Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » "дошкольное образование в финляндии". презентация к уроку на тему Спальные комнаты в детском саду финляндии

"дошкольное образование в финляндии". презентация к уроку на тему Спальные комнаты в детском саду финляндии

Общество и семья

Отношение к ребенку

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт.

В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам.

Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, хотя выращивание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Семья

Полные семьи с обоими родителями составляют более 80% от общего числа семей с детьми, еще 17 % семей - неполные, как правило, это семьи без отцов (15%) .

При создании семьи, финны ориентируются на двух-трех детей.

Финские юноши предпочитают вступать в брак несколько позже: в 24-30 лет, наиболее предпочтителен возраст 25 лет и чуть старше. Финские девушки отдают предпочтение 26-28 годам.

Практически вся финская молодежь воспринимает неполные семьи, где ребенка воспитывает одна мать или один отец, как полноценные семьи и относится к ним позитивно.

Все финские девушки, собирающиеся создавать семью, настроены на партнерские отношения, что предполагает ответственность обоих супругов за материальное обеспечение семьи, воспитание детей, совместное участия в решении бытовых вопросов.

Финские молодые люди не склонны считать свое мнение непререкаемым в семье.

Основная проблема семьи в Финляндии, как считают студенты, состоит в том, что молодые люди сильно увлекаются карьерой, и на семью просто не остается времени.

В финской семье нет места ревности и подозрительности. Французские и итальянские комедии, в которых сюжет строится вокруг действительной или мнимой неверности, не вызывает у финнов даже улыбки.

Общество

В Финляндии все живут экономно. Скромность и экономия во всем - в дизайне, одежде, мебели. Особенно берегут и экономят тепло.

Финны склонны четко разделять работу и семью , личное и общее. По некоторым данным, многие финны склонны к замкнутости, настороженно относятся к попыткам эмоционального сближения, не любят скандалов.

Финны законопослушны до абсурда. Школьники здесь не списывают и не подсказывают. И, если увидят, что это делает кто-то другой, тут же скажут учителю.

Дошкольное воспитание

Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют "стоять на ушах". (По некоторым данным, запреты все таки есть, но я не нашел, в чем они заключаются) .

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Детское питание в садике бесплатное.

В обычные сады принимают еще и детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.

Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всем необходимыми знаниям и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить оба языка .

Особенности системы образования

Все дети равны. Коммерцию в школу не пускают .

Школьные учебники, принадлежности – бесплатные.

Транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.

В стране нет школьных инспекторов . Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму.

Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками , в общем коллективе.

Учителя, согласно принятым нормам, не вправе исключить или направить подопечного в другую школу.

Финны не применяют селекцию детей в девятилетней школе. Здесь с начала 1990-х годов решительно отказались от традиции сортировать учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям.

Учебный процесс

Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают.

Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

Выпускные экзамены из школы необязательны . Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.

Замечательная архитектура зданий, внешний и внутренний вид. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».

Форма одежды свободная.

Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.

Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу.

Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».

В Финляндии все дети , с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе . Ее представитель (а не воспитатель или классный руководитель) ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.

Учитель

Учитель здесь, как сотрудник сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель".

Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет (спокойно, читатель) 2 500 евро в месяц (учитель полного дня) . Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше.

Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

В конце учебного года всех учителей увольняют , и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту.

На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место) , предпочтение отдается молодым . В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно , занимаясь самообразованием.

Принципы обучения в школе

На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.

"Больше полезных знаний!" . Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно.

В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог , который помогает ученикам определиться с будущим . Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться».

Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет.

Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два-три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально.

Принципы воспитания в школе

Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат.

Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе с нами. И точно так же, как и любой рядовой ученик, и мы, и директор убираем за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.

Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет.

Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики.

Здоровье детей

Финны (взрослые и дети) любят пробежки. А также закаляться.

Здоровье детей психическое и физическое, а также социальные проблемы учеников - самые важные вопросы.

Культура, праздники и церемонии

Много на эту тему накопать не удалось. Праздники у финнов примерно те же, что и в других странах Европы. По некоторым данным, в конце учебного года финны устраивают большой праздник.

Периодически устраиваются празднования на работе. Семью на такие праздники приглашать не принято.

Прочее

Каждая диаспора имеет право взять в аренду помещение и организовать свой собственный садик, где малышам преподают родной язык.

Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний во всем мире.

Ссылки

Подробней www.psychologos.ru

Образовательная система

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Хельсинксий Университет - старейший и крупнейший университет в Финляндии. Основан в городе Турку в 1640 году как Королевская академия в Турку. В университете обучается около 38 000 студентов

Дошкольное образование

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания.

В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное? платное.

Детские садики

Семейные

Интересно, что оплата везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная? 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет.

А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Семейные детсады

Есть в таких садиках и определенные условия, которые должны быть соблюдены: -на одного взрослого приходится не более 4-х детей до трех лет; -должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи; -питание может быть привозным (есть специальные службы по организации питания) , либо хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.

Образовательные программы

Единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены) . Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

Основное образование

Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16-17. Государство гарантирует бесплатное основное образование.

Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский) . В 7 классе начинается изучение обязательного шведского. Детям иммигрантов может преподаваться также их родной язык, если в группу наберется не менее 4 учеников.

При необходимости для ученика могут быть организованы дополнительные занятия, например, по финскому языку, если он не родной.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA) . В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Особенности школьного образования

Как правило, ребенок ходит в ближайшую к дому школу. Учеба для всех бесплатная. Школа оплачивает учебники, ручки, школьные завтраки, а если школа находится далеко от дома, то и проезд.

Обычно в классах по 20 - 30 учащихся.

Учебный год длится с августа по май и насчитывает 190 учебных дней. Осеннее полугодие заканчивается в декабре рождественской елкой, на которой учащимся вручаются табели с отметками.

Весеннее полугодие заканчивается в конце мая весенним праздником, где ученики снова получают табели. В 1-ом, 2-ом и 3-ем классах выставляются не баллы, а оценки-термины. В последующих классах ученикам выставляются баллы от 4 до 10. В школе бывают каникулы: летние (примерно 2,5 месяца) , осенние (5 дней в сентябре-октябре) , рождественские , а также лыжные (5 дней в феврале-марте) .

Лишь на третьей ступени образования фины имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся) . Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен.

Международная система классификации образования по ступеням (МСКО) .

Образование, предшествующее первой ступени (0 ступень МСКО) , которое обеспечивает воспитание детей, еще не достигших того возраста, когда они могут поступить в школу первой ступени (например, в яслях, детских садах) .

Образование 1 и 2 ступени МСКО, главной функцией которого является обеспечение базовых элементов образования (например, в начальной школе и в младших классах средних школ) .

Образование 3 и 4 ступени МСКО, обеспечиваемое в средних и старших классах в средних школах, педагогических училищах на этой ступени, школах профессионального или технического характера. Эта ступень образования обеспечивает общую и/или специализированную подготовку.

Образование 5 и 6 ступени МСКО, которое обеспечивается в университетах, педагогических колледжах, высших профессиональных школах и для доступа к которому требуются как минимум успешное завершение образования четвертой ступени МСКО или свидетельство о приобретении эквивалентного уровня знаний.

