Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Фольклорный праздник в детском саду методическая разработка (средняя группа) на тему. Сценарий фольклорного развлечения в ДОУ "Ярмарка чудес" (старший дошкольный возраст) Детские фольклорные праздники

Фольклорный праздник в детском саду методическая разработка (средняя группа) на тему. Сценарий фольклорного развлечения в ДОУ "Ярмарка чудес" (старший дошкольный возраст) Детские фольклорные праздники

Цель:

  • сделать зону психологического удобства;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворить физические, интеллектуальные потребности;
  • приобщить к народным традициям.

«Долог день до вечера, коли делать нечего»

Зал украшен предметами русского быта, народного творчества. В центре зала – русская изба: в углу бутафорская русская печь, на окнах резные занавески, на столах самовар, глиняная посуда.

Детей встречает Хозяйка (ведущая), одетая в русский костюм. Прихорашивается, в окно выглядывает.

Хозяйка : Зимний вечер темен, долог.

Насчитаю сорок елок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу…

Позову-ка я ребят на посиделки.

Будут пляски, будут песни.

Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные молодцы!

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать.

(из-за дверей раздается звук бубенцов, смех и пение).

Входят девочки в русских сарафанах .

Хозяйка : Проходите, проходите!

Давно вас поджидаю.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше голову-головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цвет водицу встряхивает.

Хоровод «Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.

(раздается стук)

Хозяйка: Проходи, честной народ,

Не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут

Поплясать немножко.

Входят мальчики в русских костюмах, здороваются, кланяются. Встают напротив девочек.

Мальчик: Что-то пляска не видна?

Девочка : Нет, неверно, вот она!

Мальчик : Плясуны не хороши!

Девочка: Сам пойди, да попляши!

Мальчик : Мы присядем, ногу в бок!

Девочка: А мы ногу на носок!

Мальчик: Топотушками пойдем!

Девочка : А мы сядем отдохнем!

Мальчик: С вами мы плясать пойдем!

Девочка: Лучше после отдохнем!

Общая пляска (рус нар мел.)

(дети рассаживаются по местам, все занимаются каким либо делом: вышивают, сматывают нитки, мальчики «плетут сети, вырезают деревянные фигурки» и т. д.)

Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.

Девочка: Игла-барыня, княгиня.

Весь мир нарядила.

Нарядила, обшила,

Сама нагая ходила.

Девочка: Она тонка, да длинна,

Одноуха, остра,

Одноуха, остра

Всему миру красна!

Девочка: Хвостик нитяной

Тяну-тяну за собой.

Сквозь холст он проходит

Конец себе находит.

Хозяйка: Какова пряха,

Таково на ней рубаха.

Хозяйка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Кафтан прожег (показывает рубаху с дырой)

Хозяйка: Починить можно?

Мальчик: Да иглы нет.

Хозяйка : А велика ли дыра?

Мальчик: Остались ворот, да рукава.

Хозяйка: Ты пирог ел?

Мальчик: Нет, не ел.

Хозяйка: А вкусный был?

Мальчик: Очень! (поглаживает живот)

Хозяйка: Где песня льется,

Там легче живется.

Запевай песню шуточную,

Шуточную, прибауточную.

Песня «Во кузнице» рус. нар. мел.

(мальчики поют, девочки – шумовой оркестр )

Под веселую музыку входит Коробейник с подносом, на подносе подарки: ленты, расчески, зеркальце…

Коробейник : Здравствуйте, лебедки! Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

А тари, тари, тари.

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги -

Куплю Маше серьги

Останутся пятаки -

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики -

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки -

Куплю Маше подушки.

Хозяйка: Ой, ой, проходи, да на нас посмотри, что принес, покажи.

Коробейник: Да принес я много чего, хочу одарить вас своими подарками.

Но сначала покажите, какие вы ловкие.

На игру вы выходите,

Свою ловкость покажите.

Удальцов я одарю,

Что принес им, подарю.

Русская народная игра «Гори ясно»

(Коробейник одаривает детей ленточками, свистульками и т. д. )

Девочка: Как у наших у ворот собирается народ.

