Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Сосновка
Хабаровского муниципального района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КРУЖОК «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО» С ДЕТЬМИ 6 -7 ЛЕТ,
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «Морячки»
МКДОУ с. Сосновка
на 2017 – 2018 учебный год
Срок реализации 1 год
Составитель/Разработчик программы
Воспитатель Зебзеева Елена Павловна
Педагогический стаж 12 лет
с.Сосновка, 2017
Наименование разделов | Стр. |
|
Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования | |
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы | |
1.4. | Возрастные особенности воспитанников в изодеятельности | |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы | |
2.1. | Направление и содержание программы | |
2.2. | ||
2.3. | ||
Организационный раздел | ||
Организация развивающей предметно-пространственной среды | ||
3.2. | Организация образовательного процесса | |
3.3. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие».
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования; Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Сосновка; особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников подготовительной группы «Морячки». Программа рассчитана на 1 год обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 2 раза в неделю по вторникам и четвергам во 2 половину дня, 30 мин – для подготовительных групп с физкультминуткой.
В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способность адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача будет реализовываться мной посредством тестопластики с детьми старшего возраста (подготовительная группа).
Новизна данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
Легко отмывается и не оставляет следов;
Безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
Тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!
Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.
С готовым «изделием» можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
1.1. Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования
Цели:
Основные задачи программы:
Раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладони;
Раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней;
И слегка видоизменят их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластинку), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, карандаши и др.).
Задачи:
Образовательные:
Обучение воспитанников различным приемам преобразования теста;
Обучать познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.
Развивающие:
Развитие эстетического восприятия художественного вкуса;
Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
- развитие умения включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.
Развитие художественно – творческих способностей и творчества воспитанников.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца;
Воспитание желания радоваться результатам своего труда и труда товарищей.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа художественно-эстетической направленности опирается на интересы отдельных воспитанников и детского общества в целом и соответствует принципу сезонности (построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей местности в момент времени), сочетает принципы систематичности и последовательности обучения (постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития воспитанников ведётся в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»), строится с учётом принципа развивающего характера художественного образования.
Программа отражает и специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-творческой деятельности во время дополнительной образовательной деятельности по лепке: эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом, культурное обогащение содержания изобразительно-творческой деятельности, взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности, интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности, взаимосвязь обогащённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа средствами лепки.
Направления работы:
Развитие творческих способностей;
Художественно – творческое развитие;
Познавательное развитие.
Принципы построения педагогического процесса.
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3.Принцип тематических циклов.
4.Индивидуального подхода.
Формы образовательной деятельности :
Кружковые занятия,
Индивидуальные формы, игры.
Формы организации деятельности общения с воспитанниками:
Индивидуальная,
Парная,
Коллективная,
Подгрупповая.
Формы проведения занятий:
Интерактивные выставки,
Выставки произведений мастеров,
Беседы по искусству лепки,
Индивидуальная презентация,
Игровые формы работы,
Посещение музея искусств,
Работа в творческом уголке,
Посещение мастерской художника,
Мастер-классы.
Методы обучения на занятиях:
Словесные (устное изложение, беседы, использование художественного слова, анализ произведений искусства);
Наглядные (показ упражнений, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу);
Практические, частично-поисковые (подбор материала).
Подходы к формированию:
Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
Учет возрастных особенностей воспитанников.
Последовательное усложнение поставленных задач
Преемственность.
Положительная оценка.
Безопасное поведение при лепке нетрадиционными материалами и методами.
Особенности программы:
- конкретно, полно и систематически изложено методическое использование тестопластики через принципы и методы обучения, раскрывается структура работы с воспитанниками в организованной образовательной (дополнительной) деятельности, применение методических средств обучения;
Активно используются логоритмические модели, алгоритмы, схемы, конструкции для естественного освоения изображения с помощью тестопластики;
Каждая работа оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удавшихся моментов;
Обязательна мотивировка исполнения работы;
Дополнительная образовательная деятельность по тестопластике проводится только в состоянии творческого подъёма и желания творить;
Происходит интегрирование приёмов лепки, экспериментирование материалами;
Воспитанник не только грамотно и убедительно решает каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознаёт логику их следования.
1.4. Возрастные особенности воспитанников в изодеятельности
Возрастные особенности воспитанников 6-7 лет:
В этом возрасте у воспитанников возникает тяга к предметному рисованию. Это период активного рисования. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Занятия можно проводить по 30 минут.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Задачи психолого – педагогической работы данной программы дополнительного образования решаются интегрированно в ходе освоения следующих образовательных областей:
1) «художественное творчество»;
2) «коммуникация»;
3) «познания»;
4) «чтение художественной литературы»;
5) «социализация».
