Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

Блог о здоровом образе жизни. Грыжа позвоночника. Остеохондроз. Качество жизни. Красота и здоровье

» » Формы работы по экологическому образованию дошкольников. Формы организации экологического образования дошкольников. Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Формы работы по экологическому образованию дошкольников. Формы организации экологического образования дошкольников. Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

В последние годы идет активный поиск разработки содержания и методов, форм экологического образования дошкольников с учетом природных особенностей того или иного региона. В современной педагогической литературе (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Е.В. Гончарова и др.) особое внимание уделяют проведению занятий, игр экологического содержания, разрабатываются технологии экологического образования, которые в основном включают специально разработанные занятия.

Занятия. Экологические занятия, как одна из форм организации обуче­ния детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные пред­ставления дошкольников могут быть качественно преобразованы -расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Важной особенностью экологических занятий является то об­стоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в по­собиях или каким-либо другим способом.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принци­пиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, ло­гикой построения, ходом организации и проведения.

первично-ознакомительные. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в бли­жайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. нагляд­ность, помогающая формировать у детей отчетливые и правиль­ные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рас­сматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становят­ся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Обобщающие. Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Важное место в беседе занимает также фор­мулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем об­щего, которое соответствует обобщенному представлению.

углубленно-познавательные . Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, уг­лубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения; читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувствен­ных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа.

Комплексные. Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех воз­растных группах, но особенно они полезны со старшими дошко­льниками.

Экскурсии. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решае­мых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и ос­нащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

В блоке совместной деятельности воспитателя и детей:

Опыты. Способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.

Эксперименты . Принципиальное отличие этой деятельности заключается в том, что образ цели, определяющей эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. Экологизация данного вида деятельности может проявляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

Игры, ИОС. Игра как метод экологического воспитания - это игра, спе­циально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обу­чающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуа­цией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда; в содержание игры заложены дидактическая цель, воспита­тельная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, под­держивает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сю­жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, че­рез которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС: 1) Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами; 2) Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами; 3) Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры . Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), предос­тавляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, ко­гда они научились четко соблюдать правила. Интересными являются игры в загадки-описания - они упраж­няют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Развлечения, праздники. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздо­ровительного характера. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные те­мы - их организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними).

Экологическая тропа. Учебная «эко­логическая тропа» - это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Работа на «экологической тропе» имеет не только информатив­ный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке ра­стений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатыва­ют и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Такое посещение природы дает возможность организовывать и про­водить исследовательские работы - изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в приро­де; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, про­гнозировать последствия деятельности человека, оценивать резуль­таты природоохранной работы.

Акции. Акции - это социально значимые мероприятия, которые прово­дятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (воз­можно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к ка­ким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, по­этому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воз­действие на дошкольников, служат хорошей экологической про­пагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Дети старшего дошкольного возраста мо­гут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затра­гивают их интересы, их жизнедеятельность. К таким, например, относится «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция против бес­смысленной массовой вырубки елей перед Новым годом. В дошко­льном учреждении эта акция включает ряд мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся полтора месяца. Примеры: «Цветущая клумба», «Дерево моего ребёнка», «Аллея выпускников», «Птичья ёлка».

Походы. Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздорови­тельные, познавательные, нравственные и эстетические. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и орга­низованы. Природное окружение должно быть хорошо обследо­вано и изучено взрослыми, что позволит составить точный мар­шрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербург

Консультация для воспитателей ГБДОУ №32

ТЕМА: « Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию »

Выполнили:

Дементьева Н.А.

Шерстунова М.Г

Малышева И.В.

Георгиева Т.В.

Санкт- Петербург

2018 г.

«Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы и методы» + показ презентации.

2 слайд

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология ?

3слайд

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам : живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

4 слайд

За последнее время были созданы программы двух типов : комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные : «Радуга» , «Детство» , «Развитие» , «Истоки» , «От рождения до школы» , «Кроха» . Парциальные (экологические) : «Семицветик» , «Природа и художник» , «Наш дом – природа» , «Жизнь вокруг нас» , «Паутинка» , «Мы» , «Юный эколог» .

5 слайд

Задачи экологического воспитания и образования детей :

1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;

5. Воспитание эстетических чувств;

6. Воспитание любви к природе, родине;

7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится

по 3-м блокам :

Специально организованное обучение в форме занятий;

Совместная деятельность взрослого с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

6 слайд

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию :

Проведение экологических праздников

Наблюдения на прогулках

Занятия

Календари природы

Работа с родителями

Игровая деятельность

Музыкальная деятельность

Труд в уголке природы

Организация исследовательской деятельности

Экскурсии в природу

Художественная деятельность

7,8,9,10 слайд

Методы работы по экологическому воспитанию и образованию.

