Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Инновационные подходы в воспитании и обучении детей. Консультация для педагогов "инновационный подход в обучении и воспитании ребенка". Принципы построения программы

Инновационные подходы в воспитании и обучении детей. Консультация для педагогов "инновационный подход в обучении и воспитании ребенка". Принципы построения программы

Выступление на международном фестивале методических идей

« Инновационный подход к обучению и воспитанию»

Айталиева Саулеш Мардановна-учитель физики

Жарова Галия Шамратовна –учитель математики

Максимова Надежда Александровна –учитель географии

МКОУ «Садовская СОШ» Волгоградская область Быковский район с.Садовое

Использование интегрированных уроков, здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности на уроках естественно- математического цикла .

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Главным считаем совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса и многое другое идёт через урок и только через урок. Главной целью учителя в процессе преподавания является поиск оптимальных методов и средств, позволяющих активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что естественные науки пронизывают все стороны жизни человека и применимы в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми. Мы считаем, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без формирования познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. В силу объективных причин(малая накопляемость учащихся в классах) у нас возникла необходимость шире использовать межпредметные связи. Одной из активных форм в этом направлении являются интегрированные уроки. Уже несколько лет мы практикуем проведение таких занятий. Они позволили нам рассматривать общие темы с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Были проведены уроки по таким темам: “Температура воздуха” (математика+ география, 6 класс), “ Применение производной в решении задач по физике”, (физика + математика, 11 класс), “ Линейная функция”(физика + математика, 9 класс), “Графики” (математика + география, 7 класс). Эти уроки способствовали формированию у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нем, использование одного предмета для познания другого. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна, что поддерживает внимание учащихся на высоком уровне – это повышает эффективность урока, развивает воображение, внимание. Практика показала, что эти уроки дали возможность расширить представления учеников по изучаемой теме, показать связь различных областей человеческого знания, достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе. Наряду с этим учителя естественно-математического цикла широко использовали здоровьесберегающие технологии и проектное обучение. Статистика отмечает прогрессирующее ухудшение здоровья учащихся, лишь 10% выпускников считаются здоровыми. Поэтому педагоги, с целью укрепления здоровья школьников разработали систему уроков и мероприятий по этому вопросу. Так, например, был проведен урок- семинар по теме” Здоровый образ жизни с точки зрения науки”учителями информатики, математики и химии; учащиеся 11 класса подготовили презентацию “ Компьютер и здоровье”на общешкольное родительское собрание; внеклассное мероприятие “ Я хочу быть счастливым”; игра- путешествие “ Профилактика вредных привычек” .

Зачастую учащиеся не умеют превращать информацию в знания, не умеют осуществлять поиск информации, бывает, что отсутствует интерес к самостоятельному приобретению знаний, тогда мы считаем уместным применить метод проектов, как средство решения этой проблемы. В данном случае преимущество метода проектов перед другими в том, что он легко вписывается в учебный процесс, развивается умение самостоятельно конструировать свои знания, позволяет учащимся не пассивным накоплением суммы знаний, а овладеть различными способами деятельности, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. Прежде чем ввести метод проектов в образовательный процесс в нашей школе, учителя прошли очно, заочные и дистанционные курсы по овладению проектной деятельностью. В своей работе мы использовали проектные уроки, уроки с элементами проектной деятельности. Как результат обучения проектной деятельности участие учащихся в районных и областных конкурсах проектов. Наш учебный проект “ Какую воду мы пьём” одобрен на областном уровне, а учебный проект” Графики” и социальный проект “ Нам до всего есть дело” заняли призовые районные места.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Мы убеждены, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством формирования познавательной компетенции учащихся, а их применение - актуальной проблемой. Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал.

  1. С овременная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Но первостепенной является задача достижение нового, современного качества образования. Новое качество образования- это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Педагоги образовательного учреждения должны формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования. Для решения задач повышения качества образования необходимы переосмысления технологий и модернизация традиционных подходов. Цель процесса обучения должна быть максимально технологична – для этого естественно использовать педагогические технологии.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем"образовательного процесса. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Список литературы

  1. Видюкова Н.В. Актуальность применения информационных технологий при формировании ключевых компетенций учащихся. Пед. мастерская 2004, №4
  2. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования.-М.: Народное образование,2000.-351с.
  4. Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет-образования. № 18. 2004.
  5. Сайт фестиваля "Открытый урок".
  6. Симонов А. В.. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития. М.: 2002.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Она напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми. Особенно широкий размах эта работа приобрела в США. Современный уровень экономического и общественного развития США требует от специалистов любой сферы деятельности высокого профессионального уровня. В этой связи было обращено на потребности одаренных учащихся, которые по убеждению американских ученых являются потенциалом развития любого общества.

На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается американскими исследователями как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности".

В американской педагогике особо выделяется такой вид одаренности, как творческая (или творческое продуктивное мышление). Американские специалисты (Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд и др.) полагают, что "творчество (креативность) является важным элементом всех видов одаренности, и они не могут быть представлены отдельно от творческого компонента". На современном этапе группа американских исследователей Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Р. Стернберг, Дж. Рензулли, С. Марленд и др., работающие над созданием теоретических концепций одаренности, в том числе и над поиском наиболее полного и точного определения феномена "одаренность", не пришла к единому выводу.

