Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Как развить мышление ребенка 9 лет. Как развить логическое мышление у ребенка с помощью игр и задач. Найди предмет по описанию

Как развить мышление ребенка 9 лет. Как развить логическое мышление у ребенка с помощью игр и задач. Найди предмет по описанию

Видео по теме

Порой маленькие дети рассуждают и ведут себя вполне разумно. А вот насколько им присуща логика в мыслях и поступках? Нужно ли вообще развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста? Для чего это пригодится и как это следует делать?

Инструкция

Разумеется, полезно, фактически необходимо, чтобы ребенок к моменту поступления в умел хотя бы медленно читать и понимать прочитанное. Без близкого знакомства с цифрами и умением прибавить-отнять в пределах десяти за школьной партой так же будет сложно. Но любой недостаток в информации гораздо легче восполнить ребенку, наученному рассуждать логически, а багажа знаний, данного будущему школьнику в семье и детском , очень скоро начнет недоставать для успешного преодоления школьной программы. По этой причине, наравне со знакомством с окружающим миром, чтением и азами математики необходимо развивать логическое мышление у .

Первые шаги в этой области должны быть совершенно незаметны для и носить характер беседы или игры. Говорить главным образом придется, конечно, взрослому. «Яблоко ты сам скушал, а арбуза хватит на всех, он ведь гораздо больше яблока», «Отчего травка мокрая? Дождь был! Правильно», «Во дворе кто-то лает, там, наверное, есть кто? Верно, собака», а если ребенок дополнит этот вывод своим мнением, что собака лает на или что с собакой гуляет человек - значит, он включился в вашу логическую игру и принял правила.

Когда ребенок уже довольно уверенно делает выводы, надо предлагать ему для решения как жизненные ситуации: «Надо в , а на моросит, будем?» Выслушивать варианты, возможно и нелепые, хвалить за те, где звучит логическое рассуждение, а если выберете иной вариант, то так же коротко и логично обоснуйте его.

Для дошкольника, уже знакомого с решением простейших арифметических примеров, полезно будет обсуждение того, почему то число меньше этого, и «больше»- «меньше» для наглядности можно преподнести в виде действий с предметами, «Пять фломастеров, вот ты два отнял-убрал, стало три, это же меньше?».

Логика – это не просто последовательность в рассуждениях, но и целая наука, которую изучают и исследуют. Если любознательность или необходимость привела вас к этому учебнику, а времени и сил на занятия, не приносящие видимой пользы, мало, то возникает резонный вопрос: зачем нужна логика?

Видео по теме

Логическое мышление помогает не только решать определенные задачи, касающиеся вашей профессиональной деятельности, но и во многих жизненных ситуациях оказывает неоценимую помощь.

Инструкция

Кому-то логическое мышление дано от , а кто-то прикладывает немало усилий к тому, чтобы развивать его. Однако тренировка логического мышления также и первым, дабы не терять возможности подаренные . Как же тренировать мышление? Существует несколько способов.

Курсы по развитию логического мышления. На таких курсах основной упор делается на игры, направленные на развитие внимания, игры- , интеллектуально-познавательные и творческие занятия, а также реконструкция жизненных различных ситуаций в игровой форме. Плюсы таких тренингов заключаются в том, что тренировки происходят в команде, состоящей из нескольких , что положительно влияет на информативное восприятие полученного на занятиях материала. К минусам таких курсов можно отнести их высокую стоимость. Сейчас довольно часто встречается , когда подобные тренинги проводятся сотрудникам офисов, за счет компаний.

Для тех, кому посещать тренинги не позволяют средства и возможности, литература, направленная на тренировку логического мышления, является одним из основных способов повысить свой уровень знаний в этой области. При этом такая литература может быть различной: научно-познавательной или развлекательной. К разряду научно-познавательной можно отнести работы и заслуженных педагогов, специализирующихся в вопросах развития способностей и . К разряду развлекательной литературы можно отнести различные печатные издания с головоломками, загадками и т.п.

Сегодня на рынке представлен довольно широкий ассортимент игр, направленных на развитие и тренировку логического мышления. В основном это компьютерные игры, более подходящие для взрослых, а также часть настольных игр, которые увлекут , начиная с возраста четырех лет.

Видео по теме

Для раннего обучения малыша стоит выбирать те игры, которые помогают развитию логики и математических способностей.

Программа обучения детей в начальной школе существенно отличается от того, что и как они изучают на занятиях в детском саду. Учёба в школе предполагает новую ступеньку в развитии мышления дошкольника – переход его от наглядно–действенного и образного к логическому и чуть позже, в средней школе – к абстрактно-логическому типу мышления.