Словесные методы:

Рассказы воспитателя

Воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы

Беседы

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед : предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией.. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Художественная литература

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе

Наглядные методы:

  • Наблюдение
  • Картины
  • Показ моделей
  • Календари природы

Практические методы:

  • Труд
  • Опыты
  • Моделирование
  • Поисковая деятельность, квесты
  • Экскурсии

Занятия по экологии бывают :

Занятия-наблюдения за животными и растениями;

Занятия по классификации представлений о природе;

Занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

Занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

Занятия-исследования;

Занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

Комплексные занятия.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе :

Решение проблемных ситуаций;

Элементарное экспериментирование;

Работа с моделями;

Моделирование;

Игры;

Наблюдение;

Постановка проблемных вопросов;

Участие детей в уходе за растениями и другое.

14 слайд

В детском саду применяются следующие виды игр :

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2. Предметные игры : (с листьями, семенами, цветами) «Чудесный мешочек» , «Узнай, что в руке» , «Вершки и корешки» .

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

4. Словесные игры : «Кто летает, бегает, прыгает» , «В воздухе, в воде, на земле» , «Четвертый лишний» .

5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот» , «Солнышко и дождик» , «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений :

Сказки-кроссворды о животных;

Отгадай загадки и узнай героев;

Найди ошибки у художника, поэта;

Может так быть или нет и др.

15 слайд

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей :

Проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др) ;

Выезды с детьми на природу;

Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

Совместное озеленение территории детского сада;

Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

Наглядная информация;

16 слайд, 17 слайд

Закончить нашу консультацию хочется словами В. А. Сухомлинского:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»

18 слайд

При отборе растений для уголка природы следует учитывать следующие требования:

  • Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.
  • Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
  • Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразию и неповторимости живых организмов.
  • Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.

Младшая группа. 19 слайд

Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие яркие и крупные листья и долго цветущие: герань, бегония, аспидистра, фикус, фиалка.

Средняя группа. 20 слайд

В средней группе усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев. В дополнение к растениям младшей группы в среднюю помещают аспарагус, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6 – 8 видов растений.

Старшая группа. 21 слайд

Старшая группа. 22 слайд

Дети старшей группы должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы. Это могут быть 2- 3 вида традесканций, комнатный виноград или вьющийся плющ, фикус Бенджамина, эпифиллум, кливия или амариллис.

23 слайд

Растения, которые нельзя содержать в уголке природы детского сада

Растения, которые имеют колючки или острые края листьев, о которые ребенок может пораниться: кактус, юкка, агава, роза, некоторые вида алоэ.

Растения, которые содержат ядовитый сок, при контакте с кожей могут вызвать сильный ожог, переходящий в долго незаживающую язву: диффенбахия, алоказия, филодендрон, антуриум, молочай, кротон.

Растения с яркими и привлекательными ягодами, употребление которых в пищу может вызвать серьезное отравление: тошнота, рвота, боли в животе: аглаонема, паслен.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 12 МЕЦЛЕР Т.И..

«У маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий; так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир» В.А.Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСВОЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ В РИСУНКАХ, РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАГЛЯДНЫЕ – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, демонстрация слайдов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. ПРАКТИЧЕСКИЕ- игры, опыты, моделирование. Использование этих методов позволяет педагогу уточнять и углублять представления путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания. СЛОВЕСНЫЕ- рассказы, художественные произведения, беседы, словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НОД ЭКСКУРСИИ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУД ВПРИРОДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРОЕКТЫ

НОД КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Занятия первично-ознакомительного типа Занятия углубленно-познавательного типа Занятия обобщающего типа Занятия комплексного типа

Занятия первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Занятия углубленно-познавательного типа. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Занятия обобщающего типа

Занятия комплексного типа Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

НАБЛЮДЕНИЯ Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Как было уже сказано, основной метод в экологическом воспитании – наблюдение, но чтобы увиденное в природе не потерялось в память ребенка, необходимо полученное знание закрепить в различных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Все затронет эмоции, чувства, а значит отложится у ребенка надолго.

Экологическая тропа Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

ЭКСКУРСИИ На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей:

Эксперименты и опыты. . В процессе опытно-экспериментальной работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Дидактические игры. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Экологическое воспитание – важная составляющая учебно-воспитательного процесса в школе и детских садах. Свою работу в этом направлении педагоги организовывают как в процессе образовательной деятельности, так и во внеклассной работе. Формы, средства и методы экологического воспитания избираются в соответствии с возрастом детей, степенью их заинтересованности, природного окружения.

Методы, формы и средства экологического воспитания зависят от возраста детей. Ведущей формой организации работы по экологическому воспитанию является урок (). Опыты, эксперименты, наблюдения, проекты, использование литературы, беседы – те методы, которые использует педагог в непосредственной образовательной деятельности. Помимо этого, во внеклассной работе. К внеклассной работе можно отнести экскурсии, праздники, тематический досуг, работу с родителями. Все формы и методы могут быть использованы как в совокупности, так и по отдельности.

Формы экологического воспитания

  1. Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.

Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:

  • Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
  • Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
  • Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.

Методы и приемы экологического воспитания

Экологическое воспитание в рамках государственной образовательной программы – важная часть общего педагогического процесса. Как в любом процессе, педагоги стараются использовать все доступные им методы и приемы воспитания.

Наглядные методы

Как говорится, лучше один раз показать, чем сто раз рассказать, особенно если речь идет о детях и их отношениях с природой. В экологическом воспитании наглядными методами выступают:


Практические методы

Практические методы необходимы для полной интеграции детей в экологическую культуру.