Американский психолог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: "одаренность - результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости" . А. Шведел и Р. Стернберг полагают, что "одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, и предлагают концепцию одаренности как постепенно возникающего свойства, тем самым и теоретически, и практически "расширяя" понятие "одаренный ребенок". Одаренность А. Шведел и Р. Стернберг понимают как "качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте "человек-среда". Основные категории одаренности, предложенные С. Марлэнд в 1972 году: "общая интеллектуальная одаренность; специфическая одаренность; предпочтение ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности; творчество или продуктивность мышления; способность к лидерству; способность к визуальным и исполнительским видам деятельности; психомоторные способности". С. Марлэнд различает детей "способных к одному типу занятий, и детей общеодаренных; талант как способность и как тенденцию к личностному развитию. Результаты изучения современного состояния психологических трактовок феномена "общая (умственная) одаренность" позволяет в качестве основных его характеристик выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству".

Выделение многих видов одаренности служит важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. "Различия между видами одаренности не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей". Не случайно, в докладе С. Марлэнд от Госдепартамента США (1972) отмечается, что «одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний…».

От начала научно-практических работ в области обучения и воспитания одаренных и талантливых учащихся и до реальной перестройки американской школы прошло много лет. Позитивным преобразованиям мешали многие факторы (например, бытующее среди учителей предубеждение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи, низкий уровень подготовки учителя, не способного работать с одаренным ребенком, недостаток психологических знаний у учителей). Педагогами Соединенных Штатов Америки накоплен богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В 1990-х годах были приняты законодательные акты и государственные программы. В частности, 18 апреля 1991 г. администрация президента Буша опубликовала программу "Америка-2000. Стратегия образования" (Goals 2000: Educate America Act). Второй раздел этой программы (будущим ученикам - новое поколение американских школ) преследует цель высвободить творческий потенциал Америки на пути последовательного создания в каждой общине школ нового поколения. Предполагается, что это будут лучшие школы в мире, ориентированные на достижение общенациональных целей образования. Достижение этих целей обеспечит качественный скачок в обучении.

В системе среднего образования США дифференцированное обучение справедливо считается одним из оптимальных условий обучения одаренных детей. Ключевыми принципами дифференциации учебных задач, учитывающих познавательные потребности академически продвинутых учащихся являются дифференцирование, основанное на учебном стиле или стиле "научения"; "дифференцирование, основанное на заинтересованности"; "дифференцирование, основанное на готовности учеников". Кроме обучения в общеобразовательных школах и так называемых "разнородных классах" в США, также, как и в нашей стране, наиболее популярной формой работы с одаренными является обучение их в специализированных школах. Учитывая тот факт, что в специализированной школе уровень развития способностей учеников далеко не одинаковый, американские педагоги предложилистратегию "индивидуальных скоростей движения ".

Другое направление обучения "одаренных" - разработка "уровней обучения" , где все школьники занимаются по одному из 10 уровней. В каждой возрастной группе может изучаться материал по изучаемому предмету разных уровней. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самых высоких уровнях обучения. Кроме того, до 20 % времени они могут отдавать изучению предметов, соответствующих их особым интересам и потребностям, что способствует специализации обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. Как вариант стратегии "уровней обучения" в штате Филадельфия, например, используется стратегия "индивидуальных скоростей движения", где на каждом уровне ученик продвигается согласно индивидуальному темпу. В штате Калифорния используется более 20 уровней обучения, что способствует максимальному углублению дифференциации.

Учебная программа для одаренных детей в США разрабатывается специальным комитетом при учебном заведении. Программа, специально разработанная для одаренных учащихся, может быть рассмотрена как качественно новая, отличная от базовой учебной программы, и будет результативна при соответствующей модификации: содержания (уплотнение учебного материала: введение в содержание тем и проблем, требующих междисциплинарного подхода; использование более сложных концепций и материалов); процесса (групповая работа; ускорение темпа обучения; самоуправление и самообразование) и среды обучения (возможность выбора форм и видов учебной работы; отказ от ограничений во время занятий; развитие творческих способностей; развитие независимого мышления; поощрение исследовательского процесса).

Оценивая эффективность учебной программы для детей с выдающимися способностями, американские ученые K . Westberg , F . Archambault , S . Dobins , T . Salvin обращают внимание на наличие следующих стратегий обучения:

1. Ускоренное формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся ("ускорение").

2. Включение учащихся в активную учебную деятельность по разработке и решению проблем и в исследовательскую работу ("обогащение").

3. Обеспечение учащихся возможностью налаживать связи внутри предлагаемой системы знаний посредством концентрации на ключевых вопросах, идеях и темах ("междисциплинарное обучение").

Комитет по учебным программам ведущего Института Обучения в США разработал семь принципов дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися в этой стране:

2.Учебная программа для одаренных учащихся должна осуществлять применение навыков продуктивного мышления, чтобы дать учащимся возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Учебная программа для одаренных учащихся должна давать им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации.

