Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.
Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.
В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.
Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.
В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.
Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.
А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.
При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:
Тип | Состав | Описание |
Женские образы | Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. | Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность. |
Мужские образы | Кавалеры. | Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных. |
Животные | Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. | Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами. |
Птицы | Утки, индюки, петухи. | Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах. |
Композиции | Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. | Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое. |
Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.
Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.
Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.
Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.
Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.
Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.
После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.
После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.
Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.
После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.
Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.
В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.
Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.
Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.
Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.
Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.
Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.
Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.
Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.
Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.
В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.
Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.
Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.
НХП «Дымково», Союз художников России , CC BY-SA 3.0В слободе Дымково изготовляли игрушки целыми семьями. Происходило это обычно в период, когда заканчивались полевые работы, с поздней осени до ранней весны.
Копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, лепили, сушили и обжигали. А потом расписывали.
Игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали.
Ярмарка « » была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша».
В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.
Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство:
«…Все горожане шли на Свистунью с детьми - три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице - и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...».
Сейчас праздник утратил свой первоначальный вид. Представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.
«Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.
В статье использованы фотографии из Царицинского музея народно-прикладного искусства народов СССР
Часть информации взята с разрешения с сайта: dymkatoy.ru - Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»
«Дымковская игрушка» — одна из старейших игрушек в России, родившееся в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. До сих пор мастера игрушек преданы своим традициям.»Дымковская игрушка» для детей очень ценна так как передает традиции предков и экологически безопасна.
Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь немногим более полутора веков.
Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники – веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульптурное украшение.
Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.», — говорит Оксана Романова, преподаватель скульптуры и живописи Дымки в Академии керамики Амфоры.
Готовую игрушку оставляют сушиться в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.Никто точно не знает, когда и кто первым придумал белое покрытии для дымки. Его предшественники — глиняные шарики и свистки — были либо черными (они смоляные), либо красными, цвет глины. Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда фарфор был в моде среди элит.«Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть. Когда он высушился, молоко испорялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо », — объяснила Романова. Люди также были очень изобретательны в приготовлении цветов: с использованием яичного желтка, белка и кваса. Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой. Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.
Дымковские игрушечные мастера были вдохновлены предметами из жизни. «Они вылепляли все, что видели вокруг: животные, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщинс кокошниками, прекрасные дамы и красивые господа, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова. В советские времена мастера Дымки представляли темы, связанные с научными и космическими достижениями; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящих под яблоней, таких как Адам и Ева, очень популярны среди коллекционеров Дымки. Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Смешные и глупые события из жизни самих мастеров также проникали в художественную форму. Зоя Пенкина, наследственный мастер Дымки, была вдохновлена московским метро и создала композицию с взбудораженной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает старик, который помог ей выбраться. Игрушка из Дымково в ее традиционной форме могла исчезнуть 100 лет назад, но она была спасена от забвения Анной Мезриной, единственным мастером Дымки, который скульптурировал игрушки по традиции, а также художник из города Вятка Алексей Деншин. Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.
Позднее Кировский Союз Художников создал Художественный совет для оценки использования традиционных канонов при изготовлении Дымки. Игрушки, не приготовленные по традиции, были сразу же уничтожены молотком. Этот метод препятствовал появлению новой ветви нетрадиционной «Дымковской игрушки». Сначала производству Дымки обучались в семьях, а знания передавались от матери к дочери. Но к 60-м годам философия стала менее жесткой, и учеников можно было брать не из родственников. Будущие мастера должны были сдать экзамен по живописи, рисованию и композиции и пройти уникальный тест: перед учениками была поставлена простая фигура, из которой они должны были сделать точную копию. Они копировали эти общие игрушки, пока не достигли совершенства, а затем создали свои собственные формы. Давным-давно многие люди хотели стать мастерами Дымки, но сегодня в школе всего от 7 до 15 человек.
Самая большая коллекцию «Дымковской игрушки» можно найти в музее и «Дымковской игрушки» и в Художественном музее Вятки Васнецова.
Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке. Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор об- разует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.
Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности игрушки.
Интерес к бытовому жанру, передаваемому довольно своеобразно, проявил- ся в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.
Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития.
Неизвестный мастер. Гуляющий кавалер. Конец XIX в.
А. А. Мезрина. Гуляющий кавалер. 1910-е гг.
Неизвестный мастер. Свистульки уточки. Конец, XIX в.
Неизвестные мистера. Коньки-свистульки. Начало XX в.
А.А.Мезрина (?). Пара на прогулке. Дама под зонтиком. Последняя треть XIX в.
А. А. Мезрина (?) Пара на прогулке. Последняя треть XIX в.
А. А. Мезрина (?). Дама под зонтиком. Последняя треть XIX в.
