Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Инновационные методы работы с родителями в доу. «Инновационные методы работы с родителями Инновационные методы работы с родителями

Инновационные методы работы с родителями в доу. «Инновационные методы работы с родителями Инновационные методы работы с родителями

Жукова Лилия Абузяровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ "ЛИК" "Детский сад №17"
Населённый пункт: г.о.Отрадный, Самарская область
Наименование материала: Электронная презентация
Тема: "Инновационные формы работы с родителями"
Дата публикации: 13.11.2017
Раздел: дошкольное образование

СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК» «Детский сад №17»

г.о.Отрадный 2017

«Инновационные формы

работы с родителями

в ДОУ»

Подготовила: Жукова Л.А.

ИДЕЯ

Главная идея взаимодействия педагога с

родителями – это сотрудничество!

Сотрудничество предполагает не только

взаимные действия, но и взаимопонимание,

взаимоуважение, взаимодоверие,

взаимовлияние.

Активная совместная работа педагогов и

родителей позволяет лучше узнать друг

друга, способствует усилению

взаимоотношений.

ЦЕЛЬ

Создание условий для благоприятного

климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных и

партнерских отношений с

родителями.

Вовлечение семьи в единое

образовательное пространство.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

* Родительские собрания.

* Консультации.

* Анкетирование, опросы.

* Информационные стенды, папки.

* Дни открытых дверей.

* Индивидуальные беседы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

* Семейная игротека (семейное чтение, играем

* Участие в проектах («Моя

семья», «Путешествие одного

слова и др.).

* Уют руками родителей.

* Инновационный подход – создание

электронной страницы группы в

интернете.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

* Тренинги.

* Семейные гостиные.

* Мастер-классы.

* Ведение сайта ДОУ.

* День добрых дел.

* Круглый стол.

* Семейные вернисажи.

* День открытых дверей.

* Устный педагогический журнал.

* Кафедра семейных традиций.

* Вечер вопросов и ответов.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

ЗАКОН ПЕДАГОГА:

«УЛЫБКА»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

Создание комфорта в группе

Легкое общение

Взаимопонимание

Активное участие родителей в жизни группы

Мотивация педагогов к новым идеям

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

СЕНТЯБРЬ: - родительское собрание на тему

«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»;

Выставка совместного творчества на тему

«Осенние фантазии» (поделки, рисунки);

Педагогическая лаборатория (обсуждение

участия родителей в совместных мероприятиях

на текущий учебный год);

Социальный проект на тему «Моя город – моя

Продолжение работы в интернет - группе Viber;

ОКТЯБРЬ: - читательская конференция для детей

(мама Воронцова Т.А. проводит досуг чтения по

мотивам произведения С.Маршака «Сказка о

глупом мышонке», затем сказка обсуждается и

проигрываются отдельные эпизоды);

Совместное спортивное развлечение «Папа,

мама, я – спортивная семья!» (совместно с

инструктором по физкультуре);

Создание «Книжкиной копилки» (совместная

работа по пополнению содержания «Книжкиной

копилки» по теме недели);

Подготовка и проведение осеннего утренника;

Акция «Сбор макулатуры»

НОЯБРЬ: - день добрых дел (совместное «лечение» книг);

Маршрут выходного дня к памятным местам города;

Встреча с логопедом Бураковой А.В. На тему

«Артикуляционная гимнастика как средство развития

артикуляционного аппарата;

Творческая выставка «Волшебные руки наших мам!»;

День открытых дверей, посвященный Всероссийскому дню

ДЕКАБРЬ: игровое моделирование (ролевое проигрывание

проблемных ситуаций семейного воспитания)4

Мини-эксперимент (включение родителей в

исследовательскую деятельность);

Подготовка и проведение новогоднего утренника

ЯНВАРЬ: - создание медиатеки;

Уют руками родителей (создание из фанеры

ширмы, мобильных стеллажей);

Семинар-практикум (взаимодействие в триаде

родитель-психолог-педагог);

ФЕВРАЛЬ: - посещение семей;

Семейная игротека «Играем и

экспериментируем» (игры на кухне, игры на

природе);

Совместный досуг;

Семейный клуб «Активисты нашей семьи»

МАРТ: - мастер-класс по экспериментальной

деятельности для родителей;

Педагогическая ширма (вопрос-ответ, практические

советы по узкой теме);

Экологическая тропа;

Совместная подготовка и проведение утренника,

АПРЕЛЬ: - родительский клуб(взаимный обмен опыта

знаний по проблемам воспитания детей,

способствующий углублению понимания и изменению

некоторых жизненных представлений участников);

Деловая игра;

Встреча с интересными людьми

МАЙ: - бюро педагогических услуг;

Семейный вернисаж на тему…..;

Практический семинар «Знания ПДД родителями»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Родительское собрание на тему

«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»

с использованием электронной

презентации

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Уют руками родителей (оформление кукольного уголка из подручных средств)

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Совместная творческая выставка поделок и рисунков на тему «Осенние

фантазии»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Акция «Сбор макулатуры»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТ

Мастер - класс

В ПЛАНАХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОВМЕСТНОЙ

РАБОТЫ

* Внедрение родительского опыта через

форумы, родительские клубы, создание

медиатеки, организацию

тематических вечеров,

организацию совместных

театральных постановок,

маршрутов выходного дня,

коммуникативные тренинги

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

УСПЕШНОЙ РАБОТЫ

Консультация для педагогов

«Инновационные формы работы с родителями в детском саду»

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Его цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка.

