Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » План занятия с детьми тнр. Проведение интегрированных занятий в группах детей с тнр. Направления коррекционных занятий при тяжелых нарушениях речи

План занятия с детьми тнр. Проведение интегрированных занятий в группах детей с тнр. Направления коррекционных занятий при тяжелых нарушениях речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по развитию связной речи с детьми с ТНР

(системное недоразвитее речи 1-2 уровня),

а так же имеющих диагноз F-83.

Тема: Домик для зайца.

(закрепление тем «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»).

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Составил: учитель-логопед Шамина Л.Н.

09.04.14.г.

Мышкин

Цель : Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).

Задачи:

1. Коррекционные: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса (на выдохе пропевать гласные звуки), чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: слушать образец текста; коррекция кратковременной и долговременной памяти: закрепления знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Весна»; уточнение и пополнение активного словаря по этим темам, развитие коммуникативной функции речи.

2. Воспитательные : воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.

Оборудование: компьютер, запись песенки-потешки «Заинька, попляши»; конструктор Лего (крупный); Су-Джок; «Пальчиковый бассейн»; прищепки; жёлтый круг (солнышко), иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); шапочка Зайца; разрезная картинка Белка; «Чудесный мешочек», муляжи овощей; тетрадь Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (альбом №1), цветные карандаши.

Здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, самомассаж пальцев рук в «пальчиковом бассейне», самомассаж ладоней с помощью Су-Джока,

На протяжении всего игрового занятия поощряются любые речевые высказывания ребёнка, попытки повтора звуков, слогов, слов.

В случае отказа в выполнении движений, повтора слов ребёнком используются приёмы пассивной гимнастики, сопряжённого повтора, договаривания за ребёнком самим логопедом.

В исключительном случае занятие может быть сокращено (в интересах ребёнка); разбито на несколько частей/занятий.

По ходу занятия ребёнку даётся право выбора (какой, какого цвета Су-Джок, карандаш ты выберешь?), всегда даётся положительная оценка выполненного задания.

Ход занятия

    Оргмомент. Настрой на занятие. Повторение.

    Сядь поудобнее, закрой глаза. Слушай внимательно.

Говорим всегда красиво:

Смело и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Громко, чётко говорим.

Никуда мы не спешим.

1,2,3,4,5 – глаза можно открывать.

Проснулся? Потянулся. И улыбнулся.

Чтобы красиво говорить - надо с язычком, голосом и пальчиками дружить. Давай вспомним песенки гласных звуков, которые мы голосом поём и пальчики нам в этом помогают.

Пропеть гласные звуки+ жестовые модели звуков.

3. Артикуляционная гимнастика. Давай и язычок разбудим. («Балаболка», «лошадка», «часики», «качели»).

4.Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.

А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.

Жили-были… (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступила весна. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка? (у Лисы)

А почему растаяла ледяная избушка? (Пришла весна. Стало тепло, солнышко стало припекать, греть).

Давай вспомним игру с пальчиками про Весну и Солнышко.

5.Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

Весна

Весна, весна, приходи!

Весна, весна – погляди!

(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и по столу)

Солнце землю греет, греет (Тереть ладони друг о друге)

Ветер дует всё теплее. (Погладить ладошками щёки)

Светит солнышко в окно, (Ладони вверх-вниз, руки перед собой.)

Скоро будет нам тепло! (Хлопки на каждый слог-потереть ладони.)

6.Элементы театрализации-драматизации. ( далее на протяжении всего занятия ребёнок в образе Зайца )

А теперь давай поиграем: ты будешь зайчиком, а я лисой (одеть шапочки)

Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.

Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.

7.Развитие мимики и эмоций.

Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно.

Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится.

Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом.

Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.

    Объявление темы занятия.

Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова и строить предложения.

Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.

1. Активизация коммуникативной функции речи .

Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел? Отгадай загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

а когда придёт весна,

просыпается от сна.

Кто это? (медведь) Давай походим, как мишка косолапый.