Заключение

Финская образовательная система состоит из девятилетнего начального образования (общеобразовательная школа) , которому может предшествовать один год добровольного дошкольного образования, среднего образования, включая профессиональное и общее образование, а также высшего образования, предоставляемого университетами прикладных наук и университетами.

Образование для взрослых доступно в любом возрасте и на любом уровне.

Источники:

Дошкольное образование в Финляндии

Ясли и детские сады играют важную роль в системе образования государства. В них воспитатели активно занимаются с детьми, обучают основам дошкольных дисциплин, учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников. В ясли детей принимают уже с 9 месяцев.

Примечательно, что дошкольное образование в стране - платное. На выбор родителям предлагается определить ребенка в муниципальный, семейный или частный сад. Стоимость яслей или детского сада варьируется от 23 до 254 евро в месяц.

Группы в садах маленькие, так как по закону 1 воспитатель может контролировать максимум четверых детей. Если государство не смогло обеспечить ребенку место в детском саду, родителям компенсируется денежная сумма для того, чтобы кто-то из родителей мог заниматься с ребенком дома.

За год до начала школьной жизни (в 6 лет) ребенок должен пройти курс подготовки к школе. Обучение проходит бесплатно.

Школьное обучение

Главная особенность системы образования в этой стране - это доступность и универсальность (нет элитных школ или классов, программа обучения унифицированная) . Выбирать конкретную школу для ребенка долгое время было запрещено, и хотя запрет снят, сейчас родители чаще выбирают те же местные школы. Основные особенности школьной системы образования:

  • обучение бесплатное;
  • система оценивания от 4 до 10 баллов;
  • ни одна дисциплина в программе не выделяется;
  • здания школ проектируются в соответствии с пожеланиями учеников;
  • в классе работают два учителя.

Вектор обучения направлен не на оценку знаний, а на детальную проработку материала и донесение его до каждого ученика. Если ребенок не понял урок, значит это вина учителя.

Старшая школа или профессиональное ориентирование

Это последняя ступень обязательного образования. У выпускников школ есть возможность выбрать, куда дальше они пойдут учиться:

  • в гимназию (строгие требования к знаниям, ведется подготовка к поступлению в ВУЗ) ;
  • в профессионально-техническое учреждение (часто это завершающее звено в процессе обучения перед началом трудовой деятельности) .

Кому сейчас не нужен английский язык? Этот вопрос многим покажется странным. А еще и довольно болезненным он станет для тех людей, кто полностью погружен в работу и не может уделить достаточно времени учебе.

Об образовании в Чехии читаем в этой статье.

Образование в Финляндии на этом этапе также осуществляется абсолютно бесплатно, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. По статистике, только треть выпускников гимназий и профессионально-технических заведений продолжают обучение в ВУЗах.

После окончания гимназии сдается экзамен, по результатам которого выдается «Аттестат зрелости». Выпускники профессионально-технических центров также могут его получить, но после прохождения дополнительных курсов.

Получение высшего образования в Финляндии

Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. Обучение возможно на бесплатной основе. Есть как государственные, так и частные ВУЗы.

Последние преимущественно имеют религиозный и философский профиль обучения. Обучение чаще всего ведется на шведском или финском языке. На некоторых курсах лекции читаются на английском.

В университетах студенты получают углубленные академические и научные знания в теоретическом аспекте. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Степени высшего образования в обоих заведениях идентичны, но отличаются в качественном плане.

Так диплом бакалавра после университета ценится выше, чем после окончания политехникума. Если выпускник бакалавриата решает продолжить обучение в магистратуре университета, ему необходимо пройти курсы повышения уровня знаний. Магистратура политехникума доступна для выпускников бакалавриата после получения трехлетнего стажа работы по специальности.

Европейское образование в Чехии не следует считать только престижным словосочетанием или видеть в нем возможность увидеть другие страны. Это шанс реализовать себя, стать частью крупной успешной компании.

О Венском экономическом университете читаем в этой статье.

Финское высшее образование славится качеством и фундаментальностью. Оно позволяет успешно начать профессиональную деятельность уже в первые годы после завершения ВУЗа.

Образование для русских и других иностранных студентов

Обучение для иностранных граждан также возможно на бесплатной основе. Хотя в последние годы все чаще в правительстве звучат призывы ввести оплату за обучение для студентов не из Евросоюза.

Критерии для поступления в финский ВУЗ могут отличаться в зависимости от заведения, но в общем виде они выглядят так:

Критерий

Подробней inostudent.ru

Детские сады Финляндии

Муниципальный, семейный или частный детский сад? Сколько стоит отдать ребенка в детский сад, и как как в них проходят дни?

В садиках дети рисуют, ходят в лес, пекут хлеб, раскрашивают, лепят, слушают сказки и смотрят спектакли.

В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Интересно, что оплата везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи.

Есть ли места в саду?

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет. Когда родитель после декрета решает выйти на работу, то государство, по закону, предоставляет его малышу место в детском саду.

Но иногда, как и в России, с местами в саду «напряженка». Такая ситуациявстречается в крупных городах – Хельсинки, Тампере или Турку. Тогда местные муниципальные власти идут на всяческие уловки.

Например, ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительные 500 евро семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома.

Финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз. Фото: Анна Лиукко

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок.

В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные. Для родителей, работающих посменно, по ночам и выходным предусмотрены специальные сады.

Оплата за посещения садика зависит от доходов семьи. Скажем, если доход семьи высокий, то родители платят из своего кармана не больше 283 евро ежемесячно. Если у семьи маленькие доходы, то соответственно эта сумма меньше.Минимальная плата за садик малоимущих семей – 26 евро в месяц.

В Суоми нет плохой погоды

На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело.В 6-летнем возрасте дошколят бесплатно готовят к школе.

В Финляндии обязательны разнообразные походы с детьми. То они отправляются в лес, любоваться природой, то идут в библиотеку полистать и почитать сказки. Тогда на них надевают светоотражающие жилеты и ставят в пары: дети ужасно довольны.

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой.«Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», - гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз.

Осенью и весной на детей надевают непромокаемые куртки и штаны. Зимой – наряжают в шерстяные шапки-шлемы и теплые финские комбинезоны. Финляндия– северная страна, а, значит, подрастающее поколение с детства закаляют и приучают к суровой финской природе.

Частный садик

Разрешение на открытие частного детского сада дают местные муниципалитеты, которые впоследствии и следят за их деятельностью. Например, в городе Коувола вот уже почти 28 лет работает частный сад Вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера и одобренный местными властями.

«Сейчас наш садик посещают около 30 детей», – рассказывает дошкольный педагог и директор дошкольного учреждения «Рассвет» Пия Малминен.

« Для нас важно создать теплую атмосферу, в которой ребенок чувствовал себя под защитой, спокойно и уверенно. К этому располагает постоянный распорядок недели.

По понедельникам дети идут в лес, во вторник – пекут хлеб, в среду – рисуют, в четверг – раскрашивают, а в пятницу – лепят или смотрят сказку кукольного театра. Кроме того, в деятельность детсада вовлечены родители. Они своими усилиями ремонтируют детскую площадку, поочередно стирают белье общего пользования и принимают самое активное участие в подготовке праздников для детей».

Время от времени представители социальных служб города проверяют деятельность частных детсадов, и дают советы по улучшению их работы.