В дошкольных учреждениях педагоги используют разнообразные инновационные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические

    анкетирование,

  • “почтовый ящик”;

Наглядно-информационные

    выпуск газет,

    паспорт здоровья,

    открытые занятия для родителей,

    мини-библиотека,

    информационные стенды,

    дни открытых дверей,

    фотовыставки,

    копилка Добрых дел.

Познавательные

    семинары - практикумы,

    нетрадиционные родительские собрания,

    устные журналы,

    родительские клубы,

    педагогические гостиные.

Досуговые

    праздники,

    совместные досуги,

    участие родителей в конкурсах, выставках, экскурсиях.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Еще одна эффективная форма работы с родителями – родительский клуб. Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Нужно стараться, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбирают с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). “Волшебный мир театра”, “”Как сохранить здоровье”, “Ребенок с точки зрения астрологии”, “Взрослые глазами ребенка” - вот некоторые темы встреч. Кроме того стараться, чтобы дети приняли участие в заседании, включать практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме. С материалами работы клуба имеют возможность познакомиться и те, кто по той или иной причине не попал на встречу – в регулярно выпускаемой газете. В газету кроме информации по теме заседания включены следующие постоянные рубрики: “Нам пишут родители”, “Гость”, “Говорят дети”.

О жизни группы родителям расскажет “Дневник группы”. В “Дневнике” отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, успехи отдельных детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества.

В ДОУ можно создать библиотеку “Мамины книжки”. Книги для этой библиотеки создают родители. А в некоторых группах книги пишут целые коллективы. Например, книга “Звездная сказка” - рассказы родителей о своих детях. Книга загадок о животных «Следы на снегу».

Экскурсии. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. В течение года, благодаря родителям, воспитанники имеют возможность посетить различные предприятия. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.

Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая . Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес нужно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Регулярно в ДОУ проводить выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д. Участие родителей в соревнованиях и развлечениях, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на общих утренниках, собраниях.

Родительские собрания нетрадиционной формы

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Найти выход из этого положения поможет изменение форм и методов проведения, построение общения не на монологе, а на диалоге.

«Педагогическая лаборатория» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе на тему «Кризис 3-х лет». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно, какая степень леворукости у ребенка- слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. Например, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Методы активизации родителей, которые можно использовать на родительских собраниях нетрадиционной формы

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

« Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка». Родители заносят в запись наиболее важные моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен». Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения .

«Мини - эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого .

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагога.

«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей».

В.А. Сухомлинский

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Образовательные организации играют важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к образовательным учреждениям.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и образовательных организаций.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Но как показывают проведенные исследования отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

    психолого-педагогическое просвещение родителей;

    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

    участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

    родительские университеты;

    конференции;

    индивидуальные и тематические консультации;

    родительские собрания;

    тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

    дни творчества детей и их родителей;

    открытые уроки и внеклассные мероприятия;

    помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;

    родительское общественное патрулирование;

    шефская помощь

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые . И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму.

Классные собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит учитель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться? », «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей? ».

Родительские конференции . Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции Завершить конференцию можно совместным концертом детей.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации , которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет . Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Родит. комитеты, посещение семей, совместные творческие дела, праздники. экскурсии, выходы на природу.

В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововедение».

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем , способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

    Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

    Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

    Соблазны и пути их преодоления.

    «За и против» школьной формы.

    Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Семейные клубы . В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта » и «Телефон доверия ». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Сотрудничество психолога, педагога и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.

Вечера вопросов и ответов . Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, педагоги, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Участие родителей в Интернет-форумах и блиц-опросах . Задачей учителя является информирование родителей о времени и тематики опросов и форумов. Родители, имеющие выход в интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности.

Таким образом, взаимодействие образовательной организации с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Организация совместных досуговых мероприятий .

Родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Заключение.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Задачи по взаимодействию с семьей

Форма работы с родителями

Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

Индивидуальные формы работы : беседы,

Наглядно-информационные формы работы

информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации)

информационно-аналитическая (опросы, анкетирование)

Привлечение родителей к активному участию в жизни группы

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники, привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.

Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

Совместные мероприятия педагогов и родителей : тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания