Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Семьи в разных культурах. Понятие семьи в разных религиозных традициях. Семья и дети

Семьи в разных культурах. Понятие семьи в разных религиозных традициях. Семья и дети

Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности (Евр. 13:4), помощи (Быт. 2:18) и взаимной привязанности (Мф. 19:6).

В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную».

Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец); Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка.

Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец - Бог.

В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина - источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) - положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача - воспитание сына, призванного свершить великую миссию, Ее роль в «идеальной» семье - посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости.

Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. Вмусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования-подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «болыиуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» - написано в «Домострое». Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница - старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным - они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

Выход в свет франко-американского бестселлера «Французские дети не плюются едой» открыл всему миру «секретные» принципы национального воспитания и взаимодействия родителей и детей. Главное отличие французских семей — рождение ребенка не делает малыша центром вселенной. Отныне не столько родители, сколько сам малыш должен привыкнуть и подстроиться под существующие в семье нормы. Например, в числе главных заповедей, которой детей учат еще с пеленок (и это не метафора) — умение воспринимать отказ. Это такой же важный шаг в развитии, как обучение сну или регулярное медицинское обследование. Французские дети рано осознают: в мире есть другие люди и у этих людей есть потребности, которые не менее важны, чем их собственные. В возрасте от двух до четырех лет, все мамы учат ребенка главному — ждать. Таким образом родители закладывают в него представления о времени. Такой принцип, по мнению французских мам, быстрее сделает из ребенка личность, а не капризного полу-бога, которому все позволено. Слово «подожди», а не угрозы или раздражение, — часть привычного родительского лексикона. Проверку на прочность французские дети проходят с помощью «зефирного теста». Детям не разрешают съесть любимое лакомство до «отмашки» родителей. С помощью теста дети учатся абстрагироваться от желаемого. Сила воли — это не стойкость характера ребенка, а работа его воображения или умение придумать креативный способ отвлечься.

Другая важная особенность: французские семьи обязательно соблюдают определенные ритуал приема пищи. Детей учат есть неторопливо, аккуратно, соблюдая все нормы этикета. Наказывать детей за столом (оставлять без сладкого или прерывать обед) никто не станет — будут терпеливо поправлять и напоминать, как нужно делать правильно. С четырех месяцев и до старости все едят в одно и то же время. Распорядок в семьях такой: восемь утра, затем 12.00, 16.00 и, наконец, 20.00. Так же с раннего возраста детей приучают есть блюда в определенной последовательности: закуска, основное и десерт. По данным ЮНИСЕФ, 90 % взрослых французов обедают или ужинают с родителями несколько раз в неделю.

Француженки выходят на работу как правило через три месяца после рождения ребенка, абсолютно по собственному желанию, а не из-за финансовой нужды. Цифры неумолимы: 91 % местных супругов считают, что самый гармоничный брак — тот, в котором оба работают. Отношения мужа и жены — это самая важная тема. Ведь когда дети, в конце концов, покинут родной дом, нельзя допустить, чтобы семья распалась. Другой секрет семейного благополучия по-французски — четкое распределение обязанностей. Например, каждую субботу папа гуляет в парке с детьми; ежедневно проверяет уроки и выполняет конкретную обязанность в доме, скажем, готовит завтрак или моет посуду сразу после еды.

ИЗРАИЛЬ

Самые спокойные и уравновешенные семьи живут в Израиле. По здешним канонам в доме нет места грубости и жестокости, никто не имеет право повышать на домочадцев голос или отчитывать. Принято считать, что в израильских семьях любые вопросы можно решить, пусть и в продолжительных, но переговорах. А главный принцип взаимодействия — взаимное уважение и равноправие. Если израильтянка и передает «бразды правления» в семье своему мужу, то делает это всего лишь от скромности.

Особое отношение в израильской семье к воспитанию детей. Родители воспитывают дочерей и сыновей в любви к своей религии, с уважением ко всем заложенным с давних времен национальным и духовным традициям. Дети должны быть искренними и с нежностью относиться не только к своим родителям и родным, но и религиозным обычаям.

В тоже время дети в Израиле уже сами стали, отчасти, предметом культа. Недостатка любви или внимания они не испытывают. Взять к примеру форму порицания. Родители стараются никогда не употреблять таких слов, как "плохой", "глупый", "непослушный". Вместо этого, они скорее скажут: "Как мог такой хороший/красивый/умный ребенок как ты, совершить такую глупость/оплошность?" принято считать, что таким образом они избавляют детей от будущих комплексов. Также в стране принято хвалить детей по любому поводу, причем с самого рождения. Восторгаются даже самыми незначительными успехами. Причем делают это всегда широко и публично. О «симпатичной каля-маля в тетрадке» обязательно узнают все друзья, родственники и знакомые.