4. Программа должна способствовать подбору и использованию соответствующих ресурсов для их обучения.

5. Программа должна способствовать самоуправлению учебным процессом со стороны школьников и способствовать их саморазвитию.

6. Программа должна обеспечивать развитие понимания своего внутреннего мира, а также природы межличностных отношений, социальных взаимоотношений, значимости охраны и защиты природы, культурных традиций.

7. Оценка учебной программы для одаренных должна вестись в соответствии с уже установленными принципами, должны учитывать более высокий уровень мышления, способность к творчеству и значительное превосходство при выполнении заданий и в результатах деятельности.

Отдельного рассмотрения требует проблема "обогащения содержания образования" , популярная за рубежом, которая получила резонанс в отечественной системе школьного образования. Впервые в американской педагогике была предпринята попытка "обогащения" содержания образования как проблема современной дидактики. Наибольшую популярность получила модель известного американского ученого Дж.Рензулли - "три вида обогащения учебной программы".

Первый "вид обогащения" по Дж.Рензулли, предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате, расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.

Второй "вид обогащения" предполагает ориентацию на специальное развитие мышления ребенка, которое сопровождается занятиями по тренировке наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать, синтезировать, классифицировать, выполнять другие мыслительные операции, которые служат основой перехода к более сложным познавательным процессам.

Третий "вид обогащения" - самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Ребенок принимает участие в постановке проблемы, в выборе метода ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.

Между тем, как отмечают российские ученые, среди них А.И.Савенков, модель "обогащения учебных программ" Дж.Рензулли не может быть применена в отечественной системе образования из-за разницы культурно-образовательных традиций. В качестве одной из исходных идей, лежащих в основе нашей модели, предлагается идея о том, что традиционное содержание образования - органичная часть социокультурной среды и не может быть изменено без изменения самой этой "среды". В отечественной дидактике разработка детской одаренности ведется не по линии радикальной модернизации содержания образования, а по линии эволюции "обогащения" содержания традиционного для отечественной школы. Модель обогащения содержания отечественного образования имеют два уровня "горизонтального" и "вертикального" обогащения. Под "горизонтальным обогащением" следует понимать систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами, обычно выделяемых в связи с проблематикой детской одаренности. "Вертикальной обогащение" касается не столько учебного плана, сколько изменения в содержании всех учебных программ, входящих в систему "основного" и "вариативного" (дополнительного) образования.

В США существует система поиска одаренных детей и она имеет свои отличительные особенности. Выявление способностей детей на основе тестирования осуществляется с самого раннего детства. Целью системы поиска одаренных детей является достижение оптимального соответствия конкретной учебной программы потребностям определенной группы людей.

Одним из современных подходов в системе поиска одаренных в США является использование комплексного подхода при выявлении одаренности, как общей интеллектуальной одаренности, так и творческой одаренности, а также специальных видов одаренности личности, что является достаточно перспективным новшеством для российской системы школьного образования. Кроме того, американские ученые используют длительное обучающее исследования, т.е. лонгитюдный метод в исследовании одаренности.

Основным подходом в поиске одаренных в США является использование разнообразных методик предварительного отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами с момента поступления в группу. При условии, если ребенок не добивается заметных сдвигов в плане достижений или роста заинтересованности, его переводят в другой класс, в большей степени отвечающий его потребностям и способностям. Если специальная программа осуществляется в обычном классе, педагог может просто прекратить с данным ребенком занятия по специальной программе. При таком подходе разработка эффективной системы выявления одаренных детей приобретает эмпирический характер, а проблема решается с помощью постоянного наблюдения за успехами детей.

При выявлении одаренных школьников в США используются следующие методы :

- Стандартизированные методы измерения интеллекта (Шкала интеллекта Станфорд-Бине, Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников, Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых, Колумбийская шкала умственной зрелости, Рисуночный тест на интеллект и др.).

- Стандартизированные тесты достижений (Национальный тест готовности к школе, уровень I; Станфордский тест достижений для начальной школы, уровень I; Тест общей подготовленности, уровень I).

- Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие (Тест на основные двигательные навыки; Тест на зрительно-двигательную координацию; Тест Пурдъе и др.).

- Стандартизированные тесты оценки социального развития (Калифорнийская шкала социальной компетенции дошкольников и младших школьников; Вайнлендская шкала социальной зрелости).

Необходимо отметить и большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей в системе школьного образования США. Существует большое разнообразие учебных заведений, классов для одаренных детей: "магнитные школы", "классы почета", "неградуированные школы", обучение в группах "смешанных способностей". Широко применяютсяинтенсивные летние и зимние программы. И как уже отмечено, при этом практикуются следующие формы углубления дифференциации обучения одаренных учащихся: "ускорение", "обогащение", "междисциплинарное обучение". Преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации осуществляется с помощью разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся ("бендинг", "стриминг", "сеттинг"), обобщенный опыт применения которых может представлять определенный интерес для российских педагогов.

