Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Что такое предметно-развивающая среда? Предметно-развивающая среда в ДОУ. Предметно-развивающая среда в доу Что такое развивающая среда в детском саду

Что такое предметно-развивающая среда? Предметно-развивающая среда в ДОУ. Предметно-развивающая среда в доу Что такое развивающая среда в детском саду

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС должна быть:

Насыщена,

Трансформируема,

Полифункциональна,

Вариативна

Доступна,

А также оборудована с учётом возрастных особенностей детей и тематическим планированием.

Расположение игрового оборудования в нашей группе отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.

При организации предметно - развивающей пространственной среды учитываются индивидуальные и возрастные особенности развития, создается ситуация выбора в какую игру или игрушку поиграть

Пространство нашей группы преобразовано в разнообразные уголки и закуточки, различные полочки и ящички. Некоторые уголки предполагают уединение ребенка, представление возможности побыть одному. Другие же для игр подгруппами.

Предметно-пространственная среда нашей группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом и чувствовал себя комфортно. Полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, если все виды его деятельности осуществляются не на вербальном уровне, а с использованием предметной среды.

Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации. В зависимости от интересов и индивидуальных особенностей детей предметно – пространственная среда постоянно корректируется, изменяется. Дополняется чем-то новым и привлекательным для поддержания интереса ребенка.

Одним из главных требований к предметно-пространственной среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В каждом уголке есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом необходимо:

Ориентироваться на зону актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребёнка;

Формировать обстановку и предоставлять материалы для развития;

Ставить перед каждым ребёнком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;

Поддерживать в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Презентация на тему:

"Предметно-развивающая среда в детском саду"

В презентации показаны отдельные зоны, где дети могут проводить своё время.

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно – развивающая среда, средняя группа.

Презентацию составила: воспитатель Провина Ж. А.

Слайд 2

Книжный центр , содержание которого соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемое в дошкольном учреждении образовательной программой. В нём находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками. Главный принцип подбора - минимум текста, максимум иллюстраций.

Слайд 3

«Демонстрационный центр»

В центре представлены предметные и сюжетные картинки по лексическим темам: мебель, инструменты, одежда, игрушки, бытовая техника, профессии и т.д.

Слайд 4

Центру творчества отведено самое хорошее освещённое место в группе. Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной и творческой деятельности. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Поэтому в уголке творчества есть наборы карандашей, трафареты, бумага для рисования, раскраски, гуашь и кисти, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, пластилин.

Слайд 5

В центре музыки дети развивают свой эстетический вкус, упражняют музыкальные способности, которые доставляют детям много радостных минут.

Здесь есть музыкальные инструменты: бубны, погремушки, колокольчики, трещотка, свистки, музыкальные молоточки, пианино и т.д., которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.

Слайд 6

Театральный центр , в котором дети играют не только в сюжетно - ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры - драматизации.

Наших воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные), настольный театр, пальчиковый и куклы. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера. Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли режиссеров и зрителей.

Слайд 7

Игровой центр для девочек «Кухня», где имеются кухонная утварь, столовая и чайная посуда, бытовая техника. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представление об окружающем мире.

Слайд 8

Игровой центр «Гостиная», где расположены кроватка, диван, коляски, куклы, игрушки для кукол, конструктор для изготовления столов, стульев.

Слайд 9

Игровой центр «Салон красоты». Центр оснащён различным оборудованием: зеркало, расчёски, флаконы, шампуни, бальзамы, кремы, заколки, фен, накидка, бигуди, плойки, манекен.

Слайд 10

Игровой центр «Магазин». Данный центр оснащён разнообразными материалами: витрина, прилавок, муляжи овощей и фруктов, баночки чая, рыбные продукты, молочные продукты, корзинки, тележка.

Слайд 11

Игровой центр «Больница».

В центре имеются халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Слайд 12

Игровой центр для мальчиков. В этом центре находится всё необходимое для развития мальчиков: машины легковые и грузовые, рабочие инструменты, солдатики.

Слайд 13

Центр конструирования.

Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.

В центре имеются разные виды конструкторов, «лего», кубики деревянные, большие мягкие кубики.

Слайд 14

Центр развивающих игр. Центр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Имеются настольно-печатные игры, различные виды пазлов, лото, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик.

Слайд 15

Центр здоровья – весёлое место в группе. Он пользуется большой популярностью у детей, поскольку реализует детскую потребность двигательной активности. Здесь дети могут заниматься физкультурой. В центре имеются кегли, мячи разных размеров, набор пластмассовых мячиков, обручи.

Слайд 16

Центр экспериментирования.

Предназначен для познавательно-исследовательской деятельности детей. В нем находятся наборы для экспериментирования с водой, с песком, природный материал, предметы из различных материалов «тонет-не тонет», сахар, соль и прочее. Также имеется наглядный материал: иллюстрации животных, птиц, рыб, насекомых, растений; серии картинок «части суток», «времена года».

Слайд 17


Центр «Правила дорожного движения».

Предназначен для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего нашего общества, обучения детей правильному поведению на дорогах, формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

В нем представлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями); методическое пособие по обучению детей ПДД (макет дороги); конструкторы; детская художественная литература, рисунки.

Слайд 18

Спасибо за внимание!

В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru




ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Подготовила:

С.В. Муллаярова

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Концептуальные основы построения предметно – развивающей среды в детском саду………………………………………………………………………6

Концептуальная модель предметно – развивающей среды…………………..10

Моделирование развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………………11

Пояснительная записка

Развивающая предметно- пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей у школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении:

  1. Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека.
  2. Качество дошкольного образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями.
  3. В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением предметно – развивающей среды детского сада.