В садик – со своим котом

В городе Коувола работает частный сад вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера. Фото: Анна Лиукко

Система семейного детсада очень популярна в Финляндии, а должность «домашней мамы», т.е. воспитательницы – почетна. Очень часто дети, посещавшие такой садик, на протяжении всей жизни шлют поздравительные открытки своей «второй маме».

«По образованию я – младшая медсестра», делится 43-летняя Гунилла Симонс. «В нашем муниципалитете не хватало детских мест. Мне предложили организовать семейный детский садик. Я согласилась, потому что эта работа очень подходила мне: сын был младшеклассником и рано приходил из школы. Теперь уже прошло больше десяти лет, а днем у нас по-прежнему полно детей, с которыми играют и сын, и муж».

По закону, одна «домашняя мама» может присматривать только за четырьмя детьми. Их в таком саду (как правило, это просторный собственный дом) может быть и больше, но тогда малышей приводят по очереди. При этом воспитанниками садика не могут быть дети «домашней мамы».

Семейный детсад почти как родной дом. Например, одна подопечная Гуниллы упорно не желалаприходить в сад без своего кота. Вопрос решился просто: воспитатель разрешила девочке приносить к ней своего любимца.

К тому же дети не только играют, но и немного помогают «домашней маме»: все дружно выносят мусор, замешивают тесто или чистят картошку. В таком саду нет жесткого расписания, что очень удобно для родителей.

«Мои воспитанники – мои соседи, и часто называют меня тетей», говорит Гунилла. «Некоторых приводят рано утром, и тогда эти малыши могут спокойно «доспать» на диване, пока не придут другие ребята. Часто родители звонят и сообщают, что они задержатся, и тогда ребенок остается у меня до позднего вечера. А иногда дети и вовсе ночуют у меня, если родителям надо куда-то отлучиться».

Родители платят за посещение семейного садика муниципалитету, который, в свою очередь, платит зарплату «домашней маме». На часть этих денег оборудуется детская площадка, закупаются игрушки и продукты для малышей.

Текст: Анна Лиукко; обновлено в августе 2015 г.

Финская система детских садов для детей в возрасте от года до 7 лет является частью знаменитой финской системы образования — той самой, благодаря которой 15-летние финны последние два десятилетия стабильно входили в топ-10 стран с высокими результатами в международных тестах качества школьного образования PISA .

Есть три основных способа «подращивания» дошкольника в Финляндии:

1. Отдать ребенка в муниципальный детский сад (päiväkoti, буквально – «дневное пребывание»)

2. Отдать в частный детский сад

3. Воспитывать дома.

Есть еще несколько промежуточных вариантов. Например, «родительский круг», когда несколько семей нанимают няню, чтобы та присматривала за детьми. На одну няню может приходиться не больше 4 детей, и после того, как родители выбрали кандидатуру няни, та должна пройти собеседование в специальном департаменте.

Или, если родители предпочитают держать ребенка на домашнем воспитании, но при этом хотели бы время от времени иметь пару-другую свободных часов в день «для себя», они могут воспользоваться услугами так называемых «детских клубов». Это нечто вроде игровых групп для детей на 3-4 часа в день. Детей в «клубах» не кормят и не укладывают спать, но за ними на игровой площадке присматривают сертифицированные специалисты с профильным образованием. Группы в «клубах» не могут быть больше 10-12 детей на 3-4 воспитателя.

Воспитатели в детском саду — люди с высшим образованием, получившие степень бакалавра или магистра в области дошкольного воспитания. На группу из 12-14 человек приходится 3-4 воспитателя. Как правило, детей «сдают» в детские сады в возрасте трех лет, хотя существует система садиков для самых маленьких, типа российских яслей.

— Чему же именно вас учат на вашем факультете дошкольного воспитания? — спросила я студентку «Метрополии», университета прикладных наук в Хельсинки.
— Главное — любить детей, — сказала она. — Если воспитатель не любит детей, он профнепригоден.

Если форму воспитания ребенка с 0 до 6 лет родители могут выбирать сами, то с 6 до 7 лет посещение дошкольного детского учреждения (на полдня или на целый день, по выбору родителя) является обязательным как .

К школе финские дети должны прийти грамотными и с определенным набором навыков.

В Финляндии готовить детей к начальной школе начинают довольно поздно: в основном в Европе этот обязательный подготовительный к школе этап стартует с 5 лет (например, в Нидерландах, Австрии, Бельгии и многих других странах ЕС), а в некоторых и того раньше: например, в Венгрии обязательное ранее и дошкольное обучение начинается в 3 года.

Как попасть в детский сад

Как правило, один из родителей сидит с ребенком дома хотя бы до того момента, когда кончается декретный отпуск (vanhempainvapaa), который длится до момента, когда младенцу исполняется 9 месяцев. Если родитель хочет и дальше присматривать за ребенком самостоятельно, он может взять отпуск по уходу за ребенком (до 3 лет) и также подать заявку в социальную систему Kela с просьбой о финансовой поддержке на этот период.

Отправляют заявку на получение места в муниципальном детском саду не позже, чем за 4 месяца до того дня, с которого хотят отдать ребенка в сад. Однако в том случае, если обстоятельства родителей изменились внезапно — скажем, мать-одиночка нашла работу и хочет отдать ребенка в сад побыстрее, — место в детском саду предоставляют в течение двух недель. Обязанность предоставить место в садике для ребенка после того, как заявление оформлено родителями, лежит на муниципальных властях того города, где живет ребенок.

Часы пребывания могут варьироваться в зависимости от того, в каком детском саду ребенку предоставили место — а это, в свою очередь, зависит от того, что именно родители написали в своем заявлении в муниципальные службы.

Сколько стоит детский сад в Финляндии

В зависимости от того, какой доход имеется у семьи, место в детском саду может быть предоставлено за полную стоимость (290 евро в месяц) или за частичную оплату — вплоть до совершенно бесплатного места, если доход семьи ниже определенного порога и семья считается «бедной». И даже для семьи с высоким доходом стоимость детского сада для второго, третьего и так далее детей в семье, если все они ходят в детский сад, будет пропорционально снижена.

Плата за пребывание в детском «клубе» также может быть спонсирована из муниципального бюджета, если доходы семьи ниже прожиточного минимума. Если ребенок совсем маленький или ему требуется специальный уход, а семья не имеет достаточного дохода, заработная плата няни будет также субсидироваться через систему соцстрахования KELA.

Знакомого младенца, живущего в Эспоо (городе-спутнике Хельсинки) отдали в детский сад в возрасте 1 года и 8 месяцев. К этому времени он более-менее научился самостоятельно есть кашу. Несмотря на то, что гражданство у ребенка не финское, муниципалитет Эспоо предоставил ему бесплатное место в муниципальном детском саду, расположенном в пяти минутах пешком от студенческого общежития, где он живет в двухкомнатной семейной квартире с матерью-студенткой.

Что дети делают в детском саду в Финляндии

Главная стратегия финских детских садов — игра. Сидячих занятий, на которых детей бы обучали читать, писать и считать, в младших группах нет вообще: дети учатся всему в процессе игры, рисования или пения. В последний год перед школой, с 6 до 7 лет, дети в Финляндии обязаны посещать детский сад для получения дошкольного образования (так называемого Early childhood education and care) — но и оно проходит в игровой форме.

