Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Эвелина хромченко интервью печатным изданиям. Интервью с эвелиной хромченко. «в гардеробе любой женщины одежда делится на три типа — для себя, для подруг и для мужчин. не стоит путать эти наряды»

Эвелина хромченко интервью печатным изданиям. Интервью с эвелиной хромченко. «в гардеробе любой женщины одежда делится на три типа — для себя, для подруг и для мужчин. не стоит путать эти наряды»

Самая горячая новость fashion-biz: Эвелина Хромченко уступила кресло главного редактора журнала L’Officiel жене своего издателя, недавно завершившей карьеру модели. Мирослава Дума получает информацию из официальных источников - в эксклюзивном интервью ОК!

Фотография: Дмитрий Абаза

Не скрою, что для всех нас и, кажется, даже для редакторов конкурирующих журналов новость о том, что вы теперь не являетесь главным редактором журнала L’Officiel, стала чем-то возмущающим и даже пугающим. Наверное, каждый про себя подумал: а стоит ли дальше работать в этой индустрии, тратить на нее столько времени и сил, если после 12 лет ударной работы все может вот так закончиться и перейти в руки жены или любовницы руководства издательского дома или человека, не обладающего достаточным опытом? Расскажите про ваш путь, как и с чего начиналась ваша профессиональная деятельность? Что привело вас в моду?

В детстве, как многие дети журналистов, я играла с диктофонами. С 16 лет бегала с микрофоном уже вполне осознанно - готовилась к поступлению на журфак, собирала публикации для творческого конкурса. Тогда, вначале, я напряженно думала: что же станет моей темой? Наставники говорили мне: просто делай то, что тебе интересно, и твоя специализация родится сама собой. Что может привлекать девочку, вчерашнего подростка? Какие темы? Ну конечно, мода, красота и любовь. Я делала радиопередачи для своих ровесниц, и нам было очень интересно вместе - моим слушателям и мне. Рейтинги всегда были очень высокими. Из-за этого меня и пригласили создавать журнал для девочек-подростков. Сделав продукт - от названия и концепции до дизайн-макета и контента, - я впервые столкнулась с жизненной несправедливостью. Издатель, который требовал, чтобы я перенесла свою трудовую книжку с радио в журнал, в итоге не положил эту книжку к себе - из-за того, что в тот момент, когда я решилась, уволилась с радио и принесла ему эту самую трудовую книжку, я была беременна, о чем честно и предупредила издателя. Он испугался, что я могу на три года сесть в декрет. Мне же, активной девушке, это и в голову не приходило. Прелестный журнал для девочек-подростков, тираж которого за первые полгода существования сделал 300%-ный скачок, попал в руки любовницы помощника издателя. Чтобы вскорости тихонько исчезнуть с лотков. А я поплакала, поправила макияж и побежала дальше. На восьмом месяце беременности я стояла на сцене и вела пресс-конференцию по запуску на русском рынке журнала Harper’s Bazaar. Гостья мероприятия Шэрон Стоун уделила мне повышенное внимание - в то время она только мечтала о ребенке...
На шестой день после родов я уже стояла возле микрофона на радио «Европа Плюс». Стояла, потому что сидеть после операции было нельзя. Мой сын появился на свет в конце мая, а в июне я возглавила работу с прессой на самом громком модельном конкурсе в мире - Elite Model Look.
Поверьте, ничто так не способствует похуданию, как ответственность за крупный международный проект. Одновременно с работой пресс-атташе я была действующим журналистом и неутомимо писала во все средства массовой информации, которые нуждались в статьях про моду. Очень гордилась своей авторской рубрикой в Cosmopolitan и статьями в Elle, стала одним из самых молодых авторов за всю историю «Известий». В общем, у меня был достаточно богатый медийный опыт к тому моменту, когда в моей жизни появился L’Officiel.

Это именно то, что мы хотели услышать про ваш опыт до того, как вы встали у руля целого журнала. Когда вы почувствовали, что ваша популярность благодаря телепрограмме на центральном российском канале растет, что вы становитесь не просто главным редактором, а социально значимым человеком? Вы понимали, что такая популярность будет еще больше раздражать некоторых людей? Были ли вы к этому морально готовы?
Слава Зайцев всегда говорит о том, что если про тебя сплетничают - значит, ты жив и кому-то мешаешь. Если ты хочешь сделать в жизни что-то серьезное, важное и заметное, нужно понимать, что у твоего дела непременно найдутся как сторонники, так и противники. Я постоянно получала всякие телевизионные предложения и неизменно отказывалась от них, хотя мое руководство в издательстве мечтало о телепроекте. Но когда мне предложили участие в передаче «Модный приговор», я не раздумывала, несмотря на то, что это первый в моей жизни проект, который разработала не я сама. Я считала и продолжаю считать, что Первый канал запустил абсолютно гениальный формат, очень нужный в наше время и в нашей стране. И очень серьезно отношусь к своей задаче в этой передаче. Поскольку мне безоговорочно доверяет зрительская аудитория, я считаю, что должна в отведенное мне передачей время дать максимально полезные для них сведения - без унизительных обсуждений физических достоинств человека или особенностей его личного вкуса. Меня воспринимают очень доброжелательно.

Eсли бы в свое время вас кто-то протолкнул, купил бы вам хорошее место, как это часто бывает, вам было бы легче в карьере, жизни? Или вы не жалеете о трудностях, через которые вам пришлось пройти?
Это не трудности, это необходимые условия роста. Все должно быть вовремя: как подготовлена почва, так и будет прорастать семя. Шанс, этот сияющий шарик, который Бог кидает тебе, ты можешь увидеть, только если ты готов его поймать. Даже те люди, которые получают власть и деньги по наследству, с детства готовятся к своей миссии. Обратите внимание на то, как раньше воспитывали будущих государей. Если почитать воспоминания о воспитании детей в семье последнего русского царя, то можно увидеть массу того, что не вписывается в стереотипные представления о царской жизни. Скажем, у самой знаменитой из дочерей Николая, Анастасии, даже собственной спальни не было - она делила комнату со старшей сестрой. Анастасия спала на жесткой солдатской кровати. Для того чтобы принять ванну, девочки носили воду сами, не прибегая к помощи слуг. Утренняя ванна была холодной, вечерняя - чуть теплой. Дозволенная роскошь - капля духов на вечернюю ванну. Как-то не очень сопоставимо со сказками о принцессах, правда? Или задумайтесь, почему русские аристократки, бежавшие из России в Париж, открывали именно дома моды и мастерские, специализировавшиеся на роскошной вышивке и белошвейном деле? Потому что были великолепно обучены этим ремеслам - это входило в программу обучения девушек из хороших семейств в России. И все они могли искусно рукодельничать. А какие сложные задачи стояли перед мальчиками! Но ведь когда детям, у которых было все и даже больше, предписывались спартанские условия, физическая работа, ежедневное кропотливое обучение массе предметов, никто и предположить не мог, что случится революция. Их с младых ногтей готовили к тому, чтобы руководить государством, и они с честью выносили все сложности подготовки к своей будущей роли. Мне повезло очень рано это понять, и я всегда с благодарностью принимала любую необходимость преодоления. Меня всегда удивляет, например, как это студент может позволить себе не работать. В дополнение к своему красному диплому на факультете журналистики МГУ я получила в течение пяти университетских лет серьезный производственный опыт в газетах, на радио, на телевидении, в пиаре. В день я обегала пять адресов. Я всегда совмещала несколько проектов и только радовалась тому, что есть что совмещать. Казалось, нельзя работать больше. Когда я пришла в журнал, выяснилось, что можно. Помню, кстати, тогда мой издатель очень ревниво относился к моей программе на радио, и мне пришлось расстаться с микрофоном, который я просто обожала. Но я очень благодарна своему бывшему издателю за неоценимый опыт. Он всегда ставил меня в максимально сложные условия и давал минимальные бюджеты. И я всегда принимала этот вызов, поскольку было интересно - за большие деньги сделать хороший продукт для профессионала не так уж и трудно, а вот ты попробуй за маленькие сделать нечто конкурентоспособное. Многие считают, что мне это неплохо удавалось. Я и сегодня воспринимаю происходящее именно так - с благодарностью. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Многие работающие женщины с головой уходят в любимое дело и, как это часто случается, в ущерб личной жизни, иногда и здоровью. Как найти правильный баланс?
Cамая большая ошибка, которую совершают все женщины, с увлечением отдающие себя любимому делу, - это отдача без остатка. Кажется, что тратить время на себя - преступление. Это, кстати, и мужчин тоже касается. Чем раньше человек осознает подвох в этой истории, тем лучше для него. Сейчас в Америке полюбили так называемых «тренеров жизни»: эти люди получают деньги, убедительно рассказывая то, что в свое время было принято бесплатно слушать от старших родственников в семье. Но преимущество «тренеров жизни» заключается в том, что они находятся вне твоей ситуации, могут в отличие от твоей любящей бабушки видеть тебя со стороны. И еще ты прислушиваешься к их советам, потому что ты им немало платишь. Поэтому простейшие истины, которые они проповедуют, и вправду становятся эффективным орудием в борьбе за счастливую и успешную жизнь. Главная и, я считаю, очень правильная база их программ заключается в том, что они предлагают принять как данность следующий факт. Ваша жизнь состоит из четырех равных, я подчеркиваю, равных частей: карьера, семья, вы сами - ваше моральное и физическое здоровье, внешняя и внутренняя красота - и наконец ваша социальная сеть - друзья, увлечения. Ваш успех и ваше счастливое самоощущение достигаются только за счет серьезной работы над решением задачи каждой из этих частей. А также за счет поддержания баланса равноправия всех этих частей в вашей жизни. Понимаете, как просто: не будешь делать маникюр, хорошо выглядеть, излучать душевное спокойствие, пострадают семья, карьера, социальная сеть... И так далее по кругу. Любая женщина, мечтающая добиться карьерных высот, должна в ежедневник как важнейшие дела вписывать соревнования по карате у ребенка, поход с мужем на рынок за свежими овощами или светский выход в компании лучшей подруги. Я обязательно буду практиковать эту доктрину в своей новой жизни.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА ОК!

