Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций - мозаичных узоров - из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.
В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться друг с другом в одном и том же изделии.
История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция "собирать" вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась? Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.
Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.
История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.
Западное название такой техники - пэчворк. Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло.
Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок - одеял местного производства, выполненных из привозных тканей. С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию.
Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия - в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.
В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере.
Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.
История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике "деревенских" узоров - немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.
Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками. Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит плотная ткань. Другой вариант - ткань разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем плетется косичка-шнур. Несколько таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.
В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, принявшиеся собирать образцы изделий.
В результате появились целые коллекции шедевров народного (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает многие десятилетия). А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев. Лоскутная техника привлекла огромное число современных художников-профессионалов.
Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин "стегать" означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани). Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие.
Чего только не шьют мастерицы из разноцветных лоскутков! Ими создается множество разнообразнейших вещей - от одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Имея развитый вкус, художница обладает полной свободой в выборе тканей и составлении своего собственного, всегда неповторимого рисунка.
Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует терпения и запаса времени. Начинающим рукодельницам можно посоветовать взяться за несложное изделие маленького размера, например, прихватку. При изготовлении любого предмета в лоскутной технике прежде всего нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольничков одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полосы, после чего уже следует сшивание ряда полос в сплошное полотно.
Необходимая составляющая успеха - наличие аккуратности и художественного вкуса. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани обязаны гармонировать друг с другом по цвету. Удачное геометрическое решение может придать композиции поистине неповторимый колорит. Сложность возникает при работе с лоскутками, имеющими, помимо основного узора, множество дополнительных цветов и оттенков. Составляя единое полотно, мастеру приходится ежеминутно проверять достигнутый эффект. И главным в его работе выступает не теория цветовых сочетаний, а собственная интуиция.
Поражает и притягивает внимание необычайное разнообразие лоскутных поделок. В убранстве кухни в глаза бросаются скатерти, нарядные салфетки, пестрые прихватки, в спальне - одеяла, всевозможные пледы и наволочки. Попадая в гостиную, мы обращаем внимание на а в гардеробе хранятся аксессуары в виде кошелька, сумки и даже одежды - ею может быть уютный или в народном стиле.
В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма.
В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того - проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.
В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.
История развития лоскутного шитья отнюдь не завершена и в наши дни. Во всем мире такое ремесло возрождается заново, многие страны претендуют на приоритет в данной сфере прикладного творчества. Пожалуй, правильнее всего считать его интернациональным искусством - принадлежащим целому миру. Как и прочие способы художественного самовыражения, оно служит доступным и понятным языком взаимодействия представителей разных конфессий и наций.
@el_co_tone
Если в детстве вы увлекались собиранием мозаики, то должны понимать, насколько это захватывающий процесс. Но взрослые тоже не утрачивают азарта в стремлении создавать из разрозненных кусочков непредсказуемые причудливые узоры, правильные орнаменты или узнаваемые изображения предметов. А реализуют это они с помощью интересного вида рукоделия, называемого лоскутным шитьем (или пэчворком), создавая своими руками все, что можно изготовить с помощью ткани, нитки и иголки.
Это может быть стилизованное лоскутное одеяло, стеганое покрывало или прихватки для кухни, одежда для взрослых и детей, декоративные панно. И пусть изначально лоскутное шитье имело исключительно утилитарные задачи. Лоскутки сшиваются в целые полотна из соображений экономии и, что вероятнее, из желания творить красоту и получать удовольствие от этого волшебного действа.
Шитье лоскутных полотен известно широко. Везде, где люди работали с текстилем, оно существовало в том или ином виде. Объединив опыт разных стран, поклонники лоскутного шитья называют себя квилтерами, создают клубы по интересам, организуют фестивали. Они совершенствуют известные старые техники, придумывают новые и создают эффектные лоскутные изделия, которые иногда и изделиями назвать язык не поворачивается, - просто произведения искусства.
На первый взгляд, ничего сложного в этом виде рукоделия нет: собирай лоскутки, сшивай их в целые полотна и получай готовые изделия. Что же, в чем-то такое мнение верно. Технология несложная. Вот только реализовать ее не так уж и просто. Техника лоскутного шитья включает три этапа.
Этот вид рукоделия кроме материалов (ткани и ниток) требует и определенного набора инструментов:
Незамысловатый набор можно приобрести в готовом виде (кроме швейной машинки) в магазинах для рукоделия. Такие наборы включают и схемы узоров. Эти инструменты с материалами позволят вам работать в любом виде лоскутного шитья и изготавливать простые и сложные изделия, выполненные в любой из его техник.