МЕДВЕДЬ:

«Здравствуй, зайка! Я принес тебе детали от домика, но за это прошу тебя меня погреть. У меня было солнышко волшебное, оно меня согревало. Но за зиму все лучики куда-то подевались. Помоги мне их найти и починить Солнышко.

2.Самомассаж пальцев в «пальчиковом бассейне», достать прищепки и «починить» Солнышко.

Молодец! Спасибо. Я теперь согреюсь.

Получи детали от домика. (лего)

На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь.

3.Разрезная картинка Белка.

БЕЛКА:

«Здравствуй, зайка! Я принесла тебе мешочек с овощами. Угадаешь какие – тогда дам детальки для домика.

4.Развитие тактильных ощущений. «Чудесный мешочек» - овощи.

5. Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.

Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.

Русская народная потешка «Заинька попляши».(запись)

Ой, кто-то ещё к нам в гости идёт.

Угадай: Кто из животных колючий? – ежик колючий.

ЁЖИК

«Здравствуй, зайка. Я колючий серый ёж, поиграй со мной!»

6. Игровой самомассаж ладоней с помощью Су-джока (ёжиком) для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

Слова

Действия

Наш волшебный мудрый ёжик

Не нашёл в лесу дорожек.

Прокатываем по левой руке.

Вертикально.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

По ладошке.

Вертикально.

Только, ёжик, не шали!

Сильно ручки не коли!

Катаем между ладоней.

Вертикально.

Спасибо, поиграли вы со мной. Но у меня есть ещё загадка в тетрадке. Угадаете - отдам все детальки для домика.

7. Работа в тетради Н. Е. Арбековой (альбом № 1) –стр.5.

По символам угадать и рассказать про фрукты.

Молодец! Получи детали от домика.

Ребёнок достраивает домик.

8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Вот построен новый дом,

Поселился зайка в нем.

Очень зайкин дом большой,

Он и с печкой, и с трубой.

Что мы построили? (Дом).

Кто поселился в доме? (Зайка).

Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).

    Итог.

Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты сегодня молодец! Старался правильно и четко произносить слова и составлять предложения.

Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. МЕДВЕДЬ. БЕЛКА. ЁЖИК.

Давай скажем им СПАСИБО и ещё раз станцуем под песенку-потешку «Заинька попляши».

До свидания, друзья, надо в группу идти.

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области.
Хочу предложить консультацию для учителей – логопедов.