В результате, согласно исследованиям, финские школьники имеют минимальный уровень «связанной со школой тревожности» и в намного большей степени, чем, например, школьники в соседней России, чувствуют себя в школе «на своем месте». Основы этого самоощущения закладываются еще в детских садах.

В одном обыкновенном детском саду стоит песочница с качелями и отдельный «гараж» с большим количеством трехколесных велосипедов и самокатов. В определенные дни дети с воспитательницами отправляются в соседний парк, где есть большая игровая площадка и эстрада, на которой проходят концерты. Туда приходят группы из других детских садов, так что получается что-то вроде большого детского фестиваля.

Знакомая мама немного огорчается, что ее ребенок собирается в детский сад с радостью и совсем не огорчается, когда она по утрам отводит его в группу и поворачивается к выходу. В их садике для малышей в возрасте до трех лет детей приводят к 8 утра и забирают в 3 часа дня. Утром детей кормят завтраком и выводят на прогулку; днем, после обеда, укладывают спать.

— Он просыпается утром и говорит: тррр, тррр! Что означает: ух, как я сейчас пойду в детский сад и накатаюсь на велосипедике! Совсем не переживает, что расстанется со мной на целый день, — жалуется мама ребенка.
— Это же хорошо, — объясняют ей финские воспитатели. — Это значит, что ребенок уверен в себе и в окружающем мире, его уровень тревожности — низкий.

В последние годы в Финляндию приехало немало иммигрантов из разных стран, и большинство из них поселились в южной части страны, прежде всего в регионе Большого Хельсинки (включающего города Хельсинки, Вантаа и Эспоо). Для детей из этих семей система детских садов особенно важна — она помогает детям освоить не самый легкий на свете финский язык.

В знакомой группе детского сада дети из вьетнамских и русских семей спустя два месяца после того, как они начали ходить в детский сад, уже явно понимают финский язык, на котором с ними говорят воспитательницы. Хотя, конечно, пока еще в силу возраста (в этой группе всем детям меньше двух лет) они не могут сказать на финском ничего, кроме «мой-мой». Это выражение примерно соответствует русскому «Привет!» или «Пока!» (используется и для приветствия, и для прощания). К тому времени, как начнется школа, все эти дети будут свободно говорить не только на своем родном языке, но и на финском.

Униформа для детского сада

Одежда для детского сада очень важна, потому что погода в Финляндии — единственное, что финнам никак не удается улучшить. Одна из самых популярных деталей туалета для дошколят поэтому — резиновые сапоги и резиновые штаны на лямках, типа рыболовных. Если увидите, что финские дети играют в луже, а воспитательницы спокойно на это смотрят, не паникуйте: скорее всего, на детях абсолютно непромокаемые штаны, под которые поддет теплый комбинезон.

Если семья ребенка не может себе позволить купить новый комбинезон или обувь для своего быстро растущего карапуза, можно обратиться в один из магазинов, торгующих комиссионными вещами по бросовым ценам (а часто и вовсе имеющим раздел с бесплатными вещами). Это благотворительные магазины системы Fida или другие аналогичные, где поношенные детские вещи там можно купить за один-два евро. Детские вещи, как правило, сдаются в хорошем состоянии — ведь маленькие дети растут быстро и не успеют их заносить, к тому же в плохом состоянии вещи в такие магазины просто не принимают.

Кстати, согласно местному закону в регионе Большого Хельсинки все поездки на общественном транспорте бесплатны для родителей с детьми при условии, что ребенок едет в коляске (лежачей или сидячей, не имеет значения). Родители с детьми на руках, в слинге или в специальном рюкзаке за спиной оплачивают билет полностью.

Несмотря на то что Финляндия как независимое государство существует всего 100 лет, её образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов её высших учебных заведений пользуются большим спросом во всех странах Западной Европы. Качественное и, что очень важно для молодёжи, бесплатное образование привлекает в Финляндию студентов со всего мира. Не являются исключением и граждане России. Особенно популярно обучение в Финляндии среди жителей Северо-Западного региона, в отношении которых действует упрощённая система выдачи виз.

Особенности финского образования

Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:

  • дошкольное образование;
  • общеобразовательная школа;
  • средние учебные заведения;
  • высшие учебные заведения.

На каждой ступени обучение ведётся на двух государственных языках: финском и шведском. В северных районах страны к ним прибавляется язык коренных народов – суоми.

Дошкольное обучение

Детские сады Финляндии принимают детей с 9 месяцев до 5 лет. Их главная задача – уход за детьми в течение дня и помощь родителям в воспитание ребёнка. В отличие от всех остальных ступеней образования этот этап стоит денег. Причём размер оплаты зависит не от престижности или лучшего оснащения детского сада, а от размеров дохода родителей ребёнка. Максимальный платёж равен 254 евро, а минимальный – 23 евро.

В группе детского сада может быть от 12 до 21 ребёнка в зависимости от их возраста. Чем младше дети, тем больше воспитателей с ними работают. В больших городах часто встречается нехватка мест в дошкольных учреждениях, поэтому государство выплачивает пособие тем родителям, которые самостоятельно занимаются ребёнком.

В 6 лет начинается подготовка к школе, которая длится один год. Её посещение бесплатно и обязательно для всех детей. Группы для занятий формируют в детском саду или школе.

Общеобразовательная школа

Школьное образование в Финляндии состоит из двух уровней и продолжается 9-10 лет. Причём ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. Дневников у них тоже нет. Родители могут узнать об успехах ребёнка из электронного классного журнала в национальной системе Wilma. Кроме того, один раз в месяц куратор класса передаёт им табель, где зафиксированы все оценки ученика.

Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии

Учебный год начинается в середине августа (точную дату назначает администрация школы) и продолжается до конца мая или начала июня. За это время школьники три раза уходят на каникулы. Все школы страны работают в первую смену, 5 дней в неделю.

Начальный уровень

В 7 лет дети идут в начальную школу (alakoulu), обучение в которой длится 6 лет. Младшие классы всё время проводят в одном кабинете с постоянным преподавателем. Первые два года школьники изучают четыре основных предмета:

  • математика;
  • чтение;
  • родной язык;
  • природоведение.

Дополнительно с ними занимаются физкультурой. Большое внимание уделяют и творческому развитию детей: их обучают игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, рисованию и лепке. На одном уроке малыши могут одновременно изучать несколько дисциплин.

С каждым годом прибавляются новые уроки, и к окончанию шестого класса ученики имеют начальные знания по всем основным предметам, в число которых обязательно входят финский, шведский и два иностранных языка. Оценки в финской начальной школе появляются после 3 класса и выносятся только в устном виде.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды - это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.

Верхняя ступень

С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.

Старшеклассники вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Обучение на этом уровне длится 3 года. При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.

Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками.

В старшей школе принята десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.

Принципы финского школьного образования

Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Специалисты всего мира пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование.

  1. Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
  2. Бесплатность. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.
  3. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.
  4. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
  5. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.

Среднее образование - лицеи и колледжи

После школы финны могут продолжить образование в лицее (lukio) или профессиональном колледже (ammattikoulu). Отбор в учебные заведения этой ступени происходит по среднему школьному баллу. Слабые ученики поступают колледж, в котором получают рабочую специальность, а более сильные – в лицей, где совершенствуют свои знания в различных дисциплинах.