Лоскутное шитье - понятие широкое. Это рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые виды лоскутного шитья.
Англо-американское рукоделие, цель которого - создание цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в геометрические узоры. В этой технике можно сшить и большое покрывало, и маленькие прихватки для кухни.
Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой.
Еще одна разновидность традиционного пэчворка, где используется другая технология соединения лоскутов. Здесь отдельные фрагменты привязываются друг к другу с помощью контрастной нити и вязального крючка.
Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.
Квилтинг - это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «квилтинг» - стеганое полотно. Это технология создания узоров с помощью стежки, когда между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из синтепона, ваты или ватина, а узор вышивается машинной строчкой. Созданное в этой технике объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. С равным успехом применяют эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей.
Технология сшивания лоскутов, на первый взгляд, проста: вырезай да сшивай, создавая своими руками любое задуманное изделие - покрывало, скатерть, подушку, прихватки для кухни или озорную одежду для детей. Но это не так. Лоскутное шитье - рукоделие, требующее не только умения обращаться с иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и аккуратности.
Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос. Как именно удается создавать столь разные узоры, используя одинаковые элементы: блоки из полос или отдельные полосы, квадраты, уголки и треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и создаются самые невероятные узоры. Есть наиболее популярные способы лоскутного шитья.
Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезанные из заранее сшитых полос ткани. В этой технике изготовить большое покрывало можно за несколько часов.
Популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Иногда квадраты сшиваются в блоки, из которых изготавливается полотно. Главное условие удачного изделия - подобрать цвета, которые сочетаются между собой.
Лоскутное шитье с использованием разноцветных полос ткани. Собирая рисунок из полос, их расположение и сочетание можно варьировать как угодно. Легко сшить озорной коврик или большое лоскутное покрывало в виде уложенных паркетных дощечек: лесенкой, зигзагом, ромбиками или уголками. В результате из полос получают узоры «Паркет», «Пашня», «Елочка» и «Колодец».
Еще один способ шитья из полос. В этой технике полосы собирают вокруг центрального квадрата, укладывая их по спирали. Один из вариантов этой техники - смещение квадрата в угол. А для четкости узора рисунок собирают из парных одноцветных полос.
Треугольники - один из самых распространенных элементов в лоскутном шитье. Мало того, что этой фигуре приписывали магическую силу, треугольники еще и очень удобны в работе. Из них составляют и простые квадраты, и сложные звезды. Чаще в лоскутном шитье используют прямоугольные равнобедренные треугольники. Сшивая их по длинной стороне, получают двуцветные квадраты, а соединяя короткими сторонами, - узоры из многоцветных пестрых полос. Наиболее популярные узоры, в которых применяются треугольники: «Мельница», «Алмаз», «Звезда».
Русское изобретение. Техника отличается от всех предыдущих тем, что уголки не вырезаются по шаблону, а складываются из квадратов или полос ткани. Затем получившиеся уголки собираются в полосы (тесьму) из которой и сшивается полотно. При этой технике лоскутного шитья получается объемное полотно.
Здесь также используются квадраты, точнее, не квадраты, а квадратики, которые укладываются в шахматном порядке. Собрать можно из ромбов двух контрастных расцветок, просто развернув квадраты углом.
Национальная русская техника, отличающаяся сложностью сборки узора, в основе которого лежит квадрат, а верхний и нижний ярусы составлены из равнобедренных треугольников. Следующие ярусы узора собирают из полос и треугольников. Ярусы делают либо одинаковыми по размеру, либо «растущими» от центра к краям.
Известна также под названием «Бабушкин сад». Полотно собирается из шестиугольников и узором напоминает соты. Иногда из шестиугольников собирается цветок, середина которого выделяется пуговицей, обтянутой тканью.
Весьма своеобразный и озорной способ лоскутного шитья, в результате которого получается объемное полотно. В этой технике необработанные цветные полосы ткани (ляпаки) настрачиваются на основу. Это тоже национальное русское изобретение. В импортном варианте похожая техника известна под названием «Йо-йо».
Говорить о техниках лоскутного шитья можно до бесконечности, - сколько узоров возможно сложить из разных фигур, столько и техник существует в лоскутном шитье. Поэтому остановимся на том, что мы уже рассмотрели, и в заключение поговорим об идеях использования видов и техник лоскутного шитья.
Традиционный или вязаный пэчворк - отличный способ обновить интерьерный текстиль: одеяла и покрывала для кровати, накидки и чехлы для дивана и кресел, скатерти, коврики, кухонные прихватки и полотенца - все это можно сшить своими руками.