Домашний очаг: Начнем с главного: почему у всех женщин шкаф забит, а надеть нечего?

Эвелина Хромченко: Во‑первых, это результат спонтанного шопинга. Женщина влюбляется в вещь на витрине, покупает ее, а потом не знает, как вещь применить в собственном гардеробе. В итоге наряд висит в шкафу ненадеванным, часто даже с ярлычком. Во‑вторых, это проблема с гардеробной памятью — часто люди просто не помнят, что у них есть в наличии, пользуясь лишь десятью вещами активного гардероба, оставляя все остальное в недрах шкафа.

В-третьих, это неумение выстроить скелет гардероба, ту самую базу, про которую я не устаю рассказывать на своем самом востребованном мастер-классе «25 модных инвестиций в гардероб». Это вещи, которые служат очень долго, мода на них не проходит со временем, их можно даже в наследство детям оставлять.

Именно про такие вещи англичане говорят: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевую одежду». Я много лет подробно рассказываю о том базовом конструкторе в гардеробе, который поможет создать здоровую основу на каждый день и на праздник, на которую вы легко сможете нанизывать любые детали, нравящиеся лично вам. Моя гардеробная формула необходимого минимума и меня саму никогда не подводит — полный набор палочек-выручалочек у меня всегда наготове. И если я с утра не знаю, чего хочу, то просто составляю произвольную комбинацию из моего базового гардероба-конструктора — согласно расписанию дня. И вуаля!

ДО: Как дочь инженера-экономиста и учителя русского языка становится иконой стиля и звездой телевидения? Предвещало ли что-то в детстве вашу карьеру?

Ребенок, который растет среди любящих взрослых, всегда не по годам развит, а у меня было даже слишком много взрослого внимания. Я, по рассказам родителей, рано и сразу бойко заговорила и никогда не коверкала слова. Просто потому что мне в младенчестве не говорил «лялечка», «бибика» или «ням-ням». Только «девочка», «машина» или «есть». Никто не менял тембр голоса или вокабуляр, общаясь со мной-маленькой — со мной разговаривали как с любым членом семьи, не сюсюкая.

При этом меня готовы были внимательно слушать, если я рассказывала что-то интересное, и смеялись, если я рассказывала что-то смешное. Для ребенка это очень важно.

Как только я научилась читать — это произошло в мои три года — и лет в пять писать, я неизменно четко отражала свои мысли на бумаге, всегда любила рисовать и знала толк в красивых платьях — в семье за этим следили. Ну и пример старших у меня всегда был перед глазами. Я не помню ни одного члена своей семьи, который был бы неинтересно или нестильно одет. У всех был свой особый аллюр. Так что для меня с самых юных лет жизнь демонстрировала лучшие примеры прикладной моды: я училась у старших одеваться с уважением к себе и своим внешним особенностям. С нежного возраста мне четко объяснили, что некрасивых людей нет, есть неухоженые и неверно одетые. И я всегда это замечала. Не абстрактно — мол, этот человек некрасиво выглядит, — а совершенно конкретно: у этой женщины плохо сидит платье, у платья некрасивый вырез и непропорциональные рукава, а цвет вовсе не подходит ей и делает оттенок кожи землистым…

Но самая главная воспитательная удача моей семьи на мой счет — это то, что старшим как-то не впрямую, не в лоб, без лести и ажиотажа, удалось в раннем детстве убедить меня в том, что я самая лучшая на свете. Самая умная, красивая, развитая, талантливая. При такой убежденности взрослых в моих прекрасных качествах я просто не имела права их подвести и всегда старалась выдать максимальный результат, чем бы ни занималась — ненавистной музыкой или любимым рисованием. В этом превознесении меня совершенно не было идолопоклонничества или снобизма: в семье были щедры на комплименты другим детям, и я часто слышала, что, например, Ирочка красивая и очень хорошо учится, что Аська очень талантлива в музыке и что у нее замечательные волосы, дай Бог каждому, — для каждой моей подружки у взрослых вокруг меня находились превосходные степени.

Меня учили быть на высоте не на фоне слабаков, а в компании сильных. Когда я отправлялась в первый класс, у семьи не было ни тени сомнения в том, кто будет самой лучшей ученицей, и, что самое интересное, именно так и произошло. Даже типичная для моих ровесниц ненависть к школьной форме у меня отсутствовала, поскольку мое школьное платье, сшитое тетей из роскошной шерсти, было очень красивым, и носила я его с удовольствием. Покупные фартучки подгонялись под меня. Кружевные воротнички и манжеты перешивались каждый день, часто я сама отпарывала и пришивала их под руководством бабушки. С первой учительницей мне тоже очень повезло — Нина Викторовна была юной красавицей, да еще и прекрасно одевалась: брюнетка с прекрасными волосами и темными миндалевидными глазами, она любила юбки в складку и джемпера с шелковыми платками, у нее был потрясающе красивый, ладно сидящий плащ, пальто в клетку и меховая шапочка. Весь класс ее обожал, и она была очень добра к детям, поэтому и успеваемость у нее в классе была очень хорошая. До сих пор уверена в том, что учителя должны одеваться красиво — особенно в младшей школе.

ДО: К какому миру принадлежала ваша семья? Что интересного и счастливого было в детстве?

Обычная небогатая семья советских интеллигентов — папа инженер-экономист, мама — преподаватель русского и литературы, обе тети инженеры-авиационники, одна бабушка — учитель немецкого, другая — медработник-функционер, а после войны домохозяйка, дедушка возглавлял подразделение крупного завода. А счастливым было все: мне очень повезло — меня все любили и много занимались мной. У меня была своя комната, в которой мне разрешалось делать все, что угодно, даже рисовать на стенах. На балконе, на кирпичиках, до сих пор сохранились рисунки, которые я делала лет в 7 мелками, а моя тетя и теперь хранит все мои альбомы для рисования и тетради с первого по третий класс.

ДО: Как вы одевались в школе? Что помните из детского своего гардероба?

Мне не на что жаловаться: меня одевали скромно, но со вкусом и качественно. Я всегда знала, что мне достанется лучшее из возможного. И никогда не выпрашивала наряды. Даже когда в средней школе мне пришлось прийти в новый класс и столкнуться с необычным педагогическим составом и крайне странной оценочной системой координат.

Большинство учителей моей новой школы извивались перед «блатными» родителями, часто выезжавшими за рубеж (у нас учились многие дети сотрудников иностранных посольств) или обладавшими громкой работой типа телеведущего. Неравенство сказывалось не только в хорошем отношении учителей к любимчикам и недобром ко всем остальным, но и в некорректной оценке знаний. К «обычным» детям учителя были строже, оценки ставились пристрастно, к доске вызывали чаще, ожидали больше. Точно так же оценивался и внешний вид детей.

До сих пор помню нашу математичку Валентропу, которая отвела меня в туалет и заставила при ней умыться ужасно холодной водой, потому что считала, что у меня ресницы накрашены — слишком длинными и темными они ей показались. Убедившись в том, что была неправа, она даже не извинилась — это меня очень удивило, я не была к такому приучена в семье, у нас взрослый легко извинялся перед младшим, если была такая необходимость. Детей у которых были «фирменные» тряпочки, учителя хвалили, превозносили и даже смотрели на них по‑другому — с неким раболепным восхищением. Но даже в такой ситуации мне не приходило в голову нажать на родных и потребовать дорогие джинсы. Я точно знала — при ближайшей возможности мне купят все, что нужно, а если не покупают, значит, не стоит ставить взрослых в неловкое положение просьбами, которые им трудно выполнить. Поэтому тертых голубых джинсов у меня долго не было, зато неизменно были красивые платья и пальто — моя тетя и сегодня отлично шьет.

ДО: Чем вы интересовались в школе, о чем мечтали?

Я постоянно читала — все, что под руку попадется. Обожала ходить в библиотеку рядом с домом. Я, уставившаяся в толстую книгу, — самая распространенная картинка моего детства. «Маленькая» бабушка ворчит: «Опять читаешь «гросс бух»? Иди учить уроки сейчас же». Почему-то Конан Дойла, Дюма, Теккерея и Диккенса я предпочитала Жюлю Верну и Фенимору Куперу. А Серебряный век — русской классике. Хотя прилежно прочитала и то и другое вдоль и поперек.

С удовольствием ходила по музеям и без удовольствия по театрам — до сих пор с ненавистью вспоминаю свои ранние детские страдания на балете «Кошкин дом». Но еще больше я ненавидела свою музыкальную школу и противную учительницу Эльвиру Владимировну, которая надолго отбила мне желание не только играть, но и слушать классическую музыку. Как только к детям допускают таких злобных и жестоких людей? Зато я обожала рисовать и очень любила свою художественную школу, которую мне не дал окончить врач-офтальмолог, напугав маму до смерти, что я резко потеряю зрение, если не ограничить нагрузку на глаза.