В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет. В них можно получить специальность практически в любой отрасли: от сельского хозяйства до искусства или спорта. Во время обучения особое внимание уделяют практическим знаниям. Выпускники при желании могут поступить в любое высшее учебное заведение.

Видео: система профессионального образования в Финляндии

В лицее обучение продолжается в течение 3 лет. Оно ведётся по курсовой системе, поэтому обычного разделения на классы не существует. После окончания лицея выпускники сдают экзамены по следующим дисциплинам:

  • родной язык (финский или шведский);
  • второй государственный язык;
  • иностранный язык;
  • математика или гуманитарные предметы (по выбору).

После успешного прохождения этих испытаний выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки, которыми очень гордятся, и начинают считаться абитуриентами. Сдача экзаменов позволяет выбирать для дальнейшего обучения любой институт или университет страны.

Высшее образование

ВУЗы Финляндии делятся на две категории:

  • университеты (yliopisto)
  • политехнические институты, или если дословно переводить их название с финского языка «институты прикладных наук» (ammattikorkeakoulu).

Главное отличие политехнических институтов – большое количество практических занятий, которые вводятся в учебный план уже в начале первого курса.

Финская система научных степеней включает в себя следующие уровни:

  1. Бакалавр (kandidaatti). Присваивается после 3-4 лет обучения в любом ВУЗе страны. На некоторых факультетах необходима защита выпускной работы или углублённое изучение нескольких предметов.
  2. Магистр (maisteri). Для получения степени магистра необходимо учиться ещё 2 года в университете. Выпускники политехнических институтов, решившие стать магистрами, должны отработать три года по выбранной специальности и посетить годичные подготовительные курсы.
  3. Доктор наук (tohtori). Обладателем этого звания студент становится после 4 лет обучения в докторантуре, проведения научного исследования и защиты диссертации. В середине этого срока соискателям присваивается степень лецинциата, не имеющая аналогов в других странах Европы.

Основные языки и принцип бесплатного обучения

Обучение в ВУЗах страны ведётся на финском и шведском языках. Но существуют программы для иностранных студентов и на английском языке. Большинство из них рассчитано на получение степени магистра в области бизнеса и IT-технологий. В зависимости от программы, преподавание на английском может длиться весь курс или только первые два года.

Все этапы финского высшего образования бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев, включая граждан России, Украины и Казахстана.

Популярные учебные заведения и образовательные программы для русских

Долгое время финские родители не имели права выбирать школы. Несмотря на то, что сейчас этот запрет снят, большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. Но есть учебные учреждения, в которых программа заметно отличается от других. Так, среди иммигрантов из нашей страны популярна Русская Школа Восточной Финляндии, основанная в 1997 году. Её филиалы расположены в трёх городах: Йоэнсуу, Лаппеэнранте и Иматрее.

Обучение в этой школе ведётся на финском языке, но некоторые предметы преподают на русском. Кроме того, дети иммигрантов получают помощь на родном языке во время уроков и могут посещать дополнительные занятия для изучения финского языка.

Выпускники Русской Школы без экзаменов поступают в её гимназию, где из них формируют особые группы, обучающиеся в лицеях города. Профильные предметы они изучают отдельно от остальных лицеистов, а обязательные – на общих занятиях.

В Финляндии расположено около 50 высших учебных заведений. Самый большой и престижный из них – университет города Хельсинки. В нём преподают только высококлассные специалисты. Здесь изучают практически все возможные дисциплины, особенно ценится образование, полученное на медицинском факультете этого университета. Обучение на бакалавриате проходит только на финском и шведском языках, но многие магистерские и докторские программы преподаются на английском.

Большинство российских студентов выбирает для себя программы, ориентированные на бизнес, информационные технологии и туризм. Это обусловлено тем, что именно данные направления обычно преподаются на английском языке. В некоторых вузах существуют программы, в которых часть предметов читают на русском языке. Так, университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu) обучает на курсе гостиничного бизнеса и туризма. Здесь можно получить как степень бакалавра, так и магистра.

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Стоимость обучения в Финляндии для иностранцев

Высшее образование в Финляндии бесплатно, но потратиться студентам все же придётся. Во время обучения в университете необходимо оплачивать учебные пособия и обязательные членские взносы в профсоюз. Обычно эти платежи не превышают 90 евро в месяц. Кроме того, студент самостоятельно оплачивает жилье и питание.

В каждом городе Финляндии есть организация, занимающаяся распределением общежитий. Желающих получить в них жильё очень много, поэтому обращаться к ним лучше сразу после поступления. Заявки подают на сайт организации. Стоимость отдельной комнаты в трехкомнатной квартире составляет от 150 до 300 евро в зависимости от размера города.

Иностранным студентам, получающим первое высшее образование, никаких стипендий не предоставляется. На различные гранты могут рассчитывать только соискатели степени магистра или доктора наук.

Студенческая виза даёт право работать не более 20 часов в неделю. На время каникул это ограничение снимается. В крупных городах Финляндии найти работу студенту, свободно владеющему финским языком, достаточно легко. Без этого умения часто приходится довольствоваться должностью уборщика или разнорабочего.

Детский сад открывается в 6.30 утра и работает до 17 часов вечера.

В 8.00 дети завтракают.

Затем начинаются занятия в помещении.

В 9.30 - прогулка, которая длится час.

В 10.30 обедают первый раз.

В 11 часов начинается сон, который длится до 13.30.

После дневного сна, дети обедают второй раз и идут на улицу уже до закрытия садика.

В Финляндии есть сады для детей, родители которых работают посменно (врачи, полицейские) и режим дня в таких садах отличается.

Наполняемость групп

В группах финского сада не найдешь 30 детей и одного воспитателя. Наполняемость регулируется строгими правилами:

  • на 1 воспитателя не более 4 детей трехлетнего возраста
  • на 1 воспитателя не более 7 детей старше 3 лет
  • в группе не более 21 ребенка

Поэтому не удивительно, что в одной группе можно увидеть 3-4 воспитателя.

В Финляндии дети разного возраста посещают одну группу. Есть группы с детьми от 0 до 3 лет и от 3 до 6 лет. По мнению финнов это способствует развитию сотрудничества и навыков коммуникации.

Перед школой дети 6 и 7 лет ходят в так называемый нулевой класс, где готовятся к школе.

Образование в Финляндии. Стоимость пребывания в саду

Каждая семья выплачивает разную сумму за детский сад и зависит она от доходов.

Максимум, который платят обеспеченные родители при условии 8-часового дня и 5 дней в неделю пребывания в саду, это 283 евро за первого ребенка.

За второго платить придется 215 евро. Как правило, такие суммы платят те, кто зарабатывает больше 4 тысяч евро.

Чем меньше зарплаты, тем ниже сумма в квитанции к оплате.

Если зарплата будет низкой, но не ниже прожиточного минимума, то платить придется 56 евро.

А вот если доходы за гранью минимальной суммы, то детский сад и вовсе будет бесплатным.

Частный садик стоит больше 300 евро. При этом, муниципалитет может оплатить часть стоимости за частный садик, если в семье сложная ситуация.

Год пребывания ребенка в финском саду обходится в 13 тысяч евро, родители погашают около 15% от этой суммы.

Понять, какую часть бюджета финской семьи «съедает» садик трудно без знаний о зарплатах в Финляндии.