Развитие репродуктивной деятельности детей (лепка);
Развитие детского творчества;
Приобщение к изобретательному искусству.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строения речи, произношение; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах и формах детской деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Сенсорное развитие;
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
Формирование элементарных математических представлений;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие игровой деятельности детей;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
Формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Ожидаемые результаты:
Будут способны:
Предполагает:
Создание условий для приобретения опыта:
Реализацию самостоятельной творческой деятельности воспитанников:
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Направление художественно- эстетического развития:
Виды занятий по изобразительной деятельности:
4-5 лет: рисование; декоративное рисование (дымковские, филимоновские изделия); аппликация. |
|
5-6 лет: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование; лепка (глина, пластилин, пластическая масса); прикладное творчество (работа с бумагой, природным, бросовым материалом). | 6-8 лет: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование; лепка (глина, пластилин, пластическая масса); прикладное творчество (работа с бумагой, природным, бросовым материалом, т. п.) |
Формы работы с воспитанниками по художественному творчеству
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй |
Создание коллекций |
|
|
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие »
Совместная деятельность взрослого и воспитанников | Самостоятельная деятельность воспитанников | Взаимодействие с семьей |
|
Образовательная деятельность (ОД) | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
||
Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей |
|||
непосредственно образовательная деятельность (рисование, конструирование, лепка). Экспериментирование. Выставки работ репродукций произведений живописи. Проектная деятельность. | Наблюдение. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игра. Игровое упражнение. Конструирование из песка, природного материала. Лепка, рисование. | Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Самостоятельная изобразительная деятельность. | Создание соответствующей предметно-музыкальной, развивающей среды. Проектная деятельность. Прогулки. Совместное творчество (рисование, конструирование и др.) Совместные праздники, развлечения в ДОУ. Театрализованная деятельность. |
Средства необходимые для реализации Программы
Современное образовательное учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с семьей.
Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг, прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно именно семья является институтом первичной социализации растущего человека.
Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка.
Отношения семьи и дошкольного учреждения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перед педагогическим коллективом ДОУ поставлена цель:
Сделать родителей (законных представителей) активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
Формы взаимодействия с семьей
Социально-педагогическая диагностика:
Информирование
Поэтапная модель взаимодействия педагога и родителей (законных представителей)
1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
Педагоги: Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение анализ полученных результатов, анализ типа семей)
родители: Сбор информации (знакомство детским садом (адаптация)
2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ
Наглядная агитация (стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты, буклеты), просмотр открытых занятий, мероприятий. Встреча со специалистами.
3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Педагоги : Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, «День матери», творческая мастерская, выбор содержания, форм работы с семьей ребенка.
родители: Получение консультативной индивидуальной помощи
4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ
Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Недели здоровья», турпоходы, конкурсы, выставки вечер вопросов и ответов
Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, дискуссионный клуб
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.
Линии, способы и формы взаимодействия с семьями воспитанников
Линия взаимодействия | Способы взаимодействия | Формы взаимодействия |
Художественно-эстетическое развитие | Формирование условий для совместной музыкально-художественной деятельности | Приглашение на утренники и развлечения; Организация экскурсий и походов; Консультации музыкального руководителя; Совместные работы по ручному труду, изобразительной деятельности; Участие в конкурсах совместно с детьми. |
III. Организационный раздел .
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно – эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие воспитанника.
Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции и направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и развивающаяся система). Окружающий предметный мир необходимо пополнять, обновлять в соответствии с возрастными возможностями воспитанника.
Среда обеспечивает:
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
Материалы, игрушки и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать педагогическим и эстетическим требованиям (способствовать развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладать дидактическими свойствами (обучать конструированию, знакомить с цветом, формой и т. д.); приобщать к миру искусства.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
При создании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать гендерный принцип, обеспечивающий среду материалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.
Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать возрастным периодам развития ребёнка дошкольного возраста.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагает наличие: специального учебного кабинета, специалиста по изобразительно-художественной деятельности, литературы, оборудования и материалов для работы. Также необходимо иметь коллекцию разных художественных произведений нетрадиционного искусства, особо ценные в художественном отношении предметы, которые можно использовать в педагогическом процессе для художественно-эстетического воспитания, знакомства и обучения воспитанников видам нетрадиционного рисования, подлинные произведения искусства современных художников, выполненные как в традиционной, так и в нетрадиционной технике исполнения.