Ваша одежда и аксессуары к ней - тоже неисчерпаемый источник вдохновения. Из лоскутов можно изготовить любую одежду. Например, осеннюю куртку, для работы с которой лучше использовать идеи и техники квилтинга или японского пэчворка. Из крэйзи полотна получатся нарядные юбки или блузки, пестрые жилетки, которые разбавят строгость офисного костюма.
Залог успеха в лоскутном шитье - точность и аккуратность: нужно точно делать выкройки деталей и очень аккуратно эти детали сшивать. Для всех тканей требуется предварительная обработка, которая называется декатировкой. Ткань сначала замачивают или стирают, а затем высушивают и хорошо отутюживают. После того ткани сортируют по цветам и приступают к изготовлению шаблонов.
Шаблоны вырезают по форме будущей детали с учетом припусков на швы. Изготавливают их из картона или плотной бумаги. Для соблюдения точных размеров на картон наклеивают миллиметровую бумагу, а затем вырезают из него нужную фигуру необходимого размера. Для криволинейных шаблонов, на внешнем контуре делают продольные разрезы-насечки, по которым удобнее намечать швы при соединении деталей.
Наибольшее удовлетворение доставляют лоскутные изделия, выполненные из сложных узоров. Для таких шедевров берут пестрые ткани или материал контрастных цветов. Однако начинать лучше всего с самых простых рисунков, выбирая проверенные схемы. Как выбрать узор?
Существует три основных типа изделий, выполненных в технике лоскутного шитья:
Узор можно сделать из одной повторяющейся детали (фигуры). Для этого вырезают бумажный шаблон для каждой детали, а затем ткань приметывают к бумаге. Затем припуск на шов заворачивается за край шаблона и снова приметывается вручную. Это старинный английский способ, который считается одной из самых первых техник пэчворка.
Но есть менее сложная и более известная (особенно в Америке) - техника работы с блоками. В блоки сшиваются треугольные или прямоугольные (чаще квадратные) кусочки ткани, складывающиеся в геометрический узор. Самые простые блоки составляются из малого количества крупных деталей. Такие лоскуты легче сшивать, а на их изготовление уходит меньше времени. Названия блоков зависят от количества деталей, из которых они сшиты:
Распространена и техника лоскутного шитья из полос. Она аналогична технике шитья из блоков, только лоскуты собираются сначала в полосы шириной в одну деталь, а затем уже эти полосы сшиваются в полотно. Обе эти техники (блоки и полосы) более удобны, так как лоскуты сразу же сострачиваются на швейной машинке.
В крэйзи пэчворке лоскуты соединятся по принципу аппликации, когда отдельные маленькие кусочки ткани произвольной формы накладываются на целое полотно и пришиваются к нему. Изделие получается двухслойным. Однако более опытные мастерицы и в крэйзи пэчворке используют технику однослойного полотна.
Утюг в лоскутном шитье - необходимый инструмент. В процессе работы швы обязательно нужно разглаживать, да и при подготовке тканей к работе их тоже необходимо отутюживать. Готовые лоскутные изделия гладят только с лицевой стороны и всегда в одном направлении.
Швы также проглаживают в одну сторону, в результате чего они становятся прочнее, а края у них не осыпаются. Припуски на швы гладят только с изнанки, чтобы на лицевой стороне изделия не оставалось заглаженных следов. При работе со сложными блоками, имеющими разнонаправленные швы, припуски первого ряда гладят в одном направлении, а припуски следующего - в противоположном. С лицевой стороны отутюживают полотно в точках пересечения швов.
Длинные полосы из лоскутов кладут на гладильную доску не по горизонтали, а по вертикали (перпендикулярно доске). При таком способе полосы не сморщиваются и не растягиваются. Особенно плотные ткани перед началом отглаживания увлажняют или используют для этого утюг с отпаривателем. Гладить ткани необходимо по долевой нити и в температурном режиме, подходящем ткани.
Для раскроя удобнее пользоваться шаблонами, выполненными в форме рамки. Внутренняя сторона рамки соответствует размерам детали в готовом изделии, а внешняя сторона идентична размеру детали с припусками на швы. Собственно говоря, ширина самой рамки - это и есть величина припусков. Делая выкройку, рамку обводят с обеих сторон, и вырезают деталь по внешнему контуру. Линия внутреннего контура обозначает линию шва.
Наносят выкройку на ткань только карандашом (мелом, мылом), так как следы от шариковой или гелевой ручки могут проступать с лицевой стороны. Кроят ткань по долевой нити, чтобы в изделии сшитые лоскуты не перекосились и не вытянулись.