Средние зарплаты зависят от профессии и опыта работы.

К примеру, час работы строителя оценивается в 9-16 евро. Зарплата уборщика находится в коридоре 9-14 евро в час.

Врач получает в среднем 6-7 тысяч евро в месяц.

Пожарные, полицейские, учителя - 3 тысячи евро в месяц.

Питание

Когда родители подают заявление на поступление в сад, они выбирают и тип питания.

В саду к каждому конкретному ребенку подходят индивидуально. Меню может быть вегетарианским, безрыбным или без свинины. Если у ребенка аллергия, для него приготовят отдельно.

На завтрак предлагают каши, мясную нарезку, фрукты, молоко. Каша - основное в завтраке.

Обед разный, но традиции питаться супами в Финляндии нет. Кроме горячего и гарнира предлагаются овощи и соус. Пару раз в неделю детей знакомят с разными кухнями мира.

В качестве перекуса предлагаются бутерброды с разнообразными начинками.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

Питание организовано в форме шведского стола, но набрать полную тарелку не разрешат. Можно взять чуть-чуть, а потом, если блюдо понравилось, подойти за добавкой.

Еда соленая и даже острая.

Дисциплина

В рамках определенных границ ребенку позволено все. Можно не рисовать со всеми, но сидеть за столом во время занятий обязательно; можно ходить по лужам и сидеть в грязи, но после этого обязательно отмыться.

Такое же правило действует и по отношению к родителям: в сад можно прийти, когда удобно, можно не приходить, но предупредить об этом заранее. Родители сами выбирают, когда у ребенка будут каникулы, но и тут правило - поставь в известность и будь свободен.

На детей не кричат и не применяют физическую силу. Хотя в Финляндии известен скандал, когда воспитательница приматывала ребенка во время обеда изолентой к стулу. Но это редкое исключение.

Если педагог считает, что ребенок заслуживает какого-то наказания, об этом в первую очередь оповестят родителей и получат у них согласие. Даже возможность забрать ребенка от коллектива и отвести в другую комнату во время неадекватного поведения требует согласования с родителями.

Прогулки

Основное правило финского детского садика звучит как «У природы нет плохой погоды, есть неподходящая одежда». Финские дети не боятся ни снега, ни грязи, ни мороза и гуляют в любую погоду.

Правда, русская мама, ребенок которой ходит в детский сад Финляндии, поделилась, что в прошлую зиму дети неделю не ходили на улицу при морозе - 27 градусов. Когда чуть потеплело, и мороз стал около 20 градусов, прогулки возобновили.

Для этого малышей одевают в специальную непромокаемую одежду осенью и весной, а зимой в теплые комбинезоны и шерстяные шапки и варежки.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

После прогулки дети попадают в «мокрую прихожую». Это место похоже на душ, здесь ребенка отмывают прямо в непромокаемой одежде и резиновых сапожках. После чего одежда и обувь сушатся в специальных шкафах, а довольный ребенок продолжает играть.

Финские ребятишки с раннего возраста приучаются к разным вылазкам на природу. Это могут быть походы в лес или чтения в парке.

Свежим воздухом финские дети дышат не только на прогулках. В садах есть система климат- контроля, которая регулирует температуру и влажность в группе.

Занятия, утренники и игры

Занятия в финском саду во многом похожи на занятия в белорусском: лепка, рисование, аппликации.

Часто занятия проходят вне стен садика.

Например, в научно-развлекательном центре, где детям показывают опыты и знакомят с законами физики. Или в планетарии, где рассказывают о вращении Земли и звездном небе.

В Финляндии популярны детские сады, использующие разные методики развития: вальдорфскую, монтессори.

Утренников в привычном для нас понимании этого слова практически не бывает. Выступления готовятся и проводятся, но родителей на них не приглашают.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

В группе самого обычного муниципального сада можно найти сцену для проведения спектаклей, участниками которых становятся сами дети.

Большие спортивные залы со шведской стенкой, горкой для скалолазания и станком для балета обязательны. Место экономится за счет объедения игровой комнаты и спальни, но не места для занятий спортом. Детей учат ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать.

Игры разнообразны, от пазлов и лепки из глины до игры в киоск. В одном муниципальном саду еще при проектировке здания предусмотрено такое помещение. Ребенок заходит внутрь комнаты и продает товары через окошко как в киоске. Выбор товаров обширный, есть кассовый аппарат и разные приспособления для работы с пластиковыми карточками. Финны приучают детей с детства пользоваться деньгами.

Игра - ключевое понятие всей финской системы дошкольного образования. Детей не учат читать, считать и писать до школы.

Другие дети

В Финляндии в детский сад не примут заболевшего ребенка. Но под болезнью подразумевается повышенная температура и кишечные инфекции. Считается, что если у ребенка сутки нет температуры, он здоров. С кашлем и насморком домой не отправляют.

Дети с особенностями развития посещают обычные сады. В Финляндии к таким детям особое отношение, поэтому в группе, где будет 6 малышей с тяжелыми нарушениями, будет столько же специалистов: 2 коррекционных педагога, 2 няни и 2 помощника.

Если ребенок не может передвигаться, то в детский сад его привезет такси, которое оплачивается из бюджета города. Все оборудование, необходимое для комфортного пребывания в саду, тоже оплачивает город.

В Финляндии дети с особенностями в развитии могут даже не подозревать, что у них есть какие-то особенные потребности. Настолько уютная для них создана среда.

Безопасность

В детском садике везде стоят камеры. Родители могут посмотреть, чем занимался ребенок целый день. В некоторых садах это можно делать в режиме реального времени.

Во время прогулок каждый ребенок одет в светоотражающий жилет с именем и номером сада, дети держатся за одну веревку, чтобы не потеряться.

Лестницы огорожены, игрушки и мебель сделаны из экологичных материалов.

Количество воспитателей позволяет держать под присмотром каждого ребенка. Но если произошел несчастный случай, воспитатель заполняет документы, где рассказывает все подробности произошедшего. Муниципалитет отслеживает подобные случаи и может улучшить пространство детского сада или работу персонала.

А чего не хватает белорусским детским садам?

рассказала о поездке в Финляндию, о том, что из увиденного и прочувствованного хотелось бы воплотить Украине .

Как и почему вы решили отправиться в Финляндию?

В начале возникла идея создания нового детского садика в Киеве, предложенная руководителем талант-клуба и детских садиков «Тотоша» Татьяной Сорокиной. Мы долго обсуждали, каким он должен быть. Хотелось соединить воедино: практичность, экологичность, детскую самостоятельность и современные тенденции в образовании. Мы стали всерьёз рассматривать идею создания финского детского сада, ведь финские учебные заведения сегодня занимают лидирующие места в мировых рейтингах. Тут же решили поехать в Финляндию, чтобы увидеть изнутри, как это работает.

Мы побывали в городах Хельсинки, Эспоо и Вантаа. Успели посетить 6 садиков, 2 школы и один детский клуб (кстати, понятие детского клуба в Финляндии отличается от привычного для нас. Там это городская или церковная инициатива, и занятия являются бесплатными).

Что впечатлило вас больше всего?