Для того чтобы научить воспитанника смотреть картины, сравнивать технику их исполнения, замечать красоту и наслаждаться ею, педагогом рекомендуется устраивать мини-выставки произведений искусства, где ребят учат ходить спокойно, без шума и торопливости. Мини-выставки художественных картин в ДОУ – это первый шаг посещения музеев, начало духовного развития. В коллекции художественных произведений в ДОУ могут быть работы, выполненные разными нетрадиционными способами и техниками.
Рекомендуется использовать игры-занятия для художников: «Юный художник», «Рисуем пальчиками», «Процарапаем рисунок», «Весёлые витражи», «Разноцветные ладошки» и др., компьютерные программы: «Яндекс. Краски», «Рисуем красками», т. п.
3.2. Организация образовательного процесса
Режим работы:
Занятия делятся на теоретические и практические. На теоретических знакомим воспитанников с новым видом изображения - тестопластикой, беседуем о предстоящей работе, планируем этапы работы, приёмы, материалы, рассматриваем репродукции художников и т.п. Практические могут разделиться на два занятия, т. е. на два этапа, в зависимости от сложности. В середине года (январь) для воспитанников организуются недельные каникулы.
Тематическое планирование
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Название темы | Задачи |
сентябрь | 3неделя вторник | Лепка предметная | «Грибная поляна» | Развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус. |
сентябрь | 3неделя четверг | раскрашивание изделия | «Грибная поляна» | Развивать эстетический вкус. |
сентябрь | 4неделя вторник | Лепка предметная | «Урожай яблок» | Учить детей сравнительному анализу, при исследование формы и цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на картонной основе. |
сентябрь | 4неделя четверг | Лепка (продолжение) | «Лепка корзины с яблоками» | Закреплять умение лепить мелкие детали . |
октябрь | 1неделя вторник | Раскрашивание изделия. «Корзины с яблоками» | Раскрашивание изделия | Развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре. |
октябрь | 1неделя четверг | Лепка и рисование на тесте (экспериментирование) «Птичка в гнездышке» | « Лепка гнезда и яиц в нем.» (1день) | Знакомить детей с ленточным способом лепки; учит соединять лентообразную форму с диском (дном, вырабатывать навыки лепки деталей яйцевидной формы. |
октябрь | 2неделя вторник | Продолжение | «Лепка птички» (2день) | Использовать приемы скатывания, вытягивания, сплющивания при лепки птички. |
октябрь | 2неделя четверг | Продолжение | Раскрашивание изделия (3день) | |
октябрь | 3неделя вторник | Лепка - экспериментирование | «Тили – тили – тесто» (свободная лепка по желанию) | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. |
октябрь | 3неделя четверг | Лепка предметная (картинки из теста) | «Вкусное печенье» | Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений. |
октябрь | 4неделя вторник | Лепка предметная (картинки из теста) | «Яблоко», «Шар» «Орех», «Мячик», «Колесо», «Тарелка», «Блинчик», «Баранка», «Печенье». | Раскатывание комочков круговыми движениями ладоней для получения предметов в форме шара. Развитие чувства формы, мелкой моторики. |
октябрь | 4неделя четверг | Продолжение «Вкусное печенье» | Раскрашивание изделия | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки |
ноябрь | 1неделя вторник | «Вкусное угощение» | Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности. |
|
ноябрь | 2неделя четверг | Лепка | «Ежик.» | Учить лепить ежика и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : |
ноябрь | 3неделя Вторник Четверг | Лепка | «Мышка» | Учить лепить мышку и украшать ее, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : |
ноябрь | 4неделя вторник | Лепка | «Тарелочка с розочками.» | Учить лепить тарелочку с розами, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : |
ноябрь | 4неделя четверг | Лепка | «Цветок» | Учить лепить цветок и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : |
Декабрь | 1неделя вторник | Лепка предметная | «Новогодние подсвечники» | Учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : |
декабрь | 1неделя четверг | Продолжение | Раскрашивание «Новогодние подсвечники» | Продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки |
Декабрь | 2неделя вторник | Лепка предметная | «Дед Мороз» | Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.). |
декабрь | 2неделя четверг | Лепка | «Снегурочка» | Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения. |
декабрь | 3неделя Вторник Четверг | Продолжение | Раскрашивание, украшение изделия | продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки |
декабрь | 4 неделя Вторник Четверг | Лепка с элементами рисования | «Новогодний Колобок катится по дорожке и поёт песенку» | Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно – образной выразительности. |