Проведение интегрированных занятий в группах детей с ТНР

В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в логопедической группе приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые отвечают основным принципам дошкольного образования, утвержденных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) сотрудничество Организации с семьей;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.
Преимущества интегрированных занятий в том, что они способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательных интересов.
В большей степени, чем обычные занятия способствуют развитию речи и формированию умения сравнивать, обобщать.
Интегрированные занятия углубляют представления о понятиях и закономерностях, расширяют кругозор детей.
Основываясь на нахождении новых связей между фактами, позволяют подтвердить или углубить определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах.
Комбинируя различные области, такие занятия эмоционально развивают детей.
Примерная структура занятия
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:
-содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
- предметов образовательного цикла между собой;
- деятельности двух или более педагогов и др.
Педагогические возможности интегрированного занятия:
- формирование в единстве знаний и умений;
- коммуникативность умений;
- повышение интереса к учению;
- снятие напряженности, страха, неуверенности.
- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Закономерности интегрированного занятия (О.С. Бадовская):
- все занятие подчинено авторскому замыслу;
- занятие составляет единое целое, этапы занятия - фрагменты целого;
-этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
- отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
- цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести:
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование занятия;
- проблема личной совместимости педагогов;
- общий подход к оценке знаний и умений детей;
- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом. Занятия с участием разных специалистов и родителей дошкольников могут проводиться как еженедельно, так и раз в две недели или раз в месяц. Вопрос частоты проведения таких занятий решается всеми специалистами, участвующими в них: учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором по лечебной физкультуре, массажистом и т.п.
Продолжительность интегрированного занятия в разных возрастных группах может варьироваться от 20 до 35 минут. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, в частности, логоритмических приемов, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы, обязательная релаксационная пауза в середине занятия и обязательная физкультурная пауза позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени.
После интегрированного занятия организуется свободная деятельность детей в игровом пространстве группового помещения на 25-30 минут, затем дети отправляются на прогулку, во время которой логопед осуществляет индивидуальную работу с детьми. Можно поменять порядок этих режимных моментов и сначала отправить детей на прогулку, а затем предоставить детям время для самостоятельной деятельности.
Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов.
При подготовке интегрированного занятия логопеду следует четко выполнять следующие действия:
- определить тему и цель занятия.
- обозначить основные этапы занятия и определить специалистов, которые будут проводить работу на этих этапах, сформулировать задачи каждого этапа совместно с этими специалистами, обеспечив взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия, а также интеграцию образовательных областей.
- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения;
- предусмотреть на всех этапах занятия использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям;
- при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности;
- определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать на занятии, и распечатать его для всех участвующих в занятии специалистов, обеспечив тем самым переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
- отобрать уже отработанные с детьми грамматические конструкции с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей и предоставить возможность всем специалистам использовать этот материал на разных этапах занятия, организовав таким образом речевую практику, в которой закрепляются лексические и грамматические значения;
- обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключить к этому всех участвующих в занятии специалистов;
- привлечь каждого ребенка к участию в диалогах.
Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Предполагается свободное размещение детей во время занятия: сидя или лежа на ковре, сидя или стоя полукругом возле мольберта, наборного полотна и т.п. с тем, чтобы детям было удобно рассматривать предметы и пособия, предъявляемые им во время занятия, смотреть друг на друга или педагога, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи. На каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется. Если, занимаясь с логопедом, дети сидели на стульчиках возле мольберта, то, переходя к музыкальному руководителю, они выполняют движения под музыку на ковре в центре группового помещения, а затем выполняют задания воспитателя по развитию математических представлений, сидя за столиками или стоя у магнитной доски.
Занятие строится таким образом, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости.
Пособия для занятия отбираются и готовятся заранее; педагоги, не участвующие в занятии на данном этапе, могут оказывать помощь в размещении или уборке пособий с тем, чтобы темп работы на занятии не снижался и внимание детей не рассеивалось.
Если говорить о коррекционной работе логопеда на интегрированных занятиях, то она разнообразна и может охватывать все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая, естественно, осуществляется на индивидуальных занятиях с детьми.
Логопед может включать в свои этапы занятия элементы артикуляционной гимнастики, работу над просодической стороной речи, дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. В занятия могут включаться упражнения по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываться пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, в играх и игровых упражнениях может проводиться работа по закреплению уже сформированных навыков словообразования.
В подготовительной группе, в ходе интегрированных занятий, дети учатся связно рассказывать об увиденном, высказывать свои впечатления об играх, в которые они играли, об упражнениях, которые они делали. На таких занятиях дети учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи, у них формируется языковое чутье, чувство языка.
На интегрированных занятиях с успехом может решаться задача включения в работу всех анализаторов дошкольника для развития его эмоционального мира, мира его чувств. Ведь именно эмоции и чувства участвуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого приходится на дошкольный возраст, характеризующийся значительными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятии информации через все органы чувств. На интегрированных занятиях у ребенка совершенствуются механизмы восприятия, развиваются сенсомоторные и эмоциональные реакции, и на этой основе осуществляется становление мотивационно-потребностной сферы и высших психических функций - внимания, памяти, мышления, речи.
Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность. Использование самых разных видов деятельности на одном занятии обеспечивает постепенную и плавную подготовку ребенка к переходу от игровой к учебной деятельности.
Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий, принимая участие в их художественном оформлении, подключаясь к работе на различных этапах его проведения.

Номинация: Логоритмические занятия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с 4 до 7 лет.

