на себя, пытается разобраться, как устроен наш мир.

Поэтому у родителей младших школьников есть основные задачи:

№1. Создать дома позитивную, спокойную, расслабленную и располагающую к познанию нового атмосферу. В стрессовой ситуации, в ситуации паники, страха процесс познания чего-то нового идти не может, эта природная функция блокируется, посколько организм переходит в режим защиты, выживания. Соответственно, для любой плодотворной учёбы важно, чтобы детский организм был расслаблен.

№2. Обеспечить ребёнка материалом для познания. Представьте сами: если у вас будет, условно говоря, одна книга в распоряжении, вы её и «познаете». У ребёнка должно быть множество материалов - игрушек, карт, книг и пр., которыми он будет насыщать свой интерес.

№3. Не заставлять учиться. Навязывать любовь к учёбе, заставлять что-то познать из-под палки - неправильно, потому что это будет знание для галочки, которое не даст ребёнку никакого развития. Любознательность в ребёнке важно сохранить, это одна из самых важных функций родителя - её убивают навязанные развивающие занятия, а также отчасти школа, отчасти гаджеты.

№4. Показывать личный пример. Родители должны подавать ребёнку пример, на который тот будет опираться. Если мама с папой ничем не интересуются, то жажда знаний со временем угаснет и в ребёнке. Кроме того, за любые проекты всегда проще браться вместе. Ребёнок прочитал, что космонавтам нужно всегда держать себя в форме? Организуйте семейные занятия спортом - это будет полезно и ему, и вам. Или, например, помогая составить ребёнку рацион питания (это тоже важно космонавтам), измените и свои привычки тоже.

Кстати

Насчёт гаджетов. Не стоит считать их безусловным злом. Родители часто жалуются, что ребёнку неинтересно ничего, кроме игр в смартфоне, но это очень удобная позиция - электронное устройство просто обвиняется во всех грехах. А что сделали сами родители, чтобы привлечь детское внимание? Предложили ли они ребёнку совместное интересное занятие, увлекли ли разговором? Добиться результата здесь - это большая работа и огромная ответственность, особенно если ребёнок действительно хочет стать космонавтом.

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент "РГ" обратилась к специалисту - кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова "заставить" предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения "заставить" ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность - не получится?

Крайникова: Существует некий "двигатель", без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель - мотивация, в педагогическом научном определении - совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. "Ну, как же, - думают многие мамы и папы, - все учатся. Мой ребенок что же - хуже других?" Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: "Не будет учиться - начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию... Вино, наркотики..." Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: "Не будет учиться - не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи - будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные".

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет - то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку "ничего не интересно". Значит, задача родителей - найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова - как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания - это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант - жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. "Почему снег тает?", "Почему бабушка с палочкой?"... Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. "Отстань! Надоели твои глупые вопросы", - раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение - от слова "свет") может померкнуть... Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну "ничего не интересно", не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей - именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка - не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь - постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную "тройку", а родители недовольны: они рассчитывали на "пять". У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой - воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: "А что мне за это будет?"

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: "Образование, возможность развития, становление Человека - это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!"

Что для вашего ребенка важнее - деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала - это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка - необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности - вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: "Не хочу учиться!"