ДО: Что носили в юности? Были ли у вас возможности одеваться модно?

«Человек вне моды не существует, он может быть либо современным, либо старомодным, либо авангардным», — метко сказал Слава Зайцев. Когда ты подросток, ты хочешь быть авангардным. У мамы была подружка Людмила, которая отлично вязала, более того, у нее была вязальная машина, и ее изделия напоминали готовую одежду, с чем тогда в стране была напряженка. Трикотажная группа, которую она для нас с мамой создала, частично сохранилась до сегодняшнего дня — это безупречные джемпера и водолазки. Швейку я «заказывала» своей тете — сшитые ею брюки-бананы, юбки-брюки, пальто с рукавом-реглан и шифоновые сарафаны и сегодня прекрасно выглядят.

Разумеется, «заграничные» наряды тоже периодически доходили до меня, но чем ждать у этого моря погоды, я предпочитала действовать: свитер-оверсайз, твидовая макси-юбка, которую мама купила для себя, но отдала мне, тяжелые ботинки, майка, присланная американской подругой — и вуаля, я полностью соответствовала стилю «гранж» даже без нарядов от Марка Джейкобса для Perry Ellis. Я рано, еще в старших классах школы, начала самостоятельно зарабатывать, внештатно работая на радио корреспондентом и автором программ. И разумеется, могла себе позволить экстравагантные покупки. Летом 2016-го в разгар моды на 1990-е выудила из архива укороченную джинсовую курточку, которую носила в 10 классе и на первом курсе университета.

ДО: Когда, на ваш взгляд, в России появилась интересная модная жизнь? И как это было?

Интересная модная жизнь в России была всегда, и отдельные звезды на ее небосклоне появлялись даже в эпоху застоя. Но новый буйный виток развития она получила именно в 1990-х. Я очень рада, что в результате многолетней деятельности — и моей, и моих коллег — я могу выходить из дома, тотально одетой в вещи, созданные российскими дизайнерами. Это действительно необычное ощущение, особенно если принять во внимание тот факт, что 20 лет назад о таком и помыслить было нельзя. «Сделано в России» 20 лет назад — было, скорее, клиническим диагнозом, нежели признаком хорошего выбора.

А теперь — огромный вариатив интересных предложений от российских дизайнеров, и все профи моды работают над тем, чтобы красивых и ярких товаров в категории Made in Russia стало значительно больше.

ДО: Как получилось, что вы возглавили L’Officiel?

Я пришла в международный модный глянец как антикризисный менеджер, модный пиарщик и известный в стране журналист с fashion-специализацией. Начав еще школьницей с радиомикрофона, уже на журфаке я поработала на радио и ТВ, в информационном агентстве, газетах и журналах… К креслу главреда я подошла рано, в 25 лет, но за моими плечами были серии авторских проектов на радио, собственный журнал для девочек-подростков и успешное пиар-агентство. За 12 лет я сделала свою работу в журнале, и она мне многое дала. Так что свой личный медиа-проект я строю на основательной платформе.

ДО: Нашим читательницам работа главного редактора знакома в основном по фильму «Дьявол носит Прада». Скажите, что в нем правда, а что полная выдумка?

Исходя из моего личного опыта, близко к реальности продемонстрировано лишь восприятие этой позиции людьми извне — несколько нездоровое, пропитанное экзальтацией, ажиотажем и байками, которые придумывают завистливые ассистентки без перспективы роста.

Все остальное — просто интересное кино в типичном жанре производственной драмы, которое хочет видеть публика. Работу журнального главреда как таковую в фильме так и не показали.

Я обратилась в «ХХ век Фокс» с предложением озвучить главную героиню в русском прокате еще до того, как кино было снято, чтобы будучи причастной к проекту, рассказывать, как на самом деле устроен мир журналистики моды, насколько высоко профессиональные люди там работают, и как много и результативно они вкалывают. А вот Мерил Стрип это сразу поняла — по ее игре было ясно, что, демонстрируя лишь верхушку айсберга своей ролью, она подразумевает за кулисами этих бытовых зарисовок целый огромный мир профессии — это все зрители смогли почувствовать.

ДО: Правда ли, что главреду нужно иметь такой железобетонный характер, чтобы держать все под контролем?

Мне кажется, это собирательный вопрос ко всем женщинам и мужчинам, которые работают руководителями в любых областях… Но я понимаю, что именно Вы хотели спросить. Со мной легко тем, кто отлично делает свою работу и тем, кто талантлив — иначе вряд ли под моим началом люди бы работали по 10−20 лет. Но со мной очень непросто лентяям и бездарям, если они ненароком появляются в моей орбите… Бездарям ведь крайне неприятно убедиться в том, что они бездарны. Поэтому все, что обо мне говорят, — правда. И про меня, и про тех, кто говорит.

ДО: Где в мире женщины одеваются лучше всего? С большим вкусом? Или сейчас везде примерно «средняя температура по больнице»?

Национальные особенности восприятия никто не отменял — ни в моде, ни, скажем, в кулинарии. Покупки клиентов с Ближнего Востока будут отличаться от обновок клиентов из Китая, а русские модницы не будут выбирать те же обновки, что и британские. И это совершенно нормально. Да что уж там говорить, между Миланом и Парижем тоже большая разница. Юная жительница Милана будет носить черную косуху с голубыми рваными джинсовыми шортами и высокими сапогами, а юная парижанка — с черными джинсами-скинни и балетками.

ДО: Что сейчас из себя представляют российские женщины, куда мы движемся, как вам кажется?

Я думаю, что наши женщины очень красивы, очень быстро и легко обучаемы, мгновенно мимикрируют под любую визуальную среду, очень трудолюбивы и сильны, но во всех с детства заложены многочисленные комплексы вины, которые не слишком помогают преуспеть в жизни и в гардеробе. Я также думаю, что склонность к прямолинейности и максимализму, которая проявляется и в размышлениях типа «бьет — значит любит», и в любви к праздничному облику с утра, может быть как слабой стороной, так и сильной. Как только женщина получает свежую информацию и новые правила, она немедленно берет ситуацию в свои руки.

Все россиянки по природе своей отличницы и матери Терезы. Главное, направить эту энергию в созидательное для самой женщины русло, ведь основное чувство вины наша соотечественница чаще всего испытывает, когда решается что-то сделать для себя лично: потратить на новое платье или прическу часть семейного бюджета, съесть последний кусочек чего-то вкусного, устроить себе роскошь занятий спортом или танцами, купить не в дом, а себе лично…

Я с детства знаю, что совершенный внешний облик усиливает твою силу. Что для достижения наилучшего результата для себя и семьи ты должна быть красивой, здоровой, сильной, уверенной в себе. И всеми возможными способами внушаю женщинам, с которыми с детства говорю на одном языке, что вкладывать в себя — не грех, а обязанность. И в большинстве случаев меня слышат и понимают абсолютно правильно.

ДО: Чем вам нравится работа в программе «Модный приговор»?

Константин Эрнст задумал очень смелый проект. Нельзя было представить себе, что эту передачу можно выпускать ежедневно. Это был вызов. А я люблю участвовать в глобальных проектах, реализация которых на первый взгляд невозможна. Кроме того, я видела в «Модном приговоре» свою великую миссию. Когда-то благодаря своей авторской телепередаче Джулия Чайлд научила Америку готовить здоровую еду.

Моей же задачей всегда было научить Россию прекрасно выглядеть, ведь именно для этого и нужна модная одежда и аксессуары. И где бы я ни работала, я всегда старательно воплощала эту сверхидею в жизнь, опираясь на вверенные мне инструменты. В «Модном приговоре», объясняя недостатки или достоинства того или иного комплекта на конкретных примерах, я изо дня в день повторяю со зрителями «таблицу умножения» моды. Благодаря нашим совместным усилиям — ведущих, стилистов, редакторов, режиссеров, монтажеров, операторов, осветителей, команды звука, администраторов, артистов массовых сцен, водителей и других служб (нас около 500 человек на программе работает) — удается преобразить не только героев программы, но и наших зрителей во всем русскоязычном мире — а это 35 миллионов уникальных зрителей ежедневно только в России. А ведь нас смотрят еще и на территории экс-СССР и в русскоязычных диаспорах во всем мире: в Америке, Израиле, Австралии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Бразилии и других странах. Смотрят с огромным доверием и приязнью. И используют советы «Модного приговора» в собственном гардеробе. Так что работа в «Модном приговоре» помимо возможности общения с потрясающе профессиональными людьми на съемках нравится мне своим глобализмом и реальной возможностью менять мир к лучшему.

ДО: Считаете ли вы, что с российскими женщинами действительно надо разговаривать в таком «встряхивающем» тоне, чтобы привести в чувство? Как правильно выстроить диалог, чтобы они не испугались, не зажались, а напротив, расстались с комплексами, научились чему-то полезному?

Меня ангажировали именно для того, чтобы я транслировала компетентную оценку облика героя — до, во время и после трансформации его гардероба — с точки зрения эксперта моды. Моя задача в том, чтобы четко объяснить, как верно воспринимать тот или иной образ, что в нем хорошо, а что плохо. Моя оценка не касается самого человека, его особенностей фигуры, внешности или возраста, она касается только платья. Моя концепция заключается в том, что с женщиной всегда все в порядке, просто платье у нее иногда подобрано неверно, и эту мою подачу прекрасно чувствуют и героини, и зрительницы. Я заметила, что большинство женщин испытывает комплекс вины по отношению к своему отражению в зеркале, мол толстая (или тощая), старая (или, наоборот, зеленая еще) — мол, что такое отражение может украсить, тьфу — пойду надену джинсы и майку, куда уж со свиным то рылом да во калашный ряд… Я же, один из немногих в их жизни людей, который их от комплекса вины освобождает.