Прежде всего, у финов другой менталитет, который базируется на особом социальном устройстве, так называемом, скандинавском социализме. В основе государственной идеи лежит стремление ко всеобщему социальному благосостоянию, примерно равноценный уровень зарплат для всех профессий – это то, что способствует выбору деятельности, основываясь не на материальных ценностях, а по зову сердца. Например, зарплата школьного учителя составляет 3000 евро, воспитателя — примерно 2000 евро, а няни получают около 1800 евро. При этом программист будет получать тоже около 3000 тысяч. Возможно, именно отсюда возникает невероятно комфортная психологическая атмосфера. Фины — удивительные люди, от них исходят спокойствие, доброжелательность и простота – даже по отношению к нам, чужим, незнакомым и пристающим с расспросами.

Действительно очень приятно, когда люди искренне готовы помочь, даже если это займет некоторое время и причинит неудобства. Они не смотрят на других свысока, не демонстрируют пренебрежительность или подозрение, они целостные и доверчивые. Там вообще не наблюдается демонстрация благосостояния, вычурность, дорогие авто и тому подобные вещи. Удивительно, но даже интерьерные витрины Икеи пронизаны простотой, сдержанностью и функциональностью.

Интерьер гостинной в Икее

Интерьер спальни

Интерьер кухни

Интерьер спальни

Что общего у финских садиков с нашими, украинскими? А чего, как тебе кажется, нам не хватает?

Занятия в наших частных детских садиках и у них – очень похожи. Тут велосипеда никто не изобрел:

  • они вдохновлялись теми же методиками (Вальдорфская, Монтессори, Реджио Эмилия),
  • занятия базируются на принципе межпредметности (то есть в рамках одной общеобразовательной темы учат буквы, цифры, развивают моторику, слушают сказки, развивают логику и внимание, обсуждают всей группой),
  • педагоги сами заранее пишут планы уроков и работают по ним в течении определённого времени,
  • занятия проходят в небольших группах до 10-ти человек, чтобы педагог успел уделить должное внимание каждому ребёнку,
  • режим дня очень похож, питание трижды в день (завтрак, ланч, снеки), равно как у нас завтрак, обед и полдник.

Финны гораздо больше внимания уделяют групповым проектным работам, во время которых воспитатели с детьми создают что-то общее и большое, например, из картона вырезают, клеят, раскрашивают огромного динозавра, а потом размещают его на стену для всеобщего обозрения и наслаждения результатом. Это здорово!

Космическое творчество

На стене большие проеты

100 лет независимости Финляндии

Весенний групповой проект

Пасхальный групповой проект

Динозавры

Они говорят: «Мы не боимся грязи, главное, чтобы дети были вовлечены в творческий процесс». И правда, холл – такой аккуратный и чистый, а класс – уже территория творчества. Вот эта стена – для поделок, в том углу – сохнут рисунки, а в этом находятся в открытом доступе материалы для творчества (в финских детских садиках не прячут художественные материалы в шкафчик, они всегда доступны ребёнку, как в Монтессори-среде). В одной зоне обитают конструкторы, в другой «живут» эксперименты, например, рукотворные вулканы. Пространство сада очень живое, и финны этим гордятся.

Захотели — развесили поделки

Зона творчества

Пусть криво — зато сам сделал!

Настольные игры

Органайзер для поделок

Зона ролевых игр

Органайзер для поделок

Зона конструирования

Игровая зона у малышей

Зона творчества — всё доступно

Лошадкииии:)

Поделки на стене в школе

В творческой мастерской

Мы меняем пространство, как хотим

Зона костюмированных игр

Системы хранения

Воспитатели поддерживают любые инициативы детей. Хочешь джунгли? Пожалуйста: вот струится река из ткани, вот – деревья из картона (дети, помогите раскрасить!), вот звери – всё создается и конструируется экспромтом на ходу из того, что есть под рукой. Дети в восторге, ведь они придумали, педагоги помогли воплотить и смело можно весь день играть в джунгли! При этом в игры почти всегда добавляют какую-нибудь обучающую фишку.

В садиках «Тотоша» схожая организация пространства. Мы тоже перешли на функциональную мобильную мебель, перегородки вместо стен для разграничения пространственных зон, которые не занимают много места. В финских детсадах пространство практично и функционально, всё трансформируется и занимает минимум места. Кроватки, которые выдвигаются из шкафчиков или складываются стопочками, раздвижные перегородки, тумбочки на колёсах, столы, которые можно собирать вместе в один большой или оставить по-отдельности. Радует, что и мы к этому пришли.

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Штора играет роль перегородки

Пуфики на магнитах на стене

Мобильные игровые блоки

Полоса препятствий — трансформер

Книжный стеллаж на колёсах

Детские рукомойники прямо в классе

Хранение матрасиков

Эргономичный стул (высота регулируется подножкой)

Мобильные игровые блоки

Мобильные игровые блоки

Безкарскасная мебель

Шкафы на колёсиках

Удобные раздевалки

Компактное пианино

Индивидуальные полочки

Стеллаж на колёсах

Столы, которые можно собрать в один

Слева стена для хранения

Компактные лавочки

Перегородка для рисования вместо стены

Спортзал

Шкафы-трансформеры

Компактные стулья

Практичные кроватки

Кровати, которые прячутся

Чего нам не хватает? Думаю, внутренней свободы. Мы – более зажатые, зациклены на том, что о нас подумают или скажут, как мы выглядим со стороны, какой у нас имидж — в Финляндии этого нет: все более расслаблены – и преподаватели, и руководство, и, конечно, дети.

Очевидно, в целом манера воспитания детей другая?

Это правда, в финском детском садике витает дух свободы. Поощряется детское творчество, самостоятельность, выдвигается меньше правил и рамок, к детскому мнению прислушиваются, к ним относятся с уважением как к личностям. При этом дети не избалованные.

Нас особенно поразила ситуация в одной из школ (как я говорила, во время поездки мы посетили две школы): мы попросили остаться на «продленку», посмотреть, как проходит занятие. Преподаватель сказала: «Одну минуточку, я кое-что уточню», и она пошла спросить разрешения – у кого бы вы думали? У детей. Не против ли они будут, если мы, незнакомые люди, будем присутствовать во время занятия? Этот случай говорит сам за себя.

И да, здесь нельзя фотографировать детей без их разрешения.

Что касается отношения к детям, то родители не могут бить детей, кричать на них – это закреплено на законодательном уровне. Если кто-то (сосед, прохожий, воспитатель) увидел, что родители проявляют насилие, они просто обязаны обратиться в социальную службу.

Ещё нам рассказали, что если ребенок в конце дня не хочет уходить из садика, и например, лежит на полу, отдыхает и резвиться, то мама, которая пришла его забирать, будет с олимпийским спокойствием ждать момента, пока ребенок сам захочет уйти.

Примечательно, что с 16 лет молодые люди имеют право жить отдельно от родителей, и государство поддержит их материально. Вероятно, поэтому родители очень остро ощущают, что не являются «владельцами» своего ребёнка и делают всё возможное, чтобы ребёнку было хорошо в своей семье.

Было что-то такое, что вам не понравилось?

Нет, но были кое-какие спорные моменты. Как нам рассказали, в финских школах «правила джунглей» очень просты: если человек хочет учиться, перед ним открывается много возможностей, если нет – никто не будет его заставлять, ни родители, ни преподаватели. Говорят, что есть коррекционные педагоги, которые подтягивают слабых, работают как над усвоением отдельных предметов, так и над мотивацией ребёнка. Как на практике это работает? По опыту финских мам не очень хорошо.