Для вырезания лоскутов ткани можно пользоваться обычными ножницами или специальным роликовым ножом (резаком). Резак значительно ускоряет процесс работы, позволяет отрезать сразу длинные полосы, которые потом можно раскроить на отдельные элементы: ромбы, квадраты, треугольники. Особенно удобен роликовый нож при работе с изогнутыми линиями раскроя.
Неаккуратно состроченные детали, неровные швы и даже миллиметровые различия в размерах одинаковых элементов могут свести на нет все предыдущие усилия. Поэтому лоскуты должны быть выкроены точно и сшиты безупречно. Начинающим мастерицам рекомендуют использовать только рамочные шаблоны, изготовленные с помощью миллиметровой бумаги, и наносить на выкройку линии шва.
Перед сшиванием полотна лучше сделать «пробный бросок». То есть сшить блок-образец. Это позволит проверить точность раскроя лоскутов и отрегулировать настройки швейной машинки. Все погрешности сразу же будут видны на образце, и вы сможете сэкономить время и силы, исправляя ошибки только после пробного шитья, а не в середине процесса (когда бо́льшая часть полотна уже собрана).
Лучше всего начать посещать специальные курсы. Здесь вы сможете освоить интересный вид рукоделия, а также найдете новых друзей и единомышленников. Это, конечно, здорово, но не всегда удобно. Многие отваживаются на самостоятельное обучение лоскутному шитью. В пэчворке не всегда используется шитье. Предпочтение отдают также и вязанию: если оно является для вас уже привычным видом рукоделия, то можно разнообразить свое хобби и освоить технику пэчворка, в которой используется именно вязание, а не шитье.
Помимо посещения курсов, воспользуйтесь учебными пособиями, приобретя печатное издание или отыскав нужные руководства в интернете. И, конечно, нельзя игнорировать обучающие видеоматериалы, которых в сети огромное количество. Мастерицы делятся опытом, снимая на видео уроки лоскутного шитья и предоставляя их в безвозмездное пользование своим коллегам.
Сроки обучения не зависят от того, какую именно технологию (вязание или шитье) вы предпочтете, однако быстро научиться пэчворку можно лишь имея опыт. Если вязание вам хорошо знакомо, то остановитесь на вязаном пэчворке, а если вы хорошо шьете, то начните с традиционной техники (сшивание лоскутков ткани).
Как ни удивительно, но начинать осваивать лоскутную технику желательно с изготовления больших изделий. И даже если некоторые пособия по пэчворку рекомендуют начать с какой-нибудь прихватки для кухни, лучше возьмитесь за традиционное лоскутное одеяло (покрывало).
Во-первых, результат будет довольно эффектным (в отличие от скромной прихватки), чтобы удивить ваших близких. Во-вторых, осваивать эту технику удобнее на крупном изделии, работая с большими кусками ткани. И, в-третьих, времени на изготовление большого одеяла вам понадобится не больше, чем на собирание лоскутной мозаики для прихватки. Так что не мелочитесь! Подготовьте ткань, выберите узор и приступайте к своему первому (пробному) творению. Кстати, начинать работу тоже лучше всего с простой хлопчатобумажной ткани, например, с ситца.
Просто выбрать ткань недостаточно. Даже если вы хотите вырезать лоскутки из совершенно нового ситца, его нужно постирать и отгладить, а сделать это, как ни странно, не так уж и просто. Стирать (или просто намочить) ткань нужно обязательно, потому что после стирки она может сесть, а в готовом изделии это чревато неприятными последствиями в виде перекосов, морщин и стяжек. Кроме того, многие ткани могут линять во время первой стирки. Кстати, такая подготовка имеет и профессиональное название - «декатировка».
Далее ткань желательно подкрахмалить, - так с ней удобнее будет работать. После этого материал нужно высушить (до легкой влажности) не отжимая, а просто развесив его на веревке или на перекладине. И следующим этапом подготовки станет отутюживание. Утюжить ткань нужно по долевой нити, с изнаночной стороны, а лучше всего пользоваться для этого утюгом с отпаривателем.
Так как пэчворк официально признан искусством, то здесь «работают» свои правила, нарушая которые мастерица-лоскутница может потерпеть фиаско и получить вместо лоскутного шедевра нечто непонятно пестрое и аляпистое. Если сочетание тканей по фактуре и плотности не ограничивается строгими рамками, то для сочетания цветов такие рамки существуют.
По правилам этой техники обязательно должен преобладать (доминировать) только один цвет. Остальные его лишь дополняют. Вот как выглядит правильное и допустимое сочетание оттенков.