Я внушаю им, что они хороши, а плохое платье всегда легко поменять на хорошее. Что не существует фигуры, веса, возраста, которые бы нельзя было красиво упаковать. Мои соведущие, каждый по своему, также стремятся к достижению этой задачи. Но тем не менее напомню, что программа называется «Модный приговор», а не «Модный комплимент», как часто повторяет мой соведущий Александр Васильев.

ДО: Название «Модный приговор» отсылает к ситуации суда, но можно ли винить российских женщин в том, что у них не было возможности вырабатывать вкус? Ведь у нас за плечами — советские магазины с пустыми полками…

Как правило, семья, коллеги, друзья обвиняют героинь «Модного приговора» не в том, что у них нет вкуса, а в том, что они не хотят признавать собственную красоту, или ленивы, или видят себя исключительно в рабочей одежде и страшатся нарядной, или испытывают ни на чем не основанные комплексы в отношении собственной внешности.

Ну например, 38-летняя женщина, которой мама вбила в голову в детстве, что она некрасива, потому что тоща, постоянно носит макси, надевает по три пары колготок, а муж, который и женился на ней из-за любви к ее балетному изяществу, хочет этот стереотип сломать, хочет нарядить свою красавицу-жену в облегающее платье, открывающее ее стройные ноги и точеные руки. При этом, заметьте, он не обвиняет ее в плохом вкусе. Или женщина, которая при прекрасных внешних данных в 40 лет так отчаянно молодится, что заплетает два хвостика с розовыми бантиками и носит коротенькие платья беби-доллы и маечки с розовыми мышками — разумеется, у ее обвинителя, 16-летнего сына, болит сердце от того, что его красавицу-маму воспринимают как даму с большими причудами. Он признает, что маме прекрасно удается выстроить образ подростка, даже со вкусом, будь на месте его мамы 15-летняя девочка.

Или милая дама 32 лет, которая старательно декорирует себя в духе квартала красных фонарей, никак не может выйти замуж, и обвиняющая ее подруга справедливо замечает, что с женщинами, которые себя подобным образом подают, обычно весело проводят время, а семью заводят с «приличными»…

Но все три дамы в своих собственных образах вовсе не демонстрируют отсутствие вкуса, они по своему привлекательны и убедительны в своих гардеробах, просто не видят, что их стереотипы в отношении себя, а соответственно, и гардеробы, создают для них море жизненных сложностей. А окружающим это как раз заметно.

ДО: Как вы думаете, у ваших героинь что-то глобально в подходе к гардеробу изменится после программы?

Я помню женщину, которая поправилась после родов и никак не могла похудеть. Из-за этого муж, любитель худышек, бросил ее. Она впала в депрессию и дошла до того, что 8-летний сын просил ее не приходить в школу, потому что не хотел, чтобы учителя и одноклассники его маму принимали за бомжа. Переодевшись и приобретя новый макияж и прическу, женщина так понравилась себе в зеркале, что внезапно начала худеть — я давно заметила, что от счастья многие худеют. И когда наша бывшая героиня пришла в суд разводиться со своим коварным мужем, она была субтильной — досвадебного размера. Изумленный муж разводиться уже не хотел, но она все же оформила развод. И начала совершенно новую, красивую и счастливую жизнь с мужчиной, для которого была важна она, а не размер ее одежды.

Помню женщину, которая была влюблена в своего начальника-иностранца, а он попросту не замечал ее существования, настолько блеклой она была. И никакие ее ночные бдения, переработки и достижения профессионального свойства отмечены не были по той же причине.

Когда ее переодели, эту женщину не только повысили, но и позвали замуж. Представьте себе, в нее, без каких-то ухищрений с ее стороны, влюбился тот самый начальник. Они поженились и уехали к нему на родину в Европу.

А вот история, которая случилась в моем собственном подъезде. Я несла кучу пакетов, и мне помогла открыть парадную дверь стильная женщина с малышом в слинге. «Вы не узнаете меня? — спросила она. Я была вашей героиней четыре года назад». «А как называлась программа?» — спрашиваю. «Дело о слинге». Я говорю: «Но позвольте, как же? Ведь вашему малышу меньше года…» Тут открывается дверь ее квартиры, и беленькая девочка лет пяти удивленно говорит: «Мама, а что тут делает Эвелина Хромченко?» Моя новая соседка улыбнулась: «Вот кто в слинге тогда сидел…» И таких историй у наших редакторов сотни.

ДО: Говорят, что искусство стиля доступно очень малому проценту людей. Что научить стилю невозможно, он либо есть, либо нет. Ведь по сути надо обладать художественным взглядом, чтобы видеть — стильно это или нет… Как вы считаете?

Это харизма либо есть либо нет. А стиль есть всегда, ведь это проявление внутреннего мира. Ведь «сера мышь» — это тоже своеобразный стиль. Наш внутренний мир очень многогранен. Стиль человека может быть хорош или плох по отношению к эстетическим критериям данного момента и по отношению к его собственным целям, но в том или ином проявлении он есть всегда. Внешне проявляется, как правило, то, что мы в собственной личности эксплуатируем в данный момент.

Именно поэтому я с пугающей точностью могу выяснить о человеке по его костюму больше, чем сама хотела бы о нем знать. Детали облика невольно выдают массу секретов. Но каждый человек — это драгоценность, у которой есть много граней, это дом, в котором есть много комнат… И если открыть нужные двери, если показать нужные грани, то человек начнет выглядеть по‑другому — без внутреннего конфликта. И стилисты «Модного приговора» помогают ему получить новое отражение в зеркале именно для этого.

ДО: Как одеваться стильно, если получаешь сорок тысяч рублей? Можно ли дать какие-то универсальные советы? Что должно быть в гардеробе, чтобы женщине хватало на пять-шесть типических ситуаций?

Если сейчас изучить ваш шкаф, выяснится, что в нем есть большая часть вещей из моей формулы «25 модных инвестиций в гардероб». Возможно, что-то требует замены, что-то нужно докупить, но тем не менее… Базовый гардероб не покупается единовременно. Это делается постепенно.

Залог экономичного гардероба — отсутствие спонтанных покупок. Сами подумайте, зачем вам дорогущее пальто модного розового цвета, если у вас нет хорошего универсального пальто цвета camel? Если ну невозможно как хочется чего-нибудь актуально-блестящего, пройдите мимо одноразового вечернего платья в пайетках и купите маленькую сумочку в блестках — и волки сыты, и овцы целы. Другой пример: рассматривая мой портрет в Инстаграме, подписчица спрашивает о бренде моей тельняшки, мол, наверное, это Saint Laurent? Да Бог с Вами, отвечаю, для тельняшек есть Cos и Petit Bateau, я не хочу доплачивать лишний ноль за имя, а вот смокинг или тренч от Saint Laurent я примерю. В этом доме знают в смокингах и тренчах толк. Да, тренч будет дорогой, но он будет неубиваем многие годы и в конечном итоге сторицей отработает мои вложения в него.

ДО: Вы не будете отрицать, что большие финансовые возможности дают больше возможностей для хорошего стиля? Или есть и здесь свои подводные камни? Случается ли вам видеть очень обеспеченных и при этом безвкусно одетых женщин?

Я видела и небогатых женщин, одетых со вкусом, и пугающих своим выбором богачек. Мода — для всех. Если белый цвет в тренде, то и на виа Монтенаполеоне в Милане, и в недорогих киосках в Москве вещи белого цвета будут доминировать. Но будут по‑разному стоить, естественно. И дорогой бутик, и бюджетный универмаг делают одинаковые предложения в области цвета и линии сезона. Так что мода едина для разных кошельков. А вот уровень качества, разумеется, часто зависит от стоимости вещи. Так что в бюджетных марках следует особенно внимательно смотреть на состав ткани и качество отшива перед покупкой обновки.

Приводя на своих мастер-классах эталонные примеры, я всегда упоминаю и о значительно более демократичных альтернативах. И я уверена в том, что даже в простых, но правильно выбранных джинсах и белой футболке часто можно выглядеть лучше, чем в стразах и перьях, приобретенных по принципу «А за углом дороже!»

ДО: Как вы покупаете вещи? Есть ли у вас зависимость от красивых вещей? Можете ли купить «лишнего» в порыве?

Я ни секунды не шопоголик. Я твердо знаю, что именно куплю в наступающем сезоне, а какие тренды уже отражены в моем гардеробе — нужно только зайти в гардеробную и достать из моей базовой коллекции нужное. Мои мастер-классы о 25 выгодных инвестициях в гардероб популярны не просто так — я знаю, о чем говорю. Все те рецепты, которые я даю моим слушателям, я испробовала на себе.

Я не завишу от вещей, я ими повелеваю. И тем не менее, у меня есть, разумеется, личные предпочтения, которые созвучны моему типу личности, но каждый раз глядя на подиум, я отмечаю наряды, которые приглянулись мне лично. Я же женщина.

ДО: Куда из вашего гардероба уходят вещи, которые перестали вам нравиться?

Не перестали нравиться — просто надоели. Раньше раздавала такие вещи, теперь вешаю в кладовку, которую сняла специально для этой цели в системе сториджей — эта новая услуга, появившаяся в Москве, очень для меня полезна. Чуть что понадобилось, я прыг туда — и все нашлось.