К оценкам там отношение довольно равнодушное. Хорошо это? С одной стороны, это учит ориентироваться на внутреннюю мотивацию, а не на внешние стимулы, а с другой – возможно, кому-то «пинок под зад» и не помешал бы? Вопрос спорный.

Второе: в Финляндии значительное внимание уделяется практике и применению знаний, и гораздо меньше теории. Например, ученики могут не знать таблицу Менделеева, зато они посетят какой-то химический завод и будут знать, как он работает. При этом окончив школу, могут иметь очень посредственные теоретические знания.


Биорум или учебный класс-атриум посреди школы

Еще один момент, о котором нам рассказали мамы школьников, — школа не готовит к поступлению в университет. Для подготовки к экзаменам необходимо нанимать репетиторов. Справедливости ради, стоит отметить, что поступление в институт не является такой повальной тенденцией, как в Украине. Часть молодых людей довольствуются окончанием lukio (лицея).


В этом помещении находятся: финская школа, интернациональная школа, детский сад

Среди неоспоримых «плюсов»: и в школах, и в садиках много внимания уделяется ручному труду и финансовой грамотности. Шикарно оборудованные швейные, столярные, гончарные и творческие мастерские вдохновляют школьников творить. Подобные комнаты есть и в садиках. В них есть все материалы, подходящие малышам по возрасту (разные виды красок, фетр в рулонах, вторсырьё, бумага любых оттенков, нитки для ткачества, картон для крупных поделок, бусины, деревянные палочки, природный материал, пуговицы и колокольчики и много других нужных для юных художников штук).

Столы с пылесосами

Шкаф с ручными инструментами

Стеллаж с болтиками и другими мелочами

3d принтеры

Детские работы

Профессиональное столярное оборудование

Материал для работы

Кладовка художественного класса

Швейная мастерская

Нитки в свободном доступе

Оверлоки

Ткани

Молнии, лоскутки

Гончарная мастерская

Разные техники рукоделия

Ткачество в садике

Печь для обжига глины в садике

Разные материалы для творчества в саду

Фетр для детских поделок

Красивые мелочи

Краски разных видов

Мелки восковые

Вторсырьё и природные материалы

Бусины деревянные

В школе дети изучают финский, шведский, и с определённого класса английский языки (шведский очень распространен, на уровне второго государственного языка).

Также все школы и сады оборудованы библиотеками. У детей воспитывают любовь к чтению через увлекательные красивые и качественные книги. В библиотеках уютно и приятно находиться, можно завалиться на кресло-мешок и читать сколько душе угодно, также можно книги брать домой.


Что хотелось бы перенять относительно конкретно детских садиков?

Мне очень импонирует, что в финских детсадах детки гуляют на свежем воздухе два раза в день минимум по часу-полтора практически в любую погоду. Мы тоже практикуем долгие прогулки, но зимой наши воспитатели действительно гуляют мало. Однако в Финляндии намного холоднее, ведь это северная страна, здесь в конце марта лежит снег, утром землю покрывает изморозь, а на улице нередко минусовая температура. И дети гуляют! Много гуляют! И даже в школе они просто обязаны гулять на улице в течение каждой перемены аж до 9-го класса включительно. Если говорить про дошкольников, то для них прогулки это неотъемлемая часть жизни, это даже прописано в законодательстве. А закон финны не нарушают. На случай дождя в садике приготовлены дождевики и резиновые сапожки (которые отправляют в «сушилку» сразу после прогулки, чтобы они успели высохнуть до вечернего променада). Старшие группы могут не выходить на улицу, если за окном холоднее, чем -20, а младшие группы при -13 и ниже.

Детская площадка в саду

Дождевики и резиновые сапоги

Крутые лазалки в каждом саду

Качели часто выглядят так

Хранилище уличных игрушек

Лабиринт на асфальте

Лабиринт для игры с водой

Натуральные материалы

Транспорт для прогулок

Горки вписанные в ландшафт

Сапожки:)

Дождевые комбинезоны

Справа — сушильный шкаф

Лёгкая и удобная одежда

Лазалка

Во время прогулки воспитатели организовывают детям досуг: игры, развлечения, обучающие занятия. Кроме того, если кто-то из детей не усвоил материал на уроке (отвлекался, или вообще не участвовал), то воспитатель уделяет этому ребенку внимание во время прогулки, и в игровой форме пытается помочь ему усвоить материал.

Мы тоже хотим ввести такие развивающие прогулки (уже занялись написанием программ уличного досуга для детей разных возрастов), запастись дождевиками и сапожками. Собираемся больше внимания уделять проектной работе, групповым дискуссиям, экспериментам. В наших детских садиках мы уже собирали макет космоса, выращивали лук, красили салат пищевыми красителями, создавали групповые поделки-плакаты. Но после посещения финских садиков, мы поняли, что нужно больше «чудить» с детьми, не боятся экспериментов и экспромтов.

Еще в Финляндии воспитатели часто водят детей на экскурсии в музеи, кино, аэропорт, на заводы, начиная с 3-х летнего возраста. Детей постарше часто водят в бассейн и на каток. При этом разрешения у родителей не спрашивают и специальных автобусов не заказывают – пользуются общественным транспортом. Нередко даже бывает, что водитель городского автобуса немного съезжает с маршрута, чтобы подвезти воспитанников сада прямо к месту назначения. У нас с этим несколько сложнее. Например, на такие экскурсии детей может везти только водитель со специальным разрешением на перевозку группы детей. Но мы будем искать способы организовывать подобные экскурсии.

Мы привезли из Финляндии учебники для дошкольников и сейчас на основе них разрабатываем программы для нового сада, планируем зонирование, чтобы дать педагогам ещё больше свободы для творческого полёта, открыли вакансии в поисках педагогов с горящими глазами. Как в малом, так и в целом, есть много ценного в финском опыте.

Что нужно для того, чтобы осуществить задуманное?

Прежде всего, нужно раскрепоститься изнутри и немного поучиться. Мы планируем проводить психологические тренинги для педагогов, а также семинары по обмену опытом. Это вдохновляет, мотивирует, рождает новые идеи.

В финских детских садиках педагоги составляют индивидуальный план обучения каждого ребенка. Педагог общается с ребенком, узнаёт его интересы, ориентируется на них, когда пишет планы уроков. Если ребенок увлекается динозаврами, то он будет приносить ему книги про динозавров, обсуждать с ним эту тему, играть с динозаврами и т.д. У каждого ребёнка в шкафчике лежит такая вот книжечка индивидуального развития ребёнка, в которую педагог и ребёнок что-то пишут, клеят, вкладывают. При этом книга у каждого ребёнка выглядит совсем иначе, чем у другого. Нам понравилась эта идея, но как её воплотить, мы пока только обсуждаем. Вообще по приезде из Финляндии мы часто собираемся для обсуждения новых идей и стратегии развития.

Самое главное, чему нас научила Финляндия, на мой взгляд, — это простота, искренность, работа не на показ, а ради детского счастья (дети в Финляндии действительно выглядят абсолютно счастливыми!), предоставление детям большей свободы самовыражения. Теперь у нас есть вполне осязаемая цель и мы к ней будем стремиться. Уверенна, что у нас всё получиться!