В отборе организационных форм обучения одаренных детей в США существуют несколько направлений: обучение одаренных детей в рамках обычного класса , но по индивидуальным программам; создание для одаренных детейспециальных классов в структуре обычной школы; организация специальных школ. В современных программах для одаренных главное место отводится исследовательской деятельности, использованию "исследовательских методов". Особое внимание уделяется развитию творческих и лидерских способностей. В работах зарубежных педагогов акцентируется внимание на развитие лидерских качеств у подрастающего поколения как важной компоненты будущих достижений одаренной личности. Как правило, в США программы по обучению лидерству включены в общеобразовательный процесс, кроме того, преподавателям предоставляется на выбор следующие формы работы (обучающие центры, организованные для получения знаний и формирования необходимых навыков; тематические уроки или темы по социальным дисциплинам; семинары или миникурсы; курсы по выбору, специализирующиеся на проблеме лидерства). Содержание программы по обучению лидерству предусматривают установление наставнических отношений с людьми, занимающими лидерские позиции, и с внутригрупповыми лидерами.

Отдельно следует рассмотреть вопрос об индивидуализированном обучении. В США с понятием "индивидуализация" обычно связывают любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся, в том числе талантливых школьников. Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия обучения. По мнению американского ученого Н. Ж. Гронлунда, это проявляется в следующих вариантах: 1)от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование темпа, целей, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости; 3) использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.

К этим возможностям добавляются еще так называемые административные стратегии - "это формирование различных групп на основании общих признаков учащихся". Поскольку индивидуализация обучения требует учета этих особенностей, то ее специфическаяобучающая цель состоит в том, чтобы усовершенствовать знания, умения и навыки ребенка, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей средствами индивидуализации.Развивающая цель индивидуализации реализуется при формировании и развитии логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. Еще одна цель индивидуализации обучения охватываетвоспитание личности в широком значении этого понятия. "Индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка. Она обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе" В связи с этим, улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов также можно считать целью индивидуализации.

В последнее время при индивидуализации обучения в школах США все больше учитывается теория обучения для достижения целей, или мастерского обучения (mastery learning) Б.С. Блума, базирующаяся на модели Дж.Б. Кэрролла. В основе этой теории лежит система обучения, использование которой позволяет практически всем учащимся достигнуть основных целей обучения. Б. Блум выступает против тех теорий, согласно которым "основной путь индивидуализации - путь отбора учащихся по умственным способностям в различные типы школ и классов". Он исходит из предпосылки, что различия основной массы учащихся сводятся, прежде всего ко времени, отведенному ученику для освоения учебного материала. "Для каждого ученика необходимо отводить время, соответствующее его личным способностям, для возможности повторения и на индивидуальную помощь". Таким образом, можно обеспечить полное освоение основного материала (материала-минимума), без которого немыслимо достижение последующих целей обучения. Гибкое приспособление учебной работы к уровню развития каждого учащегося с помощью индивидуализированной работы признается очень важным и в теории другого известного американского педагога Р.М. Ганье, согласно которой, для достижения целей обучения "необходимо точно учитывать достигнутый учащимся уровень и детально руководить его учебной деятельностью".

Данная работа проводится в несколько этапов .На первом этапе фиксируются конкретные цели данного учебного подраздела, затем с помощью тестов устанавливаются предварительные знания и умения учащегося.На втором этапе представляется структурированный учебный материал вместе с обогащающими материалами, в основном для самостоятельной работы, за которой следуеттретий этап - самоконтроль с помощью средств обратной связи. Педагог во время самостоятельной работы помогает каждому ученику индивидуально, а также время от времени проверяет результаты. В конце занятия происходит обсуждение в большой группе, что превращает всю работу в более интересную и тем самым, помогая повысить мотивацию.

Программа индивидуальной помощи (IGE – individually guided instruction), обучающая, программа, приспособленная к потребностям учащихся (PLAN - program for learning in accordance with needs), отличается разнообразием. В настоящее время в начальной Америки школе используются: - независимое обучение (independent study), где учащийся сам выбирает учебный материал и способ его изучения; учитель представляет материал и является консультантом; этот вариант предназначен в основном для "обогащения"; - самоуправляемое изучение (self–directed study), здесь конкретные цели и учебный материал назначен учителем, способ его усвоения выбирает сам ученик; - нацеленная на учащегося программа (learnecentered program), здесь учащийся может выбрать учебный материал и время его изучения, способ же усвоения определен; эта программа более или менее идентична персонифицированной программе (personilized program).

Привлекают внимание отечественных педагогов и различные виды дифференциации обучения в школьном образовании США. В основе большинства видов дифференциации обучения лежат обычно наиболее типичные характеристики одаренных детей. Так, например, известный специалист в области детской одаренности С. Кейплан отмечает, что "специальные учебные программы для одаренных должны отражать те особенности, которые отличают их сверстников со средними способностями". Большая часть исследователей соглашается с тем, что дифференциация обучения должна строиться на основных, ведущих характеристиках одаренного ребенка. К ним относятся: более высокий уровень развития продуктивности его мышления, самостоятельность, независимость, склонность к лидерству. Основными направлениями дифференциации обучения являются:

- Дифференциация по уровню учебной успешности . Этот вариант является одним из наиболее простых вариантов дифференциации. Многие учителя, несмотря на постоянные возражения исследователей (как педагогов, так и психологов), считали и до сих пор склонны утверждать, что одаренные дети - это дети успешные в учении (отличники). В связи с этим возникает "соблазн объединить тех, кто хорошо учится в один класс, средних, по уровню учебной успешности, в другой, а отстающих в третий. Данный вариант имеет ясность критериев отбора, однако, возникали некоторые вопросы. При обучении педагоги опирались на "обученность", в то время как другие сторонники данного подхода (прежде всего психологи) призывали к ориентации на "обучаемость". Однако "обучаемость" - это характеристика, которая трудно поддается диагностике.