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. В этом случае и сам ребенок будет чувствовать себя более защищенным, а в будущем — захочет создать такую же счастливую семью, как была у него. Стремясь воспитать успешных и самостоятельных детей, здесь разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах, которые как правило проводят в синагогах.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Современные британцы заводят семью достаточно поздно. Средний возраст — это то время, когда интересы и предпочтения полностью сформированы, и каждый человек подбирает себе пару более осознанно, в соответствии со всеми своими требованиями и желаниями. Первенцы, по статистике, рождаются здесь не раньше 32-35 лет, а то и после 40. Как полагают англичане, семья сначала должна встать на ноги, окрепнуть, обзавестись домом, а уже потом думать о продолжении рода.

При нынешнем динамичном ритме жизни местные семьи все же не чужды древним традициям. Например, в Шотландии есть небольшой «тест» на финансовую состоятельность малыша. Для этого новорожденному кладут в руку монету. Если он ее бросит — станет транжирой, а если сожмет в ручке — скрягой. Другой обычай, сохранившийся до сих пор — давать новорожденному несколько личных или «средних» имен, причем их может быть сколько угодно. Бывает, что в этом качестве выступает название местности или любое нарицательное имя. Раньше эта традиция имела сугубо практичный характер — в Королевстве было слишком много людей с похожими именами и фамилиями, а с помощью «среднего» имени было проще отличить одного «Джона Смита» от другого. Хороший тон — дать ребенку имя монаршей особы.

Дети Шотландии, Уэльса и Ирландии воспитываются в глубоком уважении к собственной культуре, истории и языку, на котором частично ведется преподавание в школах, традициям и героям (от древних полководцев до современных спортсменов). Такое проявление патриотизма, как «Гордость за своих» воспитывают с малолетства. Спортенов мы упомянули не случайно. Это любимый семейный досуг всех британцев, к которому детей так же приобщают с самого раннего возраста.

Главная ценность английской системы воспитания — демократичность. В семье стараются во всем учитывать мнение ребенка, так же поступают и в школах. В законодательстве Великобритании предписаны все тонкости, связанные с наказаниями детей за проступки и капризы. Например, официально разрешено слегка шлепнуть непослушного ребенка, но наказания ремнем строго запрещены.

А вот британские бабушки и дедушки — одни из самых свободолюбивых в мире и, как правило, примеряют свою роль исключительно в выходные. Постоянно брать к себе маленьких внуков или заниматься их воспитанием здесь не принято.

ГЕРМАНИЯ

В Германии с особым трепетом относятся ко всем членам своей семьи — постоянно поддерживают даже самые дальние родственные связи и отмечают несколько праздников вместе, собираясь в одном доме. Тем не менее молодожены практически никогда не остаются жить вместе с родителями под одной крышей и рано обзаводятся собственным жильем. Среди всех европейских жительниц именно немки дольше всех думают, прежде чем завести ребенка. В этот момент принято менять жилплощадь на более просторную и комфортную для будущего пополнения. В каждой немецкой квартире обязательно есть детская комната, которую ребенок, немного повзрослев, украшает вместе с мамой и папой. Делай здесь что хочу! А вот что касается остальной квартиры — строгость и порядок. Детям не разрешают трогать практически никакие вещи взрослых.

Также как и в Великобритании, в Германии не практикуют присмотр за детьми бабушкой или дедушкой. Если родители работают, то за детьми ухаживает няня. Другая причина повсеместной «наемной формы помощи» — местное законодательство. Детям с рождения объясняют их юридические права, приучают, к тому, что никто не имеет право их обижать. Иногда это приводит к излишней самоуверенности и избалованности детей. В ответ на это, родители зачастую перекладывая трудности воспитания на плечи наемных профессионалов.

Немецких ребят с младенчества учат быть «взрослыми» — самостоятельными, пунктуальными и обязательными. Местный стиль воспитания — четкая организация и последовательность. День в Германии начинается очень рано. Многие взрослые спешат на работу в 5-6 утра, приучая к этому и своих чад. Отбой в кровать — 19.30-20.00. Телевизор — строго по расписанию.