январь | 3неделя Вторник Четверг | Лепка | . «Рождественские украшения» | Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обрабатывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество |
январь | 4неделя Вторник Четверг | Лепка | «Декоративные тарелки» | Закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке. |
февраль | 1 неделя Вторник Четверг | 1 день: лепка 2 день: раскрашивание | «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества» | Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки. |
февраль | 2 неделя Вторник Четверг | 1 день: лепка 2 день: раскрашивание | . «Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я» | Учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно |
февраль | 3 неделя Вторник Четверг | 1 день: лепка рамки (налеп, украшение рамки цветами); 2 день: раскрашивание | «Рамка для фотографий» | Учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре, учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе. |
февраль | 4 неделя Вторник Четверг | «Ваза с цветами» (панно) | Вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его, закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их). |
|
март | 1 неделя Вторник Четверг | Лепка из солёного или сдобного теста | «Угощайся, Мишка» | Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание для получения пряников и печенья. Развитие чувства формы, мелкой моторики. |
март | 2 неделя Вторник Четверг | Лепка | «Бублики – баранки» | Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов – баранок на связку – верёвочку. |
март | 3 неделя Вторник Четверг | 1 день: лепка фона 2 день: лепка петуха 3 день: раскрашивание 4 день: раскрашивание | «Петух» (панно) | Продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму. |
4 неделя Вторник Четверг | Продолжение | «Петух» (панно) | ||
1 неделя Вторник Четверг | Лепка | «Снеговик» | Создавать у детей интересов к образу, учить раскатывать комочки теста круговыми движениями, соединять их вместе. Находить сходство с окружающими предметами, персонажами. |
|
2 неделя Вторник Четверг | 1 день: лепка основы из цветного теста 2 день: лепка космического корабля, спутника | «Космодром» | Учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника. |
|
3 неделя Вторник Четверг | Лепка предметов прямолинейных форм (палочки, столбики, жгутики) | «Солнышко – колоколнышко» | Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие простого мышления и восприятия. |
|
1 неделя Вторник Четверг | Лепка | «Кто живёт в избушке» | Учить лепить «брёвнышки» для петушка. Вызвать интерес к сказке «Петушок – золотой гребешок». |
|
2 неделя Вторник Четверг | Лепка | «Заборчик для избушки» | Развивать у детей сюжетно – игровой замысел (связывать содержание с предыдущем занятием с лепкой избушки), раскатывать комочки теста прямым движением (столбиком). |
|
3 неделя Вторник Четверг | 1 день: лепка 2 день: раскрашивание | . «Божья коровка и ее подружка» | Продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета. |
|
4 неделя Вторник Четверг | 1 день: лепка аквариума 2 день: лепка рыбок. | «Рыбки в аквариуме» | Развивать композиционные умения при размещении водорослей и рыб на фоне, передавать в лепке выразительные особенности сказочной рыбки: округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками. | |
2 | 2 | |||
3 | 3 | |||
4 | 4 | |||
5 | 5 | |||
6 | 6 | |||
7 | 7 | |||
8 | 8 | |||
9 | 9 | |||
10 | 10 |
3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Материально-технические условия реализации программы-
Основная литература:
Оборудование:
Приготовление теста
Рецепт №1
200 гр. муки
200 гр. соли
вода.
Рецепт №2
200 гр. муки
200 гр. соли
1-2 ч. л. обойного клея
вода.
Рецепт №3
100 гр. пшеничной муки
100 гр. ржаной муки
400 гр. соли
2 ст. л. обойного клея
вода.
Рецепт №4
200 гр. муки
200 гр. соли
1 ст. л. растит. масла
вода.
Цветное тесто
Тексты потешек
Колобочек – Колобок
У него румяный бок.
И хорош он, и пригож,
И на солнышко похож!
Положили Колобок
Остудиться на окошко,
Колобок с окошек – скок!
Покатился по дорожке.
Ай, качи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам остались
Бараночки!
И. Друмникова
«Три каравая»
Я слепил три каравая –
У меня ведь именины.
Всю семью я угощаю
Караваем из глины.
Я слепил три каравая
М несу домой:
Этот - маме,
Этот – папе,
Этот – мне.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому:
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Ладушки – ладушки!
Пекла баба оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два,
Паше - два.
Ване – два,
Тане – два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Пьём парное молоко
Тут и куры:
- Ко – ко – ко!
Пробуют оладушки
Ой, ладушки – ладушки.
Вышла курица рябая
- Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила.
Я яичко вам снесла,
Не пора ли обедать?
Двери отперли, и вот
Маша всех к столу зовёт.