Простота этого рукотворного искусства одновременно явная и мнимая. С одной стороны, проще некуда: придумал (или выбрал) узор, нарезал лоскутков, сшил их в целое полотно. С другой, вы уже поняли, насколько сложно этот узор придумать, как нелегко подобрать сочетающиеся по цвету лоскуты, да и сама работа достаточно кропотлива и трудоемка. Но настоящих искусниц ничто не испугает! А уж если вы человек творческий, то просто грех отказываться от такой прекрасной возможности реализовать свой потенциал.
Пэчворк или лоскутное шитьё, лоскутная мозаика - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
В России шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.
В конце XIX - начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.
После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.
Перед этапом раскроя помните о следующих вещах:
1. Перед раскроем новую ткань нужно обязательно постирать, затем отпарить утюгом. Это делается для того, чтобы предотвратить возможную усадку и изменение цвета ткани после стирки готового изделия.
2. Лоскуты, уже применявшиеся ранее, нужно накрахмалить и отутюжить.
4. Раскрой всегда принято производить по направлению долевой нити, тогда во время сшивания лоскутные детали не перекосятся.
5. При использовании новой ткани ориентируйтесь на её кромку.
6. Для того, чтобы раскроить нужный элемент, приложите к обратной стороне ткани шаблон с отступами, обведите его мелом, затем, приложите сверху шаблон без припусков и вновь обведите по контуру.
7. После того, как раскроили все нужные детали, можете сшить их согласно выбранной схеме лоскутного шитья.
Относится к англо-американскому типу рукоделия. Основная его цель –создать цельное полотно из лоскутков. При этом создаются геометрические узоры. Для этого пэчворка нужны схемы, шаблоны и выкройки масштабные, к примеру, одеяла. Именно большие изделия выглядят лучше всего. Зачастую тут используется подкладка на изнаночной стороне.
В качестве материала используются лоскуты ткани разного размера и геометрической формы. Кривые полосы, аппликации, неправильные фигуры. Швы маскируются при помощи тесьмы или вышивки. Непременным атрибутом является щедрое декорирование изделия.
В вязаном стиле, фрагменты пришиваются друг к другу с помощью вязального крючка. Именно эта техника пэчворк воплощается в покрывалах.
Он объединил в себе восточные и западные мотивы. В этом стиле используются стежка, в качестве ткани шелк. Кроме практичных покрывал или одежды, часто такой вид шитья применяется в декоративных панно. В основе создания композиции геометрические формы – ромб, треугольник, уголок, квадрат.
Популярная техника, в ней также могут использоваться квадраты, которые сшиваются в блоки и с них формируется полотно. Основная особенность заключается в правильном подборе цветовой палитры лоскутков.
В данном стиле применяются, полоски ткани разных цветов и даже фактур. Сочетать при этом полоски можно как угодно. Из таких полосок можно создавать уникальную палитру, и даже узоры. К примеру, классические паркетные, елочки, колодцы.
Стиль подразумевает формирование узора из полос вокруг центрального элемента – квадрата. Они укладываются по спирали. Есть вариации этой техники – смещение квадрата в угол.
Это самый распространенный узор в пэчворке, в частности такие схемы, выкройки и шаблоны используются при создании подушек, прихваток, покрывал. Кроме магической силы этой фигуры, в которую верят многие народы, треугольник еще и отличается удобством в работе. С его помощью можно создать самые разные формы, в том числе сложные звезды и простейшие квадраты. При использовании этой техники удается достичь интересных комбинаций.
Основное отличие стиля в том, что уголки составляются не из вырезанных заготовок, а формируются из кусочков ткани разных форм. Образовавшиеся полосы сшиваются в полотна. В результате выходит объемное полотно.
Основной элемент – мелкие квадраты или ромбы. Они складываются в шахматном порядке из контрастных расцветок.
Центральная часть полотна собирается из квадратов, а по периметру обшивается равнобедренными треугольниками. Также бывает поочередное пришивание – квадраты-треугольники - полосы.
Основу полотна формируют шестигранные заготовки.
Для чего нужны шаблоны в лоскутном шитье
Если приступаете к технике пэчворк и необходимо создать цветные или фактурные блоки, то для этого понадобится подготовить специальный шаблон, который поможет быстрее выкроить мелкие детали. Именно из мелких элементов с определенными размерами и конфигурациями, складываются блоки.
Шаблон подготавливается для детали с учетом припусков на швы. Если вы не приобрели специальную линейку под лоскутное шитье, тогда придется использовать шаблон, а для припуска на швы обычно устанавливается один размер от 5 до 7 мм. Шаблон в работе с выкройками удобен из картона или пластика.