А. А. Мезрина (?). Две дамы. Последняя греть XIX в.
Неизвестный мастер. Ребенок в ванночке. Ребенок и собачка. Начало XX в.
Неизвестный мастер. Няня с двумя детьми. Конец XIX в.
Неизвестный мастер. Барыня. Барышня. Конец XIX в.
Неизвестный мастер. Барышня. Конец XIX в.
Неизвестный мастер. Женщина доит корову. Начало XX в.
Неизвестный мастер. На печке. Начало XX в
А. А. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.
А. А. Мезрина. Няня с двумя детьми. Водоноска. Конец XIX- начало XX в.
А. И. Мезрина. Женщина доит корову. Начало XX в.
Неизвестный мастер. Барыня. Барышня, Конец XIX в.
Неизвестный мастер. Всадник. Конец XIX в.
На рубеже 19-20 веков
М. А. Лалетина. Няни с детьми. Начало XX в.
А. А. Мезрина. Олень. Корова. Баран. Заяц. Начало XX в.
Е. А. Кошкина. Няни с детьми. Начало XX в.
Е. А. Кошкина. Дамы. Начало XX в.
А. А. Мезрина. Танцующая пара. 1910-е гг.
Л. П. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.
А. А. Мезрина. Барыня с зонтиком. Начало XX в.
А. И. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.
А. И. Мезрина. Няня. Барышня с зонтиком. Начало XX в.
А. И. Мезрина. Дама с ребенком, Начало XX в.
А. И. Мезрина. Няни с детьми. Барышня с зонтиком. Начало XX в.
А. А. Меарина. Дама. Няня. 1920-е гг.
А. А. Мезрина. Танцующая пара. 1910-1920-е гг.
А. А. Мезрина. Наездница на коне. Наездник на козле. 1910-1920-е гг.
А. А. Мезрина. Пара в лодке. 1920 е гг.
А. А. Мезрина. Музыканты. 1920-е гг.
А. А. Мезрина. Медведь. Медведь на дереве. Львы. 1920-е гг
А. А. Мезрина. Детский сад на прогулке. 1935
А. А. Мезрина. Свинарка. 1935
А. А. Мезрина. Чтение колхозного устава. 1935
А. А. Мезрина. Барыни. 1910-1920-е гг.
Е,А. Кошкина. Свинья. 1930-е гг.
Е. А. Кошкина. У колодца. 1936. Водоноска. 1936-1937 г.
Е. А. Кошкина. Корова. 1930-е гг.
Е. А. Кошкина. Продавщица игрушек (Свистунья). 1930-е гг.
Е. А. Кошкина. Крестьянка. 1930-е гг.
Е. А. Кошкина. Цыганка с детьми. Барыня с зонтиком. 1930-е гг.
Е. А. Кошкина. Гусь. 1935-1936. Индюк. Конец 1930-х гг. Индюк. 1949
Е. А. Кошкина. Лев. Собака с птицей. Конец 1980-х гг.
Е. А. Кошкина. Пастух пасет коров. 1930-е гг.
Е. А. Кошкина. Футболист и барабанщик. Конец 1930-х гг.
Е. А. Кошкина. Иван-царевич и Жар-птица. 1940-е гг.
Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). И за работой. 1945
Е. А. Кошкина. Декоративные плитки. Конец 1930-х - начало 1940-х гг.
Е.И.Пенкина. Пара па прогулке. 1930 е гг.
Е. И. Пенкина. Самоед на олене. 1930 е гг.
Е. И. Пенкина. Няня с ребенком. 1930-е гг.
Е. И. Пенкина. Дама с зонтиком.. 1937
Е. И. Пенкина. Няня с ребенком. 1937
Е. И. Пенкина. Дама. 1930-е гг.
Е. И. Пенкина. Кобылица с жеребенком. 1938
Е. П. Пенкина. Коровка. Собачка. Вторая половина 1930-х гг.
Е. И. Пенкина. Гусар на коне. 1930-е гг.
Е. И. Пенкина. Наездник. Наездница. 1936-1937
Е. И. Пенкина. Царевна на сером волке.1930-е гг.
Е. И. Пенкина. Петух.1930-е гг.
Е. И. Пенкина (лепка). Л. И. Никулина (роспись). Доярка и корова. 1940-е гг.
Е. П. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Ушкуйники. 1942
Е. И. Пенкина (лепка). Л. Н. Никулина (роспись). Балалаечник на рыбе. 1944
Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Продавщица игрушек. 1944
Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Спорщица. 1935
Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Пара на прогулке. 1940-е гг.
Е. И. Пенкина (лепка). Л. Н. Никулина (роспись). Дрессировщик со львом. 1940-е гг.