Успешность в учении сама по себе еще не гарант высоких умственных способностей. Этот опыт подталкивал исследователей к мысли о необходимости поиска некой интегративной личностной характеристики, свидетельствующей об уровне общих способностей, что в итоге привело к созданию варианта дифференциации обучения по уровню общих способностей. Этот вид дифференциации обучения проявляет схожесть с предыдущим в понимании того, что относится к общим способностям. Корни данного педагогического подхода находятся в "тестологии". То понимание, которое вкладывали в понятие "общая (интеллектуальная) одаренность" сторонники данного направления в педагогической психологии, легло в основу этого вида дифференциации школьного обучения. Результатом такого подхода явилось создание специальных школ для одаренных детей. В основе этого подхода к дифференциации простая идея - "качественные отличия одаренных детей от их условно "нормальных" сверстников так же велики, как отличия между последними и умственно отсталыми, и поскольку существуют школы для умственно отсталых, должны существовать школы для одаренных".

Профильная дифференциация : обучение талантливых детей. Идея профильных школ довольно популярна во всем мире, несмотря на выявленные и трудно преодолимые проблемы. Теоретической основой данного педагогического подхода стали теории, недооценивающие представление об одаренности как "интегративной личностной характеристике, отрицающие возможность количественного определения уровня одаренности и опирающиеся лишь на качественную её характеристику". В последнее время этот способ дифференциации обучения потерял значительную часть своих сторонников, что связано с изменениями, проявившимися в последнее время на уровне философии образования. В школе США основной задачей являлось выявление до начала обучения, либо на его ранних этапах, основных способностей человека с тем, чтобы соответственно им скорректировать характер обучения. Это рассматривалось как оптимальный путь к максимальной, в том числе и творческой отдаче.

В школах США существует дифференциация 2-х видов: внутренняя и внешняя. При грамотном сочетании они обеспечивают высокую эффективность учебного процесса. В начальной школе внешняя дифференциация выражается в разнообразии специфических форм организации учебного процесса. Основными из них являются: распределение учащихся по потокам по уровням их способностей на основе результатов тестов, собеседований; распределение учащихся на определенном этапе обучения по их склонностям к тому или иному циклу учебных дисциплин. Внутри таких групп может существовать распределение на более мелкие временные группы учащихся определенного уровня способностей для совместного изучения той или иной дисциплины; обучение в группах "смешанных способностей.

Сущность внутренней дифференциации заключается в том, что учащиеся на основании академических успехов по отдельным дисциплинам, и преобладающим у них способам познавательной деятельности могут быть объединены во временные учебные группы. Анализ проведения внешней и внутренней дифференциации показывает, что она может способствовать усилению познавательной активности учащегося, повышает их взаимоконтроль и ответственность не только перед учителями и товарищами по учебной группе, но и перед всеми одноклассниками, позволяется варьировать самостоятельную работу с элементами взаимообучения. При такой организации учебного процесса работа учителя направлена на творческую поддержку ученика. Он поощряет общение и взаимодействие, особенно в форме совместных исследований, дискуссий, обмена опытом. От учащегося же требуется интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои индивидуальные способности.

Применение методов внутришкольной дифференциации , т. е. распределения учащихся в рамках данного учебного заведения, занимает особое место в американской педагогике. Как уже отмечено выше, это внешняя дифференциация (деление учащихся по определенным признакам на группы, классы, курсы) и внутренняя (использование различных методов обучения на занятии с детьми одного класса). В классах применяются две основные формы дифференциации - по способностям и по интересам. В первом случае основным критерием распределения на группы является успеваемость. Дифференциация по интересам происходит благодаря включению в учебный план предметов по выбору, кружковой и клубной работы, предоставлению учащимся возможности выбора отдельных тем в рамках одного предмета. Дифференциация по способностям может быть двух типов: школьники распределяются по группам либо в зависимости от общих показателей успеваемости по всем предметам, либо по успеваемости по конкретным дисциплинам.