Использование коллекции «Круглое чудо» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

В 2016 – 2017 учебном году в рамках конкурса познавательных коллекций, проходившего в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» мной была создана коллекция мячей «Круглое чудо».

Материал данной коллекции предназначен для работы с детьми с 4 до 7 лет. Коллекция состоит из 29 мячей, 23 шаров,6 кругов, разных по величине, форме, весу, материалу, фактуре. К ней прилагаются методические рекомендации по использованию, материалы по истории возникновения мяча, подборка поэтических произведений.

Данную коллекцию можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-7 с ТНР по реализации содержания Рабочей программы учителя-логопеда.

Задачи

Образовательные:

  • расширение представлений об окружающем мире, о деятельности человека по созданию предметов и материалов, его окружающих;
  • уточнение и расширение представлений о качественных свойствах материалов и предметов, окружающих человека в быту;
  • расширение представлений о сравнении и классификации предметов по различным признакам через наблюдение и осязание;
  • уточнение представления детей о понятиях «колючий – гладкий – шипастый – пупырышчатый – пористый – шершавый – ребристый, твёрдый – мягкий – упругий, пластмассовый, резиновый, тряпичный, дерматиновый, воздушный, спортивный, теннисный, деревянный, бумажный, стеклянный, прозрачный, ёлочный, новогодний, тёплый, холодный, круглый, плоский, гигантский – огромный – очень большой – большой – маленький – очень маленький – малюсенький».

Коррекционно-развивающие:

  • уточнение и обогащение пассивного и активного словаря детей с ТНР качественными прилагательными и прилагательными в сравнительной степени;
  • формирование представлений об антонимах и синонимах на примере описания предметов через использование качественных и относительных прилагательных;
  • развитие практических умений и навыков в употреблении простых распространённых предложений с однородными определениями при описании предметов (мячей, шаров, кругов);
  • коррекция сукцессивных функций через запоминание последовательности изложения при описании предметов коллекции по схеме Воробьёвой В.К. (Что вижу? Что ощущаю?)
  • формирование связной речи через составление парных описательных рассказов, сравнительно-описательных рассказов мячей, шаров, кругов;
  • стимулирование и развитие речевой активности детей с ТНР через использование предметов познавательной коллекции;
  • развитие выразительности речи через грамотное и точное использование прилагательных при описании экспонатов коллекции;
  • развитие сенсорных ощущений через взаимодействие с предметами коллекции;
  • развитие элементарных навыков анализа и синтеза через классификацию мячей, шаров, кругов по различным признакам;
  • развитие интереса к коллекционированию.

Воспитательные:

  • воспитание у детей с ТНР эмоциональной отзывчивости, сопереживания через взаимодействие с предметами коллекции;
  • воспитание внимания и интереса к слову, к точному и правильному его использованию (в данном случае — качественных прилагательных), помогать почувствовать красоту и выразительность родного языка;
  • воспитание и развитие эстетических чувств;
  • воспитание терпения, внимания, дисциплинированности (ждать терпеливо своей очереди, выслушивать товарища, соблюдать оговорённые правила);

Материалы коллекции можно использовать как:

демонстрационный материал в ходе НОД по развитию речи

  • при работе над предложениями различной конструкции, при составлении описаний, рассказов, творческих пересказов;
  • при создании активной игровой мотивации на индивидуальных коррекционных занятиях по коррекции звукопроизношения;
  • литературный материал — для автоматизации поставленных звуков.

практический материал для развития процессов

  • осязания,
  • мелкой моторики рук (поглаживание, ощупывание, сдавливание, массаж кистей рук);

Материалы коллекции можно использовать в дидактических играх:

Любую игру начинает Весёлый мячик : он приходит в гости к детям и приводит своих друзей, предлагая детям с ними познакомиться.