Именно поэтому развитие логического мышления младших школьников является одной из важнейших задач на этапе обучения в начальной школе.

Развитое абстрактно–логическое мышление ребёнка в дальнейшем будет способствовать его школьным успехам в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, физика, химия.

Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников

Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.

Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, и наблюдательность.

Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.

Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).

Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).

Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.

Способы тренировки логического мышления

Признаки активного развития абстрактно-логического мышления у детей

  1. Ребёнок строит выводы, анализируя существенные внутренние свойства, а не внешние признаки предмета.
  2. Без труда осваивает операцию по решению задач в «уме», когда наглядная часть задания или вообще отсутствует, или выражена незначительно.
  3. Рассуждает, анализирует, при этом его рассуждения начинают приобретать логически верную структуру. То есть у ребёнка начинает успешно использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, распределение.

Объективными признаками уровня развития и качества логического мышления у детей также являются такие параметры, как быстрота, гибкость и глубина.

Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи), в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми её частями.

Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребёнка.

Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.

Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня .

Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Дошкольный возраст — период, когда создается база, фундамент для полноценного психического развития ребенка в старшем возрасте. Чтобы малыш испытывал интерес к познанию нового, не боялся трудностей, умел их преодолевать, необходимо позаботиться о всестороннем развитии дошкольника. Особенно следует внимательно отнестись к развитию логического мышления ребенка.

Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число «4»).

Умение логически мыслить - отличительная черта человека разумного. Только ему присуща возможность анализировать, видеть связь между поступками и их следствиями, искать решения проблем. Эти способности необходимы в течение всей жизни, во всех сферах: учебе, работе, в построении отношений с другими людьми. Но они не даются вместе с мозгом от рождения, а приобретаются в процессе воспитания и развития. Одна из главных задач взрослых - подготовить ребенка к учебе и жизни. Поэтому важно знать, как развить логику у ребенка.

Как развить логику у ребенка: игры на логику

Родители дошкольников часто с ужасом думают о том, что их чадо пойдет в 1-й класс, и начнется нервотрепка с домашними заданиями. Бывает, что об их выполнении знают и соседи. Родители переходят на крик, искренне не понимая, почему очевидные вещи до ребенка не доходят. Дальше идет по накатанной дорожке: из-за напряженной атмосферы ребенок ничего не воспринимает, быстро оказывается среди отстающих в классе, с каждым годом ситуация усугубляется. Мечты родителей об успешном будущем воспитанника рушатся.

Причина такого неудачного жизненного старта в том, что никто не научил ребенка логически мыслить. Начинать надо было с первых лет и даже месяцев жизни, когда человечек только познает мир. В разные возрастные этапы процесс развития логики имеет свои особенности:

В 1–3 года происходит знакомство с предметами, изучение их на вкус, запах, на ощупь. Внимательные родители помогут понять, что для чего, что можно трогать, что нельзя и почему. Что такое горячее и холодное, острое, колючее, мягкое, горькое и сладкое. И главное - как себя вести, что будет, если сделаешь не так. Помогайте ребенку, удовлетворяйте его любопытство, давайте потрогать и почувствовать все, что доступно, разобрать все возможное, если ему интересно. Это первые шаги в развитии логики, освоении причинно-следственных связей. Усваивать же их придется еще долго, ведь мы знаем, что представить последствия своих поступков не могут даже подростки.В 4–7 лет дети воспринимают и познают мир уже наглядно, в зрительных и слуховых образах. Это самое время в легкой форме учить их логически мыслить. Решать задачи доступнее всего в форме игр на логику с картинками.

Предлагайте ребенку из множества рисунков отобрать по какому-то одному признаку: по цвету, по форме, по виду - игрушки, продукты, одежда, машины и т. д.

Работайте с картинками, задавайте логические вопросы, давайте задания, чтобы научить сосредоточивать внимание на чем-то, сравнивать, запоминать. Например, среди многих предметов найти пару одинаковых, или найти 5–10 отличий в рисунках, определить лишний предмет по какому-то признаку, найти рисунок тени от каждого предмета и т. д. По поводу таких заданий вас проконсультирует любой воспитатель, или самостоятельно найдите их на специальных сайтах.

Читайте детям книжки, рассматривайте вместе картинки, отвечайте на все «почему». Добавляйте свои истории, ребенок еще свое додумает, нафантазирует.

Загадывайте простые загадки, вместе ищите ответы. Делайте это как устно, так и на картинках. Так развивается логическое мышление.

Старшим детям будет доступно сложное абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

Занимайтесь с детьми чаще, но не более 20–25 минут. Не заставляйте, если им сейчас не хочется, дождитесь удобного момента. Помните, что для них это должна быть игра и только положительные эмоции.