Как варианты обеспечения учебных потребностей одаренных детей, используются различные формы обучения . Одной из организационных форм обучения является"Бендинг" (banding - деление на "ленты", "полосы"). Эта форма основана на распределении всех учащихся данной возрастной группы в зависимости от уровня интеллекта на три широкие "полосы". Уровень интеллекта определяется с помощью тестов на вербальные и мыслительные способности, которые измеряют уровень способностей к обучению. После окончания начальной школы 25% учащихся переводятся в верхнюю полосу (top band), 50% в среднюю полосу (middle band) и 25% в нижнюю полосу (bottom band). С одной стороны, это шаг к лучшему обеспечению учебных потребностей всех учащихся, но, с другой стороны, обучение в полосе ориентируется на среднего учащегося, а потребности высоко одаренных, которых всего 2-3 % в возрастной группе, не полностью удовлетворяются. Исследования американских ученых показали отрицательное влияние этого вида группирования в социальном плане, так как их следствием является "навешивание ярлыков", играющее в определенной степени роль "самоподтверждающего пророчества", когда дети более высокого уровня способностей, помещенные в несоответствующую их способностям группу, учатся хуже, чем действительно могут. Перевод учащихся в другую группу встречается довольно редко (2%)

Следующей формой является "Стриминг" (streaming - деление на "потоки") - метод группирования по способностям, похож на деление на "ленты", при этом образуется много разных потоков, что создает возможность делать группы еще более однородными, чем при делении на "полосы". "Стриминг" начинает применяться в средней школе на втором, третьем году обучения. Однако в некоторых штатах (Флорида, Нью–Йорк) этот метод используется в начальной школе. Считается, что здесь меньше "навешивания ярлыков", так как нет жесткого деления на три группы. Но одаренные дети не всегда могут найти место в этой системе, поэтому в отдельных школах для них создаются специальные потоки (express stream), где вводятся такие предметы, как латинский и греческий языки и т. д. Тем самым обеспечивается более высокий темп обучения.

Третья форма – "Сеттинг" (setting - деление на "сеты", группы), основанная на группироваке детей в процессе обучения на основе успеваемости по отдельным предметам. Один и тот же учащийся может быть в первом "сете" по естествознанию и в последнем "сете" по математике.

Американские педагоги считают, что "сеттинг" имеет значительные преимущества по сравнению с другими организационными формами обучения. Во–первых, занятия с однородным по составу классом позволяют учителю определять содержание, формы и методы обучения, согласно уровням способностей учащихся, соизмерять степень сложности учебного материала с уровнем подготовки каждого школьника. Это в значительной степени, на наш взгляд, способствует повышению мотивации к обучению и росту показателей успеваемости. Во–вторых, однородный состав учащихся стимулирует каждого из них к повышению индивидуальных показателей успеваемости, дает возможность сравнивать свои собственные успехи с успехами столь же способных школьников. В–третьих, одаренные дети, способности которых проявляются не во всех предметах, имеют условия для развития своего потенциала. Эта форма обучения является более справедливой в социальном плане, поскольку основана на различии интеллектуальных возможностей.

"Сеттинг" является наиболее гибкой формой обучения, поскольку по результатам успеваемости в конце триместра учащийся может быть переведен в другой сет. Таким образом, меньше возможности образования жестких рамок обучения, когда определение способностей в раннем возрасте (а тестирование в этот период начинается в 7 лет) может привести одаренных детей из семей с низким социально-экономическим статусом на уровни для менее способных. "Сеттинг" дает возможность раскрытия способностей всех детей, их своеобразия, кроме того, в определенной мере продолжает сохраняться коллектив класса, так как на некоторых уроках учащиеся работают в группах "смешанных способностей". Одним из условий функционирования "сеттинга" является наличие гибкого расписания и четкой организации учебного процесса. При этой форме нередко каждый учащийся имеет свое собственное расписание.

…В области организационных форм и методов обучения для одаренных широко распространенным среди педагогов нововведением являетсянеградуированная школа (ungraded school) в системе альтернативного образования. Она получила популярность в связи с принятым в педагогике курсом на индивидуализацию обучения. По существу, идея неградуированной школы не нова. Она является развитием прежних "Дальтон" и "Виннетка-планов". Вильям Раган, наиболее крупный специалист США по начальному образованию, поясняет замысел, лежащий в основе неградуированной школы, следующим образом: "Помочь каждому ребенку расти в соответствии с его внутренней натурой, не лишая способного ученика возможности учиться так, как позволяют его способности и усилия, и не заставляя слабого ученика тянуться до требований, которые ему не под силу".

Неградуированная система чаще всего применяется в первые 3 года обучения, хотя имеются школы, где она существует все 6 лет. Программа обучения разделена на 8-12 уровней (levels). Дети занимаются самостоятельно в небольших группах, которые формируются из детей одинаковых способностей. К следующему уровню учащиеся переходят, как только закончат программу предыдущего, не ожидая других учеников. Таким образом, часть учеников может завершить программу трех лет за 2 года и перейти к промежуточному циклу начальной школы (4, 5, 6-й годы обучения), в некоторых случаях также неградуированному. Для других учащихся продвижение по уровням может занять 4 года и более.