ДО: И есть ли у вас такие вещи, которые с вами долго?

Конечно. База. Черные брюки. Жакеты. Смокинги, тренчи, джемпера и кардиганы, пальто.

ДО: Бывают ли у вас моменты разочарования, когда вы смотрите на свои старые фотографии и думаете, что вот это носили зря?

Вот совершенно нет. Смотрю на фото на себя 15-летнюю, в розовых «бананах» и беленькой индийской батистовой блузке с крошечным рюшем на небольшой стойке и думаю: эх, мне бы сейчас эти бананы и эту блузочку. Раздражают только мои школьные блузки — мама любила покупать мне очень женственные вещи, типа актуальных сейчас блузок с крупными рюшками и оборками на рукавах или с маленькими бантиками у горла — образ эдакой институтки. А меня уже тогда привлекали простые мужские рубашки и стиль а-ля гарсон. Но это мои личные предпочтения, а на подростковых фото все смотрится просто изумительно. Ведь в это время фотографы все показывали как есть, а брак просто выкидывали. Другое дело сейчас: многие горе-фотографы свой брак с любовью выкладывают в интернет на радость троллям.

ДО: Что вас интересует в жизни помимо ваших профессиональных проектов? Что вдохновляет? Как вы отдыхаете?

Для меня отдых — это смена этапов работы и декораций, в которых она делается. Но пообщаться с родными и друзьями, прокатиться на велосипеде или на доске под парусом, сходить в музей, в театр или на антикварный аукцион, прочесть книгу я считаю не менее важным, чем написать статью, прочесть лекцию или снять телепередачу. Мне нравится концепт деления своего времени на четыре равнозначные части: работа, семья, социум и ты сам. Но это совершенно не означает, что когда я лежу на пляже, я не могу ответить на вопросы интервью, или написать статью для собственного сайта, или изучить свежие модные блоги. Просто моя работа мне всегда в радость, мне не нужно от нее отдыхать.

О чем мечтаете сейчас?

Мечты, которые можно претворить в жизнь, это уже не мечты, а планы, не так ли? А о планах ведь обычно не рассказывают, только о результатах. А вот мечта, которую претворить в жизнь пока нельзя и которая, по‑видимому, так и останется мечтой, снялась со мной для этого номера «Домашнего очага» — это крошечный джек-рассел-терьер Харли. Нежные лапки и теплое пузико. Крайне спокойный и доброжелательный младенчик. Самая сладкая собака в мире. И у меня на нее аллергия.

Билеты на мастер-классы «Школы моды Эвелины Хромченко» можно приобрести на сайте www.evelinakhromtchenko.com

Эвелина Хромченко: "Разбирая гардероб, женщина на самом деле планирует свою жизнь"

"Надо быть лучше, чем вчера, а не лучше, чем другие" - это кредо эксперта моды, ведущей программы "Модный приговор" Эвелины Хромченко в отношении стиля может стать ключом к успеху во всех сферах жизни. Сделав для развития индустрии моды в России не меньше иного министерства, сегодня Эвелина каждое утро приходит к нам в дом, чтобы рассказать о том, что есть мода. Неудивительно, что, примеряя новое платье, мы думаем: а что сказала бы Эвелина?

Глядя на фотографии с Эвелиной Хромченко в роли модели, становится понятно, что если она захочет, то может одеваться исключительно в наряды тех дизайнеров, звезды которых сама и зажгла. Эвелина из тех, кто создавал сегодняшнюю карту моды России и наносил на нее все важные имена, именно она однажды нашла талантливых и никому не известных студентов и помогла им превратиться в тех дизайнеров, которые сегодня ежесезонно создают самые желанные коллекции. Неудивительно, что модный приговор Хромченко обсуждению не подлежит, а сама Эвелина не только продолжает поставлять на рынок новые fashion-таланты, но и запустила образовательный проект "Школа моды Эвелины Хромченко", благодаря которому любая женщина сможет узнать о моде все и даже больше.

Эвелина входит в The Business of Fashion 500 - престижный британский список
самых влиятельных людей международной моды

Эвелина, как-то вы рассказали, что, будучи студенткой, мысленно переодевали людей в метро. Вот уже семь лет вы действительно это делаете в программе "Модный приговор" на Первом канале. А в обычной жизни все еще хочется дать совет тем, кто в моде ничего не понимает?

Я не уверена в том, что, например, доктор, увидев у прохожего на улице явные симптомы болезни, кидается к нему и, хватая за рукав, ставит ему диагноз. Точно так же и я не пристаю с советами к тем, кто их не просит. У меня и так работы полно. Помимо участия в "Модном приговоре", который ежедневно только в России смотрят 35 миллионов зрителей, я руковожу собственным интернет-проектом c охватом в 30 миллионов пользователей - это мой сайт и страницы в соцсетях. Также я пишу книги, консультирую fashion-компании, провожу огромную работу по поиску и развитию молодых талантов. Плюс постоянно читаю лекции в рамках образовательного проекта "Школа моды Эвелины Хромченко" во многих крупных городах России и экс-СССР. Разумеется, и о Москве не забываю - в 2015 году, например, только в легендарном демзале ГУМа запланированы четыре лекции. Приходите!

- Вам уже давно пора было школу моды открыть.

Парадоксально, но факт: я ведь соглашалась на свои первые лекции скрепя сердце: всегда была уверена, что достаточно двух макаренко в семье - бабушки, преподавателя немецкого языка, и мамы, учителя русского языка и литературы... Но избежать преподавательской деятельности не удалось. Сначала я читала цикл лекций в Высшей школе экономики. Потом помогала создать программу модуля бакалавриата "Журналистика моды и стиля жизни" на журфаке МГУ. А сегодня у меня проработан целый цикл публичных лекций. Моя школа существует по принципу "Мой адрес - не дом и не улица": я читаю на престижных площадках, в разных городах, на большие аудитории. И делаю это в очень доступной, развлекательной форме.

Этот вид образовательного развлечения популярен во всем мире давно, он называется edutainment: название термина произошло от скрещивания слов education и entertainment. О трендах вечных и о конкретных тенденциях будущего сезона. О том, как правильно расшифровывать дресс-коды на пригласительных билетах. О том, как определиться со стилем - читай: с жизненной ролью, которую и надо декорировать одеждой. О том, как эффективно и экономично инвестировать в гардероб... Применив данные мною формулы на практике, мои слушатели с удивлением понимают, как облегчили себе жизнь. И удивляются, почему сами не поняли этого раньше - ведь все элементарно.

Вы хотите сказать, что люди после работы идут на лекцию о моде вместо того, чтобы отправиться в клуб или на концерт?

Так и есть. Впрочем, одно другому не мешает - сегодня послушают мою лекцию, а завтра будут знать, в чем им сходить на рок-концерт, а в чем - в консерваторию. Как одеться на собеседование, чтобы приняли, а в чем отправляться на корпоратив, чтобы повысили. В чем идти на первое свидание, чтобы состоялось второе, и как нарядиться для знакомства с родителями жениха, чтобы они превратились в свекра и свекровь... Глядишь, жизнь и наладится. Ведь женщина, разбирая свой шкаф или планируя покупки, на самом деле планирует свою жизнь, отсекая ненужное и экипируясь для новых побед.

- Некоторые считают, что мода - это закрытый клуб для избранных. Очевидно, у вас иное мнение?

Разумеется, потому что это неправда. Я всегда так считала - и когда создавала детский журнал моды для девочек-подростков, и когда выпускала взрослый журнал моды для женщин от 22 до 55 лет. И в выпускном классе, когда делала радиопередачу для школьниц на Первом канале радио, и сегодня, когда Первый канал телевидения дает мне уникальную возможность работы с гигантской аудиторией. Мода - это не высшая математика, это игра. И не для избранных, а для всех. Я просто знаю правила. И готова их понятно объяснить.

- Кто приходит на ваши лекции?

Это молодые, успешные, красивые, отлично одетые слушательницы, которым моя помощь, на первый взгляд, не нужна... Просто им хочется выглядеть еще лучше. Хочется со знанием дела инвестировать в вещи, которые никогда не выходят из моды. И точно знать, что именно купить, чтобы соответствовать текущему сезону, ведь тенденций такое множество, что без помощи профессионала в них разобраться тяжело. Кроме того, иногда всем нужен дружеский совет. Например, нет четкого видения собственного стиля, но хочется выглядеть достойно. Или нужно поехать в ответственную командировку и непонятно, что класть в чемодан. Все сталкиваются с ситуацией, когда гардероб переполнен, но кажется, что нечего надеть.

- Неужели и у вас такое бывало?

Конечно, но, к счастью, моя гардеробная формула необходимого минимума меня не подводит - полный набор палочек-выручалочек у меня всегда наготове. И если я не знаю, чего хочу, то просто составляю произвольную комбинацию из моего базового гардероба-конструктора согласно расписанию дня. И вуаля!

"Мода - это не высшая математика, это игра", - говорит Эвелина Хромченко

- Вы шопоголик или все-таки продумываете свои покупки?

Я ни секунды не шопоголик. Я твердо знаю, что именно куплю в наступающем сезоне, а какие тренды уже отражены в моем гардеробе, нужно только зайти в гардеробную и достать из моей базовой коллекции нужное. Мои лекции о 25 выгодных инвестициях в гардероб популярны не просто так, я знаю, о чем говорю.

- У вас в гардеробе есть вещи современных российских дизайнеров?