Пса Арапку,
Кошку – царапку,
Курочку – рябку.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке
Пшено в черепушке,
А Машеньке в тарелке
В глубокой, не мелкой.
Вокруг печки хожу
Да похаживаю
Я на печку гляжу,
Да поглядываю.
Вот поднялся пирог,
Пирожок медовый
Зарумянился пирог
Из муки из новой.
Пирожки мы испекли
С разною начинкой;
И с капустой,
И с морковью,
С луком и с картошкою.
Из остатков теста
Кренделя мы слепим.
Лады – лады – ладушки
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала
Детишкам давала
Саше – две, Яну – две,
Соне – две, Ане – две
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
- Заинька, угощали ль тебя?
- Серенький, угощали ль тебя?
- Угощали, угощали, милый мой:
Катюшка – то – блинами.
А Лизонька – пирогами.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Екатерина Нечуева
Занятие по тестопластике в подготовительной группе «Новогодняя поляна»
Тема : «Новогодняя поляна »
Задачи :
Воспитывать у детей интерес к лепке из солёного теста ; воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; побуждать детей оказывать помощь окружающим в трудной ситуации.
Познакомить детей с новым приёмом тестопластики - подрезание ножницами; учить изготавливать ёлочку с использованием данного приёма; закреплять умение делать животных из теста используя знакомые приёмы; продолжать работу по проектной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать связную речь детей, инициативность и самостоятельность.
Предварительная работа :
Разучивание стихов о Новом Годе , беседы на новогоднюю тему ;
Знакомство детей с различным приёмами работы с солёным тестом ;
Изготовление зверей из солёного теста .
Раздаточный материал :
фартуки, миски с тестом , стеки, кисти, ножницы, бусины для украшения.
Демонстрационный материал :
макет поляны , фонограмма, лист бумаги, маркер, цветок, опорные схемы, образец ёлочки.
Словарная работа : скатывание, раскатывание, капелька, вытягивание, приплюснывание, подрезание, склеивание.
Ребята, какой праздник у нас был недавно? А вот в лесу, на волшебной поляне , новый год ещё не наступил. Туда Дед Мороз ещё не дошёл и зверей лесных не поздравил. А вы хотите побывать на этой полянке ?
(Входим в группу , на столе стоит макет заснеженной поляны без деревьев и зверей).
Что случилось, куда подевались все новогодние ёлочки и звери ?
(Из-за двери слышится голос : Я злой волшебник, срубил все ваши ёлки и разогнал всех ваших лесных зверей за то, что вы не пригласили меня на свой новогодний праздник . Пусть теперь Дед Мороз ищет свою сказочную поляну . Ха-ха-ха.)
Ребята что же делать? Как теперь Дедушка Мороз найдет сказочную поляну и поздравит лесных жителей? (сделаем ёлочек из теста и зверей тоже ) .
Правильно, а на волшебной поляне они обязательно оживут.
Давайте подумаем, как можно сделать ёлочку, составим проект. (внешний вид объекта, среда обитания, материал из которого будем делать ёлочку, основная деталь –какой приём будем использовать для изготовления конуса, дополнительные детали –показ нового приёма –подрезание , конечный результат).
Но сначала давайте сделаем разминку для пальчиков :
Бородатый Дед Мороз (гладим бороду)
Нам подарочки принёс : (хлопаем в ладоши)
Шишки да иголки (имитируем шишку руками)
На колючей ёлке, (стряхиваем пальцы)
Разноцветные шары (имитируем форму шара)
Для весёлой детворы. (машем поднятыми руками)
(Самостоятельная работа детей) .
Многие уже сделали свою ёлочку, теперь можете вылепить любого лесного зверя. А чтобы вам помочь я вывесила на доске карточки с приёмами, которые можно использовать при лепке зверей. (скатывание шара, капелька, вытягивание, раскатывание колбаски, приплюснывание, склеивание деталей.)
(Самостоятельная работа детей. Готовые ёлочки и животных ставим на макет-поляну ).
Ребятки, посмотрите наша поляна снова оживает , а чтобы она совсем ожила можно прочитать новогодние стихи .
Кто знает?
Какая замечательная поляна у нас получилась .
Как вы думаете, понравится наша поляна Деду Морозу ? Может мы с вами напишем ему письмо? А что расскажем в нём, что мы с вами сделали сегодня. А про злого волшебника мы совсем забыли, что бы такое сделать, чтобы он больше не вредничал? (Пригласим его на волшебную поляну отпраздновать Новый год). Замечательная идея. Ну что ж, а нам пора обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Обязательно отправимся ещё куда нибудь.