Неградуированная школа повлекла за собой многие изменения вплоть до архитектурных перемен в школьном строительстве. В частности, она ввела в начальных классах обучение бригадами учителей -нововведение, которое первоначально предназначалось для средней школы и породило "школу без стен". Сегодня в трети всех элементарных школ практикуется обучение бригадами учителей. Суть состоит в том, что двое или более учителей, работающих с детьми начальных классов, образуют бригаду во главе со старшим учителем или бригадиром. Совместно планируя работу, они организуют ее таким образом, что часть занятий проходит в больших группах, когда собираются все учащиеся, часть-в малых (по 10-12 человек, сгруппированных по способностям). Одновременно учителя следят за самостоятельной работой детей. Бригадное обучение потребовало перепланировки школьных помещений. В штате Филадельфия, например, ряд школ, выстроенных в последние годы в богатых пригородах, не имеют капитальных стен, разделяющих классные комнаты. Занятия проходят в большом зале с гофрированными подвижными перегородками. Одновременно может заниматься до 100 детей с 4-5 учителями. Один и тот же ребенок на чтении может заниматься с учителем, ведущим "уровень 5", а когда наступает время арифметики, переходит в другой конец зала, где занимается с учителем на "уровне 3", и т. д. На некоторых занятиях, например, на обществоведении, музыке, пении, дети собираются все вместе.

… Отечественными педагогами Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным, В. И. Пановым, В. П. Лебедевой, Ю. Д. Бабевой, С. Д. Дерябо, В. А. Орловым, В. С. Юркевичем, Е. Л. Яковлевой, В. А. Ясвиным, А. И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующая разностороннему развитию каждого школьника через экспериментальную деятельность, развернутую на базе школ в Центре комплексного формирования личности РАО (пос.Черноголовка) и в Центре творчества детей и юношества "Зябликово" (Москва). Подобные исследования проводятся и в регионах нашей страны

Между тем, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей стране и за рубежом, в частности, в США, следует отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у учащихся; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; использование специализированных программ педагогического наставничества.

(Аксенова Эльвира Айсеновна, доктор педагогических наук, профессор, гл. науч. сотрудник лаборатории изучения зарубежного опыта ИСМО РАО.

Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.).

Губанова Н.М

Гамаюнова Е.Н.


Инновационные подходы к обучению и воспитанию в общем образовании (на примере уроков иностранного языка).
Главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения. В современной методике преподавания иностранных языков огромное значение имеет целый ряд факторов, в том числе поиск инновационных методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких методик и форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся во всем процессе учебной работы.

Инновация (нововведение) – это внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности.

Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Инновационные методы в образовании - педагогические методы, основанные на использовании современных достижении науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения. Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади, метод творческих заданий, методы активного обучения, контекстного обучения и обучения на основе опыта.
Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; предпринимательских идей в содержании курсов.
Инновационные методы предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к обучающемуся; усиление функции поддержки обучающихся, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса; возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке иностранного языка можно разделить на три стадии (этапа).

Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.

Второй – компьютерное сопровождение уроков иностранного языка. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, повторение лексики предыдущего урока, грамматических форм, и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью составления монологического или диалогического высказывания по определённой теме и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков иностранного языка с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках иностранного языка различных электронных справочников, энциклопедий, программ, словарей.

Но, как известно, первое место среди наиболее активно используемых методов изучения иностранных языков повсеместно признанный в мире "коммуникативный метод ".

Коммуникативный метод направлен на одновременное развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, грамматики, чтения и восприятия на слух или аудирования) в процессе живого, непринужденного общения. Научить учащегося общаться на чужом языке - вот главная задача преподавателя. Лексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся студенту в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда люди перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке.

Многочисленные игровые элементы в преподавании вносят оживление в занятия, поддерживают положительный эмоциональный настрой учащихся, усиливают их мотивацию. Работа "в парах", "в тройках", участие в дискуссиях на интересующие темы - все это прозволяет учителю учесть индивидуальные особенности каждого ученика, сделать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает преподавателю возможность незаметно для учащихся осуществлять полный контроль над процессом обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
Технологии, которые объединяются названием “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.


ЛИТЕРАТУРА

1. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностр. языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 9-13.

2. Клейменова Н.М. Использование активных приемов обучения на занятиях по французскому языку со студентами // Иностр. языки в школе. – 2011. – № 1. – С. 66-69.

3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.

4. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие/ П.К. Бабинская и др. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.

5. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 6. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.

6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990. - с. 8.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению -это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация , основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Программа является актуальной и перспективной, позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Программа нацелена на толерантность отношений, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, способность к рефлексии, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.

Педагогическая целесообразность программы: овладение навыками общения, индивидуального и коллективного творчества, самоанализа. Ребёнок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Новизной программы является так организовать жизнь детского коллектива, чтобы дети добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Принципы построения программы:

гуманно-личностный подход к детям,

учет возрастных особенностей,

деятельный подход к воспитанию.

Программа разработана для детей 6 – 10 лет (1 – 4-е классы) и направлена на формирование думающего, чувствующего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

В программу включены инсценировки, ролевые игры, творческие задания, праздники, спектакли.

Цель : развитие, расширение и обогащение творческой личности ребенка.

Задачи:

обучающие:

активизация мыслительного процесса и

познавательного интереса;

овладение навыками конструктивного общения;

расширение знаний о психологических особенностях

развития человека

развивающие:

развитие эстетических способностей,

развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания,

коллективного творчества;

развитие способностей понимания чувств и

мотивов поведения других людей

воспитательные:

воспитание думающего и чувствующего, любящего и

активного человека, готового к творческой

деятельности в любой области;

воспитание личностных качеств

Программа рассчитана на 4 года.