Девочка : Где веселый народ, тут и наш хоровод.

Инсценирование песни «Как у наших у ворот» рус нар. мел.

(молодец на «коне», девица у ворот стоит)

Хозяйка: Круглолицы, белолицы

Славно танцевали,

А теперь я хочу,

Чтоб все вы поиграли.

Русская народная игра «Горшки»

Хозяйка: Сядем рядком,

Да поговорим ладком!

Ну-ка, кто пословицы да скороговорки

Мастак рассказывать:

«Долог день до вечера, коли делать нечего.»

Дети: (по очереди )

  1. Кто труд любит, спать не будет.
  2. Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  3. Глаза страшатся, а руки делают.
  4. Всяк годится, да не на всякое дело.
  5. Кто мало говорит, тот больше делает.
  6. Плохи дела, где сила без ума.

Хозяйка: Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!

Танец с платочками рус. нар. мел.

Хозяйка: Молодцы, я за это подарю вам песню русскую, раздольную.

Помню, как певали в избах. Красота! Женщины, сидя у кудели

пели или девушки за селом, или же пока не засветлело

мужчины – за праздничным столом.

Взрослые, которые тоже сидят тут же в русских сарафанах поют песню.

Песня «Ой, со вечора, с полуночи» рус. нар мел.

(раздается стук)

Входит цыганка.

Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.

Да вы, милые, не бойтесь меня.

С добром пришла, вам правду скажу,

О будущем расскажу.

Хозяйка: Заходи, заходи, коль с добром пришла,

Мы гостям все рады!

Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например: («Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут» и т. д.)

Цыганка: А за ласку вашу, я спляшу для вас.

Цыганский танец.

Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти..

До свидания. (уходит)

Хозяйка: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,-

Маму, дочка, слушайся.

Инсценировани е песни «Пошла млада за водой» рус. нар. мел.

(Солисты - Ваня и Таня, дети - с музыкальными инструментами )

Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки.

(девочки с платочками, мальчики – руки на поясе)

Девочка: Говорят, они придут,

Говорят, появятся.

Двери отворяются

С улыбочкой являются.

Мальчик: Разрешите в этом доме

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно топать

Только буду припевать.

Девочка: Говорят, я боевая

В девках не остануся.

Ох, и горюшко тому,

Которому достануся.

Мальчик : Разрешите мне сплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

Девочка: Я частушку на частушку

Как на ниточку вяжу.

Ты подсказывай, подружка,

Если я не докажу.

Мальчик: Плясать пошел

Сапоги дерутся.

Шаровары коротки

Девки засмеются.

Девочка: Что ты, Ваня, плохо пляшешь,

Как ворона на колах.

Все равно не перепляшешь,

Разорвись хоть пополам.

Мальчик: Ах, пятка-носок,

Выковыривай песок.

Ах, бей-топочи,

Что бывало – то молчи.

Девочка: У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа-

Косолапы женихи.

Мальчик: Ах, топни нога,

Топни, правенькая.

Я не вырасту большая-

Буду маленькая.

Девочка: Ох, частушки хороши,

Их поем от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

Мальчик: На окошке два цветочка:

Голубой, да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Хозяйка: Кто с платочками пляшет,

Да на балалаечке играет,

Тому скучно не бывает.

Общий веселый танец.

Хозяйка приглашает всех гостей и детей пить чай с пирогами.

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002233 ШПИ 62502666132250 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

«Весенние посиделки».

Фольклорный праздник

Цель: обобщение знаний учащихся о характерных признаках весны, о весенних народных праздниках, традициях и культуре русского народа.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с первыми признаками весны.
  2. Обогащение словарного запаса учащихся.
  3. Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
  4. Развитие внимания, наблюдательности, речи, мышления, умения слушать и рассуждать, творческих способностей.
  5. Развитие коммуникативных навыков, самостоятельности.

Ход занятия.

Слайд. Появляется две ведущие, в русских народных костюмах (Даша и Вика).

Даша : Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас ждём - поджидаем, праздник не начинаем. Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка.