М. А. Лалетина. Няня. Дама. 1941
М. А. Лалетина. Барыни. 1941
М. А. Лалетина. Барыни. 1941
М. А. Лалетина. Утка с утятами. Поросенок. Утка. «Утка-крылатка». 1941
М. А. Лалетина. Няньки с детьми. 1941
М. А. Лалетина. Свистульки. 1941
М. А. Лалетина. Всадники. 1941
М. А. Ворожцова. Отдых охотника. 1941
М. А. Ворожцова. Репка, 1940
М. А. Ворожцова (лепка). К. И. Косс (роспись). Петух. 1942
М. А. Ворожцова. Наездник на зайце. 1940
М. А. Ворожцова. Барыня с собачкой. 1940
М. А. Ворожцова. Танцующая пара. Барыня с кроликом. 1940
М. А. Ворожцова (лепка). К.И. Косс (роспись). Маша и медведь. 1942
Л.Н.Никулина. Мальчик в лодке. Барышня в лодке. Наездник на козле. 1957
Л. Н. Никулина. В лесу. 1950-е гг.
Л. Н. Никулина. Дама. Барыня. 1957.
Л. Н. Никулина. Девушки. 1961
3. Ф. Безденежных. Девушка поит корову. 1962-1963
3. Ф. Безденежных. Куколка «на ножках». Сорока. 1962-1963
3. Ф. Безденежных. Скоморох па коне. 1963. Курица с цыплятами. 1962
3. Ф. Безденежных. Няни. 1962-1964
3. Ф. Безденежных. Уборка капусты. 1962-1963
О. И. Коновалова. Хозяйка с курицей. Парочка гуляет. 1947
О. И. Коновалова. Курица с цыплятами. 1967
О. И. Коновалова. Чистят морковку. 1956
О. И. Коновалова. Всадник. Лодочник. 1967
О. И. Коновалова. Мальчик с собаками. 1956
О. И. Коновалова. Всадник. 1956
О. И. Коновалова. Лисья свадьба. 1947
О. И. Коновалова. Катанье на лодке. 1947
Е. 3. Кошкина. Барыня с веером. Танцующие дамы. 1966
Е. 3. Кошкина. Козел. Корова. 1966. Курица с цыплятами. 1957. Баран. 1966
Е. 3. Кошкина. Няня с ребенком. 1966
Е. 3. Кошкина. Уборка капусты. 1966
Е. 3. Кошкина. Семейка в лесу. 1974
Е. 3. Кошкина. Девушка с зонтиком. 1974
Е. 3. Кошкина. Дети за партой. 1972
Е. 3. Кошкина. Супружеская пара. 1974
Е. 3. Кошкина. Доярка с коровой. 1972
Е. 3. Кошкина. Птичница. 1972
3. В. Пенкина (лепка). В. В. Киселева (роспись). У колодца. 1966
3. В. Пенкина (лепка). В. В. Киселева (роспись). Детская горка. 1966
3. В. Пенкина (лепка). В. В. Киселева (роспись). Няня с качалкой. 1973. Няня с ребенком. 1966
3. В. Пенкина (лепка). В. В. Киселева (роспись). Нарядная барыня. 1966
3. В. Пенкина (лепка). В. В. Киселева (роспись). Многодетная мать. 1966
3. В. Пенкина (лепка). В. В. Киселева (роспись). Уржумская ярмарка. 1973
3. В. Пенкина (лепка). В. В. Киселева (роспись). Три девицы под окном. 1973
3. В. Пенкина (лепка). В. В. Киселева (роспись). Большая семья. 1972
Е. И. Косс-Денъшина. Водоноска. 1958.
Е. И. Косс-Денъшина. Барыня и кавалер. 1971. Барыня с собачкой. 1958
Е. И. Косс-Денъшина. Танцующие дамы. 1958
Е. И. Косс-Денъшина. Няня с ребенком. Барыня с цветком. 1950
Е. И. Косс-Денъшина. Фриз из декоративных плиток. 1959
Е. И. Косс-Денъшина. Мальчик на петухе. 1963
Е. И. Косс-Денъшина. Карусель. 1971
Е. И. Косс-Денъшина. Всадник. 1974-1975
Е. И. Косс-Денъшина. Индюк. 1971
Е. И. Косс-Денъшина. А нынче трое! 1974-1976
Л. Г. Фокина. На тройке. 1961
Л. Г. Фокина. Свинарка. 1961
А.В.Калинина. Вальс.. 1979
А.В.Калинина. Девушка с петушком. 1959
А. И. Печенкина. Офицеры. 1979
А. В, Калинина. Амазонка. 1979
Н.И. Суханова. Гуляющие пары. 1969, 1972, 1979.