Ну конечно. У меня внушительная коллекция - коктейльные решения Вики Газинской, дневные платья Кирилла Гасилина, жакеты Славы Зайцева и Татьяны Парфеновой, пальто Люды Никишиной и Виктории Андреяновой, брючные костюмы сестер Рубан, вечерние наряды Ульяны Сергеенко, свитшоты Кати Добряковой, смокинг от Алены Ахмадуллиной, шляпы Кости Гайдая... Можно долго перечислять. Вот почему-то брючного костюма от Дмитрия Логинова у меня пока нет, надо исправить это упущение в ближайшее время. Зато обширное собрание бижутерии от российских творцов у меня дома уже не помещается, только в специальном хранилище вместе с моей основной коллекцией винтажных украшений. Кстати, моя антикварная бижу-коллекция сама теперь предмет экспонирования в галереях и музеях и живет независимой от меня жизнью. А я озабочена новинками. Следите за моими "Бижу-Базарами" - во время этих мероприятий я представляю новые имена в бижутерии. Следующий "Бижу-Базар" в начале лета сделаем, думаю.

- Вы постоянная гостья неде ль моды в Париже и Милане. Все-таки есть разница между представлениями о моде в России и в Европе?

Особенности восприятия в разных странах мира никто не отменял. Россиянкам по вечерам нравится быть нарядными, нравится блеск, высокие каблуки, броские украшения, яркие цвета, а француженки выберут вечером сдержанность декора, матовые ткани, маленькие незаметные украшения и черный цвет. Американка вечером захочет показать коленки, а итальянка - декольте. Молодая москвичка всем своим видом будет демонстрировать, что она уже взрослая, а парижанка - стараться донести то, что она еще ребенок. Мы все разные, и это хорошо. Русская любит пельмени, итальянка - равиоли, китаянка - димсамы, японка - гёдза. Между этими блюдами много общего, но в то же время всем очевидна разница.

Не кажется ли вам, что современная мода носит слишком коммерческий характер? То есть дизайнеры в первую очередь думают о том, как продать, а не о том, как создать шедевр.

А кому нужен шедевр моды, если его нельзя купить и надеть? Любой шедевр моды только тогда и входит в историю, когда его правильно надели - в нужное время, в нужном месте, на нужного человека. Платья самого по себе не существует.

- Что для вас дурной вкус?

Если одним словом - это перебор. Если конкретно, то бровь, выщипанная в форме "московский излом", откровенно "сделанные" губы и грудь, нейл-дизайн в любом проявлении, джинсы, "украшенные" вышивкой, стразами или "оборудованные" потертостями в неправильных местах - люди не замечают, как уродуют их формы такие визуальные эффекты, обувь с длинными узкими носами, особенно у мужчин, мужские ремни с огромными бляхами, изобилие логотипов, маленькая собачка в дамской сумке на публике, спортивные костюмы везде кроме спортзала, но даже в спортзале плюшевые костюмы розового цвета с веселыми ушками повергают меня в шок.

Несомненный дурной тон - это обнаженное тело в обществе. В любых дозах. Голый живот уместен на даче, на пляже, в спальне, но избавьте прохожих на улице от необходимости лицезреть ваши телеса. Замечу, что меня тяжело заподозрить в зависти: моя комплекция и вес всегда позволяли мне короткое, облегающее и декольтированное в любых соотношениях.

У героинь программы "Модный приговор", которые надели новое платье, потом действительно меняется жизнь? Они становятся счастливее, изменив свой образ?

Я помню женщину, которая поправилась после родов и никак не могла похудеть. Из-за этого муж, любитель худышек, бросил ее. Она впала в депрессию и дошла до того, что восьмилетний сын просил ее не приходить в школу, потому что не хотел, чтобы маму принимали за бомжа. Переодевшись и приобретя новый макияж и прическу, женщина так понравилась себе в зеркале, что внезапно начала худеть - я давно заметила, что от счастья многие худеют. И, когда наша бывшая героиня пришла в суд разводиться, она была досвадебного размера. Изумленный муж разводиться уже не хотел, но она все же оформила развод. И начала совершенно новую - красивую и счастливую - жизнь с мужчиной, для которого была важна она, а не размер ее одежды.

Эвелина Хромченко на съемках "Модного приговора"

Помню женщину, которая была влюблена в своего начальника-иностранца, а он попросту не замечал ее - настолько блеклой она была. И никакие ее профессиональные достижения отмечены не были по той же причине. Переодевшись, дама немедленно получила повышение. И, представьте себе, в нее вдруг влюбился тот самый начальник. Они поженились и уехали к нему на родину, в Европу.

А вот совсем свежая история, которая случилась в моем собственном подъезде. Я несла кучу пакетов, и мне помогла открыть парадную дверь стильная женщина с малышом в слинге. "Ой, как хорошо, что вы наконец к нам переехали, мы вас так долго ждали. Вы не узнаете меня? - спросила она. - Я была вашей героиней четыре года назад". "А как называлась программа?" - спрашиваю. "Дело о слинге". Я говорю: "Но, позвольте, как же? Ведь вашему малышу меньше года..." Тут открывается дверь квартиры, и беленькая девочка лет пяти удивленно говорит: "Ой, мама, а что тут делает Эвелина Хромченко?" Молодая женщина улыбнулась: "А вот кто в слинге тогда сидел"... И таких историй у наших редакторов сотни.

Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Эвелина Хромченко и Александр Васильев

Однажды вы сказали: "Женщина может быть любой, главное - запомнить, что она не толстая, а аппетитная, не длинная, а статная, не тощая, а стройная, не коротышка, а миниатюрная. Нужно ценить то, что вам дал Бог". В каком возрасте вы пришли к этой мысли?

Я с этой мыслью выросла. Меня так воспитывали в семье. Мне с раннего детства подробно объяснили: все люди - красивые, а я - вообще самый лучший, умный и красивый ребенок на свете. Я до сих пор считаю этот подход правильным. Некоторым взрослым кажется, что детей можно испортить комплиментами, что правильно ставить малышей в известность об их недостатках во внешности - а это огромное заблуждение.

- Ваша уверенность в себе у вас с детства?

Именно так. Правда, я что-то засомневалась в подростковом возрасте, но быстро нашла баланс.

Вы озвучивали героиню Мерил Стрип в фильме "Дьявол носит Prada", которая была главным редактором журнала о моде, властной и деспотичной женщиной. Вы ассоциируете себя с ней?

Я всего лишь озвучила Мерил Стрип, а она блистательно сыграла свою роль. Как вы думаете, на сколько процентов этот фильм про Мерил Стрип?

- В жизни вы можете быть жесткой?

А вы нет?

- Но у вас получается "выключать" жесткость, когда заканчивается рабочий день?

Мне кажется, это собирательный вопрос ко всем женщинам-руководителям. Но в моем случае ответ довольно однозначный: я - да, у меня просто нет сил после работы. А если бы и были, я бы тратила их на то, чтобы перенаправить освободившуюся энергию в мирное русло. Вот спортом бы занялась наконец, а то все массаж да массаж.

- Жесткий характер, требовательность мешают в личной жизни?

А может, в личной жизни я пушистая и непритязательная, залезла под крыло к своему любимому и тихонько там сижу?

- Ваш сын Артемий уже совсем взрослый. Он прислушивается к вашим модным советам?

Если, отправляясь на встречу с друзьями, он мне назло напялит иной раз бейсболку на затылок, то, одеваясь на красную дорожку, Артемий сам себе завязывает галстук, попадая в нужную длину и делая правильной толщины узел. Его представления о мужском костюме достаточно развиты для того, чтобы в протестном переходном возрасте спокойно относиться ко всем свежим идеям мужской моды, которые я применяю в его гардеробе, - и к укороченным брюкам, и к компактным пиджакам. А в отношении всего остального он действует по собственному плану.

Ну вот, например, его никто не прессовал с выбором профессии. Он захотел учиться бизнесу, хотя мне очевидно, что у него есть объективные данные, чтобы стать отличным кинорежиссером. Но тут я со своими советами не лезу. Это его жизнь. Ему 18 лет. Нужен будет совет, я его дам. Но я точно знаю, что уже очень давно оградила его от массы проблем, четко объяснив ему в его семь лет некоторые простые вещи, которые кое-кто и в 50 никак освоить не может. Например, мой сын с детства знает, что на вопрос женщины о том, как она выглядит, ни в коем случае нельзя отвечать: "Нормально". Этот урок он усвоил еще до того, как выучил таблицу умножения. Это одно из моих важнейших жизненных достижений, я считаю.

Одна из самых влиятельных персон в мире моды, журналист, телеведущая и известная в Америке и Европе писательница. Эвелина входит в рейтинг 25 самых популярных ведущих на российском телевидении.

МИТРОФАНОВА: Очень рада приветствовать в студии Эвелину Хромченко. Эвелина нашла время в преддверии своего мастер-класса, который состоится 24 июня в 19 часов в демзале ГУМа и называться будет «Модный сезон осень-зима 2015-2016». Эвелин, ну, давай уж я один раз в жизни скажу, Эвелина Леонидовна Хромченко.

ХРОМЧЕНКО: О, матерь божья. Здравствуйте, дорогие друзья.

МИТРОФАНОВА: Эвелина Леонидовна. А, кстати, красиво, подходит, очень так певуче.

ХРОМЧЕНКО: Спасибо.

МИТРОФАНОВА: Ну, тебя точно редко называют по отчеству.

ХРОМЧЕНКО: Практически никогда.