У каждого ребенка с младенчества есть копилка, в которую они послужной складывает карманные деньги, копит, учится экономить и планировать маленькие расходы. Интересно, что и на главный праздник всех детей — Рождество каждый «маленький финансист» получает не только подарок, но и незначительную денежную суммы.

Немцы уверены: послушание для ребенка — необходимая защита. Послушные дети поступают в соответствии с договоренностями и без родительского присмотра. Скучно? Определенно. Но, как мы все знаем из детства, порядок — самая невеселая штука на свете. Что не отменяет ее эффективности в будущем. Возможно, прямо сейчас нам всем стоит задуматься и оценить те «порядки», которые заведены в нашей семье?

Каждая часть света имеет свои неповторимые особенности, традиции и обычаи которые мы должны хранить и оберегать, с особой тщательностью, так как эти многочисленные нравы были оставлены нынешнему поколению нашими предками. Конечно, невозможно не подчиниться влиянию современного мира, брать все блага цивилизации, которые значительно облегчают нашу жизнь в настоящее время.

Однако мы в любом случае должны, каким то образом оберегать и охранять то наследие, которое передавалось нам из поколения в поколение, то самое наследие, которое много лет ценили и уважали наши предки, как бережно они относились к тому, что им передали с раннего детства их родители. Ведь не можем мы себе позволить потерять все это драгоценное наследие наших предков в одну минуту, тогда у нас просто не останется ни единой частички истории.

Именно история оставленная нашими предками, является хранилищем драгоценных сведений, из которой мы могли бы познать огромное количество интереснейшей информации о нашем совместном прошлом и возможно исправить огромное число ошибок, которые созданы многими людьми в настоящее время. Все континенты абсолютно разные, но все же они имеют схожие черты.

Семьи Австралии

Австралия сравнительно молодой континент, в котором совсем недавно зародились традиции и обычаи. Люди, проживающие в этом континенте, спокойно могут переехать с одного места на другое. Австралийцы гордятся тем, что они сами создали для себя такие превосходные условия для жизни. В результате того, что семейные традиции здесь формировались не веками, обычаи довольно новые и современные. Однако в каждой семье все-таки существуют свои нормы поведения, потому что основа населения страны - это иммигранты. Австралийцы жизнерадостные люди и стараются нести доброту в окружающий мир.

Семьи Азии

Азия наоборот привлекает наше внимание тем, что там настолько хранят и оберегают все древние традиции и религиозные догмы, что просто удивительно, как в нашем цивилизованном мире можно сохранять столько знаний. Однако люди не могут просто так взять и отбросить многовековые традиции, которые передавались из поколения в поколение. Каждая семья представляет собой отдельную, можно даже сказать несколько оторванную от окружающего мира ячейку. Здесь женщины почитают своих мужчин и уважают их, где главное богатство в семье – это дети и только они приносят в жизнь самую большую радость.

Семьи Африки

Африку также как и Австралию можно отнести к отдельной части света, в которой существуют свои собственные традиции. Однако здесь основу общества составляют древние обычаи, которые сохранились и по сегодняшний день. Цивилизация не сильно изменила страны Африки, и в них до сих пор еще существуют колоритные свойственные только этому континенту семейные и родственные отношения. По отношению к религии, конечно же, ощущается влияние множества исторических событий и различных культур, но жители Африки все равно противостоят современным законам и хранят свои древние знания и обычаи.

Семьи Европы

Что касается Европы, то здесь наблюдается великое множество культур. Арабские страны со своими жесткими мусульманскими законами, где все права принадлежат только мужчинам, могут быть предметом длительных разговоров. Христианские страны, где соблюдаются христианские законы, церковь имеет очень большое значение не только в жизни отдельного человека, а также общества в целом. Не менее интересны страны, где удивительно сочетаются разные религиозные культуры, традиции, где люди прекрасно уживаются вместе, сочетая древние обычаи и современные условия цивилизованного мира.

Семьи Океании

К тому же типу, что и Австралия можно отнести и Океанию, но здесь люди больше привыкли к земле. Семьи трудятся на своих небольших участках земли, к работе привлекаются буквально все члены семьи. Здесь больше ценится физический труд, который, как известно, облагораживает человека. Дети в таких условиях развиваются быстрее и вырастают здоровыми и уравновешенными людьми. Семья также важна как общество в целом, потому что одному человеку нельзя справиться на поле, нельзя решить какие-то серьезные дела. Каждый член семьи готов постоять за всех и вся семья сплоченно помогает друг другу.