Логическое мышление: как развивать ребенка

Способность логически мыслить дает человеку такие преимущества:

Понять закономерность явлений, что происходят в жизни.Видеть связь между причинами и следствиями в поступках и отношениях.Уметь анализировать ситуацию и выбирать лучшие варианты.

Эти способности приходится тренировать постоянно, чтобы добиться успеха в любом деле. Решение задач на логическое мышление увеличивает его скорость, гибкость, глубину, эффективность. Не такими ли мы представляем способности наших детей, чтобы они успешно усваивали школьные знания, чтобы на лету хватали, понимали и решали?! Тогда помогите им усвоить такие операции логического мышления:

Уметь сравнивать, находить сходства и различия между разными вещами и явлениями.Учиться анализировать, т. е. уметь определять, из чего состоят явления, отношения, события.Противоположное умение - синтезировать, объединять элементы чего-то в целую картину.Обобщать, находить общие признаки и свойства.

Такие уроки проводятся где и когда угодно: дома, на прогулке, при обсуждении всего, что случилось за день. Эффективны и специальные занятия, методику и задания тоже можно найти.

Не надейтесь на то, что вашего ребенка научат логическому мышлению и подготовят к школе воспитатели в детском саду. Они проводят такие занятия, но в группе с другими детьми. А если ваш ребенок не успел выполнить, не понял - ему нужны занятия индивидуальные, с терпеливыми и любящими родителями. Надо учесть его особенности, как быстро он включается в решение задания, как долго думает. Нельзя перескакивать через неусвоенное, как это возможно в группе. Каждое задание выполняйте последовательно, подбадривая и поощряя, создавая приятную эмоциональную атмосферу. Научите сейчас - ему легче будет усваивать знания в школе, успешнее будет человек во всем.

Способность логически мыслить, делать логические выводы и заключения доступна только человеку. Однако дети — это не маленькие взрослые. До достижения возраста 15 лет им недоступны абстрактные понятия, теоретические рассуждения, возможность посмотреть на ситуацию со стороны.

Поэтому, развивая логику у детей , необходимо учитывать их возрастные возможности, индивидуальные особенности и направлять усилия на развитие навыков в зоне ближайшего развития. Этим мы сегодня и займемся.

Как развивать логику от 0 до 2 лет

В возрасте от 0 до 2 лет ребенок познает мир через физическое взаимодействие с ним. Что это значит? Все логические игры которые вы проводите, должны иметь наглядный вид. Чаще всего это игрушки, которыми можно манипулировать. В нашем случае лучшим выбором будут:

  • всевозможные рамки — вкладыши,
  • сортеры,
  • пирамидки,
  • матрешки,
  • стаканчики разных размеров,
  • выкладывание последовательностей (например, из ) и т.п.

Не расстраивайтесь если малыш не складывает матрешки правильно даже с 3 раза. Сейчас он действует методом проб и ошибок и на основании этого опыта делает свои выводы: что большая матрешка в маленькую не влезает, маленькое колечко должно быть сверху большого и т.д.

В этом же возрасте ребенка ждут несколько «логических» открытий:

  • В 7-9 мес. он понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения никуда не девается. Помочь ему в этом открытии мы можем игрой в «Прятки», «Ку-ку».
  • Ближе к двум годам развивается речь, что говорит о начале развития символьных операций. Развивать этот процесс можно увеличивая пассивный и активный словарь малыша через чтение детских книг с яркими и понятными картинками (важно чтобы текст соответствовал картинке), рассматриванием и обсуждением иллюстраций, демонстрации сказок с помощью игрушек, фланелеграфа.

Как развивать логику у детей от 2 до 7 лет

У ребенка начинает развиваться логическое мышление. По мере освоения языка он может представить мир через словесные образы, символы. Малыш понимает сказку без опоры на картинку. Хорошим упражнением для развития логики будет обсуждение сказки после ее прочтения:

  • пересказ,
  • обсуждение отдельных событий (почему они произошли),
  • фантазирование на тему — что было бы, если бы главный герой поступил по другому.

Малыш начинает понимать разницу между прошлым и будущим, в игре появляется понятие «понарошку». Это дает возможность объяснять ребенку причинно-следственные связи между его поступками и возникшими ситуациями. Правда здесь есть один нюанс: малыш воспринимает реальность только с одной точки зрения — его собственной и занять позицию другого человека ему трудно. Поэтому лучше разыгрывать такие ситуации в игре, когда малыш может побывать в разных ролях.