Зачем нужна предметно - развивающая среда дошкольнику?

  1. Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
  2. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображении. Познанного.
  3. Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно – развивающая среда воспитателю?

  1. Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  2. Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
  3. Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Воспитатель должен использовать разнообразнее приемы, методы и формы организации образовательного процесса в специально сконструированной предметно - развивающей среде.

Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:

  1. Сконструировать и наполнить предметно – развивающую среду соответствующим содержанием;
  2. Обеспечить эффективность использования предметно - развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.

Ожидаемый результат: гармонично развитая, творчески активная личность ребенка дошкольного возраста.

Концептуальные основы построения предметно – развивающей среды в детском саду

Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования дошкольника. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно – развивающей среды детского сада.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на ребенка. Для этого необходимо создать определенные условия. Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

  1. Иметь привлекательный вид;
  2. Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  3. Снимать утомляемость;
  4. Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  5. Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  6. Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Нормативно – правовой базой к отбору оборудования, учебно –методических и игровых материалов являются:

  1. Концепция дошкольного воспитания (1989 г.).
  2. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.).
  3. Методическое письмо Министерства образования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «о психолого –педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  4. Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10.2012 г..
  5. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г..
  6. Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2000г).
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Показатели оценки развивающей среды:

  1. Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
  2. Отсутствие конфликтов среди детей;
  3. Наличие продуктов детской деятельности;
  4. Динамика развития ребенка;
  5. Невысокий уровень шума.

При составлении предметно - развивающей среды в детском саду должны соблюдаться следующие требования:

Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного развития ребенка.

Психолого – педагогические – гендерный подход; приоритетное направление образовательной деятельности педагогов группы; интересы склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.

Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.

Ведущие характеристики предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это создает чувство уверенности и безопасности.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материал, разнообразные бытовые предметы.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни.

Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).

Функциональность предметной среды, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполнять развивающую функцию.

Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы:

  1. информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  2. вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
  3. полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
  4. педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  5. трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение. Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу:

  1. Возраст дошкольников;
  2. Уровень их развития;
  3. Склонности, способности, интересы;
  4. Гендерный состав;
  5. Личностные особенности.

Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. С учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно – педагогическом и проектно – дизайнерском уровнях.

Концептуальная модель предметно – развивающей среды

Модель предметно – развивающей среды отражает структуру и содержание в процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие ребенка.

Предметно – развивающая среда

Предметное содержание для самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности

  1. Игры, предметы и игровые материалы для осуществления самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками,
  2. Учебно – методические пособия, используемые воспитателями в процессе обучения,
  3. Оборудование для осуществления детьми разнообразных типов деятельности

Временные изменения предметного содержания

  1. Для стимулирования детской активности, учета происходящих изменений, связанных с ростом и развитием ребенка

Организация пространства

  1. Обеспечение и активное использование его детьми (разделение на зоны – игровая, спортивная, экспериментальная, внешнее оформление интерьера)

Моделирование развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании необходимо использовать:

  1. Научные положения исследователей в этой области;
  2. Базовые компоненты предметно – развивающей среды;
  3. Параметры организации образовательного процесса;
  4. Имеющееся пространство;
  5. Время года;
  6. Предметное и социальное окружение дошкольников.

Модель предметно – развивающей среды учитывает:

  1. Основные направления деятельности (физической, художественно – эстетической, познавательно – речевой и социально –личностной).
  2. Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в других областях.
  3. Принцип вариативности, при котором определяющими факторами являются: тип ДОУ, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности, организацию пространства для активного использования его детьми (дизайн- студия, культурные ландшафты).
  4. Реализацию образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-7 лет), включающих:
  1. совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  2. свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  1. Реализацию образовательного модуля «коммуникация», включающего материалы и оборудование для совместной деятельности детей, обеспечивающих разностороннее развитие детей.

Примерная модель вариативности предметно – развивающей среды

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В качестве центров развития могут быть:

  1. Уголок для ролевых игр;
  2. Книжный уголок;
  3. Зона для настольно –печатных игр;
  4. Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
  5. Уголок природы (наблюдений за природой);
  6. Спортивный уголок;
  7. Уголок для экспериментальной деятельности;
  8. Игровой уголок (для игр со строительным материалом)
  9. Уголок для мальчиков;
  10. Уголок для девочек;
  11. Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной, чтения книг и др.
  12. Игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения игрового пространства.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Создание предметно – развивающей среды по направлениям развития детей:

Направление развития

Оснащение

Физическое развитие.

Охрана жизни и укрепления здоровья

Физкультурные уголки в каждой возрастной группе.

Уголок Айболита

Познавательно – речевое развитие

Учебная зона

Уголки экспериментирования

Уголки книги

Зоны конструирования

Уголки природы

Мини - музеи

Зона настольно –печатных игр

Художественно – эстетическое развитие

Уголки ИЗО

Музыкальные уголки

Уголок для ролевых игр

Уголки ручного труда

Социально- личностное развитие

Уголки природы

Уголки безопасности

Уголки мальчиков и девочек

Уголок дл ролевых игр

Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда:

  1. Инициирует познавательную и творческую активность детей;
  2. Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;
  3. Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;
  4. Безопасна и комфортна;
  5. Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
  6. Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

  1. Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  2. Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
  3. Совсем незнакомые предметы и материалы.