  1. Моделирование. Метод моделирование хорошо подходит для детей начальных и средних классов. Он представляет собой замещение реальных объектов (явлений) с помощью схем, знаков, фигур или изображений. Моделирование помогает создать у детей общее представление об изучаемом объекте.
  2. Опыты и эксперименты. Опыт в экологическом воспитании – это наблюдение над изучаемым объектом в специально созданных для этого условиях. У опыта должна быть цель и задача. Ход эксперимента должен быть продуман, а также продуманы технологии и средства. Сам опыт логически завершен словесно или письменно.
  3. Экологические игры. Дидактические, подвижные, настольные или словесные – игра, это ознакомление, познание и закрепление материала. Игра, как метод экологического воспитания широко используется воспитателями детских садов, так как в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность.

Словесные методы

Под словесными методами мы подразумеваем беседы, рассказы, анализ прочитанного или увиденного. Словесные методы почти всегда подкрепляются наглядными. Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.

Одним из словесных методов является чтение художественной литературы. Это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Много авторов уделяли внимание проблемам природы, животного мира, охране окружающей среды.

В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры


Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т.д.)


Основные задачи работы с родителями по экологическому воспитанию: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника Объединить усилия для развития и воспитания детей Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей Поддерживать их уверенность в собственных воспитательных возможностях




Основные формы работы с родителями Родительские собрания Консультации на экологическую тематику Проведение конкурсов и выставок Досуговые формы организации общения Оформление наглядных материалов для родителей (стенды, буклеты, памятки, стенгазеты) Открытые занятия




Важные моменты Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.




Формирование начал экологической культуры это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой


Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром.


Задачи воспитания Развитие познавательного интереса к миру природы Направление активной деятельности дошкольника на осознанное сохранения природы Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру Формирование у детей экологических знаний, культуры отношения к природе


Формы и методы работы с детьми региональный компонент; научность и доступность понятий; принцип «спирали»; междисциплинарность и интеграция; непосредственная образовательная деятельность; экологические экскурсии; экологические сказки; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; эксперименты и опыты; развивающие дидактические игры; выставки


Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) Формирует у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы. Использует имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности. Помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности. Создает благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность...


Принцип научности и доступности понятий На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления понятия знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний...


Принцип «спирали » необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса...


Принцип междисциплинарности и интеграции Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому этот принцип позволяет соединить всю воспитательно- образовательную работу в одно целое...


Непосредственная образовательная деятельность Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта...


Экологические экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. 1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. 2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе. 3. Экскурсии в лес, в поле, в парк, на берег реки предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. 4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе. 5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств. 6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине...


Экологические сказки Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность, экологические праздники. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой. Сказки, написанные самими детьми, представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и явлениям. Часто дети рисуют рисунки к прослушанным или придуманным сказкам, таким образом можно создать самодельные книжки сказок о природе...


Практическая деятельность (труд в природе) способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. В процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге; узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает на детей влияние на отношение ребенка к труду. Труд становится более осмысленным и целенаправленным. В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы...


Природоохранные акции Особая роль в экологическом воспитании детей принадлежит природоохранным акциям, в которых принимают участие как взрослые, так и дети. Тематика их разнообразна, но всегда совпадает с яркими событиями годовых сезонов. Например, «Сохраним елки в лесу!», «Птицы не должны голодать зимой!». Желательно продумать вовлечение всех участников акции в практическую деятельность по улучшению состояния ближайшей природной среды: территории ДОУ и возле домов, где проживают дети, у школы в которую пойдут выпускники старших групп...


Эксперименты и опыты Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными...


Дидактические игры экологического содержания: о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения; для развития эстетического восприятия природы; для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе; для приобщения к экологической ориентированной деятельности..


По содержанию По дидактическому материалу По характеру игровых действий По познавательному интересу Математические СловесныеИгры-путешествия Интеллектуальные Сенсорные Настольно- печатные Игры- предположения Эмоциональные Речевые С предметами и игрушками Игры-поручения Регулятивные Музыкальные Игры-загадки Творческие Природоведческие Игры-беседы Социальные Для ознакомления с окружающим Дидактические игры..


Экологические выставки Цель их - ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Лес - друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д. На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок...






Работа в повседневной жизни Для ознакомления дошкольников с природой, для воспитания экологической культуры в работе используются прогулки. Во время прогулок организовываются игры с природным материалом: песком, водой, льдом, снегом, листьями и т.п. прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения продумываются заранее, при этом используются разнообразные формы организации (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальную организацию наблюдения используют для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями. Наблюдения могут проходить небольшими группками (рассматривание цветка, появление всходов, насекомых и т.д.) на прогулке проводится и индивидуальная работа. Дети старшей и подготовительной к школе групп свои наблюдения отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни растений...


Нетрадиционные формы работы Блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы). Проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»). Практическую работу и поисковую деятельность. Игровые приемы.. Урок – путешествие. Занятие – сказка. Викторины. Игра. В учебном классе. В зимнем саду. На участке, в парке...


Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому самое главное – личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.