Вика: Удобно ли вам гости дорогие. Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ну, тогда начнём наш праздник!

Ведущая: Дорогие, гости! Cегодня мы с Вами узнаем о том, как было принято отдыхать на Руси в старину. Мы совершим путешествие в мир наших предков, во времена наших бабушек и дедушек, у которых было много народных праздников, гуляний, традиций и обрядов.

Слайд. На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом с богатым урожаем.

Вот некоторые заклички:

  1. Приди к нам весна,

С радостью!

С великой к нам милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными,

С рожью зернистою.

С пшеничкой золотистою!

  1. Солнышко - ведрышко,

Выгляни, красное,

Из - за гор - горы!

Выгляни солнышко,

До вешней поры!

Видело ль ты, солнышко,

Красную весну?

Ты свою сестру?

  1. Приди к нам весна

С овсом кучерявым,

С ячменем усатым,

С калиною - малиною,

С черной смородиной

С грушами, с яблочками,

С цветами лазоревыми,

С травушкой - муравушкой!

Ведущая: Ребята! А как же люди отдыхали весной на Руси, в старину, после трудных весенних работ на полях, в огородах. Долгими вечерами после весеннего дня, когда огороды вскопаны, картошка посажена, собирался народ на посиделки. Не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки, пословицы и поговорки и потешки. Небылицы, чтобы развлечь и потешить друг друга. Так и говорили в старину: «Делу время, а потехе час», что означало - больше времени уделяй работе, а немного, всего час, отводи веселью и отдыху.

Вика: Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать!

Хоровод заведем,

Песню звонкую споем.

Дети исполняют песню «перед весной»

Ведущая: Молодые люди на посиделках учились у старших мудрости жизни.

Даша: И, чего жить без посиделок -

Их бы надо возродить.

Отдых - это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки.

Открываем посиделки

Для любезных для гостей!

Вика: Что за славный денёк!

Собирается народ.

Будем петь и шутить

Да весну веселить!

Ведущая: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших учащихся. Мудрая пословица гласит: «С детства не научишься - всю жизнь намучишься».

Игра соревнование «Смотай нитки в клубок». 3 девочки - Турилова Д., Аксенова В., Погосян Р. под музыку мотают нитки в клубок. Музыка кончается, з начит хвать вам и ниточку мотать. Понятно ли такое задание? Начинаем соревнование!

Ведущая: А что добры - молодцы призадумались? И для вас есть игра - забава! Добры молодцы будут силой мериться. Игра «Перетягивание каната»

Ведущая: А еще ребята нам приготовили потешки. Потешки - это небольшие забавные стишки. С раннего детства каждому знакомы такие потешки, как “Идет коза рогатая…”, “Сорока-сорока…” и др. В настоящее время, к сожалению, потешки стали забываться. А зря. Ведь врачи утверждают, что потешки благоприятно воздействуют на нервную систему детей. (Дети исполняют потешки)

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну - красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

Чу, виль-виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март -
Солнцу рад.
Апрель, апрель -
Откроет дверь.
Май, май -
Сколько хочешь гуляй!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Мешу, мешу тесто
Есть в печи место
Пеку, пеку каравай
Головоньку - валяй, валяй.

Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - всё хватать-хватать.

Ведущая: Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в путаницу. Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно. Договорились?

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только …

Коньки на льду чертили стрелочки,
С утра в хоккей играли….

Болтали час без передышки,
В цветастых платьицах….

При всех помериться силёнкой,
Конечно, любят лишь …..

Боятся темноты трусишки-
Все, как один, они ….

Шёлк, кружево и в кольцах пальчики-
Выходят на прогулку ….

Ведущая: Ой, посмотрите, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку.

(Дети по очереди читают скороговорки.)

Летит скворец - зиме конец.

Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

В поле — все, все, все. В поле — сев, сев, сев.

Разноцветное платьице весны сшито солнечными лучами.

Цветут весной цветы, поют весной коты.

«Три сороки тараторки - тараторили на горке»

«Белка на дубу живет, белка желуди грызет»

«Летят три пичужки через три пустые избушки»

Ведущая: А сейчас мы поиграем в игру «Цифра семь».