Ребенок способен проводить некоторые логические операции, но они часто основаны на интуиции, а не на логике. Если предложить сравнить 2 одинаковые группы кубиков, но в первом случае они будут разложены по полу, а во втором свалены в кучу — то ребенок может сказать, что первая группа больше, т.к. она визуально больше.

Это хорошее время для начала использования печатных материалов , подборку которых вы можете найти в , дидактических пособиях и от Клуба Увлеченных Мам.

На какие задания стоит обратить внимание?

  • Четвертый лишний
  • Продолжи ряд
  • Найди пару (ключ-замок, шишка-ель, кисть-краски и пр.)
  • Съедобное-несъедобное
  • Ошибки художника (путаница)
  • Картинки «близко-далеко»
  • Найди фигуру по проекции
  • Нарисуй тень от предмета (в отличии от задания «Найди пару предмет-тень», которое развивает внимание)

и головоломки

Также, это подходящий возраст для настольных игр и головоломок. Наиболее подходящие с точки зрения развития логики, являются следующие популярные игры:

Загадки

Кроме того, богатым потенциалом для развития логики у детей обладают загадки. Начинать их отгадывать можно с 3 лет. Для начала подготовьте 5-6 загадок и изображения отгадок, из которых малыш сможет выбирать правильный ответ.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Выбирайте загадки, которые будут понятны ребенку (если про белку, то со словами: грызет орешки, живет в дупле, с рыжим пушистым хвостом и т.д.). Хорошо, если разгадка будет совпадать по рифме с загадкой. Загадки с абстрактными понятиями и переносными значениями используйте с 6-7 лет.

Опыты для детей

Опыты для детей развивают у ребенка способность рассуждать логически, выдвигать гипотезы и проверять их на практике. Кроме того, расширяют его опыт познания мира, объясняют в доступной форме глобальные процессы.

Чтобы извлечь максимальную выгоду из таких занятий, задавайте ребенку открытые вопросы: как ты думаешь, что произойдет, если мы смешаем то и это? Что будет, если мы здесь? А вот здесь? Как мы можем использовать полученные знания в жизни? Не давайте сразу готовых решений и объяснений. Поскольку результаты опытов для ребенка часто неожиданны и удивительны, то в сознании малыша закрепляется установка, что мир полон чудес, и обучение может быть веселым. В рубрике вы сможете подобрать опыты, которые будут интересны вашему ребенку уже сейчас.

Поиск клада с картой (различные квесты)

Можно начинать играть с 4-5 лет, начиная с простой карты детской комнаты, на которой будет схематически изображаться мебель и место тайника (особенно интересно использовать такое решение в адвент-календаре, когда подарочек нужно еще и поискать). Потом карту можно расширять до пределов всей квартиры, вашего двора, детской площадки. Главное, чтобы это было хорошо знакомое для ребенка место.

Если вы хотите организовать квест, то целесообразно будет использовать различные задания для развития малыша по основным направлениям.

Найди предмет по описанию

Эта игра похожа на загадки, но описывать предмет можно только прилагательными. Помните, что до 6-7 лет желательно описывать только предметы, которые малыш видит, так как он будет искать отгадку в своем окружении. Перед школой можно загадывать любые физические предметы, которые ребенок видел, трогал, пробовал.

Холодно-горячо

Малыш выходит из комнаты, вы прячете игрушку. Ребенок заходит и начинает искать, а вы ему подсказываете: если ищет в правильном направлении, говорите «горячо», если нет, то «холодно».

Объединение предметов по какому-либо признаку

До 3 лет мы учим ребенка обобщать предметы: игрушки, мебель, посуда и т.д., а теперь поиграйте в выделение признаков внутри группы. Разложите перед ребенком игрушки и предложите их разбить на несколько групп, каждая из которых будет объединена определенным признаком. Например, мягкие и деревянные игрушки. Старайтесь не настаивать на своем варианте, пусть ребенок сам выделит какой-то признак (например, игрушки с ушами и без ушей). Эта же рекомендация касается игры «четвертый лишний», ведь цель подобных игр в том, чтобы ребенок мог объяснить свою мысль и цепочку логических рассуждений.

Посмотрите в этом видео детский вариант игры «Наперстки» для развития логики у детей:

Конечно же, возрастные рамки зависят от конкретного ребенка и достаточно подвижны. Важным моментом является то, что обретение новых навыков невозможно в пассивной форме. Для этого важно давать пищу для размышлений, сравнений, опытов, которые бы способствовали накоплению опыта ребенком, созреванию его головного мозга и перехода на следующий этап развития логики и мышления.

Надеемся, что наши советы помогут вам в подборе логических игр и занятий с вашим малышом!

Расскажите в комментариях, а как вы развиваете логику у детей?