Н.И. Суханова. В лодке. 1968. Мужичок. 1972. Мужичок с гусем. 1965
А.И. Печенкина. Сорока. 1979 Е.А.Смирнова. «Конь-трехголовка». 1961
А. В. Калинина. Ванюша с конем. 1979
Е. А. Смирнова. В ночном. 1970
В. П. Племянникова. Цыганка с гитарой. 1979
Е.А.Смирнова. Барыня с собачкой. 1970
Н. Н. Суханова. Провожание. 1971
Н. Н. Суханова. Петушок. 1971. Гармонист на корове. 1972
А. Н. Печенкина. Грачи прилетели. 1979
Н. Н. Суханова. Барыня с ребенком. 1969
А. И. Ворожцова. Чаепитие. 1979
А. И. Ворожцова. Свидание. 1979. На скамеечке. 1964
А. И. Ворожцова. Емеля с ведрами. 1967. Емеля на санях. 1973-1974
А. Ф. Попыванова, Охотник, Пастушок. 1979
Н. П. Бориякова. Курица и петух. 1979
Н. П. Бориякова. Учительница. 1971
3. И. Казакова. У конуры. 1979
3. И. Казакова. Играют в шашки. 1979
А. Ф. Попывапова. Наездник на поросятах. 1967. Лев и собачка. 1979
3. И. Казакова. Веселая молодежь. 1971
В. Н. Красикова. Лесное медовъе. 1979
Г. И. Баранова. Свидание с моряком под яблоней. Семья моряка. 1979
Н. П. Борнякова. Старички-музыканты. Мужичок со щенками. Медведя поймал. 1979
Г. И. Баранова. Барыньки «на ножках». 1979
Л. А. Иванова. Обед на сенокосе. 1973
В. П. Красикова. Клоуны на свиньях. 1979
Л. А. Иванова. Дама с зонтиком. 1970
Л. А. Иванова. Барыня с собачкой. 1970
Г. И. Баранова. Коза и семеро козлят. 1979
В. П. Красикова. Гуляющая пара. 1961
Л. А. Иванова. Цирк. 1979
В. П. Племянникова. Дамский ансамбль. 1979
А. В. Кузьминых. Мипиатюра. 1961
Н. П. Трухина. Дамы нарядные. 1971, 1979
А. В. Кузьминых. Барыни. 1979
А. В. Кузьминых. Водоноска. 1971-1972. Кормилица с ребенком. 1971
Н. И. Трухина. Конница. 1979
Л. С. Фалалеева. «Нежность». 1979
Л. С. Фалалеева. Барыня с цветком. 1974
В. П. Племянникова. Индюки. 1978-1979
Л. С. Фалалеева. Вдоль деревни. Корова. Пастух на, дереве. У колодца (Репница). Водоноска. 1970
А. Д. Видякина, Миниатюра. 1982
Л. Н. Докина. Дама с собачками. 1973. Барыня с цветком. 1977
А. М. Трефилова. Парочка на диванчике. Парочка в лодке. 1984
А. М. Трефилова. За чтением. 1978. Поросенок. 1979
В. Д. Бородина. Встреча. 1984.
С. Г. Житлухина. Дама с собачками. 1981. Дама с букетом. 1984
Л. Д. Верещагина. Миниатюра. 1984
Р. Э. Пенкина. Нарядная барыня. Наездница на петухе. 1984
Наталья Тимошкина
Дымковская игрушка -это праздник. Они поражают своей жизнерадостностью, богатством фантазии и мастерством. У детей они вызывают чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками.
Хочу рассказать , как мы впервые познакомились с этой замечательной игрушкой. Есть много историй о том, как родилась Дымка . Для своих трёхлеток, я решила сочинить свою дымковскую сказку .
Наша сказка впереди .
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю : “Заходи!”
Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.
Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.
Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.
И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.
Рассказала Настенька о своей мечте.
Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами : кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.
Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.
А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.
А игрушки с тех пор стали называть Дымковские .
Мы с ребятками познакомились с основными дымковскими элементами и конечно же возникло желание украсить юбку своей барышни. Идею взяла у Елены Тыняная. Сначала на принтере распечатала дымковских барышней , вырезала часть юбки, дети нарисовали узор, а потом подложили под заготовку.
А это пособие "Карусель"мы изготовили вместе с детьми.
Цель :закрепить основные элементы дымковской росписи , формировать умение контролировать силу и длительность воздушной струи.
Материал :Из картона сделала заготовки, обклеила цветной самоклейкой, украсила узорами.
Распечатала и вырезала дымковские игрушки и предложила детям раскрасить, а затем готовые работы развесила на карусели.
А теперь можно и подуть.
Еле-еле, еле-еле
закружились карусели,
А потом, потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два.
Закружилась голова