Ведущая: Народ русский - смышленый. Много загадок хитрых придумал!

1: Пушистый цветок качнул ветерок. Ой, и шапка долой. (Одуванчик).

2: Он сильней 10ти коней. Где в полях пройдет весной, летом станет хлеб стеной. (Тракток)

3: Зазвенели ручьи, прилетели грачи,

В дом свой - улей - пчела

Первый мед принесла

На ветках плотные комочки -

В них дремлют клейкие листочки

Кто скажет? Кто знает? Когда это бывает? (Весной)

4. Горбатый кот Аннушки плечи трет, с самого утра пошел со двора, а в воде не купался (Коромысло)

5: В старину в ней дети спали, мамы, сестры их качали.

Что же это за кроватка, спать в которой очень сладко. (Люлька)

Ведущая: Выходи чесной народ
Становись-ка в хоровод. Х оровод

Ведущая: А сейчас проведем викторину «Знаете ли вы весну?» Нашу викторину мы посвящаем замечательному писателю В. Бьянки, который в своих книгах дал свое определение трем периодам весны. Первой победой весны В. Бьянка считал весну полевую. Она начиналась, когда на полях появились проталинки. Обрадовались весне птицы, прилетел.

  1. Какие птицы прилетают к нам первыми?
  2. Какая птица, прилетающая к нам весной, умело подражает голосам многих птиц (скворец)?
  3. Почему скворцов называю лучшими друзьями человека? (уничтожают вредителей, гусениц).
  4. Объясните народную примету: «Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к …..(холодному) лету».
  5. Какие насекомые появляются первыми? Почему? (комары, бабочки, мухи).
  6. Почему нельзя делать птичьи домики из фанеры?
  7. Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (береза, ольха, ива)
  8. Почему береза и тополь названы пылящими растеньями?
  9. Что означает «плач» березы весной?
  10. Почему у березы молодые листочки клейкие?
  11. Какие травянистые растения зацветаю первыми? Когда?
  12. У каких зверей весной появляются детеныши?
  13. Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются. Почему зайчонка не учует никакой зверь?
  14. Почему ласточки и стрижи прилетают последними из перелетных птиц?
  15. Почему особенно весной нельзя в лесу шуметь, включать магнитофон?
  16. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
  17. Почему весной на лошадях и коровах можно увидеть птиц?
  18. Объясните пословицу: «Весенний день год кормит».
  19. Какие виды труда выполняют люди в городе, селе?

Какие вы знаете приметы про весну :

  1. Весной рано затает - долго не растает.
  2. Длинные сосульки - к долгой весне.
  3. Если ворона купается ранней весной - к теплу.
  4. Если грачи прилетели до 14 марта - быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
  5. Поверхность снега шершавая - к урожаю, гладкая - к неурожаю.
  6. Чем сильней первый удар грома по весне, тем лучше будет урожай.
  7. Дружная весна - жди большой воды.
  8. Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
  9. Апрель с водой - май с травой.
  10. Снег скоро тает - к мокрому лету.
  11. Увидел на вербе пушок - и весна на шесток.

«Весенняя викторина».

  1. О каком времени года Алексей Николаевич Плещеев написал следующие строки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…

- весна

  1. Какой цветок расцветает первым на лесных полянках?

Мать и мачеха

- подснежник

Тюльпан

  1. Первыми, из перелетных птиц, в наши края прилетают?

- грачи

Ласточки

Соловьи

  1. Кто, из этих животных, просыпается весной после зимней спячки?

Росомаха.

  1. В каком месяце переводят часы на летнее время?

- март

Февраль.

  1. Кого спасал дед Мазай (из сказки Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы») весной от половодья?

Полевок

Тушканчиков

- зайцев.

  1. Как называется разлив рек весной?

- половодье

Полынья

Ледоход.

Даша: Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ Гостеприимством да угощением! Вот так веселился народ в старину.
А вас мы приглашаем Там всех чаем угощаем! Подходите, подходите! Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Чай горячий на столе, пышки и варенье!