Пэчворк – английское название лоскутного шитья, которое пользовалось популярностью ещё в былые времена у наших бабушек. Раньше кусочки сшивали просто в хаотичном порядке, постепенно стали придумывать красивые схемы и , с помощью которых начинающим рукодельницам можно легко понять базовые техники шитья. Сегодня в нашем обзоре мастерицы редакции сайт поделятся своим опытом, расскажут, как подбирать материю, а фотоуроки помогут воплотить в жизнь любые идеи: начиная от украшения и заканчивая одеждой.
В технике шитья из лоскутов и обрезков разных тканей можно творить настоящую красоту: стёганые , прихватки, главное – правильно подобрать ткань и составить схему будущего изделия.
В лоскутном шитье основную роль играет материал, важно подобрать красивые сочетания, которые будут . Огромное разнообразие оттенков и текстур делают выбор довольно сложным. Здесь необходимо учитывать следующее:
Шитьё из лоскутков должно начинаться, в первую очередь, с своих запасов: для пэчворка подойдут как новые ткани, так и бывшие в употреблении, но в хорошем состоянии. Для рукоделия подойдут практически любые материи:
Если изделие будет подвергаться нагрузкам, можно дополнительно посадить его на подкладочную ткань и синтепон.
ткань для пэчворка
Второй важный шаг в лоскутном творчестве – это выбор схемы, начинающим мастерицам поначалу лучше поискать готовые шаблоны в интернете с подробными описаниями. Чтобы вырезать заготовки одинаковой формы, можно воспользоваться специальными макетами. Нельзя забывать про припуски на швы, вырезать кусочки следует с запасом.
Важно! Плотную материю не вырезают с запасом, поскольку лишняя ткань будет некрасиво топорщиться. Заготовки сшивают с подкладкой встык, а между собой кусочки прошивают зигзагом.
Существует несколько основных техник соединения лоскутных заготовок.
Техника соединения | Описание |
Традиционная | На отрез ткани нашиваются заготовки определённой формы. Такую технику часто используют для одеял и прихваток. |
Из заготовок квадратной формы выкладывают определённый узор или рисунок. | |
Здесь за основу взяты прямоугольники, которые можно сшивать по диагонали, вертикали или горизонтали. | |
Для этой техники начинающим мастерицам лучше использовать равнобедренные или равносторонние фигуры. | |
Заготовки выкладывают на отрез в хаотичном порядке, сверху укладывают органзу, затем опять слой лоскутков и органзу. Все слои необходимо проутюжить и сшить строчкой. | |
Это абстрактный рисунок без определённой формы. | |
Японская техника, которая имитирует штопку цветными кусочками материи и стёжку . | |
На подготовленную основу пришиваются прямоугольные лоскутки. |
Начнём изучать технику пэчворк с самых простых схем с пошаговым фотоописанием всех действий. Со временем мастерицы смогут перейти к более сложным шаблонам.
Предлагаем пошить одеяло по схеме «Мельница» в технике волшебных треугольников.
Одеяло будет состоять из нескольких блоков, для одного блока нам понадобятся по 2 квадрата из цветной и однотонной ткани.
Иллюстрация | Описание действия |
Положить цветной и однотонный квадраты лицом внутрь, сделать разметку по диагонали. | |
Прошить ткань на расстоянии 6 мм с каждой стороны диагонали. | |
Разрезать сшитый квадрат по диагонали. Аналогично сшить и разрезать два вторых квадрата. | |
швы, раскрыть квадраты и ещё раз проутюжить. | |
Срезать выступающие детали и подготовить блок к сшиванию. | |
Сшить между собой квадраты 1,2 и 3,4 по вертикали | |
Развернуть квадраты и проутюжить, направляя швы в противоположные стороны. | |
Сшить между собой две заготовки, швы должны быть посередине и направлены в разные стороны. Затем проутюжить. | |
Между блоками можно пришить полосу, таким образом соединить все детали в одно целое. |
По такому шаблону можно шить не только цветок-розу, но и использовать схему для пошива любой вещи. Работа довольно кропотливая, но результат превзойдет все ожидания.
Для схемы необходимо подбирать материю, края которой не сыплются. Обязательно нужно учитывать припуски на швы не менее 0,5 см.
Порядок работы следующий.
Из старых джинсов можно сшить уникальные изделия, прочная ткань подойдёт для сидушек , и декоративных подушек. Наша подборка идей со схемами и описаниями поможет дать вторую жизнь любимым вещам.
Для изготовления понадобится джинса и ткань для подкладки.
Порядок работы следующий.
Для украшения подушки можно использовать термоаппликацию, или вырезать и украсить фрагмент с карманом. Для работы понадобятся:
Пошаговая инструкция.