Публикации по теме:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ технологий «Поляна сказок» Цель: закрепление знаний сказок в игровой форме. Задачи: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Воспитывать желание.
Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Новогодняя ёлка» Программное содержание: Учить детей лепить елку из шаров, путем вдавливания.
Цель: Прививать детям интерес к народному творчеству и традициям через тестопластику, воспитывать бережное отношение к народному искусству.
Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности педагога и детей по тестопластике для подготовительной группы (6 – 7лет) на тему «Путешествие во дворец фантазии». Совместная деятельность направлена на оценивание уровня личностных достижений дошкольников в области тестопластики и смежных дисциплин, таких как ИЗО и математика. Материал будет интересен педагогам дошкольного образования и педагогам дополнительного образования.
Цель:
развитие творческих навыков детей в области тестопластики.
Задачи:
обучающие:
выявлять когнитивный рост по тестопластике, навыки координации движений, мелкой моторики рук;
развивающие:
выявлять уровень личностного развития, внимания и воображения;
воспитательные:
воспитывать эстетическую культуру личности, навыки общения, самооценку.
Форма занятия:
путешествие по лабиринту.
Тип занятия:
обобщающее занятие.
Оборудование:
мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение, бланки с заданиями для детей, «медали», принадлежности рабочего места (стаканы, кисти, вода, краски, палитра, дощечки для лепки, стеки, салфетки), соленое тесто, конверты с комплектами геометрических фигур для каждого ребенка.
Ход занятия
1
. Приветствие
— Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? Вы готовы к путешествию? Хорошо. Тогда начнем с того, что я расскажу вам сказку.
На высоком холме среди гор и долин в некотором царстве в тридевятом государстве стоит золотой дворец на серебряном столбе, навес над дворцом из самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья, возвышается дворец Фантазии. Когда-то он был очень красив и полон разнообразных цветов и красок. Всевозможные художники и фантазеры со всех концов приходили туда по дорожкам и тропинкам. Они трудились во дворце с утра до ночи, создавая его. Потому там всегда кипела жизнь. Но в один прекрасный день сильный ураган засыпал дорожки и тропинки, завалил деревьями и камнями. Дорожки до дворца Фантазии все перепутались, стали почти непроходимыми и превратилась в настоящий лабиринт.
Плутали, плутали в этом лабиринте художники и фантазеры, да так и разошлись по домам не найдя нужной дороги. Дворец померк и опустел.
Вот так печально могла бы закончиться эта сказка, однако мы с вами можем помочь вновь оживить дворец Фантазии и наполнить своими красочными поделками.
Диалог с детьми.
Итак, наша с вами цель — добраться до дворца Фантазии. Дойти до него не просто, нужно преодолеть ряд испытаний и двигаться всегда в правильном направлении. Если мы будем выполнять все задания вместе, дружно, сообща, тогда у нас все получится. Итак, смело отправляемся в увлекательное и опасное путешествие!
2. Актуализация знаний:
— Перед тем, как отправиться по лабиринту, нам нужно вооружиться всем необходимым, что может нам пригодиться в путешествии.
Организация рабочего места для занятия лепкой – дощечка, стакан с водой, стека, ножницы, кисть, краски, кусочек соленого теста, лист бумаги, ручка (педагог обсуждает с детьми, почему им нужны все эти предметы и для чего они предназначены).
Физкультминутка
:
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем,
И назад в гнездо кладем.
3
. Путешествие по лабиринту
Препятствие 1 — «Ступеньки».
— Взбираться по ступенькам бывает очень не просто. Мы попробуем это сделать, разделившись на две команды и выполнив все задания, которые нам приготовили « Фантазеры» из дворца.
1-ая команда «КРУГ»
Ваш девиз:
В кругу друзей лучше считать,
Легче решать и побеждать!
2-ая команда «КВАДРАТ»
Ваш девиз:
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.
Первый этап — «Разминка».
Командам предлагаются весёлые задачи, которые ребята должны решить сообща за 30 сек. После этого капитан поднимает карточку с нужным числом. Педагог активно участвует в каждом этапе вместе с детьми. После выполнения каждого задания, дети кладут использованные карточки и задания на край стола.
1) 6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится.
А скольким сон хороший снится?
(6-1=5)
2) В кружку сорвала Марина
10 ягодок малины,
6 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?
(10-6=4)
3) У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде
Сколько у нее тетрадей?
(5+1=6)
4) Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
(6+1=7)
Второй этап — «Геометрическая фантазия»
Каждая команда получает конверт с геометрическими фигурами.
Задание: собрать из них животное, пока звучит музыка.
Во время выполнения задания звучит музыка (в течение 3 мин.)