Семьи Америки

Америка – это континент, который делится на Северную, Южную и Центральную Америку, и к каждому из этих континентов относятся свои обычаи и традиции, сформированные за годы существования.

Семьи Северной Америки

Северной Америке присущи такие национальные особенности как высокое значение семьи в обществе в любой стране. Ничего нет более важного для жителей этого континента, как глубокое чувство благодарности родителям и большая привязанность к родственникам и к своей семье. К женщинам в этих странах также особое отношение, потому что на них держится весь дом, семья и тепло семейных отношений.

Семьи Центральной Америки

Центральная Америка, наверное, является единственным континентом из всех, который до сих пор остался ярким примером того, как нужно относится ко всем ценностям, которые накапливались многими поколениями, и берут свое начало в далекой истории. В Центральную Америку только начинают доходить условия цивилизованного мира, и сегодняшняя молодежь все еще готова идти по стопам своих предков, и высоко чтить то, что им завещали их родители. Молодые люди хранят те умения, которые им передавали с самого раннего детства, и у них не возникает желания что-то изменить и исправить в своей жизни.

Семьи Южной Америки

В Южной Америке существуют страны, в которых все еще сохранены древние семейные традиции, где все еще соблюдаются различные обряды, сопровождающие важные события в жизни людей. Семьи в этих странах представляют собой большие сообщества, члены которых связаны между собой родственными узами. В этих странах высоко ценится взаимовыручка. В то время есть страны, в которых в значительной степени наблюдается влияние современной европейской культуры, где городские жители уже начали забывать свои корни и уже не так как раньше относятся к родственным связям, которые начинают теряться.


Семья. Семейные традиции.











Что такое традиция? Важно ли их сохранять? Почему люди соблюдают традиции? Какие семейные традиции есть в вашей семье?


Семейные традиции

Традиции это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей.


Семейные традиции

Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков.


Семейные традиции

Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства».


Семейные ценности

Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи.


Семейные ценности

Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней. Наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни.


Семейные традиции

Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях.


Семейные традиции

Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома.


Семейные традиции

История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.


Семейные традиции

Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»).


Семейные традиции

Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству значит быть с ним вежливым.


Семейные традиции

Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка.


Семейные традиции

А вот семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные профессиональные династии (то есть когда все члены семьи занимались каким-то одним видом деятельности).


Семейные традиции

Известны целые династии потомственных пекарей, кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников, артистов.


Семейные традиции

И, конечно же, самым любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья.


Семейные традиции

На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью, затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же.


Семейные традиции

Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед).


Семейные традиции

Стоит отметить, что для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев.


Семейные традиции

Любопытно, что многие современные хозяйки соблюдают некоторые обычаи из давних времен.




Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в ваших семьях всегда .


Семейная радость Счастливые лица! Желаю всем семьям Любовью светиться! Пусть в семьях весёлый Звучит детский смех, Добрый и радостный Праздник для всех! Любовь процветает Кругом по Земле!.. Мир вашему дому И в каждой семье!


Напишите сочинение-миниатюру по выбору:«Моя будущая семья», «Семья – великое благо и великий труд».

Презентация «Семейные традиции моей семьи».

для учащихся старших классов

общеобразовательных школ

“Этика и психология семейной жизни”

№№ разделов

Разделы и темы

10-й класс

Семья в свете духовно-нравственых

и культурных традиций общества

1. Семья в различных культурах

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре

Личность и семья

1. Психология личности

2. Роль семьи в воспитании личности

Особенности межличностных отношений юношества

1. Психология межличностных отношений

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

3. Культура воздержания

4. О товариществе и дружбе

5. Любовь как высшее человеческое чувство

Брак и семья

1. Что такое готовность к браку

2. Здоровье супругов и будущего потомства

3. Семья и ее функции

4. Особенности молодой семьи

11-й класс

Основные ценности семьи

1. Нравственный климат семьи

2. Воспитание трудом

3. Семейный досуг

4. Потребности и бюджет семьи

5. Эстетика быта

6. Причины и последствия разлада семейных отношений

Семья и дети

1. Незаменимость семьи в воспитании детей

2. Эгоизм детей

3. Типичные недостатки семейного воспитания

10-й КЛАСС

Введение

Раздел первый

СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА

1. Семья в различных культурах.

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре .

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Народные традиции русской православной семьи.

Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.

Раздел второй

ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ

1. Психология личности.

Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.

Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.

Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.

2. Роль семьи в воспитании личности .

Важнейшая задача семьи -формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.