МИТРОФАНОВА: В отличие от меня. Я Маргарита Михайловна, твоя ровесница, я старше тебя на год, но меня всю жизнь называют Маргарита Михайловна. То ли потому что я в очках, как и ты, не знаю, почему. Ну, это судьба.

ХРОМЧЕНКО: Чего это ты вдруг за отчество зацепилась, я понять не могу?

МИТРОФАНОВА: А за отчество, просто редко, понимаешь, ты настолько медийный, популярный, деловой и, главное, что по делу популярный человек, что иногда для уважения можно и назвать по отчеству. Но не буду, потому что уважаю, люблю тебя очень давно. И, кстати, неким образом каре белым и очками «кошечками», мне кажется, что мы, вот наш образ чуть-чуть похож, и когда я вижу тебя на обложках журналов, я всегда говорю, что это я. И мне это очень приятно, потому что ты серьезный, вдумчивый человек и журналист. Скажи, пожалуйста, твоя карьера, вот такая серьезная, когда вы переехали из Уфы в Москву, когда началась? Или просто становление?

ХРОМЧЕНКО: Ну, послушай, мы из Уфы в Москву переехали тогда, когда мне было 10 лет, ни становление, ни карьера в этот момент начаться не могут, это все попозже начинается чуть-чуть. Я просто слушалась родителей, я вообще, мне кажется, не очень доставляла им хлопоты.

МИТРОФАНОВА: Ну, а я тебя и не спрашиваю, что ты была трудным ребенком или нет. Просто переехать в другой город, потом школа, все равно же родители, видимо, выбирают первое время для ребенка судьбу. Это школа, это потом университет. Вот скажи, вот сейчас самая большая заруба дети-родители, это то, что родители знают лучше, куда ребенку поступать.

ХРОМЧЕНКО: Ну, в моем случае они знали, конечно, лучше. Если бы, например, я следовала их предложению высшего учебного заведения, я бы, наверное, сегодня с тобой разговаривала, скажем, на тему…

МИТРОФАНОВА: Коллайдера ядерного?

ХРОМЧЕНКО: Нет, на тему охраны окружающей среды, во-первых, в качестве варианта на тему того, как правильнее и быстрее отучить ребенка картавить, еще могли бы мы про стоматологию с тобой поговорить, а также о том, какой мех моден в нынешнем сезоне.

МИТРОФАНОВА: Однако. Так это что была за профессия, которую они тебе прочили?

ХРОМЧЕНКО: Это четыре разные были.

МИТРОФАНОВА: Кем они тебя видели?

ХРОМЧЕНКО: Они видели меня студенткой Губкинского.

МИТРОФАНОВА: Это нефть и газ.

ХРОМЧЕНКО: Да, отделение «Охрана окружающей среды» института нефти и газа, им очень хотелось.

МИТРОФАНОВА: Могла бы взятки большие сейчас брать.

ХРОМЧЕНКО: Ну, не думаю, вряд ли, это у меня бы точно не получилось, я не представляю себе, как вообще люди это делают, удивительный талант какой-то.

МИТРОФАНОВА: Ну, это от суммы зависит.

ХРОМЧЕНКО: Нет, это не зависит от суммы, это зависит от внутренних настроек человека.

МИТРОФАНОВА: Да, пожалуй, ты права, не буду спорить с тобой. Ну, хорошо, тогда другие варианты родительских мечтаний?

ХРОМЧЕНКО: Потом еще моя мама очень хотела, чтобы я стала логопедом, потому что считала, что это прекрасная профессия для женщины.

МИТРОФАНОВА: Никогда без куска хлеба не останешься.

ХРОМЧЕНКО: Само собой. Но можно еще не только чужим детям, еще и своему внимание уделить. Потом еще была такая тема, связанная со стоматологией, но как-то очень быстро затихла. Была тоже такая непродолжительная тема мерчендайзинга, как это теперь называют.

МИТРОФАНОВА: Товаровед.

ХРОМЧЕНКО: Нет, это оформление витрин, залов, художественное оформление, вот здесь мама решила все-таки пойти навстречу моим талантам и дарованиям и захотеть вот такую идею пропагандировать. И еще что-то такое было.

МИТРОФАНОВА: Но все же ты выбрала сама вуз, в который поступала?

ХРОМЧЕНКО: Ну, как сказать, вообще-то я собиралась поступать на станковую живопись, но тут, конечно, мама встала грудью.

МИТРОФАНОВА: Как в рассказах Зощенко: «Не пущу».

ХРОМЧЕНКО: Вроде этого. Потом я решила, что хорошие иностранные языки никому не повредят и я, пожалуй, стану переводчиком с нескольких иностранных языков. Однако университет меня в тот год не получил на «ромгерме», а получил на журфаке, просто потому что у комиссии, которая на «ромгерме» сидят в тот момент, менялось настроение. Есть разные практики в грамматике английского языка и мои преподаватели порекомендовали мне годок подождать, когда там будет более лояльное отношение к той практике, которую демонстрировали мои преподаватели.

МИТРОФАНОВА: Это была драма?

ХРОМЧЕНКО: Вообще никакой драмы не было, подумаешь, я же не мальчик, я могу годок и подождать, и я решила попробовать свои силы на факультете журналистики, этим я всегда увлекалась. Здесь тоже родители сказали: этот номер не пройдет. Но поскольку они понимали, что, в принципе, я жду «ромгерма», они как-то спустя рукава запрещали мне это действие. Я пошла и поступила без всяких репетиторов совершенно спокойно на дневное отделение, на бюджет.

МИТРОФАНОВА: Там был большой конкурс в то время.

ХРОМЧЕНКО: Огромный. Там еще и плюс ко всему был творческий конкурс, что, я считаю, правильно.

Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.

Мы продолжаем нашу рубрику «Косметичка», в рамках которой герои рассказывают о своих любимых бьюти-средствах, ритуалах и отношении к тенденциям красоты. Мы поговорили с экспертом моды Эвелиной Хромченко в преддверии ее мастер-класса «Модный сезон осень-зима 2018-2019» о принципах выбора косметики, косметичке для командировок и особенностях макияжа глаз с учетом разных форм оправ очков.

О принципе питания и поддержании формы

Раз в три недели во время съемок «Модного приговора», когда сидишь без особого движения по 12 часов в день, я заказываю доставку готовой легкой еды Just for you с меню на 800 ккал в день. Ночью, придя домой, добиваю еще ккал 200 «на пожевать». А в обычной жизни употребляю в день не более 1500 ккал: я миниатюрна, спортивные рекорды — не мой случай, так что мне этого вполне хватает, чтобы быть здоровой и не расползаться. «Компетентные советы» посетителей моего инстаграма о том, что «800-1000 ккал в день — это очень вредно», в моем случае излишни: во-первых, я такое практикую три-четыре дня в три недели, а во-вторых, я раз в полгода сдаю анализы крови, которые ярко демонстрируют мою правоту.

Обычно я не сижу на диетах — просто жестко ограничиваю себя в мучном и сладком и никогда не мешаю белки и углеводы. Жирное я не люблю, зато люблю овощи. Совершенно не приемлю концепции питания типа «Макдоналдса», терпеть не могу любую сладкую газировку. И обожаю маленькие порции: привыкла к ним с детства, когда мне пекли оладушки-дочки размером с пятикопеечную монету и делали мини-котлетки.

Спортом мечтаю заняться на более регулярной основе, жду, когда мой тренер Сослан Варзиев наконец откроет спортзал, — со всеми остальными тренерами у меня как-то не срастается, а вот Сослан настоящий волшебник: занимаешься по два раза в неделю минут по 40, совершенно без напряжения, и через две недели имеешь олимпийский рельеф. Думаю записаться на пилатес. А пока я регулярно делаю массаж у хорошего массажиста. И летом занимаюсь виндсерфингом в Валенсии, там же езжу на велосипеде.

За красоту в семье отвечала мама. Когда я настояла на том, чтобы мне отрезали косу, мама приучила ходить к лучшему парикмахеру из доступных, а не стричься бог знает у кого, и делать салонный маникюр в мои ранние школьные годы. Мама показала мне маски для кожи лица и головы, для волос и ногтей, которые можно приготовить из домашних ингредиентов. И все ритуалы красоты кожи тела — от скраба до очищения пор паром, от контрастного душа до увлажнения и питания — мне тоже показала мама.

А когда на коже стала появляться подростковая сыпь, мама записала меня в Институт красоты к дерматокосметологу и строго следила за посещением процедур не менее одного-двух раз в неделю и за моим рационом, категорически исключив все опасные для кожи продукты вроде жареного, острого, соленого, сладкого, мучного и хоть сколько-нибудь жирного.

Дома мама устраивала мне регулярную паровую баню с ромашкой для лица. После паровой бани следовало вытереть лицо чистым льняным полотенцем и сделать маску из кефира и овсянки с добавлением дрожжей. После чего на отдельные зоны лица точечно наносился либо спиртовой лосьон, либо болтанка, прописанная дерматологом, а все остальные зоны увлажнялись. Вода же, кипяченная с ромашкой, разливалась в формочки и ставилась в морозилку — каждое утро следовало протирать кожу лица этим льдом-антисептиком. Сами понимаете, тех проблем с кожей лица, которые испытывали подростки вокруг меня, я просто не знала — при такой-то муштре.

Так что я не могу говорить о каком-то одном главном бьюти-совете: я получила качественное образование в области бьюти-ухода и устойчивые навыки и привычки. Очень благодарна маме за это и уверена, что любая мать обязана дать такую же базу своему ребенку.