Третий этап — «Подбери пару».
Каждому участнику раздаётся по варежке, на которой написан пример. Задание: решить пример на вашей варежке и найти вторую варежку с таким же ответом. Цвета варежек различаются.
Четвёртый этап — «Времена года».
Ответь на вопросы:
1) Сколько месяцев в году? Назови их.
2) Сколько дней в неделе? Назови их.
3) Сколько времён года?
4) Назови времена года?
5) Назови осенние месяцы?
6) Назови зимние месяцы?
— Мы благополучно взобрались на последнюю ступеньку.
Препятствие 2 «Камнепад»
(Математика).
— Дальше идти просто невозможно, дорогу преграждает камнепад. Нужно разобрать камни, чтобы освободить дорогу. Наша задача разобрать геометрические фигуры по группам (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Дети и педагог вклеивают геометрические фигуры в нужном столбце бланка. «Геометрические фигуры»: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Препятствие 3 «Цветочная поляна»
(Изобразительное искусство).
— Посмотрите куда мы вышли! Наша тропинка вся заросла цветами. Чтобы найти тропинку нам нужно выяснить, как получились такие цвета. В этом вам поможет палитра.
На палитре дети и педагог из четырех красок (синяя, красная, желтая, белая) «добывают» нужные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, голубой.
(Педагог помогает в работе).
— Мы справились с заданием и можем идти дальше.
Препятствие 4 «Тоннель»
(Скульптурный диктант).
— В тоннеле темно и совсем ничего не видно впереди. Нам нужно его пройти, выполнив задание, совершенно не зная, что получится в итоге.
Педагог диктует детям шаги работы с соленым тестом.
1. Слепите шарик, сплющите шарик – получилась круглая лепешка;
2. Возьмите маленький кусочек теста, скатайте из него шарик, покатайте на ладошке вперед-назад, полученную колбаску, загнув полумесяцем, водой приклейте на готовую лепешку в нижней ее части;
3. Возьмите два маленьких кусочка теста, одновременно двумя руками скатайте из них шарики, приклейте их на готовую лепешку в верхней ее части.
Ключ: должен получиться смайлик.
— Вы неплохо справились с этим заданием. Тоннель позади, а впереди последнее препятствие.
Препятствие 5 «Детская мастерская»
(Собственная поделка из соленого теста).
— Ой, а это что за сооружение? Неужели дворец? Что-то не похоже. Да это же «Детская мастерская»! Здесь же художники и скульпторы создавали свои шедевры и приносил их во дворец Фантазии. Что ж, мы тоже с вами здесь немного поработаем. А сделанными поделками украсим дворец, когда дойдем до него.
Дети лепят придуманную самостоятельно поделку. Их задача, используя свое воображение и фантазию придумать название своему изделию, раскрасить его и представить группе.
— Потрудились мы на славу! (Педагог комментирует результаты работы детей).
4. Подведение итогов совместной деятельности. Оценивание работы воспитанниками.
— Это было последнее препятствие лабиринта. Ребята, мы дошли до дворца Фантазии! Он снова ожил и наполнился радостью и вашими красочными поделками. А раз вы справились со всеми препятствиями и не заблудились, значит, вы настоящие фантазеры, способные преодолеть все преграды, чтобы дойти до цели.
Анализ непосредственной образовательной деятельности.
Цель и задачи НОД соответствуют основной общеобразовательной программе, возрастным особенностям и уровню развития детей. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом.
Длительность НОД соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, воздушный санитарный режим был соблюден (проветривание перед занятием). Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ходе образовательной деятельности своевременно проведена динамическая пауза, использованы разнообразные методы и приемы образовательной деятельности: игровые приемы, приемы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления, приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.
В ходе всей непосредственной образовательной деятельности дети включаются в диалог и оценивают свои действия и достижения.
Название: Конспект совместной деятельности по тестопластике «Путешествие во дворец фантазии»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, математика, Подготовительная к школе группа
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ « ЦРР – детский сад №210»
Месторасположение: г. Пермь
Программное содержание : научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование : тесто для лепки, стеки, подставки, салфетки, фартуки, картонные тарелки
Организационный момент
Давайте представим себе, что мы находимся в настоящей мастерской. Я буду мастером, а вы – подмастерьями (раздаю фартуки ). Перед началом работы необходимо надеть фартуки, чтобы не запачкаться в муке.
Сообщение темы
Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом. Он пластичный, послушный, теплый, добрый. Из него мы сделаем различные украшения.