« Узнай на ощупь», « Чудесный мешочек», « Четвёртый лишний», «Расскажи, какие», «Узнай по описанию», «Что не так?» или «Что изменилось?»; «Весёлый счёт», «Назови, который по счёту», «Магазин игрушек»

«Вот так мастера » игра проводится с группой детей. С помощью считалки выбирается водящий (на первом этапе – педагог), он достаёт предметы коллекции по очереди и составляет предложение: — У этого мяча есть шипы (колючки, пятнышки, полоски, присоски, шершавинки, поры) – Этот мяч, шар из стекла (пластмассы, дерева, парафина, резины…). Следующий по часовой стрелке ребёнок делает вывод: — Это шипастый (колючий, пятнистый, полосатый, шершавый, пористый) мяч. – Это стеклянный (деревянный, резиновый…шар) Предмет откладывается в контейнер. Игру продолжает ребёнок, назвавший качественное или относительное прилагательное. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Если не знает ответа – пропускает ход. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Д/У «Я задумала мяч»

Упражнение проводится с целью закрепления навыка уточнения значения и правильного употребления в речи качественных прилагательных, навыков использования их при составлении простых распространённых предложений с однородными определениями.

Предварительная работа: дети знакомятся со схемой Воробьёвой В.К., учатся подбирать признаки к предмету с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Ход упражнения:

Логопед демонстрирует детям мячи (шары) из коллекции (4 – 8 штук) и предлагает определить, прослушав описание этого мяча (шара), какой мяч (шар) она загадала. Дети угадывают, показывают мяч. Упражнение повторяется 2-3 раза. Затем логопед предлагает кому-то из детей «загадать\задумать мяч», а остальным – разгадать, что из коллекции выбрал их товарищ. Упражнение выполняется до тех пор, пока сохраняется интерес у детей к его выполнению.

Можно использовать литературный материал коллекции как чистоговорки во время игровой автоматизации поставленных звуков на индивидуально-подгрупповых занятиях.

Использование познавательной коллекции «Круглое чудо» позволяет:

  • Повысить интерес воспитанников с ТНР к коррекционно – логопедическим занятиям;
  • Сделать коррекционные занятия по автоматизации поставленных звуков более занимательными (мяч – активный участник занятия, дети рассказывают ему чистоговорки, скороговорки, стихи);
  • Разнообразить элементы сюрпризности на фронтальных и индивидуальных занятиях (появление нового необычного экспоната – мяча, шара, круга – ,который сотрудничает с детьми, помогая им выполнять задания логопеда);
  • Количество экспонатов коллекции позволяет разнообразить дидактические игры и упражнения, сохраняя к ним долговременный интерес воспитанников.
  • Повысить позитивный эмоциональный настрой воспитанников на коррекционных занятиях у логопеда (детям очень нравится, что мячи разные, необычные, что их можно трогать, гладить, ощупывать, подбрасывать, ими можно играть, о них можно рассказывать).

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Татьяна Германовна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»

Номинация: Программа коррекционной работы с детьми с ОНР.

Должность: учитель-логопед высшей категории
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск

Индивидуальное занятие для детей с тяжёлыми нарушениями речи

старшая группа

Тема: Автоматизация звука[р] в словах и предложениях.

Задачи:

  • упражнять в правильном произнесении звука[р]в словах и предложениях;
  • закреплять умение выделять звук[р] из ряда звуков;
  • упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • закреплять умение классифицировать предметы;
  • развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятия, конструктивные навыки;
  • совершенствовать кинестетическую основу движений пальцев рук по словесной инструкции, мимическую и артикуляционную моторику, физиологическое дыхание;
  • совершенствовать способность к сосредоточению;
  • развивать саморегуляцию.

Оборудование: разрезные предметные картинки, муляжи фруктов, тарелочки, сюжетные картинки, мячик, мягкая игрушка «мишка», сигнальные карточки, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

К нам в гости пришёл Мишка. Он хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звук [р] в словах и предложениях.

2. Мимическая, дыхательная и артикуляционная гимнастика

Угостим Мишку. Мишка никогда не пробовал лимон и банан. Давай мы ему покажем какие они на вкус.

Упр. ”Кислый лимон” [сморщиться],

Упр. ”Защипало язычок” [дуть на высунутый язык со звуком ф-ф-ф…],

“Вкусный банан” [имитация жевательных движений],

“Оближем губы” [облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт];

Наведём порядок в доме и на рабочем месте, прежде, чем заниматься.

Вычистим коврик [упр. ‘’Качельки’’]

Постираем и прополоскаем платочки [упр. ‘‘Индюк”]

Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит [упр.’’Парус’’]

А теперь можно заниматься.

3. Звуковая разминка

Вспомним как вертолёт гудит -Др…

Трактор заводится-Тр…

Мышка дрожит от холода-Бр…

Дедушка храпит-Хр…

Плавец плывёт-Фр…

Собака рычит-Р…

4. Дид. и гра. "Разрезные картинки’’

А что тут у Мишки? [Письмо.]

Давай посмотрим, что в нём?

Надо сложить разрезанные картинки и назвать все слова правильно:

рак, ромашка, арбуз, верблюд, огурец, виноград, дрова.

Где находится язычок, когда произносим звук [р]? [вверху, упирается в верхние зубки и дрожит]

5. Дид. игра “Светофор”

Я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] в слове - поднимешь зелёную карточку,а если нет- красную.

[Топор, сова, сахар, рак, молоко, забор, корабль лодка, дорога, кирпич, двор]

6.Игра “Закончи слово”

топо… тракто…

помидо… шофё…

зобо… мото…

костё… боксё…

ковё… кефи…

разгово… мухомо…

7. Игра”Договаривание предложений”

Рыбак ловит…[рыбу]

Барабанщик громко барабанит в…[барабан]

На небе разноцветная…[радуга]

У барана крупные…[рога]

Топором рубят…[дрова]

Волосы расчёсывают…[расчёской]

8. Дид. игра “Раскрась картинки”

Злой волшебник заколдовал картинки и смыл с них краски. Рома и Рая решили раскрасить картинки снова. Помоги им пожалуйста! Рома будет раскрашивать чёрным карандашом то, что бывает чёрным, а Рая раскрашивать предметы, которые бывают красными.

9. Дид. игра “Помоги Ире сделать уборку”

Сложить в шкаф предметы, в названиях которых есть звук [р], а в стиральную машину - в названиях которых нет звука [р]

10. Игра с мячом ”Большой, маленький”.

Большое ведро - маленькое ведёрко.

Большой забор-маленький заборчик.

Большой помидор-маленький помидорчик.

Большой карандаш-маленький карандашик.

Большая рубашка-маленькая рубашечка.

11. Итог занятия.

Мишке очень понравилось как ты занимался и он многому у тебя научился. А в какие игры мы с тобой играли? У Мишки есть для тебя подарок. Можешь с Мишкой пойти в группу и поиграть с ним.

У детей с тяжелыми нарушениями речи присутствует полностью сохраненный слух и изначально нормальное состояние интеллекта. Однако задержка речевого развития постепенно начинает сказываться на формировании высшей психической деятельности. Поэтому часто детей с ТНР незаслуженно принимают за интеллектуально неполноценных.

Такое впечатление производится в связи с тем, что у ребенка страдают все стороны речи:

  • произносительная;
  • лексическая;
  • грамматическая.

Помимо данных проявлений дети с ТНР страдают ограниченностью мышления, недостаточностью памяти и произвольного внимания, способности к обобщениям и анализу. В более старшем возрасте отмечается неспособность к овладению навыками чтения, письма, восприятию математических представлений.

По этой причине очень важно как можно раньше начать корректирующие занятия с такими детьми. Ведь чем меньше ребенок «упустил» в развитии, тем проще будет восстановить необходимые темпы формирования речи и, следовательно, высших психических функций.