Занятия 4 часа в неделю.

Форма проведения занятий: групповая.

К концу занятий 1-ого года обучения дети :

об отличии стихотворного текста от прозаического;

о разнообразии малых жанров фольклора.

Должны знать:

наизусть свои роли (в стихотворной форме) в инсценировках и

ролевых играх

Должны уметь:

соответствии с особенностями текста

К концу занятий 2-ого года обучения дети должны иметь общие представления:

о различиях сказки, рассказа стихотворения

Должны знать:

наизусть свои роли (в стихотворной форме) в инсценировках

и спектаклях

Должны уметь:

осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

отличать монолог от диалога

К концу занятий 3 -ого года обучения детидолжны иметь общие представления :

об условности тематических и жанровых границ литературы;

о разнообразии малых жанров фольклора;

об отличии фольклорного текста от литературного

Должны знать:

и на праздниках

Должны уметь:

осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

соответствии с особенностями текста;

отличать монолог от диалога;

познанию самих себя;

качества

К концу занятий 4-ого года обучения детидолжны иметь общие представления:

об условности тематических и жанровых границ литературы;

о разнообразии малых жанров фольклора;

о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

об отличии фольклорного текста от литературного,

художественного текста от научного;

о делении литературы на разные виды повествования: прозу,

поэзию, драму, комедию;

повествования

Должны знать:

наизусть свои роли в инсценировках, спектаклях и

на праздниках

Должны уметь:

осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

соответствии с особенностями текста и его эмоциональной

направленности;

отличать монолог от диалога;

оценивать свои возможности и постоянно стремиться к

познанию самих себя;

общаться, действовать коллективно, проявляя личностные

качества

Ожидаемые результаты: уметь применять полученные знания и умения в социуме.

Способы проверки: ролевые игры.

Формы подведения итогов:

получение обратной связи; рефлексия, самоанализ и анализ участников группы,

инсценировки, спектакли, мастер - классы, конкурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  1. способностью к адаптации в современном мире
  2. созданием условий для развития творческих способностей
  3. созданием условий для достижения успешности ребенка
  4. заинтересованностью учащегося в работе
  5. развитием чувства толерантности
  6. укреплением уверенности в своих силах и чувства собственного достоинства
  7. помогает выразить себя
  8. помогает работать в команде

Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Посредством предмета познается не столько внешняя, объективная реальность, сколько реальность внутреннего мира человека. И задачей учителя является, прежде всего, воспитывать внутренний мир ребенка, способствовать превращению его в со-творца произведений художественной культуры.

Вот пример хокку – японских трехстиший. Детям понравилось их сочинять:

«Упал кленовый лист.

Он был желтый.

Наступила золотая осень»

А. Шевцов

«Луна тихо светит.

По небу летят облака.

Природа необъяснима»

А. Фомин

«Леса густые, красивые леса

Осенью стоят, как стены золотые.

Приятно глазу и душе»

А. Львова

А вот стихи А. Капустина:

Окружающий нас мир наделен тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду, и именно литература обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире, и, главное в человеке, содержащиеся глубину и богатство.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Цель: развитие, расширение и обогащение творческой личности ребенка.

Задачи: обучающие:

  1. активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  1. овладение навыками конструктивного общения;
  2. расширение знаний о психологических особенностях развития человека

Развивающие:

  1. развитие эстетических способностей;
  2. развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, коллективного творчества;
  1. развитие способностей понимания чувств и мотивов поведения других людей

воспитательные:

  1. воспитание думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области;
  2. воспитание личностных качеств

Система является актуальной и перспективной, позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Система нацелена на толерантность отношений, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, способность к рефлексии, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.

Педагогическая целесообразность системы: овладение навыками общения, индивидуального и коллективного творчества, самоанализа. Ребёнок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Новизной системы является так организовать жизнь детского коллектива, чтобы дети добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Принципы построения системы:

  1. гуманно-личностный подход к детям,
  2. учет возрастных особенностей,
  3. деятельный подход к воспитанию.

Система разработана для детей 6 – 10 лет (1 – 4-е классы) и направлена на формирование думающего, чувствующего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Начиная с 1-ого класса на уроках обучения грамоте, дети учатся не только читать, но и приобщаться к миру литературы, театра, быть не только слушателем, читателем и зрителем, но и чтецом, артистом.

Детям нравится импровизировать, фантазировать, играть в ролевые игры, инсценировать. Они хотят больше читать, читают осознанно.

Постоянное изучение достижений уч-ся – обязательное условие продуктивной педагогики, направленной на оптимальное развитие каждого ребенка. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. У моих учащихся появляется мотивация для успешности в обучении, интерес к литературе.

А вот и успехи:

IX Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов 2008 года

Итоги фестиваля: Приз «За яркую творческую индивидуальность»:

Даша Калашникова роль Принцессы – спектакль «Свинопас» (ГОУ № 551 Кировского района) ;

Опираясь на опыт своей работы, делаю вывод:

такая работа позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.