О формировании бьюти-образа

Мама, преподаватель русского языка и литературы, была похожа на Анук Эме в «Мужчине и женщине» — и внешне, и по образу, и по манере -одеваться. Она всегда прекрасно одевалась — у нее были «свои» портнихи, вязальщицы, скорняки, и, несмотря на дефицит, ей всегда удавалось находить красивые тренчи, дубленки, платки, обувь и украшения. И необычно их комплектовать. Например, помню, как вся Москва вслед за мамой стала носить чалму, сооруженную из платка, продернутого в золотое кольцо.

И красивых флакончиков в ее арсенале было немало. Мне тоже перепадало: например, я решительно отобрала у мамы крошечную бутылочку Chanel № 5, мне нравилась форма и легенда, но содержимое тогда совсем не восхищало — я душилась в школе Anaïs Anaïs by Cacharel и Diorissimo. Сейчас зато очень люблю аромат Chanel № 5 и, конечно, с лихвой компенсировала маме ту экспроприацию. А тот самый мой первый пузыречек до сих пор стоит полный.

Тетя, инженер-изобретатель, была похожа на Мэрилин Монро и Татьяну Доронину одновременно, но физически была много совершеннее обеих — лицо камеи, роскошный бюст, узкие бедра, красивые ноги. Она ездила в многочисленные командировки и прекрасно шила плюс ко всему. Одевалась как кино-звезда и всегда была очень -эффектной кудрявой блондинкой, годам к сорока перекрасившись в природный рыжий цвет. Духи Climat, Magie Noire, Opium... Ее оранжевая помада времен моего -детства — Christian Dior в синем тюбике, — которую я у нее выпросила, у меня до сих пор где-то -хранится.

О поддержании образа

Александр Тодчук несет ответственность за мои волосы — их форму, цвет, объем, длину с моих студенческих времен. Мои стрижка и окрашивание неизменно вызывают восторг у мастеров во всем мире. Мне есть с чем сравнивать, я по роду работы посещаю много знаменитых парикмахеров в разных частях света. Моя первая тройка — это Александр Тодчук (Todchuk Studio, Москва), Лоран Дюфур (Prive, Нью-Йорк), Бастьен (Carita Montaigne, Париж).

Для волос постоянно использую только краски L"Oreal, только не спрашивайте меня о формуле, благодаря которой Александр Тодчук получает оттенок «Эвелина Хромченко», — этот рецепт нужно узнавать у него. Мои средства для укладки: для корней TecniArt Volume Lift Root Fit Spray-Mousse Volume 3 от L"Oreal, для длины TecniArt Volume Architect Thickening blow dry lotion Force 3 от L"Oreal, для освежения объема Thick Dry Finishing Spray от Oribe и сухой шампунь Professional Dry Shampoo от Greymy, для закрепления лак Elnett от L"Oreal.

О любимых средствах

Я всегда использую качественную косметику по уходу, не зацикливаясь на одной марке, чтобы избежать привыкания к средству. В отличие от витаминов, которые хорошо работают, когда накапливаются, косметика должна меняться время от времени: кожа не любит длительного использования одного и того же средства, кроме того, у кожи очень разнообразные потребности каждый день. По крайней мере, у моей.

Для лица это сейчас сыворотки: днем Genifique Advanced Activateur De Jeunesse, на ночь — Advanced Night Repair от Estée Lauder. Среди ночных средств, которые я чаще всего с ними чередую: увлажняющая маска Drink Up от Origins, увлажняющий крем-гель для сияния от Nars — он тоже используется как ночная маска, сыворотка для сияния от La Mer, крем High Maintenance от Jean Louis Sebagh, и любимец международных визажистов Lait-Creme Concentre от Embryolisse, который может использоваться как увлажняющий крем, маска, средство для снятия макияжа и база под макияж — и ночью, и днем. Среди дневных: увлажняющий крем-гель для сияния от Nars, интенсивный увлажняющий регенерирующий гель от SkinCeuticals и витаминный крем под макияж от Bobbi Brown, который я часто использую просто как дневной крем.

Для глаз каждое утро я накладываю патчи: анализируя пустые коробки, я поняла, что чаще всего использую Gold & Snail Hydrogel Eye Patch от Petitfee — дешево и сердито. А в полеты я неизменно беру патчи от Estée Lauder — они крайне эффективны, приятны, удобны в разовом использовании и к тому же незаметны на лице: не пугают народ в самолете. Далее — дневной крем, он всегда легкий, сейчас это Advanced Genifique Yeux Light Pearl от Lancôme. На ночь я чередую крем Eye Expert от Dr Sеbagh, A.G.E. Eye Complex от SkinCeuticals, крем для кожи вокруг глаз Advanced Night Repair от Estée Lauder, маска для контура глаз от Sisley.

Что касается декоративной косметики, то на большинство съемок и выходов меня готовит национальный визажист Lancome Светлана Никифорова, и она, разумеется, использует для этого средства Lancôme. А мои личные фавориты в макияже сейчас таковы. Для губ: бальзам BeneBalm от Benefit, темно-красная матовая помада Balmain & L"Oreal Domination, матовые красные карандаши для губ от Nars и более сухой и стойкий RomanovaMakeup в оттенке Perfect Red — я наношу их как помаду, они совсем не растекаются. Для лица: сухой рассыпчатый тон для лица 1G Light от bareMinerals, пудра True Match Ultra Perfecting Powder Rose Vanilla 2R/2C от L"Oreal, скульптурайзер Bronzing Powder Golden Light 1 от Bobby Brown. Для глаз: карандаш Infaillible Gel Crayon 24h Waterproof 001 Black to Black, лайнер от RomanovaMakeup. Моя тушь cейчас — это черная Eyes to Kill от Giorgio Armani. Но могу также рекомендовать туши Le Vollume от Chanel, Diorshow Extase от Dior и мою любимую Big Tease Blackest Black от Bare Escentuals. Несмотря на огромное количество палеток теней, в мини-косметичке я всегда ношу только мягкий кремовый Nars 140 Minimalist, который дает легкий телесный мелкодисперсный блеск.

Для снятия макияжа выбираю мицеллярную воду от Bioderma для чувствительной кожи с красным колпачком.

О дорожной косметичке

Да вот все это и входит — я обожаю косметику тревел-размеров. Все это обычно находится в косметичках #EvelinaKhromtchenkoAndEkonika — в нашей совместной с «Эконикой» капсуле я предложила два вида косметичек — для длинных командировок и для коротких поездок. Это конструкции, созданные на основе моей обширной практики fashion-командировок, — для меня лично это совершенно идеальные системы хранения, многие обладатели разделяют мое мнение на этот счет. Помещается туда все и даже больше. Упаковку чемодана я всегда начинаю с упаковки трех косметичек: для макияжа, для ухода, для волос. И выбор продуктов, перекладывание их в тревел-контейнеры, надписывание занимают у меня не меньше времени, чем сбор одежды и аксессуаров.

— Самые лучшие косметологи, парикмахеры, колористы, визажисты и маникюрши работают в России. Итальянский колорист и французская маникюрша научат вас любить Родину немедленно.

— Я далека от косметики из холодильника, но сок картошки на половине ватного диска, приклеенный на отек под глазом, правда работает.

— Удивительно, но приходится открывать Америку вновь и вновь: не смывайте макияж мылом, для этого есть специальные средства.

— Вытирайтесь после умывания одноразовыми полотенцами, салфетками или ватными дисками, но не вытирайте кожу лица досуха.

— Не загорайте. Просто никогда не загорайте, и все — подробности расскажут дерматологи-онкологи. И всегда, по любым причинам оказываясь на солнце, используйте фильтры от 30 и выше, широкополую шляпу, майки с длинными рукавами, солнцезащитные очки. Но принимайте воздушные ванны в тени: кожа будет иметь здоровый естественный оттенок, а все остальное сделают легкие масла с мелкодисперсными блесками.

— Совершенно необязательно пить много воды, если вы не хотите пить.

— Хотите красивую кожу, не ешьте мучного, сладкого, жирного, жареного, острого, соленого и кислого. И ходите к врачу дерматокосметологу, а не к косметичке в парикмахерской — она исполнитель, а назначение дает врач, не стоит путать эти вещи.

— Диета — это не отсутствие еды, а система питания: чтобы похудеть, нужно есть. Только есть правильно. Пользуясь случаем: слово «кушать» сегодня используется только в адрес маленьких детей. Во всех словарях оно указано как устаревшее, так что аргумент «А как же „кушать подано“?» не работает. Нужно просто однажды выучить это и не позориться.

— Диета всегда крайне индивидуальна, но булки с маслом, чипсы, гамбургеры, картошка фри, сладкая газировка, конфеты и прочий сахар, майонез, спиртные напитки вредны всем без исключения.

— Тема «Я ничего не ем и все равно толстею» в 99,9 % случаев абсолютное вранье, и только в 0,01% — серьезное заболевание.

— От фруктов и сухофруктов тоже толстеют.

— Никогда не поправляйтесь более чем на три килограмма. Если не можете их сбросить даже за три месяца корректировкой меню, отправляйтесь к врачу, делайте анализы крови и гормонов и меняйте образ жизни и систему питания.

— Не назначайте сами себе витамины и пищевые добавки.

— Не назначайте сами себе упражнения в тренажерном зале: подробный инструктаж тренера обязателен при работе с любыми тренажерами и утяжелениями. Не можете себе позволить тренера — занимайтесь только физкультурой по доступным проверенным веками схемам, ходите, плавайте, катайтесь на велосипеде, играйте в подвижные игры. Это тоже очень полезно и хорошо работает.