Основная часть
Дорогие мои подмастерья, вам необходимо знать правила техники безопасности, их назубок знают все ребята нашей мастерской. Это стека (показываю ) – наш основной инструмент, запомните: стекой и кисточкой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем.
Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить.
Посмотрите сюда (показываю картину ), один купец принес мне картину и жалуется, что у него душа не радуется, когда он на нее смотрит. Как вы думаете почему? Чего на ней не хватает? А ведь верно! Чтобы каравай получился вкусным и аппетитным, нужно его украсить.
Отщипните кусочек от желтого теста – из него мы будем делать различные завитушки для пирога. Скатайте нетолстую колбаску и сложите ее колечками, кудряшками, завитушками. Отложите на бумажную тарелку.
Давайте украсим пирог вашими плюшками-завитушками.
Рефлексия :
А сейчас давайте вспомним все секреты, которые я вам сегодня рассказала (ребята вспоминают правила техники безопасности, особенности работы с тестом).
Сегодня мы с вами только прикоснулись к волшебному миру тестопластики, мне хочется, чтобы вы подружились с прекрасным материалом – с соленым тестом. Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ М не было очень приятно с вами работать. В завершение работы еще один секрет – «секрет чистых рук»,- приглашаю ребят вымыть руки.
Программное содержание : Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить точно, передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование : акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Конспект открытого занятия по тестопластике в средней группе .
« Волшебный материал – соленое тесто »
Цель: формирование у детей знаний о том, что такое тестопластика , какое оно – соленое тесто и его свойства .
Задачи:
Познакомить детей с новой техникой – тестопластика .
Стимулировать развитие творческого мышления и воображения.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Активизировать применение различных приемов лепки из теста для создания фигурок.
Развивать внимание, сосредоточенность, обогащать словарь.
Оборудование:
Презентация с иллюстрацией различных приемов лепки и готовых изделий, соленое тесто , доски для лепки, скалки, формы для вырезания из теста различных фигурок .
Дети в групповой комнате садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Пальчиковая игра.
Воспитатель: «Ребята, сегодня нашим пальчикам нужно будет хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе».
ПЕКАРЬ
Пекарь, пекарь из муки
Испеки нам колобки.
Да сушки – Ванюшке,
Да баранки – Танюшке
Да бублики – Гришке
Да крендель – Маришке
Хлеб
Муку в тесто замесили ,
(Сжимают и разжимают пальчики)
А из теста мы слепили :
(Прихлопывают ладошками, «лепят» )
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечем в печи.
(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно!
(Гладят живот) .
Воспитатель: «Ребята, давайте с вами закроем глазки и вспомним сказку «Колобок» . Из чего в этой сказке был сделан Колобок?
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, из теста . И сегодня, мы с вами, на нашем занятии , познакомимся с волшебным материалом – соленое тесто ».
Дети внимательно смотрят , воспитатель показывает тесто .
Воспитатель: «Сейчас я расскажу вам, из чего же оно сделано, и, что с помощью теста можно изготовить ».
Демонстрация и рассказ воспитателя о соленом тесте , его составе и свойствах, различные формы изготовления подделок из теста .
Воспитатель: «Ребята, послушайте загадки, и мы попробуем отгадать, из чего же состоит наше тесто :
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто ,
Положить меня должны.
(Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна.
(Соль)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без …
(воды) .
Далее воспитатель дает детям познакомится с тестом , потрогать его, понюхать, оторвать кусок теста и задаем вопрос «какое соленое тесто ?»
Дети рассуждают, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, какое же соленое тесто (мягкое, холодное и т. д.) .
Физкультминутка.
Воспитатель: «А теперь, ребята, мы с вами чуть-чуть разомнемся. Встаньте около своих стульчиков.
Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной:
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели».
Воспитатель: «Молодцы, очень хорошо» .
Самостоятельная деятельность детей (изготовление изделий из соленого теста ) .
Воспитатель: «А теперь берем свои стульчики и садимся за стол» .
Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек теста , фигурка для вырезания изделия.
Дети изготавливают различные изделия.
Подведение итогов занятия .
Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим, что у кого получилось?»
Ответы детей.
Воспитатель напоминает, о составе соленого теста , его свойствах, задает вопросы, что понравилось большего всего на занятии , что нового дети узнали.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, очень хорошо занимались, мне очень понравились все ваши работы. Занятие закончено . Можете встать. Возьмите свои стульчики и поставьте на место».
Дети встают, берут стульчики и ставят их на свои места.
Последующая работа. Воспитатель собирает все фигурки детей, изделия высыхают и на следующем занятии дети , с помощью кистей и красок раскрашиваю свои получившиеся изделия.