Приглашаем вас отведать наше угощенье!

Чай пить - не дрова рубить!

Приглашаем всех к столу!

Ведущая : Всем спасибо за вниманье!
За задор, веселье, смех.

Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!

(Звучит песня «Как у наших у ворот»)

Русские ПОСИДЕЛКИ

С детьми и РОДИТЕЛЯМИ

Цель: 1.Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере посиделок.

2.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям

. Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр,

Действующие лица: ведущие – воспитатели; дети и родители 2 младшей группы.

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы

Хозяюшка. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.

Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяюшка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!

Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь.

Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.

Хозяйка. Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали. (повертелись)

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали.

(хлопаем)

Общий хоровод.

Хозяйка. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость» У каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?

Хозяюшка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим .(2-3 слайд)

Приглашаем вас в путешествие по русской избе

(презентация «Путешествие по русской избе» . ( СЛАЙД 4)

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит

СЛАЙД 5
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?

Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

Хозяюшка. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!

Игра «Переберём крупу» (фасоль, кукуруза, гречка).

Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.

Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.

Игра с погремушками

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите? Аль плясать вы не хотите? В круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь!

Танец

Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяюшка. Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Утки

Дети: В дудки!

Хозяюшка. Кошки

Дети: В ложки!

Хозяюшка. Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяюшка. Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяюшка. Кукушки

дети: В колотушки!

Хозяюшка. А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы! Играют, играют, Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про мамочку споём.

Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты..

Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Рогачева Т.Н., воспитатель МДОУ Д/с №17 с.Пушкарное Белгородская обл.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
  2. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
  3. Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
  4. Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце, развивать память, внимание, воображение, творчество.
  5. Дать возможность детям почувствовать радость на празднике, возможность видеть красоту русской народной одежды.
  6. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Оборудование:

Кукла, завернутая в пеленку; кукла в рубашке, топор, два ведра, веревочка, палка-конь, гармошка, четыре плоскостные фигуры балалайки, трещетка, деревянные ложки, колокольчики.

Предварительная работа:

Выполнена воспитателем:

Посещение музея «Русская изба».

Чтение потешек, песенок, стихов, закличек и сказок.

Заучивание скороговорок, пословиц.

Слушание народной музыки.

Разучивание танцев, хоровода «Черный ворон».

Выполнена музыкальным руководителем:

Разучивание русской народной песни «Со вьюном я хожу» и русской народной песни

Белгородской области «Ой, ниточка тоненькая».

Разучивание танца «Хоровод».

Работа с фольклорным оркестром.

Выполнена родителями: Всем детям сшили русские народные костюмы.

(Роли матери и отца играют взрослые)

На фоне остановки русской избы «плачет» (фонограмма) маленький ребенок в люльке.

Мать: поет и берет ребенка на руки.

Баю, баюшки-баю,

Баю деточку мою.

Гули, гули, прилетайте,

Мою Настю покачайте!

Уносит куклу.

Мать: (возвращается) А время идет.

Отец: (выходит с большой куклой, мать берет куклу, ставит на пол.) (фонограмма детского лепета) .

Мать:

Дыбочек, дыбок

Скоро Настеньке годок.

Дыбок, дыбок, целый годок.

Иди к папе (уносит куклу папа) .

Настенка: выходит маленькая девочка с игрушкой.

Мать: А время идет.

Отец: А наша Настенька растет.

Мать: Поскорее подрастай, да к работе поспевай.

Отец уводит Настеньку.

Настя: выход «взрослой» Насти. Хлопочет по дому.

Мать: Посмотри-ка, а наша доченька Настенька совсем взрослая стала, красавица, коса ниже пояса, рукодельница, работница.

Отец: А бойкая, бедовая вся в тебя! (звучит фонограмма - крики петуха, мычание коров, коз …)

Отец: Берет топор и уходит.

Мать: Пора уже скотину кормить, коров доить.

Две девушки идут с ведрами коров доить.

Тит: (выходит и ложится на пол) Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

Девушка: Тит, иди молотить.