Иллюстрация | Описание действия |
Вырезать фрагмент джинсов с карманом, вторую заготовку вырезать из ткани без кармана и украсить её или вышивкой. | |
Нарезать полоски разной ширины из джинсов, ткани и кружева. | |
Собрать узор подушки на , тёмные ткани обязательно декорировать кружевом, разбирать конструкцию нельзя, так как затем будет сложно воспроизвести аналог. | |
Сшивать детали нужно с середины, перекладывая их лицом друг к другу. Все швы сразу проутюживать. | |
Тесьма и кружево прошиваются с двух сторон. | |
Все швы необходимо отстрачивать и заутюживать. В аналогичном порядке пришить все детали от центра к краю по спирали. Затем все те же действия повторить со второй стороной подушки. | |
Сложить детали лицом внутрь, отмерить и отрезать лишнее. | |
Сшить половинки между собой, оставив 10 см для выворачивания, набить синтепухом и зашить потайным швом. | |
Такая подушка наверняка понравится детям. |
Более подробно мастер-класс можно посмотреть на видео:
Прекрасная идея – сшить юбку из джинсов, необычно будет смотреться ассиметричная модель. Порядок работы следующий.
Пользуясь различными техниками сшивания в стиле пэчворк, начинающим будет несложно своими руками изготовить одеяло из лоскутков или покрывало как , так и для взрослого человека. Для придания объёма между лицевой и подкладочной тканью дополнительно используют синтепон или другой наполнитель.
Для изготовления красивого яркого одеяла для ребёнка 3-12 лет размером 110×140 см нам понадобятся:
Порядок работы следующий.
Иллюстрация | Описание действия |
Нарезать 208 квадратов 10×10 см | |
Сшить попарно лицом внутрь квадратики разных цветов, отступ от края – 0,75 см. | |
Раскрыть квадратики и к правому краю пришить ещё ряд лоскутков. Блок квадратов – 13×16 лоскутков. | |
По изнаночной стороне все швы в одном направлении. | |
Сшить все квадраты по вертикали. | |
Проутюжить все швы с изнанки в одном направлении. | |
Уложить подкладочную ткань, на неё синтепон и сверху заготовку из квадратов. Слои должны быть больше основной заготовки. Все швы по вертикали закрепить булавками. | |
Прошить сколотые булавками вертикальные швы ровно посередине, затем прострочить их в перпендикулярном направлении. | |
Прошить заготовку по краю с отступом 0,5 см, после этого можно срезать выступающие части подкладки и синтепона. | |
Пришить косую бейку с изнаночной стороны строго по боковому шву, предварительно завернув край на 1 см. Прервать шитьё нужно за 0,5 см до края. | |
Сложить бейку квадратом в начало края и прострочить. Перевернуть заготовку, подвернуть бейку на 0,5 см и прострочить по лицевой стороне. | |
По такому принципу можно сшить одеяло любых размеров. |
Более подробно мастер-класс для начинающих как сшить одеяло из лоскутков можно посмотреть на видео:
Для такого одеяла понадобятся заготовки в виде квадратов со стороной не менее 21 см, внутри нужно вырезать полукруг. В такой схеме важно подобрать красивые сочетания тканей, которые не должны повторяться в одном блоке.
После сшивания и проутюживания квадратов для лицевой стороны одеяла нужно положить заготовку на синтепон и изнаночную ткань, приметать, простегать по швам и по краю изделия.
Для пошива двустороннего лоскутного одеяла своими руками начинающим нужно подготовить ткань и вырезать по схеме квадраты размером не менее 23 см для готового изделия 1,5×2,3 м. Кроме того, понадобится синтепон в качестве утеплителя.
Порядок работы следующий.
Японский пэчворк считается одним из самых сложных. Есть схемы, детали которых прошиваются и простегиваются только вручную. Это целая философия культуры восточной страны: никуда не торопиться и делать всё очень аккуратно и неспеша. Предлагаем попробовать свои силы в этой технике.
В первую очередь сделаем косметичку. Для этого нам понадобятся:
Ход работы следующий.
Основное отличие японского пэчворка – это стежок, при котором иголка идёт только вперед. Раньше в этой технике пришивали латки к одежде, но сегодня это самый популярный вид рукоделия. Дизайнеры используют его в
Начинать всегда нелегко. Лоскутному шитью тоже надо учиться. Не все сразу получается: руки не слушаются, глазомер подводит. Для этого и существует опыт мастеров. Освоив видео уроки, фото материалы и мастер-класс с их советами и секретами, можно смело воплощать в жизнь любую идею – от изготовления простой прихватки до новой обивки дивана.