Симптомы тяжелого нарушения речи у детей

В зависимости от тяжести состояния дети либо совсем не говорят, используя лепетный и жестовый способ общения, либо имеют очень скудный словарный запас. Их высказывания строятся в отсутствии грамматических норм и далеко не всегда понятны окружающим из-за недостатков произношения.
При этом характерными являются также нарушения и в других областях:

  • снижена вербальная память;
  • отстает логическое мышление, способность к анализу и синтезу;
  • недостаточно развита моторика - как мелкая, так и крупная;
  • трудно дается выполнение действий по устным инструкциям;
  • слабо развита эмоционально-волевая сфера, снижена мотивация, выражены неуверенность в себе, негативизм и раздражительность.

Отсутствие возможности налаживать социальные контакты и полноценно обучаться значительно снижают качество жизни детей с ТНР, поэтому с ними обязательно проводят коррекционные занятия. Исходя из тяжести нарушения и конкретного состояния назначается «расписание уроков».

Занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В связи с особенностями состояния высших психических функций и возраста занятия с детьми проводятся в игровой форме с частой сменой видов деятельности для того, чтобы избежать утомляемости и сохранить интерес и внимание. Длительность занятия также не может быть долгой. Поэтому крайне важна заинтересованность и поддержка членов семьи. Выполнение «домашних заданий», создание развивающей и речевой среды в окружении ребенка значительно способствуют достижению успеха.

По логопедической классификации к тяжелым нарушениям речи относят следующие состояния:

  • общее недоразвитие речи;
  • алалия;
  • афазия;
  • брадилалия;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание.

Отталкиваясь от конкретного состояния ребенка, логопед-дефектолог строит план занятий. Однако, учитывая наличие вторичного отставания развития высшей психической деятельности, необходимо использовать не только упражнения на преодоление основного нарушения, но и подключать задания, необходимые для коррекции общего состояния.

Направления коррекционных занятий при тяжелых нарушениях речи:

  • Дыхательная гимнастика. Необходима для формирования правильного речевого дыхания. Многие педагоги используют упражнения Стрельниковой.
  • Развитие мелкой моторики - пальчиковые игры, различная деятельность, связанная с работой рук и пальцев (рисование, лепка, аппликация, выкладывание мозаики, перебирание круп и т. д.). Помимо основной своей цели такие игры развивают также внимательность, усидчивость, стремление к достижению результата.
  • Стимуляция координации движений и ориентирования. Хорошие результаты дает использование логоритмики - выполнение определенных движений под музыку и в сопровождении текста вызывает положительные эмоции у детей, при этом развивая также навык восприятия словесной информации.
  • Упражнения на развитие артикуляционного аппарата - обязательны в данном случае. Мимическая гимнастика, «зарядка для языка» должны присутствовать на каждом занятии.
  • Расширение лексического словаря детей происходит в рамках дидактических игр. Такие игры не только обогащают словарный запас, но и стимулируют ребенка к общению.
  • Задания на развитие фонематического слуха, речевого анализа и синтеза необходимы для того, чтобы ребенок смог правильно распознавать звуки, а впоследствии осваивать чтение и письмо.
  • Развитие связной речи происходит постепенно в рамках дидактических игр и упражнений. Стимулирование речи происходит с помощью наводящих вопросов педагога, игр на подбор слов с противоположным или похожим значением, описаний предметов и т. д.
  • Для развития наблюдательности, внимания и памяти также проводятся игры и упражнения.

Для детей с ТНР важно соблюдение режима дня и отдыха, сохранение спокойного психического состояния и положительного настроя. В силу слабой способности у ребенка к восприятию устной информации необходимо поддерживать ее наглядными способами. Для это служит различный дидактический материал, карточки и, конечно, игрушки.
Родителям детей с нарушениями речи необходимо знать, что при своевременной и правильно проведенной коррекции многие проблемы можно исправить. Наиболее оптимальный возраст для начала занятий 3-4 года. Но даже в более раннем возрасте опытный логопед сможет провести диагностику речевого развития ребенка и установить наличие нарушений. Следует помнить, что впоследствии проблемы речи приводят к отставанию формирования высших психических функций.