Тит: Не могу, живой болит.

Девушка: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Мать: Люди добрые, какие вы пословицы знаете о труде и лени, скажите ленивому Титу?

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Мала пчела, да и та работает.

Всякое дело мастера боится.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

(Звучит фонограмма топота копыт.) Выезжает на коне Миша.

Девушка: Куда Миша едешь? Куда погоняешь?

Миша: Сено косить.

Девушка: На что тебе сено?

Миша: Коров кормить.

Девушка: На что тебе коровы?

Миша: Молоко доить.

Девушка: На что тебе молоко?

Миша: Малых детушек поить.

Девушка: Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож! (Миша уезжает.)

Мать: Солнышко поднялось, и нам пора на крестьянскую работу, сено косить, огород полоть.

Дети встают. Под фонограмму исполняют танцевальную сцену «Крестьянская работа».

Мать: Так уже повелось на Руси, работали и песни пели. (Дети поют на два голоса русскую народную песню «Со вьюном я хожу»)

Мать: Ну, что, девицы-работницы и молодцы-работники, домой пора, наработались, устали. Ой, смотрите божья коровушка. Дети говорят закличку:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница!

Дети уходят за колонну и берут гармонь и балалайки.

Мать: На улице темнеет. Сейчас молодые на гулянье пойдут. Где-то там и наша Настенька гуляет!

Под фонограмму дети исполняют танцевальную сцену «деревенское гулянье», состоящую из одного общего танца и двух парных танцев.

Настя: Сейчас в избе приберу, (быстро убирает) да и гостей позову (высовывается в окно) , кричит: «Эй, подруженьки подружки, веселушки хохотушки, эй, ребята молодцы, озорные удальцы, приходите поплясать, да и вечер скоротать!»

(В избу заходят девушки.)

Мать: Милости просим, гости дорогие, проходите да садитесь на лавки. (Девочки занимаются рукоделием) .

Мальчики с гармошкой, балалайками перед окном.

Паренек: Дома ль, Настя-Душенька, дама ль девицы красавицы?

Девушки: (Прихорашиваются, улыбаются) Часть девушек бежит к окну и кричат: «Мы туточки! Заходите к нам на посиделки.»

Мальчики: Кланяются: «Здравствуйте».

Мать: Проходите, да на лавки садитесь, посмотрите на наших рукодельниц, да на красоту девичью. Все вы молодцы, работники хорошие, да и наши девицы красавицы в работе славятся. Весь день трудились, а вечером можно и повеселиться. Делу время - потехе час. А ну, споем нашу белгородскую народную «Ой, ниточка тоненькая». (Дети поют на два голоса) .

Паренек:

Сядьте рядышком на лавке,

Вместе с нами посидите,

Загадайте нам загадки,

Кто смышленей, поглядите.

Мать:

Цветное коромысло

Над рекою повисло. (радуга)

Сверкает, мигает

Стрелы посылает. (молния)

Белая вата

Поплыла куда-то. (облако)

Его просят, его ждут

А как придет, прятаться начнут.

Мать: А скажите-ка:

Кого боится мышка,

Кто за ней бежит вприпрыжку? (кошка)

А еще чего боится мышка? (мышеловки)

Поиграем в мышеловки.

Паренек:

Здравствуй, Митенька, дружок,

Здравствуй, Васенька, дружок,

Расскажите, где вы бывали,

Расскажите, что вы видали?

Митенка:

Где я только не бывал,

Что я только не слыхал,

Побывал я во всей небывальщине,

Повидал я всю неслыхальщину.

Что лошади в галошах,

Коровы в сапогах,

Что петух в печи,

Пироги печет,

А кошка на окошке

Рубашку шьет.

Васенка: :

Я увидел и услышал

В деревеньке одной,

Что курица бычка родила,

А поросенок яичко снес,

Что на дубу свинья пасется,

И в бане парится медведь.

Мать: Пока мы с вами беседовали, а к нам черный ворон прилетел, просится в калитку. (Выходит мальчик в костюме ворона. Хоровод под фонограмму «Черный ворон») .