Очень популярен сегодня пэчворк – рукоделие, в котором из цветных лоскутов ткани собирают цельное изделие с задуманным узором по принципу мозаики. Результатом такого увлекательного процесса может быть узнаваемое изображение каких-то предметов, геометрические орнаменты или причудливые узоры. Идеи для пэчворка можно брать из фото и видео уроков, а также мастер–классов.
Первоначально лоскутки сшивали из-за экономии материала, и пэчворк имел совершенно конкретные задачи. Теперь техника лоскутного шитья - это желание творить красоту, наслаждаясь этим волшебным действием. Стёганые покрывала, декоративные панно, одеяла и подушки, прихватки для кухни, обновленная мебель, одежда радуют глаз.
Основы лоскутного шитья:
Вообще, к технике пэчворк надо относиться серьезно, обдумывая все цветовые сочетания даже для прихватки – ведь они, как и неаккуратная работа, могут испортить вещь и отбить охоту осваивать такое увлекательное рукоделие.
Для начала собирают все обрезки тканей, сортируют их по фактуре и цвету, и приступают к созданию схемы. Можно и наоборот: придумать узор или найти на МК, фото и видео, а потом из купленных тканей нарезать заготовки.
Второй шаг – создание эскиза прихватки, подушки или салфетки. Начинающим рукодельницам лучше использовать готовые схемы из журналов или МК из Интернета.
Процесс соединения лоскутков в целое полотно:
Кроме шитья, есть ещё и вязаный пэчворк, где крючком и контрастной нитью лоскуты соединяют друг с другом.
Кроме ниток, ткани и машины, в технике пэчворк используют:
В магазинах рукоделия можно найти наборы для пэчворка – со схемами узоров, МК.
Схемы и шаблоны можно составлять самостоятельно или брать готовые выкройки из интернета, книг или журналов. Шаблоны вырезают по контуру детали, учитывая припуски на швы. Материалом для изготовления может быть картон, плотная бумага, пластик. Для точности на картон можно наклеить миллиметровую бумагу, а потом уже вырезать фигуру задуманного размера. При изготовлении криволинейных заготовок на внешнем контуре шаблона надо сделать продольные разрезы-насечки – по ним удобно намечать швы при соединении лоскутов.
Фото и видео уроки по лоскутноу шитью предлагают схемы, шаблоны и МК
Самые удобные шаблоны – рамки. Внутренняя часть должна соответствовать размерам фрагмента в готовом виде, внешняя учитывает припуски на швы. Ширина такой рамки и является величиной припусков. Изготавливая выкройку, рамку надо обвести дважды, а вырезать только по внешнему контуру. Внутренний контур будет показывать линию шва. На ткань выкройку переносят мелом или мылом, любая ручка оставляет следы на лицевой стороне. Раскрой делают только по долевой нити, чтобы впоследствии сшитые детали не вытягивались и не перекашивались. Вырезают лоскуты обычными ножницами или специальным резаком. Роликовый нож намного упрощает процесс, отрезая длинные полосы, которые легко кроить на более мелкие детали. Не обойтись без резака когда шаблоны изогнуты.
В технике пэчворк существует 3 вида изделий :
Узор можно создавать на основе одной повторяющейся фигуры, для чего для каждой детали вырезают бумажные шаблоны и приметывают к нему лоскут. Припуск для шва заворачивают за край и еще раз приметывают. Это традиционная английская техника.
Техника с блоками – более современная: куски ткани треугольной или квадратной формы сшивают в блоки, составляя геометрический узор. Простой блок можно составить из небольшого числа крупных деталей. На такую работу уходит меньше сил и времени. Ее часто используют видео уроки и МК.
Известна и техника пэчворка из полос. От предыдущего варианта она отличается тем, что фрагменты собирают в полосы, потом их соединяют в полотно. Блочная техника удобны тем, что лоскуты сшивают сразу на машинке.
В крейзи-пэчворке лоскуты нашивают по типу аппликации: отдельные лоскуты произвольной формы красиво накладывают на полотно и пришивают. Прихватки, покрывала, чехлы выходят двухслойные.
Особый уют в интерьере создают предметы ручной работы, в частности, красивые и удобные подушки. Попробуем сшить по МК декоративную наволочку с объемной аппикацией «Роза». Для работы можно взять любые лоскуты, главное – чтобы они удачно сочетались по цвету. Не забудьте подготовить ткань – выстирать, прогладить.
Пошаговая инструкция .
Инструменты и материалы:
Пошаговая инструкция МК:
Поздравляем с обновкой!
Узнав элементарные понятия о таком виде рукоделия, как пэчворк и освоив простейшие навыки составления “пазлов” из ткани в единое целое, из разных лоскутов можно создавать креативные предметы быта или декора интерьера.