Мать: Забегайте-ка быстрее в горницу, да усаживайтесь, да послушаем, кто на язык у нас остер, какие скороговорки вы знаете и как быстро проговариваете.

Дети:

Ри-ри на ветках снегири.

Синичка, синичка воробью сестричка.

Сеня в лесу встретил лису.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

У нас в печурочке золотые чурочки.

Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки.

Колпак под колпаком.

Паренек:

Эй, берите ложки,

Эй, берите дудки,

Эй, берите колотушки,

Эй, берите бубенцы,

Будем, будем играть

И всех потешать!

Исполняют на «народных» инструментах «Калинку».

Паренек: Много игр на посиделках наших. Играем, шутим, поем, пляшем!

2 паренек: В играх не зевай. Смелость, ловкость проявляй!

Мать:

Делу время, потехе час

Поиграем мы сейчас,

Кто веревочку найдет,

Тот к этой девушке подойдет

Игра «Фанты»

Мать: Эй, веселые молодцы и красные девицы, а ну частушки запевайте.

Девочки: : Станем девицы рядком. Да частушки пропоем.

Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем. От подружек не отстанем.

Мальчики:

Эй, девчонки хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девочки: :

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мальчики:

Мы Пушкарские ребята

Мы нигде не пропадем,

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки: :

Ваши ноги косолапы

В такт они не топают,

Посмотрите-ка на наши,

Как задорно шлепают.

Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Девочки: :

Мы девчата боевые,

Мы девчата хоть куда,

И работаем на славу

И веселые всегда.

Мальчики:

Просим вас не зазнаваться

Женихи мы хоть куда,

Наши щеки розоваты,

И улыбка весела!

Девочки: :

Все ребята зазнаются

Я жених и я жених

Трали вали и так дале,

И чихали мы на них.

Купил Милке перстенек,

Милка доброй стала,

Позабыл купить платок,

Милка нос задрала.

Уж я топну ногой, да притопну другой,

Выходи ко мне, Ванюша!

Попляши-ка ты со мной!

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку,

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Меня мама родила

Думала хорошая,

Развернула, посмотрела

Кнопочка курносая.

На окошке два цветочка,

Голубой, да аленький,

Я парнишка боевой,

Не смотри, что маленький!

По деревне мы пошли,

Коленьку увидели,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела!

Извини меня, подружка,

Что к тебе я не пришел,

Штаны папины большие,

А свои я не нашел.

На гулянье собирался,

Мамка супу налила,

А с гулянья возвратился,

Подзатыльников дала.

Мальчики:

Девочки, беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки: :

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

Мать: Небось, устали частушки петь. Садитесь со мной, и будет вам сказочка: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся - вот и сказка вся. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Настенка: Надо бы каждому молодцу, дать с огорода по огурцу.

Мать: Да пока, вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Настенка: Значит, нам ничего не осталось?

Мать: Коль не вышло с огурцами, угощу я вас блинами (выносит блины) .

Песня «Ой, блины»

Вот хозяюшка идет, идет, идет

Самовар с собой несет.

Не красна изба углами,

А красна, пирогами.

Мать: Приглашаю вас отведать наше угощенье! Ведь чай пить, не дрова рубить.

Самоварптица жар

Кран открывается

Чай наливается.

Ах, какой самовар!

Из него валит пар!

Чай попьем, посидим,

И про чай поговорим!

Мать: Поговорим, поговорим, я буду начинать поговорку о чае, а вы заканчивать.

Чай пить - приятно жить.

Чай пить - не дрова рубить.

Чай пьешь - здоровье бережешь.

Чай усталость всю снимает - настроенье поднимает.

Выпьешь чайку - позабудешь тоску.

Холодно - пей чай.

Жарко - пей чай.

Устал - пей чай.

Мать:

Ах ты, русская душа,

До чего ты хороша!

В хороводе отличись!

И весельем зарядись!

«Хоровод» - танец

Мать: Ну, вот и домой вам пора. А завтра рано утром просыпайтесь. И на работу собирайтесь. «Делу время, потехе час!»

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/